Научная статья на тему 'Социальная сеть «ВКонтакте» как современный канал политической коммуникации'

Социальная сеть «ВКонтакте» как современный канал политической коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3849
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая коммуникация / политическая агитация / избирательная кампания / интернет. / political communication / political solicitation / election campaign / Internet.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ермолаев Виталий Павлович

Автором рассматривается и оценивается уровень активности и эффективности присутствия представителей российской политической сферы в социальной сети «ВКонтакте» с точки зрения возможности использования данного ресурса как инструмента политических технологий и PR. Статья включает в себя комплексное эмпирическое исследование, объектом изучения которого выступает интернетактивность российских политиков в процессе избирательной кампании 2016 года, а также компаративный анализ результатов исследования с элементами дескриптивности. В исследовании задействованы современные инструменты и каналы интернеткоммуникации, а также методы сбора и анализа данных, в частности онлайн-инструменты для мониторинга и систематизации данных. Использование количественных, качественных и иных методов позволило сделать выводы об уровне активности политиков, измерить степень их вовлеченности в отечественное пространство социальной сети «ВКонтакте» с точки зрения политического участия, а также оценить способность формировать единое имиджевое поле, оперативно реагировать на запросы электората, эффективно использовать современные средства обратной связи в политических процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORK VKONTAKTE AS AN UP-TO-DATE CHANNEL OF POLITICAL COMMUNICATION

The author considers and estimates the level of activity and effectiveness of Russian political sphere representatives’ presence in the social network VKontakte from the viewpoint of possibilities to use the given resource as an instrument of political technologies and PR. The article comprises a complex empiric research the object of which is internet activity of Russian politicians in the process of the election campaign of 2016, and also a comparative analysis of the results with elements of descriptiveness. The author uses up-to-date instruments and channels of internet-communication and methods of data collection and analysis – online instruments for monitoring and systematizing data in particular. Application of qualitative, quantitative and other methods makes it possible to make a conclusion about the level of politicians’ activity, to measure the degree of their involvement into the native space of the social network VKontakte from the viewpoint of political participation, and to evaluate the ability to form united image area, to react to the electorates’ needs immediately, use up-to-date means of backward communication in political processes effectively.

Текст научной работы на тему «Социальная сеть «ВКонтакте» как современный канал политической коммуникации»

УДК 32.019.5

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «ВКОНТАКТЕ» КАК СОВРЕМЕННЫЙ КАНАЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Ермолаев Виталий Павлович,

Московский государственный университет, кафедра истории общественных движений и политических партий, аспирант, г. Москва, Россия. E-mail: vpe1@ya.ru

Аннотация Автором рассматривается и оценивается уровень активности и эффективности присутствия представителей российской политической сферы в социальн ой сети «ВКонтакте» с точки зрения возможности использования данного ресур са как инструмента политич еских технологий и PR. Статья включает в себя комплексное эмпирическое исследование, объектом изучения которого высту пает интернет-активность российских политиков в процессе избирательной кампании 2016 года, а также компаративный анализ результатов исследования с элементами дескриптивности. В иссле довании задействованы современные инструменты и канал ы интернет-коммуникации, а т акже методы сбора и анализа данных, в частности онлайн-инструменты для монито ринга и систематизации данных. Использование количественных, качественных и иных методов позволило сделать выв оды об уровне активности политиков, изм ерить степень их вовлеченности в отечественное пространств о социальной сети «ВКонтакте» с т очки зрения политического участия, а также оценить способность формировать единое имиджевое поле, оперативно реагировать на запросы эл ектората, эффективно использовать современные ср едства обратной связи в политически х процессах.

Ключевые понятия: политическая коммуникация, политическая агитация, избирательная кампания, интернет.

В современн ой российской политике за последнее десятилетие произошел ряд коренных изменений, которые лежат не только в плоскости отношений между акторами политической жизни, политических событий и процессов, но и в сфере коммуникации, взаимодействий и технологий. Последние, ввиду своей динамичности и субъектности, всегда являлись сложным и в то же вр емя привлекательным объектом для исследования. В частности, с распро странением и н-тернет-технологий в российском обществе, а также всесторонним прони кновением интернета в политический сегмент, исследо ва-ние данных категорий стало обретать новое значение. Здесь, прежде все го, следует говорить о том, насколько массово и быстро субъекты политических отношений интегрируются в интернет-пространство и насколько эффективно они организовывают там своё присутствие.

Когда мы затрагиваем проблему использования политическими субъектами интернет-каналов коммуникации и применения интернет-технологий в политических процессах в частности, мы должны отчетливо понимать, что сфера социально-медийного и информационного пространства в глобальной сети характеризуется особой структурой, в которой особо массовые ниши, как пр ави-ло, занимаются целыми платформами и ресурсами, каждая из которых обладает своей спецификой и рассчитана на определенную категорию пользовательской аудитории. В этом отношении отечественный интернет-сегмент уже успел обрести своих фаворитов, среди которых автор статьи о тмечает социальную платформу «ВКонтакте».

По д анным A lexa I nternet, « ВКонтакте» -1-й по популярности сайт в России, а в 2015 году он попал в деятку сам ых посещаемых ресурсов в мире 1.

Согласно последним исследованиям Brand Analytics данный ресурс, по сравнению с другими социальными сетями, лидирует по количеству ав торов (1 3 278 тыс. в месяц), сообщений (317 508 тыс. в месяц), при этом женская аудитория (авторов) составляет около 57%, средний возраст пользователей сети - от 24 до 35 лет 2. Такая статистика как нельзя лучше демонстри-

1 Alexa Top 500 Global Sites. Vkontakte site info [Электронный ресурс] // br-analytics.ru: Издание Alexa Internet. 1996 - 2017. URL: http://www.alexa.com/ siteinfo/vk.com (дата обращения: 09.12.2016).

2 Социальные сети в России, осень 2016 [Электронный ресурс] // br- analytics.ru: Издание Brand Analytics. 2012-2017. URL: http://blog. br-a nalytics. ru/sotsialnye-seti-v-rossii-osen-2016/ (дата обращения: 09.12.2016).

ВЛАСТЬ

600000 500000 -400000 -300000 200000 -

504940

89322 61350

II 16431 1159Ö 10640 49S6 3786

ж

s

JF

I Тыс. сообщений

J*

¿Г

Г

Рис. 1. Активность социальных медиа по тип ам источников (ноябрь, 2016)

рует активность молодежной аудитории в данной социальн ой сети. Если говорить о географии, то больше всего пользователе й находятся в федеральных центрах: Санкт-Петербурге, Москве, Севастополе, а также в крупных городах Рос сийской Федерации.

Вместе с повсеместным распространением данной сети все большую актуальность приобретает вопрос о во зможностях применения присущих ей технологий и инструментов в политической агитации и избирательных кампа ниях, иссл едовании электоральных процессов, свойственных регионам России, а также сло жившейся в них политической конъюнктуры.

Если говорить о наиболее активных субъектах российской политики - кандидатах в депутаты, действующих представителях избираемых органов власти, пол ити-ческих партиях и общественных движениях, то следует имет ь в виду, что значител ьная часть данного сегмента политической сферы вовлекается в интернет-пространство гораздо менее быстрым и темпами, нежели эле к-торат. Особенно это характерно для политиков региональн ого и местного уровня. Что касается политической элиты федерального масштаба, то здесь можно наблюдать положительную те нденцию довольно инте нсив-ного вовлечения политиков в сеть. Так, например, особый и нтерес в ызывает профиль Д.А. Медведева. Как известно,

команда Медведева прилагает немало усилий для создан ия эффективного имиджа Дмитрия Анатольевича в социальных сетях, и « ВКонтакте» не я вляется и склю-чением. В ноябре 2011 года почти во всех отечественных СМИ появились публикации на тему того, что у российского президента появился с вой а ккаунт « ВКонтакте»3.Поч-ти сразу же после заявл ения о б открытии страницы количество п одписчиков начало неуклонно возрастать и на сегодняшний день составило более 2-х миллионов человек. Профиль политика можно рассматривать как «успешный» по многим причинам. Во-первых, наличие подробной анкеты, где содержится информация о личных интересах и увлечениях, во-вторых, - качественный аватар, а также содержательный и постоянно обновляемый контент (текстовые посты сопр овождаются фотографиями, ссылками, видеозаписями), наличие на странице фотоальбомов, видеозаписей; примечательна и подборка «Интересных страниц» (среди них наиболее популярные интернет-СМИ и официальные паблики органов государственной власти). Так, мы можем говорить о высоком уровне внимательности команды политика к ведению аккаунта в социальной сети «ВКон такте». Это отн осится и к др угим лидерам п оли-тического сектора - Владимиру Жириновскому4, Сергею Миронову 5, Ирине

3 Дмитрий Медведев [Электронный ресурс] //vk.com: Издание Vkontakte. 2006-2017. URL: https:// vk.com/diri (дата о бращения: 09.12.20l6).

4 Владимир Жириновский [Электронный ресурс] //vk.com: Издание Vkontakte. 2006-2017. URL: https:// vk.com/zhirinovskyv (дата обращения: 09.12.2016).

5 Сергей Миронов [Электронный ресурс] //vk.com: Издание Vkontakte. 2006-2017. URL: https://vk.com/ mironov_sergey (дата обращения: 09.12.2016).

Яровой6, Дмитрию Гудкову7, Алексею Навальному8 и многим другим.

Таким образом, на вы сших уровнях политическая элита довольно активно проявляет себя в пространстве рассматр иваемой социальной сети. Это связано в первую очередь с тем, что на данный момент они уже обладают твердо укрепившимся политическим имиджем и реализуют свою активность в сети в рамках общей разработанной стратегии политического поведения и коммуникации.

Если обратиться к боле е скромным масштабам, например, кандидатам и де йствую-щим депутатам муниципальных образований г. Москвы, то здесь можно н аблюдать более пассивную ситуацию. Тем не менее потенциал реализации избирательной кампании в

рамках платформы «ВКонтакте» представляется весьма перспективным. В подтверждение данному тезису автор предлагает к рассмотрению результаты исследования, проведенного им в мае 2016 года в цел ях анализа электоральной вовлеченности в социальную сеть «ВКонтакте» на примере Юго-Западного округа г. Москвы.

Анализ социально-демографического портрета электората в г. Моск ве через призму интернет-пользователей

1. Общие сведения:

По данным Московской городской избирательной комиссии, по состоянию на

Рис. 2. Карта-схема гра ниц районов Коньково и Тёплый Стан

6 Ирина Яровая [Электронный ресурс] //vk.com: Издание Vkontakte. 2006-2017. URL: https://vk.com/ yarovaya_ia (дата обращения: 09.l2.2016).

7 Дмитрий Гудков [Электронный ресурс] //vk.com: Издание Vkontakte. 2006-2017. URL: https://vk.com/ dggudkov (дата обращения: 09.12.2016).

8 Алексей Навальный [Электронный ресурс] //vk.com: Издание Vkontakte. 2006-2017. URL: https: / / vk.com/navalny (дата обращения: 09.12.2016).

1 января 2 016 г. в Москве зарегистрировано 7 334 634 избирателей (около 60% от общего числа населения) 9.

Согласно предварительной оценке численности населения на 1 января 2016 г ода и в среднем за 2016 год (Росстат), население субъекта составляет 12 330 126 чел. (при этом показатель роста за 2015 год превысил 1%).

Москва занимает перв ое место в рей -тинге субъектов РФ по общему числу избирателей. В среднем число избирателей увеличивается с каждым годом более чем на 90 тыс. че ловек.

2. Общее число (процент) интернет-пользователей в Москве. Основные характеристики пользователей.

Общее число активных пользователей - 8 000 000 человек.

Проникновение - 76,5% 10 (+19 п. п. с 2009 года).

Общее число пользователей - около 65% жителей субъекта 11.

Общее число пользователей ср еди избирателей - более 70%.

Районы города Москвы. Коньково, Теплый Стан12.

Количество избирателей: 175 756 человек.

Население. 288 736 человек.

3. Среди основных характеристик можно выделить:

- ежегодное увеличение количества пользователей (средняя динамика от 30%);

- наиболее высокую активн ость пользователей ( в ср авнении с д ругими с убъ-ектами РФ);

- преимущество молодой ауди тории;

- увеличение показателей проникновения среди возрастной группы (55+) до 35-40%: люди в возрасте от 50 лет и старше - одна из самых многочисленных категорий жителей Москвы, в том числе ЮЗАО. Их доля в общем населении столицы ежегодно растёт и в настоящее время составляет около 37%. Одновремен но э та возрастная категория является самым быстрорастущим сегментом аудитории интернета и перспективным рынком для внедре-

ния различных сервисов. В 2015 го ду доля пользователей интернета в возрасте от 50 лет и старше составил а уже 28%. Больше всего активных пользователей - в возрасте от 50 до 69 лет, а вот среди тех, кто старше 85 лет, проникновение интернета составляет только 14%;

- высокую заинтересованность пользователей в политическом контен те и вовлеченность в существующие городские сообщества;

- интерес к ключевым пр облемам города (обсуждение преимущественно в социальных сетях);

- интерес к представителям политической сферы и их деятельности (обсужде ние преимущественно в социал ьных сетях);

- все большую популярность обретают смартфоны: показатели в ыходов в интернет с мобильных устройств за последние годы выросли в несколько раз (при работе с электоратом следует обращать особое внимание на социальные сети и мобильные версии сайтов);

- использование интернета в кач естве основного источника инфо рмации (в том числе о текущих пол итических событиях).

4. Соотношение пола, возраста, образования и других важных характеристи к интернет-пользователей:

Критерий Характеристика

Пол Преимущественно мужчины

Возраст 18-35

Образование ВПО

Уровень дохода 55 000

Предпочтительное устройство 1.Смартфон 2.Ноутбук 3. Компьютер 4. Планшет

5. Соотношение проникновения социальной сети в округе. Популярность основных каналов:

- наиболее популярный канал - «ВКон-такте» (однако представленность политиков в соцсети не самая высокая, х отя количес-

9 Сведения о численности избирателей, зарегистрированных на территории г. Москвы, по состоянию на 1 января 2016 года [Электронный ресурс] // izbirkom.ru: Издание «Московская городская избирательная комиссия». 2017. URL: http://moscow-city.izbirkom.ru/etc/77f4_1ri_01_2016_tsik_2_version.pdf (дата обращения: 09.12.2016).

10 По данным Яндекса, ФОМ, TNS и ТЦИ.

11 Представлено процентное соотношение, выявленное на основе приведенных показателей.

12 Закон г Москвы «О схеме одномандатных избирательных округов» [Электронный ресурс] // duma. mos.ru: Издание «Московская городская дума». 2002-2016. URL: http: //duma.mos.ru/ru/485/page/zakon-goroda-moskvyi-o-sheme-odnomandatnyih-izbiratelnyih-okrugov-po-vyiboram-deputatov-moskovskoy-gorodskoy-dumyi (дата обращения: 09.12.2016).

тво сообществ довольно высоко, активно обсуждаются проблемы округа);

- менее популярный канал - Face book (используется в большей степени для организации эвентов, нежели для обсуждения актуальных кл ючевых с оциально-эконо-мических и политических проблем своего округа, района, города);

- наименее популярные каналы - You-Tube и блоги (политики также не задей с-

твованы в блогосфер е, однако можно составить выборку блогеров, которые пишут об общественно-политических движениях, событиях, митингах, проходящих в округе. Любопытная платформа - http://bg.ru/ blogs/ ).

6. Общая оценка активности избирателей в интернете в округе, а также отдельно по основным каналам (сравнение потенциала «ВКонтакте» с другими ресурсами):

Таблица 1

Мониторинг наиболее популярных интер нет-каналов коммуникации с точки зрения вовлеченности пользователей - жителей Ю ЗАО (данные за май 2016 г.) 13

Канал Характеристика пользователей канала и задействованность политиков Активные авторы Проникновение (%) Популярность канала Перспективы применения

Facebook Активность пользователей прослеживается только в наиболее крупных сообществах, равно как и комментирование и упоминание политиков. Активность самих политиков на среднем уровне, но в целом выше, чем по России 861 822 7.19 Не самый популярный Есть перспективы (больше внимания уделять сообществам)

Twitter Довольно высокая активность пользователей. Цель - получение информации о наиболее важных событиях из «первых уст», раньше СМИ 257 903 2.15 Не самый популярный Есть перспективы (раскрутка микроблога, вывод в ТОП читаемых)

Instagram Преимущественно женская аудитория, активны во флешмобах, молодая аудитория. Активность политиков невысока, хотя ресурс активно набирает популярность и выходит в ТОП наиболее используемых. Удобен для проведения акций и распространения вирусного контента 2 477 716 20.7 Очень популярен Высокие перспективы (создание и ведение страниц, распространение вирусного контента)

YouTube Не самая активная аудитория в рамках политической сферы, однако пользователи все же заинтересованы в поиске роликов с участием политиков; наибольшей популярностью пользуются скандальные и компрометирующие ролики н/д н/д Средний уровень Есть перспективы только при условии публикации очень качественных материалов

13 Статистика социальных сетей [Э лектронный ресурс] // br-analytics.ru: Издание Brand Analytics. 2012-2017. URL: http://branalytics.ru/statistics/am?hub_id=3&date=201601&period_ty pe=month (дата обращения: 09.12.2016).

Продолжение табл.1

Канал Характеристика пользователей канала и задействованность политиков Активные авторы Проникновение (%) Популярность канала Перспективы применения

Vkontakte Преимущественно молодежная аудитория (1834 года) - потенциально наиболее активный электорат, высокая вовлеченность в сообщества и обсуждение/ комментирование, интерес к политической жизни района 2 914 066 24.3 Очень популярен Есть перспективы (политики представлены слабо, требуется комплексная диагностика и работа с сообществами)

ОК Возрастная аудитория; вовлеченность пользователей в обсуждение политиков и проблем района прослеживается только в отдельных сообществах 45 225 0.38 Низкий уровень популярности Невысокие перспективы

LiveJournal (или др. блоги) Не самая высокая активность, однако политика - одна из наиболее популярных тем среди пользователей 49 635 0.41 Низкий уровень популярности Средняя перспективность

7. Топ наиболее популярных тем, обсуждаемых пользователями:

- работа (поиск и отзывы);

- недвижимость (поиск/аренда);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сады и площ адки;

- застройки;

- дороги;

- культурные мероприятия

- парковки;

- новости округа;

- новости города;

- другое (домашние животные, развлечения). (См. таблицу 2).

Анализируя представленные в таблице данные, можно сделать вывод о том, что онлайн-сообщества жителей рассматриваемых районов г. Москвы пользую тся довольно бо льшой п опулярностью с реди пользователей социальной сети «ВКонтак-те». Доминирующим контентом является фото с текстовым о писанием, однако контент данных сообществ нельзя оценить как сильно политизированный. Тем не менее, если сравнивать уровень политизации подписчиков сообщества «ВКонтакте» с другими социальными платформами, то здесь определенно наблюдается превалирование со стороны иссле дуемой в настоящей ста-

тье сети, равно как и вовлеченность жителей ЮЗАО в целом.

Данный мониторинг позволил также очертить круг наиболее острых проблем, интересующих пользователей сет и, среди которых доминируют в первую очередь проблемы локального значения, а проблемы и новости федерального масштаба обсуждаются в гораздо меньшей степени, чем местные проблемы. Это говорит о том, что сообщества функционируют согласно своему назначению, что в перспективе делает их удобным и доступным каналом для реализации стратегии политической онлайн-кампании кандидатов - представителей округа ЮЗАО.

В этой связи кандидатам могло быть рекомендовано обратить внимание на темы обсуждений в данных сообществах, а также сделать акцент на анализ ключевой пользовательской аудитории с целью формирования повестки, отвечающей наиболее о стрым и обсуждаемым проблемам округа. При этом особое внимание следует уделять качеству предлагаемой информации агитационного характера, а также способам её распространения.

Таблица 2

Мониторинг наиболее популярных сообщ еств «ВКонтакте» среди пользователей - жителей ЮЗАО

Сообщество пк Превалирующий контент Активен/ Неактивен Среднее количество лайков за публикацию о ж- ву тс сб че ои Самая популярная тема

ои с т сс ии т с и ви с;: оее ^ 1- ^

Защитники Тёплого Стана: «Мы против варварской застройки Теплого Стана!» 1765 Текст (+фото, ссылки, репосты) Активен, частые публикации 20 + активное комментирование Темы отсутству-ют(фор- мат паблика) Темы отсутствуют (формат паблика)

Тёплый Стан против! Не будь жертвой произвола застройщиков и бездействия чиновников! 4779 Текст+фото (большинство постов предлагаются пользователями) Активен, частые публикации 0+ редкие комментарии 8 «Объявления»

Теплый Стан! Мы любим Теплак, а Теплак любит нас 3239 Текст+фото (большинство постов предлагаются пользователями) Активен, частые публикации 6 + есть комментирование 5 «Объявления»

Тёплый Стан! Люби и гордись, не забывай близких 1839 Текст+фото Активность ниже среднего 1 + отсутствует комментирование (только реклама) Темы отсутствуют (формат паблика) Темы отсутствуют (формат паблика)

ЮЗАО 4975 Текст+фото (преимущественно реклама) Активен, частые публикации 30+ редкие комментарии Темы отсутствуют (формат паблика) Темы отсутствуют (формат паблика)

Подслушано. Тёплый Стан 2693 Текст+фото Активен, частые публикации 40 (наибольшее количество лайков собирает фотоконтент) Темы отсутствуют (формат паблика) Темы отсутствуют (формат паблика)

Теплый Стан 1070 Репосты Активность ниже среднего 1+ отсутствие комментариев 16 Ремонт квартир

Газета «Наш Тёплый Стан» 235 Текст+фото Активен, частые публикации 0+ отсутствие комментариев 1 Платные парковки

Продолжение табл. 2

Сообщество Число подписчиков Превалирующий контент Активен/ Неактивен Среднее количество лайков за публикацию Количество тем в обсуждении Самая популярная тема

Газета ЮЗАО «Москва. За Калужской заставой» 1309 Текст+фото Активен, частые публикации 10+ комментирование 1 Адреса платных парковок

Коньково на коне 2526 Текст+фото Активен, частые публикации 5+ редкое комментирование 3 Товары и услуги

Подслушано в Коньково и Беляево 4565 Текст+фото Активен, частые публикации 10+ комментирование Темы отсутствуют (формат паблика) Темы отсутствуют (формат паблика)

Подслушано в Коньково и Беляево 2689 Текст+фото Активен, частые публикации 1+ редкое комментирование Темы отсутствуют (формат паблика) Темы отсутствуют (формат паблика)

Газета «КОНЬКОВО» 244 Текст+фото Активен, частые публикации 1+ редкое комментирование 1 Платные парковки

Юго-Запад | ЮЗАО | Москва 6191 Текст+фото Активен, частые публикации 4+ редкое комментирование 5 Объявления

На сегодняшний день мы можем говорить о значительном разнообразии инструментов, позволяющих вести активную онлайн-кампанию через такую социальную сеть, как «ВКонтакте». Основной с оставляющей, как правило, принято считать официальную страницу кандидата, а также подконтрольную ему (его штабу/команде) группу, через которую должно проводиться первоочередное взаимодействие с аудиторией. Так, персональная страница может рассматриваться скорее как «визитная карточка» кандидата, а сообщество - как платформа для обратной связи и работы с общественным мнением. Что касается информационных вбросов «ВКонтакте » в рамках реализуемой кандидатом стратегии, то здесь мы можем делать отсылку как к уже ставшим классическими инструментам (например, флешмоб, использование хэштегов, продвижение контента в локальные сообщества через «предложку» новостей), так и к появ-

ляющимся новым формам (геотаргетирова-ние, массовая трансляция видеороликов и продвижение интерактивного контента).

В рамках настоящей статьи для автора особый интерес представляло выявление активности «ВКонтакте» кандидатов-одномандатников Юго-Западного округа Москвы, исследование процесса их взаимодействия с пользовательской аудиторией в р амках с оциальной с ети «ВКонтакте», а также обнар ужение интеграции в локальн ые соо бщества с целью реализации PR-стратегии по ведению избирательной онлайн-кампании и привлечению электората, значительная часть которого является активными интернет-пользователями.

В представленной ниже таблице собраны данные о ре зультатах голосования 18 сентября 2016 года в ЮЗАО г. Москвы, а также о наличии проф илей кандидатов округа в социальной сети «В Контакте».

Таблица 3

Результаты выборов в Госдуму РФ. Черемушкинский избирательный округ № 209. Подсчитано 100% голосов

Кандидат Партия Доля голосов Присутствие «ВКонтакте» Интернет-агитация «ВКонтакте»

Морозов Д. А. Единая Россия 35.37% https://vk.com/dmitriymoro-zov2016 нет

Родин В. Р. КПРФ 13.08% Нет данных нет

Русакова Е. Л. Яблоко 12.24% https://vk.com/rusakovateam нет

Янкаускас К. С. ПАРНАС 8.49% https://vk.com/konstantin. jankauskas нет

Васильев С. И. Справедливая Россия 6.78% нет нет

Юриков А. В. ЛДПР 5.85% https://vk.com/id379587057 нет

Станкевич С. Б. Партия Роста 4.96% нет

Из всех кандидатов, избираемых по одномандатным округам, только четверо представлены в социальной сети «ВКонтак-те» (Морозов, Русакова, Янкаускас, Юри-ков), из которых тол ько один (Константин Янкаускас) активно ведет страницу и пользуется успехом и популярностью у пользовательской аудитории. Примечательно, что данный кандидат является представителем оппозиционных сил. При этом он довольно тесно взаимодействует с с ообществом «Защитники Тёплого Стана». В целом, его профиль «ВКонтакте» не идеален, однако создает ощущение «живого» аккаунта, что может гораздо эффективнее привлекать сторонников в сравнении с тщательно продуманными, но «искусственными» страницами. Необходимо также отметить, что данный политик весьма активно представлен и на других интернет-каналах (In-stagram, Twitter, Facebook).

Среди других кандидатов округа, задействованных в рассматриваемую социальную сеть, можно отметить представителя «Единой России» Д. Морозова. Несмотря на отсутствие персональной страницы, кандидат представлен в сети через подконтрольное сообщество, которо е на данный момент потеряло свою актуальность и не является популярным среди пользователей, а последняя публикация датируется 8 сентября 2016 г. Аналогичная ситуация сложилась с личностью Е. Русаковой. У нее

также отсутствует официальная персональная страница, а последняя публикация подконтрольного сообщества была произведена в 2 014 году. Тем не мен ее оба сообщества привязаны к внешним подконтрольным ресурсам кандидатов, что является свидетельством их попыток создать единое имиджевое пространство в сети .

Если говорить о посл еднем представленном «ВКонтакте» кандидате (А. Юрико-ве), то здесь можно отметить высокую активность во время агитационного периода, живой профиль, разнообразный контент и обратную связь с аудиторией. Что касается недостатков, то здесь на виду отсутствие продуманной концепции и стратегии, о че-видно, что страница ведется самим кандидатом, а не командой специалистов.

Так, исходя из проведенного мониторинга аудитории ЮЗ АО «ВКонтакте» и активности в данной се ти кандидатов-одномандатников этого округа, мо жно сделать вывод, что во время кампан ии 2016 года «ВКонтакте» активно использовалась в качестве инструмента политических технологий только двумя кандидатами, несмотря на то, что общая пользовательская активность и в овлеченность н аходились на весьм а высоком уро вне. Это является частным случаем ситуации, характеризующей отечественный политический сегмент интернет-пространства как такового. Настоящее исследование позволило также

в тестовом формате определить ключевые проблемы округа, что в перспективе может стать отправной точкой для дальнейшего проведения SWOT- и PEST-анализов и формирования ментальной карты. Одн ако совершенно очевидным является то, что политики округа н е использовали данный канал надлежащим образом в процессе он-лайн-агитации, не контролировали потоки и тональность информационного фона, не отслеживали настроения избирателей и активность конкурентов. Пр и этом страницы отдельных кандидатов, несомненно, обладают весомым потенциалом для дальнейшего развития, однако, как правило, без обращения к группе профессионалов выход на новый уровень представляется весьма затруднительным процессом.

Подводя итог проведенному исследованию о практическом применении московскими политиками социальной платформы «ВКонтакте» как инструменте политических технологий и коммуникаций , можно сделать вывод о том, что в современном политическом пространстве наиболее активные субъекты-политики довольно слабо вовлечены в процесс агитации в рамках дан ного канала, несмотря на активный спрос на информационные потоки со стороны э лекто-рата, вовлеченного в глобал ьную сеть.

Тем не менее, если переходить от локальных масштабов к более широкому исследовательскому спектру, то здесь наблюдаются позитивные тенденции по постепенному проникновению представителей отечественной политической элиты в данный канал . Так, среди наиболее популярных российских политиков можно выделить довол ьно большую группу тех, чьи профили «ВКонтакте» представляют особый интерес для аналитического исследования. Однако довольн о очевидным представляется тот факт, что ведением страниц политиков федерального уровня в большинстве случаев занимаются группы политтехнологов, специалисты PR-служб и коммуникационных/рекламных агентств. Что касается региональных политиков, муниципальных депутатов, то чаще всего они пытаются вести онлайн-кампанию с п омощью в нутренних р есурсов ( чаще всего самостоятельно) или же игнорируют использование «ВКонтакте» в принципе, в результате чего охват агитационной кампании сужает масштабы, а большое количество потенциальных голосов теряется ввиду неинформированности об активности кандидата или же отталкивается из-за некачественного оформленного профиля.

Тем не менее необходимо отметить, что популярность канала среди специалистов политического PR стремительно растет, также как и возрастает объем потенциальных избирателей, вовлеченных в данный ресурс. Последние, в свою очередь, все чаще доверяют источникам новостей «ВКонтакте» в большей степени, чем тр а-диционным СМИ, объясняя это независимостью и свободой новостн ых сообществ.

Вышеупомянутую тенденцию можн о объяснить функциональным многообразием канала, а также постоянными обновлениями, которые открывают новые возможности для политической агитации и формиров ания имиджа кандидата. В данном к онтексте сл едует р ассматри-вать не только широкий спектр возможностей п ерсональной с траницы, но и формат сообществ (пабликов), которые за последние несколько лет претерпели существенные изменения как с точки зрения функционала,так и со стороны дизайнерских решений. Здесь можно еще раз обратиться к результатам проведенного исследования и отметить недостаточн ую осведомленность кандидатов о возможностях данного сегмента рассматриваемой социальной сети . Слабая активно сть в локал ьных и даже подконтро льных сообществах является сущес твенным ми ну-сом для современного политика, который претендует на внимание со стороны пользовательской аудитории.

Обратимся также к формату новостной ленты, которая, по р езультатам исследования, также не является приоритетным направлением для политических деятелей. Зачастую они не уделяют должного внимания данной катего рии, которая, тем не менее, по-прежнему остается основным инструментом распространения информационных потоков агитационного характера не только в рамках сети «ВКонтакте» (с помощью хэштегов, вирусного контента, интернет-мемов, репостов и т.д.), но и за пределами социальной платформы (ссыл -ки на другие социальные сети, внешние ресурсы, интернет-СМИ и т.д.). Качественная и эффективная интеграция в новостную ленту пользователей - сущ ественный шаг в сторону успешного формирования имиджевого пространства и распространен ия агитационного контента.

Также отметим слабо развитую систему обратной связи, обладающую весомым потенциалам с точки зрения формата данной социальной сети, но которая так непопулярна у отечественных политиков. После

модерации сайта «ВКонтакте» и трансформации «стены» в «микроблог» взаимодействие с аудиторией стало намного доступнее и комфортнее. Однако эффективность использования микроблога и взаимодействие с избирателями поср едством данной функции со с тороны кандидатов остается на весьма низком уро вне.

В этой связи мы должны еще раз сделать акцент на том, что политической элите нашей страны следует более детально подходить к вопросу формирования имиджа в сети не только через традиционные каналы (интернет-СМИ, форумы, блоги), но также большую долю внимания уделять вопросу присутствия в социальных сетях, в частности - в социальн ой сети «ВКонтакте», которая уже на протяжении многих лет является наиболее популярным интернет-ресурсом в России и охватывает значительную часть наиболее активных избирателей, вследствие чего на сегодняшний день она уже рассматривается экспертными сообществами как о дин и з наиболее эффективных каналов политической коммуникации в сети.

1. Базенков Н.И., Губанов Д .А. Обзор информационных систем анализа социальных сетей / / Управление большими системами: сборник трудов. 2013. № 41. С. 357-394 .

2. Володенков С.В. Практика и особенности использования онлайн-ресурсов в сов ременных политических кампаниях в США // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Т. 8. 201 2. № 1. С. 155-163.

3. Губанов Д.А., Чхартишвили А.Г. Концептуальный подход к анализу онлайновых социальных сетей // Управление большими системами: сборник трудов. 2013. № 4 5. С. 2 33-234.

References

1. Bazenkov N.I., Gubanov D.A. (2013) Upravlenie bol'shimisistemami, no. 41, рр. 357-394 [in Rus].

2. Volodenkov S.V. (2012) Politicheskaya ehksper-tiza: POLITEHKS, t. 8, no. 1, рр. 155-163 [in Rus].

3. Gubanov D.A., CHkhar tishvili A.G. (2013) Upravlenie bol'shimi sistemami, no. 45, рр. 233-234 [in Rus].

UDC 32.019.5

SOCIAL NETWORK VKONTAKTE AS AN UP-TO-DATE CHANNEL OF POLITICAL COMMUNICATION

Ermolaev Vitaliy Pavlovich,

Moscow State University,

The Department C hair of the History o f

Civic Movements and Political Parti es,

Post-graduate Student,

Moscow, Russia.

E-mail: vpe1@ya.ru

Annotation

The author co nsiders and estimates the level of activity and effectiv eness of Russian political sphere representatives' presence in the social network VKontakte from the viewpoint of possibilities to u se the given resource as an instrument of political technologies and PR. The article comprises a comp lex empiric research the object of which is internet activity of Russian politicians in the process of the election campaign of 2016, and als o a comparative analysis of th e results with elements of descriptiveness. The author uses up-to-date instruments and channels of internet-communication and methods of data collection and analysis - o nline instruments for monitoring and systematizing data in particular. Application of qualitative, quantitative and other methods makes it possible to make a conclusion about the level of politicians' activity, to measure the degree of the ir involvement into the native space of the social network VKontakte from the viewpoint of political participation, and to evaluate the ability to form unite d image area, to react to the electorat es' needs immediately, use up-to-date means of backward communication in political processes effectively.

Key concepts: political communication, political solicitation, election campaign, Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.