Научная статья на тему 'Проблема позиционирования научно-популярного знания в социальных медиа (на примере контента сети «ВКонтакте»)'

Проблема позиционирования научно-популярного знания в социальных медиа (на примере контента сети «ВКонтакте») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1451
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / КОНТЕНТ / МУЛЬТИМЕДИА / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / USG / WEB 2.0 / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сынбулатова Алиса Рамилевна

Статья посвящена проблеме распространения научного знания в российских социальных медиа. В последние годы наметилась тенденция появления сообществ, предоставляющих сведения о фактах и явлениях окружающего мира для широкого круга подписчиков. Это является одной из форм популяризации науки. Главной проблемой при работе с информацией из ученого сообщества нам представляется трудность в ее понимании для людей, не обладающих специальными знаниями. Для наиболее полного восприятия такой информации аудиторией журналист вынужден максимально упростить ее и сделать более наглядной. Это становится довольно удобно при использовании соцсетей. Добавление видео, аудио, фотоматериалов, креолизация текста все это позволяет сделать сложную научную информацию максимально понятной и наглядной. В статье мы рассматриваем мультимедийные средства и приемы, которые облегчают журналисту подачу информации, а аудитории приобретение знаний. В работе мы анализировали контент тематических сообществ сети «ВКонтакте». В результате подтверждается тот факт, что пользователи предпочитают визуальный контент с минимальным количеством текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема позиционирования научно-популярного знания в социальных медиа (на примере контента сети «ВКонтакте»)»

Сынбулатова А. Р.

ПРОБЛЕМА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА (НА ПРИМЕРЕ КОНТЕНТА СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)

Статья посвящена проблеме распространения научного знания в российских социальных медиа. В последние годы наметилась тенденция появления сообществ, предоставляющих сведения о фактах и явлениях окружающего мира для широкого круга подписчиков. Это является одной из форм популяризации науки. Главной проблемой при работе с информацией из ученого сообщества нам представляется трудность в ее понимании для людей, не обладающих специальными знаниями. Для наиболее полного восприятия такой информации аудиторией журналист вынужден максимально упростить ее и сделать более наглядной. Это становится довольно удобно при использовании соцсетей. Добавление видео, аудио, фотоматериалов, креолизация текста - все это позволяет сделать сложную научную информацию максимально понятной и наглядной. В статье мы рассматриваем мультимедийные средства и приемы, которые облегчают журналисту подачу информации, а аудитории - приобретение знаний. В работе мы анализировали контент тематических сообществ сети «ВКонтакте». В результате подтверждается тот факт, что пользователи предпочитают визуальный контент с минимальным количеством текста.

Ключевые слова: научно-популярная журналистика, познавательная журналистика, социальные медиа, контент, мультимедиа, пользователи, USG, Web 2.0, социальные сети, популяризация, визуализация.

Наука является одним из значимых социальных институтов, организующим полноценную работу и циркуляцию информации внутри общества. Научно-популярная журналистика, в свою очередь, призвана решать следующие задачи: обеспечивать связь ученого сообщества с остальным социумом (стоит отметить, что это критично именно для самих ученых, которым нужно доносить внутреннюю информацию из специализированной среды до окружающего мира); сообщать об исследованиях и разработках, представлять современную научную картину мира в целом [5]. Исследователь Мукашева отмечает, что человечество активно использует и потребляет все больше информации, которая носит научный характер [10]. Функции, которые несет в себе как научная журналистика в целом, так и познавательный ее сегмент, непосредственно вытекают из проблем и нужд современного научного сообщества. В первую очередь, СМИ несут в себе информацию о важнейших открытиях и разработках, многие из которых имеют самое прямое отношения к повседневной жизни аудитории. Исходя из этого, исследователь Суворова выделяет следующие функции:

1) своевременное информирование зрителей о появлении новых продуктов, явлений и фактов науки;

2) содействие освоению массовой аудиторией особенностей продуктов науки (прояснение их основных смыслов, выявление значения и последствий научных открытий для развития науки и общества), а также знакомству с судьбами и личностями ученых, определяющих ход науки;

3) побуждение адресата информации к обсуждению событий научного мира (сопоставление точек зрения, оценок, аргументов), к интеллектуальному обогащению;

4) побуждение ученых, субъектов научной деятельности, к рефлексии, а при необходимости - к коррекции исследовательской позиции.

Исходя из особенностей предметной области и обозначенного круга задач журналистов при создании научно-популярных материалов, можно заключить, что основная функция, на реализацию которой они направлены, - это просветительская функция [12].

Однако в последнее время научной сфере приходится встречать конкуренцию со стороны других форм общественного сознания - в первую очередь, религии. Это ставит перед наукой проблему по распространению знаний и привлечению интереса со стороны массовой аудитории.

Так как наука представляет собой профессиональную деятельность и использует в значительной мере специализированные понятие и термины, то основной задачей журналиста становится максимально объективная и в то же время доступная для обывателей передача научных знаний аудитории. Журналист, работающий в данной сфере, способен переводить наиболее значимые «продукты» научной деятельности на язык массовой аудитории, выступая как популяризатор и распространитель научных знаний. «В результате появляются научно-популярные материалы, отражающие ситуации появления или освоения в обществе продуктов науки, а также ситуации, характеризующие науку как процесс духовного творчества, духовного производства [12].

Одной из важнейших функций данного раздела журналистики является и то, что она позволяет держать общественность в курсе происходящих в научном мире событий: открытий, новаторств, важнейших для социума и мира в целом. Также появилась возможность сделать известными для широкой публики появления «самородков» - непрофессиональных ученых, работающих в условиях неизвестности, что имеет значительную ценность, если их открытия являются результатом серьезной исследовательской работы.

Для наиболее полного восприятия такой информации аудиторией журналист вынужден максимально упростить ее и сделать более наглядной. Пояснение терминов, приведение аналогий из бытовой жизни, добавление графической информации - все это признаки успешного и понятного для массового читателя научно-популярного материала. По вышеприведенным причинам мы полагаем, что наиболее удобной площадкой для создания и распространения мультимедийно насыщенного контента становятся социальные сети. Они позволяют мгновенно распространять и множить контент, предоставляют пользователям возможность быстрой и удобной обратной связи, находить интересующие материалы по тегам и вступать в сообщества и группы по интересам.

Важнейшие свойства присущие интернет-медиа: гипертекстуальность, мультимедий-ность, а также интерактивность [2]. Именно они в полной мере присущи и социальным сетям, которые сегодня являются, пожалуй, важнейшим источником коммуникации внутри общества. В последнее время можно заметить все больше и больше сообществ и пабликов, предоставляющих сведения о фактах и явлениях окружающего мира для широкого круга подписчиков.

Для начала определим, что мы подразумеваем под термином «социальные медиа». Так, исследователь Пол Гиллен в работе «Новые агенты влияния» приводит следующую трактовку: по мнению специалиста, социальные медиа представляют собой совокупность различных технологий мировой «паутины», которые предоставляют пользователей по всему миру возможность общаться. Важной особенностью является то, что контент, размещенный на данный ресурсах создают сами пользователи [13]. Другую важную трактовку социальных медиа мы встречаем у Е. Вартановой. Главный принцип, лежащий в основе работы социальных медиа, - партиципарность. Информационный обмен здесь представляется как равный процесс, в котором потребители и создатели контента выступают наравне друг с другом [13].

А. Морозова отмечает, что «в социальных сетях как средствах массовой информации во многом начинают действовать те же законы, что на информационных сайтах, телевидении, радио или в газетах. Таким образом, возникает необходимость классификации и

изучения социальных сетей с различных точек зрения, поскольку на сегодняшний день степень изученности социальных сетей как средства массовой информации достаточно невелика. К ним мы можем отнести тематическое разнообразие социальных медиа, особенности журналистского текста и его функций, правовую и этическую культуру пользователей как авторов текстов, взаимодействие с аудиторией (читателями текстов)» [8].

Среди важных качеств, присущих социальным сетям, исследователи выделяют следующее: контент может добавляться самими пользователями; подписчики могут видеть в режиме реального времени данные об объектах социальной сети (количество подписчиков, «лайков» и т. д.); пользователям доступны функции обмена информацией между собой; присутствует коллективность и увлеченность общими темами среди подписчиков сообществ; возможна двусторонняя направленность коммуникации [3]. Также дополнительной особенностью соцсетей является возможность добавления виджетов - игр, приложений, флэш-презентаций, что позволяет расширить интерактивные и презентационные формы представления информации [4]. Исследователь Шестеркина приводит дополнительные возможности сервисов Web 2.0: «возвратную форму, личный кабинет, почтовые рассылки, проведение опросов, форумы, блоги, аудио- и видеоподкастинг» [13]. В некоторых социальных сетях, например, «ВКонтакте» наряду с привычными группами и сообществами предоставлена возможность составлять события, которые также являются публичными страницами [9]. Важным элементом при ориентировании в пространстве соцмедиа является фолксономия. Пользователи структурируют и организуют материал, в зависимости от содержания. Самый распространенный вид фолксономии -использование тегов [11].

Также исследователи выявляют тесную связь феномена социальных медиа с другими сферами массовой коммуникации, такими как реклама, маркетинг, телевидение, сфера компьютерных игр. Эти сегменты рынка информации тесно связаны друг с другом в интернет-пространстве, что еще больше сближает производителей и потребителей контента [13].

Важный термин, относящийся к присущим социальным сетям технологиям, предлагает Е. Батаева в работе «Социальная визуалистика и медиа-визуальность». По словам автора, медиа-визуальность подразумевает собой совокупность визуальных образов, видеоинформации, транслирующихся для массовой аудитории с помощью новейшего технологического оборудования. Однако трактовать медиа-визуализацию можно и в широком смысле, подразумевая под данным термином практически любые формы распространения визуального контента: «тело, лицо, жесты, краски, полотна, бумагу, гипс, дерево, равно как и печатный станок, телевидение, Интернет» [2]. В нашей статье мы будем использовать термин «медиа-визуальность» в первом, более узком смысле, определяющим данное понятие как форму передачи контента посредством технологий.

Рассмотрим на практике, каким контентом наполнены самые популярные сообщества на научную тематику. В нашем исследовании мы анализируем характерные особенности материалов, публикуемых в тематических сообществах социальной сети «ВКонтакте». Для исследования был выбран данный ресурс, так как он остается самой популярной сетью в России. По статистике, его ежемесячная аудитория составляет более 90 млн пользователей [1]. В результате опроса, проведенного А. Морозовой, было установлено, что ВКонтакте используют почти 99 % из 500 респондентов [7].

Критериями для анализа стали как количественные (число репостов и «лайков»), так и качественные показатели. К последним относятся анализ материалов с точки зрения доступности, понятности, насыщенности мультимедийными компонентами, а также логичность, достоверность, актуальность для читателей и стиль написания. На основе сервиса vktoppost.ru мы выделили 5 самых популярных сообществ: «Science|HayKa», «Наука и техника», «Наука и факты», «Интеллектуариум», «Что будет, если...». Мы решили ори-

ентироваться по слову «наука», так как предполагается, что использование его в названии группы определяет там наличие материалов на научную тему.

) соскитк ГТГОД

Среди«" Калиге^щде кт- ю

у^Г].вш:(||1 шйсюл

«

и сх^ки

] V Ц 1 :1

-11 Н'У^л н'Гге л

3 Цщ 1.1 Ц 'н ми

■г-.и*! УТУициИу |

а™™™

5 Ч 1 Б^адгь^ д ^ь.ти

Рис. 1. I

£ Ш 01 <1 "Ш У/7 3 № Ш

>3,6

ш ш

I '/41 .»0,5

Самая популярная тематическая группа: «8с1епсе|Наука». Типичный пост в данной группе - подборка фотографии на определенную тематику. При этом отсутствует дополнительная, поясняющая информация об изображенном объекте (см. рис 2). Подобного рода публикации собирают большое количество лайков, репостов. К науке подобного вида публикации имеют опосредованное отношение. Также в группе распространены посты шуточного, развлекательного характера. Данный контент не имеет никакого отношения к распространению научного знания, а является элементом развлечения.

Рис. 2.

Следующая группа - «Наука и техника». Закрепленный пост группы, как нам кажется, представляет некую научную ценность, так как предоставляют пользователями некий интересные факты, причем важным стоит отметить то, что здесь приводится аналогии из

бытой жизни, в частности - примеры из просмотренных фильмов. Это один из способов сделать подаваемую информацию более привлекательной и интересной для широкой аудитории (см. рис. 3). Но в данной группе также в большом количестве присутствует мемы, шутки, которые встречаются во многих развлекательных пабликах, не имеющих отношений к науке. Стоит отметить что в данном сообществе нами были найдены серьезные научные публикации (см. рис. 4). Данный пост представляет собой полноценный текст, предоставляющий читателям знания из области инноваций, новых открытий. Однако материал взят с сайта «N+1», причем нет прямой ссылки, лишь указание авторства. И иллюстрация к тексту лишь указывает на общую направленность подобных групп. При этом стоит отметить, количество лайков и репостов у данного материала меньше, чем у рядом идущих постов развлекательного характера.

Рис. 3.

Третья группа - «Наука и факты». В большом количестве присутствуют публикации в виде единичных фотографий природы, не несущие никакой конкретной информации, не дающие представления об изображенных явлениях; не указано даже конкретное место съёмки. Данные фото несут эстетическую функцию, но не предоставляют ценности как научно-познавательный контент.

Четвертая группа - «Интеллектуариум». В отличие от предыдущих сообществ, посты в данной группе несут некую исследовательскую новизну и научность (см. рис. 6). Мы видим наглядное §1Г-изображение физического процесса. Текста в данных сообщениях по минимуму, дается лишь самая общая информация без подробных объяснений.

Заключительная группа - «Что будет, если?.. | Наука и факты». В большом количестве используется такой вид контента, как подборка фотографий на определенную тематику, изображающая какой-либо объект или явление из околонаучного мира.

рчимйсяиг и Срв;и "ос«iW-ученые создан« робею, способного ii^ncmti ic.'.. -juc «иды ноюгиык рзжчмй. с щчи-о i ::ип. uri.ii 'тчгосгп. ■imюмстнчек: im иггпгдштшД

ш • руки*» "ml а яонадгезго оружлм Iii »apatt ppa ударл <ш i о форме рнреж jihi 1 poi»iiii wipaei к;ючеиу>0 роль и россн^доэмни еооп-'П сжующих гущювй. Н нлетогицее яргчя № чалю ncero npöntyinr, кмитгруя ачгЧу мв 'ли силами t.cnoctcK^, трушшоп)psytwuti рцддц ikwdA Томность он с г о носгроииюдечи;' чс нссщй^ыыает удою тюрют......км.

'iiit ciiiTOMtYiiMtfразятh л стапдартиа.лрогага1. процке релоиетрулцли, у^у-мки Силмййайт 1 сяпс.» in мчешнго i»ici нту^э, Лис рнийскбй ■::j;ii::,.iowj[<W ,щии и «таСайта-Крус-доСу.".»pie:ö<tf;t>-iал* робела,

! зе-!Й сгюсобеи к^юситъупариипйымитажами помой.

рщидрио* ЦОфОЙОМ ОСНМИНО ищцуникимчпуисрсм, 40 lüpttlÄ <дп(п нягфшпаемой сишйудаэядоЖП мькпана. ЙСомсхрупрш лцжяЛяя

позполяог счиу мювдиться па 23 fp^yca ж юр* i< ш ¿ю oi ЗДиОДгыФЙ I iJ№C КЙМН, :! 3«U*f> ЙОКйрач-Щ^ЪС« I) C'l ОрОtftj-1 It) ЭО I рзу(УС<М1 рокотромвр Annan Mega li>6Ö i ioyiipamief ¡некоторого работаем poäo 110 №1Пр№р :;,VH.tHpOI -<:;г Г. МЗ 6U р.ТЭЛИ' -11=1» ЯТЭДИ

w жслериыенгодс чс1ыр1л)дтно)0ыи моэхей и далтью ji/mwh javipoe ойстюртйгнкякп риромаи! характер искреждвнин паний т рааижиыя >рв;июн. Црм roWtopiRi * Я'^лач робот ИОКааал Hwi сжую том-юс т. |роизоодс(1*и1 маисюиапыадеопшйнс! шс пс горкэсчтушной н ссргсииапыю л gocrraihiid ыенйе l.&ttZ.S мшииинлра ежняыш: тсниа.

Рис. 4.

Р>0ССИ?

Ишнц! 2410

Рис. 5.

сегодня и "1(1 4$

Жидкостный- осенний двигают*.

ы

«

Нрашнсся 123? I 156

ЧюОулвг, им..?. Нарта »(.факты

¿У

Ч&ЛИб»»М*ИЙ '¡'рубс-пр^'ЭЗвИР УСЛЫША! ЗТу фрвЗу, Н(ЮГЩ- ПрСДСТНРЛВДЛ

Нртвютр 11 ?И 97

Таким образом, делается неутешительный вывод, что научно-популярный контент в тематических сообществах представлен очень слабо. Много места занимают перепосты

из других, общетематических сообществ и реклама. Серьезных, полноценных публикаций практически нет, если есть - они привлекают меньше интереса пользователей. Это было бы объяснимо если бы они были развлекательными пабликами, но они позиционируют себя, как каналы распространения научного знания: «Первый познавательный паблик ВКонтакте» («8с1епсе|Наука»), «Исследуй мир высоких технологий вместе с нами!» («Наука и факты»).

Так же мы проанализировали, каким контентом наполнены официальные группы традиционных научно-популярных СМИ.

«Постнаука». В данной группе выкладывают полноценные материалы, в том числе, видеосюжеты. Также дается ссылка на сайт, где в 2 раза меньше просмотров, однако можно сделать вывод, что это более ценная для авторов заинтересованная аудитория.

Рис. 8.

«Живая планета». Контент данного сообщества - анонс материала и ссылка на сайт. Причем интересным является тот факт, что согласно статистике на сайте, большее количество пользователей оценивают материалы в сетях ТасеЬоок и «Одноклассники». Возможно, в дальнейших исследованиях стоит рассматривать именно данные социальные медиа как площадку распространения научно-популярного знания.

Рис. 9.

В группах «НаукаТВ» (см. рис. 10) hN+1 (см. рис. 11) в ленте сообщества представлены краткие анонсы, лидер-абзац материала и ссылка на сайт. Аналогичная ситуация складывается у крупнейшей группы традиционного средства массовой информации National Geographic (см. рис. 12) - в постах предоставлены ссылки на материалы сайта. При этом на самом сайте материалы представляют собой полноценные лонгриды, использующие

^ n^iHajiia

DllWCTOC I'DK НЁНЮРЫДО, 4101feK0ctitf0ft4e,tH(ttH3K

намют ютгу миэ^ю н ближайшем будущем.

Kjk блотсш utiMMtr wuq шш»?

PCmJnfclWf ftyip^ff "^mipJIUM PUT цму IMIJH

postoatjks.iu

Ммон ПД1ЧГ1 ш

ЩШшВ

Пики ^оляе 11 мовяцев назад из- приютил™ жмгклпмя. f ж окадялсн

irwaiii ¡фрхгчв&Вл'.мщ актом ir;>.'. *е j и |л: 11 j :Гi .:j n j r.>. >11 n My мцМгочнЙ

tiutOAd^it .HKj6«lii yJM ..i ii: riitiHt n'>lf.: '.тии^иП вкусноетytMti

St lifmret ши поселился самый ут&ШШИ ежик

137 I*

мультимедийные возможности в полной мере: присутствуют фотогалереи, видео, проставлены теги и имеются ссылки на публикации со схожей тематикой. В группе «ВКон-такте» данный контент отсутствует.

Рис. 10.

Рис. 11.

Клув Спадам! (ЦадирМс Рмен*

гкгауве'гиуйго ССЙ1 ^

Мир I пазами ] арбаЮ1 о кнга: имдео

Нрвшл^й НО Кфышмицрорачр 10

№КЗ!ЭГЬ ВС€ < щтвншрцрв

Рис. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для большинства СМИ - соцсе-ти лишь дополнительные площадка, пространство для размещения ссылок на материалы. Они не используют социальные сети как еще один вид медиа, не используют их возможности; не создают оригинальный материал для группы.

В ходе исследования мы установили, что наиболее частая встречающаяся форма подачи в группах - сообщение о новости или явлении с иллюстрацией (как просто в виде фото, так и с добавлением гиф или видеофайлов). Инфоповодом для подобных публикаций, как правило, служат новости об интересных научных открытиях; в данных материалах сложные термины используются по минимуму. При этом, как правило, не дается

практически никакой дополнительной информации об изображенном объекте. Подобного рода публикации собирают большое количество лайков, репостов. Встречаются сообщения о новости или явлении с иллюстрацией. Еще один вид представления информации или жанр - фотогалерея, иллюстрирующая какой-либо объект или явление. Редко встречаются полноценные видеоматериалы. Мы установили, что большой популярностью пользуется контент, позволяющий увидеть объекты и явления, не доступные человеческому глазу (например, замедленная съемка различных процессов). Благодаря этому мы можем сделать вывод, что главный принцип публикуемого контента познавательной направленности - медиа-визуализация.

Также среди рассмотренных нами материалов в большом количестве присутствуют мемы, шутки, которые встречаются во многих развлекательных пабликах, не имеющих отношений к науке. В сообществе «Наука и техника» были найдены серьезные научные публикации, например полноценный текст, предоставляющий читателям знания из области инноваций, новых открытий. Так же мы решили проверить и сравнить, каким контентом обладают официальные сообщества традиционных научно-популярных СМИ. Были рассмотрены следующие группы: «Постнаука», «Живая планета», «Наука ТВ», «N+1», National Geographic. Самый распространенный тип контента - аннотация материала и ссылка на официальный сайт. Из этого можно сделать вывод, что для большинства СМИ соцсети - лишь дополнительные площадка, пространство для размещения ссылок на материалы. Научно-популярные СМИ не используют соцсети как еще один вид медиа, не создают оригинальный материал для группы.

Все это ставит под сомнение развитие научно-популярного знания в соцсетях и порождает проблему для научного сообщества: привлечение внимания и интереса со стороны массовой аудитории. А также возникает вопрос, хотят ли ученые расширять аудиторию или они довольствуются циркуляцией информации в рамках круга заинтересованных читателей. Вполне возможно, что пока научно-популярная журналистика не готова полноценно интегрироваться в пространство социальных медиа.

Список литературы

1. Аудитория ВКонтакте [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/about.

2. Батаева, Е. В. Социальная визуалистика и медиа-визуальность [Текст] / Е. В. Ба-таева II Научн. ведомости БелГУ - Сер.: Философия. Социология. Право. - 2014. - № 2 (173). - С. 196-204.

3. Винник, В. Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу [Текст] / В. Д. Винник II Философия науки. -

2012. - №4 (55).

4. Воронкин, А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ [Текст] / А. С. Во-ронкин II Образовательные технологии и общество. - 2014. - №1. - С. 650-675.

5. Литке, М. В. Гносеологические и коммуникативные устанвоки авторов журнала «Вокруг света» [Текст] / М. В. Литке II Вестн. Томск, гос. ун-та. - Сер. Филология. -

2013. - № 5 (25). - С. 116-126.

6. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета [Текст] / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.

7. Морозова А. А. Социальная сеть: к вопросу о безопасности пользователя [Текст] / А. А. Морозова II Знак: проблемное поле медиаобразования. - Челябинск. - 2017. - № 3 (25). - С. 201-205.

8. Морозова A.A. Специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «ВКонтакте») [Текст] / А. А. Морозова II Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе: журналистский текст в новой технологической среде//Вестн. Челябинск, гос. ун-та. - Сер. Филология, искусствоведение. - Челябинск. - 2015. -№ 5 (360). - С. 240-249.

9. Морозова, А. А. Тематическая классификация сообществ в социальной сети «ВКон-такте» как нового средства массовой информации [Текст] / А. А. Морозова / Современная медиасфера: практика трансформации, теоретическое осмысление, институциональные перспективы: материалы I Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30 марта 2017 г. / ред-кол. С. В. Дубовик (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2017. - С. 160-166.

10. Мукашева, М. Научно-познавательная журналистика [Электронный ресурс] / М. Мукашева. - URL: http://www.enu.kz/repository/repository2014/razvitie-nauchnoi.pdf.

11. Посов, И. А. Web-сайт для создания и обмена генерируемыми задачами по математике [Текст] / И. А. Посов II Образовательные технологии и общество. - 2010. - № 3. -С.360-373.

12. Суворова, С. П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функций, задач [Электронный ресурс] / С. П. Суворова. - URL: http:// elib.org.ua/science/ua_readme.php (дата обращения: 29.03.2017).

13. Шестёркина, Л. П. Основные характеристики новых социальных медиа [Текст] / Л. П Шестёркина, И. Д Борченко II Учёные записки ЗабГУ. - Сер.: Филология, история, востоковедение. - 2014. -№2,- С. 107-111.

Тарина В. И.

НАТИВНАЯ РЕКЛАМА КАК КОНТЕНТ ЧЕЛЯБИНСКИХ СМИ

В статье рассматривается нативнаяреклама и ее применение в качестве контента интернет-СМИ Челябинска. Подробно рассматриваются варианты определения термина, мнения исследователей, форматы нативнойрекламы, особенности использования технологии в регионе, перспективы дальнейших исследований. Вводится термин «на-тивнаяреклама как составляющая контентарегионального СМИ».

Ключевые слова: нативная реклама, интернет-маркетинг, СМИ, интеграция бренда.

Основная проблема современных специалистов в сфере рекламы — так называемая «баннерная слепота». Сегодня чаще всего привычные нам рекламные послания не доходят до целевой аудитории: большие информационные потоки научили людей блокировать поступающие сигналы. Но эволюция рекламных технологий не остановилась на месте. В мире все больше набирает популярность нативная реклама.

Нативная реклама в печатных изданиях появилась еще в конце XIX века. Примером подобных публикаций можно считать статьи в журнале The Furrow, когда рядом с текстом о сельском хозяйстве и советами для фермеров, хозяин издания Джон Дир размещал рекламные блоки с указанием на сельскохозяйственную продукцию, которую выпускала его компания. С 1880 годов в печати появились привычные нам рекламные объявления со слоганом-призывом и изображением товара. Уже в то время издатели старались найти альтернативу обычной рекламе [7].

Возникновение термина «нативная реклама» принято относить к дате 29 сентября 2011 года. Его автор — Фред Вильсон — употребил это словосочетание на недельной конференции по интернет-рекламе и интернет-маркетингу ОММА Global в качестве обозначения рекламного контента, который по смыслу, содержанию и другим параметрам схож с другими публикациями определенного сайта. Дэн Гринберг, сооснователь и генеральный директор открытой американской платформы по размещению нативной рекламы Sharethroug, сделал нативную рекламу самым обсуждаемым трендом в мире медиа. Он определяет нативную рекламу как «рекламный носитель, который является частью контента сайта и соответствует его дизайну» [8]. Актуальность работы заключается в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.