Инклюзивное образование - это осознанное включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства [5].
Анализ литературы и практический опыт позволяет выделить достоинства и недостатки инклюзивного образования. К его достоинствам относятся:
- создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями;
- создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения;
- обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами;
- подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребёнка и его интеграции в общество;
- формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т. е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Инклюзивное образование так или иначе делает акцент на персонализации процесса обучения. В литературе и учителя практики при его организации предлагают избегать:
- объяснения заданий, которые следует выполнить во время урока, в форме лекций;
- пассивности учащихся;
- излишней строгости при установлении тишины в классе во время занятия; о заполнения занятий следующими видами деятельности: работа с упражнениями, в которых нужно вставить пропущенное слово / предложение, работа с учебными тетрадями и другие виды так называемой «сидячей работы»;
- чрезмерной направленности на чтение текстов из учебника;
- объяснения нового материала в большом объеме в один приём;
- излишней концентрации на фактах и деталях;
- стресса, связанного с оцениванием;
- разделения школьников в группы «по способностям»;
Библиографический список
- частого использования стимулирующих методик;
- стандартизированного тестирования [6].
Они же предлагают при организации инклюзивного образования:
- применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;
- использовать активные методы обучения, включая дискуссии, общение;
- уделять больше внимания усвоению ключевых понятий того или иного предмета;
- применять способы поэтапного усвоения нового материала;
- уделять больше времени чтению художественной литературы;
- давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;
- предоставлять учащимся большую свободу выбора;
- внедрять принципы демократических отношений в школе;
- уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;
- использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению класса;
- исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить класс на группы, например, исходя из способностей учеников;
- оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются в общеобразовательной школе;
- привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию школы и другие заинтересованные организации и общественность;
- опираться на оценку преподавателем успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении [7].
Недостатки инклюзивного образования в первую очередь, связаны с отсутствием апробированного на практике и общественно-признанного опыта совместного обучения детей всех категорий, а также недостаточным его научным и методическим обоснованием:
- в российских социально-экономических условиях и уровне общественного сознания инклюзивное образование носит пока экспериментальный характер.
1. Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Москва: Центр «Школьная книга», 2010; Выпуск 1.
2. Андреев В.Н. Дистанционное образование детей-инвалидов: зарубежный опыт: учебное пособие. Тула, 2010.
3. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии. Интеграция образования. 2011; 1.
4. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: ключевые понятия. Москва: Владимир: Транзит - ИКС, 2009.
5. Ведихова Д.С. Развитие инклюзивного образования в России. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2011; 2.
6. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: учебное пособие для вузов. Москва: Дрофа, 2008.
7. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся. Минская школа сегодня. 2008; 6. References
1. Alehina S.V., Semago N.Ya., Fadina A.K. Inklyuzivnoe obrazovanie. Moskva: Centr «Shkol'naya kniga», 2010; Vypusk 1.
2. Andreev V.N. Distancionnoe obrazovanie detej-invalidov: zarubezhnyj opyt: uchebnoe posobie. Tula, 2010.
3. Belenkova L.Yu. Innovacionnye podhody k obrazovaniyu detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ot integracii k inklyuzii. Integraciya obrazovaniya. 2011; 1.
4. Borisova N.V., Prushinskij S.A. Inklyuzivnoe obrazovanie: klyuchevye ponyatiya. Moskva: Vladimir: Tranzit - IKS, 2009.
5. Vedihova D.S. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 2.
6. Ekzhanova E.A. Osnovy integrirovannogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Drofa, 2008.
7. Zagumennov Yu.L. Inklyuzivnoe obrazovanie: sozdanie ravnyh vozmozhnostej dlya vseh uchaschihsya. Minskaya shkola segodnya. 2008; 6.
Статья поступила в редакцию 24.07.18
УДК 159.9
Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pedagogy and Psychology Department, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov (Tshinval), E-mail: anzela1983@mail.ru
Dzudtsova E.M., student, Public Administration and Financial Control Department, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: anzela1983@mail.ru
Kelechsaeva A.A., lecturer, Pedagogy and Psychology Department, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov (Tshinval), E-mail: anzela1983@mail.ru
ABOUT THE THEORETICAL BASIS OF FORMING ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS' MORAL AND ETHIC ORIENTATION. The article deals with elementary school students' age-sensitive and psychological designs which determine the projecting and organization of psychological and pedagogic interaction in the context of their moral and ethic orientation. Circumstances,
determining the productivity of this process, are characterized. The main role of personal universal study actions in its realization is emphasized. The authors conclude that the potential of the formation of personal universal learning actions in younger students is in the content of all educational disciplines, but to a greater extent the achievement of the expected results provide literature lessons, which present the contents for schoolchildren in arts, help to analyze statements and express attitude to the text, to analyze actions and personal qualities of the texts' characters.
Key words: moral and ethic orientation, elementary school student, age-sensitive and psychological designs, psychological and pedagogic interaction.
А.Г. Бесаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ГАОУ ВПО «Юго-Осетинский государственный университет им. А. Тибилова», г. Цхинвал, E-mail: anzela1983@mail.ru
Е.М. Дзудцова, студентка 1 курса факультета «Государственное управление и финансовый контроль», Финансовый университет при правительстве РФ, г. Москва, E-mail: anzela1983@mail.ru
А.А. Келехсаева, преп. каф. педагогики и психологии ГАОУ ВПО «Юго-Осетинский государственный университет им. А. Тибилова», г. Цхинвал, E-mail: anzela1983@mail.ru
О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются возрастные и психологические особенности младших школьников, определяющие проектирование и организацию психолого-педагогического взаимодействия на уроках в контексте формирования их нравственно-этической ориентации. Подчеркивается важная роль универсальных учебных действий в его реализации. Авторы делают вывод о том, что потенциал формирования личностных УУД у младших школьников имеется в содержании всех образовательных дисциплин, однако в большей мере достижение ожидаемых результатов обеспечивают уроки литературы, на которых осуществляется знакомство школьников с содержанием художественных произведений, аргументированное высказывание отношения к про-читанному, анализ поступков и личностных качеств персонажей.
Ключевые слова: нравственно-этическая ориентация, младший школьник, возрастные и психологические особенности, психолого-педагогическое взаимодействие.
Известно, что именно нравственному воспитанию ребёнка, формированию его нравственно-этической ориентации принадлежит ведущая роль в дальнейшем становлении гармонически развитой личности. При этом каждый из возрастных периодов -детский, подростковый, юношеский - располагает разными возможностями, содержанием и средствами воспитания, что требует знания и учета как возрастных и личностных особенностей, так и опыта, достигнутого индивидом за определенный жизненный период.
Учёными выявлен следующий ряд возрастных и психологических особенностей, которые необходимо учитывать при проектировании и организации педагогического взаимодействия в контексте формирования нравственно-этической ориентации младших школьников.
Во-первых, это склонность к игровой деятельности. В ситуациях игры дети добровольно упражняются в межличностных отношениях, осваивают принятые в обществе нормы поведения.
Во-вторых, это неспособность младшего школьника к однообразной деятельности в течение длительного времени. Первоклассник, например, не в состоянии более десяти минут удерживать внимание на одном и том же объекте. Он начинает отвлекаться на другие предметы, что не дает ему возможности сосредоточиться на предъявляемом учебном материале. В данной связи на занятиях с детьми данного возраста необходима частая смена видов деятельности.
В-третьих, это недостаточно четкое представление о нравственных понятиях и нормах, связанное с небогатым опытом индивида. В дошкольном возрасте он обычно усваивает элементарный уровень норм и правил поведения, основа которого состоит в отрицании или запрете чего-либо. В диапазоне младшего школьного возраста ребёнок учится понимать и учитывать состояния окружающих его людей. Он стремится не только не мешать им своим присутствием, но желает быть приятным, понравиться им. А для этого ему необходима обученность соответствующим нормам поведения и общения. Однако знание принятых в социуме этических норм правил может не соответствовать реальному поведению индивида. В частности, это может наблюдаться в ситуации, когда данные нормы и личные желания ребёнка не совпадают [1; 2].
В числе первостепенных задач, которые социальный заказ ставит перед современной системой образования, следует указать задачу формирования сознательной, активной, творческой личности. Важную роль в ее решении играет, как известно, учебная деятельность. Включаясь в нее в младшем школьном возрасте, ребёнок осваивает определенную совокупность приёмов и способов решения различных задач - как умственных, так и нравственных, что способствует расширению, систематиза-
ции, углублению его знаний и составляет основу его отношения к окружающей действительности [2].
В процессе данной деятельности младший школьник учится действовать осознанно, целенаправленно как при решении учебных задач, так и при выборе линии собственного поведения. Это позволяет ему все более широко и серьезно использовать лично приобретенный опыт.
Высокую значимость для становления личности младшего школьника как субъекта учебной деятельности имеет единство ее мотивационного, содержательного и операционного компонентов, каждый из которых может развиваться с помощью двух других и непосредственно на их основе. В данной связи все более серьезную роль приобретает мотивационный компонент, основанный на потребности индивида. Последняя при условии ее глубокого осознания и при наличии соответствующего отношения может переходить в мотив, определяющий как возможность, так и необходимость того или иного действия.
Однако для формирования мотивационной сферы индивида совершенно необходим достаточный уровень развития у него и содержательной, и операционной сфер, ибо осознание собственных возможностей, отношений и чувств к окружающему предполагает возникновение соответствующих потребностей и способов их удовлетворения. Таким образом, младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности, активными участниками процесса обучения лишь при условии, если они овладели определенным содержанием и знают, что и во имя чего делать.
Необходимо также отметить, что если психолого-педагогическое взаимодействие в начальной школе направлено, прежде всего, и в большей мере на реализацию содержания образования, на усвоение ребёнком знаний и способов учебной деятельности, то развитие его мотивационной и операционной сфер осуществляется в некоторой степени стихийно и тормозит процесс нравственного развития и формирования нравственно-этической ориентации.
Между тем продуктивность данного процесса обусловлена учетом следующих определенных в педагогической науке [2] взаимосвязанных и взаимодействующих обстоятельств:
1. С началом обучения в школе индивид переходит от ситуативного усвоения мира, основанного на личном жизненном опыте, к его целенаправленному познанию, научному изучению, что осуществляется на занятиях по всем образовательным дисциплинам: родному, русскому, иностранным языкам, литературному чтению, окружающему миру и др., а также в ходе бесед, внеклассных мероприятий, оценочной деятельности педагога и т. д.
2. Вовлекаясь в учебную деятельность, ребёнок оказывается включенным в коллективную работу, предполагающую разви-
тие у него довольно тесных взаимоотношений с другими школьниками и с учителем. Данные взаимоотношения обеспечивают усвоение как содержания образования, так и принятых в социуме морально-этических норм, нравственных понятий, и категорий.. Ведь потенциал воспитательного воздействия состоит как известно, не только в реализации содержания и методов обучения, его непосредственной организации, не только в педагогическом воздействии учителя, его личности, знаний, убеждений. Невозможно переоценить значение складывающейся на школьных занятиях атмосферы, стиля отношений между учителем и учащимися, а также учащихся меду собой.
3. Поскольку учебно-воспитательный процесс современной школы направлен прежде всего на формирование высоконравственной личности, а учебная деятельность обладает всеми возможностями развития нравственных качеств, налицо целесообразность повышения удельного веса гуманитарных дисциплин в общем объеме образовательных программ [2]. Учёт данных обстоятельств диктует настоятельную необходимость осуществления умственного и нравственного воспитания личности в тесной взаимосвязи и взаимодействии в условиях образовательного процесса школы.
Вот почему так возрастает сегодня необходимость формирования у школьников личностных универсальных учебных действий (УУД), с помощью которых и осуществляется у них раз-
Библиографический список
витие нравственно-этической ориентации, состоящей в соотнесении поступков и событий с функционирующими в социуме этическими принципами и обеспечивающей учащимся понимание моральных норм, возможность нравственного выбора на основе общественных и личностных ценностей [3; 4; 5].
Потенциал формирования личностных УУД имеется, как было указано, в содержании всех образовательных дисциплин, однако в большей мере достижение ожидаемых результатов обеспечивают, на наш взгляд, уроки литературы, на которых осуществляется знакомство школьников с содержанием художественных произведений, определение их идейного смысла, аргументированное высказывание отношения к прочитанному, анализ поступков и личностных качеств персонажей и т. д. [6]. Нравственные проблемы, ключевые в содержании произведений, ощущаются школьниками в процессе психолого-педагогического взаимодействия как общечеловеческие, глобальные, никогда не утрачивающие своего значения. А формирующаяся на их основе совокупность личностных универсальных учебных действий призвана способствовать глубокому осмыслению жизненных ситуаций и поступков людей, осуществлению осознанного выбора в определении собственной гражданской позиции, исходя из арсенала общечеловеческих ценностей, принятых в социуме моральных и этических норм.
1. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. Москва, 2006.
2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Москва, 2010.
3. Бесаева А.Г., Дзудцов И.М., Халидова РШ. Формирование нравственно-этической ориентации школьников при изучении художественного произведения. Синергия Наук. 2017; Т. 1; № 17: 1380 - 1386.
4. Бесаева А.Г., Дзудцова Е.М. К проблеме нравственной самооценки младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2016; 4 (59): 53 - 55.
5. Джиоева А.Р. О видах универсальных учебных действий и их реализации в условиях общеобразовательной школы. Синергия Наук. 2016; 1: 7 - 13.
6. Джиоева А.Р. Формирование нравственно-этической ориентации школьников в контексте реализации личностных универсальных учебных действий. Синергия Наук. 2018; 20: 954 - 959.
References
1. Lagodina E.N. Problemy nravstvennogo vospitaniya detej v Rossii. Moskva, 2006.
2. Boldyrev N.I. Nravstvennoe vospitanie shkol'nikov. MoskVa, 2010.
3. Besaeva A.G., Dzudcov I.M., Halidova R.Sh. Formirovanie nravstvenno-'eticheskoj orientacii shkol'nikov pri izuchenii hudozhestvennogo proizvedeniya. Sinergiya Nauk. 2017; T. 1; № 17: 1380 - 1386.
4. Besaeva A.G., Dzudcova E.M. K probleme nravstvennoj samoocenki mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 4 (59): 53 - 55.
5. Dzhioeva A.R. O vidah universal'nyh uchebnyh dejstvij i ih realizacii v usloviyah obscheobrazovatel'noj shkoly. Sinergiya Nauk. 2016; 1: 7 - 13.
6. Dzhioeva A.R. Formirovanie nravstvenno-'eticheskoj orientacii shkol'nikov v kontekste realizacii lichnostnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij. Sinergiya Nauk. 2018; 20: 954 - 959.
Статья поступила в редакцию 23.07.18
УДК 81
Wagner M.-N.L., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
WAYS OF FORMING FOREIGN COMPETENCE IN SPEAKING AMONG STUDENTS OF LANGUAGE SPECIALTIES. Responding to the changes in the system of higher education, the curricula of foreign languages are aimed at forming students with a foreign language competence, which will contribute to their effective functioning in the cultural diversity of the educational and professional environment. The article analyzes the opportunities and ways of forming foreign language competence in the speaking of students of language specialties, specifies the goals of teaching speaking in a foreign language, the direction of forming a stable positive motivation for the students. The modern technologies of teaching foreign languages are analyzed and concretized.
Key words: foreign language competence, training objectives, teaching technologies, training in cooperation, project method.
М.-Н.Л. Вагнер, канд. ист. наук, доц. каф. иностранных языков, факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ГОВОРЕНИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Отвечая изменениям, осуществляемым в системе высшего образования, учебные программы иностранных языков направлены на формирование у студентов иноязычной компетентности, что будет способствовать их эффективному функционированию в культурном разнообразии учебной и профессиональной среды. В статье анализируются возможности и пути формирования иноязычной компетентности в говорении студентов языковых специальностей, уточняются цели обучения говорению на иностранном языке, направления формирования у студентов устойчивой позитивной мотивации учения. Анализируются и конкретизируются современные технологии обучения иностранным языкам.
Ключевые слова: иноязычная компетентность, цели обучения, технологии обучения, обучение в сотрудничестве, метод проектов.