Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal
ISSN 250-3585
УДК: 159.952-053.4
oo „i-., г Пеихологические науки
ЬЬК: 88.251.5 J
Психолого-педагогическое воздействие в развитии свойств внимания детей дошкольного возраста.
© Н.В. Ближенская, А.А. Кузнецова
56
Ближенская Н.В. - педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24» E-mail: [email protected]
Адрес: 305044, г. Курск, ул. Каширцева, 5, Российская Федерация
Кузнецова А.А. - доцент каф. психологии здоровья и коррекционной психологии, к.пси-хол.н., ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).
E-mail: [email protected]
Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования влияния психолого-педагогических коррекционных мероприятий на развитие свойств внимания у детей дошкольного возраста. Исследование реализовано в несколько этапов. На первом этапе проведена психологическая диагностика свойств внимания в двух группах (контрольная, экспериментальная). На втором этапе в экспериментальной группе реализовано психолого-педагогическое воздействие, 15 коррекционных занятий, продолжительностью 25-30 минут. На третьем этапе проведена повторная диагностика свойств внимания. Полученные результаты свидетельствуют о наличии наиболее выраженных, статистически достоверных, положительных сдвигов, в оцениваемых свойствах внимания, в эксперимен-№6 (9) 2017 тальной группе, что говорит об эффективности выбранных спосо-www.j-chr.com бах психолого-педагогического коррекционного воздействия.
Ключевые слова: психолого-педагогическое воздействие, дошкольный возраст, внимание, дошкольное образование.
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:
Проблема изучения различных аспектов феномена внимания остается одной из важных проблем в области психологических наук, в целом, и педагогической психологии, в частности, несмотря на наличие массива исследований в данной области (П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, П.И. Зинченко, В.С. Мухина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филечева и др.). Высокий интерес учёных к процессу внимания обусловлен тем, что оно обеспечивает избирательность протекания психических процессов. По мнению С.Л. Рубинштейна: «Внимание - это избирательная направленность на объект и сосредоточенность на нем, процесс, который поддерживает контроль за четким и организованным протеканием деятельности» [11].
Особенную актуальность и практическую значимость изучение процесса внимания приобретает в дошкольном возрасте, как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий дошкольного обучения. Внимание детей данного возраста имеет ряд специфических особенностей, приобретает определённые качества в зависимости от той деятельности, в которой оно проявляется и формируется, в зависимости от того, как направляется эта де-ятельность[8]. Акцент с непроизвольного внимания смещается на формирование и развитие произвольного внимания, как сознательно направляемого и регулируемого процесса, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Механизмом произвольного внимания выступает волевое действие, которое имеет сложную структуру и алгоритм от постановки цели, анализа ситуации, планирование действий, подбор нужных способов действий, инструментов и приемов до реализации плана и преодоления внешних и внутренних препятствий к достижению цели.
На развитие произвольного внимания ребенка большое влияние оказывают указания взрослого и инструкции. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций: - принятие постепенно усложняющихся инструкций; - удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; - развитие навыков самоконтроля через игру[8], являющуюся ведущим видом деятельности дошкольника. Игра, по мнению многих исследователей, является основой жизнедеятельности ребенка в дошкольном периоде и оказывает огромное влияние на его интеллектуальное, нравственное, физическое и психическое развитие (А.П. Усова, Л.С. Выготский, А.П. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.К. Бондаренко и др.). Важным средством в развитии произвольного внимания дошкольников приобретает подвижная игра [3].
Некоторые отечественные исследователи, например, И.Л. Баскакова, Г.В. Пе-тухова считают, что заниматься развитием произвольного внимания необходимо в дошкольном возрасте [2]. Ведь именно дошкольный возраст является самым ответственным, но в то же время сензитив-ным периодом в жизни человека, так как совершенствуются и формируются фундаментальные способности, необходимые для дальнейшего развития. В дошкольном детстве происходят изменения в психическом и физическом развитии ребенка, формируются и совершенствуются все познавательные процессы, необходимые и для развития произвольного внимания. Одним из основных средств развития произвольного внимания детей-дошкольников, по нашему мнению, может стать игра. Так как компоненты игры, в силу своих особенностей оказывают влияние на развитие основных свойств внимания таких, как: объём, переключаемость, концентрация, устойчивость, а, следовательно, и на его произвольность.
57
№6 (9) 2017 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ШШ
58
№6 (9) 2017 www.j-chr.com
Развитие произвольного внимания - это динамичный процесс, требующий затрат времени и умелого руководства этим процессом со стороны педагога и психолога дошкольного учреждения [12]. Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, будет способствовать развитию произвольности внимания.
Так как многие трудности, связанные с низким уровнем развития произвольного внимания проявляются уже в дошкольном возрасте, то и коррекцион-но-развивающее воздействие целесообразно начинать именно в этот возрастной период [1].
Целью данной работы являлось исследование влияния психолого-педагогических коррекционных мероприятий на развитие свойств внимания у детей дошкольного возраста.
Были выделены две группы (контрольная и экспериментальная) по 10 человек в каждой, в возрасте 5-6 лет.
Исследование реализовано в несколько этапов. На первом этапе проведена психологическая диагностика свойств внимания в двух группах. На втором этапе в экспериментальной группе реализовано психолого-педагогическое воздействие, 15 коррекционных занятий, продолжительностью 25-30 минут, занятия как индивидуальные, так и подгрупповая работа с детьми. На третьем этапе проведена повторная диагностика свойств внимания, осуществлена статистическая обработка данных.
Для исследования свойств внимания использовались следующие методики: «Проставь значки», направленные на исследование переключения и распределения внимания; «Запомни и расставь точки», направленная на оценку объема внимания и «Найди и вычеркни», предназначенная для исследования продуктивности и устойчивости внимания.
Целью коррекционной программы явилось развитие свойств внимания (переключаемости, устойчивости, рас-пределяемости, объема и концентрации); развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Структура занятия включала в себя несколько компонентов:
- Ритуал приветствия - 1-2 минуты.
- Разминка -3-5 минут.
- Коррекционно-развивающий этап - 1520 минут.
- Графические задания - 5минут.
- Подведение итогов - 2-3 минуты.
- Ритуал прощания - 1-2 минуты.
Развитие произвольного внимания и его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости) осуществлялось последовательно, посредством игровой деятельности, ориентируясь на разработки отечественных авторов (С.Г. Якобсон, Н.М. Сафонова, Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова, И.И. Мамайчук, О.Г. Ксенда, О.Д. Нечай, Е.Н. Журавлева, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.А. Глушакова, С.Ф. Коршунова) [3, 4, 5, 6, 7, 9, 10] сформирована программа психолого-педагогического воздействия (таб.1).
Таблица 1.
Технологическая карта программы.
Занятие 1.
- способствовать развитию произвольного внимания (переключение, распределение, концентрация);
- формировать слуховое и зрительное внимание;
-развивать мелкую моторику, развивать коммуникативные навыки;
1. Приветствие «Доброе утро, ребята!»;
2. Упражнение «Я рада встрече!»;
3. Игра «Найди 10 отличий»;
4. Игра «Подбери пару»;
5. Упражнение «Запомни картинку»;
6. Пальчиковая гимнастика «Дом»;
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
Таблица 1.
Технологическая карта программы.
Занятие 1. - развивать восприятие; - формировать способы организации внимания и элементы контроля; - формировать элементы сотрудничества. 7. Графические упражнения; 8. Релаксация; 9. Игра-прощание «Всем, всем до свидания!».
Занятие 2. - обучать детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - развивать концентрацию и объем внимания; -развивать мелкую моторику рук; - способствовать формированию слухового и зрительного внимания; - продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля. 1. Приветствие «Здравствуйте!»; 2. Упражнение «Я рада тебя видеть!»; 3. Упражнение «Найди и исправь ошибку»; 4. Упражнение «Закрась одинаковые фигуры одним цветом»; 5. Физкультурная минутка «Дружба»; 6. Графические задания; 7. Релаксация; 8. Игра «До свидания!».
Занятие 3. - развивать у ребенка произвольное внимание; -обучать ребенка сравнивать предметы друг с другом, находить признаки сходства и различия; - воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и сверстникам; - продолжать развивать способности к переключению и распределению внимания; - учить детей зрительно сосредотачиваться на предметах; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля. 1. Приветствие «Доброе утро!»; 2. Упражнение«Хлопни в ладоши»; 3. Упражнение «Найди, что не подходит»; 4. Упражнение «Найди заплатку»; 5. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»; 6. Физкультминутка «Радуга настроения»; 7. Графические задания; 8. Релаксация; 9. Игра-прощание «До свидания!».
Занятие 4. - продолжать обучать детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать развивать произвольное внимание (устойчивость, распределение и объем) и фонематический слух ; - продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля. 1. Приветствие «Доброе утро!»; 2. Игра «На что похоже мое настроение»; 3. Игра «Слушай команду»; 4. Игра «Что исчезло»; 5. Игра «Найди тень»; 6. Пальчиковая гимнастика «Замок»; 7. Физкультминутка «Солнечный лучик»; 8. Графические упражнения; 9. Релаксация (подведение итогов занятия); 10. Игра-прощание «До свидания!».
59
№6 (9) 2017 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ШШ
Таблица 1. (Продолжение) Технологическая карта программы.
60
№6 (9) 2017 www.j-chr.com
Занятие 5. - продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - формировать умения группировать предметы по общему признаку; - развивать умения наблюдать, обращать внимание на незначительные изменения, которые произошли с предметами; -развивать моторно-двигательное внимания; концентрациювнимания; - продолжать развивать графические навыки; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля. 1. Приветствие «Доброе утро!»; 2. Упражнение «Цвет настроения»; 3. Упражнение «Найди подходящую пару»; 4. Упражнение «Четыре стихии»; 5. Упражнение «Выложи из палочек»; 6. Упражнение «Расскажем и покажем»; 7. Упражнение «Опиши игрушку»; 8. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»; 9. Графические задания; 10. Релаксация; 11. Игра-прощание «До свидания!».
Занятие 6. - продолжать учить детей доброжелательному отношению со сверстниками; -развитие наблюдательности; закрепление знаний о свойствах предметов; - развитие сосредоточенности и концентрации внимания; развитие умения классифицировать предметы; - продолжать развивать способность к переключению и распределению внимания; - продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; - продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля; - продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; - продолжать развивать мелкую моторику. 1. Приветствие «Доброе утро!»; 2. Игра «На что похоже мое настроение»; 3. Игра«Какой предмет лишний»; 4. Упражнение «Ищем ошибки»; 5. Упражнение «Закрась одинаковые фигуры одним цветом»; 6. Упражнение «Перепутанные линии»; 7. Пальчиковая гимнастика «Веселый счет»; 8. Графические упражнения; 9. Релаксация; 10. Игра-прощание «До свидания!».
Занятие 7. - продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - развитие сенсомоторных способностей; -развитие произвольного внимания и находчивости; 1. Приветствие «Доброе утро!»; 2. Упражнение «Радуга настроений»; 3. Упражнение «Разрезные картинки»; 2. Упражнение «Радуга настроений»; 4. Упражнение «Нарисуй также»; 5. Упражнение «Выложи узор»;
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
Таблица 1. (Продолжение) Технологическая карта программы.
Занятие 7. - развитие концентрации, переключения, быстроты распределения и объема внимания, мелкой моторики пальцев; 6. Упражнение «Расскажем и покажем»; 7. Игра «Будь внимательнее»; 8. Пальчиковая гимнастика «Начинаем рисовать»; 9. Графические задания; 10. Релаксация «Слушаем тишину»; 11. Игра-прощание «До свидания!».
Занятие 8. - продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - продолжить развивать произвольное внимание; умение следовать образцу; - продолжать развивать устойчивость и переключаемость внимания; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля. 1. Приветствие «Доброе утро!»; 2. Упражнение «Какого цвета настроение»; 3. Упражнение «Запомни и скажи»; 4. Упражнение «Лабиринт»; 5. Упражнение «Найди такой же»; 6. Упражнение «Дорисуй детали»; 7. Игра «Да и нет не говорить»; 8. Пальчиковая гимнастика «Птица»; 9. Графические задания; 10. Релаксация; 11. Игра-прощание «До свидания!».
Занятие 9. - продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - развивать моторно-двигательное внимание; - развивать устойчивость, распределение и объем внимания; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля; 1. Приветствие «Доброе утро!»; 2. Упражнение «Радуга настроений»; 3. Упражнение «Нарисуй картинку по памяти» 4. Упражнение «Разрезная картинка»; 5. Упражнение «Какому предмету не хватит пары»; 6. Упражнение «Скопируй узор»; 7. Упражнение «Хлопни как я»; 8. Пальчиковая гимнастика «Прогулка»; 9. Графические задания; 10. Релаксация; 11. Игра-прощание «До свидания!»
Занятие 10. - продолжать учить детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - продолжать учить детей сосредотачивать внимание на зрительной информации; - способствовать развитию переключения и распределения внимания; - продолжать развивать слуховое и зрительное внимание; 1. Приветствие «Доброе утро!»; 2. Игра «Поделись улыбкою своей»; 3. Игра «Что изменилось?»; 4. Игра «Подбери картинку»; 5. Упражнение «Закрась одинаковые фигуры одним цветом»; 6. Упражнение «Путаница»; 7. Физкультминутка «Четыре стихии»; 8. Графические упражнения;
61
№6 (9) 2017 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ШШ
Таблица 1. (Продолжение) Технологическая карта программы.
62
№6 (9) 2017 www.j-chr.com
Занятие 10. - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля. 9. Релаксация; 10. Игра-прощание «До свидания!»
Занятие 11. - продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - способствовать развитию концентрации, переключения и распределения внимания; - продолжать развивать наблюдательность, произвольность внимания; - продолжать развивать слуховое и зрительное внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать закреплять у детей способы организации внимания и элементы контроля. 1. Приветствие «Доброе утро!»; 3. Упражнение «Кто кем был» 4. Игра «Бусинки»; 5. Упражнение «Сделай картинки одинаковыми»; 6. Упражнение «Где что было»; 7. Физкультминутка «Йоговская гимнастика»; 8. Графические упражнения; 9. Релаксация; 10. Игра-прощание «До свидания!».
Занятие 12. - продолжать воспитывать у ребенка позитивное отношение к себе и окружающим; - продолжать развивать произвольность внимания, концентрацию, распределение и объем; - продолжить развивать графические навыки; -развивать моторно-двигательное внимания; концентрацию внимания; - продолжать развивать графические навыки; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля. 1. Приветствие «Доброе утро!»; 2. Упражнение «Я рада тебя видеть!»; 3. Упражнение «Маленький жук»; 4. Упражнение «Предметы сюжетной картинки»; 5. Упражнение «Выложи из палочек»; 6. Упражнение «Найди 10 отличий»; 7. Упражнение «Опиши игрушку»; 8. Физкультминутка «Солдат и тряпичная кукла»; 9. Графические задания; 10. Релаксация; 11. Игра-прощание «До свидания!».
Занятие 13. - продолжать обучать детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами, развитие мышления; - развивать устойчивость, распределение, переключение внимания; - способствовать развитию коммуникативных навыков; 1. Приветствие «Доброе утро!»; 2. Игра «Цвет настроения»; 3. Упражнение «Установление последовательности событий»; 4. Упражнение «Выбери нужное»; 5. Упражнение «Найди подходящее и раскрась»; 6. Упражнение «Расскажем и покажем»; 7. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»;
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
Таблица 1. (Продолжение) Технологическая карта программы.
Занятие 13. - продолжать развивать слуховое и зрительное внимание; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля. 8. Графические задания; 9. Релаксация; 10. Игра-прощание «До скорой встречи!».
Занятие 14. - обучать детей строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; -развивать мелкую моторику рук; - способствовать формированию слухового и зрительного внимания; - развитие речевой и мыслительной деятельности, концентрации, распределения внимания; - развивать графические навыки; - продолжать закреплять способы организации внимания и элементы контроля. 1. Приветствие «Доброе утро!»; 2. Игра «Поделись улыбкою своей»; 3. Игра «Что изменилось?»; 4. Игра «Заполни таблицу»; 5. Упражнение «Раскрась нужное»; 6. Упражнение «Закончи слово»; 7. Физкультминутка «Четыре стихии»; 8. Графические упражнения; 9. Релаксация; 10. Игра-прощание «До свидания!».
Занятие 15. - развивать у ребенка произвольное внимание; - развитие зрительного восприятия, сенсомоторных способностей; памяти и мышления; - развивать у ребенка находчивость, концентрацию, переключение, быстроту распределения и объема внимания; - продолжать развивать мелкую моторику; - продолжать формировать способы организации внимания и элементы контроля. 1. Приветствие «Здравствуйте!»; 2. Упражнение «Я рада вас видеть!»; 3. Упражнение «Собери красные»; 4. Упражнение «Кто спрятался»; 5. Игра «Найди пару»; 5. Физкультурная минутка «Дружба»; Пальчиковая гимнастика «Веселые пальчики»; 6. Графические задания; 7. Релаксация; 8. Игра «До свидания!».
63
По окончании была проведена психологическая диагностика. Сопоставлены результаты в контрольной и экспериментальной группе.
До начала эксперимента, существенных отличий по показателям характеристики внимания в контрольной и экспериментальной группе не отмечалось, о чем свидетельствуют результата статистической обработки данных, на-
правленных на выявление значимости различий,осуществленного с помощью критерия Манна-Уитни (и) (таб.2).
Контрольное измерение выбранных свойств внимания было произведено через три недели после воздействия (ежедневные занятия по 25 минут). №6 (9) 2017
Для оценки наличия/отсутствия www.j-chr.com динамики исследуемых показателей был выбран Т - критерий Вилкоксона (таб.3).
ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ШШ
клинико-психологический подход в/^Ш8'!^^
vii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием в'^ещ ж л
Таблица 2.
Показатели характеристик внимания до воздействия.
Результаты по методикам Сумма рангов контрольная группа Сумма рангов экспериментальная группа U Z
Проставь значки 107,5 102,5 47,5 0,19
Запомни и расставь точки 101,5 108,5 46,5 -0,26
Найди и вычеркни 98,0 112,0 43,0 -0,53
Таблица 3.
Показатели характеристик внимания после воздействия.
результаты по методикам Контрольная г руппа Экспериментальная группа
Т Z Т Z
Проставь значки 0.00* 2.37 0.00** 2.80
Запомни и расставь точки 2.00 0.53 0.00* 2.20
Найди и вычеркни 10.00 0.10 0.00* 2.52
64
Полученные результаты свидетельствуют о наличии наиболее выраженных, статистически достоверных, положительных сдвигов, в оцениваемых свойствах внимания, в экспериментальной группе, что говорит об эффективности выбранных способах психолого-педагогического коррекционного воздействия. Нали-
чие статистически достоверных сдвигов в контрольной группе по показателям переключения и распределения внимания, исследованных методикой «Проставь значки», может свидетельствовать о сохранении в памяти испытуемых структуры предъявляемого стимульного материала.
№6 (9) 2017 www.j-chr.com
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
ЛИТЕРАТУРА
1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И.Л. Арцишевская - М.: Книголюб, 2003. - 56 с.
2. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы развития / И.Л. Баскакова -М., 1993.-105с.
3. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. Гаспаро-ва // Дошкольное воспитание 2007. - №7.
- С. 45.
4. Глушакова О.А. Познаю, играю, отдыхаю: Игровые комплексы для развития познавательной активности и обучения навыкам релаксации для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / О.А. Глушакова, С.Ф. Коршунова- 2-е изд.
- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», -2009. -115с.
5. Грабенко Т.М. / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Коррекцион-ные, развивающие адаптирующие игры.
- СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 64 с.
6. Журавлева Е.Н. Психологическая подготовка детей к школе / Е.Н. Журавлева - Мозырь: Белый Ветер, - 2011. - 73с.
7. Ксенда О.Г. Комплексы развивающих игр для дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / О.Г. Ксенда, О.Д. Нечай- 3-е изд. - Мозырь: Белый Ветер, -2012. - 86с.
8. Кухтикова В.В. К вопросу о развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжет-но-ролевой игры / В.В. Кухтикова, Н.Д. Се-редкина // Научные исследования: от теории к практике. - 2016. - № 2-1 (8). С. 110-112.
9. Мамайчук И.И. Психокоррекцион-ные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
10. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова - М.: Издательство «Книголюб», 2008.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 713 с.
12. Якобсон С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников / С.Г. Якобсон, Н.М. Сафонова // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 4-15.
65
№6 (9) 2017 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА:
PSYCHO-PEDAGOGICAL IMPACT IN THE DEVELOPMENT OF THE PROPERTIES OF ATTENTION OF PRESCHOOL CHILDREN.
© Natalya V. Blizhenskaya, Alesya A. Kuznetsova
Blizhenskaya Natalya V. - pedagogue-psychologist Kindergarten combined type №24 E-mail: [email protected]
Address: 305044, Kursk, ul. Kashirtseva, 5, Russian Federation
Kuznetsova Alesya A. - Associate Professor of the Department. Psychology of Health and Correctional Psychology Department, Ph.D., Kursk State Medical University. E-mail: [email protected]
Address: K. Marks-st, 3, Kursk, 305041, Russian Federation
Abstract
66
Keywords: psycho-pedagogical impact, preschool age, attention, early childhood education.
The article presents the results of research of influence of psychological-pedagogical correction measures on the development of the properties of attention in preschool children. The study is implemented in several stages. At the first stage carried out a psychological diagnostics of the properties of attention in two groups (control, experimental). At the second stage in the experimental group implemented psycho-educational interventions, 15 remedial classes, 25-30 minutes. The third phase included re-diagnostics of the properties of attention. The obtained results indicate the most pronounced, statistically significant, positive shifts, to evaluate the properties of attention, in the experimental group, indicating the effectiveness of selected methods of psycho-pedagogical intervention.
REFERENCE
№6 (9) 2017 www.j-chr.com
1. Anishchenko S.A. Osobennosti professional'noy i 1. Artsishevskaya I.L. Rabota psikhologa s giper-aktivnymi det'mi v detskom sadu / I.L. Artsishevskaya - M.: Knigolyub, 2003. - 56 s.
2. Baskakova I.L. Vnimaniye doshkol'nika, metody razvitiya / I.L. Baskakova - M., 1993.-105s.
3. Gasparova Ye. Vedushchaya deyatel'nost' doshkol'nogo vozrasta / Ye. Gasparova // Doshkol'noye vospitaniye 2007. - №7. - S. 45.
4. Glushakova O.A. Poznayu, igrayu, otdykhayu: Igrovyye kompleksy dlya razvitiya poznavatel'noy ak-tivnosti i obucheniya navykam relaksatsii dlya detey starshego doshkol'nogo vozrasta: posobiye dlya peda-gogov uchrezhdeniy, obespechivayushchikh polucheni-ye doshkol'nogo obrazovaniya / O.A. Glushakova, S.F. Korshunova- 2-ye izd. - Mozyr': OOO ID «Belyy Veter», -2009. - 115s.
5. Grabenko T.M. / T.M. Grabenko, T.D. Zinkevich-Yevstigneyeva Korrektsionnyye, razvivayushchiye adap-tiruyushchiye igry. - SPb.: «Detstvo-press», 2004. - 64 s.
6. Zhuravleva Ye.N. Psikhologicheskaya podgo-tovka detey k shkole / Ye.N. Zhuravleva - Mozyr': Belyy Veter, - 2011. - 73s.
7. Ksenda O.G. Kompleksy razvivayushchikh igr dlya doshkol'nikov: posobiye dlya pedagogov uchrezh-deniy doshkol'nogo obrazovaniya / O.G. Ksenda, O.D. Nechay- 3-ye izd. - Mozyr': Belyy Veter, -2012. - 86s.
8. Kukhtikova V.V. K voprosu o razvitii proizvol'nogo vnimaniya u detey starshego doshkol'nogo vozrasta v protsesse syuzhetno-rolevoy igry / V.V. Kukhtikova, N.D. Seredkina // Nauchnyye issledovaniya: ot teorii k praktike. - 2016. - № 2-1 (8). S. 110-112.
9. Mamaychuk I.I. Psikhokorrektsionnyye tekh-nologii dlya detey s problemami v razvitii / I.I. Mamay-chuk - SPb.: Rech', 2006. - 400 s.
10. Metiyeva L.A. Sensornoye vospitaniye detey s otkloneniyami v razvitii: sbornik igr i igrovykh uprazh-neniy / L.A. Metiyeva, E.YA. Udalova - M.: Izdatel'stvo «Knigolyub», 2008.
11. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii / S.L. Rubinshteyn. - SPb.: Piter, 2008. - 713 s.
12. Yakobson S.G. Analiz formirovaniya mekha-nizmov proizvol'nogo vnimaniya u doshkol'nikov / S.G. Yakobson, N.M. Safonova // Voprosy psikhologii. 1999. № 5. S. 4-15.
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: