УДК 372.30+371.036
Калинина Лариса Владимировна
УчительМБОУСОШ№ 49, [email protected], г. Иркутск
формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников
через нравственно-этическое оценивание
Аннотация. В статье рассматривается один из актуальных вопросов образования в практике работы современной начальной школы: формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников; представлены возможности формирования нравственных ценностных ориентаций личности через организацию нравственно-этического оценивания в учебной и внеурочной деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Раскрыты особенности нравственно-этической оценки в младшем школьном возрасте, даны методические рекомендации для педагога по проектированию ситуаций нравственного выбора, алгоритм проведения нравственно-этического оценивания.
Ключевые слова: начальное образование, нравственные ценности, ценностные ориентации, нравственно-этическая оценка.
Kalinina Larisa Vladimirovna
Teacher of primary forms, school № 49, [email protected], Irkutsk
forming of moral value orientations of younger students through normal and ethnical evaluation
Annotation: This article discusses one of the actual problem of education in the practice of work of the modern primary school: formation of personality curricular activities of younger students; there are presented the possibility of forming moral values of personality through the organization of moral and ethical evaluation in educational and extracurricular activities in conditions for the implementation of the federal state educational standards. There are disclosed features of normal and ethnical evaluation in the early school years, given methodological recommendations for design a situations of moral choice for educators and algorithm of normal and ethnical evaluation.
Keywords: primary education, moral values, value orientations, normal and ethnical evaluation.
Преобразования, происходящие в современном образовании, существенно изменили его целевые ориентиры, в которых определилась направленность на воспитание человека, воплощающего нравственные ценностные идеалы российского социума, способного к активному участию в жизни общества. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования впервые обозначена значимость личностных результатов в развитии учащихся наряду с овладением ими предметными результатами.
Перед школой поставлена задача формирования личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих детей способностью самостоятельно принимать
решения в сложных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора; умения высказывать оценочные суждения поступков с позиции нравственных норм и ценностей; умения контролировать свои действия, учитывать их возможные последствия и нести за них ответственность [1; 8]. Универсальное учебное действие, предполагающее умение младшего школьника проводить оценку и самооценку, является одним из требований к результатам освоения образовательных программ.
Оценка - это действие, с помощью которого ученик оценивает свои возможности, определяет наличие или отсутствие знаний для решения новой задачи (прогностическая оценка), а также это умение определить у
себя наличие или отсутствие общего способа решения задачи (рефлексивная оценка) [3]. В период начальной школы изменяется самооценка ребенка: в современных документах начального образования отмечается, что она «приобретает черты адекватности и рефлексивности» [5, с. 9].
Особенность системы оценки и самооценки в современном учебно-воспитательном процессе состоит в том, что осуществление оценивания предполагается не только в деятельности учителя, но и самого ученика, как при оценке предметных результатов, так и личностного развития. Оценке личностного развития способствует выделение нравственно-этической оценки в образовании младших школьников (А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова, О.Б. Логинова и др.). Отмечаем, что нравственно-этическая оценка занимает особое место в процессе формирования нравственных ценностных ори-ентаций, т.к. личный опыт работы в школе показывает: дети часто замечают малейшие отклонения в нормах поведения своих одноклассников и остро реагируют на их проявления, а при этом некритически относятся к себе и своим поступкам.
В основе нравственно-этической оценки находится одобрение или осуждение поступков, действий отдельного человека или социальной группы людей с позиции нравственных норм и требований общества. Нравственно-этическая оценка позволяет определять результаты поступка, действия, их соответствие принятым в обществе этическим нормам и нравственным законам при различении в них категорий добра и зла. В процессе ее осуществления личность выступает как носитель нравственной активности, проявляя индивидуальную позицию в ситуации морального выбора, и открыто ее выражая. На основе нравственно-этической оценки происходит сознательное предпочтение и присвоение определенных нравственных ценностей, что обусловливает готовность личности к нравственному поступку в реальной жизненной ситуации.
Анализ требований к результатам показал, что умение младшими школьниками давать нравственно-этическую оценку включено в планируемые результаты начального общего образования:
- в сфере личностных УУД - способ-
ность «давать нравственную оценку своим и чужим поступкам», «соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами» [6, с. 97]; «оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор» [Там же, с. 29]; способность к самооценке, которая обеспечивается через формирование в учебной деятельности «рефлексивного отношения к себе, нравственно-этическое оценивание ребенком своих поступков на основе усвоения системы нравственных норм» [2, с. 42];
- в сфере регулятивных УУД - способность «контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение» [6, с. 36];
- в сфере коммуникативных УУД - «давать оценку действий партнера» [2, с. 29], учитывать «разные точки зрения людей, в том числе не совпадающие с его собственной» [6, с. 41];
- в процессе работы с текстом - умение давать оценку информации, «высказывать оценочные суждения и свою точку зрения» [Там же. С. 43].
Вышеуказанные положения актуализируют введение нового направления деятельности педагога, которое мы определяем, как создание условий для формирования у младших школьников умения осуществлять объективную нравственно-этическую оценку и самооценку ситуации морального выбора. Для этого необходимо продумывать и специально предлагать для обсуждения младшими школьниками ситуации, в которых необходимо сделать нравственный выбор [4; 7].
При создании ситуаций важно, чтобы учитель оценивал их с позиций эффективности для формирования умения делать выбор в нравственно-этической ситуации. Эффективное задание предоставляет ребенку возможность выразить свою ценностную позицию, аргументировать свою оценку события или личностный выбор (О.Б. Логинова). Выделяем приоритетные условия, которые необходимо соблюдать при составлении ситуаций нравственного выбора: 1) в основе каждой ситуации должна быть нравственная проблема, требующая разрешения; 2) она должна быть реальной, т.е. может произойти в повседневной жизни школьников; 3) должна иметь простой сюжет, не требующий
длительного восприятия и осмысливания; 4) должна предусматривать несколько вариантов решения, в том числе правильное и неправильное решение с точки зрения нравственных норм.
Такое оценивание необходимо организовывать от процесса коллективного обсуждения и принятия совместного решения до самостоятельной оценки поступка; от решения ситуации по аналогии с уже ранее знакомой до расширения круга ситуаций и включение новых; от опоры на образец решения значимого взрослого до самостоятельного выбора с учетом нравственных норм и требований общества; от оценки поступков в предлагаемых нравственно-этических ситуациях до самооценки собственных поступков с учетом личностно принятых ценностей. В результате проведения действия оценивания расширяется жизненный опыт поведения с учетом нравственных ценностей общества. Большую роль при этом играют знания нравственных ценностных категорий, личностный опыт поведения оценивающего в ситуациях нравственно-этического выбора, умение применить собственные знания и опыт в новой ситуации, а также существенное значение имеет потребность в такой оценке.
Приведем примеры таких ситуаций, которые мы предлагали учащимся во внеурочной деятельности:
1. По улице шли мальчик и девочка, они торопились, т.к. опаздывали в школу (они должны были с классом ехать на экскурсию). Впереди них шла пожилая женщина с продуктами. Было очень скользко, женщина поскользнулась и упала, а продукты рассыпались на землю. Как должны поступить дети и почему?
2. Зимний вечер. Алеша приготовил уроки и читает захватывающую книгу с приключениями. Посмотрев на часы, он вспомнил, что мама просила его сходить в магазин за хлебом и вынести мусор. Неожиданно кто-то позвонил в дверь - это друг Дима. Он долго болел и пришел, чтобы Алеша объяснил ему новую тему по математике. А до прихода мамы осталось всего полчаса... В чем заключается проблема и как необходимо поступить Алеше?
Анализ собственного опыта позволил сформулировать алгоритм проведения нрав-
ственно-этического оценивания поступка и оценочные действия младшего школьника в ситуации нравственно-этического выбора:
1) прослушивание нравственно-этической ситуации и анализ событий (Что произошло? В чем заключается проблема выбора действия героя (героев) ситуации?);
2) самостоятельное осмысление события или явления, представленного в ситуации на основе имеющегося личностного опыта, знания нравственных норм и имеющейся личностной системы ценностей (Что я знаю? Какие похожие ситуации я встречал? Какое решение принял я или действующие лица в похожей ситуации?);
3) выражение личностного эмоционально-чувственного отношения к обсуждаемой ситуации (Что я чувствую к действующим лицам ситуации? Почему они так поступают?);
4) нахождение возможных вариантов решения ситуации (Какие варианты решения ситуации я могу предложить?);
5) проверка каждого варианта решения ситуации, предвидение возможных последствий каждого варианта (Это правильно? Кому принесет пользу: главному герою? другим действующим лицам? обществу?);
6) согласование личностной позиции с мнением других людей (Какой выбор сделают одноклассники? родители? учитель?);
7) принятие решения нравственного выбора (Какое решение я считаю наиболее правильным в данной ситуации?);
8) критическая оценка собственного выбора (Соответствует ли мое решение принятым в обществе нормам?).
Формирование умения проводить нравственно-этическую оценку эффективно можно осуществлять также на уроках литературного чтения. При прочтении произведения, где центром анализа литературного произведения становится герой, авторская позиция мы побуждаем учащихся не только сопереживать героям. Основная цель такого прочтения - предоставить им возможности выявить качества главных героев, оценить их поступки, осмыслить мотивы поведения, которые движут ими, поставить себя на место героя («вжиться» в образ), т.к. в понимании художественного текста большую роль имеет принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка являются основой формирования
нравственных представлений и убеждений личности. Нравственно-этическое оценивание поступков литературных героев помогает школьнику соотносить свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо с нравственными ценностями, получить представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей. Все это является основой его нравственных представлений и личностных качеств, помогает овладеть способами действий в различных жизненных ситуациях.
Нравственно-этическое оценивание использовали во всех литературных произведениях, включенных в содержание учебной программы 1 - 4 классов, где герой совершает поступок или прослеживаются его личностные качества. Например, при работе со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» (3 класс) была не только продолжена тема материнства, ценности жизни ребенка для матери (ценность «Семья»), но также обсуждение было направлено на определение двух жизненных позиций через сравнение образа Утки и Селезня. Ребята подбирали качества героев: Утка - любящая мать, заботливая, готовая на самопожертвование ради дочери, умеющая сострадать; Селезень - бездушный, безразличный к страданиям близких, равнодушный, не способный на жертву. Для самоопределения в мире ценностей, становления собственной жизненной позиции был поставлен проблемный вопрос: А какая позиция наиболее близка вам?
Учащимся также предлагали проанализировать содержание незаконченного рассказа и завершить его. Рассказ содержит ситуацию, в которой ребенок ставится перед необходимостью сделать нравственный выбор в ущерб собственным интересам (например, рассказы В. Осеевой «Кто хозяин?», «Плохо», «Хорошее», «Три товарища», притчи «Путники и медведица» и др.). Обрывается он в тот момент, когда ребенок должен принять решение. После принятия решения учитель читает окончание и сравнивается поступок героя с решением класса, дается оценка его действий. При решении ситуаций нет правильных или неправильных вариантов ответов. Каждая точка зрения ребенка принимается и анализируется. Важно формировать у учащихся способность оценивать различные мнения и принимать собственное решение с позиции общечеловеческой нравственно-
сти. Главное, что выносит ребенок - это эмоциональное переживание, на основе которого формируется способность самостоятельно вырабатывать собственные жизненные смыслы.
Такое обращение ребенка к анализу опыта своей деятельности и поступков других, рефлексии, само- и взаимооценке сформирует у младших школьников способность критично и адекватно оценивать поступки, готовность открыто выражать и отстаивать свою точку зрения, умение выделить нравственное содержание оцениваемой ситуации, определить мотивы ее участников, оценить поступки с разных позиций. В ходе решения ситуаций нравственного выбора ребенок овладевает различными способами действия и умением найти правильный выход из реальных жизненных ситуаций.
Библиографический список
1. Дунилова Р. А., Бобрикова Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке УУД у младших школьников: организационно-методические аспекты // Эксперимент и инновации в школе. - М.: Изд-во Инновации и эксперимент в образовании, 2013. - Том 3. - С. 5-10.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Калинина Л. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников: монография. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2013. - 200 с.
4. НазароваН. М., Фуряева Т. В. Особенности оценки и самооценки интеллектуального потенциала учащихся // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - М.: Изд-во Московский гор. пед. ун-т, 2010. - № 2. - С. 101-114.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. 2010г. [Электронный ресурс]. - URL: novoselkishool. edusite.ru (дата обращения: 05.10.2012).
7. Ульянова Е. Ю., Щеголева Г. С. Формирование оценочных умений младших школьников в процессе работы над сочинениями и изложениями // Герценовские чтения. Начальное образование.- СПб: Изд-во ВВМ, 2011. - Том 2. -Вып. 2. - С. 336-346.
8. ШевцоваЕ. А. Формирование универсальных учебных действий // Начальное образование. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2013. - № 3. - С. 12-17.