Научная статья на тему 'Формирование маркетинговых отношений в инновационной бизнес-среде'

Формирование маркетинговых отношений в инновационной бизнес-среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MARKETING / "OPEN" INNOVATIONS / PARTNER / RELATIONS / MODEL / REGULATION / ALLIANCE / МАРКЕТИНГ / "ОТКРЫТЫЕ" ИННОВАЦИИ / ПАРТНЕР / ОТНОШЕНИЯ / МОДЕЛЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / АЛЬЯНС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеева Нина Константиновна

В статье рассматриваются основные характеристики, стратегия открытых инноваций и особенности организации маркетинговых отношений в этих условиях, а также возможности использования теории автоматического регулирования бизнес-отношений партнеров в условиях маркетингового стратегического альянса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моисеева Нина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of marketing relations in innovational business environment

The article considered the distinctive features, strategy Singular strategy Plural strategy of «open» innovations and specificity of the organization of marketing relations in this conditions and also possibility of using theory of automatic for regulation of business relations in marketing strategy alliance.

Текст научной работы на тему «Формирование маркетинговых отношений в инновационной бизнес-среде»

УДК 339.13

Формирование маркетинговых отношений в инновационной

бизнес-среде

Н.К. Моисеева

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

В статье рассматриваются основные характеристики, стратегия открытых инноваций и особенности организации маркетинговых отношений в этих условиях, а также возможности использования теории автоматического регулирования бизнес-отношений партнеров в условиях маркетингового стратегического альянса.

Ключевые слова: маркетинг, «открытые» инновации, партнер, отношения, модель, регулирование, альянс.

В условиях интенсивного научно-технического развития правомерно пер е-ходить к расширенной трактовке инноваций как «внедрению нового, либо значительно усовершенствованного продукта (товара или услуги), процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в практику бизнеса, организации рабочих мест или внешних связей». Приведенное понятие инноваций позволяет включать в их состав и новые способы оказания маркетинговых услуг, которые доминируют в странах ОЭСР [1].

Анализируя межстрановые отличия в сфере маркетинга, приходится учитывать не только традиционные, но и новые показатели и модели инновационной активности (детерминанты маркетинговых и организационных нововведений и их эффекты).

Британские аналитики [Вай1811, 81опешап, 2007] обращают внимание на р е-зультаты национального обследования С184 по Великобритании. При обработке данных в этом исследовании применялись факторный и кластерный анализы. Ими выделены два типа инноваций: «расширенная инновационная деятельность», включающая маркетинговые, организационные, управленческие и стратегические инновации, и «традиционная деятельность» - продуктовые, процессные и технологические инновации. Авторы [2] связывают эти режимы с производительностью компаний и приходят к выводу, что «расширенные» и «традиционные» инновации не заменяют, а скорее дополняют друг друга.

Отличительная схема новых для рынка инноваций связана со стратегиями получения знаний при помощи различных методов протекции - формальных и неформальных. В Канаде, Франции, Новой Зеландии и Великобритании компании, которые используют подобные стратегии, ориентированы скорее на модель «закрытых» инноваций. Компании в указанных странах, за исключением Новой

п о о

Зеландии, предпочитают защищать результаты своей инновационной деятельности от имитации, редко прибегая к адаптации внешних технологий.

В Новой Зеландии и Норвегии модернизация процессов подразумевает организационные и маркетинговые инновации.

Все перечисленные страны практикуют так называемые «расширенные инновации». При этом «организационные» и «маркетинговые» инновационные стратегии в случае Австрии, Бразилии, Дании и Великобритании рассматриваются как единые, а для Франции и Кореи они являются самостоятельными направлениями.

Для Бразилии характерна практика - «имитация на основе маркетинга» (т.е. новые для фирмы продуктовые инновации), включающая также собственные и приобретенные технологии.

Многие авторы склоняются к мнению, что растущая глобализация может привести к большей гомогенности инновационной практики, в то же время отличия схем в отношении новых продуктов (товаров и услуг) сохраняются. Эти различия подтверждают значимость национальных границ при анализе иннов а-ционных систем.

В новых условиях развития экономики, появления внешних трансформаций и расширения делового партнерства возникла самостоятельнбая концепция «открытых инноваций» (ОИ).

Отличием подхода «открытых инноваций» служит объединение внутренних и внешних идей для создания ценности. При этом в компании разрабатываются принципиально новые механизмы, позволяющие получить часть этой ценности. Инновационная деятельность в области ОИ предполагает совместное создание инноваций и проведение исследований с партнерами, поиск идей во внешней среде, а также использование прав на интеллектуальную собственность в стратегической перспективе.

Переход к такой форме партнерских отношений требует соответствующей организации. Используя элементы теории автоматического регулирования, можно представить систему обеспечения эффективности в условиях частичной «открытости» бизнеса в виде многоконтурной системы регулирования бизнеса.

Объект регулирования может иметь т входов и входных воздействий, а также п выходов и выходных величин регулируемых при т > п . Каждый из контуров несет определенную нагрузку, обеспечивая качество системы в усл о-виях «открытости» бизнеса. Регулируемыми переменными в контурах выступают показатели деловой активности, в частности маркетинговой.

Если число входов т равно числу выходов п, зависимость между Г^р (выходной величиной) и в,(р) (входным воздействием) выражается формулой:

где Ец((р) - передаточная функция, связывающая Yj(Р) с к-ым входным воздействием.

Задающее воздействие Х(р) должно сравниваться с соответствующей регулируемой величиной Тг(р), а рассогласование должно восприниматься регулятором, вырабатывающим сигнал, подаваемый на /-ый вход объекта регулирования. В данном случае таким объектом служит бизнес-система.

Управляющее воздействие и^р) может быть представлено уравнением:

где С/к(Р) - передаточная функция регулятора, связывающая и/(р) с рассогласованием между входом и выходом системы.

Входная величина:

где А/(Р) - передаточная функция /-ого исполнительного элемента, У/(Р) - возмущения, действующее на /-ом входе.

Задающим воздействием в с истеме служит информация о новинках (в том числе в сфере маркетинговых инноваций), а также способах их организации и использования (в соответствии с действующими ограничениями и охранными документами). Выход системы У^... Уп(р) соответствует возможностям (в т.ч. по-

тенциальным) внедрения новинок в инновационную систему собственно компании или ее партнеров. Он является регулируемой выходной величиной, в зависимости от передаточной функции объекта управления Еф), (в данной системе ее разновидности соответствуют возможностям участников стратегического альянса).

В системе «открытых» инноваций (или частичной «открытости» бизнеса) регулируемыми величинами могут быть: экономические параметры, техническое и организационное обеспечение, коммуникационные и ресурсные возможности (в том числе маркетинговые) [3].

Маркетинговые и организационные инновации в данном случае являются теми ресурсами, которые позволяют перейти разбалансированным и неустойчивым системам к условиям равновесия. Именно бизнес-модели на основе «открытых инноваций » могут стать эффективным противоядием от вышеупомянутых негативных процессов, поскольку они решают проблему использования растущих знаний, благодаря чему в процессе инноваций экономятся и время, и деньги.

Одним из популярных направлений развития бизнеса, применяемых в межотраслевом и внутриотраслевом взаимодействии различных, стало формиров а-ние стратегических партнерств (альянсов или союзов), которые создаются с целью совместного вывода на рынки новых продуктов и услуг [7].

Формирование п одобных объединений позволяет конкурентам в опред е-ленных периодах действовать сообща для отражения угроз внешней среды и использования возможности достижения конкурентного преимущества. Их выживаемость основана на информационном балансе, а именно соотношении количественной и качественной информации, обусловливающей гармоничное состояние и развитие экономического субъекта.

Одним из условий существования такого подхода, служит переход к новым организационным формам сотрудничества [4]. Одна из них, достаточно перспективная - переход к новому виду альянса - МСА (маркетинговому стратегическому альянсу), трактуемому, как добровольное, взаимовыгодное, коммерческое объединение партнеров, способствующее рациональному, совместному использованию маркетинговых ресурсов и развитию бизнеса в условиях конкуренции. Дефицит ресурсов, в том числе и маркетинговых, дороговизна и сложность их

создания стимулируют обращение к новым формам организации, при которых маркетинговые ресурсы одних участников будут взаимодополняться маркетинговыми ресурсами других. Тем самым открывается доступ к ограниченным видам ресурсов , и уменьшаются затраты, которые могла бы понести компания в случае получения или создания этого ресурса собственными силами.

Исходя из действующих рыночных ограничений и возможностей сотрудничества партнеров по МСА с помощью разработанных процедур , облегчается корректировка состава действующих партнеров (на основе предварительного анализа производственных возможностей); подбор (отсев) имеющихся с учетом введенных критериев; поиск возможных партнеров по бизнесу (с учетом параметров, выбранных для системы регулирования бизнес-отношений). Результаты служат входной информацией для анализа условий и эффективности организации партнерства.

В соответствии с разработанной концепцией развития компаний [б] в условиях открытых инноваций (ОИ) и создания МСА в ходе исследований, пров еденных кафедрой МиУП НИУ МИЭТ [5], предложены рабочие инструменты для совершенствования маркетинговых отношений и проведена апробация разработанных моделе й и алгоритмов официальным дилером компании «А» в рамках «пробного маркетинга» (с целью последующего внедрения в действующую с и-стему).

В качестве объекта апробации в компании «А» был выбран блок бизнес-модели - «взаимоотношения с клиентами», с учетом ориентации на «персонификацию обслуживания».

Как показывает опыт внедрения предложенных моделей и механизмов расширяются возможности компаний при выборе стратегии рыночного взаимодействия, что способствует повышению конкурентоспособности бизнеса, с учетом рисков.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что расширение использования «открытых» инноваций, является перспективным направлением для выживания и процветания компаний на высококонкурентных рынках, в обстановке глобализации экономики при дефиците ресурсов.

Литература

1. Чесбро Г. Открытые инновации. М.: Поколение, 2007. 336с.

2. Френц М., Ламберт Р. Открытые и закрытые инновации: сравнительный анализ национальных практик // Форсайт. 2008. № 3(7). С. 16-31.

3. Моисеева Н.К. Инновационная открытость при обострении конкуренции (парадокс или перспектива) / Материалы X Международной научно-технической конференции «Наука - образованию, производству, экономике». Минск: БНТУ,

2012. С.38-42

4. Моисеева Н.К. Международный маркетинг и бизнес. М.: Курс, Инфра-М,

2013. 272с.

5. Моисеева Н.К. «Открытость» бизнеса: проблемы и возможности: Материалы Круглого стола «Проблемы менеджмента в XXI веке». «Инновационные аспекты развития муниципальной экономики» / Научные труды Международной Академии Менеджмента. М.: МАМ. Выпуск XVII. 2014.

6. Швайцер Л. Концепция и эволюция модели бизнеса // Эковест. 2007. №6(2). С.32-44.

7. Шнайдер Д. Технологический маркетинг. М.: Янус-К, 2003. 456с.

Моисеева Нина Константиновна - доктор экономических наук, пр о-фессор, заведующий кафедрой маркетинга и управления проектами МИЭТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.