Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
301
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / эмпирическое социологическое исследование / социологический анализ / студенческая молодежь / религиозные конфессии / люди с ограниченными возможностями здоровья / empirical sociological research / sociological analysis / tolerance / modern society / youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Комарова Марина Сергеевна, Нилаева Ксения Сергеевна, Алексеенок Анна Алексеевна

Проведен социологический анализ толерантности современной студенческой молодежи, под которой авторы понимают проявление терпимости к субъектам с отличным от основной массы людей социальным поведением. Именно толерантность раскрывает гармоничное взаимодействие между социальными группами, различными по своим культурам, внешнему виду, языку, верованиям и убеждениям. Основу работы составили результаты эмпирического социологического исследования, посвященного данной проблематике, проведенного на кафедре «Социологии и социальные технологии». В ходе проведенной работы были проанализированы отношения студенческой молодежи к представителям других национальностей, религиозных конфессий, людям с ограниченными возможностями здоровья. Авторы пришли к выводу, что именно молодежь является главным субъектом проявления толерантности, в связи с тем, что именно в этот возрастной период социализации человека, ему посредством социальных институтов закладывают те основы мировоззрения, которыми он будет руководствоваться в своей последующей жизнедеятельности. Резюмировано, что толерантность рассматривается как знание, которое приходит к человеку и накапливается в процессе его жизненного опыта и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Комарова Марина Сергеевна, Нилаева Ксения Сергеевна, Алексеенок Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF TOLERANCE OF MODERN STUDENTS

This article provides a sociological analysis of the level of tolerance of young people in modern society. The basis of the work was the results of an empirical sociological study devoted to this problem, conducted at the Department of Sociology and Social Technologies. In the course of the work carried out, it was revealed that it is the youth who is the main subject of the manifestation of tolerance, due to the fact that it is during this age period of human socialization that the norms of the worldview with which he will conduct his further life in society are laid under the means of social institutions. In accordance with the above, it was summarized that in modern society, the need to study and analyze the social and cultural prerequisites of tolerance increases every year, in this regard, the younger generation has the greatest influence on this process.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.346.32 001: 10.24412/2071-6141-2022-3-98-107

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

М.С. Комарова, К.С. Нилаева

Проведен социологический анализ толерантности современной студенческой молодежи, под которой авторы понимают проявление терпимости к субъектам с отличным от основной массы людей социальным поведением. Именно толерантность раскрывает гармоничное взаимодействие между социальными группами, различными по своим культурам, внешнему виду, языку, верованиям и убеждениям. Основу работы составили результаты эмпирического социологического исследования, посвященного данной проблематике, проведенного на кафедре «Социологии и социальные технологии». В ходе проведенной работы были проанализированы отношения студенческой молодежи к представителям других национальностей, религиозных конфессий, людям с ограниченными возможностями здоровья. Авторы пришли к выводу, что именно молодежь является главным субъектом проявления толерантности, в связи с тем, что именно в этот возрастной период социализации человека, ему посредством социальных институтов закладывают те основы мировоззрения, которыми он будет руководствоваться в своей последующей жизнедеятельности. Резюмировано, что толерантность рассматривается как знание, которое приходит к человеку и накапливается в процессе его жизненного опыта и воспитания.

Ключевые слова: толерантность, эмпирическое социологическое исследование, социологический анализ, студенческая молодежь, религиозные конфессии, люди с ограниченными возможностями здоровья.

Толерантность - это терпимость человека к другим людям, отличным по тем или иным параметрам от большинства. Так же данное понятие закладывает в себе возможность для человека быть различным, особенным в гражданском обществе, в котором он ведет свою жизнедеятельность. Проблема толерантности была актуально всегда, а в настоящее время она только набирает еще большие обороты, особенно для российского общества, в силу его многонационального состава [4].

Именно толерантность раскрывает гармоничное взаимодействие между социальными группами, различными по своим культурам, внешнему виду, языку, верованиям и убеждениям. Именно это и дало ученым возможность рассматривать толерантность как знание, которое приходит к человеку и накапливается в процессе его жизненного опыта и воспитания.

В современном обществе стоит острая необходимость в изучении и анализе социальных и культурных предпосылок толерантности, это связано с интенсивной интеграцией российского общества в мировое сообщество и снижением согласия в социальной жизни [1]. Поэтому справедливо полагать, что прогресс современного общества зависит и от уровня толерантности его индивидов.

Толерантное отношение, как правило, формируется еще в дошкольном возрасте, и в наибольшей степени зависит от правильного воспитания. В студенческом возрасте молодежь продолжает формировать толерант-

ность, однако, уже в большей степени, самостоятельно. Зачастую у студенческой молодежи отсутствуют сдерживающие ценности, такие как семья, работа, и данная категория наиболее подвержена заражению радикальными настроениями, а уровень образования позволяет сформировать грамотные обоснования такому поведению [11].

Толерантный человек отличается пониманием, сочувствием и доброжелательностью по отношению к людям, в чем-то не похожим на него самого. Толерантность - это многоаспектное понятие, однако не все эти аспекты разработаны в достаточной мере полно.

Актуальность изучения толерантности так же объясняется ростом нетерпимости, вызванным резким расслоением мирового сообщества в экономической, политической, социальной и других сферах нашей жизнедеятельности; острой ситуацией в межнациональных отношениях. Молодое поколение является одной из наиболее важных возрастных социальных групп, так как, постепенно вливаясь в деятельность общественных процессов, данная группа принимает активное участие в их регулировании, а также интегрирует накопленные знания и умения в формирование новых социальных категорий. От данной возрастной группы зависит дальнейшее развитие государства и общества в целом [3]. Следует заметить, что именно молодёжь является главным субъектом проявления толерантности. Так как именно в этот период социализации человека ему посредством социальных институтов закладывают те нормы мировоззрения, с которыми он будет вести дальнейшую жизнь в обществе.

В современной социологической науке исследованием молодежной проблематики в целом и толерантности в частности занимаются такие ученые как Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Зубок Ю.А., Чупров В.И., Меркулов П.А., Ба-танина И.А., Алексеенок А.А., Леонова О.В., Михалев И.В., Каира Ю.В., Игнатова Т.В. и др. [3,6,7,2,1,4,9,]

В данной связи особо актуальными становятся вопросы, связанные с выявлением уровня толерантности молодых людей на современном этапе развития общества, которые были заданы респондентам в рамках социологического исследования «Социологический анализ толерантности современной студенческой молодёжи». Метод исследования - массовый опрос населения с использованием сервиса Googte Forms. Исследование проводилось в мае 2021 г. Общий объем выборки - 389 человек, обучающихся в вузах г. Орла. Выборка многоступенчатая, случайная, бесповторная, по половозрастной структуре молодёжи г. Орла [2].

По данным проведенного исследования, было выявлено, что около половины студентов определяют «толерантность» как терпимость и снисходительность - 47 %, четверть студентов связывает данное понятие с уважением - 23 %, и 15 % студентов считают, что толерантность связана с воспитанием, а каждый десятый респондент определяет толерантность как «принятие». Среди тех, кто выбрал «другое» наблюдались такие варианты ответов как, уступчивость, солидарность и равное отношение. Исходя из

предложенных данных, можно сделать вывод, о том, что студенты вкладывают в данное понятие исключительно положительный смысл (табл. 1).

Таблица 1

Понятие толерантности (в % общего числа опрошенных)

Понятие толерантности %

Терпимость, снисходительность 47

Уважение 23

Воспитание 15

Принятие 10

Другое 5

В то же время понятие толерантность не является тождественным понятию терпимость. Анализ понятия «терпимость», определяемого мыслителями античности, Средневековья, эпохи Просвещения, Новейшей истории показывает, что основными компонентами ее понимания являются способность преодоления личных страданий, устойчивость к земным наслаждениям, беспристрастность, сдержанность, противостояние импульсивности, насилию в обществе; саморефлексия, уважение, благожелательность, сочувствие (симпатия), готовность к сотрудничеству и к поиску компромиссов с действительностью для достижения своих потребностей и желаний. Все это сочетается с пониманием идеи о самосохранении, всеобщем равновесии лишь на основе терпимости [9].

Следующий вопрос касался самоопределения толерантности (рис. 1).

Рис. 1. Самооценка толерантности (в % от общего числа опрошенных)

Было установлено, что абсолютное большинство респондентов -92,7 %, считают себя толерантными в той или иной степени, противоположное мнение выразили лишь 4 % студентов. Из этого можно сделать вывод, что студенческая молодежь является одной из наиболее толерантных социальных групп.

Для того, чтобы определить уровень толерантного воспитания студенческой молодёжи, был задан вопрос о том, как они поведут себя, если столкнуться с мнением, с которым не согласны (рис. 2).

27,8

43,3

17,8

I

Остаиваю Не принимаю, собственное другую точку мнение, отрицаю зрения, не чужое отстаиваю

собственную

4,3

Вступаю в дисскуссию, стараюсь навязать собственное мнение

Стараюсь понять и делаю попытки к

взаимодействию

6,8

другое

Рис. 2. Реакция на противоположное мнение (в % от общего числа опрошенных)

Результаты получились следующие: большинство студентов (43,3 %) в данной ситуации пытаются понять и делают попытки к взаимодействию, тем самым показывая свое высокое толерантное воспитание, 27,8 % респондентов принимают позицию нейтралитета, не отстаивая собственное мнение и не принимая чужое. В то же время пятая часть респондентов готова активно отстаивать собственную точку зрения (17,8 % студентов не принимают чужое мнение, отстаивая собственное, а 4,3 % вступают в дискуссию, стараясь навязать собственное мнение).

Однако можно сделать вывод о том, что степень толерантности студентов является относительно высокой, поскольку большая часть опрошенных лояльно относится к противоположной точке зрения.

В современной науке принято выделять несколько видов толерантности:

- этническая (межнациональная) толерантность;

- религиозная толерантность;

- толерантное отношение к людям с ОВЗ.

- толерантное отношение к представителям нетрадиционной ориентации.

Именно данные аспекты будут проанализированы в настоящем исследовании.

В современном обществе ярко выделяется проблема отношений между различными национальными группами. В особенности актуален данный вопрос в регионах с большой плотностью различных народностей. Ведь находясь на единой территории, люди обязаны уживаться с различными традициями и обычаями, порой совершенно противоречащими друг другу. Различие менталитетов и мировоззренческих установок национальных групп часто приводят к разнообразным противоречиям и конфликтам. Данные явления не только разрушают микроклимат определенного общества, негативно влияют на социальное единство населения, но и грозят появлением в социуме этноцентричных и даже националистических взглядов [5]. Поэтому существует необходимость в анализе межнациональных отношений, в особенности среди молодых людей. Это можно объяснить тем, что именно молодое поколение склонно к проявлению наибольшей степени агрессии в сторону людей иной национальности в силу собственного максималистского мышления, не до конца сформировавшейся гражданской позиции и, возможно, стереотипизации, присутствующей в молодежной среде [10].

В связи с вышесказанным, следует констатировать, что проблема межэтнической толерантности является одной из самых актуальных в многонациональной России и, несмотря на то, что абсолютное большинство опрошенных считают себя толерантными людьми, она касается, прежде всего, студенческой молодежи (табл. 2).

Таблица 2

Толерантность к представителям других национальностей (в % от общего числа опрошенных)

Мнения %

Нет плохих национальностей, есть плохие люди 40

Не делю людей на национальности 23,9

Да, есть такие национальности 18,9

В отдельных национальностях процент опасных людей выше 17,2

В ходе исследования было установлено, что почти две трети студентов проявляют толерантное отношение к представителям других национальностей. Так, для чуть менее половины респондентов «не существует плохих национальностей, а есть плохие люди». Данный вариант ответа

поддержали 40 % респондентов. Так же 23,9 % студентов ответили, что не делят людей по национальному признаку. В то же время тот факт, что чуть более трети студентов (36,1 %) не являются толерантными к представителям других национальностей, является достаточно тревожным.

Еще одним важным аспектом проявления толерантности студенческой молодёжи является отношение к различным религиозным конфессиям, поскольку религия является составной частью отношений между представителями различных народов. Для того, чтобы выявить отношение студентов к самой религии, был задан вопрос: «Каково Ваше отношение к религии?» (рис. 3).

Я агностик и религия мне безразлична

Я являюсь верующим человеком и моя религия меня полностью устраивает

Я атеист

Затрудняюсь ответить

Рис. 3. Отношение к религии (в % от общего числа опрошенных)

На рисунке продемонстрировано, что студенческую молодежь нельзя отнести к верующей прослойке населения. Лишь немногим более половины респондентов считают себя верующими людьми согласными с основными религиозными догмами (58,2 %). Остальные считают себя агностиками и атеистами (23,6 % и 12,7 % соответственно). Каждый пятый представитель студенческой молодежи не может высказать определенного мнения поданному вопросу.

Религиозный вопрос, как и национальный, является одним из наиболее остро стоящих на сегодняшний день. Проблема религиозной толерантности является весьма актуальной, поскольку она связана с изменениями в современном мире, характеризуемыми быстрым перемещением религиозных меньшинств, миграций на региональном и локальном уровнях, а также различными межконфессиональными отношениями [7-8]. Для вы-

явления степени религиозной толерантности молодого населения России, респондентам был задан вопрос об их отношении к другим религиям (рис. 4).

49,7

38,9

Признаю свою религию, нейтрален к другим

Не отношусь ни к одной, нейтрален к верующим

5,4

Религия мешает людям мирно существовать

Затрудняюсь ответить

6

Рис. 4. Отношение к религиозным конфессиям (в % от общего числа опрошенных)

Результаты, представленные на рис. 4 во многом коррелируют с предыдущими данными. Несмотря на то, что сами студенты верующими не являются, они достаточно толерантны к конфессиональным принадлежностям населения. Лишь каждый пятый респондент считает, что религия может служить причиной конфликтов и разногласий (5,4 %).

Еще одна составляющая толерантного отношения в обществе - толерантность по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отношение респондентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья представлен в таблице 3.

Таблица 3

Отношение к людям с ОВЗ (в % от общего числа опрошенных)

Тип отношения %

С жалостью 45,5

Как к равным 34,5

С пренебрежением 10,9

С раздражением 1,8

Другое 7,3

Ответы респондентов на данный вопрос распределились следующим образом. Третья часть респондентов относится к данной категории населения как к равным (34,5 %). Данное отношение наиболее оптимально для лиц с ОВЗ и позволяет им почувствовать себя равноправными членами социума несмотря на определенные ограничения, связанные со здоровьем и физическими возможностями. Около половины студенческой молодежи (45,5 %) проявляют сочувствие к данным людям. В то же время достаточно негативно выглядит тот факт, что с пренебрежением к ним относится 10,9 % респондентов, а с раздражением 1,8 %.

Помимо толерантного отношения к другим национальностям и религиозным предпочтениям человека, а также толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья, существует также толерантность по отношению к людям нетрадиционной ориентации. Исходя из того, что пропаганда нетрадиционных отношений набирает все большую популярность во всем мире особенно среди молодежи, целью следующего вопроса было определить отношение студентов к представителям нетрадиционной ориентации.

Результаты исследования показали, что россияне не готовы жить рядом с представителями нетрадиционной ориентации. Даже среди такой толерантной группы как студенческая молодежь данный тип отклоняющегося поведения поддержали менее пятой части респондентов (18,2 %). В то время как отрицательно к ним относятся чуть менее половины респондентов - 39,9 %.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что межэтническая толерантность, религиозная толерантность и толерантность по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья находится на достаточно высоком уровне, а вот нетрадиционные меньшинства не находят поддержки и одобрения среди студенческой молодежи.

Толерантность студенческая молодёжь определяет для себя как терпимость и солидарность. Степень толерантности студентов является относительно высокой, поскольку большая часть опрошенных лояльно относится к противоположной точке зрения. Этническая принадлежность для студенческой молодёжи не является причиной плохих отношений между людьми, а межэтнические браки большинство студентов считают приемлемой и частой практикой [6].

Религиозная толерантность студенческой молодёжи находится на достаточно высоком уровне, это подтверждается непредвзятым отношением студентов к различным религиям, и уважением собственной религии.

Студенческая молодёжь в большей степени положительно относится к людям с ограниченными возможностями здоровья и полагает, что к таким людям нужно относиться как к равным, а обучение таких людей должно проходить совместно с обычными людьми.

Из сказанного выше следует, что толерантность в России находится на достаточно высоком уровне, однако толерантность к представителям нетрадиционной ориентации не сформирована до конца, следовательно,

необходимо констатировать, что толерантность современной студенческой молодежи находится на достаточно высоком уровне, однако требует формирования системы терпимого отношения современной молодежи к иным социальным группам.

Список литературы

1. Развитие гражданского общества в регионах России. Батанина И.А., Лаврикова А.А., Шумилова О.Е., Старостин А.М., Понеделков А.В., Швец Л.Г., Алексеёнок А.А., Киняшева Ю.Б., Гурова И.Г., Муращенков С.В., Есина Т.А., Бочарова О.Е., Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н., Ваховский А.М., Павлютенкова М.Ю., Баранова Г.В., Каира Ю.В., Гоголева Е.Н. и др. Тула, 2019.

2. Молодежь региона в 2020-2021 гг. : научное издание. Информационно-социологический бюллетень. / П. А. Меркулов, А. А. Алексеенок, О. В. Леонова, И. В. Михалев. Орел : Среднерусский институт управления -филиал РАНХиГС, 2021. 148 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии: к итогам многолетних исследований. Москва, 2020.

4. Меркулов П.А., Елисеев А.Л., Цыбаков Д.Л. Патриотическое воспитание в контексте реализации государственной молодежной политики в современной России: проблемы и современные приоритеты // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. №3 (44). С. 106-110.

5. Информационный бюллетень социологической лаборатории / П. А. Меркулов, А. А. Алексеенок, О. В. Леонова, И. В. Михалев. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. 136 с.

6. Зубок Ю.А., Чупров В.И., Любутов А.С., Сорокин О.В. Жизненные позиции молодёжи: смысловые основания формирования // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 3. С. 79-98.

7. Зубок Ю.А. Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. №3(157). С. 4-12.

8. Батанина И.А., Константинова Л.А. Социальная дистанция через призму религиозных установок молодежи // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 2. С. 223-229.

9. Каира Ю.В., Колмогоров Е.В. Социальная напряженность в молодежной среде: социологический анализ // В сборнике: Социологический альманах. материалы XIII Орловских социологических чтений. Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС; Орловское отделение Российского общества социологов. Орел, 2021. С. 191-197.

10. Меркулов П.А., Социальное самочувствие молодежи Орловской области // Трансформация ценностных ориентаций в современном обществе. В 2 т. Орел., 2015. С. 60-73

11. Информационный бюллетень социологической лаборатории / А. А. Алексеенок, Т. В. Ряжская, К. С. Нилаева, Я. А. Цуканов. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. 154 с.

12. Каира Ю.В., Михалев И.В., Путилина Ю.Ю. Влияние рекламы на формирование мировоззрения студенческой молодежи // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 112-126.

Комарова Марина Сергеевна, соискатель, komarova-marina87@mail.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы.

Нилаева Ксения Сергеевна, аспирант, nilaeva98@mail.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

Алексеенок Анна Алексеевна, научный руководитель, д-р социол. наук, проф., alekseenok-aa@yandex.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF TOLERANCE OF MODERN STUDENTS

M.S. Komarova, K.S. Nilaeva

This article provides a sociological analysis of the level of tolerance of young people in modern society. The basis of the work was the results of an empirical sociological study devoted to this problem, conducted at the Department of Sociology and Social Technologies. In the course of the work carried out, it was revealed that it is the youth who is the main subject of the manifestation of tolerance, due to the fact that it is during this age period of human socialization that the norms of the worldview with which he will conduct his further life in society are laid under the means of social institutions. In accordance with the above, it was summarized that in modern society, the need to study and analyze the social and cultural prerequisites of tolerance increases every year, in this regard, the younger generation has the greatest influence on this process.

Keywords: empirical sociological research, sociological analysis, tolerance, modern society, youth.

KomarovaMarina Sergeevna, applicant, komarova-marina87@mail.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration,

Nelaeva Ksenia Sergeevna, postgraduate, nilaeva98@mail.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration

Alekseyenok Anna Alekseevna, scientific supervisor, doctor of sociological sciences, professor, alekseenok-aa@yandex.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.