Научная статья на тему 'Специфика контента новостных городских пабликов в социальной сети (на примере «ВКонтакте»)'

Специфика контента новостных городских пабликов в социальной сети (на примере «ВКонтакте») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4413
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / КОНТЕНТ / СООБЩЕСТВО / НОВОСТНОЕ ИЗДАНИЕ / ГОРОДСКОЕ ИЗДАНИЕ / "ВКОНТАКТЕ"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мельничук Илья Владимирович

В статье рассматривается социальная сесть «ВКонтакте» как новое средство массовой информации. Поскольку наибольшее значение в информировании аудиторииимеют сообщества, в качестве материала исследования были выбраны две наиболее популярных публичных страницы, которые существуют в городе Озерск Челябинской области новостные паблики «Озерск каждый день» и «Говорит Озерск». Структурный и жанрово-тематический анализ показал, что новостное сообщество в социальной сети «ВКонтакте» должно отличаться информативностью, статьи должны быть сгруппированы по темам, разделены на специальные блоки, важен поиск актуальных для города информационных поводов, полное отсутствие плагиата, удобность и оригинальность способов подачи информации, а также перенос части информации в визуальный компонент. На основе выводов были сделаны рекомендации по ведению городских новостных сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика контента новостных городских пабликов в социальной сети (на примере «ВКонтакте»)»

27. Матюхина, M. В., Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие [Текст] / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. - М. : Просвещение, 1984. - 256 с.

28. Пинчук, О. В. Дети и подростки в Интернете: медийные практики, педагогический аспект, медиобразование [Текст] / О. В. Пинчук // Вестн. Новосибирск, гос. ун-та. - Новосибирск, 2013. - Том 12. - Выпуск 10. - С. 56-63.

29. Пинчук, О. В. Игра в детском радиовещании: понятие игровых элементов и их классификация [Текст] / О. В. Пинчук // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. - Сер.: Филология. Журналистика. -2014.-№3.-С.140-144.

30. Проявление журналистского мастерства на радио [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apmalkasar.ru/referaty_po_zhurnalistike/kursovaya_rabota_proyavleniya.html (датаобращения: 15. 11. 2016).

31. Раскатова, Е. Р. Формат радиостанции [Текст] / Е. Р. Раскатова. - Тольятти, 2004. - 33 с.

32. Смирнов, В. В. Жанровая система радиожурналистики. История. Теория. Особенности функционирования [Текст] / В. В. Смирнов. - Рн/Д, 2006. - 472 с.

33. Смирнов, В. В. Жанры радиожурналистики: Учеб. пособие для вузов [Текст] /

B. В. Смирнов. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 288 с.

34. Смирнов, В. В. Радиожурналистика в современном эфире [Текст] / В. В. Смирнов. - Таганрог : Изд-во «Центр развития личности», 2007. - 166 с.

35. Смирнов, В. В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм: Учеб. пособие для вузов [Текст] / В. В. Смирнов. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 203 с.

36. Стрельникова, Е. А. Интерактивное вещание на отечественном радио [Текст] / Е. А. Стрельникова. - М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2006. - 52 с.

37. Создание авторской программы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.getonair. ru (дата обращения: 25.11.2016).

38. Телерадиоэфир: история и современность : Сб. науч. тр. [Текст] / под ред. Я. Н. За-сурского. - М., 2005. - 239 с.

39. Собкин, В. С. Использование телевидения в учебно-воспитательном процессе [Текст] /B.C. Собкин, Л. М. Баженова, Г. Ю. Франко, А. В. Шариков II Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных научно-педагогических программ. Обзорная информация. - М., 1987. - Вып. 3 (23).

40. Хрипкова, А. Г. Мир детства. Дошкольник [Текст] / А. Г. Хрипкова. - М. : Педагогика, 1979.-416 с.

41. Цымбаленко, С. Б. Российские подростки в информационном мире [Текст] /

C. Б. Цымбаленко, А. В. Шариков, С. Н. Щеглова. - M. : UNICEF - Юнпресс, 1998.

42. Шерель, А. А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию [Текст] / А. А. Шерель. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 576 с.

43. Отечественное радиовещание в современных условиях [Текст] / под ред. А. А. Ше-реля.-М., 1998.-224 с.

44. Радиожурналистика: учебник [Текст] / под. ред. А. А. Шереля. - 2-е изд. -М. : Изд-во МГУ, «Высшая школа», 2002. - 304 с.

Мельничук И. В.

СПЕЦИФИКА КОНТЕНТА НОВОСТНЫХ ГОРОДСКИХ ПАВЛИКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ (НА ПРИМЕРЕ «ВКОНТАКТЕ»)

В статье рассматривается социальная сесть «ВКонтакте» как новое средство массовой информации. Поскольку наибольшее значение в информировании аудитории

имеют сообщества, в качестве материала исследования были выбраны две наиболее популярных публичных страницы, которые существуют в городе Озерск Челябинской области - новостные паблики «Озерск каждый день» и «Говорит Озерск». Структурный и жанрово-тематический анализ показал, что новостное сообщество в социальной сети «ВКонтакте» должно отличаться информативностью, статьи должны быть сгруппированы по темам, разделены на специальные блоки, важен поиск актуальных для города информационных поводов, полное отсутствие плагиата, удобность и оригинальность способов подачи информации, а также перенос части информации в визуальный компонент. На основе выводов были сделаны рекомендации по ведению городских новостных сообществ.

Ключевые слова: социальная сеть, контент, сообщество, новостное издание, городское издание, «ВКонтакте».

На сегодняшний день всемирная паутина - часть современной культуры, а молодежь проводит в Интернете практически все свое время. К тому же, по мнению ученых, можно говорить о том, что «...социальные сети стали особым медиапространством, в котором современный человек проводит значительную часть своей жизни. Социальные сети из ресурса, предназначенного для коммуникации, превратились в медиасреду, в которой аудитория находится параллельно с реальной жизнью» [3].

Социальные медиа сегодня представляют собой не только инструмент массовой коммуникации, но и служат пользователям для удовлетворения различных потребностей. Разновидностью социальных медиа являются социальные сети. Согласно международным исследованиям, Россия заняла первое место по показателю продолжительности времени, проведенному в соцсетях, - сообщил в октябре 2013 года в эфире телеканала «Москва 24» генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров [7]. «Сегодня пользователи данных ресурсов активно используют их для учебы и работы, совершают там покупки, читают публичные страницы и сообщества. Социальные сети являются тем местом, где зачастую человек может удовлетворить практически все свои потребности, в том числе необходимость в получении информации». [4].

Группы в социальных сетях ряд ученых рассматривает как новый тип средств массовой информации. Согласно классификации, предлагаемой А. А. Морозовой, по основанию передаваемой информации все сообщества можно разделить условно на четыре типа. 1) Официальные СМИ представляют собой публичные страницы и группы зарегистрированных средств массовой информации. Например, ВЕДОМОСТИ, Новости КГ на русском, Новости Первого канала, Газета.Яи, Коммерсантъ БМ, НТВ, ТАСС и др. 2) Неофициальные СМИ -это сообщества, позиционирующие себя, как СМИ, но официально не зарегистрированные и не принадлежащие зарегистрированным средствам массовой информации. Например, БсьОпе | Первый Научный, Образовач, Нет это нормально, Молния Наука и др. 3) Информационные ресурсы, но не СМИ - это сообщества, которые имеют первостепенной функцию распространения сведений, но форма подачи информации нетрадиционна, а источники зачастую сомнительны. Например, различные сообщества с названием «Подслушано». 4) Полностью не СМИ -это те сообщества, где публикуемые сведения практически не осуществляют информационной функции и не обладают общественной значимостью. Например, Смейся до слёз ЁП, Чёткие приколы, Красиво сказано и др.» [5].

В социальных сетях, в частности, во «ВКонтакте», существуют тысячи групп в определенной степени связанных с информированием своих читателей. На данный момент актуален вопрос поиска грамотного способа работы над контентом таких пабликов, чтобы они были востребованы и приносили пользу аудитории. Профессиональное веде-

ние новостных групп важно также для самих основателей инфоплощадок, поскольку от количества посетителей зависит их заработная плата.

В качестве материала исследования мы выбрали два наиболее популярных сообщества в социальной сети «ВКонтакте», которые существуют в городе Озерск Челябинской области и провели их качественный анализ - это новостные паблики «Озерск каждый день» и «Говорит Озерск».

Паблик «Озерск каждый день» [9] появился в 2011 году и за 6 лет заработал себе аудиторию в 15,5 тысяч читателей и 6300 публикаций. По виду его можно отнести к неофициальным СМИ. Примечательно, что владелец этого паблика не имеет журналистского образования. Несмотря на это, ему удается привлекать новых подписчиков и практически каждый день публиковать по 4-6 постов. «Нас читают все жители Озёрска!» - такой слоган мы видим, когда попадаем на страницу паблика. Комментариев к публикациям не очень много, но отметки «Мне нравится» появляются к каждой публикации, и у некоторых записей их количество близится к ста. Если говорить о жанрах и темах постов, то можно видеть их достаточное разнообразие и грамотное чередование материала.

Инфографика. Это графическое представление информации, данных и знаний, целью которого является быстро и четко преподнести сложно усваиваемую информацию. В па-блике «Озерск каждый день» инфографика используется, но очень редко - не более чем в 10-15% публикаций.

Фото. Сегодня большое количество людей нуждается в иллюстрации материала. Помимо инфографики традиционным способом является фотография, ведь она может запечатлеть момент действительности. Это помогает читателям воспринимать самые серьезные темы в ненавязчивой форме. В исследуемом паблике «Озерск каждый день» ни один пост не остается без фотографий, благодаря которым можно с легкостью привлечь как можно больше читателей.

Текст. В этом паблике текст, несмотря на обилие фотоматериала, играет первостепенную роль. Исключение составляют лишь фоторепортажи, в которых дается пояснение из одного-двух предложений. Текст зачастую строится по традиционным законам журналистики - заголовок, лидер-абзац, само содержание статьи и заключение. Но есть и публикации, написанные в стиле пересказа - сплошным текстом, без заголовков и каких-либо пояснений.

Реклама и конкурсы. Довольно часто можно встретить репосты о проведении тематических конкурсов, рекламирование других популярных сообществ города и заказную рекламу - в последнем случае можно наблюдать любого рода товар или услугу, зачастую не связанные с городом. Безусловно, политика такого рода эффективна и направлена на привлечение новых посетителей, а размещение рекламы - еще и на получение прибыли.

Видео. Помимо визуальных способов подачи информации (фотографии, инфографика) в паблике есть и видеоматериалы. Чаще всего на новостных ресурсах представлены короткие, но информативные видеозаписи. Таким образом, информация усваивается лучше, чем в длинных новостных программах, на которые у читателей не всегда есть время и желание.

Паблик «Говорит Озерск» [10] существует чуть больше года. В отличие от первого паблика имеет официальный статус СМИ. За время существования у паблика накопилось 7 тысяч читателей и 5300 публикаций - всего на тысячу меньше, чем в «Озерск каждый день». В день публикуется по 10-12 постов. «Топовое сообщество без ботов» - именно такой слоган мы видим, попадая на главную страницу паблика. Несмотря на малое количество комментариев, с первых секунд становится понятно, что это очень «живой» паблик. Все тексты оформлены по правилам журналистики.

Инфографика. В сообществе «Говорит Озерск» инфографика используется гораздо чаще - примерно в40% публикаций.

Фото. В исследуемом иаблике ни один пост не остается без фотографий, как и в предыдущем сообществе.

Текст. Здесь он зачастую отходит на второй план. В фоторепортажах практически всегда текст отсутствует. В остальных публикациях он соответствует вышеупомянутым нормам журналистики - заголовок, лидер-абзац, само содержание статьи и заключение.

Реклама и конкурсы. Рекламу и репосты с конкурсами можно встретить практически в любом паблике, «Говорит Озерск» - не исключение.

Видео. Помимо визуальных способов подачи информации (фотографии, инфографика) в паблике есть и видеоматериалы. Если сравнивать два этих паблика, то в «Говорит Озерск» их гораздо больше: видеоролики короткие, информативные и легко воспринимаемые.

Весомым отличием в контенте данного сообщества является наличие опросов. Они помогают держать связь с читателями, узнавать их мнения, пожелания. Кроме того, по опросам можно легко увидеть активность паблика, как владельцам, так и самим читателям. Редакторы паблика «Говорит Озерск» стараются размещать опросы 3-4 раза в неделю, что, на наш взгляд, является оптимальным.

Итак, мы изучили основные структурные элементы новостных пабликов в социальной сети «ВКонтакте» на примере двух пабликов - «Озерск каждый день» и «Говорит Озерск, далее перейдем их жанрово-тематическому анализу.

Особое значение для характеристики текстов социальных сетей имеет их жанровая составляющая. «Жанр - это исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий набором относительно устойчивых признаков» [2]. То есть в журналистике жанр понимается как форма подачи материала.

Проведенный нами анализ показал, что все еще продолжаются поиски общих оснований для классификации жанров, становление жанровой системы для интернет-СМИ находится в развитии, как и выбор оснований для изучения данного феномена. Важной особенностью интернет-журналистики является и ее интерактивность, т. е. возможность оперативно вступать в диалог с заинтересованным читателем при помощи форумов или гостевой книги, которыми оснащены многие виртуальные издания. При достижении взаимопонимания с редакцией при посредстве «обратной связи» интересные публикации могут иметь интерактивные отклики.

Несмотря на наличие новой коммуникативной среды, для интернет- журналистики все же характерны жанры журналистики традиционной с определенными особенностями. Рассмотрим их подробнее на примере классификации А. А. Тертычного [8]. Это заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос и репортаж.

В паблике «Озерск каждый день» редакторы предпочитают работать в жанре информационной заметки, как обычной, так и расширенной, т.е. с добавлением комментария от организаторов мероприятия либо от властей города. Материалы построены грамотно, по всем законам этого жанра. На втором месте оказался репортаж, переносящий читателя в центр какого-либо праздника или события. Здесь соблюдено все, за исключением одной детали - не всегда у таких публикаций присутствуют фотографии, которые помогают сильнее прочувствовать атмосферу описываемого события. Третьим по популярности можно отметить жанр интервью - довольно интересный и нужный. Он помогает читателям общаться с администрацией, известными людьми или же с обычными жителями города не напрямую, а через страницы газет или, в данном случае, через стену паблика в социальной сети. К этому жанру у нас возникло лишь одно замечание - хотелось бы в начале материала добавить информацию о причине разговора именно с этим человеком - ведь любое интервью имеет свою тему и информационный повод.

По видам медиа и направленности материала большинство публикаций составляют тексты. Второе место занимают фоторепортажи. Третье место делят между собой ви-

деоролики и размещение рекламы с конкурсами. Они рассчитаны на получение денег и привлечение новых читателей посредством репостов соответственно. Видео же зачастую носит развлекательный характер, что тоже является достоинством.

В паблике «Говорит Озерск» сложилась иная картина - здесь лидирует репортаж, далее по популярности идут информационная заметка и интервью. Также присутствует обзоры, которых в паблике не так много, но они есть.

По видам медиапродукта наиболее распространены фоторепортажи. Далее по частоте встречаются инфографика, видеоролики и опросы. Опросы позволяют редакторам контактировать со своими читателями и выводить паблик на новый уровень за счет выполнения просьб подписчиков. Надо отметить, что все опросы не игнорируются - читатели охотно идут на контакт, что помогает редакции наладить интерактив с аудиторией.

Теперь перейдем к тематике. В паблике «Озерск каждый день» редакторы предпочитают освещать происшествия и рассказывать о социальной жизни города. Не упускают возможность написать и о политике, чем тоже интересуются горожане. Замыкают тройку экономика, наука и образование. Это тоже понятно - город является закрытым, основная специализация рабочих - атомная промышленность.

В паблике «Говорит Озерск» сложилась иная картина. Здесь редакторы предпочитают в первую очередь размещать сводку происшествий города. Причем, делается это в довольно серьезной форме. На второй строчке оказались публикации, связанные с социальными проблемами города. Далее идут наука, образование и политика. В целом относительно этих тем паблики практически одинаковы, различия заметны лишь в выборе сюжетов и подтем для основных публикаций, а также подача материала, которая в «Говорит Озерск» более серьезная.

Итак, новостной паблик в социальной сети «ВКонтакте» должен отличаться информативностью, журналист также должен уметь группировать статьи по темам, разделять материалы на специальные блоки, искать новые информационные поводы, создавать интересные рубрики, следить за отсутствием плагиата, придумывать удобные и оригинальные способы подачи информации, а также переносить часть информации в визуальный компонент.

Мы сформулировали собственное определение. Новостной паблик в социальной сети «ВКонтакте» - это информационный интернет-ресурс, выполняющий сразу две функции журналистики: познавательную и развлекательную, но специализирующийся в большей степени на распространении полезной информации, и отличающийся разнообразием структурных элементов внутри материалов, а также способом подачи данных. Благодаря грамотному чередованию развлекательных и познавательных публикаций новостной паблик выполняет и культуроформирующую функцию, базирующуюся на получении знаний.

На основании полученных нами данных мы можем составить некоторые рекомендации для редакторов, занимающихся наполнением контента таких пабликов.

1) Рекомендуется иллюстрировать любой материал, который вы публикуете, даже самый простой. Картинка придает эффект развернутости материала и его значимости. Если же в вашей публикации вы касаетесь необычных тем, не всегда понятных читателям - присутствие фотоматериала становится обязательным условием для удачного итога вашей работы.

2) Не забывайте делать структурные элементы публикации максимально разнообразными. Если есть возможность разделить на рубрики или подкрепить материал короткой видеозаписью по теме и тем самым увеличить количество знаний, полученных читателем по данной теме - нив коем случае не упустите этой возможности.

3) Не размещайте на странице паблика «мусор» - то, что не относится к освещаемым темам и событиям. Иногда стоит выдать читателю ссылки на публикации других авторов по выбранной тематике, но не злоупотреблять этим.

4) При написании материала больше всего времени отдавайте на создание яркого необычного заголовка и не менее яркого лидер-абзаца. Этим вы обеспечите себе максимальную уверенность в том, что публикация будет прочитана от начала и до конца.

5) Если есть возможность, то в качестве структурного элемента публикации используйте нестандартные подходы - вместо фотографии попробуйте сделать необычный рисунок, который привлечет внимание к материалу или просто развеселит читателя.

Мы определили, что сегодня сообщества в социальных сетях (на примере «ВКонтакте») можно считать новыми средствами массовой информации, они имеют большой отклик у аудитории. Но поскольку данное медиа достаточно новое явление, многие аспекты деятельности еще не до конца отработаны на практике и нуждаются в изучении и улучшении.

Список литературы

1. Браславец, Л. А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы [Текст] / Л. А. Браславец // ВЕСТНИК ВГУ. - Сер.: Филология. Журнали-стика.-2009.-№1.

2. Князев, А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа [Электронный ресурс] / А. А. Князев. - URL: http://www.evartist.narod.ru/textl/12.htm.

3. Морозова, А. А. Социальная сеть: к вопросу о безопасности пользователя [Текст] / А. А. Морозова II Знак: проблемное поле медиаобразования. - Челябинск. - 2017. - № 3 (25). - С. 201 -205.

4. Морозова, А. А. Специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «ВКонтакте») / Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе: журналистский текст в новой технологической среде [Текст] / А. А. Морозова II Вестн. Челябинск, гос. ун-та. - Сер. Филология, искусствоведение. -Челябинск, 2015. -№ 5 (360). - С. 240-249.

5. Морозова, А. А. Тематическая классификация сообществ в социальной сети «ВКонтакте» как нового средства массовой информации [Текст] / А. А. Морозова// Современная медиасфера: практика трансформации, теоретическое осмысление, институциональные перспективы: матер. I Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30 марта 2017 г. / редкол. С. В. Дубовик (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2017. - С. 160-166.

6. Морозова, А. А. Типологические особенности сообществ в социальной сети «ВКонтакте» как периодического издания / А. А. Морозова II Массово-коммуникативное пространство (журналистика, пиарология, социальные сети, эссеистика, публицистика): Матер. Всероссийск. науч-практич. конф., посвящ. 200-летию создания первого орловского журнала «Друг Россиян и их единоплеменников обоего пола, или Орловский Российский журнал» (Орёл, 22-25 сентября 2016 г.) / Под общей редакцией В. П. Изотова и А. Л. Дмитровского. - Орёл: Картуш, 2016,- С. 46-42.

7. Пользователи Интернета в России [Электронный ресурс] II Интернет в России и в мире. - URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151.

8. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учеб. Пособие [Текст] / А. А. Тер-тычный. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 320 с.

Надейкина Е. В.

СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (АНАЛИЗ ФОКУС-ГРУПП МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ)

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда

(проект №16-18-02032)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.