Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
815
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / рекламный контент / социологические исследования / информативная реклама / социальная реклама / имиджевая реклама / политическая реклама / мировоззрения / ценностные ориентации / youth / advertising content / sociological research / informative advertising / social advertising / image advertising / political advertising / worldviews / value orientations

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каира Юрий Владимирович, Михалев Игорь Васильевич, Путилина Юлия Юрьевна

Рассматривается роль рекламы в формировании мировоззрения студенческой молодежи. Материалы основываются на результатах эмпирического социологического исследования, проведенного в Орловской области по данной проблематике. В рамках исследования анализируется с какими видами, в каких местах и как часто молодежь сталкивается с рекламой, на какой вид рекламного контента молодые люди больше обращают внимание, исследуется отношение к рекламе, психологическое воздействие рекламы на ценности, убеждения, самооценку молодых людей, наиболее важные функции некоммерческой (социальной, имиджевой, политической) рекламы, динамику отношения к себе и окружающим под воздействием рекламы. Резюмировано, что реклама взяла на себя социетальную функцию и является одним из основных источников формирования ценностных ориентаций для студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ADVERTISING ON THE FORMATION OF THE WORLDVIEW OF STUDENTS

The article examines the role of advertising in the formation of the worldviews of students. The materials are based on the results of an empirical sociological study conducted in the Orel region on this issue. The study analyzes which types, in which places and how often young people encounter advertising, which type of advertising content young people pay more attention to, examines the attitude to advertising, the psychological impact of advertising on the values, beliefs, self-esteem of young people, the most important functions of noncommercial (social, image, political) advertising, the dynamics of attitudes towards oneself and others under the influence of advertising. It is summarized that advertising has assumed a societal function and is one of the main sources of formation of value orientations for students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

personnel are identified and substantiated. The indicators of conflicts are highlighted. An approach to assessing conflicts in military collectives has been proposed, and tools have been developed to measure its levels and qualitatively interpret the calculated values in the context of the impact on the social well-being of servicemen. Recommendations have been developed for timely constructive ways of regulating conflict situations in order to ensure positive forms of interaction between military personnel for the effective solution of professional tasks.

Keywords: social well-being, military collective, serviceman, conflict, factors, indicators of conflicts, conflict resolution.

Baranova Galina Vasilyevna, doctor of sociological sciences, orel.bgv@,gmail.com, Russia, Orel, The Federal state government military educational institution of higher education "The Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation,

Muzalevsky Vladislav Igorevich, postgraduate, vladmuza@,mail.ru, Russia, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Oryol branch.

УДК 316.4 001: 10.24412/2071-6141-2022-2-112-126

ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ю.В. Каира, И.В. Михалев, Ю.Ю. Путилина

Рассматривается роль рекламы в формировании мировоззрения студенческой молодежи. Материалы основываются на результатах эмпирического социологического исследования, проведенного в Орловской области по данной проблематике. В рамках исследования анализируется с какими видами, в каких местах и как часто молодежь сталкивается с рекламой, на какой вид рекламного контента молодые люди больше обращают внимание, исследуется отношение к рекламе, психологическое воздействие рекламы на ценности, убеждения, самооценку молодых людей, наиболее важные функции некоммерческой (социальной, имиджевой, политической) рекламы, динамику отношения к себе и окружающим под воздействием рекламы. Резюмировано, что реклама взяла на себя социетальную функцию и является одним из основных источников формирования ценностных ориентаций для студенческой молодежи.

Ключевые слова: молодежь, рекламный контент, социологические исследования, информативная реклама, социальная реклама, имиджевая реклама, политическая реклама, мировоззрения, ценностные ориентации

Являясь социальным институтом, реклама имеет сильное влияние на развитие и формирование ценностных ориентаций личности. Реклама мотивирует, участвует в создании новых потребностей, рождает новые вкусовые предпочтения, развивает интересы, внедряет образцы поведения человека в общественное устройство.

Социологию всегда волновал вопрос мировоззрения и ценностных ориентаций, так как это напрямую связано с непосредственной системой жизнедеятельности личности и социальных групп [1]. О своих жизненных ценностях человек начинает задумываться в молодом возрасте, именно в этот период жизни они становятся для него важным ориентиром. Сформированные установки будут влиять на качество жизни и определять характер каждого человека.

Огромный выбор товаров и услуг стимулирует интенсивное развитие рекламы. Прекрасно, когда инструментарий рекламы направлен на внушение уверенности, семейные традиции, развитие творческого потенциала, смелость, патриотизм, любовь, дружбу и другие общепринятые ценности. Но часто разработчики рекламного контента игнорируют духовные ценности, заменяя их на материальные блага. Очень часто в рекламе счастлив тот, кто является обладателем товара или услуги.

Реклама может оказывать и позитивное и негативное влияние на молодое поколение, так как с одной стороны эта группа обладает высокой творческой активностью, а с другой стороны она еще социально незрела, у нее еще не окончательно сформированы оценочные (критические) процессы, она имеет неустойчивые жизненные позиции [2].

Пользуясь современными возможностями, доступными рекламному контенту, такими механизмами, как стереотипизация, идентификация, внушение - реклама способна создать эталонные взгляды, сформировать референтные группы, выделить объекты доверия и недоверия и т.д. В связи с этим приобретают большое значение исследования влияния рекламы на формирование мировоззрения студенческой молодежи.

Эмпирическую основу данной работы составили результаты социологического исследования «Влияние рекламы на формирование мировоззрения студенческой молодежи (на материалах Орловской области)», проведенного на кафедре «Социологии и информационных технологий» Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС в мае 2021 года. Метод исследования - анкетный опрос. Опрошено 389 студентов г. Орла. Объем выборки определяется доверительной вероятностью 0,954. Репрезентативность выборки обеспечивается по форме обучения (очная) и вузу. Средняя ошибка репрезентативности выборки не превышает 5%. Анализировались ответы респондентов, находящихся на очной форме обучения, относящихся к молодежной группе [3].

Реклама проникает во все сферы жизни человека и традиционные средства массовой информации предлагают контент на любой вкус, подстраиваясь подо все сферы восприятия человека. Молодежь, как и любая другая социальная группа, выбирает для себя самые удобные варианты получения информации (табл.1).

Таблица 1

Где и как часто вам встречается реклама, %

Варианты ответов Процент

Постоянно Часто Редко Никогда

Социальные сети/Интернет 73,0 38,0 7,0 0,0

Телевидение 63,0 40,0 11,0 3,0

Газеты/журналы 33,0 49,0 26,0 9,0

Мобильные приложения 48,0 55,0 14,0 1,0

Баннеры/вывески 42,0 57,0 11,0 1,0

Радио 20,0 42,0 45,0 10,0

СМС-рассылки 24,0 44,0 38,0 11,0

В таблице продемонстрировано, где чаще всего молодое поколение взаимодействует с рекламой. Мы видим, что ни один из вариантов СМИ не остался без внимания молодежи. На постоянной основе молодые люди обращают внимание на присутствие рекламного контекста в социальных сетях и на телевидении (73 % и 63 % соответственно). Эти источники транслируют рекламу таким образом, что ее сложно не заметить или избежать (что бы получить доступ к искомой информации часто необходимо просмотреть рекламный ролик). Ничуть не меньше привлекают внимание молодежи мобильные приложения, печатные издания и баннеры (48 %и 42 % соответственно). Эти средства информации занимают второе место среди источников, из которых молодые люди знакомятся с рекламой. Третье место занимают радио и СМС рассылка (20 % и 24 % соответственно).

Можно сделать вывод, что среди студентов нет тех, кто редко или никогда не встречается с рекламным контентом вообще, хоть и есть небольшой процент респондентов, которые указали редко и никогда, но это связано с тем, что они не выбирают, например, радио как источник информации или отказываются от СМС за ненадобностью.

Выяснив, где и как часто молодежь находит рекламу, проанализируем с какими видами рекламы ей приходится сталкиваться (рис.1). Но сначала давайте дадим краткую характеристику каждого представленного вида рекламы.

Информативная реклама. Информативная реклама выполняет такие задачи как информирование о появлении новых видов товаров, услуг и возможностей их применения. Этот вид рекламы нужен, когда есть необходимость создать некий первичный спрос, когда необходимо сообщить об изменениях в цене, услугах или выделить отличительные особенности товара (услуги). Информативная реклама помогает прийти к принятию наиболее выгодных для предприятия экономических решений [4].

Социальная реклама. Точное определение понятию социальная реклама найдем в статье 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-Ф3 «социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно-полезных целей, а также обеспечение интересов государства» [5].

Имиджевая реклама. Целью корпоративной (имиджевой) рекламы является создание определённого (спланированного, сформированного) образа конкретной компании в глазах и сознании представителей её контактных аудиторий [6].

Политическая реклама. В данном опросе мы не хотим данный вид рекламы приравнивать к избирательным технологиям. В нашем опросе мы под политической рекламой подразумеваем изменение политического поведения общества или отдельных групп в условиях политического выбора

[3].

70

Информативная реклама Социальная реклама Имиджевая реклама Политическая реклама

■ Постоянно ■ Часто ■ Редко ■ Никогда

Рис. 1. Как часто вам встречается реклама следующих видов, %

На рис. 1 хорошо видно, что на постоянной и частой основе молодые люди получают рекламную информацию буквально всех видов. Информативная реклама занимает лидирующую позицию, но оставшиеся три вида не сильно отстают. Однако стоит отметить, что достаточное количество респондентов заявляет, что редко сталкивается и с информативной, и с социальной, и с имиджевой, и с политической видами рекламы. Если учесть, что мы пришли к выводу, что буквально каждый молодой человек сталкивается с рекламой постоянно, то можно сделать вывод, что многие молодые люди не поддаются агрессивному воздействию рекламных «атак», а могут ее игнорировать и оставлять вне поле зрения.

Следующий вопрос касался предпочтений респондентов: «Какая именно реклама больше привлекает внимание молодых людей?» (рис. 2).

70 -

60

60

10

У У У У .</

Рис. 2. «Какая реклама больше привлекает Ваше внимание», %

(допускалось несколько вариантов ответов)

Лидирующее положение занимают информативная (57,6 %) и социальная реклама (56,8 %). Можно сделать вывод, что молодое поколение интересуется новыми возможностями, а также не оставляет без внимания благотворительность и общественно-полезные ценности, работающие в интересах государства. Это может свидетельствовать в пользу активной гражданской позиции у студенческой молодежи [7].

60

во _

Ik. Ik. ik.. iii

Информативная реклама Социальная реклама Имиджевая реклама Политическая реклама

■ Положительно ■ Скорее положительно, чем отрицательно

■ Равнодушно ■ Скорее отрицательно, чем положительно

■ Отрицательно

Рис. 3. Ваше отношение к рекламе, 0%

Респонденты не проявляют явно негативного отношения ни к какому виду рекламного продукта, но информативная реклама и социальная реклама снова занимают в предпочтениях студентов лидирующие позиции, что подтверждает стремление молодых людей к свободе выбора в сфере потребления и демонстрирует общую социально ориентированную направленность мышления молодого поколения.

Однако явно выраженный интерес к информативной рекламе можно рассматривать и с других позиций. Молодость - это важный период для самоутверждения и не всем удается выделиться за счет достижений или лидерских качеств. Часто среди студентов формируется привычка к демонстративному потреблению и именно это становится процессом утверждения личности.

Рассматривая эти две противоположные точки зрения можно сделать вывод, что реклама все же стимулирует активное формирование потребительской социализации. С одной стороны, непосредственное влияние информативной рекламы не приводит к дисфункциональным последствиям из-за ограниченности финансов у студенческой молодежи, однако негативное влияние можно рассмотреть если молодой человек в силу несфор-мированности ценностных ориентаций выбирает модель «ускоренного» потребления (необдуманного, импульсивного, несдержанного). Это создает условия деформации ценностных установок молодого поколения.

Назревает вопрос, а запоминают ли увиденную рекламу молодые люди? (рис. 4).

90 80

70 — 60 — 50 —

40 30 20 10

. II. 11. I

I

Информативная Социальная реклама Имиджевая реклама Политическая реклама реклама

Iда ■ Нет ■ Стараюсь избегать эту рекламу, потому что она мне совершенно не нравиться

0

Рис. 4. Запоминается ли Вам увиденная/услышанная реклама, %

Исследование показывают, что информативная и социальная реклама запоминается и не запоминается одинаково часто. Это говорит о том, что молодые люди выбирают то, что им нравиться и запоминают то, что им нужно или интересно. Меньшее количество респондентов указали, что запоминают имиджевую (28 %) и политическую (25 %) рекламу и при этом ответили на вопрос отрицательно - 79 % и 66 % соответственно. Это говорит о том, что брендинг и политика не являются сферой интересов студенческой молодежи, что актуализирует вопрос о развитии социально-политической активности этой социальной группы.

В данном исследовании четко прослеживается неравнодушное отношение к рекламе. Респонденты выбирают на что обращать внимание. Следующий рисунок демонстрирует, что студенты считают рекламу необходимым элементом СМИ (рис. 5).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 О

Рис. 5. Необходимость рекламы, %.

Среди основных видов рекламы респонденты отметили необходимость информационной (89 %) и социальной рекламы (85 %). Имиджевая (56 %) и политическая (53 %) реклама уступают, но результаты говорят о том, что молодые люди считают необходимым условием присутствие информации о всех сферах жизни социума.

Информативная реклама Социальная реклама Имиджевая реклама политическая реклама ■ Да, нужна ■ Не вижу в ней никакой необходимости ■ Затрудняюсь ответить

Данные исследования отражают общую ориентированность на коммерческую рекламу, но интерес к социальной рекламе также четко прослеживается у молодого поколения. Стоит отметить, что для современного студенческого поколения некоммерческая (социальная, имиджевая, политическая) реклама должна являться демонстративным материалом для формирования идей, убеждений, принципов, ценностных ориентаций, примером социального взаимодействия. Эта реклама помогает избавиться от стереотипного мышления, формирует образцы доверия, поддерживает направление государственной политики и т.д.

Рисунок 6 демонстрирует наиболее важные, на взгляд молодежи, функции именно некоммерческой рекламы.

Затрудняюсь ответить а Другое I

Поддержка направлений государственной... I Укрепление общественных институтов I Демонстрация социальной ответственности... I Агитация и пропаганда I Формирование общественного мнения I Привлечение спонсоров и инвесторов, сбор... ■ Стимулирование активных действий по решению... ■ Создание нравственных ценностей и ориентиров ■ Просвящение и гуманизация общества ■ Избавление от устаревших стереотипов, которые... I Снятие табу с обсуждения щекотливых тем I информирование общества о наличии проблем I

О

■ проценты

Рис. 6. Наиболее важные функции некоммерческой (социальной, имиджевой, политической) рекламы, % (допускалось несколько вариантов ответов)

По мнению респондентов, некоммерческая реклама несет в себе достаточно широкий функционал. В первую очередь она направляет свои возможности на просвещение, гуманизацию и информирование общества. Важным для молодежи является проблема стереотипов, табу, стимулирование активности, формирование общественных взглядов, мнения. То есть, по мнению этого поколения если не прямое, то косвенное влияние реклама будет и должна оказывать на формирование их мировоззрения [8].

Мировоззрение - это определенный взгляд на жизнь, это важная часть человеческого сознания. Это сложное взаимодействие множества элементов таких как мысли, чувства, знания, мнения, настроения, стремле-

ния, надежды и т.д. Все это основа понимания и принятия себя и окружающего мира. Что же думают наши респонденты, меняются ли их ценности под воздействием рекламы. На рисунке 7 это представлено наглядно.

Рис. 7. Изменение ценностей, убеждений, мнения и оценки человека под воздействием рекламы, %

Большая часть опрошенных молодых людей замечают, что реклама оказывает влияние на их убеждения, ценности, оценки и т.д. Следовательно, реклама прямым образом влияет на формирование стиля жизни студенческой молодежи. Из этого следует, что рекламодатели и рекламопро-изводители обязаны учитывать не только коммерческую функцию в своем контенте, но и нести развивающую, формирующую этические, эстетические и моральные принципы и ценности, определяющие поведение молодежи в общественной и частной жизнедеятельности.

Формированию каких ценностей способствует рекламный контент наглядно видно в таблице 2.

Таблица 2

Воздействие рекламы на формирование ценностных ориентаций личности (допускается несколько вариантов ответа)

Варианты ответов Процент

Образованность 39,0

Здоровье 39,0

Творчество 36,4

Свобода 35,6

Независимость 27,1

Богатство 26,3

Окончание табл. 2

Варианты ответов Процент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любовь 15,3

Привязанность к алкоголю и наркотическим веществам 10,2

Нарушение законов 9,3

Семья 1,7

Расточительство 0,8

Ничего 2,4

Не знаю 5,7

Примечание: сумма по столбцам превышает 100,0. т. к. при ответе на данный вопрос анкеты респонденты могли выбрать более одного варианта ответа

«Образованность», «творчество», «здоровье» и «свобода», эти понятия несет в себе современная реклама, по мнению молодых людей. Это положительные ориентиры, которые способствуют формированию здорового и сильного поколения. Данные ценностные ориентации формирует реклама по мнению более трети респондентов. Каждый четвертый респондент считает, что реклама формирует такие ценности как независимость и богатство (27,1 % и 26,3 % соответственно). Однако, как видно из опроса понятие семейственности (семьи), молодым поколением остается незамеченным (1,7 %). А семья является одним из важнейших институтов современного общества, так как именно семья поддерживает состояние стабильности в обществе.

Рисунок 8 демонстрирует распределение вариантов ответа на вопрос о совпадении в жизни и увиденных в рекламных роликах событиях. Человеческий мозг, отражая окружающую действительность, не делает различий между реальным и виртуальным и поэтому очень легко наше сознание попадает в «ловушку» искусственного мира (медиареальности). Непосвященному человеку возможности рекламного воздействия практически не известны, все что мы воспринимаем с экранов, баннеров, через гаджеты и т.д. фиксируется в нашем сознании как реально произошедшие с нами события, как наш жизненный опыт [9]. Это обусловлено также способностью рекламы выражать и предвосхищать социальные потребности, а также тем, что реклама продукт политического, экономического и идеологического выбора элиты. Создается мир «реальней самой реальности», СМИ зачастую становиться даже не творцом событий, а единственным инструментом его познания.

Затрудняюсь ответить

Нет такого никогда не было

Скорее нет, чем да

Скорее да, чем нет

Да, было такое

5 10 15 20 25 30 35

0

Рис. 8. «Бывало ли такое в Вашей жизни, что в определенно сложившейся ситуации, в Вашей памяти появлялась ранее увиденная реклама, с похожим разворотом событий?», %.

Большая часть опрошенных респондентов ответили утвердительно (31,4 %) и скорее да, чем нет (28 %). Вместе они составляют половину опрошенных молодых людей. Прямое воздействие рекламы на поведение и убеждение еще раз подтверждается.

Психологическое воздействие рекламы на личность нельзя недооценивать. Несомненно, есть такие молодые люди, которые считают, что на них влияния реклама никакого не имеет, многие считают себя знатоками рекламы, однако большая часть людей выбирает в магазине чаще тот продукт, который знаком (его видели неоднократно в рекламе) [10]. Основными методами, оказывающими влияние на психику человека, как на сознательном, так и на бессознательном уровне являются: метод убеждения, метод побуждения, метод внушения, метод гипноза, метод нейролингвисти-ческого программирования и т.д. [11]. Таким методам сложно противостоять, даже человеку, имеющему глубокие знания в этой области. Каким образом обстоит вопрос с изменением оценочных позиций относительно себя?. Ведь многие рекламные ролики демонстрируют нам абстрактные понятия успешности, идеальности, благополучия и далеко не все представители молодого поколения могут соответствовать «экранному» успеху. Меняет ли реклама мнение о себе? (рис.9)

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. 9. Динамика отношения к себе и окружающим под воздействием рекламы, %

В данном измерении респонденты разделились на две группы, одна половина утверждает, что на их отношение к себе и окружению реклама не повлияла, а другая, наоборот, замечает влияние рекламы. Можно предположить, что первая половина не чувствует прямого влияния на себя, но они не могут избежать косвенного воздействия. Вторая половина респондентов воспринимает рекламу как источник информации, помогающий определиться с формой поведения в различных ситуациях, выбрать социально-одобряемый образ или стиль жизни. И прямое и косвенное влияние психологических механизмов рекламы будет иметь влияние на мировоззренческие позиции студенческой молодежи [12].

Какие характеристики, максимально значимы из влияющих на мировоззрение личности? Следующий рисунок демонстрирует мнение студентов на этот счет (рис.10).

Информативная Социальная реклама Имиджевая реклама Политическая реклама реклама

■ Да ■ Скорее да, чем нет ■ Скорее нет, чем да ■ Нет ■ Затрудняюсь ответить

Рис. 10. Наиболее значимые характеристики рекламного контента, влияющие на мировоззрение личности, %

Достоверность рекламы является определяющим фактором того, как воспримется реклама адресатом по мнению 80 % опрошенных респондентов. Большое значение на восприятие имеет технологичность, информативность, актуальность и значимость в социуме. Это все характеристики, определяющие качество контента. Молодое поколение не бездумно потребляет информацию, оно выбирает и делает это осознанно.

В заключении исследования респондентам был задан вопрос: «Побуждает ли реклама их к действиям» (рис. 11.)

Рис. 11. Мотивация рекламы к деятельности, %

Информативная и социальная реклама несколько опережают имиджевую и политическую, но все виды рекламы выполняют свою миссию в полном объеме. Реклама воодушевляет, создает сильную мотивацию, формирует потребности, заставляет искать средства, способствующие удовлетворению этих потребностей.

Таким образом реклама один из основных источников формирования ценностных ориентаций для студенческой молодежи, тем самым она приобретает большое значение в жизнедеятельности молодежи и общества в целом. И если реклама взяла на себя социетальную функцию, то у современного общества есть возможность транслировать с ее помощью ценности здоровья, семьи, духовности, нравственности, культуры, все, что является основой продуктивного развития общества и социокультурных норм.

Список литературы

1. Балина О.Г., Саурбаева А.Р. Реклама в массмедиа как фактор влияния на ценностные установки современной молодежи // Современное педагогическое образование: императивы, трансформации, векторы развития. 2021. С. 72-77.

2.Толмачева С.В. Роль рекламы в формировании ценностных ориен-таций молодежи г. Тюмени // Фундаментальные исследования. 2013. № 114. С. 810-814.

3. Меркулов П.А., Алексеенок А.А., Леонова О.В., Михалев И.В. Молодежь региона в 2020-2021 гг. Научное издание. Информационно -социологический бюллетень. / Орел, 2021.

4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии: к итогам многолетних исследований. Москва, 2020.

5. Алексеенок А.А., Ряжская Т.В., Нилаева К.С., Цуканов Я.А. Информационный бюллетень социологической лаборатории. Орел, 2021. Том Выпуск 12. Возможность применения информационных технологий для исследования актуальных проблем современности. Результаты пилотажных социологических исследований, проведенных в социологической лаборатории апрель-май 2021г.

6. Буга А.В., Кудряшов В. С. Основные понятия рекламной деятельности в организации //JuvenisScientia. 2018. № 8. С. 9-12.

7. Федеральный закон № 38-Ф3 «О рекламе» от 13 марта 2006 года. URL: http : //www.consultant.ru/popular/advert/ (дата обращения 25.05.2022).

8. Король А.Н. Корпоративная (имиджевая) рекламакак коммуникационный инструментформирования имиджа и деловой репутации компании // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2017. № 4-5. С. 92-104.

9. Меркулов П.А., Каира Ю.В., Михалев И.В. Трансформация социальной структуры населения региона: состояние, тенденции, влияние на уровень социальной напряженности (на материалах Орловской области). Научная монография / Орел, 2021.

10. Развитие гражданского общества в регионах России / И. А. Бата-нина, А. А. Лаврикова, О. Е. Шумилова [и др.] ; Под общей редакцией И.А. Батаниной. - Тула : Тульский государственный университет, 2019. 253 с.

11. Алексеенок А.А., Каира Ю.В. Основные направления повышения политической активности населения // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. Вып. 3. С. 53-60.

12. Лыгина Н.И., Пьянова Н.В., Алекса Е.А. Психологическое воздействие рекламы на потребителей // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 3 (123) С.117-120

Каира Юрий Владимирович, канд. социол.наук доц., kaira r aramhler.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы.

Михалев Игорь Васильевич, канд. социол. наук доц., eforagsamail.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы.

Путилина Юлия Юрьевна, старший преподаватель,

yulia.putilina2011@,yandex.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы.

THE INFLUENCE OF ADVERTISING ON THE FORMATION OF THE WORLDVIEW OF STUDENTS

Yu.V. Kaira., I.V. Mikhalev, Yu.Y.Putilina

The article examines the role of advertising in the formation of the worldviews of students. The materials are based on the results of an empirical sociological study conducted in the Orel region on this issue. The study analyzes which types, in which places and how often young people encounter advertising, which type of advertising content young people pay more attention to, examines the attitude to advertising, the psychological impact of advertising on the values, beliefs, self-esteem of young people, the most important functions of noncommercial (social, image, political) advertising, the dynamics of attitudes towards oneself and others under the influence of advertising. It is summarized that advertising has assumed a societal function and is one of the main sources of formation of value orientations for students.

Keywords: youth, advertising content, sociological research, informative advertising, social advertising, image advertising, political advertising, worldviews, value orientations.

Kaira Yuri Vladimirovich, candidate of sociological sciences, associate professor, kaira raramhler.rH, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration.

Mikhalev Igor Vasilyevich, candidate of sociological sciences, associate professor, eforags@mail.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration,

Yulia Putilina, senior lecturer, vulia.putilina20llayandex.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.