Научная статья на тему 'Специфика подхода СМИ к материалам криминальной проблематики'

Специфика подхода СМИ к материалам криминальной проблематики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1708
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / КРИМИНОГЕННЫЙ ЭФФЕКТ / CRIMINOGENIC EFFECTS / СМИ / MASS-MEDIA / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / CRIMINAL SUBCULTURE / КУЛЬТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ / CULT OF VIOLENCE AND CRUELTY / ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ПРЕСТУПНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ / TOLERANCE IN RELATION TO CRIMINAL MANIFESTATIONS / ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ / FORMATION OF AGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клочкова А. В.

Статья обобщает результаты длящегося криминологического исследования негативного влияния печатных периодических изданий на массовое сознание, в первую очередь сознание молодежи. Анализируется специфика подачи материалов криминальной проблематики и результаты их воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the media approach to the materials of the criminal problems

The article summarizes the results of continuous criminological surveys of mass media negative influence on public consciousness and above all the consciousness of young people. We analyze specific media approach to presentation of materials on criminal themes.

Текст научной работы на тему «Специфика подхода СМИ к материалам криминальной проблематики»

ВЕСТн. МОСК. ун-ТА. СЕр. 11. ПрАВО. 2012. № 2

право и социология

А.в. Клочкова, кандидат социологических наук, зав. лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ*

специфика подхода сми к материалам криминальной проблематики

Статья обобщает результаты длящегося криминологического исследования негативного влияния печатных периодических изданий на массовое сознание, в первую очередь сознание молодежи. Анализируется специфика подачи материалов криминальной проблематики и результаты их воздействия.

Ключевые слова: правосознание; криминогенный эффект; СМИ; криминальная субкультура; культ насилия и жестокости; толерантность в отношении преступных проявлений; формирование агрессивности.

The article summarizes the results of continuous criminological surveys of mass media negative influence on public consciousness and above all the consciousness of young people. We analyze specific media approach to presentation of materials on criminal themes.

Keywords: legal consciousness; criminogenic effects; mass-media; criminal subculture; cult of violence and cruelty; tolerance in relation to criminal manifestations; formation of agressiveness.

По мере развития средств массовой информации роль и значение информационной среды обитания современного человека постоянно возрастает. Информационная среда влияет на формирование и функционирование человеческой личности, на духовное, нравственное, интеллектуальное и психическое развитие индивидуума. Спецификой современной эпохи является доминирование влияния массовой коммуникации при помощи современных технологий над иными факторами социализации молодежи. Именно поэтому проблемы деструктивного, «загрязненного» информационного поля жизнедеятельности и его влияния на становление личности в эпоху глобализации заслуживают особого внимания.

Коммерциализация средств массовой информации и конкурентная борьба за рейтинг предполагают использование определенных способов и приемов в процессе расширения читательской аудитории и повышения читательского интереса к публикуемым материалам. Печатная пресса декларирует опору на документализм как творческий

* a.klotchkova@rambler.ru

метод, а газетная статья призвана культивировать у аудитории навык рациональной рефлексии происходящих событий. При этом очевидно, что при отборе тем для публикации редакторы руководствуются либо коммерческим интересом, либо политическим заказом, опираясь на запросы рынка информации. Основная проблема не в том, что нам сообщает пресса, телевидение или электронные СМИ, а в том, как это подается, с каким подтекстом. Иными словами, редакция решает согласно своему видению, какие факты действительности заслуживают внимания и каким именно образом отражать каждое конкретное событие. На аудиторию оказывают прямое воздействие не только количество информации по определенной проблематике, но и ее качественные характеристики (характер, манера изложения и способ подачи материала). Журналистская интерпретация каждой конкретной ситуации, заслуживающей общественного внимания, в средствах массовой информации может частично или даже полностью не соответствовать фактическим обстоятельствам произошедшего события. Спецификой манипулятивного информирования, как правильно отмечено Г.В. Грачевым и И.К. Мельником, является то, что, «предлагая слушателям или читателям вынести свое собственное суждение, СМИ создают лишь иллюзию независимости, объективности, возможности выбора из различных точек зрения и опоры на мнение аудитории»1. Происходит целенаправленное формирование либо навязывание определенной точки зрения относительно оценки того или иного события или явления.

Таким образом, современный молодой человек воспринимает окружающую действительность через осмысление уже готового, определенным способом поданного информационного продукта с авторскими оценками. Далее информация масс-медиа пропускается через собственное сознание индивида, уже деформированное навязанными штампами, внедренными стереотипами и нивелированными нравственными ценностями и традициями. Вся информация, которую аудитория черпает из масс-медиа, является как минимум дважды опосредованной, т.е. прошедшей, во-первых, через сознание журналистов (и сопровождаемая их комментариями) и, во-вторых, через индивидуальное сознание. Таким образом, постоянное потребление печатного продукта определенной направленности в той или иной степени меняет представление об обществе, в котором мы живем, формирует иное восприятие действительности. Естественно, данный процесс в каждом отдельном случае имеет разный уровень интенсивности влияния, зависящий от индивидуальных особенностей реципиента: уровня интеллектуального, духовного развития, потребностей, интересов, ценностно-нормативных ориентаций и т.д.

1 Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 1999. С. 86.

При этом средства массовой информации, в частности пресса, не только и не столько отражают спрос на определенный информационный продукт, а создают его, целенаправленно подогревая к нему интерес при помощи использования определенных методов и приемов привлечения читательской аудитории. В данном случае не только спрос рождает предложение, но и настойчивое журналистское предложение, зачастую просто навязывание определенных выводов, мнений, установок формируют читательский спрос. Спрос на свою информационную продукцию поддерживается редакциями путем распространения предложений в виде определенного вида информации, кумулятивного эффекта от их множественного повторения, привыкания аудитории к данному продукту. В большинстве своем статьи, связанные с криминальной тематикой, являются короткими заметками, для прочтения которых не требуется много времени и особого умственного напряжения. Многократно тиражируемые даже в непрофильных средствах массовой информации сведения об одном и том же происшествии (преступлении) создает путем суммирования в сознании читателя впечатление о повсеместности преступных проявлений, а главное — безысходности создавшейся ситуации в обществе, когда преступность проникла во все сферы жизни.

Чтобы повысить свой рейтинг в битве за аудиторию, необходимо завоевать ее доверие и для этого основная часть материала должна быть относительно достоверной и желаемой. Такой редакторский подход снимает недоверие читателей к данному печатному изданию. «Настороженность постепенно разрушается достоверными сведениями, сообщением фактических данных, явно правдивых и в то же время нейтральных. Происходит снятие психологического барьера недоверия, который является одним из естественных способов психологической защиты личности от манипулятивного воздействия со стороны незнакомых источников информации»2. После того как аудитория завоевана, использование достоверных данных в погоне за сенсацией может отойти на второй план.

Многофункциональная деятельность средств массовой информации, и в первую очередь телевидения и печати, направлена на эксплуатацию социально-биологических потребностей аудитории: гедонистических, сексуальных, потребностей в разрядке, материальном достатке и т.д. Акцентируя внимание на жестоких насильственных преступлениях, по сути рекламируя сексуальную и нравственную распущенность, клиническую и социальную патологию, превознося власть и всесилие чистогана, открыто демонстрируя силу, влияние и возможности преступного мира, средства массовой информации играют далеко не последнюю роль в процессе криминализации обыденного сознания.

В рамках данной статьи обобщены результаты длящегося изуче-

2 Там же.

ния специфики подачи материалов криминальной проблематики периодическими печатными изданиями3. Целью данного социолого-криминологического исследования является определение вектора воздействия масс-медиа как на индивидуальное, так и на общественное сознание посредством предлагаемых читательской аудитории публикаций, связанных с описанием преступных проявлений в жизни общества. Необходимо отметить, что материалы криминального характера как появлялись, так и появляются достаточно часто, что свидетельствует об актуальности проблемы и востребованности данной проблематики у читателей периодических изданий. Сплошное изучение на первом этапе исследования материалов таких периодических изданий, как «АиФ», «Известия», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Российская газета», «Мегаполис-Экспресс», «Криминальная хроника», в течение 2—3 месяцев 1998 г. позволило сделать вышеизложенные выводы4.

Помимо изучения прессы в исследовании применялся метод анкетного опроса студенческой молодежи, что позволило подтвердить гипотезу о негативном социально-психологическом влиянии СМИ на большинство опрошенных. По полученным данным, пропаганда культа насилия и жестокости средствами массовой информации является одной из важных составляющих негативного воздействия на формирование правосознания молодежи, психическое состояние подрастающего поколения на фоне тенденции роста криминальной активности несовершеннолетних. В числе социальных факторов, оказывающих влияние на криминальную ситуацию современной россии, более 60% опрошенной нами студенческой молодежи указали распространение СМИ материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости5. Через пять лет (2003 г.) 26,8% респондентов отметили, что процесс распространения средствами массовой информации материалов, пропагандирующих насилие, жестокость и сексуальную распущенность, имеет тенденцию к ухудшению, а 40,9% — охарактеризовали данный процесс как «катастрофический»6. На третьем этапе

3 Длящееся изучение криминогенных эффектов СМИ включает качественный и количественный анализ периодических изданий и опрос студентов МГУ имени М.В. Ломоносова. Исследование проводилось в несколько этапов: 1998 г., 2003 г., 2007 г., 2010-2011 гг.

4 См.: Клочкова А.В., Пристанская О.В. Информационные предпосылки криминализации общественного сознания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. 1999. № 2.

5 Изучение правосознания учащейся молодежи проведено лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с Академией Генеральной прокуратуры. В ходе исследования было опрошено 675 студентов 2 и 4 курсов 17 факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова, в том числе 74 учащихся юридического факультета МГУ.

6 На втором этапе исследования (2003) выборка составила 510 студентов МГУ имени М.В. Ломоносова, МГПУ, Государственной классической академии имени Май-монида.

исследования (2007—2008 гг.), по мнению 36,5% опрошенных, пропаганда насилия, агрессии и жестокости имеет тенденцию к росту; 31,1% респондентов считают, что данный процесс приобрел «катастрофический» характер7. Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодые люди не только ощущают негативный эффект СМИ, но за десятилетний период исследования данное восприятие молодежи лишь усилилось. К 2008 г. двое из троих опрошенных студентов выделили распространение средствами массовой информации материалов, пропагандирующих насилие, жестокость, как одно из наиболее негативных социальных явлений в стране, имеющее тенденцию к росту с возможными катастрофическими последствиями.

На вопрос о том, какие чувства вызывает у самих респондентов и их окружения публикации и передачи средств массовой информации, посвященные проблемам преступности и отклоняющегося поведения, студенты МГУ имени М.В. Ломоносова дали следующие ответы:

исследования Ответ 1998 2003 (%) 2008 (%)

1. Вызывают ощущение страха у двух из трех опрошенных 70,4 48,7

2. Порождает злость, раздражение и агрессивность у каждого второго 60,0 71,9

3. Побуждает к насилию и жестокости к окружающим у каждого пятого 52,4 69,2

4. Способствуют росту толерантности в отношении преступности и девиантного поведения 37,1 74,7

Как видно из представленной таблицы, чувство страха у молодежи, вызываемое материалами СМИ, связанными с криминальной проблематикой, нарастало с первого по второй этап исследования, однако к третьему этапу существенно снизилось (на 22%). В то же время, по мнению опрошенных молодых людей, зафиксирован рост толерантности в отношении преступных проявлений (более чем на 30% за 5 лет). Полученные данные свидетельствуют о том, что на смену процессу «драматизации зла» при активном участии СМИ пришел процесс «нивелирования зла», способствующий формированию душевной черствости и невосприимчивости к чужим страданиям.

Закономерным следствием непрерывного потока информации, содержащей сведения о происходящих насилии и проявлениях жестокости, является восприятие аудиторией подобных фактов как обыденных и привычных, происходящих повсеместно, как неотъемлемых признаков нашего времени и общества. Если часть населения все еще испытывает состояние стресса от тщательного выписывания журна-

7 В 2008 г. выборка составила 938 обучающихся 16 факультетов МГУ.

листами деталей криминальных событий, связанных с проявлением жестокости и насилия, то другая его часть, напротив, привыкла к подобным эффектам средств массовой информации, терпимее стала относиться к любым преступным проявлениям, в том числе и к жестоким расправам над личностью. Привыкание, равнодушие к насилию свидетельствуют об очерствении души, неспособности к сопереживанию, нивелированию ценности человеческой жизни и, следовательно, изменению ценностно-нормативных установок на уровне общественного сознания. Как справедливо отметил С.Н. Ениколопов, «культурное насилие ведет к тому, что все другие проявления насилия начинают выглядеть и восприниматься как справедливое или, во всяком случае, не дурное дело. Можно установить каузальную связь от культурного через структурное к прямому насилию. Это те случаи, когда культура, в том числе и СМИ, проповедуют, учат, заставляют рассматривать агрессию, эксплуатацию и репрессии в качестве нормальных и естественных явлений или не замечать их вовсе»8.

Таким образом, одну часть молодых людей, более эмоциональных и восприимчивых, подобная информация травмирует и сенсибилизирует (такая реакция наиболее характерна для лиц с неустойчивой психикой, включая подростков), другую часть — десенсибилизирует, ожесточает, вызывает равнодушие к проявлениям несправедливости, насилия и жестокости, культивирует развитие цинизма.

Смакование проявлений жестокости преступниками, а также демонстрация насильственных методов разрешения конфликтных жизненных ситуаций на телеэкране и в печати приводят к формированию агрессивности в сознании молодых людей. При помощи СМИ закладывается убеждение, особенно пагубное для подрастающего поколения, что в социально-бытовых спорных ситуациях предпочтение отдается «более результативным» насильственным методам разрешения конфликта. Проявление агрессии положительным героем во имя справедливости имеет еще больший отрицательный эффект.

результаты исследования свидетельствуют о том, что по нарастающей в обществе идет процесс возрастания озлобленности, раздражения и агрессивности населения в лице молодежи. Средства массовой информации не только порождают негативные эмоции, но и способствуют возникновению негативных побуждений. Если в конце предыдущего века каждый второй из числа студентов отметил, что материалы СМИ порождали у них злость, раздражение и агрессивность, а каждого пятого побуждали к антиобщественным актам поведения по отношению к окружающим, то к 2008 г. соответствующее влияние материалов криминальной проблематики оказывало уже более чем на

8 Ениколопов С.Н. Средства массовой коммуникации и насилие. Проблемы ме-диапсихологии. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития», Москва, 2001. М. , 2002.

две трети опрошенных. Более того, большинство молодых людей считают, что указанные публикации могут служить образцом для подражания, формировать готовность к совершению преступлений (59,7%).

Многочисленные криминологические исследования как в России, так и за рубежом свидетельствуют о том, что чем чаще ребенок или молодой человек сталкивается с фактами насилия в средствах массовой информации (особенно на телеэкране), тем быстрее у него формируется установка на агрессивное поведение в жизни, закладывается прочный фундамент для закрепления агрессии в характере и проявлении ее во взрослой жизни. Л.М. Барденштейн и Ю.Б. Можгинский высказали твердое мнение о том, что одним из важнейших социальных звеньев формирования агрессии у детей и подростков является влияние средств массовой информации9.

На втором этапе исследования (2003 г.) в течение месяца изучались публикации следующих популярных изданий: «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Российская газета», «Мегаполис-Новости», «Жизнь», «Криминал». Количественный анализ показал, что за 30-дневный период только в указанных источниках опубликованы 198 публикаций, демонстрирующих физическое насилие, 36 — сексуальное, 13 — психологическое; в 12 публикациях описывались акты самоубийств (психическая агрессия), в 19 — присутствовала угроза насилия и жестокости. В 92 статьях внимание акцентировалось на самом процессе совершения насилия, а в 86 — показаны результаты его применения (ранения, смерть, телесные повреждения). Таким образом, 456 публикаций, демонстрирующих и пропагандирующих насилие и жестокость, было отмечено в 6 изданиях за 30-тидневный срок исследования или по 76 в среднем в каждом издании за месяц.

В качестве объектов исследования на третьем этапе исследования в 2007 г. выступали газеты: «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Российская газета», «Криминал», «Комсомольская правда», «Твой день», «Жизнь за всю неделю». Из 400 исследованных публикаций криминальной тематики в виде сообщений о совершенных преступлениях практически в каждой имеет место описание способа совершения преступления, использовавшихся орудий преступления, характер полученных повреждений и т.д.

При подаче информационного материала используются приемы, стимулирующие социально-стрессовое воздействие даже на взрослое население, не говоря уже о молодых людях и подростках с еще не сформированной психикой. Одним из способов демонстрации насилия и жестокости служат натуралистические изображения, описания процесса и подробностей убийств, пыток, истязаний, насильственных действий сексуального характера и иных действий, причиняющих

9 См.: Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. Российский психиатрический журнал. 2000. Вып.З. С. 48—51.

мучения и страдания человеку или животному. В 50 статьях, посвященных убийствам и изнасилованиям, очень подробно и натуралистично описаны акты совершенного насилия, изувеченные трупы, детализированы нанесенные травмы и повреждения. Около 40% из них посвящены случаям убийства и насилия над детьми.

Постоянное муссирование негативных аспектов реальности («жизнь человека в России не стоит ничего, и статистика жестоких преступлений против личности с каждым годом только растет»10) может стать источником психологического дискомфорта читательской аудитории, не говоря уже о демонстрации социально-патологических форм поведения, эксплуатации шоковых, эмоционально-воздействующих подробностей криминальных событий. Например, подробное описание кровавой картины убийства: «.. .маньяк напал на девочек. Сзади ударил ножом, после чего жестоко надругался над семиклассницами. Потом негодяй устроил зверскую пытку — привязал школьниц к дереву и начал резать их ножом, избивать, душить.»11. Результатом подачи кровавых деталей совершения преступлений в средствах массовой информации является запугивание потребителя информационного продукта, стимулирование страха стать жертвой насильственных действий. У родителей несовершеннолетних детей не может не появиться чувства страха и опасности от подобных заголовков ведущих изданий СМИ: «Российские дети — идеальная жертва для маньяков»12 или «Маньяки открыли охоту на детей»13. Так в обществе создается атмосфера тревожности, паники и безысходности.

Специальным приемом привлечения внимания читателя являются «сенсационные», завлекающие заголовки статей. Акцент делается, как правило, на краткость, двусмысленность фразы или ерническое перефразирование устоявшихся выражений: «Дети в пакете»14, «Крымские людоеды или ужин из печени»15, «Буйство горячей ночи», «Кровавая оргия»16. Приведем некоторые из наиболее характерных заголовков статей, использовавшихся при анализе прессы на последнем этапе исследования: «Волгоградка заказала киллерам родную мать и брата за 1миллион 200 тысяч рублей»17; «Доктор насиловал подростков из-за лекарств»18; «Педофил из "Справедливой России"»19; «Житель Зеленограда транслировал в Интернете порнографию с участием своей

10 Аргументы и факты. 2007. Март.

11 Твой день. 2007. № 72.

12 Комсомольская правда. 2007. 27 апр.

13 Комсомольская правда. 2007. 19 апр.

14 Твой день. 2007. № 66.

15 Криминал. 2007. № 46 (241).

16 Криминал. 2007. № 42 (236).

17 Комсомольская правда. 2010. 2 нояб.

18 Московский комсомолец. 2010. 8 нояб.

19 Московский комсомолец. 2011. 18 марта.

5 ВМУ, право, № 2

дочери»20 и др. Для такого рода материалов в «Российской газете» появилась новая рубрика, названная «Преступления за гранью». Журналисты рассчитывают на то, что чем страшнее или интригующе будет заголовок, тем больше интереса вызовет сама информация, изложенная в статье. С одной стороны, информация, вынесенная в заголовки, является криминогенной потому, что своей сенсационностью привлекает внимание аудитории и заставляет возвращаться к ней снова и снова под разными названиями в разных источниках, откладываясь в подсознании в качестве не одного, а нескольких преступных деяний. С другой стороны, в название нередко выносится информация, негативная с криминологической точки зрения, как, например, «расценки на заказные убийства».

СМИ играют непосредственную роль во внедрении элементов криминальной субкультуры в массовую культуру, тем самым заражая, криминализируя общественное сознание. Публикации на криминальные темы напичканы жаргонизмами: «подоить», «хобза», «мусорочки» и др. Распространенный и пропагандируемый в настоящее время средствами массовой информации жанр блатной песни, называемый «русским шансоном», изначально был рассчитан на среду заключенных и лиц, близких к преступному миру. целенаправленное приобщение к криминальным традициям идет посредством блатной песни. В них повествуется о тяжелой доле заключенных, невзгодах судьбы, несчастной любви, об ошибках органов дознания и предварительного следствия и т.д. Наглядным примером могут служить слова из песни «Доля воровская» группы «Беломорканал»:

«Судья, паскуда, чтоб она сгорела, Как хотела шила она дело. Ее сынок в тепле жует конфетку, А меня послала в малолетку.

С малолетства нары и решетка, Карты, анаша, чифир и водка. Вот такая в жизни моя доля, А ночами снится только воля».

В 1998 г. на первом этапе исследования криминальная обстановка в стране связывалась студентами прежде всего с распространением норм и ценностей криминальной среды (86,4%). В 2003 г. четверо из пяти опрошенных респондентов усматривали зависимость криминальной обстановки в стране от распространения в обществе криминальных ценностей. В 2008 г. уже каждый четвертый отметил, что данный процесс имеет тенденцию к ухудшению, при этом лишь двое из пяти респондентов назвали процесс катастрофическим. Следовательно, каждые пять лет количество респондентов, полагающих, что налицо тенденция роста распространения в обществе криминальной субкультуры, постепенно снижается. Полученные данные могут свидетельствовать либо о реальном сокращении медийных источников, пропагандирующих ценности и нормы криминальной среды, и соответственно сни-

20 Российская газета. 2011. 9 февр.

жении их влияния на общественное сознание, либо о росте толерантности молодежи к проявлению данной тенденции в реальной жизни. Сопоставление результатов количественного и качественного анализа материалов печатных изданий, значимых с криминологической точки зрения, с данными опроса студенческой молодежи свидетельствует о росте тенденции привыкания как к криминальным проявлениям, так и к распространению криминальных норм, нецензурной лексики и блатного жаргона в обыденной жизни. Данный вывод соответствует мнению российских криминологов, специалистов по информационной безопасности. Как считает В.В. Лунеев, в стране идет психологический процесс привыкания населения к растущей преступности21.

Криминологические исследования свидетельствуют о том, что средства массовой информации могут оказывать негативный эффект не только на индивидуальное сознание, но и на подсознание личности. Медиаисточники обладают достаточными возможностями воздействия также на подсознание социальных групп и общественное сознание в целом с конечной целью манипулирования соответствующими паттернами поведения при помощи внедренных в сознание тех или иных установок. Средства массовой коммуникации используются «как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс»22. Насилие, демонстрируемое средствами массовой информации (особенно телевидением, имеющим в своем арсенале такие дополнительные способы воздействия на сознание масс, как визуальное восприятие, музыкальный эффект, обаяние диктора и т.д.), в первую очередь затрагивает чувства аудитории. А если задеваются чувства, отмечает С.А. Зелинский, то «цензура психики уже не может оказывать свое воздействие в полной мере, потому как то, что касается чувств, эмоций, ломает защиту психики и такая информация вообще сразу проходит в подсознание. такая информация может оказать свое воздействие на сознание как сейчас или завтра, так и через многие годы или десятилетия»23, навсегда отложившись в подсознании.

Объектом изучения с октября 2010 г. по май 2011г. включительно послужили «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и «Российская газета»24. Анализ «бумажных» носителей информации и в настоящее время представляется оправданным, так как часто встре-

21 Лунеев В.В. Особенности современной преступности в России // Куда пришла Россия? Итоги социальной трансформации / Под ред. Т.И. Заславской. М., 2003. С. 266.

22 Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб., 2008.

23 Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. СПб., 2008. С.109.

24 Количественный анализ материалов печатных изданий 2010—2011 гг. проведен ст. науч. сотр. лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения А.А. Шароновой.

чающиеся утверждения о неуклонном вытеснении их сетевой журналистикой выглядит, по нашему мнению, явным преувеличением.

Результаты содержательного анализа материалов периодических изданий на последнем этапе исследования позволяют сделать вывод о том, что подходы к освещению проблем преступности претерпели некоторые изменения. Фиксированные в конце 90-х и начале 2000-х гг. многочисленные натуралистические живописания в популярных изданиях жестоких, садистских способов совершения преступлений, в том числе сопровождающихся некрофильными и каннибалистскими действиями по отношению к жертвам насилия, сменились более сдержанным и фактологическим описанием события преступления. Постепенно стала себя изживать сатирическая и развлекательная форма подачи материала, все реже встречается на страницах печатных изданий ерническое описание тяжких преступлений (речь, безусловно, не идет об изданиях, относящихся к «желтой прессе»).

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о некоторой стабилизации ситуации, связанной с криминогенным влиянием публикаций криминальной тематики в периодических изданиях на сознание индивида. Тем не менее количественно не уменьшается общий массив материалов, эксплуатирующих тему насилия, на страницах печати присутствует как скрытая, так и открытая пропаганда агрессивных моделей поведения: предлагаются модели насильственного решения межличностных конфликтов, муссируются факты убийств близких родственников вплоть до убийства родителей детьми, подробно описываются жестокое обращение родителей с приемными детьми, издевательства подростков и молодых людей над сверстниками и т.д. Создаются новые способы воздействия на индивидуальное сознание, как, например, растянутый по номерам криминальный «сериал».

Одним из наиболее криминогенных эффектов СМИ остается культивирование у граждан установок на вседозволенность и безнаказанность нарушения уголовно-правовых запретов посредством полного разрушения авторитета правоохранительных органов и судебной системы. Правоохранительные органы превратились (не без помощи СМИ) из защитников граждан в источник повышенной опасности. Криминологически доказано, что роль установок на безнаказанность в механизме преступного поведения довольно велика. Не случайно, 55,1% опрошенных студентов МГУ полагает, что люди не останавливаются перед совершением преступления, будучи уверенными в своей безнаказанности.

Как отмечает, В.Н.Лопатин, «культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию у подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, что наряду с другими условиями от-

крывает путь для многих из них к правонарушениям»25. При этом очевидно, что у определенной части аудитории, в том числе и молодежи, под воздействием СМИ уже произошла реакция вынужденного привыкания к разгулу преступности как неотъемлемому атрибуту жизни. Данный процесс является источником неадекватного отображения в массовом сознании общественной опасности различных преступлений и повышения толерантности по отношению к преступникам. Процесс криминогенной деформация индивидуального, а на его основе и общественного сознания в целом является источником процесса включения в систему преступных взаимоотношений все большего числа отдельных граждан и социальных групп, традиционно считавшихся криминологически благополучными. Уже в конце XX в. на основе многочисленных социально-психологических и криминологических исследований Американская психологическая ассоциация пришла к выводу о том, что наблюдение сцен агрессии посредством телевещания и соприкосновение с публикациями, так или иначе эксплуатирующими тему насилия, коррелирует с тенденцией к нормализации агрессивных установок и учащением случаев агрессивного поведения, что с неизбежностью приводит к повышению общего уровня насилия в обществе.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости для нашего общества развития теории информационно-психологической безопасности и реализации ее на практике, в том числе путем реформирования законодательства в данной области. Проблемы деструктивной, «загрязненной» информационной среды и ее влияние на человека в эпоху информационного общества имеют особую важность и практическую значимость.

Первостепенной задачей на сегодняшний день для государства и общества должно стать целенаправленное культивирование с помощью соответствующих социальных инструментов, в том числе и средств массовой информации, восприятия подавляющим большинством населения моделей законопослушного поведения в качестве нормотипичных, формирование уважения граждан к закону, подлинным духовным ценностям. Если данная программа будет отображаться СМИ, то рано или поздно в зависимости от интенсивности и глубины такого отражения через общественное сознание она перейдет в жизнь.

Список литературы

1. Ениколопов С.Н. Средства массовой коммуникации и насилие. Проблемы медиапсихологии. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития», Москва, 2001. М., 2002.

2. Лунеев В.В. Особенности современной преступности в России // Куда пришла Россия? Итоги социальной трансформации / Под ред. Т.И. Заславской. М., 2003.

25 Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000. С. 211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.