Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧИТЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА / ЛЕКЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугина Галина Антоновна, Абдулаева Элнара Бахруз Кызы

Существующие тенденции в современном обществе требуют от специалистов профессиональной деятельности высокого уровня владения не только строго профессиональными навыками, но и специалистов, готовых работать не в традиционных условиях. Поэтому в сфере образования все чаще требуются учителя инновационного типа. Их деятельность связана с не только организацией учебного процесса, но и с самосовершенствованием, саморазвитием, мобильностью, творчеством, выражением индивидуальности. Возникает противоречие между потребностью общества в специалистах в сфере образования, обладающих не только суммой теоретических знаний, но и личностно-профессиональными качествами педагога и традиционными подходами к его подготовке в вузе. В связи с этим задачей высших учебных заведений по подготовке будущих педагогов является теоретическая подготовка и развитие личностно-профессиональных качеств студента. В статье предлагается изменить подходы к проведению лекционных занятий. Мы рекомендуем в процессе лекции использовать современные педагогические технологии, которые позволят студентам не только усвоить теоретический материал, но и приобрести навыки работы с аудиторией. В ходе аудиторного обучения для студента педагогической направленности систематически создавать условия для развития его личностно-профессиональных качеств и условия развития мотивации в приобретении педагогических способностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES IN THE PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER

Existing trends in modern society require specialists in professional activities to have a high level of proficiency not only in strictly professional skills, but also specialists who are ready to work in non-traditional conditions. Therefore, in the field of education, teachers of an innovative type are increasingly required. Their activities are associated not only with the organization of the educational process, but also with self-improvement, self-development, mobility, creativity, and the expression of individuality. A contradiction arises between the need of society for specialists in the field of education, who possess not only the amount of theoretical knowledge, but also the personal and professional qualities of a teacher and traditional approaches to his training at a university. In this regard, the task of higher educational institutions for the preparation of future teachers is the theoretical training and development of the student's personal and professional qualities. The article proposes to change the approaches to conducting lectures. We recommend using modern pedagogical technologies in the course of the lecture, which will allow students not only to master the theoretical material, but also to acquire skills in working with the audience. In the course of classroom training for a student of a pedagogical orientation, systematically create conditions for the development of his personal and professional qualities and conditions for the development of motivation in acquiring pedagogical abilities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 2(12) ПИЧУГИНА Галина Антоновна и другие ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_формирование личностностно ...

ТТПР 17Я I 17 Il©2021 Контент достъпен според щщеюияга СС BY-NC 4.0

иJ / 0.1-+ / |(сс) tjJCSj This is an open access article uiMei the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 34671/SCH HBR 2021 0502 0005 >w»W«https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

© Автор(ы) 2021 ORCID: 0000-0002-6036-037X AUTHORID: 409274 SPIN: 2963-8706

ПИЧУГИНА Галина Антоновна, кандидат педагогических наук, доцент «Кафедра общей и неорганической химии»

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (410026, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: galina_p_n@mail.ru) ORCID: 0000-0002-3789-746X

АБДУЛАЕВА Элнара Бахруз кызы, магистрант

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410026, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: elabdulaeva@yandex.ru) Аннотация. Существующие тенденции в современном обществе требуют от специалистов профессиональной деятельности высокого уровня владения не только строго профессиональными навыками, но и специалистов, готовых работать не в традиционных условиях. Поэтому в сфере образования все чаще требуются учителя инновационного типа. Их деятельность связана с не только организацией учебного процесса, но и с самосовершенствованием, саморазвитием, мобильностью, творчеством, выражением индивидуальности. Возникает противоречие между потребностью общества в специалистах в сфере образования, обладающих не только суммой теоретических знаний, но и личностно-профессиональными качествами педагога и традиционными подходами к его подготовке в вузе. В связи с этим задачей высших учебных заведений по подготовке будущих педагогов является теоретическая подготовка и развитие личностно-профессиональных качеств студента. В статье предлагается изменить подходы к проведению лекционных занятий. Мы рекомендуем в процессе лекции использовать современные педагогические технологии, которые позволят студентам не только усвоить теоретический материал, но и приобрести навыки работы с аудиторией. В ходе аудиторного обучения для студента педагогической направленности систематически создавать условия для развития его личностно-профессиональных качеств и условия развития мотивации в приобретении педагогических способностей

Ключевые слова: инновационная деятельность, образование, эффективность обучения, подготовка студентов к педагогической деятельности, учитель инновационного типа, лекция, современные средства обучения, личностно-профессиональные качества, педагогические способности.

FORMATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES IN THE PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER

© The Author(s) 2021

PICHUGINA Galina Antonovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the "Department of General and Inorganic Chemistry" Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky (410026, Russia, Saratov, Astrakhan Street, 83, e-mail: galina_p_n@mail.ru) ABDULAEVA Elnara Bahruz kyzy, Master's student Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky (410026, Russia, Saratov, Astrakhan Street, 83, e-mail: elabdulaeva@yandex.ru) Abstract. Existing trends in modern society require specialists in professional activities to have a high level of proficiency not only in strictly professional skills, but also specialists who are ready to work in non-traditional conditions. Therefore, in the field of education, teachers of an innovative type are increasingly required. Their activities are associated not only with the organization of the educational process, but also with self-improvement, self-development, mobility, creativity, and the expression of individuality. A contradiction arises between the need of society for specialists in the field of education, who possess not only the amount of theoretical knowledge, but also the personal and professional qualities of a teacher and traditional approaches to his training at a university. In this regard, the task of higher educational institutions for the preparation of future teachers is the theoretical training and development of the student's personal and professional qualities. The article proposes to change the approaches to conducting lectures. We recommend using modern pedagogical technologies in the course of the lecture, which will allow students not only to master the theoretical material, but also to acquire skills in working with the audience. In the course of classroom training for a student of a pedagogical orientation, systematically create conditions for the development of his personal and professional qualities and conditions for the development of motivation in acquiring pedagogical abilities.

Keywords: innovative activity, education, effectiveness of teaching, preparation of students for pedagogical activity, teacher of innovative type, lecture, modern means of teaching, personal and professional qualities, pedagogical abilities.

На сегодняшний день предъявляемые обществом ность в специалистах, готовых к действиям в сложных

требования направлены на подготовку специалистов, ситуациях, требующих самостоятельного умения при-

владеющих не только высоким уровнем профессиональ- нимать адекватные решения и умения быстро переклю-

ных навыков, но и метанавыками. Под «метанавыками» чаться с одной позиции на другую. [1] понимается сотрудничество, умение вести пере- В этой связи одним из основных требований к ре-

говоры, отстаивать свою позицию, четко и лаконично зультатам освоения программы бакалавриата соглас-

выстраивать аргументы, быстро адаптироваться и пере- но требованиям ФГОС ВО [3] является формирование

страиваться в связи с изменяющимися требованиями и у выпускников универсальных компетенций в области

условиями. профессиональной деятельности, таких как систем-

В работах А. О. Блинова [2] отмечается, что «центр ное и критическое мышление; разработка и реализация

тяжести современных требований по подготовке специ- проектов; командная работа и лидерство; межкультур-

алистов должен перенестись на развитие личности, ее ное взаимодействие; самоорганизация и саморазвитие.

обучение умению самостоятельно пополнять знания и Отсюда содержательная часть программы по подготовке

совершенствовать квалификацию». Существует потреб- бакалавриата направлена на развитие следующих обще-

PICHUGINA Galina Antonovna and others formation of personal and professional ...

профессиональных компетенций: правовых и этических основ профессиональной деятельности; построение воспитывающей образовательной среды; способность взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ; способность применять современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности [4].

Поэтому основная цель высшего образования заключается в подготовке специалистов, отвечающих требованиям социально-экономических преобразований общества. Совершенствование процесса подготовки педагогических кадров включает в себя не только изменение целей, задач обучения, но и содержания учебной программы, технологий и методов обучения, направленных на развитие личностно-профессиональных качеств [5]. Современный учитель, отвечающий запросам современной школы, должен обладать основным критериям педагогической деятельности (рисунок 1).

Оощепрофессиональные требования к деятельно ста учителя

i +

Знание возрастных особенностей учащихся -_ Организ ашя исследовательских работ и внеурочной деятельности с учащимися Развитие познания учащихся

Соблюдение правил и образовательного про свобод участников коса Владение кееобэыиоееыми

Рисунок 1- Основные общепрофессиональные требования к педагогу

Учителю инновационного типа в ходе своей профессиональной деятельности необходимо постоянно совершенствоваться и развиваться. Это связано с постоянной реорганизацией образовательной системы, с информатизацией и с изменением развития самих обучающихся. Педагогу необходимо при организации учебной деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся и на этой основе внедрять инновационные и информационные технологии. Учителю также следует на высоком уровне обладать навыками планирования внеурочной деятельности и навыками организации исследовательских работ учащихся. Важным в работе учителя является умение стимулировать развитие познания учеников в учебной деятельности.

Наряду с общеобразовательными требованиями к деятельности учителя имеют место также и к личностным качествам. В целом они связаны с саморазвитием и умением анализировать свою педагогическую деятельность. Важным является овладение опытом работы и педагогической эрудицией. Для преподавания в современной школе необходим высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности педагога [6]. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является особое отношение к детям и умение быстро находить бесконфликтный выход из сложившейся ситуации.

Все выше перечисленные свойства, которыми должен обладать современный учитель, отчасти являются врождёнными и приобретёнными в процессе педагогической деятельности. Поэтому врожденные задатки преподавательской деятельности следует корректировать и развивать, но наряду с этим формировать те умения и навыки, которые были не присущи для конкретной личности. Если не помогать студенту педагогической направленности в развитии личностно-профессиональных качеств, то он не будет иметь определенного успеха в процессе педагогической практики. Отсутствие успеха, чаще всего, приводит к разочарованию в выбранной профессии. И, как правило, студент меняет направление свой деятельности в дальнейшем.

Следует отметить, что в ходе обучения в вузе особое внимание уделяется знаниям в области педагогики, возрастной психологии, методике преподавания пред-

Humanitarian Balkan Research. 2021. Vol. 5. № 2(12)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090

мета и практически не уделяется внимание развитию личностных качеств будущего педагога. Считается, что личность должна сформироваться сама.

Отсюда возникает противоречие между потребностью общества в специалистах в сфере образования, обладающих не только суммой теоретических знаний, но и личностно-профессиональными качествами педагога и традиционными подходами к его подготовке в вузе.

Решение создавшейся проблемы мы видим в изменении и совершенствовании методологии подготовки молодых специалистов, в частности учителей химии.

В целом данный процесс состоит из аудиторных занятий (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий) и внеаудиторных - производственная практика (учебная и педагогическая). Следует отметить, что аудиторные занятия проводятся в большей степени с использованием репродуктивных методов обучения, где студент является пассивным слушателем, воспроизводящим учебный материал. Такой вид деятельности не позволяет сформироваться и раскрыться личности и развить его организаторские и иные педагогические способности.

Помочь студентам-педагогам в развитии профессионально-личностных качеств можно с помощью введения в процесс обучения инновационных технологий, направленных на развитие личностных качеств будущего педагога

В своих работах Александрова Е.В., Кларина М.В., Архангельского С.И., Загвязинского В.И. рассмотрели влияние инновационных технологий на процесс формирования личности педагога. Основная их цель заключается в развитии самостоятельности студентов и в способности реализовать на практике полученные знания.

В работах П.И. Карташова [7] отмечается, что внедрение новшества представляет собой взаимосвязь теории и практики, отличительной особенностью которых является целенаправленность и преднамеренность, так как это специально организованные педагогом изменения в образовательном процессе. Они предполагают предотвращение и преодоление затруднений, встречающихся в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности.

В исследованиях ученых отмечена необходимость создания определенных условий для успешного формирования и развития общепедагогических способностей (дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, прогностические).

В своих работах Н.И. Пирогов отмечает значимость семинарских занятий. Он считает, что лекция имеет место быть только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным знанием [8].

Семинарские занятия, имеющие место в подготовке преподавательских кадров, способствуют расширению научного кругозора. Основной функцией семинарских занятий является познавательная. Такой тип деятельности чаще всего опирается на лекционный и дополнительный материал, найденный студентом самостоятельно.

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью процесса обучения. В работах Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского подчеркивается значимость самостоятельной деятельности в подготовке специалистов. Однако в большинстве случаев самостоятельная работа не приносит ожидаемых результатов. Это связанно с тем, что она идет в разрыве от основного процесса обучения. Часто студенты из-за своих психологических особенностей не могут отобрать среди большого количества источников необходимую информацию для углубления и закрепления пройденного материала. Поэтому перед преподавателями ставится задача не только дать знания, но и научить обучающихся их находить и использовать.

Ломоносов М.В. считал, что преподаватели должны на высоком уровне владеть языком, красноречиво и чётко излагать свои мысли. Полноценное лекционное обще-

Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 2(12)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_

ПИЧУГИНА Галина Антоновна и другие формирование личностностно ...

ние, по мнению А.А. Леонтьева, возможно достигнуть благодаря определенным условиям: «Быстрая и верная ориентировка в обстановке выступления; правильное планирование содержания лекции; нахождение точных средств, позволяющих без потерь донести материал до слушателей; обеспечение четкого контакта со слушателями».

Нельзя отрицать значимость лекционного материала в процессе подготовки специалиста. Основная цель лекционных занятий - открытие новых знаний. Семинарские занятия должны быть направлены на отработку умений принимать полученные знания в деятельности. Поэтому и на лекционных и на семинарских занятиях должны быть использованы современные методы, средства и приемы обучения, способствующие формированию и развитию личностно-профессиональных качеств (умение вести беседу с классом, организовать дискуссию, привлечь к самостоятельной деятельности учащихся и т.д.) [10]. Студент должен, как будущий педагог, обладать способностью привлечения к своей речи внимание, уметь правильно и грамотно задать интересный вопрос, а не вопрос ради вопроса, уметь эмоционально, оживленно вести беседу. Эти личностные качества следуют развивать в процессе лекционных и семинарских занятий. Однако для этого необходимо менять подход к проведению лекционных занятий. Основными функциями современного лекционного занятия являются: познавательная, развивающая и организующая. В большей степени выполняется познавательная функция, а оставшиеся две уходят на задний план, в результате мы получаем специалистов, обладающих большим уровнем теоретических знаний и не способных применить полученные знания в реальной жизни. Будущие педагоги не способны в полном объеме использовать полученные теоретические знания в решении педагогических ситуаций.

Новизна нашей работы заключается в разработке инновационных подходов в проведении лекционных занятий. Мы предлагаем в процессе лекции использовать современные педагогические технологии, которые позволят студентам не только усвоить теоретический материал, но и приобрести навыки работы с аудиторией. Для внедрения инноваций в лекционное занятие следует учитывать определенные компоненты, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 - Основные критерии инновационной лекции.

Особенностью инновационной лекции является повышенная активность студентов [11]. Основной задачей преподавателя является создание образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, повышению их мотивации и интереса к профессиональной деятельности. Лекции в таком случае представляют собой взаимодействие студента с преподавателем. Преподаватель не навязывает студентам свое мнение, а выстраивает определенную последовательность, выделяя ключевые моменты, и дает возможность выражать свое мнения для обсуждения. Студенты, работая в группах над поставленными вопросами, учатся общаться, слушать и аргументированно выдвигать свои идеи. В ходе такой деятельности одновременно развивается и организаторские способности и речевые, являющиеся одними из важнейших в работе учителя._

В процессе подготовке к лекции следует учитывать не только изучение теоретического материала, но и процесс ее организации, изменить пассивную учебную деятельность студентов на активную. Преподаватель в этом случае является собеседником, а студентами - ино-ваторами идей. Командное обсуждение этих идей способствует развитию коммуникативных, речевых, организаторских, академических педагогических способностей. Студенты получат возможность приобрести опыт работы в команде, опыт общения, опыт организации диалога, диспута, полилога. В такой ситуации ожидается развитие общегражданских качеств и нравственно-психологических (организаторские, коммуникативные, конструктивные, экспрессивные и др.), характерных для преподавательской деятельности [11-20].

Самостоятельная работа студентов также должна быть направлена на развитие личностных качеств студента и создавать условия для проявления индивидуальности, творчества.

Таким образом, если в ходе аудиторного обучения для студента педагогической направленности систематически создавать условия для развития его личност-но-профессиональных качеств и условия развития мотивации в приобретении педагогических способностей, то вероятность качества сформированности профессиональных компетенций значительно повысится.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения / А.П. Панфилова. — М.: Академия, 2009. — 192 с.

2. Блинов, О.А Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие /Блинов А. О., Благирева Е. Н., Рудакова О. С. —М.: Научная библиотека, 2014. — 16 с.

3. Педагогика: большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. — Мн.: Соврем. Слово, 2006. — 928 с.

4. Педагогика: большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. — Мн.: Соврем. Слово, 2005. — 720 с.

5. Захарова, Е.А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2.

6. Краевского, В.В. Теоретические основы процесса обучения. Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1989.

7. Карташов, П.И. Внедрение педагогических рекомендаций в практику как управляемый процесс //Внедрение достижений педагогики в практику школы. — М., 1981.

8. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.

9. Журавлев, В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. —М., 1984.

10. Тимохина, Т.В. Современные тенденции в профессиональной подготовке педагога / Г.В. Егорова, И.А. Телина, Т.В. Тимохина // Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции (Воронеж, 19 мая 2016 г.). — Воронеж: ВГПГК, 2016. — Ч.1. — 322 с. — С. 97-104.

11. Пичугина Г.А. Инновационные подходы к развитию профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 374-378.

12. Пичугина, Г. А. Современные педагогические технологии в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности // Научное обозрение: гуманитарные исследования. — М.: Наука образования, - № 3. 2012 — С.6-11.

13. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Развитие межличностных отношений студентов в профессиональной учебной деятельности // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 2 (8). С. 23-26.

14. Маслова Т.М. Возможности процесса профессионального становления студентов вуза в развитии уверенности в себе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 329-332.

15. Garnevska S.M. Professional development of teachers - opportunities, norms, realization // Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 13-17.

16. Ваганова О.И., Лапшова А.В. Психодиагностика профессионального общения //Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 2 (8). С. 46-48.

17. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

18. Куликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (3940). С. 163-168.

19. Кожина Л.Ф., Косырева И.В. Педагогические технологии при обучении будущих учителей химии //Актуальные проблемы химического и биологического образования: материалы ХВсероссийской научно-

PICHUGINA Galina Antonovna and others formation of personal and professional .

Humanitarian Balkan Research. 2021. Vol. 5. № 2(12)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090

методической конференции с международным участием, г. Москва 15-16 апреля 2019 г. / под общ.ред. П.А. Оржековского [Электронное издание]. - Москва: МПГУ, 2019- с.214 -218

20. Коган Г.В. Формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов при изучении курса педагогики: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Мурманск 2004г.

Received date: 16.01.2021 Revised date: 28.03.2021 Accepted date: 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.