УДК 373.3.46
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью данного исследования является анализ моделей начального образования с точки зрения развития речи учащихся. Все учебники традиционной и развивающей моделей обучения имеют сходство в содержании, структуре, однако, учитель нередко испытывает трудности в выборе и применении наиболее конструктивных методов и подходов, позволяющих не только соблюсти концепцию того или иного учебника и программы, но и сделать процесс обучения интересным, понятным, эффективным, способствующим формированию языковой личности школьника, развитию его языковой и речевой способностей.
Ключевые слова: Начальная школа, модели инновационного и традиционного обучения, вариативные авторские программы и учебники, развитие речи, речевая способность.
Е. А. Хованская
Орловский
государственный
университет
e-mail:
Введение
В настоящее время в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» [ 26, С. 54]. происходит процесс упорядочения существующих систем и моделей, обеспечивающих процесс обучения всем школьным предметам. В соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования установлены результаты освоения всех обязательных учебных предметов, в том числе и русскому языку.
Основными задачами реализации содержания предметной области Филология являются: «Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности» [16, С. 54].
Обучение русскому языку в начальной школе реализуется в ряде систем и моделей инновационного (система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) и традиционного обучения («Начальная школа 21 век», «Школа 2000 - 2100», «Гармония»). Востребованными моделями обучения также являются вариативные авторские программы и учебники по русскому языку для начальной школы В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина; Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой; Л.Я. Желтовской, А.Ю. Купаловой; Т.Г. Рамзаевой .
Модели традиционной системы начального образования «Гармония», «Школа 2000 — 2100», «Школа XXI века»
В традиционную систему образования начальной школы входят три образовательные модели по дисциплине «Русский язык»: «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Школа 2000 - 2100». Рассмотрим более подробно содержание, структуру, принципы построения каждой образовательной модели в отдельности.
Образовательная модель «Гармония» (научный руководитель - профессор Н.Б. Истомина; авторы комплекта: Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, О.Т. Поглазова, Н.М. Конышева) [15, С. 34-38] специфична по своей сути. Она построена на основе синтеза традиционной и развивающейся систем обучения и соответствующих методических положений.
«Гармония» соответствует основным направлениям модернизации школьного образования: гуманизация и гуманитаризация образования, дифференцированный, деятель-ностный и личностно ориентированный подходы к обучению. Обеспечивается перспективное направление и тесная взаимосвязь между педагогическим образованием учителя рус-
ского языка и его непосредственной профессиональной деятельностью в общеобразовательном учреждении.
Концепция учебников «Гармония» сводится к следующим положениям:
1. Личностная направленность в обучении определяется осознанием школьником значимости родного русского языка и своей личности, безупречно владеющей языковыми и речевыми навыками.
2. Ориентация на коммуникативный подход в изучении русского языка, то есть становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, письма и слушания.
3. Развитие лингвистического мышления с опорой на языковую интуицию (языковое чутьё), а также природное чувство слова и интерес к изучению языка.
4. Обеспечение грамотности школьников за счёт системного развития орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.
Программа ставит своей целью формирование речевой культуры, выработку коммуникативных умений.
В модели непрерывного лингвистического обучения «Начальная школа XXI века» (научный руководитель - профессор Н.Ф. Виноградова; автор учебника «Русский язык» 2-4 классы С.В. Иванов и другие) прослеживается линейный подход в изложении учебного материала [18].
Учебно-методический комплект основывается на принципе природосообразности обучения, то есть доступности и соответствия потребностям детей данного возраста, учёта их познавательных особенностей.
Работа по развитию речи строится на реализации языка к конкретной речевой ситуации. Учебник направлен на то, чтобы научить правильному и уместному выбору языковых средств в зависимости от условий речевой ситуации.
Курс русского языка состоит из трёх блоков: «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний), «Правописание» (формирование навыков грамотности, безошибочного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки в совокупности объединённых уроков реализуют определенную цель обучения.
Блоковая подача материала объединяется целью обучения - сформировать «исследователя» языка и речи (реализация поисково-исследовательской деятельности). Ученик может высказать предположение (рубрика «Выскажи предположение»), наметить и обосновать пути решения выдвинутой проблемы, вступить в спор, приводя необходимые аргументы в пользу своей точки зрения (рубрика «Проверь себя»).
Логика подачи материала соответствует логике языка: каждая новая тема опирается на предыдущую. Объектами изучения выступают единицы разных уровней: звук, морфема, слово, предложение, текст. Усиление самостоятельности, наличие большого количества заданий проблемного и поискового характера, творческих упражнений, опора на моделирующую деятельность - все это присуще методической модели «Начальная школа XXI века».
Внимание авторов программы сосредоточено на творческом подходе, установлении проблемы, поиска и пути исследования языка. Элементы развития речевой способности затронуты в отдельных блоках методической модели.
Образовательная модель «Школа 2000 - 2100» (научные руководители - академик А.А. Леонтьев и Л.Г. Петтерсон; авторы учебников «Моя любимая Азбука», «Русский язык -первые уроки», «Русский язык» во 2-4 классах Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) состоит из двух блоков: обучение грамоте в 1 классе и русский язык в 1-4 классах, что составляет непрерывный курс обучения русскому языку в начальной школе [1].
Цель обучения русскому языку предполагает развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности; формирование элементарной лингвистической компетенции.
С учётом культурно ориентированных и деятельностно ориентированных принципов методической модели «Школа 2000 - 2100» программой данного курса намечены содержательно-методические линии, определяющие развитие детей и непрерывность учебного процесса:
- овладение грамотой (чтением и письмом как видами речевой деятельности), на её базе - основами функциональной грамотности, развитие умений слушания и говорения;
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря, овладение грамматическим строем речи;
- овладение различными видами письменной и устной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь);
- овладение орфографией и пунктуацией;
- овладение умениями и навыками восприятия, понимания и анализа текстов;
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- выявление воспитательного потенциала родного языка;
- развитие у детей чувства языка.
При изучении частей речи принципиальное значение уделяется их роли в предложении, тексте, употреблении в речи; подборе синонимов и антонимов; составлении тематических групп слов.
Работа по развитию речи ведется в нескольких направлениях:
1) обогащение словарного запаса учащихся;
2) развитие грамматического строя речи (анализ и посторенние словосочетаний и предложений);
3) развитие связной устной и письменной речи;
4) обучение правильному произношению слов, постановке ударения, интонированию.
Данная модель обучения, на наш взгляд, наиболее эффективна в плане развития речи, так как при изучении русского языка происходит соединение лексико-грамматического изучения языковых единиц и развития речи.
Модели развивающей системы начального образования: система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Основу развивающей системы начального образования представляют: система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [17].
Система Л.В. Занкова, заложенная в развивающей модели образования, выстроена с учётом следующих лингвометодических принципов:
1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудностей.
2. Значимость теоретических знаний и быстрый темп прохождения учебного материала.
3. Осознанность школьниками процесса обучения.
4. Многогранность, процессуальность, вариативность.
5. Самостоятельность учащихся в открытии и усвоении новых знаний.
6. Учебный материал должен развивать мышление.
В содержании учебников («Русский язык» для 1-4 классов, автор А.В. Полякова) развивающего характера образовательной модели системы Л.В. Занкова реализованы следующие положения:
- поисковый характер заданий способствует раскрытию изучаемого понятия, правила, действия как индуктивным, так и дедуктивным путями познания в зависимости от характера раскрываемых знаний;
- результаты самостоятельной деятельности сличаются с содержащимися в учебнике, в соответствии с темой изучения, определениями, правилами, способами действий;
- применение усваиваемых знаний во взаимосвязи с ранее изученным (осуществление принципа преемственности);
- обучение грамоте является первоначальной ступенью изучения русского языка в системе дисциплин начальной школы. Структура комплекта пособий состоит из «Азбуки», «Рабочих тетрадей по чтению», «Тетрадей по письму». Дисциплина «Русский язык» изучается как система русского языка и как повседневная речевая деятельность. Основным методом познания является определение соответствия или несоответствия используемых языковых средств данной речевой (устной или письменной) ситуации. Освоение нового материала позволяет расширять существующие языковые связи и опираться на ранее изученное.
Следует отметить, что автор так расположил материал, чтобы учащиеся сначала выполняли ряд упражнений, задания которых подготавливают школьников к умению пользоваться определенным алгоритмом действий (например, по склонению прилагательных мужского, среднего и женского рода с твердой и мягкой основами).
Изучение на большом уровне сложности, темп прохождения материала обеспечи-
ваются направленностью программы. Развитию речи уделяется большое внимание как на научном уровне, так и на бытовом, повседневном.
Система Л.В. Занкова ориентирована на общее развитие учащихся, которое понимается как развитие психических качеств индивида, а именно: интеллекта, воли, чувств, способностей, являющихся первоосновой для формирования языковых и речевых знаний, умений, навыков. Новые дидактические принципы меняют подход к обучению, методическая модель является не только системой обучения, но и выявления, и анализа результатов усвоения знаний, умений и навыков.
Быстрый темп прохождения материала, обучение на большом уровне сложности, осознанный подход к изучению разделов языка являются, по нашему мнению, наиболее эффективными в системе инновационного обучения.
Образовательная модель системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова разработана с учётом логико-психологических положений, разработанных В.В. Давыдовым:
• усвоение знаний абстрактного характера предшествует знакомству с конкретными знаниями;
• знания усваиваются в процессе анализа условий их происхождения;
• учащиеся должны уметь обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний;
• выявленное отношение воспроизводится в особых предметных, буквенных или графических моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде;
• учащиеся конкретизируют генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от частного к общему и обратно;
• переход от выполнения действий в умственном плане к их выполнению во внешнем и обратно.
Предметом усвоения в программе положен фонематический принцип письма, приводящий детей усвоению теории родного языка. В традиционной программе обучения русскому языку решение какой-либо орфографической задачи происходит с опорой на знание конкретного правила.
В развивающей программе выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Содержание ведущего принципа письма раскрывается в связи с осознанием учащимися отношений между звуковым обликом слова и его значением, между звуковым обликом слова и его буквенным соответствием.
Развитие речи опирается на высокий мыслительный потенциал учащихся. Учебник направлен на то, чтобы каждый отдельный школьник смог самостоятельно в ходе умственных, а затем и практических действий овладеть системой речевых понятий, реализованных как в устой, так и письменной речи.
Вариативные учебники и программы традиционной системы
начального образования: Коммуникативно-ориентированный курс русского языка Л.Я. Желтовской
Новый коммуникативно-ориентированный курс отличается непрерывностью изучения русского языка с первого по одиннадцатый класс [17].
Основной задачей является формирование и совершенствование умений свободно и коммуникативно оправданно пользоваться родным языком в различных формах, видах, жанрах речи.
В отличие от сложившейся практики начального обучения русскому языку, где внимание акцентировано на изучении теории языка и правил орфографии, в новом курсе целью обучения становится коммуникация, то есть умение пользоваться всеми видами речевой деятельности. Коммуникативная цель является первоосновой обучения, так как сочетает в себе различные функции языка, а именно: познавательную, регулятивную, этико-эстетическую, системообразующую и другие.
Изменяется содержание курса, которое развертывается не в логике науки о языке, а в направлении развития коммуникативно-познавательной деятельности учащихся при
изучении языка. Освоение курса начинается не с усвоения речеведческих терминов, а с осмысления детьми значения слова, его смысла.
Знание системы языка, его уровневого строения очень важно для хорошего и отличного владения речью. Языковые единицы раскрываются с позиции их значения, назначения и функции в речи.
Язык и речь выступают как части целостного процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка к речи, от лексики к грамматике.
Применение деятельностного подхода эффективно для объединения языкового и речевого содержания курса в единое целое. Ориентиром в обучении в рамках данного подхода становится структура любой сознательной деятельности человека: мотив, ориентировка, планирование, реализация замысла, контроль.
Содержание программы коммуникативно-ориентированного курса обучения состоит из двух разделов - «Речевой общение», «Язык как средство общения».
Речевое общение понимается как процесс взаимодействия людей с помощью языка для достижения определенного результата. Через общение происходит восприятие и передача смысла.
В разделе «Язык как средство общения» уделяется внимание строю русского языка, рассматриваются вопросы взаимодействия разных языковых средств (звуков, букв, слов, словосочетаний, предложений, текстов).
Деятельностный подход способствует объединению в единое целое языкового и речевого содержания курса.
Курс русского языка Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, построенный на познавательной активности и самостоятельности учащихся
Программа и учебники русского языка для 1-4 классов [1-7] построены с учётом следующих методических положений:
- Программа и учебники начальных классов являются органической частью общего курса русского языка и литературы средней школы.
- Программа курса ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие учащихся.
Усвоение языка основывается на знании системы грамматических понятий, принципов письма и системы правил письма и правописания, особенностей устной и письменной речи.
- Программа и учебники ориентированы на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и «чувству языка», свойственного детям.
Изучение русского языка также целенаправленно формирует у детей познавательную самостоятельность в умении планировать учебную работу, способности к самооценке и самоконтролю, умение пользоваться справочным материалом (таблицами, схемами, словарями).
Организация учебного процесса построена на сотрудничестве учителя и обучающихся, а также последних друг с другом. Такая организация обогащает познавательный опыт младших школьников; поисковые и проблемные ситуации развивают самостоятельность мышления, активизируют учебно-познавательную деятельность школьников.
В сравнении с базовой программой данные учебники отличаются более высоким теоретическим уровнем, логикой организации курса грамматики и правописания.
Грамотность учащихся обеспечивается знакомством школьников начального звена с принципами русского правописания (без термина).
Единицы языка изучаются на синтаксической основе. Предложение является основной единицей изучения. Каждая тема содержит специально выделяемый авторами программы и учебников перечень грамматических знаний и умений, которые служат основой правописания.
Курс построен в русле проблемного обучения. Содержание учебного материала представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем. Психолого-педагогические особенности построения тематических разделов раскрываются в определенной последовательности.
Обучение грамоте по программе В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько
Изучение русского языка в начальной школе особенно важно для языкового образования и речевого развития, а также для дальнейшего углубления и расширения знаний о родном языке.
Программа обеспечивается учебниками «Русская азбука», «Русский язык. 1 класс».
Структура и содержание программы состоит из следующих курсов [17]:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (внеклассное и классное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Каждый курс предполагает развитие речи, что непременно связано с чтением и письмом, слушанием и говорением, которые обеспечивают полноценное речевой развитие, осознанное владение языком.
В программе и учебниках большое внимание уделяется формированию нравственно-эстетических представлений, культуре речевого поведения, развитию творческих способностей, развитию логического и образного мышления, освоению учебной деятельности, овладению приёмами самостоятельной работы, развитию интереса к процессу обучения.
Учебная деятельность является новой для детей младшего школьного возраста, поэтому учителю следует так рационально организовать урок, чтобы учащиеся были заинтересованы в получении знаний как с помощью учителя, так и самостоятельно, не уставали от процесса учения.
На уроках обучения грамоте первоклассники учатся слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих.
Программа и учебники построены с учётом психофизиологических особенностей детей, основываются на реализации дидактических принципов преемственности и перспективности, самостоятельности, доступности. Особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию речевых умений и навыков.
Реализация концепции развивающего языкового образования
в учебниках «Русский язык» для 1-4 классов автора Т. Г. Рамзаевой
Цельность курса русского языка в учебниках Т.Г. Рамзаевой заключается во взаимосвязи и взаимообусловленности языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в рамках развивающей познавательной деятельности [19]. Проявлением принципа взаимосвязи языкового образования и речевого развития школьника является коммуникативно-деятельностная направленность обучения.
Коммуникативная направленность является актуальной на современном этапе обучения языку и способствует усвоению теории языка и обеспечению речевого общения. Языковое образование не ограничивается усвоением знаний из области лексики, фонетики, грамматики, словообразования и формированием навыков грамотного письма, а также ориентировано на овладение речевой деятельностью, обеспечивающей полноценную реализацию языковых умений в устной и письменной форме.
В каждом классе происходит целостное изучение лингвистики как совокупности фонетических, лексических, словообразовательных, лексических подсистем языка. В соответствии с системно-концентрическим принципом построения русского языка усвоение учебного материала происходит блоками, выделение которых основывается на взаимосвязях и взаимозависимостях между его компонентами.
Деятельностный подход к обучению обуславливает методическую концепцию развивающего обучения в содержании учебников. В этом отношении благоприятно воздействуют на систему учебных задач сведения операционного характера (сведения о способах деятельности), материал для наблюдения за языковыми явлениями, специальные задания, развивающие лингвистическую зоркость, интерес к языку, разнообразные упражнения, поэтапно формирующие умения с учётом их структуры.
Курс русского языка выстроен таким образом, чтобы учащиеся начальной школы осознали роль изучаемых единиц (слово, предложение, текст) языка в общении, смогли точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.
Обучение в школе языку как средству общения носит взаимообусловленный характер: части речи изучаются на базе предложения, лексика рассматривается во взаимосвязи со словообразованием и морфологией, орфографические умения формируются на основе знаний из области фонетики, словообразования, морфологии и т. д. Таким образом, реализуется преемственность между единицами разных уровней языка, их фонетическими, лексическими и грамматическими особенностями.
Заключение
Существующие авторские программы и учебники реализуют федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования, утвержденный Министерством образования и науки [26], и позволяют решить задачи по овладению школьниками начальным языковым образованием. Умение владеть языком и речью оценивается для каждого ученика отметкой и является достаточным для начальной школы.
Все учебники традиционной и развивающей моделей обучения сходны по содержанию, структуре, в каждом из них соблюдены принципы преемственности между курсами языка и перспективности в изучении материала. В учебниках предметом изучения является система языка и особенности речевой деятельности: чтения, говорения, письма и слушания. Каждый учебно-методический комплекс сопровождается методическим комментарием и поурочным планированием.
Однако, анализируя действующие модели обучения, мы пришли к выводу, что учитель нередко испытывает трудности в выборе и применении наиболее конструктивных методов и подходов, позволяющих не только соблюсти концепцию того или иного учебника и программы, но и сделать процесс обучения интересным, понятным, эффективным, способствующим формированию языковой личности школьника, развитию его языковой и речевой способностей.
Список литературы
1. Бунеев Р. Н. Русский язык: учебники для 2-4 кл. нач. шк. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина; под научн. ред. акад. А. А. Леонтьева. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2006.
2. Зеленина Л. М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учеб. для 1 кл. нач. шк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 143 с.
3. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2005. - 143 с.
4. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк.. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2006. - 144 с.
5. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык: учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. - Изд. 4-е. М.: Просвещение, 2007. - 175 с.
6. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык: учеб. для 3 кл. нач. шк.. В 2 ч. Ч. 1. - Изд. 4-е. М.: Просвещение, 2007. - 158 с.
7. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык: учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. - Изд. 3-е. М.: Просвещение, 2007. - 191 с.
8. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык: учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. - Изд. 3-е. М.: Просвещение, 2007. - 175 с.
9. Иванов С. В. Русский язык: учеб. для учащихся 2 класса общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова [и др.]. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Вентана - Граф, 2007.
- 160 с.
10. Иванов С. В. Русский язык: учеб. для учащихся 2 класса общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова [и др.]. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Вентана - Граф, 2007. - 160 с.
11. Иванов С. В. Русский язык: учеб. для учащихся 3 класса общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова [и др.]. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Вентана - Граф, 2007.
- 160 с.
12. Иванов С. В. Русский язык: учеб. для учащихся 3 класса общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова [и др.]. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Вентана -Граф, 2007. - 160 с.
13. Иванов С. В. Русский язык: учеб. для учащихся 4 класса общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова [и др.]. - М.: Вентана - Граф, 2006. -144°.
14. Иванов С. В. Русский язык: учеб. для учащихся 4 класса общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч. 2 / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова [и др.]. - М.: Вентана - Граф, 2006. -144е.
15. Истомина Н. Б. Особенности учебно-методического комплекта «Гармония»// Начальная школа. 2002. №2. - С. 34-38.
16. Приказ № 1241 от 26 ноября 2010 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 // Справочно-правовая система « КонсультантПлюс»
17. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4) в двух частях. В 2 ч. Ч. 1. / Сост. Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. - 2-е изд. М.: Просвещение, 2001. - 320 с.
18. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI век»; рук. проекта проф. Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 144 с.
19. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1-4 классы: программа для общеобразовательных учреждений / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2006. - 47, [1] с.
20. Репкин В. В. Русский язык: учеб. для 2 класса четырехлет. нач. шк. (Система Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 1 / В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова. - Изд. 7-е. - М.: Ви-та-Пресс, 2006. - 160 с.
21. Репкин В. В., Некрасова Т. В., Восторгова Е. В. Русский язык: учеб. для 2 класса четырехлет. нач. шк. (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 2. - Изд. 9-е. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 112 с.
22. Репкин В. В., Некрасова Т. В., Восторгова Е. В., Чеботкова Л. В. Русский язык: учеб. для 3 класса четырехлет. нач. шк. (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 1. - Изд. 6-е. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 176 с.
23. Репкин В. В., Некрасова Т. В., Восторгова Е. В., Чеботкова Л. В. Русский язык: учеб. для 3 класса четырехлет. нач. шк. (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) [Текст]. В 2-х частях. Часть 2. -Изд. 6-е. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 176 с.
24. Репкин В. В., Некрасова Т. В., Восторгова Е. В. Русский язык: учеб. для 4 класса четырехлет. нач. шк. (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 1. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Вита-Пресс, 2006. - 192 с.
25. Репкин В. В., Некрасова Т. В., Восторгова Е. В. Русский язык: учеб. для 4 класса четырехлет. нач. шк. (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 2. - Изд. 6-е. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 192 с.
26. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
SPEECH DEVELOPMENT OF STUDENTS IN VARIOUS MODELS OF PRIMARY EDUCATION
The purpose of this study is to analyze the patterns of primary education from the point of view of language development students. All traditional textbooks and educational learning models are similar in content, structure, however, the teacher often had difficulties in selecting and applying the most effective methods and approaches that not only comply with the concept of a textbook and software but also make learning interesting, understandable, effective, contributing to the formation of the language identity of students, the development of its language and speech abilities.
Key words: primary school, a model of innovation and traditional learning variant author programs and tutorials, speech development, speech ability.
Е. А. Khovanskaya
Orel State University e-mail: