Научная статья на тему 'Развитие креативности младших школьников в процессе внеурочной деятельности'

Развитие креативности младших школьников в процессе внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1320
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ / ТРИЗ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PRIMARY SCHOOL AGE / DEVELOPMENT OF CREATIVITY / TRIZ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова М.В.

В статье предложен комплекс педагогических условий развития креативности у младших школьников во внеурочной деятельности. Автор предлагает организовать внеурочную деятельность с использованием технологии ТРИЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности младших школьников в процессе внеурочной деятельности»

Абрамова М.В. ©

Студент, кафедра социальной педагогики и педагогики детства Руководитель: Поворознюк Ольга Алексеевна. Кандидат педагогических наук, доцент. Филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

в г. Ишиме

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье предложен комплекс педагогических условий развития креативности у младших школьников во внеурочной деятельности. Автор предлагает организовать внеурочную деятельность с использованием технологии ТРИЗ.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, младший школьный возраст, развитие креативности, ТРИЗ.

Keywords: extracurricular activities , primary school age, the development of creativity , TRIZ.

В связи с введением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) главной задачей, стоящей перед системой образования, является всестороннее содействие становлению и формированию личности, способной быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, находить качественно новые пути решения разнообразных проблем, ориентироваться в возрастающем потоке информации и выделять из него те знания, которые необходимы для продуктивной работы, мыслить и действовать нестандартно, творчески. [11]

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие креативного мышления у детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование креативности в младшем школьном возрасте.

В своей работе мы опирались на определение Е.П.Ильина: Креативность -способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклонятся от традиционных схем мышления. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям. [5, с. 448]

В своей педагогической деятельности большое внимание необходимо уделять именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития креативной, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. [1, с. 80-81]

По нашему мнению огромный потенциал для развития креативной личности имеет педагогическая технология под названием «ТРИЗ», как технология развития творческого потенциала личности и приобретения творческого опыта именно посредством организации внеурочной деятельности.

ТРИЗ - педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитания креативной личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности, служит инструментом для:

- поиска нетривиальных идей;

- выявления и решения многих творческих проблем;

- развития творческого мышления, формирования творческой личности. [4, с.306]

© Абрамова М.В., 2015 г.

В исследовательской работе мы остановились на принципах построения занятий в начальной школе по ТРИЗ.

Основные из них таковы:

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой

штурм.

- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).

- Обязательная активизация творческого воображения. [2, с.37-49]

Учитель начальных классов Марченко С. Е. предлагает следующие правила работы на занятиях:

Правило № 1. Активность каждого.

Правило № 2. Самостоятельность суждений и действий.

Правило № 3. Обязательность высказываний своего мнения каждым. Желательно не повторяться, а дополнять, используя уточняющий и углубляющий материал.

Правило № 4. Равенство прав каждого. Все высказываются доброжелательно, уважительно выслушивают мнение другого.

Правило № 5. Каждый обосновывает свое мнение.

Правило № 6. Умение ценить время. [6, с.140-142]

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

В нашем исследовании мы выявили и апробировали педагогические условия развития креативности младших школьников:

1) Создание проблемных ситуаций во внеурочной деятельности (ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребенка выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи);

2) Творческий характер деятельности (она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности);

3) Деятельность должна находиться в зоне потенциального развития ребенка (деятельность должна быть максимально трудной но выполнимой, соответствовать возрастным особенностям младших школьников);

4) Организация обсуждения процесса и результатов деятельности в коллективе сверстников.

Для успешного проведения исследования были организованы следующие этапы эксперимента на базе учащихся 3 класса МОУ «СОШ с.Уктуз»:

1. Констатирующий (диагностика уровня развития креативности младших школьников);

2. Формирующий (реализация форм, методов развития креативности младших школьников);

3. Контрольный (проверка эффективности реализации форм, методов развития креативности младших школьников).

Для изучения уровня креативности мы использовали критерии и показатели, предложенные Е.Н. Степановым.

Критерии оценки уровня развития креативности: "Чувство новизны", «Способность преобразовать структуру объекта», «Направленность на творчество», «Критичность».

Показатели:

Умение и стремление к познанию.

Способность преобразовать структуру объекта.

Направленность на творчество.

Критичность.

Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях.

Стремление к реализации своих способностей.

Развитость чувства прекрасного.

Обладание способностью к рефлексии (способность к оценке и самооценке результатов своей деятельности).[10, с. 128]

Нами был проведен ряд диагностических методик для выявления уровня развития креативности младших школьников:

Методика «Чувство новизны» разработана М.И. Рожковым; методика «Способность преобразовать структуру объекта», разработана Б.С. Алишевым; методика «Направленность на творчество», разработана Л.А. Воловичем; методика «Критичность», разработана Ю.С. Тюнниковым.

Результаты диагностики креативности младших школьников показали, что высокий уровень имеют 16,5% детей, средний уровень имеют 48,5% учеников, низкий уровень показали 35% учащихся.

Далее нами была организованна внеурочная деятельность с использованием специальной программы для развития креативности младших школьников, которая состоит из 10 занятий:

1) «Игра-путешествие»

2) «Осень»

3) «В городе противоречий»

4) «Путешествие на планету Г игиена»

5) «Просто ли быть добрым?»

6) «В стране фантазий»

7) «Мы-актеры»

8) «Страна загадок»

9) «В мире поэзии»

10) «Сказкатерапия»

Каждое занятие начиналось с постановки проблемы, побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. В ходе занятия дети показывали свои способности в умении анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия.

На внеклассных занятиях дети, решая творческие задачи, пробовали свои возможности в изобразительном искусстве, художественном труде и т.д. В процессе выполнения каждого из заданий велось активное обсуждение работы. Дети предлагали свои варианты решения творческих задач со сверстниками, выделялись наиболее удачные, коллективно обсуждался полученный результат.

На занятиях дети погружались в творчески активную деятельность, которая требовала креативного подхода: составление загадок, сочинении сказок, стихов, фантазировали на разные темы и т. п.

При построении занятий использовался «принцип спирали». При постановке творческих задач увеличивалась их сложность: от анализа загадок задания усложнялись до их составления, от инсценировки сказок до их сочинения.

Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал тенденцию к повышению уровня креативности младших школьников. Если на констатирующем этапе высокий уровень развития креативности имели 16,5% детей, то на контрольном уровень поднялся на 9,5%, что составило 26%. Средний уровень на констатирующем этапе показали 48,5% учеников, что на 17% меньше результатов контрольного этапа, при котором уровень составил 65,5%. Низкий уровень на констатирующем этапе был выявлен у 35% учащихся, что на 26,5% больше, чем уровень на контрольном этапе, который составил 8,5%.

Таким образом, изучение состояние проблемы развития креативности у младших школьников доказало актуальность ее исследования и необходимость создания в современной начальной школе педагогических условий развития креативности учащихся во внеурочной деятельности.

Литература

1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников/ Л.Н. Азарова// Начальная школа.- 1998 г.-№4, с.80-81.

2. Альтшуллер, Г.С. О психологии изобретательского творчества/ Г.С Альтшуллер, Р.Б.Шапиро// Вопросы психологии.- 1956 г.- №6, с. 37-49.

3. Ведерникова, Л.В. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики

виктимности воспитанников/ Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк, О.Г. Бырдина//

Педагогическое образование и наука . - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2014г.- №3, с. 5255.

4. Зиновкина, М. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика/ М. М. Зиновкина.- М.:МГИУ, 2008г - с. 306.

5. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности/ Е.П. Ильин.- Спб: Питер, 2009г - с. 448.

6. Марченко, С. Е. Современные подходы в обучении / С. Е. Марченко.- Омск, 2009г - с. 140-142.

7. Поворознюк, О.А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей /О.А. Поворознюк//Х111 Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013г.- с. 92-94.

8. Поворознюк, О.А. Ценностные основы совершенствования социальной компетентности школьников /О.А. Поворознюк //XIX Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2009г.- с. 129-130.

9. Поворознюк, О.А., Оценка планируемых результатов школьников в системе начального общего образования / О.А. Поворознюк, И.Ю. Талалаева//Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2014г.- №5(17). с. 114-118.

10. Степанов, Е.Н., Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ "Сфера", 2001г. - с. 128.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.