Научная статья на тему 'Эволюция рыночных отношений на основе модели «Открытых» инноваций'

Эволюция рыночных отношений на основе модели «Открытых» инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ОТКРЫТЫЕ» ИННОВАЦИИ / МОДЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / БИЗНЕС-ПАРТНЕРСТВО / "OPEN" INNOVATIONS / MODEL / EFFICIENCY / BUSINESS / STRATEGIC ALLIANCES / BUSINESS PARTNERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеева Нина Константиновна, Гончарова Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются особенности развития делового партнерства в условиях «открытых» инноваций. Разработана структурная схема для обеспечения эффективности бизнеса на основе использования элементов теории автоматического регулирования. Дана модель и состав процедур перехода к "открытым" инновациям в условиях стратегических альянсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of market relations on the base of open innovations model

This article considers features of partnership development in terms of "open" innovations. Structural scheme for business performance ensuring on the base of applying the elements of automatic control theory is developed. The model and structure of procedures for transition to "open" innovations in terms of strategic alliances are given

Текст научной работы на тему «Эволюция рыночных отношений на основе модели «Открытых» инноваций»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

ЭВОЛЮЦИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ

«ОТКРЫТЫХ» ИННОВАЦИЙ Н.К. Моисеева, д-р экон. наук, профессор, Т.Н. Гончарова, аспирант

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», г. Москва

В статье рассматриваются особенности развития делового партнерства в условиях «открытых» инноваций. Разработана структурная схема для обеспечения эффективности бизнеса на основе использования элементов теории автоматического регулирования. Дана модель и состав процедур перехода к "открытым" инновациям в условиях стратегических альянсов

Развитие делового партнерства, в условиях трансформации экономики, делает актуальным разработку новых форм взаимодействия компаний. Привлечение сторонних ресурсов, для усиления конкурентных преимуществ, приобретает особое значение в связи с появлением «открытых» инноваций [1]. Вопросами, требующими решения, при развитии бизнес -отношений в конкурентной среде, в настоящее время становятся: разработка методологии и инструментария формирования и корректировки организационных отношений партнеров при распространении инноваций, модификации взаимодействия бизнес-структур при появлении новых направлений на каждом из эта-

пов создания и освоения конкурентноспособной продукции.

Перечисленные проблемы связаны с формированием и развитием бизнес-отношений между партнерами. Особенно сложными оказываются организационные вопросы, возникающие в связи с условиями и последствиями интенсивного развития бизнес-структур в производственно- сбытовых системах.

Используя элементы теории автоматического регулирования, можно представить систему обеспечения эффективности в условиях частичной «открытости» бизнеса [2] в виде схемы, изображенной на рис. 1.

Условные обозначения:

Хр - задающее воздействие

Сік(р) - передаточная функция регулятора

ир - управляющее воздействие

А(р) - передаточная функция исполнительного

механизма

Ур - возмущающее воздействие вф) - входное воздействие

Ецф) - передаточная функция объекта управления Ур - регулирующая выходная величина Бф) - звено обратной связи

Рис. 1. Схема обеспечения эффективности бизнеса в условиях «открытых» инноваций

(на основе теории автоматического регулирования)

Каждый блок многоконтурной системы регулирования бизнеса, в условиях «открытых» инноваций, несет свою смысловую нагрузку. Объект регулирования может иметь т входов и в1(р) входных воздействий, а также п выходов и выходных величин У(р), регулируемых при т > п . Каждый из контуров несет определенную нагрузку, обеспечивая качество системы в условиях «открытости» бизнеса. Регулируемыми переменными в контурах выступают показатели деловой активности, в частности маркетинговой.

Если число входов т равно числу выходов п, зависимость между У1(р) (выходной величиной) и 61(р) (входным воздействием) выражается формулой:

^Нр)

(Р)

1

где Ещр) - передаточная функция, связывающая Ур с к-ым входным воздействием.

Задающее воздействие Х/(р) должно сравниваться с соответствующей регулируемой величиной 7,(р), а рассогласование должно восприниматься регулятором, вырабатывающим сигнал, подаваемый на /-ый вход объекта регулирования. В данном случае таким объектом служит бизнес-система.

Управляющее воздействие и1(р) может быть представлено уравнением:

к=1

где С/к(р) - передаточная функция регулятора, связывающая и(р с рассогласованием между входом и выходом системы.

Входная величина:

П _ Д *ТТ

иЦр) Л(р) иЦр)^УЦр)'

где А(р) - передаточная функция /-ого исполнительного элемента - возмущения, действующее на /-ом входе.

Задающим воздействием в системе служит информация о новинках (в том числе в сфере маркетинговых инноваций) способах и организации их исполь-

зования (в соответствии с действующими ограничениями и охранными документами). Выход системы Уг(р) ■■■ Уп(Р) соответствует возможностям (потенциальным) их внедрения в инновационную систему собственно компании или ее партнеров. Он является регулируемой выходной величиной, в зависимости от передаточной функции объекта управления Екр), (в данной системе разновидности ее соответствуют возможностям участников стратегического альянса).

В системе «открытых» инноваций (или частичной «открытости» бизнеса) регулируемыми величинами могут быть: экономические параметры, техническое и организационное обеспечение, коммуникационные и ресурсные возможности (в том числе маркетинговые). Следовательно, система сбыта, как подсистема обеспечения эффективности бизнеса компании в условиях «частичной открытости», должна соответствовать не только общепризнанным принципам, построения систем [3], но и тем ограничениям, которые обусловлены ужесточением конкуренции и появлением новых форм взаимодействия партнеров, например - стратегических альянсов.

На рис. 2 представлены возможные варианты эпицентров инноваций по А. Остервальдеру и И. Пи-нье, а на рис. 3 - разработанная авторами модель формирования и использования «открытых» инноваций в условиях стратегических альянсов. Эта модель позволяет проследить за процессами, происходящими в жизненном цикле «открытых» инноваций и методами, используемыми на каждом из них в ходе эволюции рыночных отношений. Каждая из составляющих системы имеет свои особенности в условиях рыночных взаимодействий.

В условиях частичной «открытости» бизнеса особую роль играет блок Е/к(р) (см. рис. 1). Выполненное исследование показывает, что функции этого блока тесно связаны с моделью, представленной на рис. 3.

При разработке организационных решений для расширения рыночных возможностей в условиях перехода к «открытым» инновациям была предложена последовательность действий, представленных на рис. 4.

1. На основе

партнерских

отношений,

под воздействием

фактора ресурсов

2. Инновации идущие от предложения

3. Инновации, идущие от потребителя

4. Инновации с целью снижения издержек, возникновения новых ценовых механизмов и потоков доходов

5. Множественные эпицентры

Рис. 2. Варианты эпицентров инноваций в соответствии с картой-шаблоном (по А.Остервальдеру и И.Пинье)

ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2013. № 4

Формирование ОИ

Оценка ОИ

частники рынка

МСА

- продвижение инновации

- маркетинговые исследования (обмен

результатами) -методическое обеспечение (по сегментам)

- коммуникационные функции

Использование ОН

Соглашение о партнерстве

Формирование Совета МСА

Потреоители

Моделирование маркетинговых отношений в зависимости от эпицентров инноваций

Функциональное описание и возможности реализации ОИ

Координация действий партнеров

Организационные формы взаимодействия партнеров

Старый

рынок

Новый

рынок

Методы

Внутренняя

маркетинговая

среда

Внешняя

маркетинговая

среда

Условные обозначения:

ЦП - ценностные предложения; ПС - потребительские сегменты; ВК - взаимоотношения с клиентами; КС - каналы сбыта;

КД - ключевая деятельность; КП - ключевые партнеры; КР - ключевые ресурсы; СИ - система издержек;

ПД - потоки доходов.

+- Рис. 3. Модель формирования и использования «открытых» инноваций в условиях стратегических альянсов

Управление инновационными процессами

ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2013. № 4

Цель:

Расширение рыночных возможностей компании

1 2

\ Фopмиpo- Выбор цели

) вание перехода к

/ исходной открытости

оизнес- оизнеса

модели

А) Сохранение имеющейся бизнес-модели

Б)Изменение действующей бизнес-модели

В)Выоор новой бизнес-модели

Условия

сотруд-

ничества

А) Анализ действующих партнеров (корректировка)

Б) Подбор партнеров с учетом у стан о в л е н н ых критериев

В) Определение возможных партнеров для развития бизнеса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ условий организации партнерства и ограничений

5 б

Определение Исследо-

организацион- вание

ной формы предпосылок

партнерства и

(с учетом —► ограничений —*1

целевых создания

установок и стратеги-

треоовании ческих

внешней альянсов

среды)

7

Оценка

альтер-

натив

8

Определение границ открытости бизнеса компании

9 10

Анализ

возможностей Выбор

использования

С А в условиях оргализа-

ционНОИ

открытости формы

бизнеса

сотрудни- чества

11

Разработка основных положений сотрудничества партнеров по С А в условиях частичной «открытости» бизнеса

12

Формирование состава участников С А и регламента взаимодействия

13

Подписание меморандума и оформление бизнес-отношений

14

Контроль скорости инновационного процесса и экономическая оценка выбранной формы СА

Рис. 4. Последовательность действий при переходе к модели «открытых» инноваций в условиях С А

Управление инновационными процессами

Исходной позицией служит имеющаяся бизнес -модель компании и выбранная цель перехода к открытости бизнеса, которая может иметь три типовые разновидности: сохранение, изменение действующей бизнес-модели или выбор новой. Исходя из действующих рыночных условий и возможностей сотрудничества партнеров по бизнесу рассматривались следующие варианты: корректировка действующих партнеров (на основе предварительного анализа производственных возможностей); подбор (отсев) имеющихся с учетом введенных критериев; поиск возможных партнеров по бизнесу (с учетом параметров, выбранных для системы регулирования бизнес-отношений). Результаты послужили входной информацией для блока анализа условий организации партнерства и определения ограничений (см. рис. 4).

Предлагаемая схема распространения инноваций предусматривает определение организационной формы партнерства, с учетом целевых установок и требований внешней среды, а также исследование предпосылок и ограничений создания стратегических альянсов (блок 6 рис. 4).

На основе оценки альтернатив (блок 7) определяются границы открытости бизнеса компании (блок 8) и проводится анализ возможностей использования стратегических альянсов в условиях допустимой «открытости» бизнеса.

Полученные результаты позволяют выбрать допустимую форму сотрудничества (блок 10). Блоки 11^13 служат для преобразования аналитических результатов в организационную модель развития сотрудничества между партнерами, при использовании инновационных решений в условиях частичной «открытости» бизнеса. Исходя из состава участников альянса определяется регламент их взаимодействия (блок 12), оформляются соответствующие соглашения (блок 13), действия по которым сопровождаются контролем инновационного процесса и экономической оценкой выбранной модели партнерства.

Совместное рассмотрение рисунка 1 и рисунка 4 позволяет установить следующие соответствия (для модели распространения открытых инноваций в усло-

виях СА): Х(Р) , - блок 1, (А, Б, В); Сад -

блок 2, (А, Б, В); П(р) - блок 3; А(р) - блок 4; ¥(р) -блок 5, блок 6; в((р) - блок 7,8,9; ЕЛ(р} - блок 10, блок

11, блок 12; У(р) - блок 13; Б(р) - 14.

Функции каждой из представленных составляющих системы должны иметь соответствующие инструкции и нормативы, определяющие пределы открытости и управляемости. Использование предложенных моделей позволит обеспечить определенную организованность в системе взаимодействия партнеров по бизнесу.

По результатам выполненного исследования были подготовлены руководящие материалы по совершенствованию организации инновационной деятельности компании и развитию взаимовыгодных отношений с партнерами по бизнесу, которые были опробованы в условиях действующей компании.

Литература

1. Моисеева, Н. К. Логика бизнеса [Текст] / Под ред. Н. К. Моисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 292 с.

2. Моисеева, Н. К. Стратегические альянсы в современном бизнесе (организационная форма маркетинговых отношений в условиях «открытости» бизнеса) [Текст] / Н. К. Моисеева, Т. Н. Гончарова // Риск: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. -М.: Институт ИТКОР. - 2013. - № 4.

3. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики [Текст]: учебник / Н. К. Моисеева. - М.: Инфра-М, 2008. - 258 с.

4. Остервальдер, А. Построение бизнес-моделей [Текст] / А. Остервальдер, И. Пинье. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 288 с.

И 8 (473) 2-43-76-67

Ключевые слова: «открытые» инновации, модель, эффективность, бизнес, стратегический альянс, бизнес-партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.