Научная статья на тему 'Готовность современных УМК по русскому к реализации новых стандартов по начальному образованию'

Готовность современных УМК по русскому к реализации новых стандартов по начальному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люгзаева С. И.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием универсальных учебных действий в рамках курса русского языка. В процессе анализа образовательных программ «Перспективная начальная школа», «Школа 2100» выясняются их возможности для формирования у младших школьников познавательных универсальных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность современных УМК по русскому к реализации новых стандартов по начальному образованию»

- анализируем характер изменения знака производной:

• при q < qextr = 4 ^ ж'(q) < 0 и прибыль убывает.

• при q > qextr = 4 ^ n\q) > 0 и прибыль возрастает.

Следовательно, в точке экстремума qextr = 4 прибыль принимает минимальное значение, и таким образом объем производства не является оптимальным для фирмы.

- принятие решения.

Каким же будет оптимальный объем выпуска для фирмы? Ответ на этот вопрос зависит от дополнительного исследования производственных мощностей фирмы. Если фирма не может производить за рассматриваемый период больше 8 единиц продукции (p(q = 8) = p(q = 0) = 10), то оптимальным решением для фирмы будет вообще ничего не производить, а получать доход от сдачи в аренду помещений и/или оборудования. Если же фирма способна производить за рассматриваемый период больше 8 единиц продукции, то оптимальным решением для фирмы будет выпуск на пределе своих производственных мощностей.

Существует большое количество задач классической школьной математики, легко преобразуемых в задачи с экономическим содержанием, приведенные примеры являются наглядным подтверждением возможности построения интегрированных дидактических материалов по математике и экономике во всех классах общеобразовательной школы.

Список литературы:

1. Иванов А.П., Иванов A.A. Математика: Пособие для подготовки к ЕГЭ и поступлению в вузы. - М.: Изд-во МФТИ, 2008.

2. Иванов А.П., Иванов А. Тематические тесты для систематизации знаний по математике: учеб. пособие. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МФТИ, 2008. - Ч. 1 [2].

3. Замков О.О., Толстопятенко A.B., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике. - М.: Изд-во «ДИС», 1998.

ГОТОВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ УМК ПО РУССКОМУ К РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ПО НАЧАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

© Люгзаева С.И.*

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева,

г. Саранск

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием универсальных учебных действий в рамках курса русского языка. В процес-

* Доцент кафедры Методики начального образования, кандидат педагогических наук.

се анализа образовательных программ «Перспективная начальная школа», «Школа 2100» выясняются их возможности для формирования у младших школьников познавательных универсальных действий.

В программе по русскому языку отмечено, что важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: интеллектуальных, познавательных, организационных [1, с. 11]. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. На ступени начального образования, отмечается в программном документе, должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия:

- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);

- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;

- ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;

- умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи [4, с. 11].

В рамках общеучебных действий учащиеся должны уметь: формулировать цели; искать и анализировать информацию; овладеть приемом моделирования; структурировать знания; составлять устные и письменные высказывания; оценивать свои действия; осознавать прочитанное; формулировать проблемы.

У учащихся начальных классов должны быть сформированы такие логические операции: умения анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии и другие, являющиеся основой усвоения общего приема решения задач. Данное универсальное учебное действие может рассматриваться как мо-

дельное для системы познавательных действий. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями. С помощью этих задач формируются предметные знания, умения, навыки. На уроках русского языка учащиеся решают различные лингвистические задачи.

В данной статье рассмотрим возможности учебников русского языка образовательных моделей «Перспективная начальная школа», «Школа 2100» для реализации универсальных учебных действий.

Итак, к познавателъныым универсальным действиям относятся: общеучебные, универсальные логические действия и коммуникативные действия.

В настоящее время в школьной практике используются более 9 УМК по русскому языку. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы образовательной системы «Школа 2100», «Перспективная начальная школа» свидетельствуют, что в учебниках предусмотрена совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Интересные задания предусмотрены для организации фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Сформулированные в учебниках задания позволяют использовать все эти формы при создании проблемных ситуаций, поиске решения проблемы, закреплении знаний, а также во время организации тренинговых упражнений.

Познавательные универсальные действия направлены на формирование умений выделять и формулировать познавательную цель; извлекать информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать эффективные способы решения задач; использовать различные виды чтения; делать логические выводы и т.п. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-симво-лические действия. Обучение младших школьников по образовательным моделям «Перспективная начальная школа», «Школа 2100» предполагает применение разных знаково-символических средств (знаки, буквы, схемы и др.), выступающих способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи. Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. В состав учебного моделирования входят: предварительный анализ текста задачи; перевод текста на знаково-символиче-ский язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами; построение модели; работа с моделью; соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами). Покажем применение вышеназванных приемов на примере работы с текстом на уроках русского языка в 4 классе. Следует отметить, что в учебнике русского языка М.Л. Каленчук и др. для 4 класса (ч. 1-2) встречаются разнообразные тексты по типам, жанрам, стилям. К ним даются различные за-

дания, связанные с анализом текста. Например, при выполнении упр. 73, с. 98, ч. 1 предполагается работа над осмыслением текста. Учащимся дается задание: прочитай отрывок из рассказа. Ты помнишь, как называется этот рассказ? А кто его автор? Далее проводится работа над словами, суффиксами, их моделями и так далее. (Запиши предложения на цветном фоне, объясняя написание пропущенных глагольных суффиксов. После каждого глагола с пропущенным суффиксом напиши в скобках его начальную форму. Общие для двух глагольных форм суффиксы выдели и подчеркни. Выпиши столбиком слова, выделенные жирным шрифтом. Покажи, как образовано каждое из выделенных слов. Разбери их по составу); упр. 149, с. 175. Прочитай рецепт из «Книги о вкусной и здоровой пище». (Чтение текста «Салат из рыбного филе»).

Каких однородных членов предложения в этом рецепте больше? Почему? Какие однородные члены, кроме однородных сказуемых, есть в последнем предложении?

А ты знаешь рецепт приготовления какого - нибудь блюда? Например, весеннего или летнего салата?

Попробуй составить его так, чтобы было понятно, какие овощи понадобятся, что именно и в какой последовательности надо делать. Посоветуйся с домашними, а потом запиши рецепт в тетрадь [3]. Выполняя упражнения подобного типа, учащиеся учатся анализировать текст, делать выводы, обобщения, т.е. решать учебные задачи.

На развитие такого рода учебных действий в учебниках русского языка образовательной программы «Школа 2100» представлены разнообразные упражнения. Например, упр. 343, с. 87 (3 класс). Составь предложения с данными сочетаниями слов так, чтобы получился текст. Озаглавь и запиши текст. Упр.182, с. 126, ч. 1 (3класс). Собери «рассыпанные» предложения. Получились ли тексты? Почему? Докажи и так далее; упр. 75, с. 63 (4 класс). Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм). «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть ... 2. Посчитать ... 3. Если ... 4. Найти границы ... 5. Выделить ... 6. Поставить ...

Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с. 140-141. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений [2].

Поиску и анализу информации способствуют упражнения, связанные с работой с различными словарями: толковым, орфографическим («Пиши правильно»), орфоэпическим («Произноси правильно»), фразеологическим (словарь устойчивых выражений), этимологическим (словарь происхождения слов), обратным, словообразовательным (словарь образования слов). Например, упражнения, включающие работу с обратным словарем, в учебнике М.Л. Каленчук и др. встречаются часто. Упр. 95, с. 126. Открой

Обратный словарь на -ь. Найди глаголы на -ять. Подтверди, что у глаголов в первом столбике усекаемая основа, а у глаголов во втором столбике -неусекаемая. Итак, что ты можешь сказать о глаголах 1 спряжения? У них усекаемая или неусекаемая основа? [3].

Работа с различными словарями предусмотрена и в учебниках Р.Н. Бу-неева и др. Например, упр. 12, с. 14 (4 класс). Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарем, словарем иностранных слов. Орфография, хореография пиктограмма, география графика, графология, графоман... Если сможешь, продолжи этот ряд слов; упр. 5, с. 40 (4 класс). Прочитай текст, какие еще слова греческого происхождения от слова ^арИо (пишу) есть в русском языке? Запиши несколько таких слов. Воспользуйся энциклопедическим словарем юного филолога [2].

Коммуникативные учебные действия направлены на формирование у младших школьников умений слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде; уметь формулировать высказывание.

Система работы по развитию речи четко выстроена во всех учебниках по русскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи.

Например, упр. 337, с. 84 (3 класс). Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл? Подчеркни орфограммы, объясни написание.

Красна река берегами, а обед - пирогами. Красна птица пером, а человек умом; упр. 17, с. 16 (4 класс). Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен? (Это вопрос для тех, кто изучает английский язык) [2]; упр. 101, с. 134. Среди пословиц и поговорок найди такую, в которой используется разноспрягаемый глагол. По какому спряжению он изменяется в ед. числе? Или упр. 115, с. 145. Задание: прочитай отрывок из сказки А. С. Пушкина. Найди в нем краткие прилагательные. Выпиши их и поставь в них ударение. Посмотри, как меняется место ударения в кратких формах выделенных прилагательных [3].

Выполняя подобного типа упражнения, учащиеся учатся анализировать, группировать слова по существенным признакам, формулировать задачи и самостоятельно искать способы их решения, согласовывать действия и передавать информацию, составлять тексты по аналогичным моделям, работать в парах и т.д. Использование данных приемов работы способствует формированию общеучебных познавательных универсальных действий.

Задания к упражнениям в учебниках русского языка образовательных моделей «Школа 2100», «Перспективная начальная школа» построены и

сформулированы таким образом, что процесс обучения на уроке становится всегда обучением деятельности.

Таким образом, УМК по русскому языку «Перспективная начальная школа», «Школа 2100» ориентированы не только на получение определенной суммы знаний, умений и навыков, но и имеют возможности для формирования универсальных учебных действий.

Список литературы:

1. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, C.B. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.

2. Бунеев Р.Н. Русский язык [текст]: 1- 4 кл.: учебник / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - М.: Баласс, 2007.

3. Каленчук М.Л. Русский язык [текст]: 4 кл.: учебник: в 3 ч. Ч. 1 / М.Л. Каленчук, H.A. Чуракова, Т. А. Байкова. - М.: Академкнига, 2008.

4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2010. - 400 с.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© Марченко С.Е.*

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

Сфера эстетического воспитания. Вопрос о методах воспитания и поиск путей решения педагогических проблем. Внешние факторы влияния на эстетическое воспитание детей и подростков.

Вопросы эстетического воспитания подрастающих поколений на протяжении многих столетий привлекали внимание мыслителей - философов, педагогов, искусствоведов, психологов и др. Прямо или косвенно возникавших в этой области проблем касались Демокрит и Плутарх, Аристотель и Кампанелла, Ф. Рабле и М. Монтень. Массу ценных высказываний по поводу воспитания у молодежи чувства прекрасного найдем мы в «Великой дидактике» Яна Амоса Коменского. В эпоху капитализма к проблемам эстетического воспитания вплотную подходили А. Дистервег, И. Пес-талоцци, Р. Оуэн. Солидное «наследство» оставили в этом плане К. Маркс и Ф. Энгельс. К мыслям, взглядам и высказываниям этих мыслителей сегодня можно относиться по-разному, однако следовало бы помнить, что

* Преподаватель кафедры Хореографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.