Научная статья на тему 'Проблемы организации производства при переходе к «Открытым инновациям»'

Проблемы организации производства при переходе к «Открытым инновациям» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКА БИЗНЕСА / ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВЫЕ СИСТЕМЫ / ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / БИЗНЕС-МОДЕЛИ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / LOGIC OF BUSINESS / PRODUCTION AND SELLING SYSTEM / ORGANIZATION / OPEN INNOVATIONS / BUSINESS MODELS / INTERNATIONAL ECONOMIC CONNECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеева Н. К.

В статье рассматриваются предпосылки и способы организации производства сбыта продукции в условиях расширения международных связей. Приводятся особенности концепции «открытых инноваций» и модели ее использования для повышения инновационной активности российских предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моисеева Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of organization of production in the transition to "open innovation"

The article substantiates the view for the conditions and methodological approach for product organization and sales of expanding international connections. Also present characteristics of conception «open innovation» and real models for increasing of innovation in activity Russian enterprises.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации производства при переходе к «Открытым инновациям»»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К «ОТКРЫТЫМ ИННОВАЦИЯМ»

Н.К. Моисеева, д-р экон. наук, профессор

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», г. Москва

В статье рассматриваются предпосылки и способы организации производства сбыта продукции в условиях расширения международных связей. Приводятся особенности концепции «открытых инноваций» и модели ее использования для повышения инновационной активности российских предприятий

Выход на международные рынки и расширение торговых отношений с зарубежными странами диктуется потребностями государства и общества. В условиях усиления конкуренции на внутреннем рынке это становится особенно актуальным, так как способствует преодолению «рассеивания» риска продаж, решению проблемы зависимости фирмы от сезонных колебаний спроса, обеспечению загрузки мощностей, использованию государственных программ содействия, научнотехническому развитию, компенсации колебаний валютного курса и т.д.

Приспособление фирм к условиям внешней торговли требует осознания процесса интернационализации производства и его этапов, среди которых различают:

I: Местная стадия развития (характеризуется местным производством).

II: Начальная стадия интернационализации, отличающаяся появлением единичных зарубежных контактов (до момента операций зарубежных дилеров и агентов).

III: Стадия развития, которая характеризуется всеми видами контактов с зарубежными контрагентами (до создания производственного предприятия за рубежом).

IV: Стадия роста, предполагающая наличие собственных производственных предприятий за рубежом (как правило, в пределах шести странах).

V: Многонациональная стадия интернационализации, связанная с созданием производственных предприятий более чем в шести странах мира (данная стадия характерна для транснациональных корпораций).

Одним из результатов интернационализации служит осуществление промышленного цикла в рамках нескольких государств. Предприятия оказываются связаны не только через сферу рынка, не столько финансово-экономически, сколько технологически, поскольку они становятся как бы отдельными центрами международного производства, а компании - составными частями интернациональной финансовой группы. Национальные заводы включаются в международный производственный механизм как звенья единой цепи, части международного производственного комплекса, с единым технологическим и коммерческим планом. Возникают монополии нового типа - межнациональные, транснациональные компании (ТНК), хозяйственный механизм которых перерастает национальные границы, в результате чего создается международный производственно-торговый комплекс, действующий в разных странах, но руководимый их одного центра. Их отличает многонациональный состав ядра компании и международное рассредоточение акционерного капитала

(например, швецкий концерн AB Electrolux).

По мере того, как фирма в своем развитии проходит различные этапы интернационализации, меняется ее акционерная стоимость и прибыльность. Начальные годы оказываются дорогостоящими. Расходы на поездки и установление контактов очень высоки, надежность клиентуры низкая, а количество повторных заказов невелико. Трудно оценить степень риска при выдаче кредита, счета не всегда оплачиваются, либо не оплачиваются совсем. Даже при внедрении самых совершенных методов анализа хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета дефицит увеличивается, существуют трудности в отношениях между руководством, владельцами фирм и банками. Постепенно, по мере установления контроля над рынком на последующих этапах интернационализации фирмы добиваются равновесия баланса и даже активного сальдо. В результате многие фирмы получают основную долю прибыли со своих зарубежных рынков.

Анализ современного экономического положения России показывает, что наряду с внешнеэкономической активностью усиливается неоднородность развития промышленных структур.

Особенности функционирования производственносбытовых систем в различных странах следует рассматривать исходя из существования и развития четырех основных процессов:

- метаболизма (обмена), трансформации входных потоков в выходные;

- репродукции (воссоздания ресурсов и условий производства, сохранения и улучшения характеристик системы);

- эволюции (на основе механизма самоорганизации);

- гармонизации (обеспечения внутреннего единства, согласованного функционирования и развития внутренних подсистем).

Попытки представить логику бизнеса, предпринимались неоднократно. Например, по мнению Conner Prahalad [1], для адекватного восприятия современного бизнеса, необходимо внутреннее пространство каждого предприятия представлять не как эклектический набор материальных ресурсов, а как иерархию нематериальных знаний и процессов, необходимых для создания нового знания и находящихся в соответствующих связях, затрагивающих всех участников рынка. На рисунке 1 представлен состав показателей конъюнктуры рынка (по материалам исследований «Деловая Россия»).

1. Индекс текущего состояния

2. Индекс ожидания предпринимателей на ближайший период

1. Физический объем _ 1.

производства 2.

2. Спрос на продукцию -

3. Цена на готовую 3.

продукцию

4. Занятость _ 4.

на предприятии 5.

5. Запасы готовой 1-

продукции

3. Индекс оценки деловой среды

Ожидаемый объем производства Ожидаемый платежеспособный спрос

Ожидаемые средние цены на готовую продукцию Инвестиции Ожидаемая занятость на предприятии

1. Уровень конкуренции в экономике:

■ острота конкуренции с российскими предприятиями;

острота конкуренции с компаниями из дальнего зарубежья;

■ уровень технологической конкурентоспособности российских компаний.

2. Уровень

издержек:

издержки, связанные с требования-ми контрольных органов; стоимость услуг естественных монополий (газ, электроэнергия, транспорт); себестоимость продукции; неплатежи в экономике.

3. Доступность ресурсов:

доступность квалифицированных кадров;

доступность долго-срочных кредитов;

возможность привлечения долгосрочных инвестиций; производственные мощности в связи с ожидаемым спросом; возможность привлечения государственной финансовой поддержки.

4. Оценка теневого сектора:

- распростра-

ненность выплаты заработной платы «в конверте»;

- серая «раста-

можка»;

- другие серые

схемы;

- рейдерские за-

хваты собственности;

- общий уровень

коррупции в экономике.

5. Эффективность государственной политики:

■ эффективность работы государственных органов;

качество законодательного регулирования экономики;

■ эффективность судебной защиты собственности;

■ эффективность таможенно-тарифной политики;

■ эффективность антимонопольной политики;

■ эффективность иммиграционной службы для привлечения трудовых ресурсов.

Рис. 1. Показатели конъюнктуры рынка ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2012. № 3

Изменения во внешней среде бизнеса (макро и микро) дополняются внутренними противоречиями компании, которые в совокупности воздействуют на эффективность бизнеса.

Причины многих проблем лежат «в тех критических взаимосвязях бизнеса, которые еще не нашли адекватной структуры, поддерживающей баланс сил всех участвующих сторон» [2]. Поэтому необходимым становится создание механизмов поддержания баланса сил в бизнесе (например, с помощью теории

гармонизации [3]), учитывая логику бизнеса и источники противоречий между субъектами бизнеса, объектами и технологиями. В составе последних наметились различные тенденции, в частности, в связи с новыми организационными формами предпринимательства.

Одной из новых тенденций в развитии делового партнерства можно считать концепцию «открытых инноваций» (ОИ, проф. Чесбро, 2003) [4] (рис. 2).

Концепция «открытых» инноваций (Open innovation)

Стратегия перехода Тактика управления Формирование

«открытым интеллектуальной вторичных рынков

инновациям» собственностью инноваций

Рис. 2. Основные составляющие концепции «открытых инноваций»

Развитие делового партнерства, в соответствии с новой методологией, может быть успешным на основе стратегии открытых инноваций, путем управления интеллектуальной собственностью (ИС) и формирования вторичных рынков инноваций.

В России отражение этого направления нашло в создании инновационной инфраструктуры университетов и их взаимодействия с компаниями (вариантом такой организации могут служить технологические платформы).

Традиционно цепочка создания стоимости реализовалась внутри фирмы, начиная с создания идеи нового продукта, и кончая выводом его на целевые рынки с последующим послепродажным обслуживанием. При этом все внутрифирменные разработки засекречивались.

Такая консервативная модель повсеместно существовала до конца XX века. Но развитие науки и техники привело к разному росту затрат на технологические разработки при одновременном сокращении жизненного цикла инновационных продуктов и снижении вероятности получения отдачи от инвестиций, вложенных в инновации. С точки зрения маркетолога, снижалась долговременная составляющая новизны товаров. Одновременно усложнялся доступ к знаниям о новых технологиях и новых рыночных возможно-

стях. Следствием стало снижение расходов на НИОКР и перемещение их с фундаментальных исследований на прикладные и разработки. Результатом послужило появление концепции «открытых инноваций».

Инновационная открытость предполагает более активное использование внешних ресурсов НИОКР. В результате появились стратегические партнерства (альянсы) для вывода новых продуктов на рынок. Увеличение числа рынков, на которых используются инновации, способствует росту доходов от использования модели «ОИ». Присутствие компании на различных сегментах рынка, использование аутсорсинга и других форм партнерства (в том числе отпочковы-вание своих бизнес-структур), как показывает западный опыт, позволяет укрепить конкурентные позиции и способствует распространению идей и знаний во внешнем мире.

Вызывают особый интерес эффективные бизнес-модели, направленные на скорейшее использование результатов разработок независимо от того, явились ли они продуктом внутрифирменных подразделений, либо привнесены извне (их называют открытыми инновациями).

На рисунке 3 представлена схема, раскрывающая сущность процесса появления открытых инноваций.

Внутренняя технологическая база

технологические

спин-оффы

новые сервисы и продукты

о о о о

Внешняя

технологическая

база

разработки

-► Новый рынок

Текущий

рынок

исследования

Инсорсинг

технологий

(вовлечение)

Рис. 3. Схема формирования открытых разработок [4]

Применение различных форм «ОИ» прослеживается в разных отраслях промышленности (например, British Telecom). Занимаясь непосредственно выводом на рынок компонентов телекоммуникационных технологий (продуктов и услуг) эта компания в соответствии с выбранной стратегией «не испытывает дополнительной финансовой и управленческой нагрузки, по их поддержке и развитию» [4]. В результате фирма стала лучшим провайдером сетевых услуг. Ключевым интеллектуальным активом компании стали техно ло-гии дизайна, управления и обслуживания сетей, набор сервисных услуг (при этом оборудование и технологические системы закупаются на рынке). Зарубежный опыт показывает, что модель «ОИ» получает поддержку не только у крупных компаний, но и в малом и среднем бизнесе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О бизнес-ситуации на Российском рынке дает представление изменение индексов деловой активности России, таких как: индекс деловой среды, острота конкуренции, текущие издержки, ресурсные ограничения, эффективность госполитики, развитие теневой экономики, изменение налоговой нагрузки, нагрузка требований налоговых органов, сдерживающее влияние удержание услуг монополи, изменение себестоимости, объем неплатежей (см. рис. 1).

Судить об изменениях экономической активности в РФ можно по ряду показателей. Так, в начале 2011 года обобщенный показатель активности характеризовался значительным падением (3,07 пункта), по сравнению с декабрем 2010 года (10,72 пункта). Ряд изменений, способствовавших этому, был обусловлен снижением платежеспособного спроса, в связи с которым предприниматели сократили инвестиционную активность. Как следствие, возникло уменьшение количества требуемого персонала, обусловленное сокращением возможностей привлечения государственных финансовых средств. Несмотря на определенные сдвиги в восстановлении экономики после кризиса, бизнес по-прежнему нуждался в поддержке государства.

Критическими параметрами оказались: рост величины налоговой нагрузки, рост себестоимости (причем, в обрабатывающем секторе она возросла больше, чем в добывающем, в том числе в черной и цветной металлургии, легкой промышленности и деревообработке). Соответственно происходили неблагоприятные изменения в индексе текущего состояния экономики по параметрам: объем производства, оценка платежеспособного спроса, динамика цен на выпускаемые товары, занятость и запасы. В основу расчетов этих показателей, определяющих инвестиционный климат, были положены расчеты международных индексов JSM (США), Tunkun (Япония), IFO и ZEW (Германия), а также результаты анкетирования 700 промышленных предприятий.

Неблагоприятные изменения ряда перечисленных показателей явились, прежде всего, результатом воздействия внешних факторов, неблагоприятной конкурентной ситуации, отрицательными последствиями организации современного бизнеса и др. [5]. Переход к «открытым инновациям» в настоящее время в РФ имеет ряд ограничений, которые связаны с различными проблемами, как общегосударственного характера, так и локального, внутрифирменного происхождения (см. рис. 4).

Промежуточным этапом может служить использование совокупности локальных моделей организации бизнеса, включающих современные формы и инструменты управления рыночными отношениями, учитывающие новые правила конкуренции, новые технологии взаимодействия субъектов рынка и ограничения, диктуемые окружающей средой. В результате исследований, выполненных в МИЭТ, разработаны методические основы и организационные модели, позволяющие реализовать рассмотренный подходов в условиях производственно-сбытовых систем [3], при действующей системе ограничений.

Рис. 4. Условия реализации концепции «открытых инноваций» Литература

1. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.

2. Клейнер Г.Б. Системно-интеграционная теория: структура и функции предприятия. - М.: ЦЭМИ РАН, 2005.

3. Клевлин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства. - М.: Омега-Л, 2003.

4. Оганесян Т., Медовников Д. Собака пока на сене. - Эксперт, 2011, №8(742).

5. Моисеева Н.К. и др. Логика бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2011.

в 8-926-574-42-44

Ключевые слова: логика бизнеса, производственно-сбытовые системы, открытые инновации, бизнес-модели, интернационализация экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.