Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ РУССКОГО ЯЗЫКА УМК "ГАРМОНИЯ"'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ РУССКОГО ЯЗЫКА УМК "ГАРМОНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЗАДАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА / ИЗУЧЕНИЕ МОРФЕМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курлыгина О. Е.

В статье представлены некоторые результаты исследования возможности применения заданий проблемного характера на уроках русского языка при изучении темы «Состав слова» по учебникам УМК «Гармония» на становление основных логических универсальных учебных действий (анализа, синтеза, классификации) младших школьников. Выделены различия заданий традиционного и проблемного характера. Приведены примеры заданий проблемного характера из учебников и рабочих тетрадей.The paper presents some results of research on the effect the feasibility of the jobs problem character of Russian language lessons while studying the theme «composition of words from textbooks CMD «harmony» on the formation of basic logical universal educational actions (analysis, synthesis, classification), junior high school students. Highlighted the differences of traditional jobs and the problem character. Examples of problematic job nature of textbooks and workbooks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ РУССКОГО ЯЗЫКА УМК "ГАРМОНИЯ"»

ЛИТЕРАТУРА

1. Желтовская, Л. Я. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской : программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л. Я. Желтовская. — М. : АСТ : Астрель, 2008.

2. Иванова, Н. В. Реализация проектной деятельности в начальной школе / Н. В. Иванова. — М. : АРКТИ, 2013.

3. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников : книга для учителя начальных классов / Н. В Матяш, В. Д. Симоненко. — М. : Вентана-Граф, 2007.

4. Поздеева, С. И. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников /

С. И. Поздеева, Т. В. Кузнецова // Вестник ТГПУ. — Сер. «Педагогика начального и общего образования». — 2010. — Вып. 2 (92). — С. 65—69.

5. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — М. : Просвещение, 2008.

6. Примерные программы начального общего образования : в 2 ч. — Ч. 1. — М. : Просвещение, 2008.

7. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1—4 классы: Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир : сборник. — 2-е изд., дораб. — М. : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2010.

8. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 1—4 классы: Учебно-методический комплект «Планета знаний» : программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М. : Астрель ; Влади -мир : ВКТ, 2012.

9. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. — М. : АРКТИ, 2007.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М. : Просвещение, 2011.

В статье представлены некоторые результаты исследования возможности применения заданий проблемного характера на уроках русского языка при изучении темы «Состав слова» по учебникам УМК «Гармония» на становление основных логических универсальных учебных действий (анализа, синтеза, классификации) младших школьников. Выделены различия заданий традиционного и проблемного характера. Приведены примеры заданий проблемного характера из учебников и рабочих тетрадей.

The paper presents some results of research on the effect the feasibility of the jobs problem character of Russian language lessons while studying the theme «composition of words from textbooks CMD

О. Е. КУРЛЫГИНА, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе

Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) miakulpa@mail.ru

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ РУССКОГО ЯЗЫКА УМК «ГАРМОНИЯ»

«harmony» on the formation of basic logical universal educational actions (analysis, synthesis, classification), junior high school students. Highlighted the differences of traditional jobs and the problem character. Examples of problematic job nature of textbooks and workbooks.

Ключевые слова: логические универсальные учебные действия, задания проблемного характера, изучение морфемики

Key words: logic, universal training actions, problemnoog job nature, study morfemiki

Развитие логического мышления у школьников в значительной мере происходит стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления.

Современная система образования сегодня ориентирована на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, сформированность которых является залогом профилактики школьных трудностей. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве главных результатов обучения определены не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия, которыми должны овладеть школьники [5]. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагают овладение младшими школьниками логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям и др. [14]. Именно логическими универсальными учебными действиями обусловлено становление мышления младших школьников.

Задача по формированию и развитию логического мышления об-щепризнана и давно принята педагогическим сообществом. В трудах известных ученых (П. Пиаже, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) отмечалось, что развитие логического мышления у школьников в значительной мере происходит стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассни-

ков, не овладевает начальными приемами логического мышления.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. На уроках русского языка уже в начальной школе есть возможность организовать эффективную работу по формированию и дальнейшему развитию у младших школьников логических универсальных учебных действий, а значит, и логического мышления [1].

Логические универсальные действия складываются у младших школьников в процессе:

3 организации анализа объектов посредством определения признаков, которые делятся на существенные и несущественные;

3 организации процесса синтеза, отражаемого в составлении целого из различных частей, а также в механизме достраивания целого посредством восполнения недостающих элементов;

3 определения различного рода оснований и критериев, позволяющих сравнивать и классифицировать объекты;

3 подведения под понятия и составления следствий;

3 установления причинно-следственной связи, которая представляется из цепочек объектов и явлений;

3 создания логических цепочек, исследования истинности определенного утверждения или умозаключения;

3 составления различного рода гипотез и их обоснования [8].

Особая роль в формировании логического мышления школьников всегда

отводилась проблемному обучению, предусматривающему «создание на уроке проблемных ситуаций и обсуждение возможных подходов к их решению, в ходе которого обучаемые учатся применять ранее усвоенные знания и приобретенные навыки и умения и овладевают опытом (способами) творческой деятельности» [15, с. 241].

Несмотря на то что теория проблемного обучения насчитывает в своем становлении более пятидесяти лет, задания проблемного характера пока не получили широкого распространения в практике обучения русскому языку. Эта ситуация объясняется недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных познавательных задач, а также отсутствием системы подготовки педагога к организации проблемного обучения [6].

Одна из главных целей проблемного обучения — сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний [9].

Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в стихийно складывающемся порядке, а системе умственных операций, которая характерна для решения нестереотипных заданий, требующих творческого осмысления.

Основные отличия проблемного обучения от традиционного проявляются в следующем. При традиционном обучении преподаватель передает школьникам знания в готовом виде — объясняет но-

вый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, добивается понимания детьми нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам он становится транслятором знаний. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т. п. Их деятельность носит репродуктивный характер. При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо предлагает их только на особом предметном содержании; новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными [6].

Таким образом, наряду с проблемными ситуациями, проблемным изложением учебного материала задания проблемного характера являются одним из средств реализации проблемного обучения.

В роли заданий проблемного характера на уроке могут выступать:

3 проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

3 процесс поиска истины (способа, приема, правила решения);

3 различные точки зрения на один и тот же вопрос [6].

Особенности формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка связываются со становлением трех основных логических действий. Прежде всего это анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Затем проведение по заданным критериям сравнения и классификации, состоящих из отдельных операций.

Операция сравнения у младших школь-

Одна из главных целей проблемного обучения — сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

ников имеет особенности: сначала младшие школьники легко выделяют различия, затем постепенно вычленяют и сравнивают сходство. Операция сравнения играет весьма существенную роль в процессе обучения. Формированию у младших школьников операции классификации (систематизации) способствует уже упомянутое действие анализа. С помощью операции классификации на уроках русского языка у младших школьников происходит распределение лингвистических понятий по группам в зависимости от сходства и различия их друг с другом.

Логические универсальные учебные действия являются средством обобщения и систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний из уже имеющихся. Сформирован-ность логических универсальных учебных действий напрямую связана с уровнем развития основных мыслительных операций.

Существуют различные способы формирования логических УУД. Один из способов формирования познавательных логических УУД у младших школьников на уроках русского языка — использование заданий проблемного характера.

Одно из исследований, проведенных на кафедре филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе МГПУ, было связано с определением возможности применения заданий проблемного характера в качестве средства формирования у младших школьников некоторых логических универсальных учебных действий. Для этого, во-первых, выявлялись возможности одного из современных учебно-методических комплексов по русскому языку для организации работы, посвященной формированию у

младших школьников логических универсальных ученых действий, и, во-вторых, анализировалось влияние заданий проблемного характера учебника русского языка (тема «Состав слова») на формирование логических универсальных учебных действий у учащихся 3-го класса.

Значение изучения морфемного состава слова в начальном языковом образовании велико. При получении сведений о составе слова учащиеся приобретают знания о языке, что в целом направлено на повышение их языковой компетенции. Элементарные знания об образовании слов важны для понимания учениками основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Кроме того, наблюдения над образованием слов способствуют пониманию школьниками закономерностей развития языка, положительно влияют на формирование у школьников интереса и внимания к слову [7, с. 142].

Таким образом, основные характеристики заданий проблемного характера заключаются в следующем:

3 создают проблемные ситуации различной степени трудности;

3 содержат один неизвестный элемент (отношение, способ или условия действия), потребность в поиске которого возникает у учащегося;

3 связаны с ранее усвоенными знаниями и умениями;

3 могут использоваться на разных этапах учебной деятельности;

3 могут быть как практическими, так и теоретическими.

Важно отметить, что в заданиях этого типа проблема может скрываться как в формулировке задания, так и в дидактическом материале.

Различия заданий традиционного и проблемного характера (на примере темы »Состав слова»)

Задания традиционного характера Задания проблемного характера

Выдели суффиксы в словах: мячик, ключик, летчик, столик. (Во всех словах есть суффиксы) Выдели суффиксы в словах: мячик, крик, ластик, столик. (Не во всех словах есть суффиксы)

Окончание табл.

Задания традиционного характера Задания проблемного характера

Ьыпиши слово, соответствующее схеме: . " ■■—■ солнышко, побег, побелка (В дидактическом материале есть слово, подходящее данной схеме) Выпиши слово соответствующее схеме: 1 . - солнышко, приморский, побелка (В дидактическом материале нет слова, подходящего данной схеме)

С целью выявления потенциала учебно-методического комплекса (УМК) «Гармония» по русскому языку (авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко) для организации работы, направленной на формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе выполнения заданий проблемного характера при изучении темы «Состав слова», был проведен анализ учебного материала по следующим направлениям:

3 выявление в пояснительной записке программы установок в отношении работы по формированию логических универсальных учебных действий;

3 обнаружение в учебниках и рабочих тетрадях заданий проблемного характера по теме «Состав слова», направленных на формирование логических универсальных учебных действий анализа и классификации.

В пояснительной записке программы названы конкретные задачи обучения, большая часть которых в той или иной мере обеспечивает формирование логических универсальных учебных действий учащихся:

«— осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

— строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

— подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков» [13].

Тема «Состав слова» изучается во 2-м и 3-м классах, поэтому для анализа были выбраны учебники русского языка и соответствующие рабочие тетради [2; 3; 10; 11; 12].

Представим перечень формируемых логических универсальных учебных действий и примеры соответствующих заданий.

3 Организация анализа объектов посредством определения существенных и несущественных признаков.

Задание 1 Родственные ли слова в каждой группе? Какие добавишь? Где есть «чужие»? грибок * гриб * грибной * ... (кто?) хлопки * хлопушка * ... (что делать?) дар * подарок * ... (что делать?) * удар

белеть * белый * побелеть * белка Из каждой группы выпиши родственные слова, добавь и свои [10].

Задание 2 Ответь на вопросы малыша:

— А слова сахар и конфета родственные? Конфета ведь сладкая.

— А варенье и компот? Они же из вареных ягод.

Так сахар и конфета, варенье и компот — родственные слова? Объясни свой ответ [10].

Задание 3 Выполни задание и ответь на вопросы ученика. Сколько подберешь родственных слов к словам лед и снег? Выделяй корень.

— А слова сосулька, каток подойдут? Они же изо льда. А сугроб? Он ведь из снега [10].

Задание 4 Ты, конечно, знаешь, что такое погремушка. А можешь сразу сказать, как устроено это слово? Например, есть в нем такая же часть, как в слове ушко [10]?

Анализу также подверглись учеб ные материалы тетрадей-задачни ков (рабочих тетрадей) по рус скому языку, составляющие ком плект с учебниками.

3 Определение различного рода оснований и критериев, позволяющих сравнивать и классифицировать объекты.

Задание 1 Прочитай текст.

Пришли на огород работники. И ну пропалывать сорняки! Не расти сорнякам! Не засорят они землю!

Выпиши в первый столбик изменения одного и того же слова, выдели окончания.

Во второй столбик запиши другое слово из той же семьи. Докажи, что слова од-нокоренные [10].

Задание 2 Запиши слова в два столбика: одно-коренные слова и формы одного слова.

дорога * дорожная * дороги * на дороге * дорожка * придорожная * подорожник

снег * снеговик * снежки * под снегом * из-под снега * снегурочка [11].

Задание 3 Собери вместе семью родственных слов. Как ты их узнаешь?

рыба * ловить * рыбка * окунь * рыбачить * рыбный

Выпиши родственные слова в первый столбик. Определяй, что они называют: предмет, признак, действие?

Запиши во второй и третий столбики слова, которые остались.

Припиши в два последних столбика только те слова, которые ты считаешь родственными: окунек, окунул, улов, ловкий. Почему два слова опять остались [10]?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализу также подверглись учебные материалы тетрадей-задачников (рабочих тетрадей) по русскому языку, составляющие комплект с учебниками.

Приведем некоторые примеры заданий проблемного характера из рабочих тетрадей.

3 Организация анализа объектов посредством определения существенных и несущественных признаков.

Задание 1

Все ли слова однокоренные? Как это узнаешь?

учить * учитель * участок * ученик * выучить * отметка * учебник * научить * ручка

В однокоренных словах отметь корень, а над другими поставь знак «-» [3].

Задание 2

Прочитай три текста. О чем они? Придумай и впиши такое название, в котором раскрывается тема всех отрывков.

а) Мы с папой пошли покупать елку. Нам понравилась небольшая елочка, чуть больше меня. Чудо, какая славная!

б) В гостиную втащили большую мерзлую елку. Дерево подняли. От ели веяло холодом. Но понемногу ветви оттаяли и распушились. По всему дому запахло хвоей.

в) Дмитрий привез из леса небольшую очень пушистую елку. Ее внесли в дом. Сразу запахло смолой, зимними праздниками. Я стал развешивать разные елочные украшения. Не прошло и часу, как деревце было уже наряжено.

Найди в текстах и подчеркни родственные слова. Какая семья слов у тебя образовалась?

А разве не нужно было выписать из второго отрывка слово дерево, а из третьего— деревце? Они же тоже о елке [2]!

Задание 3

Предположи, какая приставка в первой паре слов. А какой суффикс в последней паре?

Побежал — победил, столик — крик, листик — ластик, ухожу — ухо, полет — полевой, урок — дружок, летчик — мячик, сделать — смешить [2].

3 Определение различного рода оснований и критериев, позволяющих сравнивать и классифицировать объекты.

Задание 1 Составь справочник «Суффиксы русского языка».

Начни справочник с приставок записанных тобой слов. Пиши только приставки, располагай их в том порядке, в котором мы называем их значения: 3 движение вокруг чего-то; 3 движение через что-то; 3 движение внутрь; 3 приближение к чему-то; 3 удаление от чего-то; 3 движение наружу [3].

Задание 2 У осы не усы, не усищи, а усики. Сначала выпиши в справочник суффиксы из скороговорки. В какой столбик

ты их запишешь: в «Суффиксы названий предметов» или в «Суффиксы названий признаков» [3]?

Таким образом, учебные материалы учебников русского языка УМК «Гармония» в разделе «Состав слова» обладают потенциалом формирования у младших школьников некоторых логических универсальных учебных действий, поскольку содержат в комплексе упражнений задания проблемного характера, обеспечивающие и наблюдение над фактами языка, и усвоение способов действия при решении грамматических и орфографических задач, что в целом способствует становлению логического мышления у младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Истомина, Н. Б. Условия достижения метапредметных результатов в начальной школе / Н. Б. Истомина, О. Е. Курлыгина, И. В. Потапов // Стандарты нового образования. — 2014. — № 2. — С. 47—53.

2. К тайнам нашего языка : тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 2 класса общеобразоват. учреждений : в 3 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. — 10-е изд. — Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. — 72 с.

3. К тайнам нашего языка : тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений : в 3 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. — 9-е изд. — Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. — 64 с.

4. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. — М.: Знание, 1974. — 64 с.

5. Ливенцова, Л. А. Современные подходы к преподаванию в условиях реализации и введения ФГОС / Л. А. Ливенцова // Методист. — 2014. — № 3. — С. 57—63.

6. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. — М. : Директ-Медиа, 2008. — 392 с.

7. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М. : Юрайт, 2016. — 468 с.

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с.

9. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик [и др.]. — М. : Академия, 2007. — 383 с.

10. Русский язык: К тайнам нашего языка : учебник для 2 класса общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. — 9-е изд. — Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. — 144 с.

11. Русский язык: К тайнам нашего языка : учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. — 9-е изд. — Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. — 144 с.

12. Русский язык: К тайнам нашего языка : учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. — 9-е изд. — Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. — 160 с.

13. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония» : сборник программ. — Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. — 208 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М. : Просвещение, 2010. — 110 с.

15. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А. Н. Щукин. — М., 2008. — 746 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.