Научная статья на тему 'Новостные паблики ВКонтакте как фактор формирования политического сознания'

Новостные паблики ВКонтакте как фактор формирования политического сознания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
627
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ПУБЛИЧНАЯ СТРАНИЦА (ПАБЛИК) / ВКОНТАКТЕ / СМИ / НОВОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / SOCIAL NETWORKS / PUBLIC PAGE (PUBLIC) / VKONTAKTE / MASS MEDIA / NEWS / POLITICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дыбкина Анастасия Николаевна

Статья посвящена исследованию воздействия новостных сообщений в социальной сети ВКонтакте на политическое сознание граждан. Изучена специфика политического сознания на этапе становления информационного общества. В статье анализируются данные проведенного пилотажного исследования, автор показывает приоритетные источники информации, специфику восприятия сферы политического и общественное мнение о новостных публичных страницах пользователей социальной сети ВКонтакте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

News public pages on VKontakte as a factor in the formation of political consciousness

This article is devoted to the study of the impact of news messages in the social network VKontakte on the political consciousness of citizens. The specificity of political consciousness at the stage of formation of the information society is studied. Data of the pilot study are analyzed in the article, the author shows the priority sources of information, the perception of the political public sphere and the public opinion on news public pages of VKontakte's users.

Текст научной работы на тему «Новостные паблики ВКонтакте как фактор формирования политического сознания»

Новостные паблики ВКонтакте как фактор формирования политического сознания News public pages on VKontakte as a factor in the formation of political consciousness

Дыбкина Анастасия Николаевна

Студент 4 курса Факультет Политологии Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: a. dybkina@yandex. com

Dybkina Anastasia Nikolaevna

4rdyear student Faculty of Political Science Saint Petersburg State University Russia, Saint Petersburg e-mail: a. dybkina@yandex. com

Аннотация.

Статья посвящена исследованию воздействия новостных сообщений в социальной сети ВКонтакте на политическое сознание граждан. Изучена специфика политического сознания на этапе становления информационного общества. В статье анализируются данные проведенного пилотажного исследования, автор показывает приоритетные источники информации, специфику восприятия сферы политического и общественное мнение о новостных публичных страницах пользователей социальной сети ВКонтакте.

Annotation.

This article is devoted to the study of the impact of news messages in the social network VKontakte on the political consciousness of citizens. The specificity of political consciousness at the stage of formation of the information society is studied. Data of the pilot study are analyzed in the article, the author shows the priority sources of information, the perception of the political public sphere and the public opinion on news public pages of VKontakte's users.

Ключевые слова: социальная сеть, публичная страница (паблик), ВКонтакте, СМИ, новости, политическое сознание.

Key words: social networks, public page (public), VKontakte, mass media, news, political consciousness.

На этапе становления информационного общества Интернет становится основным каналом информации, в том числе и в сфере политических представлений граждан. По данным опроса, проведенного Левада-центром в ноябре 2019 г., в целом 81% россиян старше 18 лет составляют интернет-аудиторию, из них 65% опрошенных выходят в Интернет ежедневно [2].

Проникновение Интернета в политическую жизнь делает актуальным вопрос о способности влияния новейших информационно-коммуникативных технологий на политическое сознание Интернет-пользователей. Концепты «политический медиадискурс» и «медиатизация политики» становятся властным ресурсом, производящим виртуальную политическую продукцию [1; с. 65]. Интернет-медиа воздействуют на конструирование политической жизни социума, формирование политических идей, ценностей и норм поведения.

Социальные сети, как форма интерактивной коммуникации, приобретают особенное значение в формировании политического сознания граждан. Для отечественных исследователей особый интерес вызывает анализ социальной сети ВКонтакте, как наиболее популярного социального медиа, которым пользуется 41% россиян (по данным исследования ФОМ на ноябрь 2018 г.) [8].

На смену телевидению как основному источнику новостей о политической сфере пришел Интернет, в связи с чем большую значимость получает вопрос о влиянии новостного Интернет-контента на политическое

сознание граждан России. Для эффективной оценки современной политической ситуации и, в частности, политических представлений россиян необходимо проанализировать влияние социальной сети ВКонтакте на совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидом.

В политической науке отсутствует единая трактовка политического сознания, сформированного как категория в рамках отечественной политологии. Е.Ю. Мелешкина формулирует обобщенное понимание политического сознания как «совокупности ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса» [5; с. 132].

Интерактивные коммуникации в социальных сетях заставляют пересмотреть традиционный механизм формирования политического сознания. Они позволяют индивиду избирательно подходить к получаемой информации, выбирая сообщения, соответствующие личным предпочтениям и представлениям, сравнивать различные точки зрения. Появляется больше возможностей в выборе места и времени для знакомства с материалом, в поиске подтверждающих или опровергающих сведения фактов [7].

В рамках данной статьи социальная сеть рассматривается главным образом в качестве площадки для размещения новостной политической информации. Наиболее удобным способом распространения новостей в сфере политики в самой популярной отечественной социальной сети ВКонтакте являются тематические группы и публичные страницы.

Публикация новостей представляет своего рода «информационную битву», выраженную в конкурирующей интерпретации событий в СМИ [6]. Новостные сообщества ежедневно преподносят контент, воздействующий на восприятие политических событий в сознании пользователей Интернета. «Ненасильственные» механизмы направлены на программирование систем ценностей населения [1; с. 74].

Эффективность влияния пабликов зависит от множества факторов, например, от характеристик самого воздействия, его условий и готовности реципиента воспринимать и доверять сообщениям [4; с. 1]. Не существует однозначного мнения по вопросу о степени воздействия новостных сообществ на политическое сознание. С одной стороны, выдвигается тезис о всевластии СМИ, «будто СМИ «формируют» наше мышление, «воздействуют» на наши мнения и установки, «подталкивают» нас к определнным видам поведения» [3; с. 139]. Но с другой - «власть» масс-медиа, в нашем случае пабликов, не обладает большими возможностями и признается весьма ограниченной: «Возможно, средства массовой информации обладают силой фокусировать наше внимание на определенных вещах, но это не та власть, которая заствляет действовать» [3; с. 155].

Существование указанных выше точек зрения вызывает желание изучить характер и степень влияния новостных пабликов ВКонтакте на политическое сознание граждан, о чем и пойдет речь в проведенном нами исследовании.

Целью данного исследования является анализ формирования политического сознания под влиянием новостного контента социальной сети ВКонтакте.

К числу задач исследовательского проекта относятся:

1) определить основные источники политических новостей россиян (на примере жителей Санкт-Петербурга) в условиях возросшей популярности Интернет-коммуникации, в частности использования социальных сетей;

2) выявить особенности политического функционирования социальной сети ВКонтакте и новостных пабликов в восприятии целевой интернет-аудитории;

3) проанализировать содержание и характер влияния политических новостей из пабликов ВКонтакте на политическое сознание жителей Санкт-Петербурга.

Предметом исследования являются изменения в политическом сознании под воздействием восприятия новостного контента пабликов ВКонтакте. Объект исследования - общественное мнение петербуржцев о новостных пабликах ВКонтакте. В исследовании приняли участие жители Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 54 лет. В качестве метода исследования был выбран уличный опрос. Выборочную совокупность пилотажного исследования составили 30 человек. Выборка с квотированием следующих признаков: пол, возраст и образование, построена таким образом, чтобы адекватно воспроизвести структуру генеральной совокупности. Апробированный инструментарий предполагает проведение масштабного эмпирического исследования в дальнейшем.

Первый вопрос, который мы задавали респондентам, звучал так: «В какой степени Вы интересуетесь новостями о политических событиях?». Респонденты скорее интересуются новостями из сферы политики, и небезразличных к современной политической ситуации подавляющее большинство (83,3%). Можно предположить, что такая заинтересованность повышает роль политических новостей в формировании политического сознания граждан.

Основными же источниками информации о политике являются социальные сети и информационные Интернет-ресурсы (73,3%). Это подтверждает возросший интерес к Интернет-коммуникации, а также свидетельствует о ее лидирующей позиции в характерном для начала XXI в. антагонизме «телевидение -Интернет» [9; с. 157]. Однако сохраняется закономерность, согласно которой респонденты 18 - 29 лет не выбирают телевидение в качестве основного источника информации, а опрошенные в возрасте 40 - 54 лет не отдают предпочтения социальным сетям.

Среди социальных сетей опрошенные петербуржцы в основном используют социальную сеть Вконктакте (80%). Эти данные подкрепляют мысль о том, что ВКонтакте является основным средством Интернет-коммуникации, которое способно оказывать влияние, в том числе, и на политическое сознание петербуржцев, но в меньшей мере на людей старше 40 лет.

Чтобы составить представление о целевой аудитории новостных пабликов ВКонтакте, респондентам был задан следующий вопрос: «На какие новостные паблики ВКонтакте Вы подписаны?». В качестве вариантов ответа были предложены наиболее популярные паблики, маркируемые как и в большей мере официальные и провластные СМИ, так и неофициальные и критикующие власть. 46,7% являются подписчиками пабликов, публикующих новости из сферы политики. Таким образом, социальная сеть ВКонтакте на данный момент недостаточно укоренилась в восприятии опрошенных петербуржцев в качестве источника информации о политике. «Медиатизация политики», и в частности внедрение сферы политического в виртуальную сеть общения, в большей мере характерна для мировосприятия поколения моложе 40 лет.

Среди подписчиков новостных пабликов для 20% Медуза является основным источником информации о политических событиях, для 10% - Лентач; для 3,3% (респондент в возрасте 40 - 54 лет) - ТАСС. Остальные респонденты затруднились ответить или указали свой вариант ответа (6,7% - Бумага, Mount Show).

В данном контексте рассмотрим восприятие сферы политики группой респондентов, не подписанных на новостные паблики. Среди не читающих контент новостных сообществ доля респондентов, «скорее не доверяющих» институтам власти меньше, чем среди подписчиков (31,3% против 64,3% соответственно). 18,8% «скорее доверяют» действующей власти, однако 20% выбрали вариант ответа «абсолютно не доверяю».

Вероятно, это вызвано тем, что в социальных сетях новости освещаются в разном ключе, в том числе и негативном, появляется возможность коммуницировать и знакомится с большим числом различных точек зрения,

что стимулирует критическое мышление. Также распространение протестных настроений в Сети заставляет усомниться в устойчивости системы.

Следующий блок вопросов посвящен оценки доверия новостным публичным страницам ВКонтакте. Таблица 1 наглядно демонстрирует распределение ответов на вопрос «В какой степени Вы доверяете новостным пабликам ВКонтакте?».

Таблица 1. Доверие новостным пабликам ВКонтакте

Новостной Полностью Скорее В чем-то Скорее не Абсолютно Затрудняюсь

паблик доверяю доверяю доверяю, в чем-то нет доверяю не доверяю ответить

Медуза 12,5% 12,5% 41,7% 0,0% 8,3% 25,0%

РБК 0,0% 20,8% 25,0% 4,2% 4,2% 45,8%

Дождь 0,0% 20,8% 16,7% 12,5% 8,3% 41,7%

РИА Новости 0,0% 8,3% 33,3% 4,2% 8,3% 45,8%

Новая газета 0,0% 12,5% 25,0% 4,2% 4,2% 54,2%

ТАСС 4,2% 8,3% 20,8% 8,3% 8,3% 50,0%

Лентач 0,0% 0,0% 33,3% 4,2% 8,3% 54,2%

LIFE Новости 0,0% 4,2% 20,8% 12,5% 8,3% 54,2%

Другое 50,0% 50,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%

Наибольшее доверие вызывает паблик Медуза. В равной мере респонденты склонны «скорее доверять» новостным публичным страницам РБК и Дождь (20,8%), хотя последний паблик у большего числа опрошенных и не вызывает доверия (20,8% против 8,4%).

Важно отметить, что значимая доля респондентов уклонилась от оценки доверия пабликам, что вызвано, с одной стороны, недостаточной осведомленностью о контенте, представленном на странице пабликов, а с другой стороны - отсутствием однозначной позиции по данному вопросу. Тенденция «тотального недоверия», предполагаемая автором, не была выявлена, а, значит, паблики ВКонтакте способны оказывать воздействие на представления о политике и даже на ценностные установки.

Р. Мейнардус обращает внимание, что «в современных демократиях СМИ играют решающую роль в распространении информации среди граждан. Надежная информация является необходимой предпосылкой для формирования политических взглядов - условия сознательного участия в политическом процессе» [10]. Безусловно, Интернет сделал политическую информацию более доступной, при этом не гарантируя ее достоверность. Респондентам был задан вопрос о количестве используемых новостных пабликов при изучении информации по конкретной политической ситуации, чтобы выявить, насколько они заинтересованы в получении объективных сведений. Отвечая на наш вопрос, 10% опрошенных выбрали вариант ответа «Использую 1 источник, которому доверяю», 63,3% - «Проверяю 2-3 различных источника». Остальные респонденты не получают информации из новостных пабликов. Вероятно, часть респондентов ответила на этот вопрос исходя из того, как они проверяют любую информацию, а не только из новостных пабликов. Такое распределение позволяет сделать вывод, что опрошенные петербуржцы заботятся о том, чтобы получать достоверную информацию, и стремятся убедиться в том, что прочитанная ими новость - это не дезинформация.

Особый интерес для исследователя представляют ответы на следующий вопрос: «Как новостные паблики ВКонтакте влияют на жизнь людей?». Мы получили следующие результаты:

— Позволяют узнавать о происходящих политических событиях - 40%;

— Влияют на политические ценности, идеалы и воззрения - 36,7%;

— Помогают ориентироваться в потоке информации - 26,7%;

— Дают возможность каждому принимать участие в обсуждении политических проблем - 23,3%;

— Формируют знания о политике - 10%;

— Служат только для развлечения - 10%;

— Никак не влияют на жизнь - 6,7%.

По мнению опрошенных, новостные паблики ВКонтакте, прежде всего, выполняют информационную функцию и помогают быть в курсе происходящих событий в сфере политики.

Способность оказывать влияние на политическое сознание респондентами также не исключается, в особенности теми, кто является постоянными читателями (64,3%). Однако более старшее поколение в меньшей мере (33%) усматривает возможность воздействия пабликов ВКонтакте на политические ценности и идеалы, что можно объяснить достаточно прочно сформировавшимися политическими взглядами.

Аудитория в возрасте 30 - 39 лет преимущественно маркирует новостные паблики в качестве ориентира в новостном пространстве (44,4%). Малая доля респондентов считает, что паблики ВКонтакте не способны сформировать знание о политике - этого источника явно недостаточно. И только абсолютное меньшинство склонно думать, что политические сообщества никак не влияют на нашу жизнь.

В современных условиях механизм формирования политического сознания подвергается существенным изменениям, вызывающим интерес среди исследователей. Интернет становится одним из основных факторов трансформации сознания и представляет собой важный источник политической информации. Большую часть населения не устраивает роль простого «слушателя», потребность в обратной связи и выражении своих мыслей повлекла за собой проникновение политики в сферу виртуального общения.

Современный человек ежедневно окружен большими потоками информации, часть из которой он черпает именно из социальных сетей, которые начинают восприниматься как основной источник политических новостей. В наиболее популярной социальной сети ВКонтакте на публичные страницы СМИ подписаны миллионы читателей, а, значит, новостной контент социальных сетей способен повлиять на политическое сознание масс, на политические ценности и идеалы.

На основании исследования были сделаны следующие выводы:

— Для жителей Санкт-Петербурга политическая сфера является значимой, они интересуются новостями из сферы политики и активно получают информацию из социальных сетей и информационных Интернет-ресурсов, которые пришли на смену Телевидению;

— Смена приоритетного источника информации свидетельствует о потребности в обратной связи, во взаимодействии и диалоге;

— Большее число респондентов, предпочитающих социальные сети и информационные Интернет-ресурсы в качестве основного источника информации, склонны не доверять власти, у них формируется оппозиционный взгляд на политику;

— Изучая ответы пользователей сети ВКонтакте, автор выявил следующее:

1) сфера политического имеет место быть в виртуальном общении в сети ВКонтакте;

2) данная социальная сеть рассматривается в качестве арены для обсуждения политически актуальных вопросов;

3) читатели пабликов осознают способность социальной сети оказывать влияние на их политическое сознание, они склонны получать информацию из нескольких источников для проверки ее достоверности.

— Новостные паблики ВКонтакте, прежде всего, выполняют информационную функцию и помогают быть в курсе происходящих событий в сфере политики.

Таким образом, многообразие пабликов, публикующих на своей странице политические новости, позволяет взглянуть на политические события под разным углом и сформулировать собственное мнение по поводу происходящего. Альтернативный «традиционным» источник информации в меньшей мере подвержен цензуре, новостные паблики способствуют формированию критического отношения к существующей власти и современной политической ситуации.

Человек стремится получить достоверную информацию и не желает быть обманутым. Однако с ростом популярности социальных сетей как источника политической информации возникает опасность манипулирования общественным мнением.

В заключении хотелось бы отметить, что необходимо стремится к сохранению свободного от манипулирования общения, объективному отражения политической действительности в социальных сетях. Доступность информации о политических событиях поможет индивидам разобраться в политическом дискурсе и сформулировать собственную оценку политической ситуации, сделает их политическое поведение более рациональным.

Список используемой литературы:

1. Грибовод Е.Г., Русакова О.Ф. Политический медиадискурс и медиатизация политики как концепты политической коммуникативистики // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. - 2014. - Т. 14, вып. 4. - С. 65 - 77.

2. Динамика пользования интернетом [Электронный ресурс] // Сайт Левада-центр: аналитический центр Юрия Левады. - Режим доступа: https://www.levada.ru/2019/12/05/dinamika-polzovaniva-internetom/ (дата обращения: 19.12.2019).

3. Дэннис Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. - М.: Вагриус, 1997. - 383с.

4. Задорин И.В., Огребков Д.О., Сюткина А.П., Халкина Е.В. Влияние СМИ на массовое политическое сознание россиян в период избирательной кампании 1999 года // Независимые Медиа Измерения. - 2000. - 19 с.

5. Мелешкина Е.Ю. Политическое сознание // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. - М., 2001. - 304 с.

6. Новиков В.К. Информационное оружие - оружие современных и будущих войн. - M.: Горячая линия, 2011. - 262 с.

7. Пикула Н.Н. Интерактивные коммуникации и политическое сознание [Электронный ресурс] // Киберленинка: научная электронная библиотека. - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/interaktivnve-kommunikatsii-i-politicheskoe-soznanie (дата обращения: 24.12.2019).

8. Пользование социальными сетями и мессенджерами [Электронный ресурс] // Сайт ФОМ. - Режим доступа: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14137 (дата обращения: 19.12.2019).

9. Черкасова В.П. Телевидение и Интернет как каналы формирования политического сознания граждан // Вестник МГИМО Университета. - 2013. - № 4 (31). - С. 157 - 164.

10. Meinardus R. The Political Impact of the Internet [Электронный ресурс] // The Friedrich Naumann Foundation. - Режим доступа: http://www.fnf.org.ph/liberalopinion/political-impact-of-the-internet.htm (дата обращения: 25.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.