Научная статья на тему 'Требования ФГОС к обучению орфоэпии в начальной школе и их реализация в современных учебниках по русскому языку'

Требования ФГОС к обучению орфоэпии в начальной школе и их реализация в современных учебниках по русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1717
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / НОРМЫ ОРФОЭПИИ / ORTHOEPY NORMS / ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ORTHOEPIC SKILLS / ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ / УДАРЕНИЕ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ / ОПРЕДЕЛЕНИЯ / ПОНЯТИЯ / CONCEPTS / SUCCESSION / WORD PRONUNCIATION / EMPHASIS / GRAMMAR AND PRONUNCIATION NORMS / DEFINITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ирина Николаевна, Набиуллина Наиля Тахировна

В статье рассматриваются требования новых образовательных стандартов, понятие преемственности; проводится сопоставление различных учебников начальной школы по тому, как соблюдается преемственность в формулировке заданий, в изучении норм орфоэпии. Рассматривается толкование терминов русского языка, их формулировка разными авторами в учебниках начальной школы и среднего звена. Анализируются ошибки, допущенные при составлении некоторых учебно-методических комплексов; комментируются новые учебные пособия, их соответствие требованиям ФГОС. Предлагаются варианты решения формирования норм орфоэпии у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirements FSES to training orthoepy in elementary school and their realization in modern textbooks on Russian language

The article considers the requirements of new educational standards, the notion of continuity; a succession of different textbooks of elementary school by how of succession in the formulation of the tasks in the study of norms orthoepy. Considered the interpretation of the terms of the Russian language, their formulation by different authors in the textbooks of elementary and middle school. Analyzed the mistakes made in the preparation of some of the educational methodical complexes; are commented new textbooks, their compliance with the requirements FSES. Proposing solutions the formation of norms orthoepy in elementary school children.

Текст научной работы на тему «Требования ФГОС к обучению орфоэпии в начальной школе и их реализация в современных учебниках по русскому языку»

Педагогические науки Pedagogics

УДК 801.15:373.3

И. Н. Андреева, Н. Т. Набиуллина Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Требования ФГОС к обучению орфоэпии в начальной школе и их реализация

в современных учебниках по русскому языку

В статье рассматриваются требования новых образовательных стандартов, понятие преемственности; проводится сопоставление различных учебников начальной школы по тому, как соблюдается преемственность в формулировке заданий, в изучении норм орфоэпии. Рассматривается толкование терминов русского языка, их формулировка разными авторами в учебниках начальной школы и среднего звена. Анализируются ошибки, допущенные при составлении некоторых учебно-методических комплексов; комментируются новые учебные пособия, их соответствие требованиям ФГОС. Предлагаются варианты решения формирования норм орфоэпии у младших школьников.

Ключевые слова: преемственность, нормы орфоэпии, орфоэпические навыки, произношение слов, ударение, грамматические и произносительные нормы, определения, понятия.

Ошибки, возникающие в устной речи людей, мешают слушателям понимать смысл высказывания. К таким ошибкам можно отнести неправильную постановку ударения, неверное произношение, неправильное образование формы слова и т. д. Все эти ошибки связаны с орфоэпией, изучению которой в школе уделяют очень мало внимания. В различных словарях и справочниках даются следующие определения этого раздела науки о языке: «Орфоэпия (от греч. orthos — прямой, правильный + epos - речь). 1. Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения. 2. Совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в данном языке произносительным нормам» [11, с. 185]. «Орфоэпия — это наука о произносительных нормах языка [12, с. 11]. «Орфоэпия — это правила литературного произношения» [3, с. 460]. Итак, орфоэпия — это наука, которую необходимо усвоить еще в раннем возрасте, чтобы избежать ошибок, которые возникают в устной речи при произношении тех или иных слов и словоформ.

Ребенок в раннем возрасте учится постигать окружающий мир с помощью взрослых, учится говорить, подражая речи окружающих. Он прак-

тически перенимает от мамы, папы, воспитателя слова, их значение, грамматические формы, а заодно и ошибки, которые допускают окружающие его люди. Любой преподаватель знает, что проще с самого начала научить говорить и писать правильно, чем переучивать (так уж устроена наша память, что первоначальную информацию мы запоминаем лучше). Следовательно, необходимо между различными ступенями образования соблюдать преемственность, чтобы существовала единая система образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также направлен на «обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования» [19, с. 46]. По мнению А. А. Леонтьева, под преемственностью понимается на границах различных этапов или форм обучения (детский сад — школа, школа — вуз, вуз — последипломное обучение) единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования [1]. Преемственность между ступенями общеобразовательной школы

необходимо соблюдать, и особенно соблюдать по русскому языку, потому что значение русского языка в современном образовании колоссально, так как преподавание любого предмета ведется с помощью языка.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов являются предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные пред -меты. Так, по русскому языку и родному языку стандарт предусматривает: «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» [19, с. 51]. В соответствии с требованиями стандарта необходимо уделять большое внимание во всех учебниках русского языка системе работы по развитию речи, которая включает в себя развитие орфоэпических навыков.

Каким же образом развитие орфоэпического навыка находит реализацию в программах и учебниках по русскому языку на начальной стадии обучения? Нами были проанализированы с точки зрения формирования основ орфоэпии УМК для начальной школы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузь-менко «К тайнам нашего языка» (учебники в 2-х частях для 1-4 классов общеобразовательных учреждений); Т. Г. Рамзаева «Русский язык» (учебники в 2-х частях для 1-4 классов четырехлетней начальной школы). Все указанные учебники рекомендованы Министерством образования Российской Федерации и входят в определенные программы обучения. В данных пособиях дается много нового интересного материала, который способствует развитию ребенка как языковой личности.

Можно отметить, что в современном образовательном процессе большое внимание уделяется правильному произношению слов и постановке ударения в них. Так, в учебнике Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» даются правила и задания, связанные с орфоэпическими нормами. В первом классе обучающиеся знакомятся со словами,

которые нужно запомнить: мЕсяц, учЕбник, рисУнок и т. д. Также учащиеся выполняют упражнения на постановку ударения:

Упражнение 74. Прочитай загадку. Отгадай. Спиши загадку. Обозначь ударение в словах. Напиши отгадку. Обозначь ударение.

Черненькая собачка Свернувшись лежит. Не лает, не кусает, А в дом не пускает [13, с. 43].

В учебнике М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» обучающиеся знакомятся с такими разделами, как: «Как правильно говорить? Словарь. Правильно ставь ударение! (что сделала: бралА, далА, клАла. Что? бАнты — чего? бАнтов, бАнта)», которые помогают младшим школьникам не допускать ошибок в произношении сложных слов [13, с. 126-127].

Учебники М. С. Соловейчик с первого класса знакомят обучающихся с такими условными знаками, как: «внимание: есть ошибки» (ве-жливая, веж-ливая, вежлива-я) [13, с. 6].

Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для второго класса обогащается и усложняется новым разделом «Произноси правильно слова» (алфавИт, ательЕ, договОр и т. д.) [10, с. 124125] и с новым условным знаком «Говори правильно» (поднЯть, поднимУ, пОднял, поднялА, пОдняло, пОдняли [10, с. 124-125]. Учащиеся продолжают знакомство со словами, выделенными в рамках (сапОг, суббОта, рУсский, завОд и т. д.), и выполнять упражнения на постановку ударения в словах.

Учебник «К тайнам нашего языка» [14, с. 130] включает в себя такие разделы по развитию орфоэпических норм, как: «Как правильно говорить? Словарь трудностей. Правильно ставь ударение! (звонИм — звонЯт — позвонИть). Правильно произноси звуки и правильно заменяй звуки (бежИм — бегУ, хочУ — хотИм)» [14, с. 130]. Эти разделы помогают обучающимся усвоить правила произношения слов.

Учебники Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» за третий и четвертый классы продолжают знакомить обучающихся с нормами произношения слов. Эти учебные пособия также включают в себя вышеназванные разделы и дополняются новым разделом: «Словарь для справок» (автОбус, библиотЕка, землянИка и другие) [5, с. 139], который помогает учащимся познакомиться с новыми орфоэпическими нормами и обогатить свой словарный запас.

И. Н. Андреева, Н. Т. Набиуллина

7

М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко в УМК «Гармония» в четвертом классе на форзаце учебника знакомят учащихся с таким правилом русского языка, как: «Будем говорить правильно! Именительный падеж множественного числа. Родительный падеж множественного числа». В этом пункте обучающиеся учатся ставить слова в формах единственного и множественного числа (торт — тОрты, хозяин — хозЯева, ранец — рАнцев и т. д.) [17]. На вышеприведенное правило авторами учебника приводится следующее задание: Упражнение 276. «Ребята поспорили, как правильно: окна или окны, стекла или стеклы? Выскажи свое мнение и докажи его» [17, с. 115].

Авторами учебника «К тайнам нашего языка» М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко к концу первого полугодия четвертого класса вводится правило: «Окончание У в предложном падеже чаще всего ударное и бывает только с предлогами В, НА при ответе на вопрос ГДЕ? (В углУ, НА полУ, В глазУ...)» [17, с. 130].

Кроме этого, в УМК М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко в конце каждого учебника, помимо орфографического словаря, даны грамматические формы слов и произносительные нормы, причем авторы уже с первого класса обращают на это внимание:

Таким образом, мы можем заметить, что в учебниках «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой и «К тайнам нашего языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузь-менко уделяется большое внимание вопросу ор -фоэпических норм. По мнению авторов, русский язык учащиеся должны изучать не только для получения предметных знаний, умений и навыков, но и для формирования метапредметных универсальных учебных действий. Учебники по русскому языку М С. Соловейчик и Т. Г. Рамзаевой помогают обучающимся усвоить основные нормы произношения русского языка как на теоретическом уровне, так и на практическом. Как

считает С. И. Люгзаева, «задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы в процессе изучения конкретного предмета научить не только этому предмету, но, используя его содержание, сформировать учебную деятельность учащегося, мотивировать его интерес к продолжению обучения, к добыванию знаний вообще, а не только по данному предмету» [2, с. 26]. В настоящее время в начальной школе по русскому языку используется более девяти УМК. Не все из них в полной мере соответствуют требованиям новых стандартов, чтобы в процессе изучения русского языка младшие школьники могли бы реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научиться использовать язык для поиска необходимой информации в различных источниках при выполнении учебных заданий по разным предметам.

——-

1. Леонтьев А. А. Непрерывность и преемственность образования // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат. М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2003. С. 28-34.

2. Люгзаева С. И. О соответствии учебников русского языка для начальных классов Образовательной системы «Школа 2100» требованиям нового стандарта // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 2. С. 26-29.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.

4. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 кл.: в 2 ч.: учебник. 16-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2011. Ч. 1. 158, [2] с.: ил.

5. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 кл.: в 2 ч.: учебник. 16-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2011. Ч. 2. 141, [3] с.: ил.

6. Рамзаева Т. Г. Русский язык: в 2 ч.: учеб. для 4 кл. 15-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. Ч. 1. 157, [3] с.: ил.

7. Рамзаева Т. Г. Русский язык: в 2 ч.: учеб. для 4 кл. 15-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. Ч. 2. 158, [2] с.: ил.

8. Рамзаева Т. Г. Русский язык: учеб. для 1 кл.: в 2 ч. 13-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2011. Ч. 1. 95, [2] с.: ил.

9. Рамзаева Т. Г. Русский язык: учеб. для 2 кл.: в 2 ч. 11-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. Ч. 1. 126, [2] с.: ил.

10. Рамзаева Т. Г. Русский язык: учеб. для 2 кл.: в 2 ч. 11-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. Ч. 2. 94, [2] с.: ил.

11. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1985. 399 с.

12. Современный русский язык: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / Р. Н. Попов, Д. П. Валькова, Л. Я. Маловиц-кий и др. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1986. 464 с.

13. СоловейчикМ. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: учебник русского языка для 1 класса общеобразоват. учреждений. 4-е изд. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010. 136 с.: ил.

14. СоловейчикМ. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразоват. учреждений: в 2 ч. 5-е изд. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. Ч. 1. 144 с.: ил.

включИть включИт включИм включИте

звонИть звонИт звонИм звонИте

красИвый красИвее

начАть нАчал нАчали началА

понЯть пОнял пОняли понялА

убрАть убрАл убрАли убралА

но:

клАсть клАл клАли клАла

послАть послАл послАли послАла [16, с. 226]

15. СоловейчикМ. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: 2 класс: учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. 208 с.: ил.

16. СоловейчикМ. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: 3 класс: учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. 240 с.: ил.

17. СоловейчикМ. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений: в 2 ч. 6-е изд. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. Ч. 1. 160 с.: ил.

18. СоловейчикМ. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений: в 2 ч. 6-е изд. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. Ч. 2. 144 с.: ил.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования России. 2009. № 2. С. 44-73.

1. Leontiev A. A. Continuity and succession of education // Educational system "School 2100". Pedagogy of common sense: digest. M.: Balass, Publishing House RAE, 2003, pp. 28-34.

2. Lyugzaeva S. I. On the conformity of the Russian language textbooks for the elementary grades Educational system "School 2100" the new standard requirenments // Elementary school plus before and after. 2011, № 2, pp. 26-29.

3. Ozhegov S. I., Shvedova N. Y. Dictionary of Russian language: 80000 words and idiomatic expressions. 2nd ed. M.: Az, 1995. 928 p.

4. Ramzaeva T. G. Russian language. 3 grade.: in 2 parts.: textbook. 16th ed. M.: Drofa, 2011. Part 1. 158 p.

5. Ramzaeva T. G. Russian language. 3 grade.: in 2 parts.: textbook. 16th ed. M.: Drofa, 2011. Part 2. 141 p.

6. Ramzaeva T. G. Russian language: in 2 parts.: textbook for 4th grade. 15th ed. M.: Drofa, 2010. Part 1. 157 p.

7. Ramzaeva T. G. Russian language: in 2 parts.: textbook for 4th grade. 15th ed. M.: Drofa, 2010. Part 2. 158 p.

8. Ramzaeva T. G. Russian language: textbook in 2 parts for 4th grade. 13th ed. M.: Drofa, 2011. Part 1. 95 p.

9. Ramzaev T. G. Russian language: textbook in 2 parts for 2th grade. 11th ed. M.: Drofa, 2010. Part 1. 126 p.

10. Ramzaeva T. G. Russian language: textbook in 2 parts for 2th grade. 11th ed. M.: Drofa, 2010. Part 2. 94 p.

11. Dictionary of linguistic terms: A guide for teachers / D. E. Rosenthal, M. A. Telenkova. 3rd ed. M.: Prosveshenie, 1985. 399 p.

12. Modern Russian language: study guide for students of the pedagogical univ-es by specialty № 2121 "Pedagogy and methodology of elementary education" / R. N. Popov, D. P. Valk-ova, L. Y. Malovitskiy et al., 2nd ed. M.: Prosveshenie, 1986. 464 p.

13. Soloveitchik M. S., Kuzmenko N. S. To the mysteries of our language: Russian language textbook for the 1st grade general educational institutions. 4th ed. Smolensk: XXI Century Association, 2010. 136 p.

14. Soloveitchik M. S., Kuzmenko N. S. To the mysteries of our language: Russian language textbook for the 2nd grade general educational institutions: in 2 parts. 5th ed. Smolensk: XXI Century Association, 2007. Part 1. 144 p.

15. Soloveitchik M. S., Kuzmenko N. S. To the mysteries of our language: 2nd grade: Russian language textbook for a 4th grade elementary school. Smolensk: XXI Century Association, 2003. 208 p.

16. Soloveitchik M. S., Kuzmenko N. S. To the mysteries of our language: 3rd grade: Russian language textbook for a 4th grade elementary school. Smolensk: XXI Century Association, 2003. 240 p.

17. Soloveitchik M. S., Kuzmenko N. S. To the mysteries of our language: textbook for the 4th grade general educational institutions: in 2 parts. 6th ed. Smolensk: XXI Century Association, 2003. Part 1. 160 p.

18. Soloveitchik M. S., Kuzmenko N. S. To the mysteries of our language: textbook for the 4th grade general educational institutions: in 2 parts. 6th ed. Smolensk: XXI Century Association, 2009. Part 2. 144 p.

19. Federal State Educational Standard of the elementary general education // Bulletin of Education of Russia. 2009, № 2, pp. 44-73.

I. N. Andreeva, N. T. Nabiullina Mari State University, Yoshkar-Ola Requirements FSES to training orthoepy in elementary school

and their realization in modern textbooks on Russian language

The article considers the requirements of new educational standards, the notion of continuity; a succession of different textbooks of elementary school by how of succession in the formulation of the tasks in the study of norms orthoepy. Considered the interpretation of the terms of the Russian language, their formulation by different authors in the textbooks of elementary and middle school. Analyzed the mistakes made in the preparation of some of the educational — methodical complexes; are commented new textbooks, their compliance with the requirements FSES. Proposing solutions the formation of norms orthoepy in elementary school children.

Keywords: succession, orthoepy norms, orthoepic skills, word pronunciation, emphasis, grammar and pronunciation norms, definitions, concepts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.