Вестник Института экономики Российской академии наук
6/2013
Н. ИВАНОВА аспирантка МГИМО (У) МИД РФ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В СИСТЕМЕ КООПЕРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ СНГ
Анализируется процесс функционирования современной системы сотрудничества предприятий ОПК государств-членов СНГ, ее достоинства и недостатки. Обосновываются причины ущемления экономических интересов Российской Федерации в условиях сложившейся системы партнерских отношений между оборонными предпри-ятиями-партнерами в СНГ.
Ключевые слова; мировой рынок вооружений и военной техники, межзаводская кооперация, предприятия ОПК, СНГ.
Классификация 1БЬ; Н560, Б230, Б240, Б290.
Мировой рынок вооружений представляет собой довольно специфичный и сложный сегмент мировой торговли. На протяжении многих лет определяющими факторами развития данного рынка выступали военно-политические. До 1980-х гг. XX в. в рамках сложившейся биполярной мировой политической системы торговля оружием осуществлялась на основе установленных между государствами военно-технических связей и географическая структура поставок была четко сформирована в масштабах политических альянсов. Кроме того, значительную роль в отлаженной системе поставок вооружений играли раздутые военные бюджеты США и СССР, что во многом позволяло им осуществлять сбыт вооружений фактически на безвозмездной основе. Таким образом, рыночные механизмы в данном сегменте мировой торговли, как правило, не работали, и о конкуренции на рынке вооружений, в традиционном понимании этого слова, говорить было невозможно.
С 80-х гг. прошлого века ситуация стала резко меняться. Окончание холодной войны повлекло за собой резкое сокращение военных бюджетов и конверсию в СССР, некоторое их снижение в странах НАТО, переход на новые стратегии производства и сбыта вооружений. Во многом это способствовало формированию современного рынка вооружений и военной техники (ВВТ), на котором, несмотря на наблюдающийся с начала XXI в. рост военных расходов в ведущих странах-импортерах,
все более важную роль стали играть такие рыночные механизмы, как спрос и предложение, конкуренция. Обычной практикой стало проведение тендеров на военные заказы, заключение офсетных соглашений. В борьбе за сохранение традиционных рынков и за выход на новые рынки стало необходимым проводить гибкую ценовую политику при постоянном контроле качества и возможности модернизации существующей продукции.
Сегодня Россия прочно занимает позицию одного из ведущих экспортеров на мировом рынке вооружений. Продукция военного назначения российского производства представлена во всех сегментах рынка и успешно конкурирует с иностранными производителями. Экспорт российских вооружений на мировой рынок осуществляется единственным государственным посредником - ФГУП «Рособоронэкспорт». Это способствует контролю за производством и вывозом российского оружия, а также установлению цен на продукцию с учетом интересов промышленности и государства.
Однако зачастую российские экспортеры сталкиваются с проблемой жесткой ценовой конкуренции со стороны предприятий государств-членов СНГ, в первую очередь на рынке комплектующих изделий и запчастей, а также на рынке услуг по модернизации и ремонту вооружений и военной техники.
Одним из главных факторов, повлиявших на создание такой ситуации, является обстановка, сложившаяся на территории бывшего СССР в результате разрушения единого оборонно-промышленного комплекса, все предприятия которого представляли собой общую систему кооперационно-хозяйственных связей. С созданием национальных государств на их территории оказались лишь части единого комплекса, зачастую не позволяющие изготавливать вооружения, необходимые для обеспечения их национальной безопасности. Для решения этой задачи и обеспечения производства вооружений между Россией и рядом стран СНГ были заключены двусторонние соглашения о межзаводской кооперации. Необходимость такого рода соглашений обусловлена, в первую очередь, многоуровневой производственной и научно-технической кооперацией предприятий и отраслей, сложившейся в СССР, общностью технологической базы и стандартов, привязкой расположения ряда дорогостоящих полигонов, испытательных центров и баз, ориентацией вооруженных сил СНГ на вооружения, производимые российским оборонным комплексом, а также наличием производств, создание которых в России потребовало бы многолетних усилий и существенных финансовых затрат.
Главной целью и условием этих соглашений было обеспечение условий для производства военной техники, осуществляемого исключительно в интересах национальных вооруженных сил. При соблюдении
этого условия поставки комплектующих в рамках межзаводской кооперации осуществляются по внутренним ценам стран-производителей.
В настоящее время двусторонние межправительственные Соглашения о производственной и научно-технической кооперации оборонных отраслей промышленности действуют с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Узбекистаном и Украиной1.
В рамках Соглашений по межзаводской кооперации в СНГ доля предприятий, заинтересованных в поставках из России, составляет в Беларуси 21%, в Украине - 59%, в Азербайджане, Армении, Казахстане, Киргизии, Молдове, Узбекистане в совокупности составляет 21%. Не менее интенсивен и импорт в Россию из предприятий стран СНГ: в Беларуси в поставках участвуют 18% предприятий, в Украине 60%, в Азербайджане, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Узбекистане - в совокупности 21%2.
Чтобы оценить взаимозависимость государств СНГ друг от друга в производственном плане обратимся к статистике. Например, для производства одного Су-24М требуется поставка 56 комплектующих с заводов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы и Украины. Около 100 предприятий российской авиационной промышленности имеют кооперационные связи с 25 предприятиями Украины, от которых получают 12% комплектующих изделий, более 80% которых поставляют 8 предприятий-монополистов. Кроме того, на Украине находятся 110 предприятий, 27 КБ и 7 НИИ, специализирующихся на разработке и изготовлении электронной техники, которая по 600 комплектующих поставляется на 90 российских предприятий.
Крупнейшими контрагентами России по межзаводским поставкам традиционно выступают Беларусь и Украина. Беларусь являлась своего рода сборочным цехом советского ОПК. Предприятия Беларуси занимались обслуживанием нужд ПВО, РВСН, войск связи, ВВС, ВМФ, космических, ракетных и сухопутных войск. Само государство не производит конечный продукт, за исключением автомобильных шасси для ракетной техники, оптики для танков, бронетранспортеров и полевых автоматизированных систем управления войсками. Украинский ОПК состоит более чем из 800 заводов, научно-исследовательских центров и конструкторских бюро. С участием Украины строился советский ВМФ, производились стратегические ракеты, танки, электронные системы.
1 Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Указ Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 //собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №16. С. 2317.
2 Постоянный адрес материала: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/
main/enterprise/industrial.
Украина унаследовала почти треть космического промышленного потенциала, представленного более чем 140 предприятиями. Авиапромышленность Украины насчитывает более чем 30 предприятий3. В то же время Россия является комплектатором Украины, так как фактически ни одно конечное изделие на Украине не может быть изготовлено без поставок из России. Например, для такого простейшего изделия, как патрон требуются поставки из России специальных марок сталей, биметаллического проката, пороха, испытательного оборудования (баллистические стволы), а для изготовления авиационных двигателей требуются поставки свыше 1000 наименований продукции с 46 российских предприятий. Для самостоятельного освоения комплектующих изделий на Украине нет сырья, материалов, технологий.
Таким образом, страны СНГ в области ОПК являются незаменимыми партнерами в производстве продукции военного назначения, комплектующих и в поставках запчастей. В то же время эти страны, будучи суверенными государствами и обладая схожей товарной номенклатурой, являются конкурентами на мировом рынке. Более того, конкуренция в большинстве случаев затрагивает исключительно ценовой сегмент товарно-рыночных отношений. Так, российские предприятия в рамках межзаводской кооперации поставляют своим партнерам в странах СНГ продукцию, которую последние используют не в целях, установленных Соглашениями. Эта ситуация ставит зарубежных экспортеров, например «Укрспецэкспорт», в заведомо более выгодные условия по сравнению с российским государственным посредником и наносит прямой ущерб экономике государства в виде недополученных средств предприятиями и налогов в бюджет. Не редкой является и ситуация, когда при участии в тендерах на ремонт российской военной техники, поставку комплектующих и запасных частей к ней конкурирующая сторона (государство СНГ) предлагает ту же номенклатуру изделий, что и российский «Рособоронэкспорт», но при этом заявляет о готовности поставить продукцию по более низкой цене, в частности, за счет экономии на транспортных издержках. Россия же в подобной ситуации не может пойти на дальнейший торг по снижению цены, так как ценовой уровень был просчитан с учетом интересов заводов и поставщика и может быть изменен только в определенных пределах. Так, экономический ущерб российским интересам при поставке запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества в среднем составляет 11,7 % от общего объема поставок4.
3 Постоянный адрес материала: http://vpk.name/news/13713_osnovnyie_tendencii_ razvitiya_mirovogo_ryinka_vooruzhenii.html.
4 SIPRI Yearbook 2011 / Stockholm International Peace Research Institute. Stockholm, 2012. Р. 323.
По расчетам специалистов, к примеру, обеспечение материалами, комплектующими, запасными частями в течение жизненного цикла авиационного комплекса Су-30 соизмеримо со стоимостью самого истребителя. По работам же, связанным с обслуживанием двигателя, эта сумма еще выше.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что в сотрудничестве с государствами СНГ помимо экспортной составляющей содержится еще и импортная составляющая, которая не менее важна с точки зрения повышения эффективности военно-технического сотрудничества, поскольку при создании ряда вооружений пока еще используются комплектующие, произведенные предприятиями ближнего зарубежья, и поставляемые в Россию также по заводским ценам.
Складывается сложная ситуация, в которой, с одной стороны, российская сторона путем поставок запасных частей и комплектующих в страны СНГ в рамках межзаводской кооперации предоставляет тем самым им конкурентные преимущества на мировом рынке вооружений, и с другой стороны, производство российской военной техники на экспорт сильно зависит от поставок из СНГ. Ряд специалистов рассматривает создание в России собственных производств, замещающих поставки комплектующих из стран СНГ, как выход из ситуации. Однако для этого России потребуется заново создавать крупные производственные мощности, что несомненно потребует значительных затрат времени и финансовых инвестиций. Очевидно, что сегодня Россия этого позволить себе не может.
Таким образом, дальнейшее развитие ОПК стран СНГ и поддержание их обороноспособности невозможно без оптимизации системы межзаводской кооперации предприятий СНГ. Однако следует учитывать, что существующая система взаимодействия в рамках заключенных соглашений создает предпосылки для недобросовестной конкуренции и нанесения значительного экономического ущерба интересам России. Выход из ситуации видится в дальнейшем развитии форм кооперации в рамках СНГ с учетом того, что преобладающая часть поставщиков сырья и комплектующих изделий для производства вооружения и военной техники в России находятся в Беларуси, Украине и Казахстане. Представляется, что кооперация должна затрагивать различные формы взаимодействия производства вооружений, в том числе в организации:
- совместных предприятий;
- предпродажной подготовки;
- лицензионного производства;
- модернизации и ремонта оружия;
- взаимодействия и сотрудничества при проведении военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Литература
1. Вопросы военно-технического сотрудничества российской федерации с иностранными государствами: Указ Президента РФ от 10.09.2005 №1062 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006 № 16. С. 2317.
2. http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/ industrial.
3. http://vpk.name/news/13713_osnovnyie_tendencii_razvitiya_mirovogo_ ryinka_vooruzhenii.htm.
4. SIPRI Yearbook 2011 / Stockholm International Peace Research Institute. Stockholm, 2012. Р. 323.