Научная статья на тему 'Синхронизация функциональных возможностей партнеров при организации производственных систем'

Синхронизация функциональных возможностей партнеров при организации производственных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА / МАРКЕТИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СИНХРОНИЗАЦИЯ / ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР / HI-TECH PRODUCTION / INDUSTRIAL SYSTEM / MARKETING RELATIONS / SYNCHRONIZATION / PARTNER INTERACTION / POTENTIAL / THE SERVICE CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеева Н. К., Седова О. В.

В статье рассматриваются особенности развития рынка высокотехнологичной продукции, возможности управления маркетинговыми отношениями в производственной системе, результаты использования синхронизации партнерского взаимодействия на примере системы организации сервисного обслуживания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моисеева Н. К., Седова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINHRONIZATSIJA OF FUNCTIONALITY OF PARTNERS AT THE ORGANIZATION OF INDUSTRIAL SYSTEMS

n article features of development of the market of hi-tech production, management possibility mar-ketingovymi by relations in industrial system, results of use of synchronization of partner interaction on an example of system of the organization of service are considered

Текст научной работы на тему «Синхронизация функциональных возможностей партнеров при организации производственных систем»

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

СИНХРОНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПАРТНЕРОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ Н.К. Моисеева, д-р экон. наук, профессор

Национальный исследовательский институт «МИЭТ», г. Москва О.В. Седова, научный сотрудник ОАО «Зеленоградский инновационно-технологический центр», г. Москва

В статье рассматриваются особенности развития рынка высокотехнологичной продукции, возможности управления маркетинговыми отношениями в производственной системе, результаты использования синхронизации партнерского взаимодействия

на примере системы организации сервисного обслуживания

В условиях глобализации экономики и роста НТП увеличение ВВП страны и ее место в мировом сообществе в значительной степени зависит от развития национального рынка высокотехнологичной продукции. Инновационная ориентация экономики позволяет занять заметное место в мировом разделении труда и мировом экспорте, о чем свидетельствует экстенсивное развитие в последнее десятилетие Китая (табл. 1).

Согласно «Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года», участниками рынка высокотехнологичной продукции являются государство, бизнес (крупный и малый), наука, образование и гражданское население[1]. В государственных статистических изданиях обычно используются два варианта разбиения сектора исследований и разработок (научного сектора) по признакам [2-4]:

- место в хозяйственной деятельности (государственный, предпринимательский, частный бесприбыльный сектора и сектор высшего образования);

- этап участия в цепочке создания высокотехнологичной продукции (высшие учебные заведения, НИИ, конструкторские бюро, проектные и проектноизыскательные организации, опытные заводы, промышленные предприятия, прочие).

Участниками рынка высокотехнологичной продукции являются также институты, которые классифицируются по характеру регулирования научно -технической деятельности на финансовые и нефинансовые.

Как показал анализ статистических данных по развитию рынка высокотехнологичной продукции в РФ [2-4], его особенностями являются:

■ Концентрация основной части организаций, выполняющих исследования и разработки, в Москве и Московской области (более 30% от всех организаций), при этом на Москву приходится пятая часть всех организаций.

■ Неравномерность вовлечения организаций, задействованных в цепочке создания высокотехнологичной продукции, в исследования и разработки (рис. 1)

■ Несовпадение закрепления функций оплаты и использования товара (плательщик и потребитель)за одним и тем же лицом (при этом в качестве плательщика нередко выступает государство, а конечным потребителем продукции может выступать население страны или отдельные фирмы).

■ Ключевая роль государства в качестве инициатора, организатора взаимодействия между участниками и гаранта выполнения достигнутых договоренностей. что проиллюстрировано на рис. 2.

научноисследовательские, проектноконструкторские подразделения в организациях

образовательные учреждения высшего профессионального, образования 14%

опытные заводы 2%

проектные и проектноизыскательские организации 1%

научно-нссл едов ател ь ские организации

53%

конструктор ские бюро 11%

Рис. 1. Распределение организаций, участвующих в цепи создания высокотехнологичной продукции, %1

1 2009 г.

ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2012. № 1 15

Таблица 1

Сравнение основных показателей развития ряда ведущих стран мира2

Показатель Численность персонала, занятого исследованиями и разработками Выдано патентов Затраты на исследования и разработки Рост затрат на исследования и разработки (по отношению к предыдущему году) Доля в мировом экспорте Мировой экспорт вы-сокотехнологичной продукции ВВП

Год 2008 2008 2008 2008/2007 2009 2006 2008

Страна чел. место шт. место млн. долларов США место % % место место млн. долларов США место

США 3 157 772 2 398 194 1 6,7% 12,9 3 2 14 375 235 1

Япония 908 820 2 176 950 1 149 213 2 0,9% 4,4 4 4 4 362 950 3

Китай 1 965 357 1 93 706 3 121 427 3 18,5% 8,1 1 1 7 884 838 2

Германия 521 909 5 17 308 7 76 797 4 6,3% 7,5 2 3 2 908 973 4

Франция 372 326 6 10 811 9 42 893 6 1,4% 4,4 5 - 2 123 406 7

Республика Корея 294 440 8 83 523 4 45 294 5 9,6% 2,6 9 1 344 024 10

Великобритания 341 477 7 5 360 11 38 708 7 1,6% 3,9 10 6 2 186 864 6

Канада 228 679 10 18 703 6 23 962 8 -0,7% 2,6 11 - 1 302 255 11

Россия 869 772 4 28 808 5 23 403 9 -0,4% 1,3 12 33 2 250 240 5

Италия 236 261 9 - - 22 128 10 1,9% 3,3 7 - 1 859 471 8

2 Таблица построена на основе данных с сайта gks.ru[2-4]

Теория и методы организации производства

Рис. 2. Распределение затрат на исследования и разработки по источникам финансирования, %1

Анализ статистических данных [3] показал, что существует несколько разных тенденций по изменению показателей инновационной активности организаций в России: рост затрат на технологические инновации, падение удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных това-

ров, выполненных работ и услуг, - при достаточно стабильном показателе удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций, что продемонстрировано на рис. 3.

Рис. 3. Динамика показателей инновационной активности организаций в России

В условиях глобализации экономики возникает вопрос об оптимизации взаимных связей между сферами производства, обращения, обслуживания и потребления независимо от того, контролирует ли все эти сферы одна фирма или совокупность компаний различной специализации. В первом случае задача сводится к синхронизации взаимных связей между отделами компании с одной стороны и между компанией и совокупностью потребителей с другой сторо-

ны. Во втором случае речь идет о построении сбалансированной системы взаимодействия между совокупностью субъектов рынка на различных его уровнях.

Одной из важных проблем обеспечения эффективности взаимодействия партнеров является синхронизация возможностей и рисков развития взаимодействия на рынке высокотехнологичной продукции (см. рис. 4).

ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2012. № 1 17

Товарных

потоков

Синхронизация маркетинговых отношений

Во времени В пространстве по качеству

Денежных Человеческих Информацион- Технологиче- Потоков ин-

потоков потоков ных потоков ских потоков новаций

Синхронизация по цене Синхронизация по взаимозаменяемости Синхронизация по возможностям и рискам

О О о

Функциональный потенциал партнера

Рис. 4. Основные направления и механизмы синхронизациивзаимодействия партнеров

Теория и методы организации производства

Анализ источников [5-6] показал, что развитие НТП и смена технологических укладов, приводящие к ограничениям по ресурсному обеспечению высокотехнологичных секторов экономики, способствуют созданию условий для делегирования части функций специализированным в конкретной области компаниям и образованию систем организационного взаимодействия. Делегирование полномочий другим компаниям создает ряд проблем, связанных с оценкой и контролем работоспособности созданной системы, эффективности выполнения функций участниками

взаимодействия и принятия решений в случае неудовлетворенного состояния элементов системы.

В ходе данного исследования для решения задачи синхронизации действий партнеров в условиях высокотехнологичных секторов экономики предлагается использование системы матричных моделей, позволяющих увязать бизнес-процессы, партнеров и КФУ с результатами взаимодействия путем оценки их соответствия установленным нормам и построения матричной модели «Риски - Нереализованные возможности». Взаимосвязь разработанных матричных моделей представлена на рис. 5.

Матрица «БП - КФУ»

1

2 Матрица

■=>

«Партнеры - БП»

4

Матрица уровня соответствия результатов установленным нормам

3 Матрица

«Партнеры - КФУ»

5

Матрица

«Риски - Нереализованные возможности»

Рис. 5. Система матричных моделей синхронизации действий партнеров в условиях высокотехнологичных секторов экономики

Особую значимость приобретает финальная матрица, общий вид которой представлен на рис. 6.

нереализованные возможности

100%

90%

80%

выс 70% а

60%

ср 50% 40% 30% В

Г А

Б

20% .

низк 10%

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

низк ср выс

риски

Рис. 6. Общий вид матрицы «Риски - Нереализованные возможности»

Применение разработанной системы матричных моделей позволяет определить бизнес-процессы, требующие улучшения, выявить партнеров, влияющих на их выполнение и провести моделирование путей улучшения партнерского взаимодействия.

Апробация предложенной модели была проведена на примере системы организации сервисного обслуживания, в частности процесса ремонта. Одной из

основных конкурентных характеристик услуги такого рода является время ее осуществления. Данная характеристика показывает соответствие услуги нормам, стандартам и правилам, за границы которых она не должна выходить. Это - интегральная характеристика, которая складывается из нескольких составляющих времени, потраченного при выполнении ремонта (рисунок 7).

Т0

Клиент

Приемный

пункт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т1

Т4

Интервальная шкала времени

Т1

Собственный сервисный центр

Т2

Тз

Т1

-Тз

Т

Тз

Т4

Сторонний сервисный центр Т2

Обозначения:

То - сдача объекта сервисного обслуживания клиентом в пункт приема (ПП) ; Т 2 - пересылка объекта сервисного обслуживания между

ПП и сервисным центром (СЦ); Т 2 - время нахождения объекта сервисного обслуживания в СЦ; Т 3 - пересылка объекта сервисного

обслуживания между СЦ (собственным и сторонним); Т ^ - время нахождения отремонтированного объекта сервисного обслуживания в ПП до выдачи клиенту.

Рис. 7. Схема процесса организации процесса сервисного обслуживания во времени

В целях сокращения среднего времени сервисного обслуживания одного объекта необходимо минимизировать временные составляющие Т2 и Т3.

Как показали исследования время пересылки Т3(см. рис. 7) возникает в связи с тем, что в региональных сервисных центрах, как правило, отсутствует «авторизация» и оборудование, необходимое для проведения ремонтов повышенной сложности. Соответственно, объекты сервисного обслуживания пересылаются, как правило, в головные сервисные центры (находящиеся в большинстве случаев в Москве и Санкт-Петербурге), которые в свою очередь также могут перенаправлять объекты друг другу.

Для оптимизации товарных потоков и уменьшения времени пересылки (Т3) был использован математический аппарат решения транспортной задачи методом потенциалов [7]. Необходимо было составить такой план перемещения, при котором суммарные транспортные расходы будут минимальны, все заявки удовлетворены, и груз со склада вывезен. Обычно условия договора по пересылке, заключенного с перевозчиком, предполагают оплату за каждый объект сервисного обслуживания (сборные грузы), поэтому ограничений по количеству единиц в партии нет, но возникает задача минимизации среднего времени нахождения объекта сервисного обслуживания в пути.

Региональные центры, с одной стороны могут рассматриваться как склады, имеющие количество груза, соответствующее числу принятых объектов сервисного обслуживания, а с другой - в роли пунктов назначения. При этом величина спроса определяется необходимой загрузкой производственных площадей - количеством ремонтов в сервисном центре. Часть объектов сервисного обслуживания, необходимую для обеспечения определенного количества ремонтов, региональные центры условно «отгружают» сами себе (при этом время в пути равно нулю), а оставшееся количество пересылают в головные сервисные центры. Обычно отправка объектов сервисного обслуживания в другие региональные СЦ нерациональна, поэтому время в пути длятаких случаев соответствует максимальному значению (М).

В таблице 2 приведены условия распределения пересылаемых объектов сервисного обслуживания между региональными сервисными центрами с учетом времени пересылки и имеющихся ограничений в соответствии с выбранной математической моделью. Задача является сбалансированной, так как общее количество ремонтов и собранных объектов сервисного обслуживания совпадают.

ТеоЕия<и^£T2Д^L0£ГаHHЗаЦHH.^£0HЗB0Д^[Bа,

Таблица

Распределение во времени общего количества объектов и ремонтов в форме сервисного обслуживания

2

Регион Обозначе-ние Количество объектов сервисного обслуживания Ремонты в своем СЦ Время в пути

Пересылка в Москву, дни Пересылка в С.-Петербург, дни

Москва МСК 19 440 23 504 2

С.-Петербург ПИТЕР 17 134 21 036 2

Н.-Новгород ННГ 3 118 2 333 3 5

Воронеж ВРН 1 426 471 3 5

Екатеринбург ЕКТ 1 302 1 028 3 5

Ростов-на-Дону Ростов 1 242 559 4 6

Краснодар КНД 4 674 2 209 3 5

Ставрополь СТВ 531 354 4 6

Красноярск КРК 2 978 2 396 10 14

Иркутск ИРК 1 479 744 14 17

Самара СМР 951 509 2 4

Казань КЗН 1 925 1 303 3 5

Новосибирск НВС 651 405 6 8

Целевой функцией X в данном случае будет минимизация суммарного времени в пути всех объектов сервисного обслуживания:

2 = у X „-—+ (1)

где С,- время пересылки одной единицы груза из пункта / в пункт];

Ху- количество груза, перевозимое из пункта /в пункт у.

Для определения потенциала для каждой из базисных переменных используется формула:

и, + V/ = Ср, (2)

где и,, V- потенциалы; Су - время пересылки одной единицы груза из пункта / в пункт у.

Далее необходимо вычислить для свободных переменных приведенные стоимости (в данном случае это - приведенное время перевозок) по следующей формуле:

Су = VI + VI - Су

Если все вычисленные переменные стоимости либо равны нулю, либо имеют отрицательные значения, то полученное решение является оптимальным.

В остальных случаях в базисную переводится та свободная переменная, для которой приведенное время перевозки является максимальным положительным значением.

Ломаная линия должна проходить через минимальное количество клеток и может строиться как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки. Исходной точкой является клетка, где находится свободная переменная, переводящаяся в базисную. Далее необходимо поставить всем базисным переменным, через которые проходит ломаная, поочередно плюсы и минусы, выписать все переменные со знаком минус и выбрать из них минимальную, которая и будет пе-

реведена в свободную переменную. Затем необходимо сделать пересчет по полученному циклу и получить новое решение. Процедура повторяется до тех пор, пока все приведенное время перевозок не будет либо равно нулю, либо иметь отрицательное значение.

Решение задачи оптимизации товарных потоков методом потенциалов показало, что для достижения оптимального значения времени пересылки объектов сервисного обслуживания необходимо, чтобы пересылка из регионов шла в СЦ Москвы, а часть не присланных, но собранных в Москве аппаратов направлялась бы в С. -Петербург в количестве, необходимом для дозагрузки питерского производства.

Особенности определения другой временной характеристики процесса Т2 (см. рис. 7)связаны с временем нахождения объекта сервисного обслуживания в сервисном центре. Т2 можно разделить на ряд интервалов, соответствующих разным этапам проведения ремонта в сервисном центре:

- ожидание объектом сервисного обслуживания ремонта;

- согласование условий ремонта с клиентом;

- ожидание заказанных запчастей для ремонта;

- непосредственно ремонт объекта сервисного обслуживания;

- проверка качества ремонта в отделе технического контроля (ОТК).

В идеальном случае объект сервисного обслуживания, поступивший в сервисный центр, должен в тот же день направляться в ремонт, далее в ОТК, после чего получить статус «Ремонт завершен». Однако на этом пути могут быть отклонения. Причины отклонений составляющих ремонта и пути их минимизации представлены в таблице 3.

Таблица 3

Пути минимизации времени нахождения объекта обслуживания в сервисном центре_______________

Название этапа Причины возникновения задержек Ответственный Пути сокращения

Согласование условий ремонта с клиентом Отсутствие гарантийного талона, наличие внешних повреждений, препятствующих в ряде случаев предоставлению гарантийного ремонта: время тратится на получение гарантийного талона от клиента или на согласование с ним возможности проведения платного ремонта Коммерческий отдел, отдел по работе с персоналом - Написание четких инструкций по определению типа ремонта (гарантийный или платный) в процессе приема у клиента неисправного объекта сервисного обслуживания - Периодическое проведение аттестации на знание инструкций путем опроса и с использованием метода «Тайный» покупатель» - Перевод ответственности за следование инструкциям в материальную форму (штрафы, премии)

Ожидание объектом сервисного обслуживания Образование «пробки», связанной с тем, что скорость приема объектов сервисного обслуживания * выше скорости ремонта** из-за: 1) недостатков в организации работы производства; 2) недостатков планирования, т.к. не учтен ряд факторов, приведших к превышению реального количества приема объектов сервисного обслуживания над запланированным. Производственный отдел, отдел логистики В первом случае следует опираться на такие показатели организации производства, как: - производительность одного рабочего места, равная отношению количества ремонтируемых в смену единиц к общему количеству оборудованных рабочих мест; - количество работников на одно рабочее место; - количество смен. Во втором случае необходимо выявить причины образования дополнительного потока объектов сервисного обслуживания и спрогнозировать дальнейший спрос на ремонт. С учетом полученных результатов перенастроить производство (см. первый случай)

Ожидание заказанных запчастей, необходимых для ремонта Промедление возникает в следующих случаях: 1) некорректная работа службы логистики, вследствие чего либо на складе нет требуемых запчастей (заказали недостаточно), либо имеются не те, которые нужны (заказали не то) 2) образование «пробки», из-за которой появляется нехватка ряда запчастей Отдел логистики, отдел маркетинга В первом случае необходимо: - увеличить страховой запас по дефицитным запчастям исходя из имеющегося спроса или изменить периодичность его пополнения; - перестроить систему регулирования запасов на основе АВС-анализа. Во втором случае надлежит выявить причины образования дополнительного потока объек-тов сервисного обслуживания, спрогнозировать дальнейший спрос на ремонты по разным маркам, моделям высокотехнологичной продукции и на основе этого пересмотреть оптималь-ный размер запаса по запчастям и периодичность его пополнения

0прин

Примечания: *Скорость приема объектов сервисного обслуживания в ремонт п = --- , где Qприн - количество принятых в ремонт единиц (шт.) за период времени г (дни);

г

, где Qрем.- количество отремонтированных единиц(шт.) за период времени t (дни).

0 рем.

**Скорость ремонта объектов сервисного обслуживания р = -

__________________________________________г_

Наряду с учетом временных характеристик процессов в производственных сетях, необходима ценностная оценка услуги с учетом интересов трех сторон: поставщика, покупателя, и продавца (посредника). С использованием разработанных алгоритмов, представленных в таблице 3, можно добиться значительного сокращения времени нахождения объекта сервисного обслуживания в сервисном центре, что поможет достичь нормативного значения общего времени проведения операций.

Таким образом, изучение функционального потенциала партнеров позволяет определить их возможности для сокращения времени обслуживания объектов в производственной системе, что дает возможность фирме укрепить свои позиции на рынке высокотехнологичной продукции за счет привлечения дополнительного количества пользователей данной услуги со стороны потенциальных партнеров. Это также будет способствовать минимизации простоев оборудования и увеличению количества производимых работ, что, безусловно, положительно скажется на экономических результатах и рыночных позициях фирмы в условиях развития новых форм организационных отношений.

Литература

1. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года), федеральный портал protown.ru, http://protown. ги/Могтайоп/ docA4295.html.

2. Статистический сборник «Индикаторы науки: 2009», сайт gks.ru, 2009 г.,

http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publish

ing/catalog/statisticCollections/doc_1259657777375.

3. Статистический сборник «Индикаторы инновационной деятельности: 2009», сайт gks.ru, 2009 г., http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publish ing/catalog/statisticCollections/doc_1259664886938.

4. Российский статистический ежегодник, сайт gks.ru, 2010г.,

http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publish

ing/catalog/statisticCollections/doc_1135087342078

5. Н.К. Моисеева, О.Н. Малютина, И.А. Москвина. Аутсорсинг в развитии делового партнерства, под ред. Н.К. Моисеевой, 2010, Москва, Финансы и статистика, издательский дом ИНФРА-М, 240 с.

6. Д.Б. Рыгалин. Инновационные взаимодействия: компетентностный подход к развитию неравновесных экономических систем: Монография. - М.: МИЭТ, 2008. -144 с.: ил.

7. Э. А. Вуколов «Основы статистического анализа», Москва, «Форум-Инфра-М», 2004г.

E-mail: moiseeva_nk@mail.ru, sedova@unicm.ru

Ключевые слова: высокотехнологичная продукция, производственная система, маркетинговые отношения, синхронизация, партнерское взаимодействие, потенциал, сервисный центр

22

ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2012. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.