Научная статья на тему 'Лексическая работа со словами православной культуры на примере анализа современных учебных пособий по русскому языку для начальной школы (Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной)'

Лексическая работа со словами православной культуры на примере анализа современных учебных пособий по русскому языку для начальной школы (Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
347
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА / RUSSIAN LANGUAGE / ELEMENTARY SCHOOL / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / СЛОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / LEXICAL WORK / ORTHODOX CULTURE WORDS / TEACHING AIDS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кожевникова Алина Владиславовна

статья посвящена анализу учебно-методического комплекса «Перспектива» учебных пособий Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной по русскому языку. Цель работы – проанализировать наличие слов православной культуры и форму лексической работы с ними. Данная статья может быть полезна для улучшения лексической работы на уроках русского языка, способствующая формированию у учащихся духовно-нравственных ориентиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the analysis of the educational and methodical complex «Perspective» of teaching aids in the Russian language by L.F. Klimanova, T.V. Babushkina. The work objective is to analyze the presence of the words of Orthodox culture and the form of lexical work with them. This article can be useful for improving lexical work in Russian language classes, which contributes to the formation of spiritual and moral guidelines of students.

Текст научной работы на тему «Лексическая работа со словами православной культуры на примере анализа современных учебных пособий по русскому языку для начальной школы (Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной)»

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

УДК 372.881.161.1 DOI 10.21661/Г-461981

А.В. Кожевникова

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СЛОВАМИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (Л.Ф. КЛИМАНОВОЙ, Т.В. БАБУШКИНОЙ)

Аннотация: статья посвящена анализу учебно-методического комплекса «Перспектива» учебных пособий Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной по русскому языку. Цель работы - проанализировать наличие слов православной культуры и форму лексической работы с ними. Данная статья может быть полезна для улучшения лексической работы на уроках русского языка, способствующая формированию у учащихся духовно-нравственных ориентиров.

Ключевые слова: лексическая работа, русский язык, слова православной культуры, учебные пособия, начальная школа.

A. V. Kozhevnikova

LEXICAL WORK WITH THE ORTHODOX CULTURE WORDS BASED ON THE EXAMPLE OF MODERN TEACHING AIDS IN THE RUSSIAN LANGUAGE FOR ELEMENTARY SCHOOL (BY L.F. KLIMANOVA, T.V. BABUSHKINA)

Abstract: the article is devoted to the analysis of the educational and methodical complex «Perspective» of teaching aids in the Russian language by L.F. Klimanova, T.V. Babushkina. The work objective is to analyze the presence of the words of Orthodox culture and the form of lexical work with them. This article can be useful for improving lexical work in Russian language classes, which contributes to the formation of spiritual and moral guidelines of students.

Keywords: lexical work, Russian language, Orthodox culture words, teaching aids, elementary school.

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Для анализа на предмет представленности лексической работы со словами православной культуры в современных учебно-методических комплексах по русскому языку нами были выбрана линия учебников «Перспектива», авторов Л.Ф. Климановой и Т.В. Бабушкиной УМК «Перспектива» предполагается для использования в традиционной системе обучения. В настоящее время учебники из этого комплекса ходят в список допущенных и рекомендованных федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

УМК «Перспектива» включает в себя:

- рабочую программу с календарно-тематическим планом, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

- завершенную предметную линию учебников «Русский язык» («Азбука», учебники «Русский язык» с 1 по 4 классы);

- методическое пособие для учителя;

- электронное приложение к учебнику (CD-диск);

- прописи (для первого класса), рабочая тетрадь;

- дидактический материал «Читалочка» (для первого класса);

- тренировочные и проверочные работы.

Для подробного анализа этой предметной линии была привлечена рабочая программа по русскому языку 1-4 класс (УМК «Перспектива»). Особенностью данной программы является осуществление тесной взаимосвязи с уроками литературного чтения. В программе указывается, что особенностью изучения, как русского языка, так и литературного чтения, является коммуникативно-познавательная основа, которая включает три аспекта: система языка, речевая деятельность и литературный текст.

В общей характеристике учебного предмета одной из реализуемой целью предмета «Русский язык» является формирование коммуникативной компетенции через развитие речевых навыков учащихся. Также предполагается, что одним из трех принципов обеспечивающих целостное изучение языка, является коммуникативный принцип.

2 www.interactive-plus.ru

Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

На этапе обучения грамоте лексическая работа представлена в виде формирования навыка:

- восприятия слова как объекта изучения и анализа;

- наблюдения над значением слова;

- различения звучания и значения слова;

- правильного употребления в речи абстрактных и собирательных существительных.

После прохождения этапа обучения грамоте знакомство с русским языком продолжается на уроках русского языка и литературного чтения. Учебный предмет «Русский язык» имеет более обширную программу, рассчитанную на несколько лет и предполагающий гораздо больший по объему материал. Поэтому лексическая работа ведется системно и последовательно и включает в себя:

- восприятие слова, как единицы языка;

- представление слова, как единства звучания и значения;

- определение значения слова по тексту или с помощью толкового словаря;

- умение называть предметы окружающего мира (номинативная функция);

- дифференциация слов на категории одушевленных и неодушевленных;

- наблюдение и умение выделять многозначные слова и их значения;

- употребление в речи синонимов и антонимов.

Особое внимание уделяется работе с различными словарями для младших школьников: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарем антонимов и синонимов.

В каждом году обучения русскому языку существуют определенные требования к уровню подготовки учащихся. Рассмотрим, какие требования предъявляет данная программа к учащимся в начале обучения и какие результаты должны быть и итоге. Нас интересуют требования касающиеся раздела «Лексика».

К завершению обучения в 1 классе ученик должен уметь:

- выделять слово из предложения, различать слово от слога;

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

- соотносить звукобуквенную форму слова с его значением;

- различать одушевленные и неодушевленные предметы;

- определять имена собственные и правильно их записывать;

- уметь работать со словами с общим значением.

Во 2-м классе лексическая работа дополняется:

- изучением слов разных тематических групп и употреблением их в речи;

- знакомство с именами собственными и нарицательными.

В 3-м классе лексическая работа ведется по следующим направлениям:

- сравнение слов по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы) и их распознавание в тексте;

- знакомство и формирование навыка работы с лингвистическими словарями;

- работа с многозначными словами, выявление их значений и причин возникновения многозначности.

К концу обучения в начальной школе вышеперечисленные навыки учеников и все виды лексической работы должны быть хорошо отработаны. В 4-м классе основными вилами деятельности в разделе «Лексика» должны быть:

1. Выявление в тексте и работа с непонятными словами, уточнение их значения с помощью толкового словаря.

2. Оценивание уместности использования слов тексте (подбор синонимов во избежание повторов в тексте, употребление антонимов при сравнении объектов).

3. Правильное употребление слов в устной и письменной речи для успешного решения коммуникативных задач.

В календарно-тематическом плане рабочей программы отражено количество часов, выделенных на изучение лексики. В первом классе на изучение лексики выделяется всего 14 часов. Предполагается, что сразу после завершения этапа обучения грамоте, ученики начинают работу с учебником русского языка, в котором особое внимание уделяется знакомству со словом. Можно выделить несколько последовательных тем, которые относятся к разделу лексика: «Роль

4 www.interactive-plus.ru

Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

слова и его значение», «Имя собственное», «Слова с несколькими значениями», «Слова, близкие и противоположные по значению», «Группы слов».

Во 2 классе обучение также начинается со знакомства с разнообразием особенностями родной речи, что невозможно себе представить без лексической работы. Раздел «Мир общения» рассчитан на 6 часов. Следующий раздел под названием «Слово и его значение», изучается в середине учебного года между темами «Звуки и буквы. Слог. Ударение» и «Состав слова». На изучение данной темы отводится 12 часов. На втором году обучения темы, представленные в первом классе в ознакомительном варианте, более конкретизируются. Даются такие определения, как омонимы, синонимы, антонимы.

В третьем классе в составе раздела «Язык - главный помощник в общении» присутствует тема «Слово и его значение». На ее изучение выделяется 10 часов. В этом разделе так же продолжается работа с синонимами, антонимами, омонимами многозначными словами, начинается более углубленное изучение смысла слова и знакомство с толковым словарем.

В четвертом классе лексический материал не выделяется отдельно в крупный раздел. Так же как и в третьем классе более сконцентрирован в теме «Слово и его значение». Всего на изучение темы имеется 7 часов. Помимо повторения изученного в 1-3 классах материала, ведется работа и иноязычными и устаревшими словами, с помощью словаря выясняется происхождение и значение этих слов.

Рассмотрим методику лексической работы в каждом классе отдельно на примерах типовых заданий представленных в учебнике.

В первом классе в самом начале изучения нового раздела «Слово и его значение» дается определение: «Слово - знак, звуковой портрет чего-либо». И сразу ученикам объясняется, что каждое слово имеет свое значение. После приведенного определения предлагается упражнение на соотнесение звучания и значения слова. Далее идет ряд упражнений на формирование у детей необходимости правильно и уместно употреблять слова в своей речи. Приводятся пословицы, стихотворения о языке и слове.

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Далее тема «Имена собственные» и упражнения на отработку умения отличать имена собственные от нарицательных и правильно их писать.

При изучении следующей темы «Слова с несколькими значениями» учащиеся уже узнают, что есть толковые словари, в которых можно найти значения слова. Упражнения в этой теме направленные на то, чтобы ученики самостоятельно объясняли значения многозначных слов. Подсказкой служат иллюстрации, с помощью которых сказу можно определить и объяснить значения многозначных слов.

Далее тема «Слова, близкие по значению и противоположные по значению». Синонимы и антонимы объясняются на конкретных примерах, приводится словесный ряд. Так же есть упражнения на соотнесение из предложенных вариантов отдельно синонимов и антонимов. Например: «Подберите слова, противоположные по значению. Выберите из предложенных».

На этом раздел по изучению лексики в первом классе заканчивается, но лексическая работа ведется. Это видно из следующих упражнений, представленных в учебнике:

- распознавание слов с противоположенным значением;

- сравнение значения слов;

- знакомство с омонимами. Определение «омоним» не дается;

- работа над соотнесением произношения и написания слова.

Обучение русскому языку во втором классе начинается с повторения пройденных тем, а также углубленная работа с текстом и предложением. Однако упражнения на лексическую работу практически отсутствуют. Встречаются такие упражнения:

- подбор однокоренных слов;

- определение пропущенного слова в предложении;

- отработка правильного употребления слов в устой речи (слова одевать и надевать);

- нахождение слов-родственников (честный - честь, местный - место, вкусный - вкус).

6 www.interactive-plus.ru

Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

Центральным звеном обучения русскому языку Л.Ф. Климановой и Т.В. Бабушкиной УМК «Перспектива» является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

Большое значение автор уделяет работе с устойчивыми оборотами. В методических рекомендациях учителю УМК «Перспектива» предлагает фразеологический словарик.

Работая с фразеологизмами, пословицами, загадками как устойчивыми сочетаниями слов, учитель, по мнению автора, может проводить с детьми наблюдение над известными в речи крылатыми словами (образными, меткими выражениями.

Программой предусмотрено наблюдение жанра литературной речи, устного народного творчества (рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, шарада, пословица, поговорка и т. п.).

В программе определяются два основных направления работы по развитию речи учащихся 1 -4 классов: обогащение и активизация словарного запаса; анализ и продуцирование разнообразных текстов.

Значительную часть содержания курса составляет этимологическая работа.

Подбор однокоренных слов в качестве проверочных предполагает их отличие и от этимологических родственников, что способствует мотивированному введению сведений о происхождении слов, отражающему некоторые тенденции развития языка. Такие сведения даются как в специальных текстах, посвященных этимологическим явлениям, так и виде отдельных этимологических справок, сопровождающих тексты иного содержания. Объяснения происхождения некоторых слов содержатся и в учебном словаре. Знакомство с историей слова усиливает, по мнению авторов, внимание учащихся к его значению, помогает осознать возможности использования того или иного слова в современной речи.

Все эти наблюдения способствуют развитию у ребенка чувствительности и восприимчивости к слову, его смысловому богатству, в котором воплощается точность им выразительность русской речи [1; 2].

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

В учебниках представлены классические произведения русской литературы, яркие образцы детской литературы, многие из которых легко узнаваемы детьми, тексты научно-популярного и познавательного характера, рассчитанные на интересы младших школьников.

Со 2-го класса начинается работа с «Учебным словарем русского языка», который содержит сведения о лексических значениях слова, его грамматических формах, месте в словообразовательном ряду, о его связях с другими лексическими единицами (наличие синонимов и антонимов), об устойчивых словосочетаниях и фразеологизмах, в состав которых входит слово, о его происхождении. Этот вид работы призван, как считают авторы курса, не только формировать умения работать со словарями, но и пробуждать у детей интерес к слову и русскому языку в целом.

Содержание обучения по русскому языку в начальной школе представляет собой своеобразное введение в родной язык и направлено на то, «чтобы ребенок выявил значимость для себя этого учебного предмета, которая определяется сущностью языка как общественного явления, как средства хранения и передачи человеческого опыта и, что особенно важно, как бесценного богатства народа, выразителя его национальной самобытности» [2]. В соответствии с этой задачей авторы учебника определяют в качестве предмета изучения для ребенка не язык вообще, а русский язык - язык его страны и его народа.

Задача раздела «Язык и речь» - включить язык в сферу учебной деятельности ребенка, раскрыв его сущность как общественного явления: роль в жизни людей, и что важно для нашего исследования, в жизни русского народа.

В программе по развитию речи для 4 класса предусмотрена систематизация сложившихся у учащихся представлений о стилевом разнообразии русской речи.

Ведущей задачей обучения, по мнению автора, становится развитие речи во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия; во всех формах: внутренней и внешней (устной и письменной).

Программа 2-ого класса предусматривает расширение представлений об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, многозначности, расширение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

словаря учащихся, а также использование толкового и орфографического словарей.

В 4-ом классе лексическая работа обогащается ознакомлением со старославянизмами в связи с понятиями «полногласие», «неполногласие».

Авторы указывают, что языковое образование и речевое развитие учащихся является широкой социальной задачей.

Особую значимость для общего и речевого развития учащихся представляет познание языка как одной из сторон культуры народа. История языка неотделима от истории народа как носителя этого языка. Язык в своем развитии тесно связан с устным народным творчеством, литературой [1; 2].

Тексты православной тематики в большей или меньшей степени встречаются в курсах. Наибольшее количество таких текстов представлены в 3-4 классах [2].

Список литературы

1. Введенская Л.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка». - М.: Просвещение, 2000. - 132 с.

2. Карсакова В.В. обогащение лексического запаса младших школьников на уроках русского языка / В.В. Карсакова, Е.А. Жесткова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №2-1. - С. 137-140.

3. Международный журнал экспериментального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?Id=9449 (дата обращения: 01.06.2017).

4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. В 2 частях. - Ч. 1. - 80 с.; Ч. 2. - 80 с.

5. Климанова Л.Ф. Русский язык. Учебник. 4 класс / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. В 2 частях. - Ч. 1. - 128 с.; Ч. 2. - 144 с.

6. Климанова Л.Ф. Уроки русского языка. 4 класс / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - 160 с.

7. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. 1 кл. В 2-х частях / Л.Ф. Клима-нова, С.Г. Макеева.

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

8. Климанова Л.Ф. Русский язык. 2 кл. В 2-х частях / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.

9. Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 кл. В 2-х частях / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.

10. Климанова Л.Ф. Русский язык. 4 кл. В 2-х частях / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.

11. Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Азбука» / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.

12. «Русский язык» 1 класс / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.

13. «Русский язык» 2-4 классы / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.

14. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 240 с.

Кожевникова Алина Владиславовна - магистрант НОУ ВО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет»; учитель начальных классов НОЧУ «Гимназия им. Митрополита Платона (Левшина)», Россия, Москва.

Kozhevnikova Alina Vladislavovna - graduate student at PEI of HE "Saint Tikhon's Orthodox University for the Humanities"; primary school teacher at the Metropolitan Platon (Levshin) Gymnasium, Russia, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.