УДК 373.31
Петрова Ирина Вадимовна
учитель начальных классов гимназии № 9 Московского района г. Казани
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Petrova Irina Vadimovna
Primary School Teacher, Gymnasium № 9, Kazan
CONCERNING DIAGNOSTICS OF MATURITY OF COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУУД) у обучающихся в образовательном пространстве начальной школы. Анализируются учебно-методические комплексы для начальной школы «Перспектива», «Школа России» и «Школа XXI века» по предметам «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Рассматриваются примеры заданий из этих комплексов и дается их оценка в плане формирования ПУУД у младших школьников. Приводятся результаты исследования уровня сформированности ПУУД у учащихся 1-4-х классов.
Ключевые слова:
познавательные универсальные учебные действия (ПУУД), младшие школьники, образовательное пространство начальной школы, диагностика.
Summary:
The article discusses development of cognitive universal learning activities of students in the educational environment of primary schools. The author analyses such teaching materials for the elementary school as "Prospects", "Russian School" and "School of XXI Century" on the subjects "Literary Reading" and "The world Around Us". The paper discusses some tasks from these materials and assesses them in the context of cognitive universal learning activities development of primary school students.
Keywords:
universal cognitive learning activities, elementary school students, educational environment of primary school, diagnostics.
Исследование и анализ психологических и педагогических научных трудов по вопросу формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУУД) у обучающихся в образовательном пространстве начальной школы выявили, что необходимы специальные теоретические и практические исследования. Однако в общей педагогике, истории педагогики и образования проблема формирования ПУУД в образовательном пространстве начальной школы мало изучена. Кроме того, в практической научной сфере сложились противоречия между работниками начальной школы в позиции объяснения этого процесса. В связи с этим считаем целесообразным и актуальным проведение исследования на эту тему.
Была проведена опытная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников, в которой приняли участие 864 учащихся 1-4-х классов (из них 464 участника экспериментальной и 400 участников контрольной групп), а также 32 учителя начальных классов.
При определении уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в образовательном пространстве начальной школы мы исходили из следующего содержания понятия ПУУД:
- общеучебные универсальные действия (ориентировка в учебнике; извлечение из текста информации, представленной в явном и неявном виде; извлечение информации из рисунка, фотографии, таблицы, схемы, разных видов диаграмм, карты; перевод информации из одного вида в другой; действия со знаково-символическими средствами; установление последовательности; умение структурировать знания; умение отбирать источники информации; умение строить речевые высказывания в устной и письменной формах; умение выделять и формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий);
- логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение предметов, объектов, явлений; установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи, рассуждений и доказательства);
- действия по постановке и решению проблемы (формулирование и самостоятельное решение проблем).
Также были подвергнуты анализу три методических комплекса, предназначенных для начальной ступени образования («Перспектива», «Школа России», «Школа XXI века» [1; 2]), по предметам «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Основной целью являлось установление наличия в
них упражнений, способствующих формированию ПУУД у учащихся начальной школы. Рассматривались именно эти учебные предметы, потому что в их рамках возможны наиболее оптимальное формирование логических и общеучебных действий у учащихся, привитие им навыков постановки и решения проблем, что в целом обеспечивает успешность обучения в общеобразовательной школе.
Приведем оценку формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на примере методического комплекса «Перспектива» [3] по дисциплине «Литературное чтение». Упражнения, которые способствовали бы формированию ПУУД, или отсутствуют вовсе, или, если они все же встречаются, их количество незначительно либо их применение начинается только с 4-го класса, что не позволяет ПУУД развиваться на высоком уровне.
Подтверждением этого может выступить упражнение на сравнение, представленное ниже.
Сравните текст рассказа К. Паустовского «Барсучий нос» с текстом «Барсук» из энциклопедии. Чем тексты отличаются друг от друга? Что в них общего?
Различие Сходство
Упражнение достаточно интересное, но таких заданий на весь период обучения в 3-м классе предлагается всего три, а этого недостаточно для формирования познавательных универсальных учебных умений у младших школьников.
Также примером могут выступать задания на умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи, и на перевод информации из одного вида в другой. Такие упражнения приведены ниже.
Какие слова с приставкой со- вы знаете? Выпишите их. Придумайте, что они могут означать.
Слово Что означает
Сотрудничество Общий труд. Работа, которую люди дружно выполняют вместе.
Прочитай стихотворение А.С. Пушкина. Какие средства художественной выразительности использовал автор, чтобы нарисовать картину осени? Заполни таблицу. _
Эпитеты Олицетворения Сравнения
В программе 4-го класса таких заданий представлено всего шесть, хотя их важность в формировании ПУУД у младших школьников очень велика.
Итак, проанализировав УМК «Перспектива» по предмету «Литературное чтение», можем отметить, что в нем недостаточно заданий, направленных на анализ и синтез, доказательство, умение находить нужную информацию в тексте в неявном виде, умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи, извлечение информации из схемы, таблицы, круговой и столбчатой диаграммы, перевод информации из одного вида в другой (из текста в таблицу, из наблюдений в таблицу, из текста в схему, из текста в диаграмму, из наблюдений в схему).
Представим анализ раздела «Окружающий мир» [4] на наличие в нем заданий и упражнений, направленных на формирование ПУУД у обучающихся 1-4-х классов. Этот предмет максимально способствует формированию изучаемых нами учебных действий.
Итак, заданий, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий, в УМК «Перспектива» представлено недостаточное количество или они формируются только в одном классе, что не позволяет сформировать у учащихся ПУУД на достаточном уровне. Проиллюстрируем это примерами.
Ниже представлены задания на перевод информации из наблюдений в таблицу.
Понаблюдай в течение дня, кто и что делает в твоей семье для общего блага. А что делаешь ты? Заполни таблицу при помощи значков из Приложения. Другие значки придумай и нарисуй сам._
Имя
Утро
День
Вечер
Задание интересное и полезное для развития у учащихся 1-4-х классов познавательных универсальных учебных действий, но оно единственное в своем роде за весь учебный год 1-го класса. Этого явно мало для формирования исследуемых учебных действий.
Проанализировав УМК «Перспектива» по предмету «Окружающий мир», отметим, что в нем недостаточно заданий, направленных на перевод информации из наблюдений в таблицу и схему, отсутствуют задания на выявление причинно-следственных связей, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, извлечение информации из схемы, таблицы, круговой и столбчатой диаграммы, перевод информации из одного вида в другой (из текста в таблицу).
Таким образом, в результате анализа учебно-методических комплексов по предметам «Литературное чтение» и «Окружающий мир» для 1-4-х классов было выявлено, что в УМК «Перспектива» приоритет отдается заданиям на сравнение и классификацию, обобщение; в УМК «Школа России» - на работу с таблицами (но все таблицы однотипные); в УМК «Школа XXI века» - на работу со схемами. Во всех учебно-методических комплексах представлены однотипные, стандартные упражнения, а для формирования ПУУД у младших школьников необходимы вариативность и разноплановость заданий, так как в итоговой аттестации младших школьников присутствуют разнообразные нестандартные задания, которые требуют от ученика владения на базовом и повышенном уровнях познавательными универсальными учебными действиями.
Также в результате анализа УМК по предметам «Русский язык» и «Математика» было выявлено, что в учебниках математики встречаются задания на работу с таблицами, схемами, диаграммами, упражнения на действия со знаково-символическими средствами (моделирование), представлено много заданий на логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация (что логично, так как сам предмет подразумевает наличие таких типов заданий). В учебниках по русскому языку задания направлены на формирование предметных знаний и умений, например: «Спиши текст, вставь пропущенные буквы, определи части речи» и т. д., а упражнения, способствующие формированию ПУУД, так же как и в «Литературном чтении» и «Окружающем мире», представлены в недостаточном количестве, хотя возможность их включения в программу в содержании предмета существует.
В заключение представим обобщенные результаты диагностики сформированности ПУУД у учащихся начальных классов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп на констатирующем этапе эксперимента (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Уровень сформированности познавательных универсальных
учебных действий у учащихся 1-4-х классов, %
Уровень 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Высокий 4,2 4,3 8,8 8,9 10,9 11,1 12,9 13,1
Средний 55,6 55,9 51,1 52,6 49,5 50,1 48,0 48,2
Низкий 39,7 39,8 40,1 38,5 39,6 38,8 39,1 38,7
Таким образом, полученные на констатирующем этапе эксперимента результаты подтверждают актуальность выбранного для изучения направления работы.
Ссылки:
1. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1-4-е классы : пособие для учителей общеобразо-ват. учреждений / Л.Г. Петерсон, О.А. Железникова, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, А.А. Плешаков. М., 2011.
2. Сборник рабочих программ. Система учебников «Школа России» 1-4-е классы : пособие для учителей общеобразо-ват. учреждений / С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, М.В. Бойкина, С.И. Волкова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. М., 2011.
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3-й класс. М., 2014.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2-й класс. М., 2014.
References:
1. Peterson, LG, Zheleznikova, OA, Klimanova, LF, Babushkina, TV & Pleshakov, AA 2011, Collection of the work programs. System manuals "Perspective" Grades 1-4: A guide for teachers of educational institutions, Moscow.
2. Anaschenkova, SV, Bantova, MA, Boykina, MV, Volkova, SI, Goretskiy, VG & Klimanova, LF 2011, Collection of the work programs. System textbooks "Russian School" Grades 1-4: A guide for teachers of educational institutions, Moscow.
3. Klimanova, Lf, Goretskiy, VG & Vinogradskaya, LA 2014, Literary reading. Grade 3, Moscow.
4. Pleshakov, AA 2014, The world. Grade 2, Moscow.