УДК 316.346.32 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-3-108-119
ФОРМИРОВАНИЕ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
П.А. Митасов, К.В. Наливайко
Рассматривается процесс формирования массового сознания в современном информационном обществе. Основу работы составили результаты эмпирического социологического исследования, посвященного данной проблематике, проведенного на кафедре «Социологии и социальные технологии». В ходе исследования были проанализированы такие источники формирования массового сознания как: телевидение, Интернет, новостные сайты, личные блоги, печатные издания, личное общение и т.д. Резюмировано, что в зависимости от сферы воздействия на массовое сознание выбирается технология его формирования. Для более успешного результата происходит интегрирование способов и методов оказания воздействия.
Ключевые слова: эмпирическое социологическое исследование, социологический анализ, информационное общество, массовое сознание, процессы коммуникаций.
Степень и масштабы использования манипулятивных приемов в процессе формирования массового сознания является важным индикатором качественного состояния коммуникативного пространства - его зрелости или слабости, оцениваемого с точки зрения наличия равносильных рациональных альтернатив, способных поддерживать дискурсивный баланс. Недостаточность зрелых, аргументированных критических позиций в обществе приводит к активизации манипуляционных технологий, к проявлению широкого эклектического спектра риторических и метариторических форм для обеспечения влияния на аудиторию различных социальных и политических сил. Наличие в обществе конструктивных критических сил заставляет разработчиков манипуляционных технологий думать не только о способах произведения эффекта, но и о том, чтобы нивелировать ощущение навязывания идеи или продукта, которое довольно быстро и легко распознается искушенным «клиентом».
В социологической науке исследованием формирования массового сознания в современном информационном обществе занимаются такие ученые как Горшков М.К., Грачев Г.В., Меркулов П.А., Батанина И.А., Алексеенок А.А., Михалев И.В., Каира Ю.В. и др. [3,4,7,8].
В современном информационном обществе выработка стратегий формирования массового сознания становится тщательно подготавливаемой. Возникновение целой области профессиональной деятельности - PR-агентов в социальной и маркетинговой сфере и специфических «информационных отделов» в политической сфере, нацелено на изобретение все новых способов формирования массового сознания и продвижения, определенного социального или политического продукта [1].
К рациональным причинам, которые могут влиять на формирование массового сознания, можно отнести необходимость в мобилизации групп
индивидов и отдельных людей для достижения их активности, а, следовательно, и эффективности поставленных целей; а также необходимость в изменении сознания и поведения людей. Наиболее часто манипуляцией пользуются СМИ [2].
Характеризуя технологии формирования массового сознания в современном информационном обществе, исследователи утверждают, что:
- объективная информация, в том случае, если имеется противоречия популярным стереотипам, будет обладать направленностью к угасанию, а, действительно, негативная информация - к полному стиранию из памяти;
- при формировании массового сознания необходимо затрагивать массовые чувства, эмоции, представления, ожидания;
- массовое сознание имеет «нелогичную» логику, так как опирающиеся на нее индивиды прибегают к идентифицированному мышлению [3].
Технология формирования массового сознания в современном информационном обществе включает следующие приемы.
- «Приклеивание или навешивание ярлыков» - такая технология осуществляется следующим образом: манипулятор, оказывая влияние на оппонента использует всевозможные термины, которые можно назвать «ярлыками». Так Г.В. Грачев говорит: ...«ярлыки» вызывают эмоционально негативное отношение окружающих, ассоциируются у них с низкими поступками и, таким образом, используются для того, чтобы опорочить личность, высказываемые идеи и предложения, организацию, социальную группу или предмет обсуждения в глазах аудитории».
- «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» -данный прием характеризуется заменой понятий, используемых манипулятором. Для того чтобы оказать давление на объект манипулирования необходимо использовать названия, которые вызывают у него приятные ассоциации. Г.В. Грачев по этому поводу говорит: «такого рода слова, несущие позитивное психоэмоциональное воздействие, применяются для принятия решений и взглядов, оценок и действий, которые принесут выгоду конкретному лицу».
- ««Перенос» или «трансфер»» - суть данной технологии заключается в том, чтобы сделать акцент на тех положениях и вещах, которые ценятся оппонентом и сместить их на ту информацию, которая предоставляется актором манипуляции. Как правило, перенос приоритетов происходит на латентном уровне. В негативном значении «перенос» используется для дискредитации конкретных лиц, идей, ситуаций, социальных групп и организаций.
- «Ссылка на авторитеты» - такая технология активно применяется маркетологами при продвижении товара на рынок. Ее специфика состоит в том, чтобы вызвать доверие у населения с помощью личности, которая обладает авторитетом. В случае, когда нужно вызвать обратную реакцию, то есть спровоцировать отрицательное отношение к тому или иному объекту, находится личность, которая вызывает негативные эмоции у группы людей на которых направляется манипулятивное влияние.
- «Свои ребята» - этому приему характерно установление доверительных отношений между оратором и аудиторией. Его предложения, мысли, идеи становятся близкими для публики, однако, данный прием используется в основном для коммуникации людей равного социального статуса и положения.
- «Перетасовка» - сущность указанной методики заключается в определении ситуации и результата, который нужен в итоге. Для этого производится отбор и трансляция либо только позитивных, либо негативных фактов, в то же время замалчивая противоположные. То есть в данном случае только выгодная актору информация доходит до слушателя и выдается частями. Основной целью данного метода будет являться применение однонаправленных фактов, предложений, доводов, чтобы продемонстрировать их необходимость или же напротив, показать их непригодность.
- «Общий вагон» - Г.В. Грачев говорит: «при использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все» [4].
Эмпирическую основу данной работы составили результаты социологического исследования «Формирование массового сознания в современном информационном обществе», проведенного на кафедре социологии и информационных технологий Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ в октябре 2021 г. в форме массового опроса населения Орловской области с использованием платформы Google Forms (опрошено 1018 респондентов) [5].
Исходя из данных исследования была выявлена осведомленность респондентов о феномене массового сознания. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что массовое сознание в новых информационных условиях находится под влиянием технологий манипулирования, используемых посредством цифровых и информационных технологий современными СМИ.
Для того чтобы узнать, что же люди подразумевают под массовым сознанием в рамках исследования был задан вопрос: «По вашему мнению, массовое сознание это?» (табл. 1).
Таблица 1
Определение понятия «массовое сознание» (в % от общего числа опрошенных)
Определения %
Сознание «общества в целом» 37,5
Идеи, взгляды, представления, разделяемые большими социальными общностями 30,8
То, с помощью чего выражаются и отражаются общественные изменения 17,9
Особый вид общественного сознания, свойственный «массам» 13,8
Из результатов, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что более трети респондентов, а именно 38 % отмечают, что массовое сознание представляет собой сознание «общества в целом», чуть менее трети (31%) тех, кто считает, что массовое сознание - это идеи, взгляды, представления, разделяемые большими социальными общностями. Также респондентами были выбраны и другие позиции: это то, с помощью чего выражаются и отражаются общественные изменения - 18 % и это особый вид общественного сознания, свойственный «массам» - 14 %.
Социологическое исследование было направлено также на глубокое рассмотрение термина «массовое сознание» в новых информационных условиях. Повышенное внимание к данному вопросу обусловлено быстрым развитием информационно-цифровых технологий, которые качественно меняют траекторию структурирования и развития массового сознания. Интерпретация понятия о новых информационных условиях каждым человеком трактуется по-разному, что ставит необходимость в четком толковании данного термина и понимании каким образом происходит трансформация массового сознания под влиянием данного аспекта.
Для правильного представления о том, какие источники информации обладают наибольшей популярностью и какие из них в большинстве случаев выступают в качестве информирования о происходящих событиях, опрошенным был задан следующий вопрос: «Из каких источников вы чаще всего узнаёте новости, информацию?» (рис. 1).
Рис. 1. Источники получения информации (в % от общего числа опрошенных)
Большинство респондентов в качестве источника получения информации отмечают телевидение (29,2 %), более одной четвертой опрошенных отдают предпочтения Интернету. По убывающей следуют такие источники как: личное общение, социальные сети и ежедневные газеты с процентным соотношением 13,6 %, 12,6 % и 11,8 % соответственно.
Следует констатировать, что самыми популярными источниками получения информации являются телевидение и Интернет. Третью позицию занимает личное общение.
В ходе исследования был выявлен уровень доверия информации из различных источников (табл. 2).
Таблица 2
Степень доверия источникам информации (в % от общего числа опрошенных)
№ п/п Источник информации Уровень доверия
Доверяю Скорее доверяю Скорее не доверяю Не доверяю Затрудняюсь ответить
1 Личное общение 28,8 51,6 9,8 3,5 6,3
2 Телевидение 26 50 12,7 7,1 4,3
3 Ежедневные газеты 29,3 39,7 11,5 7,9 11,5
4 Радио 12,2 41,8 13,1 11,2 21,6
5 Интернет 13,6 38,8 24,7 11,1 11,9
6 Социальные сети 9,8 33,5 23,6 17,3 15,9
7 Журналы 12,7 22,4 20,8 17,5 26,6
8 Почтовая реклама 8,2 13,1 24,7 38,1 15,9
9 Наружная реклама 5,1 14,9 33 37,7 9,3
Несмотря на то, что личное общение как источник получения информации занимает третье место, именно личному общению доверяют больше всего (80,4 %). Высок уровень доверия и к телевидению 76 %. Также респонденты доверяют информации в ежедневных газетах, а именно 69 % опрошенных. Каждый второй выражает доверие информации по радио и в Интернете. С меньшим доверием респонденты относятся к информации из наружной рекламы (70,7 %), почтовой рекламы (62,8 %), журналов (38,3 %).
Таким образом, следует сделать вывод, что несмотря на то, что в современном обществе, широко распространены цифровые и информационные технологии, личное общение как способ получения информации играет важную роль в жизни каждого человека. Именно об этом свидетельствуют результаты исследования. Несмотря на широкий спектр возможностей, которые предоставляет телевидение и Интернет в качестве источника информации, личное общение не отходит на второй план, хотя и уступает первым двум источникам.
В современном обществе активно в жизнь человека проникают все новые и новые информационные возможности, которые во многом диктуют правила, которым необходимо следовать. Появление и развитие Интернета дало качественно новое развитие сфер деятельности человека. Однако такое развитие повлекло и отрицательные события. Примером может служить рост числа воздействий на массовое сознание посредством СМИ, Интернета.
В настоящие время, новости о произошедших событиях распространяются быстро. Они транслируются по телеканалам, в новостных блоках социальных сетей и так далее. Но насколько происходящие события освещаются средствами массовой информации, остается вопросом.
В исследовании была затронута тема объективности и необъективности, освещаемых событий российскими СМИ (табл. 3).
Таблица 3
Объективность информации освещаемой СМИ (в % от общего числа опрошенных)
Варианты ответов %
объективно 57
необъективно 29
затрудняюсь ответить 14
Большая часть респондентов (57 %) высказывают мнение, что российские СМИ, как правило, доносят до зрителя, происходящие в стране события объективно, 29 % придерживаются противоположной точки зрения и считают, что события освещают необъективно, остальная часть респондентов (14 %) затруднялись ответить на данный вопрос.
Стоит отметить, что высоким психологическим воздействием на формирование массового сознания обладает пропаганда в средствах массовой информации, так как затрагивает эмоциональную составляющую личности. Следует различать позитивную и негативную пропаганду. Первая направлена на создание благоприятной информационной среды, воспитание в обществе общепринятых норм и ценностей, без жесткой манипуляции. Негативная же, напротив, создает и переворачивает систему принятых взглядов и убеждений, преследуя цель манипулирования сознанием социума в своих интересах [6].
Для понимания как респондентами воспринимается термин «пропаганда» был задан следующий вопрос: «Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «пропаганда»? (табл. 4).
Таблица 4
Ассоциации возникающие при слове «пропаганда» (в % от общего числа опрошенных)
Варианты ответов %
Навязывание, внушение, воздействие на сознание 26,6
Отрицательные эмоции 20,8
Информирование 19,4
Продвижение чьих-то интересов 17,3
Ложь, дезинформация, пустые слова 14,6
Другое 1,3
В рамках исследования было выявлено, что слово «пропаганда» ассоциируется у людей с навязыванием, внушением, воздействием на сознание (26,6 %). У каждого четвертого респондента слово пропаганда вызывает отрицательные эмоции. Также каждый четвертый опрошенный считает, что пропаганда служит для информирования. Несмотря на это у подавляющего большинства «пропаганда» вызывает негативное отношение и эмоции.
По мнению многих исследователей общественное сознание обладает непосредственной связью с общественным мнением, которое формирует массовое сознание разных общностей, групп людей к тем или иным процессам и событиям, которые напрямую касаются их интересов и потребностей.
Так как человек живет в социуме, он ежедневно контактирует с большим количеством людей. Велика вероятность того, что социальное окружение оказывает влияние на человека. Для того, чтобы выяснить степень влияния общественного мнения на индивида, был задан следующий: «По вашему мнению, подвержены ли вы лично влиянию общественного мнения?» (рис. 3).
Рис. 3. Подверженность влиянию общественного мнения (в % от общего числа опрошенных)
Мнения респондентов при ответе на данный вопрос разделились практически поровну. 51 % опрошенных считают, что они подвержены влиянию общественного мнения, 49 % придерживаются противоположной точки зрения и считают, что общественное мнение не оказывает на них никакого воздействия.
Собирающим понятием влияния, воздействия может выступать термин «манипулирование». Существует множество определений манипулирования. Каждый интерпретирует манипулирование по-своему. Например, манипулирование - это: вид психологического воздействия; достижение своих целей с помощью других; навязывание своей точки зрения как единственно верной; сознательное воздействие на кого-то в собственных интересах; стремление изменить восприятие информации в определенном направлении; умышленное воздействие на человека в собственных целях; управление кем-то в своих целях и т. д. Обобщая все определения, можно отметить схожие черты. Как правило, под манипулированием подразумеваются различные вариации воздействия, чтобы достичь поставленной цели. Влияние может носить как латентный характер, так и открытый [7]. Каждая сфера жизнедеятельности наполнена механизмами манипулирования. Несмотря на различные исторические периоды общественного развития, всегда существовали источники формирования и влияния на массовое сознание. В зависимости от области, в которой предполагается совершить манипуляцию, выбираются технологии ее осуществления. Как правило, для более успешного результата происходит интегрирование способов и методов оказания воздействия [8].
Благодаря большому объему доступной информации большая часть может являться недостоверной, но из-за ее обилия, сложно сделать подобного рода разграничения самостоятельно. Данное положение выгодно для манипуляторов, так как они могут делать акцент на той составляющей, которая выгодна им. Процесс манипулирования был известен давно, а в новых информационных условиях получил масштабное распространение. Об этом свидетельствуют результаты опроса, представленные на рисунке 4.
Рис. 4. Манипулирование сознанием в новых информационных условиях (в % от общего числа опрошенных)
С мнением о том, что в новых информационных условиях происходит процесс манипулирования согласны 81 % респондентов. Каждый десятый думает по этому поводу иначе. Примечательным является то, что лишь 2 % однозначно отрицательно дали ответ на вопрос. Это говорит, о том, что массы подвержены влиянию со стороны манипуляторов.
Говоря о развитии и распространении Интернета, можно отметить черты, которые носят негативный характер, а именно развитие процесса манипулирования. С появлением новых технологий данный процесс стал прост для реализации. Для того чтобы определить, как изменился процесс манипулирования в связи с глобальным развитием Интернета, был задан соответствующий вопрос. Результаты представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Изменение процесса манипулирования (в % от общего числа опрошенных)
Из данных диаграммы видно, что больше всего респондентов (65 %), которые считают, что с развитием Интернета процесс манипулирования увеличился. Каждый пятый отмечает, что манипулирование происходило в обществе и что развитие Интернета никак не повлияло на данный процесс. Около 8 % респондентов ответили, что процесс манипулирования с глобальным развитием Интернета снизился.
Манипулирование осуществляется различными структурами с определенными целями. Например, в период выборов осуществляется ознакомление людей с лидерами партии, их планами, в текстах которых заложены механизмы влияния на мнение, сознание людей. Происходит информирование о том, в какой день и время начнутся выборы, что на сайте госуслуг можно оформить «открепительные» и проголосовать в удобном месте. Все это свидетельствует о новых информационных условиях.
Мобильная связь, № телефония, Skype, ГР телевидение, социальные сети существенно стали влиять на все стороны деятельности человека [9]. Процесс управления и воздействия осуществляется посредством манипу-
лятивных технологий, которые активно проникают во все сферы жизнедеятельности человека.
Результаты проведенного социологического исследования показывают, что под манипулированием респонденты понимают способ воздействия на человека, оказание влияния на психологическую составляющую. Как правило, данный процесс осуществляется латентно и приносит выгоду лишь одному актору.
С помощью информационных возможностей оказывать влияние на большое количество людей стало проще. Активно технологиями манипулирования пользуются средства массовой информации. Как отмечают респонденты, оно осуществляется путем сообщения ограниченного количества информации. Такие результаты подтверждают гипотезу о том, что массовое сознание в новых информационных условиях находится под влиянием технологий манипулирования, используемых посредством цифровых и информационных технологий современными СМИ [10].
Из сказанного выше следует, что формирование массового сознания представляет собой процесс целенаправленного влияния на адресата различными способами и методами. Данный феномен имеет множество определений, в которых авторы сходятся во мнениях о том, что формирование массового сознания необходимо рассматривать как специфический способ управления адресатом, который носит скрытый характер и имеет однонаправленную выгоду.
Каждая сфера жизнедеятельности наполнена механизмами манипулирования. Несмотря на различные исторические периоды общественного развития, всегда существовали источники формирования и влияния на массовое сознание. В зависимости от сферы воздействия на массовое сознание выбирается технология его формирования, а для более успешного результата происходит интегрирование способов и методов оказания воздействия.
Список литературы
1. Воронкова О. А. Массовое сознание в новых информационных условиях: возможности манипуляции и ресурсы противодействия // Дискуссионные проблемы социальной психологии: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра. 2018. С. 47-60.
2. Кузина С.В. Информационное воздействие в процессе формирования массового сознания молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 4 (5). С.64-67.
3. Батанина И. А., Лаврикова А.А. Влияние цифровизации на конфигурацию поведенческих стратегий политической активности граждан: к проблеме исследования рисков // Политические риски развития государства и общества в современном мире: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 21 мая 2021 года / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2021. С. 8-15.
4. Грачев Г. В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М.: Эксмо, 2003. 112 с.
5. Информационный бюллетень социологической лаборатории / П. А. Меркулов, А. А. Алексеенок, О. В. Леонова, И. В. Михалев. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. 136 с.
6. Анхимова Р.В. Психологические особенности влияния СМИ на личность// Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3 (ч. 3). С. 359-365.
7. Информационный бюллетень социологической лаборатории / А. А. Алексеенок, Т. В. Ряжская, К. С. Нилаева, Я. А. Цуканов. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. 154 с.
8. Каира Ю.В. Пути повышения эффективности информационно-аналитических технологий деятельности органов государственной власти // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 38-48.
9. Медиапотребление и активность в Интернете. 23.09.2021 // ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/analvtical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete (дата обращения: 20.04.2022).
10. Алексеенок А.А., Каира Ю.В., Хатнюк Н.Н. Виртуальная среда как новая форма социальной реальности современной молодежи // В сборнике: Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы. сборник статей XII всероссийской научно-практической конференции. Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС. Орел, 2022. С. 104-112.
Митасов Павел Александрович, аспирант, pashokmitasov@mail.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,
Наливайко Ксения Валерьевна, соискатель, kseniya-nalivaiko@mail.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,
Алексеенок Анна Алексеевна, научный руководитель, д-р социол. наук, проф., alekseenok-aa@yandex.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы
FORMATION OF MASS CONSCIOUSNESS IN THE MODERN INFORMATION SOCIETY:
SOCIOLOGICAL ANALYSIS
P.A. Mitasov, K.V. Nalivaiko
This article examines the process of formation of mass consciousness in the modern information society. The basis of the work was the results of an empirical sociological study devoted to this problem, conducted at the Department of Sociology and Social Technologies. In the course of the work carried out, such sources of mass consciousness formation as television, the Internet, news sites, personal blogs, printed publications, personal communication, etc. were analyzed. It is summarized that depending on the sphere of influence on the mass
consciousness, the technology of its formation is chosen. For a more successful result, methods and methods of influencing are integrated.
Keywords: empirical sociological research, sociological analysis, information society, mass consciousness, communication processes.
Mitasov Pavel Alexandrovich, PhD student, pashokmitasov@mail.ru Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration.
Nalivayko Ksenia Valeryevna, applicant, kseniya-nalivaiko@mail.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration.
Alekseyenok Anna Alekseevna, scientific supervisor, doctor of sociological sciences, professor, alekseenok-aa@yandex.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration
УДК 316.334.3 001: 10.24412/2071-6141-2022-3-119-127
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Д.В. Иванов
Рассматриваются различные аспекты функционирования профессиональных спортивных клубов, прослеживается история их становления в России. Автор разграничивает понятия «профессиональный спорт» и «профессиональный спортивный клуб», анализирует источники финансирования спортивных клубов. Особое внимание уделено развитию профессионального спорта в субъектах федерации как социально значимого для регионов проекта. Также намечены пути оптимизации профессиональных спортивных клубов и даны рекомендации по их реализации.
Ключевые слова: профессиональный спорт, профессиональный спортивный клуб, региональная политика, государственно-частное партнерство.
В современном мире профессиональный спорт - это самостоятельный и весьма значимый сектор экономики, объем его оценивается миллиардами долларов США. Капитализация отдельных клубов исчисляется сотнями миллионов долларов США и до пандемии СОУГО-19 эта сфера бизнеса динамично росла. Однако в России профессиональные спортивные клубы и спорт в целом так и не стали самостоятельным бизнесом в классическом понимании этого слова. Несмотря на проявляющуюся в последнее время позитивную динамику, спорт в России скорее является социальным