Научная статья на тему 'Специфика изучения системных отношений в лексике на уроках русского языка в начальной школе'

Специфика изучения системных отношений в лексике на уроках русского языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
832
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКА / VOCABULARY / СИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SYSTEMIC RELATIONS / СИНОНИМЫ / SYNONYMS / АНТОНИМЫ / ANTONYMS / ОМОНИМЫ / HOMONYMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мачулина М.А., Белялова А.Т.

В данной статье рассматриваются основные аспекты специфики изучения системных отношений в лексике на уроках русского языка. Выявлено, что работа над лексическими явлениями: синонимами омонимами, паронимами и антонимами присутствует на уроках русского языка при изучении грамматических тем, но принцип систематизации и обобщения лексических понятий не реализуется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the main aspects of the study of the specifics of the system of relations in the vocabulary at Russian lessons. It was revealed that the work on the lexical phenomena: synonymous, homonyms, antonyms and paronyms present at Russian lessons in the study of the grammar, but the principle of generalization and systematization of lexical concepts can not be realized.

Текст научной работы на тему «Специфика изучения системных отношений в лексике на уроках русского языка в начальной школе»

УДК 372.881.161.1

М.А.Мачулина, А.Т. Белялова

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железновод-

ске, Россия

Специфика изучения системных отношений в лексике на уроках русского языка в начальной школе

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные аспекты специфики изучения системных отношений в лексике на уроках русского языка. Выявлено, что работа над лексическими явлениями: синонимами омонимами, паронимами и антонимами присутствует на уроках русского языка при изучении грамматических тем, но принцип систематизации и обобщения лексических понятий не реализуется.

Ключевые слова: Лексика, системные отношения, синонимы, антонимы, омонимы.

Работа по лексике в школе имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение расширяет знания учащихся о языке, знакомит с одной из единиц языка - словом, показывает существующие в языке связи между лексикой и другими уровнями языка: между фонетикой и лексикой, между лексикой и словообразованием, между лексикой и морфологией, между лексикой и синтаксисом, между лексикой и стилистикой, формирует лексико-семантический подход к слову, знакомит со сферами употребления слов, с основными источниками пополнения словарного запаса людей, тем самым формируя правильный взгляд на язык как развивающееся явление.

Практическое значение лексики заключается в том, что ее изучение раскрывает слово как основной элемент словарной системы, положительно влияет на осознание учащимися специфики остальных единиц языка, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса учащихся и основой работы по стилистике. Изучение лексики развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать систему упражнений над выразительно-изобразительными средствами изучаемых художественных произведений на уроках литературы, формирует умение пользоваться лингвистическими словарями.

Лексическая, или словарная работа, в начальных классах на уроках русского языка включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Она может проводиться и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значениями слов, над оттенками значений, над активизацией словаря и т.д. Но, по результатам практических наблюдений, приемы работы над языковым материалом не ориентируют младших школьников на систематизацию лексических знаний. Рассматриваемые лексические понятия

представляются им набором изолированных друг от друга фактов, разрозненных сведений. Однако еще К.Д. Ушинский писал, что «только система, конечно разумная, дает нам полную власть над нашими знаниями». [3, с. 335]. Вместе с тем большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организуются только в связи с изучением грамматики и обучением правописанию.

Ввиду этого у младших школьников недостаточно формируются лексические учебно-языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим имуществом родного языка. Следовательно выздоравливает проблема о совершенствовании способов поделки над словом для вопросах русского языка. Оцениваем, который некоторым из эффективных способов лексико-семантической поделки может являться разбор системных положений слов.

Труды М.М. Покровского, А.А. Уфимцевой, Д.Н. Шмелева, М.Т. Баранова, М.Р. Львова, Л.А. Новикова, Л.А. Введенской, А.В.Прудниковой и др. положили начало проблематике лексических системных отношений в лингвистике и методике. Однако в методике работы над словом в начальной школе не ставился вопрос развития у школьников лексико-семантического взгляда на слово.

Анализ действующих программ по русскому языку (авторов Т.Г Рамзаевой, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой) показал, что лексическая работа над явлениями синонимии и антонимии предполагается попутно при изучении грамматического материала с целью развития умения правильно и точно употреблять в речи слова, близкие и противоположные по значению. Но в то же время ни в одной из программ нет четкого определения уровня лексических умений которые формируются от класса к классу, и тем более не акцентируется внимание на задаче выявления роли синонимических и антонимических отношений в сознании системности строения словарного состава языка.

По программе Т.Г. Рамзаевой предусмотрена пропедевтическая подготовка по теме "Лексика", которая проводится при изучении грамматики. При этом значительное место отводится коммуникативно-деятельностной направленности обучения, знакомству с лексическими словарями.

Впрочем системного рассмотрения понятия "слово" и семантических

отношений среди лексическими единицами данной программой не предусматривается. Акуленко В.В. Лексические имущества выражения интенсивности качественного знака в современном русском языке.

Теоретический материал учебно-методического комплекта по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной дан в большом объеме, чем в учебниках Т.Г Рамзаевой, вводятся термины "синонимы" и "антонимы"; включены сведения о роли синонимов и антонимов в тексте. Задания отчасти иллюстрируют связь синонимии, антонимии и многозначности, но количество таких заданий невелико. Тренировочные упражнения с лексическими заданиями направлены, в большей степени, на выработку знаний искать слова-синонимы либо антонимы и отыскать эти лексические явления в текстах. Лексический

Гуманитарный научный журнал №1, 2017

21

материал неравномерно распределен сообразно разным темам, что не дозволяет постепенно проводить семантическую работу сообразно формированию понятий о системном характере словарного состава языка.

Упражнения учебников "Русский язык" (1, 2, 3, 4 классы) Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой включают разнообразные лексические задания, ориентированные на развитие у младших школьников вдумчивого отношения к слову, потребности и способности " открывать" удивительное и неожиданное в жизни родного языка. Многоаспектная работа проводится над явлением синонимии при изучении грамматических тем: сопоставление с многозначностью, выявление области применения слов, близких по значению, определение оттенка смысла. Но работа над словами, противоположными по значению, проводится эпизодически. Младшие школьники либо находят слова-антонимы в контексте, либо подбирают к данным примерам противоположные по смыслу слова.

Таким образом, анализ действующих программ и учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения проведения лексической работы над явлениями синонимии и антонимии позволяет сделать следующие выводы:

- учащимся даются минимальные теоретические сведения о словах-синонимах и словах-антонимах;

- большая часть лексической работы сводится к сравнению близких или противоположных по значению слов;

- лексическая работа по осознанию явлений синонимии и антонимии проводится не систематически, ведущее место в учебниках занимают грамматические темы.

Список литературы:

1.Баранова М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 2015. - 365 с.

2.Брагина Л.А. Синонимические отношения в лексике и словарная статья // Современная русская лексикография. - Л.: Наука, 2011. - С. 54 - 61.

3. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология - Москва 2013 г.

4.Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика / М. 2015 - С. 270.

MA.Machulina, А.Т. Belyalova

Specifics of learning system relations in lexicon on a lesson Russian language in elementary school

Abstract: This article discusses the main aspects of the study of the specifics of the system of relations in the vocabulary at Russian lessons. It was revealed that the work on the lexical phenomena: synonymous, homonyms, antonyms and paronyms present at Russian lessons in the study of the grammar, but the principle of generalization and systematiza-tion of lexical concepts can not be realized.

Keywords: Vocabulary, systemic relations, synonyms, antonyms, homonyms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.