Научная статья на тему 'СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ КАК ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ КАК ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста З.Р., Ткаченко В.Н.

В статье рассмотрена важность сенсомоторного развития детей в дошкольном детстве, основные задачи развития сенсомоторных способностей детей, а также этапы и принципы организации данного процесса. Сенсомоторное развитие является существенной частью своевременного полноценного гармоничного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSORAL AND MOTOR DEVELOPMENT OF CHILDREN AS THE IMPORTANT TASK OF PRESCHOOL EDUCATION

The article considers the importance of sensorimotor development of children in preschool childhood, the main tasks in development of sensorimotor abilities of children, stages and principles of organization of such development; a possible list for the development of sensorimotorics of preschool children is given.

Текст научной работы на тему «СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ КАК ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК: 373:37.025

Амет-Уста З.Р., к.пед.н.

доцент

кафедра дошкольного образования и педагогики

ГБОУ ВО РК «КИПУ» Ткаченко В.Н. обучающаяся группы ЗДО-5-13 Республика Крым, г. Симферополь СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ КАК ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрена важность сенсомоторного развития детей в дошкольном детстве, основные задачи развития сенсомоторных способностей детей, а также этапы и принципы организации данного процесса. Сенсомоторное развитие является существенной частью своевременного полноценного гармоничного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: сенсомоторное развитие, сенсорное воспитание, дошкольный возраст.

Amet-Usta Z. R.

Tkachenko V.N.

SENSORAL AND MOTOR DEVELOPMENT OF CHILDREN AS THE IMPORTANT TASK OF PRESCHOOL EDUCATION

Annotation. The article considers the importance of sensorimotor development of children in preschool childhood, the main tasks in development of sensorimotor abilities of children, stages and principles of organization of such development; a possible list for the development of sensorimotorics of preschool children is given.

Key words: sensorimotor development, sensory education, preschool age.

Постановка проблемы. Одной из главных проблем современности является создание условий для своевременного полноценного физического, умственного и духовного развития каждого ребенка, формирования его жизненных компетенций. Нововведения, связанные с внедрением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выделяют сенсомоторное развитие как базовую основу формирования всех ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста, что обуславливает актуальность исследуемой темы. В то же время, сенсомоторное развитие дошкольников предполагает комплексное развитие восприятия им характерных внешних признаках предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение и пр.) путем реализации во всех основных видах деятельности ребенка без выделения в отдельную область познания.

Анализ исследований и публикаций. Сенсомоторное развитие

является существенной частью своевременного полноценного гармоничного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Данная проблема является предметом исследования многих ученых, как психологов (Л. Венгер, А. Запорожец, В. Зинченко, Е. Игнатьев, В. Мухина), так и педагогов (В. Аванесова, Н. Поддьяков, Н. Сакулина, Е. Тихеева, А. Усова, Е. Флёрина). Большой вклад в изучение развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста внесли ученые под руководством Л. Венгера.

Выдающиеся зарубежные специалисты в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М. Монтессори, Ж.-О. Декроли), а также отечественные ученые (С. Русова, Е.Тихеева, А. Запорожец, О. Усова, Н.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из базовых компетенций ребенка младшего дошкольного возраста.

В теории и практике дошкольного образования имеется довольно обширный спектр теоретического, практического и методического материала направленного на развитие у детей сенсомоторных способностей, однако, данные материалы используются педагогами нецеленаправленно, бессистемно, что приводит к снижению ожидаемого эффекта в развитии детей.

Очевидны противоречия: между потребностью всестороннего сенсомоторного развития ребенка как предпосылки его умственного воспитания и недостаточным отражением этого направления в содержании и задачах работы воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях; между эффективностью сенсорного развития ребенка средствами предметно -развивающей среды и отсутствием научно обоснованного методического обеспечения этого процесса.

Цель статьи: рассмотреть специфику сенсомоторного развития детей дошкольного возраста как одну из актуальных и важных задач дошкольного образования.

Изложение основного материала. Ведущей задачей дошкольного образования является всестороннее развитие личности ребенка в гармоничном единстве психического, умственного и физического развития. Это время бурного интенсивного роста при создании определенных условий. Столько изменений, сколько происходит в дошкольном детстве, больше не происходит в течение всей жизни человека. Именно поэтому нужно внимательно относиться к развитию ребенка в дошкольном возрасте.

Начиная с младшего дошкольного возраста результаты развития отдельных способностей ребенка становятся очевидны (речь, моторика и пр.). С помощью осязания, мышечного чувства, зрения обогащается сенсорный опыт ребенка, он начинает различать величину, форму и цвет. Развитие сенсомоторных способностей выдвигается в данный период на первый план. Данный факт признается ведущими учеными и поддерживается практическим опытом семейного воспитания.

Л. Венгер и А. Запорожец определили сенсорное развитие как развитие восприятия ребенка и формирования представлений о внешних свойствах предметов и явлений: величине, форме, цвете, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе, звуке и т.п. [1]. Современные исследователи-практики также уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего и младшего возрастов они предлагают специально организованные занятия по сенсомоторному развитию, предполагающие накопление сенсорных представлений, создание окружающей среды ребенка (языковые и неречевые звуки, разнообразные и достаточные по количеству зрительные впечатления), а также специальные занятия по сенсорному развитию (в первый год жизни). В дальнейшем проводятся занятия, на которых используют дидактические игры и упражнения по специально изготовленным наглядным материалам (вкладки и решетки, цветные палочки, дидактические столики и т.д.). Дальнейшее сенсомоторное развитие осуществляется во время рисования, элементарного конструирования, в повседневной жизни.

Осознавая важность и сложность сенсомоторного развития ребенка воспитатели дошкольных образовательных учреждений, начиная с младшего дошкольного возраста, в своей работе определяют следующие основные задачи в данном направлении [2]:

- развитие мелкой моторики руки;

- формирование системы сенсорных эталонов;

- формирование психических процессов;

- активизация словаря детей;

- создание развивающей среды;

- развитие умственных операций;

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие координации движений;

- формирование навыков саморегуляции;

- работа с родителями и педагогами по развитию сенсомоторных способностей.

Целенаправленное развитие сенсомоторных способностей проходит следующие этапы:

1. Этап формирования сенсорных эталонов и устойчивых, закрепленных в речи представлений о цвете, геометрических фигурах и соотношение между величинами нескольких предметов.

2. Этап изучения способов обследования предметов, а также приобретения умений различать их форму, цвет и размер и выполнять каждый раз все более сложные глазомерные действия.

3. Этап развития аналитического восприятия: умение ориентироваться в сочетании цветов, анализировать форму предметов, выделять отдельные измерительные величины.

4. Этап осознанного управления своими движениями и эмоциями в

зависимости от сенсорного восприятия (согласованность зрительных органов и движений; слуховых органов и движений и т.п.) [5, с.68].

Во время воспитательно-образовательного процесса организацию сенсомоторного развития планируют в тесной взаимосвязи со всеми другими видами деятельности дошкольников. Средствами реализации сенсомоторного развития в современной системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ остаются занятия и мини-занятия; дидактические игры и упражнения; поисково-исследовательская деятельность; наблюдения и экскурсии сюжетно-ролевые игры. Особая роль в данном процессе отводится играм, в частности пальчиковым.

Сенсомоторное развитие и воспитание имеет свои принципы организации: принцип систематичности, принцип цикличности и принцип вариативности [3]. Тематическое планирование материала проводится в течение года и согласуется с сезонными явлениями, а также с программой ознакомления с окружающим.

Важнейшим принципом организации процесса обучения по сенсомоторному развитию является систематичность, занятия на развитие ручной умелости, совершенствование двигательной активности должны быть ежедневным компонентом развития ребенка.

Особого внимания требует вопрос о цикличности занятий: период раннего детства характеризуется чрезвычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду следует подходить дифференцированно. Иными словами занятия должны проходить в соответствии с возрастом с постепенным наращиванием и периодическим повторением. Данные повторения проходят линейно, т.е. расширяя, уточняя и дополняя уже имеющиеся сенсомоторные представления у ребенка. Занятия на повторение должно отличаться от основного занятия. Простая повторяемость одних и тех же задач может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Для реализации принципа вариативности в развитии сенсомоторных способностей детей применяются различные вариации привычных упражнений по сенсомоторике: театральные представления на основе пальчикового театра, театра рукавичек, театра теней и т.д. В данных постановках, задействующих одновременно пальцы и руки ребенка, речь, движения, открываются большие перспективы для развития ручной умелости, ловкости, точности и выразительности движений крупной и мелкой моторики, речи, творческой и чувственной сферы ребенка в процессе совместной деятельности с взрослым.

Также практически в каждой группе ДОУ присутствует зона сенсорного развития ребенка, состоящая из разнообразных стимуляторов сложных и простых, специальных и привычных (музыкальные инструменты и устройства, генераторы запахов, покрытия с различными тканевыми основами и волокнами, проекторы, световые трубки и пр.). Также

традиционно в практической деятельности воспитательно-образовательного процесса ДОУ используется разнообразная предметная деятельность по развитию сенсомоторных способностей, включающая также и навыки самообслуживания: рисование; лепка; конструирование; игры с застежками, шнуровками, тесьмой, мозаикой; аппликация; макраме; сортировка мелких предметов отличающихся по величине, структуре и форме; игры с водой, песком; дидактические игры и т.п. [4].

В процессе сенсомоторного развития ребенка необходимо руководство со стороны взрослого, включающего ребенка в деятельность и формирующего его действия и восприятие посредством:

- выделения сенсорных эталонов словом, обобщения их характеристик;

- обследования различных сенсорных стимуляторов;

- изучение последовательности развития моторных движений. Выводы. Важным фактором в планировании занятий по

ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов и действиями с ними является взаимосвязь с другими видами деятельности и принцип последовательности, систематичности, вариативности. В связи с этим сенсомоторное воспитание не выделено в специальный самостоятельный раздел основной общеобразовательной программы в детском саду, а включено по видам деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую и т. д. Сенсомоторное развитие ребёнка происходит в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений.

Использованные источники:

1. Венгер Н. Б. Об усвоения ребенком систематизации внешних свойств предметов / Н. Б. Венгер // Вопросы психологии, 1970. - № 4. - С. 77-86.

2. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / И.В. Дворова, О.П. Рожков. - М.: МПСИ Модэк, 2007. - 123 с.

3. Маликова Ю.В. Сенсорное воспитание в наследии выдающихся педагогов прошлого / Ю. В. Маликова // Вестник Южно государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского: сб. научных трудов. -Одесса: ПГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. - № 3-4. - с. 151-153.

4. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 112 с.

5. Поддъякова Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесова - М.: Просвещение, 2001. -192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.