Научная статья на тему 'Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы в процессе внеурочной деятельности'

Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы в процессе внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / UNIVERSAL PERSONAL TRAINING ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мейрманова Ж.С.

В статье рассматривается формирование личностных универсальных действий обучающихся начальной школы в процессе внеурочной деятельности, представлены результаты проведения системы занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мейрманова Ж.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы в процессе внеурочной деятельности»

Мейрманова Ж.С. ©

Студент, кафедра теории и методики начального и дошкольного образования «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается формирование личностных универсальных действий обучающихся начальной школы в процессе внеурочной деятельности, представлены результаты проведения системы занятий.

Ключевые слова: личностные универсальные учебные действия, внеурочная деятельность, педагогические условия.

Keywords: universal personal training activities, extracurricular activities, pedagogical conditions.

Актуальность данной проблемы бесспорна, так как за последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Формирование личностных УУД должно происходить на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Данная проблема актуальна для современной школы, потому что она ещё не достаточно разработана, не изучена до конца.

Определим содержание основных понятий рассматриваемой проблемы.

Термин «универсальные учебные действия» ученые определяют как умение учиться, то есть «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [2]. В психологическом значении УУД трактуется как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося с помощью, которых ученик готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых знаний и умений.

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [5].

К основным видам УУД, профессор МГУ А.Г. Асмолов относит личностные действия и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные).

Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, то есть ученик должен знать морально-этические нормы, уметь соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами и выделять нравственный аспект поведения, а также ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях [2].

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные действия делятся на три блока:

самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация (представляет собой выбор действия в условиях морального конфликта и включает следующие

© Мейрманова Ж.С., 2015 г.

компоненты: выделение морального содержания ситуации; ориентацию на мотивы поступка участников дилеммы, которая предполагает возможность ребёнка увидеть ситуацию разрешения нормы с разных сторон; ориентацию на выделение, идентификацию мотивов, чувств и их осознание) [2].

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [8].

Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

В нашей выпускной квалификационной работе эксперимент проводился на основе нравственно-этической ориентации личностных УУД. В своём исследовании мы выявили и обосновали педагогические условия организации внеурочной деятельности с целью формирования личностных УУД (нравственно-этической ориентации).

Первое условие: поэтапная организация формирования нравственно-этической

ориентации. Наша система занятий, состоит из трёх этапов:

1) «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: знание моральных норм и умение выделять нравственные аспекты поведения.

2) «Хороший поступок» Цель: формирование умения соотносить поступки и события с моральными нормами и этическими принципами.

3) «Помогай окружающим людям». Цель: формирование умений ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Второе условие: формирование нравственно-этических ориентаций, будет основано на формировании ценностей (гуманное отношение друг к другу, толерантность, готовность к сотрудничеству и дружбе, чувство прекрасного у младших школьников). В систему занятий включены упражнения формирующие эти ценности.

Третье условие - включение в структуру занятий заданий требующих ситуационнонравственного выбора и самостоятельного принятия решений. В основе этих заданий заложено познание другого человека и самого себя, умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки других и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его.

Выявленные условия легли в основу создания системы занятий, которая разработана на материале пособия для учителей Е.А.Сорокоумова «Уроки общения в начальной школе»

[9].

Наша система занятий разработана на основе пособия для учителей Е.А.Сорокоумова «Уроки общения в начальной школе». Система занятий состоит из трёх этапов и заключает в себе 16 занятий. Целью системы занятий является формирование нравственных чувств и нравственно-этической ориентации детей, создание мотивации к совершению хороших поступков и к оказанию помощи окружающим людям.

После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное исследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень сформированности нравственно-этической ориентации у детей после проведения формирующих занятий стал различным. В экспериментальной группе детей с высоким уровнем стало больше на 3,6%(1 человек), чем детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий. Детей со среднем уровне стало больше на 10,7%(3 человека), детей с низким уровнем стало меньше на 14,3% (4 человека).

Анализ результатов исследования показал, что выявленные педагогические условия в организации внеурочных занятий с целью формирования личностных УУД (нравственноэтической ориентации) реализованная система занятий улучшила результаты

экспериментальной группы.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологиии// Психология личности и образ жизни. -М., 1987.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова — М., 2010.

3. Арутюнов Ю. С. Методологические вопросы деловых игр [Текст] / Ю. С. Арутюнов// Применение активных методов обучения: Тез. докл. научн. -техн. школы-семинара. — Л., 1987. — С. 85.

4. Ведерникова Л. В., Бырдина О. Г., Поворознюк О. А. Социальное здоровье студентов: сущность, структура и основные направления его формирования/ Л.В. Ведерникова, О.Г. Бырдина, О.А. Поворознюк // Сибирский педагогический журнал.-2015.-№ 2.-С.117-121.

5. Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А., Бырдина О.Г. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников [Текст] / Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк, О.Г. Бырдина// Педагогическое образование и наука .- 2014. - № - №3. - С. 52-55.

6. Литвиненко Е.А., Рыбальского В. И. Игровые занятия [Текст] / Под ред. Литвиненко Е. А. — Киев, 1985. — С. 16

7. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001

8. Подобин, А.Е.Массовые мероприятия организация и проведение [Текст]/ А.Е. Подобин// Нар. образование. - 2012 -№ 3. - С.2019-223.

9. Поворознюк О.А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей [Текст] /О.А. Поворознюк//Х111 Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013.-С. 92-94.

10. Поворознюк О.А. Ценностные основы совершенствования социальной компетентности школьников [Текст] /О.А. Поворознюк//Х1Х Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2009.- С. 129130.

11. Поворознюк О.А., Талалаева И.Ю. Оценка планируемых результатов школьников в системе начального общего образования [Текст] / О.А. Поворознюк, И.Ю. Талалаева//Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2014.-№5(17). С. 114-118.

12. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992

13. Селиванова, О.Г.Младший школьник как субъект и объект внеурочной деятельности [Текст]/

О.Г. Селиванова//Нач. шк. - 2014.- №8.- С. 17-21.

14. Сорокоумова Е.А «Уроки общения в начальной школе» [Текст] / Е.А.Сорокоумова // Метод. Пособие. - СПб.: АО «Мэрил», 1994.-16с.

15. http://pedsovet.su/load/138-1-0-23376/

16. http: //podskazki. info/chuvstvo -prekrasnogo/

17. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/eticheskaya-beseda.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.