Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 245-255.
С.Г. Носовец
СМИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»: СТРУКТУРНАЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА
Представлен анализ функционирования российских СМИ в социальной сети «ВКонтакте». Рассматривается специфика структурной организации публичной страницы СМИ, особенности представления новостного контента. В отличие от традиционных СМИ, в новых (социальных) медиа на первое место выходит коммуникативная функция: вся деятельность СМИ в паблике подчиняется, в первую очередь, стратегии создания атмосферы неофициального общения.
Ключевые слова: СМИ, социальные сети, дивергенция, интерактивность, коммуникация.
Один из глобальных процессов, происходящих сегодня в медиасреде, - явление конвергенции, затрагивающее разные слои развития медиасферы [Калмыков; Горошко 2011; Рязанцева 2010]. Как отмечает А.А. Калмыков, на фоне этой конвергенции становится понятно, что форма подачи контента не может быть одинаковой для бумажного варианта газеты и электронного или для радио-передачи, поэтому на фоне конвергенции становятся все более очевидны процессы дивергенции контента [Калмыков]. Рассмотрим структурные и содержательные особенности функционирования СМИ в социальной сети «ВКонтакте» и специфику подачи новостного контента.
Структурная организация публичных страниц СМИ в социальных сетях - пабликов - обусловлена теми функциональными возможностями, которые заложены в ресурсе. В отличие от самостоятельного сайта СМИ, где архитектура, дизайн, пользовательский интерфейс могут быть уникальными и меняются тогда, когда возникнет необходимость у редактора / владельца издания, внешний вид и сервисный функционал паблика СМИ в социальной сети подчинены техническим возможностям ресурса и являются стандартными.
Паблик СМИ «ВКонтакте» состоит из следующих разделов: профиль, модуль новостной ленты, дополнительные блоки.
Профиль. Пользовательский профиль представляет собой название СМИ, логотип, ссылки на веб-сайт, описание и статус (рис. 1). Последние элементы могут отсутствовать.
© С.Г. Носовец, 2014
246
Раздел V. Актуальные проблемы современного медиаобразования
Российская Газета
Издание Правительства РФ
Веб-сайт:
Дата основания;
3317S записей
"Российская газетаг - общественно-политическое издание, учрежденное Правительством РФ, После публикации в "РГГ вступают в силу государственные документы, Ежедневно на www.rg.ru -новости, важные события, интервью первых лиц, комментарии экспертов, фото - и видеорепортажи, www.rg.ru 11 ноября 1990
предложить новость
Российская Газета
R&
Упоминания сообщества
Российская Газета
В Омске собрали деньги для пенсионера, которому хулиганы сожгли автомобиль.
Какая машина будет куплена взамен сгоревшей: www, rg.ru/2014/11/20/reg-sibfo/dedushka -anons, html
Подписаны 8 Ваших друзей
Подточит
161881 подписчик
Рис. 1
Дополнительные блоки. Ресурс предлагает создателям публичных страниц удобный инструментарий для размещения справа от основной новостной ленты разных функциональных модулей: информации о подписчиках и мероприятиях, проводимых при участии СМИ, полезные ссылки, фотоальбомы, видео- и аудиозаписи, элементы интерактива - «Обсуждения», «Контакты» и опция «Подписаться». Как правило, полный набор блоков встречается редко. Самые основные - «Подписаться», сведения о подписчиках (общее количество, миниатюры фотографий с именами, число подписанных друзей] и «Контакты».
Модуль новостной ленты. Это основной, центральный фрейм страницы. Новости расположены в хронологическом порядке, с указанием даты и времени опубликования. Последние сообщения находятся вверху страницы. Таким образом, читатель, зайдя на страницу, сразу видит только обновления, однако при желании он может спуститься ниже по списку и просмотреть предыдущие новости.
С.Г. Носовец
247
Каждая новость (пост] в социальной сети представляет собой модуль со стандартной структурой: текстовый блок с источниковой гиперссылкой [Носовец 2011], переводящей на статью, размещенную на сайте СМИ, где пользователь может прочесть новость целиком; иллюстративный блок (фото-, видеоизображение, рисунок или анимация); блок интерактивных опций. Последний размещается под новостной лентой и представлен следующими опциями: «Комментировать» - функция, позволяющая добавить читательскую рефлексию, «Поделиться» - возможность сделать репост, чтобы новость появилась во френдленте у друзей и подписчиков читателя паблика СМИ. «Мне нравится» - «лайк» или оценка новости - самый легкий способ для читателя проявить свое мнение. Рассмотрим важнейшие элементы новостного модуля подробнее.
Текстовый блок. Основная черта вербального компонента поста -компрессия. Организация подачи информации в виде уходящей вниз ленты новостей, когда более поздняя публикация появляется над предыдущей, рассыпает рубрики и сюжеты на новостные осколки. При высокой оперативности (5-10 новостей в час] сообщения неизбежно уходят вниз. Для быстрого просмотра пользователем компрессия является оптимальным приемом подачи материала.
При этом текстовый блок может быть сведен к традиционному новостному заголовку и источниковой гиперссылке на уникальный материал, размещенный на официальном сайте СМИ, или заголовку и лиду и источниковой гиперссылке (рис. 2].
ВЕ ДОМ ОСТИ
ФАС возбудила Z7 дел в отношении издателя Cosmopolitan и Esquire http ;//www, vedomosti.ru/companies /news/36264781/v-otn..
Известия
Россия готовит к отправке новую партию гуманитарного груза для жителей юго-востока Украины
ЮВ1ПМ
Под робнее: http: //izvestia, ru/news/5 796 76
lEnta.ru
Лента.Ру - RSS Lenta.rW
Около Кремля открыли памятник Александру I
X
Памятник императору Александру I открылся Z0 ноября возле Боровицкой башни Кремля, В торжественной церемонии приняли участие президент России Владимир Г\утт, мэр Москвы Сергей СобяниНг патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Памятник работы скульптора Салавата Щербакова стал первым монументом императору в столице. goo.gl/SBdlwC
Рис. 2
Однако следует отметить, что большинство изданий предпочитает подавать новость в «ВКонтакте» неформально. Общение как доминантный принцип функционирования социальных сетей предъявляет соответствующие требования к способам подачи новостной информации СМИ. Ис-
248
Раздел V. Актуальные проблемы современного медиаобразования
пользуются разнообразные средства диалогизации и орализации текста. Предложение перед источниковой ссылкой, может выглядеть как устная подводка ведущего к телевизионному сюжету (рис. 3].
HHJH Российская Газета
гТГеЧЗН Общий долг россиян банкам по различным кредитам составляет уже 11 триллионов рублей и продолжает расти, К чему это может привести, выясняет гРГг,
Подробнее: www,гд,ru/ZQ14/1 l/20/kredit.htrnl
Российская Газета
Роскомнадзор собирается блокировать сайтыг которые продают алкоголь, Эксперт "РГГ считает, что ни к чему хорошему это не приведет.
Подробнее: www,rg.ru/Z014/1 l/20/alkogol,html
Аргументы и Факты / aif.ru
Алексей Баталов запомнился зрителям по очень душевным ролям, Когда-то за несправедливо арестованного Сашу Румянцева переживал весь Советский Союзг так жег как и за остроумного слесаря Гошуг который строил отношения с Катериной, Прошли десятки летг но мы по-прежнему с удовольствием смотрим фильмы с участием Алексея Баталова, Десять его незабываемых ролей - в подборке АиФ.ги: http://www,aif,ru/culture/person/1027134
Аргументы и Факты / arf.ru
В Первом Московском кадетском корпусе состоялся традиционный «Урок мужества и чести», В этом году он был посвящён Крыму. Как прошел праздник - в фоторепортаже АиФ.ги: http://www.aif.ru /society /gallery/1336 777
Рис. 3
Активно используются элементы устной разговорной речи. Самые распространенные приемы - вопросительные предложения, обращения, этикетные формулы (рис. 4).
ВЕДОМОСТИ
Кстати, вы уже запаслись гречкой?) http://www,vedomosti.ru/finance/news/36Z33351/pravite., Фото: М. Стулов/Ведомости
Известия ^
Спасибо! Деньги на операцию для 7-летнего Андрюши Васина из Воскресенска собраны благодаря вам!
http://izvestia.ru/news/579678
АиФ-Камчатка
А вы «переобулись»?
http://www,kamchatka,aif,ru/auto/1373908 Фото: АиФ
Рис. 4
С.Г. Носовец
249
Может быть использована разговорная лексика, введен модус неуверенности, присущий разговорной речи, но совершенно не свойственный новостному дискурсу:
Активистка Femen зачем-то сорвала рождественскую мессу в Кельне, заголив в соборе телеса и продемонстрировав слоган «Я - Господь» (Лента.ру).
Нечленимые междометные высказывания имитируют экспрессивную спонтанную речь и создают ощущение непринужденной беседы с читателем (рис. 5).
Комсомольская правда - KP.RU Новости
К приходу Аллана Чумака мы приготовились как надо, 1), Посмотрели очередные серии «Чудотворцам в котором два гипнотизера-экстрасенса борются с болячками других людей и друг с другом - за зрителяг доход и славу. 2). Приготовили 10-литровую бутыль водыг чтобы гость по старой доброй традиции зарядил ее на что-нибудь хорошее. 3) Зарядили,,, фу! - то есть, установили видеокамеру, чтобы снимать наш разговор, пассы над водой - и тут же транслировать на сайте: http://www,kp.ru /daily/26310/3138733/ ^умак
Рис. 5
Новостные анонсы очень часто подаются персонализировано - как чье-либо мнение, интервью или рассказ. При этом всегда в анонсе указывается конкретные имя и фамилия, от лица которого будет подаваться материал на сайте СМИ (рис. 6).
Навестил
Генеральный директор Росгосцирка Вадим Гаглоев — о превращении российских цирков в культурные центры
Читайте далее; http;//zvestia,ru/news/57S663
ъ
RGH
Российская Газета
Почему 200 лет назад Россия была самой уважаемой страной в Европе и как Старый Свет оказался обязан своим либерализмом российскому императору?
Интервью с историком и политологом Владимиром Дегоевым: www.rg.ru/artides/venskiy-kongres /index, html
Аргументы и Факты / aif.ru Ж
Сербия должна присоединится к санкциям против России -такое условие Евросоюз поставил стране. Лояльная политика Белграда в отношении Москвы не осталась незамеченной, Как будет действовать Сербия, нам рассказала историк Елена Гуськова: http://www,aif.ru/politics /world/1336 775
Рис. 6
На наш взгляд, этот прием усиливает взаимодействие с читателями. Новость, представленная как частное мнение, напоминает дневниковую запись блогера. Сегодня блогосфера справедливо рассматривается как
250
Раздел V. Актуальные проблемы современного медиаобразования
серьезная альтернатива и конкуренция СМИ, блогеров читают с огромным интересом. Свежие идеи, необычные точки зрения привлекают читателей. Блог напрямую связан с личностью его автора (или авторов]. Блог пронизан личным подходом к любым вопросам. Читателям блога интересен именно взгляд пишущего, его мнение, или нравится его манера изложения, или они ему доверяют больше, чем прочим [Попов 2008]. Сообщество в социальной сети - это всегда возможность обмена мнениями, часто субъективными. Здесь сообщение превращается в со-общение. Таким образом, персонификация новостного поста СМИ в социальной сети способствует взаимодействию с его аудиторией.
Этой же цели подчинено использование инклюзивного мы. Сравним заголовки одного и того же материала, представленного в паблике (рис. 7] и на странице сайта СМИ (рис. 8].
Новости РБК
Мы нашли фотографии провала грунта на руднике «Уралкалия* под Соликамском, Размеры воронки впечатляют
i л Г У ^9^ ^ Ш ^0 ^ ^: 1
Рис. 7
ОБЩЕСТВО Авария на руднике Вчера, 18:23
Появились фотографии провала на руднике в Соликамске у Ы |» н |в ih |g+ и
Владислав Гордеев
В распоряжении РБК оказались фотографии провала рядом с Соликамском. О
Рис. 8
Существенно отличается синтаксическая семантика. В паблике используется конструкция с агенсом, предикатом его активного действия и объектным актантом (мы нашли фотографии]. В заголовке и лиде новости на сайте СМИ структура пропозиции претерпевает изменение. Автор высказывания исключает агенса из пропозиции (в лиде он трансформирован в сирконстант в распоряжении РБК], на его позицию выводит объектного актанта фотографии и для оформления предиката использует возвратную форму глагола в декаузативной функции. «Декаузативное употребление постфикса -сь маркирует удаление из ситуации агенса. Значение декаузатива можно определить следующим образом: “ситуация концептуализуется как возникшая и имеющая место без участия агенса”» [Летучий 2010].
Таким образом, мы наблюдаем совершенно противоположные коммуникативные стратегии. В материале на сайте СМИ имеет место «обез-личенность» новостного материала, отстраненность, объективированность
С.Г. Носовец
251
сообщения от автора. В паблике все средства направлены на персонификацию и вовлечение читателя в личное взаимодействие со СМИ.
Еще одна специфическая черта новостного паблика, реализующаяся как в текстовом блоке, так и в иллюстративном, - использование развлекательных элементов. Пост может состоять из предложения пройти тест (рис. 9] или поучаствовать в конкурсе (рис. 10).
Аргументы и Факты / aif.ru
Насколько хорошо вы знакомы с философией? Попробуйте ответить правильно на вопросы нашего теста: http: Ifwww. aif.ru/dosug/artide/6S 119
Комсомольская правда - KP.RU Новости
Хорошо ли вы разбираетесь в искусстве? Попробуйте ответить на 12 вопросов нашего теста, чтобы проверить свои знания о живописи, скульптуре, кино и литературе: http://kp,ru/quiz/637/?view=desktop PS; Для тех, кто в искусстве не силен; прикрепленные файлы - картины Ван Гога, Зтест Искусство ?art
Рис. 9
АиФ-Волгоград —VLtLAIF.RU
Попасть на закрытый показ фильма Ярость* в СИНЕМА ПАРК можно, ответив на три вопроса от «АиФ-Волгоград*
http: //www, vlg, aif. ruykonkurs/prize/13 70 384
Рис. 10
Развлекательной цели подчиняется и иллюстративный блок.
Иллюстративный блок является обязательным, представлен изображением, сопровождающим текстовый блок (фото-, видеоконтентом, рисунком, анимацией, коллажем, мемом]. Иллюстрация, таким образом, выступает семиотическим осложнением новостного текста. Изображение и текст могут быть креолизованными.
Иллюстративный блок выполняет информационно-развлекательную функцию и нередко сам содержит вербальный компонент. Текст здесь, как правило, передает речь или мысли изображенного персонажа.
Креолизованный текст создает комический эффект. Следует отметить, что «виртуальное общение, как карнавал, характеризуется выходом за пределы обыденности и официальных регламентаций и оформляется особым игровым образом» [Шурина 2010: 83]. Иллюстрация, в основу которой положен эпизод всеми любимого фильма / сериала / мультфильма, популярный персонаж, известная личность, дополняется поверх изображения остроумной подписью. Креолизованный текст рассчитан на достаточный объем интертекстуальной культуры адресата, потому что для
252
Раздел V. Актуальные проблемы современного медиаобразования
понимания и интерпретации сложного семиотического целого необходимо умение узнавать заложенные в нем экстралингвистические (научные, политические, культурные и пр.] пресуппозиции (рис. 11).
Lenta.ru
Авторы лучших «мыльных »сценариев и самые успешные российские телепропюсеры ответит президенту страны на его претензию, Вроде не все у нас так уж плохо. Есть лаже повод гор; сериалами, Некоторыми: http://lenta.ru/artides/ZO 14/11/ГЗ/serials/
Онскпресс
Омское метро, как ненавистный loading перед игрой, который заст в нашем случае, где-то на 28%, А потом всё скипается, и приходи
Рис. 11
Развлекательный характер подачи новостного материала СМИ в паблике социальной сети свидетельствует о жанровой тенденции к ин-фотейнменту.
Следующий блок в новостном модуле - это блок интерактивных опций. Среди них наиболее важной является возможность оставить читательский комментарий.
Комментарий представляет собой пост читателя. Комментарий в паблике может оставить (если эта функция не отключена администратором сообщества] любой пользователь, имеющий аккаунт в социальной сети, поэтому комментарий не бывает анонимным. В паблике редко встречается объемный комментарий: развернутую оценку публикации чаще можно встретить на сайте СМИ. Комментарий в социальных медиа - это краткая импульсивная реплика-реакция читателя на инициальный текст (Н.В. Кузнецова]. Комментарий может быть серьезным и юмористическим, грубым, ненормативным и вежливым, остроумным, претендующим на афористичность и содержащим только эмотикон, вербальным и анимированным. Отметим, что инициальным текстом для комментария может выступать и реплика предыдущего читателя. В таких случаях пользователи вступают в активную переписку между собой, забывают о новостном посте и блок комментариев превращается в площадку для межличностного общения.
Особенно следует отметить редакции СМИ, деятельность которых не ограничивается обновлением новостной ленты, а проявляется в активном взаимодействии с комментаторами (рис. 12].
С.Г. Носовец
253
О
Виктор Басаргин
За 14 лет моей жизни в демократической России, представленной городом Омском, не было построено ни одного нового промышленного предприятия, приносящего доход в бюджет города,
11 ноя в 0:19 Ответить Омскпресс
Виктор, а если найдём?
11 ноя в 0:33 Виктору Ответить 1
Виктор Басаргин
Омскпресс, а если найдете,, то Ваша находка станет кирпичиком стены доказательств того, что правительство Нашего города работает на благо развития Омска и Омской области.
11 ноя в 0; 35 Сообществу Ответить Мне нравится
0 Омскпресс
http: //omskpress, ru/news/220 70/Омский_завод_построят_., http; //omskpress, ru/news/5 510 3/omskiy_gubernator_otkr,,
11 ноя в 0:40 Виктору Ответить
Рис. 12
Такая персонифицированность редакции - результат трудоемкого процесса, но, во-первых, присутствие «бдительного ока», безусловно, заставляет комментаторов быть более корректными в высказываниях, а во-вторых, позволяет создать атмосферу дружеского общения. Коммуникация в социальной сети, так же как и блоге, является гибридным жанром, в котором совмещаются автокоммуникация и диалогичность, автобиографичность и функциональность, естественность письма и попытки создать иллюзию живого устного общения, при этом происходит своеобразное сочетание элементов «карнавального» и «доверительного» общения [Сидорова 2006].
Таким образом, можно констатировать процессы дивергенции новостного контента СМИ, представленного на официальном сайте и в паб-лике социальной сети. В отличие от традиционных СМИ в новых (социальных] медиа на первое место выходит коммуникативная функция: структурная организация паблика, специфика представления новостного контента - все подчиняется, в первую очередь, стратегии создания атмосферы неофициального общения.
Список литературы
1. Горошко Е.И. Функционирование текста в среде конвергентных медиа // Г ипертекст как объект лингвистического исследования: материалы II Международной конференции, 18-20 октября 2011 г. / отв. ред. С.А. Стройков. Самара: ПГСГА, 2011. С. 22-40.
2. Калмыков А.А. Конвергенция - возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности // Вестник электронных и печатных СМИ. № 16. URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=2231 (дата обращения: 20.11.2014).
254
Раздел V. Актуальные проблемы современного медиаобразования
3. Летучий А.Б. Возвратность // Материалы для проекта корпусного описания русской грамматики. М., 2010. URL: http://rusgram.ru/Возвратность (дата обращения: 20.11.2014).
4. Носовец С.Г. Гипертекстовые ссылки: опыт типологического описания // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2011. Вып. 55. № 17. С. 127-131.
5. Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. 62 с.
6. Рязанцева Т.И. Гипертекст и электронная коммуникация. М.: ЛИКИ, 2010. 256 с.
7. Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. М.: 1989.ру, 2006. 193 с.
8. Щурина Ю.В. Комические креолизованные тексты в интернет-коммуникации // Вестник Новгородского государственного университета. 2010. № 57. С. 82-86.
Referensces
1. Goroshko E.I. Text functioning in convergent media environment [Funkcioni-rovanie teksta v srede konvergentnyh media]. Stroikov S.A. (Ed.) Gipertekst kak ob ’ekt lingvisticheskogo issledovanija: materialy II Mezhdunarodnoj konferencii, 18-20 oktjabrja 2011 g. [Hypertext as an object of a linguistic study: materials of II International Conference, October 18-20, 2011]. Samara, PGSGA, 2011, pp. 22-40.
2. Kalmykov A.A. Convergence as a possibility of universal journalism in professional identity framework [Konvergencija - vozmozhnost' universal'nogo zhurnal-izma v ramkah professional^ identichnosti]. Vestnik jelektronnyh i pechatnyh SMI -Electronic and Printed Media Herald, no. 16, available at: http://www.ipk.ru/index. php?id=2231 (20.11.2014).
3. Letuchij A.B. A reflexive [Vozvratnost']. Materialy dlja proekta korpusnogo opisanija russkoj grammatiki [Materials for the project of corps description of Russian grammar]. Moscow, 2010, available at: http://rusgram.ru/%D0%92%D0%BE%D0% B7%D0%B2%D10/o80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D 1 %8C (20.11.2014).
4. Nosovets S.G. Hypertext references: experience of a typological description [Gipertekstovye ssylki: opyt tipologicheskogo opisanija]. Vestnik Cheljabinskogo gosu-darstvennogo universiteta. Filologija. Iskusstvovedenie - Chelyabinsk State University Herald. Philology. Arts, 2011, issue 55, no. 17, pp. 127-131.
5. Popov A.V. Blogi. Novaja sfera vlijanija [Blogs. New sphere of influence]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2008. 62 p.
6. Ryazantseva T.I. Gipertekst i jelektronnaja kommunikacija [Hypertext and electronic communication]. Moscow, LIKI, 2010. 256 p.
7. Sidorova M.Yu. Internet-lingvistika: russkij jazyk. Mezhlichnostnoe obshhenie [Internet-Linguistics: the Russian Language. Interpersonal communication]. Moscow, 1989.ru, 2006. 193 p.
8. Schurina Yu.V. Comic creolized texts in Internet communication [Komiches-kie kreolizovannye teksty v internet-kommunikacii]. Vestnik Novgorodskogo gosu-darstvennogo universiteta - Novgorod State University Herald, 2010, no. 57, pp. 82-86.
С.Г. Носовец
255
S.G. Nosovets
MEDIA IN «VKONTAKTE» SOCIAL NETWORK: STRUCTURAL AND CONTENT FEATURES
The article is devoted to the analysis of functioning of Russian media in “VKontakte” social network. Features of structural organization of media public page, peculiarities of news content representation are considered. Unlike traditional media, new (social) media render primarily a communication function: all media activities in a public are submitted first and foremost to the strategy of creating an informal communication atmosphere.
Key words: media, social networks, divergence, interactivity, communication.
Сведения об авторе:
Носовец Светлана Геннадьевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики факультета филологии и медиакоммуникаций
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644050, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]
About the author:
Nosovets Svetlana Gennadjevna, PHD
in Philology, Associate Professor, Chair of Journalism and Medialinguistics of Faculty of Philology and Mediacommu-nications
Omsk State University named after F.M. Dostoevsky
55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи 02.10.2014