©2020 Контент достъпен според лицензиата CC BY-NC 4.0 This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)
UDC 378.147
DOI: 10.34671/SCH.HBR.2020.0404.0003
РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
© 2020
AuthorlD: 409274
SPIN: 2963-8706
Пичугина Галина Антоновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и неорганическая химия» Саратовский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail:[email protected])
Аннотация. Постоянная реорганизация социально-экономических и политических ориентиров повлияла на требования к уровню подготовки молодых специалистов в высшем учебном заведении. Профессиональные качества выпускника вуза связываются с личностными качествами (обладание умением самостоятельного решения проблем, восприимчивость и адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям, овладение навыками самостоятельной и продуктивной работы, возможность непрерывного самосовершенствования, самообучения, самоорганизации), овладение которыми определяет успешность и уровень профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики. Поэтому основной задачей современного образования является подготовка высококвалифицированных кадров, в том числе и в области образования, соответствующих социально-экономическим требованиям, адаптированных к возникающим изменениям и обладающих механизмами самоорганизации. Самоорганизация является залогом творческого саморазвития и самореализации, успешного становления профессиональной культуры. Однако возникает несоответствие между возрастающими требованиями к профессионализму будущего специалиста и традиционной моделью его подготовки в высшем учебном заведении. Для повышения уровня подготовки специалиста необходимо не только изменения цели, задач высшего образования, но и изменение условий, влияющих на развитие самоорганизации. Деятельность преподавателей высшей школы может оказывать действие только на создание условий для развития самоорганизации студентов в период теоретической подготовки и в условиях педагогической практики. Педагогическая практика способствует не только развитию мотивации к профессиональной деятельности, но и созданию условий успешной психологической перестройки личности. Изучая проблему высокопрофессиональной подготовки будущего учителя, считаем, что данный процесс станет более эффективным при условии развития самоорганизации студента как результата его внутреннего движения на основе рефлексии и на основе развития внутренней мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию и приобретению педагогического опыта. Развитие инициации к самоорганизации следует проводить с учетом требований к деятельности современного учителя и стремлений самого студента к преодолению затруднений в педагогической практике, к достижению положительных результатов, к преобразованию личностных качеств. Мы предлагаем в качестве стимулирующего и мотивирующего средства для развития самоорганизации в условиях педагогической практики использовать учебное портфолио студента. Преимущества применения данного средства представлено в статье.
Ключевые слова: самоорганизация, самореализация, саморегуляция, мотивация, личностные качества, учебное портфолио, учебный процесс, подготовка студентов, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, педагогическая практика, подготовка будущего учителя. Развитие самоорганизации в условиях педагогической практики приобретает особое значение.
DEVELOPMENT OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS IN THE PERIOD OF PEDAGOGICAL PRACTICE
© 2020
Pichugina Galina Antonovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "General and inorganic chemistry" Saratov State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya street, 83, e-mail: [email protected])
Abstract. The constant reorganization of socio-economic and political guidelines has influenced the requirements for the level of training of young specialists in a higher educational institution. The professional qualities of a university graduate are associated with personal qualities (possession of the ability to independently solve problems, sensitivity and adaptation to changing socio-economic conditions, mastering the skills of independent and productive work, the possibility of continuous self-improvement, self-study, self-organization), the mastery of which determines the success and level of professional activity in conditions of an innovative economy. Therefore, the main task of modern education is the training of highly qualified personnel, including in the field of education, that meet socio-economic requirements, adapted to the emerging changes and have mechanisms of self-organization. Self-organization is the key to creative self-development and self-realization, the successful formation of professional culture. However, a discrepancy arises between the increasing requirements for the professionalism of a future specialist and the traditional model of his training in a higher educational institution. To increase the level of specialist training, it is necessary not only to change the goal and objectives of higher education, but also to change the conditions that affect the development of self-organization. The activity of higher school teachers can only have an effect on creating conditions for the development of self-organization of students during the period of theoretical training and in the conditions of pedagogical practice. Pedagogical practice contributes not only to the development of motivation for professional activity, but also to the creation of conditions for a successful psychological restructuring of the personality. Studying the problem of highly professional training of a future teacher, we believe that this process will become more effective if the student's self-organization develops as a result of his internal movement based on reflection and on the basis of the development of internal motivation for self-improvement, self-development and the acquisition of pedagogical experience. The development of initiation to self-organization should be carried out taking into account the requirements for the activities of a modern teacher and the student's aspirations to overcome difficulties in teaching practice, to achieve positive results, and to transform personal qualities. We propose to use the student's educational portfolio as a stimulating and motivating tool for the development of self-organization in the conditions of pedagogical practice. The advantages of using this tool are presented in the article.
Keywords: self-organization, self-realization, self-regulation, motivation, personal qualities, educational portfolio, educational process, student training, professional activity, pedagogical activity, pedagogical practice, preparation of a future
teacher. The development of self-organization in the context of pedagogical practice is of particular importance._
Pichugina Galina Antonovna
DEVELOPMENT OF SELF-ORGANIZATION ...
■ ©2020 Контент достъпен според лицензията CC BY-NC 4.0
This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license |(https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)
Пичугина Галина Антоновна РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ...
Реорганизация социально-экономических и политических ориентиров в обществе повлияла на требования к выпускнику высшего учебного заведения и процесс его подготовки в целом. Постоянно преобразующаяся профессиональная среда требует от молодых специалистов не только знания теоретических основ профессиональной деятельности, но и способности быстро и успешно реагировать на все возникающие изменения, умения творчески подходить к решению задач и умело принимать нестандартные решения. В этой связи изменились требования социального заказа к уровню овладения ими квалифицированными навыками, включающимися в себя совокупность личностных способностей в профессиональном деле, обладание умением самостоятельного решения проблем, восприимчивость и адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям, овладение навыками самостоятельной и продуктивной работы, возможность непрерывного самосовершенствования, самообучения, самоорганизации. Профессиональные качества личности способствует достижению определенного профессионального уровня, способности быть конкурентным, компетентным, ответственным и ориентированным в смежных областях профессиональной деятельности. Овладение личностными качествами определяет успешность и уровень профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики и преобразования общества.
Переход к новой системе обучения требует реформирования не только целей, задач и условий организации практики, но и форм, средств и методов обучения, направленных на формирование профессиональных способностей студентов, их потенциала, возможностей. Основная задача современного образования заключается в подготовке высококвалифицированных кадров, соответствующих социально-экономическим требованиям, адаптированных к возникающим изменениям общества, обладающих механизмами самоорганизации. Поэтому возникает необходимость в создании педагогических условий, обеспечивающих полноценное развитие лич-ностно-профессиональных качеств студента, в том числе - развитие способности к самоуправлению и саморегуляции (М.М. Бахтин). Самоорганизация, развитая у будущего специалиста, является залогом творческого саморазвития и самореализации, успешного становления профессиональной культуры. Анализ психолого-педагогической и методической литературы и информационных источников показал, что развитие личностных качеств студентов в области профессиональной направленности оказывает определенное влияние на формирование и развитие профессиональных компетенций.
По словам Л.С. Выготского, значимость самоорганизации в получении профессионального образования трудно переоценить, если это обучение является осмысленным и основано на самодеятельности, саморегуляции и самопознании [1].
Значимость самоорганизации в приобретении профессиональных компетенций представлена в работах В. И. Андреева, С И Архангельского, Ю. К. Бабанского, Л И Божович, В. В. Давыдова, Д Б Эльконина, П Я Гальперина, Н Ф Талызиной, Н В Кузьминой и др. [2,3].
В исследованиях С. И. Архангельского, П. И. Пидкасистого, А. В. Усовой. А К Громцевой, Н. Н. Тулькибаевой, Н. М. Яковлевой и др. отмечен факт низкого уровня сформированности самоорганизации обучающихся [4].
Результаты исследований, проведенных среди студентов, показали, что более 55% респондентов не довольны системой образования, сложившейся в настоящее время в вузе. Они отмечают, что большая часть теоретических знаний, которые они получают на лекциях, в профессиональной деятельности не применяются. На занятиях в незначительной степени рассказывается о новых технологиях, инновациях, перспективах развития отрасли. В свою очередь, работодатели отмечают
отсутствие опыта у молодых специалистов, не умение применять новейшие технологии на практике, дефицит предприимчивых кадров.
В плане подготовки педагогических кадров отмечается низкий уровень осмысления теоретического материала, отсутствие опыта внедрения современных педагогических технологий в обучение, слабовыраженная способность установления контакта с детьми, недостаточность самовыражения, низкая мотивация, неуверенность в действиях [5,6].
Таким образом, возникает несоответствие между реальными потребностями современной экономики и уровнем подготовки квалифицированных кадров в высшей системе образования.
Актуальность исследуемого вопроса обусловлена противоречиями:
• между возрастающими требованиями к профессионализму будущего специалиста, в том числе и в области образования, и традиционной моделью его подготовки в высшем учебном заведении;
• между потребностью в специалисте, обладающим самоорганизацией, опытом профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью условий развития личностных способностей студента в период производственной практики.
Решение данной проблемы предполагает разработку методологии развития самоорганизации студентов в период производственной практики, в частности, педагогической. В этой связи возникает необходимость преобразования не только системы организации теоретической подготовки студентов, но и условий, способствующих развитию их личностных качеств, внутреннего потенциала, самоорганизации.
В настоящее время единый научный подход к понятию «самоорганизация» отсутствует. Разнообразие мнений, связанных с пониманием самоорганизации, объясняется тем, что данная категория является многофункциональной и изучается синергетикой, психологией, педагогикой, семантикой и иными науками. Отсюда встречаем «самоорганизацию» как «результат деятельности» (Г.Н. Сериков, Н.П. Попова, И.А. Трофимова и др.), как «процесс организации» личности (Б.Г. Юдин, С.Н. Брайнес, А.В. Напалков), как «характеристика индивидуальных изменений» (Е.П. Марусова, Н.П. Копеина, П.Е. Рыженков и др.). В педагогических исследованиях самоорганизация в целом представлена как одна из характеристик личности, как показатель уровня овладения профессиональными качествами. Под самоорганизацией человека Н.К. Тутышкин [7] понимает способность творчески и быстро перенимать опыт.
Понятие «самоорганизация личности» также неоднозначно. Ю.К. Бабанский, К.А. Абульханова-Славская, С.В. Кульневич, Н.В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий, Н.М. Пейсахов, и др. определили «самоорганизацию личности студента» [8]. В трудах других ученых (Д.Н. Ишков, О.А. Конопкин, В.Н. Косырев, Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов и др.) введено понятие «культура самоорганизации». Имеется «культура самоорганизации учебно-познавательной деятельности» (В.Н. Келасьев, Э.С. Маркарьян, Н.М. Таланчук, Г.П. Щедровицкий и др.) [9]. Также определена «культура самоорганизации личности» (Г.Н. Гмызина, И. Ивашкин, Л.В. Фалеева и др.).
Отмечается, что возникновение и развитие самоорганизации связано с нарушением «симметричной» обратной связи между человеком и социумом (включая информацию, взаимодействия, взаимоотношения, взаимозависимости, нормы и правила), т.е. нарушением симметрии во взаимоотношениях человека со средой [10].
Самоорганизация является одним из важнейших компонентов организации учебного процесса и фактором, влияющим на качество подготовки студентов. Во многих исследованиях процесс развития самоорганизации связывают с самостоятельностью, с умением организовать самого себя, с планированием деятельности и
Pichugina Galina Antonovna
DEVELOPMENT OF SELF-ORGANIZATION ...
©2020 Контент достъпен според лицензията CC BY-NC 4.0 This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license 'https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)
умением быстро принимать решения [11-16].
Изучая проблему высокопрофессиональной подготовки будущего учителя, считаем, что данный процесс станет более эффективным при условии развитии самоорганизации студента как результата его внутреннего движения на основе рефлексии и на основе развития внутренней мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию и приобретению педагогического опыта. Профессиональная деятельность преподавателей высшей школы реально может влиять только на создание условий для развития самоорганизации студентов. Мы влияем не на самоорганизацию и развитие, а на инициацию студента к самоорганизации и на условия ее развития [17].
Динамику уровня самоорганизации можно наблюдать не только в период теоретической подготовки студентов, но и в условиях педагогической практики. Педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении будущих педагогов. Продумывая организацию педагогической практики, следует ориентироваться не только на выполнение программы практики, но и создание условий для развития профессиональных личных качеств на основе развития самоорганизации. Проявление самоорганизации мы связываем с умением студента-практиканта ставить пред собой задачи и видеть пути их решения. Также связываем со способностью планировать и организовать учебный процесс, с установлением взаимного контакта с учениками, с возможностью самостоятельно решать проблемы, с обладанием самооценки, самоанализа, самоконтроля и возможностью находить альтернативные выходы, возникающие в ходе обучения и воспитания, с владением самооценки.
Инструментарием для определения уровня сфор-мированности самоорганизации студента на практике предлагаем использовать учебное портфолио. Учебное портфолио включает в себя три раздела: «Рабочие материалы»; «Мои достижения»; «Анализ и самоанализ моей педагогической деятельности». Результаты оцениваются суммой набранных баллов. Для этого разработаны определенные уровни и показатели. При оценке порт-фолио поощряется не только итог всей деятельности, но и самооценка, а также самоанализ и самоконтроль. Студент имеет возможность критически подойти к оценке своего учебного портфолио, увидеть свои положительные моменты и недостатки, обдумать накопленный опыт работы. Мотивация студента на первой ступени работы с портфолио связана с числом баллов, которое каждый определяет сам для себя. На второй ступени определяется цель и пути её достижения, соотносимые с совершенствованием профессиональных компетенций. Третья ступень работы с портфолио характеризуется проявлением самостоятельной практической деятельности. Учебное портфолио позволяет определить не только уровень профессиональных компетенций студента как квалификационные требования, но и ряд личностных качеств: активность, инициативность, умение осуществлять рефлексию своей деятельности, желание реализовать себя в профессиональной сфере. При подведении итогов портфолио поощряется не только общая сумма баллов, но и самооценка и самоконтроль. В целом учебное портфолио направлено на сотрудничество преподавателя и студента с целью достижения наиболее высоких профессиональных качеств. Студент-практикант имеет возможность критически подойти к оценки собственного портфолио, увидеть свои положительные моменты и недостатки, обдумать собственный опыт.
Преимуществом разработанного портфолио является то, что практиканты имеют возможность самостоятельно направление своей педагогической деятельности и области, где наиболее полно можно проявить свои возможности (организация мероприятий воспитательного характера, разработка наглядных средств обучения, использование на уроках современных средств обучения,
проведение педагогического исследования и т.д.).
Идея использования учебного портфолио возникла, с одной стороны, в связи с необходимостью помочь методистам более объективно оценить работу студентов на педпрактике, и, с другой - стимулировать их личностно-профессиональный рост на основе развития самоорганизации.
Формирование инициации к самоорганизации в период педагогической практики следует проводить с учетом требований к деятельности современного учителя и стремлений самого студента к преодолению затруднений в организации учебно-воспитательного процесса, к достижению положительных результатов, к преобразованию личностных качеств.
Успешная педагогическая практика не только развивает мотивацию к педагогической деятельности, но и позволяет создать условия успешной психологической перестройки личности, развить профессиональный опыт и важнейшие качества учителя - готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. Отсюда самоорганизация связана с постановкой цели, самооценкой и мотивацией к ее развитию [18-25].
Таким образом, одним из средств развития самоорганизации студентов в период педагогической практики может быть учебное портфолио. Оно призвано не только объективно оценить педагогическую деятельность студента, но и инициировать его к развитию и совершенствованию своих личностных качеств, связанных с будущей профессией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л С Собрание сочинений В 6 т Т 3 Проблемы развития психики /Подред А ММатюшкинаМПедагогика, с.983
2. Теория и практика самоорганизации. Научные основания педагогического сопровождения самоорганизации и соорганизации субъектов межпоколенческих отношений в образовательных организациях, детских общественных объединениях, подростково- молодежных клубах по месту жительства, в неформальном образовании: научно-методическое пособие для педагогов и руководите- лей образовательных организаций / Под ред. М.Р. Мирошкиной. — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», - Издательский дом «НАУЧНАЯБИБЛИОТЕКА», 2017. — 143 с.
3. . Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1981. - 96с.
4. Копеина Н.С. Самоорганизация в системе психодиагностики. Типы самоорганизации.// Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. - Л.: ЛГУ, 1984. - С.144-150
5. Куприна А.В., Михневич С.Н. О самоорганизации студентов-первокурсников в вузе //Актуальные проблемы права, истории и экономики. Профилактика преступности несовершеннолетних: сборник материалов Международной научно-практической конференции. -Шадринск: Каргап. филиал ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2012.
- С. 126-135
6. Данияров С.Б., Дегтярев Б.Н. Самоорганизация и навыки умственного труда студентов. - Фрунзе, 1985. - 76с.
7. Граф В., Ильясов И.И. и др. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. - М.: МГУ, 1981.
- 79с
8. Котова С.С. Формирование компетенций самоорганизации учебно - профессиональной деятельности студентов вузов. Текст.: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008-225с.
9. Губайдулина Т.А. Особенности самоорганизации, студентов в условиях целевого интенсивного обучения: Дис. канд.пед.наук. Л. -1989.-273с.
10. Гречухина Т. Ю. Воспитательные аспекты самостоятельной работы студентов // Самостоятельная работа в современном образовательном учреждении: теория и практика : сборник научных трудов по итогам Международной конференции, 17-20 марта 2010 г. : в 3-х ч. Ч. 1 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010
11. Коган Г.В. Формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов при изучении курса педагогики: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Мурманск 2004г.
12. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М., 2013.
13. Кочнева Е.М., Жарова Д.В. Самостоятельная работа студентов в структуре учебно-профессиональной деятельности // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 44-48.
14. Рашидова З.Д. Мультимедийная образовательная среда как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов бакалавриата //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 225-228.
15. Сычёва М.В. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в учебной аудитории и вне вуза //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015.
" ©2020 Контент достъпен според лицензията CC BY-NC 4.0 This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
Пичугина Галина Антоновна РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ...
(https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)
Т. 3. № 6 (28). С. 140-144.
16. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
17. Пичугина Г.А. Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования // Балтийский гуманитарный журнал.
2018. Т. 7. № 4 (25). С. 280-283.
18. Кожина Л.Ф., Косырева И.В. Разработка ФОС для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» в институте химии СГУ//Качественное экологическое образование и инновационная деятельность — основа прогресса и устойчивого развития России: Сборник ст. международной научно-практической конференции 2 марта 2017 г. Саратов. — Саратов: ООО «Амирит», 2017. — с. 41-43
19. Кожина Л.Ф., Косырева И.В. Педагогические технологии при обучении будущих учителей химии //Актуальные проблемы химического и биологического образования: материалы ХВсероссийской научно-методической конференции с международным участием, г. Москва 15-16 апреля 2019 г. / под общ.ред. П.А. Оржековского [Электронное издание]. - Москва: МПГУ, 2019- с.214 -218
20. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : [учеб.-метод. пособие] / [А. В. Меренков, С. В. Куньщи-ков, Т. И. Гречухина, А. В. Усачева, И. Ю. Вороткова; под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с.
21. Реутов Е.В., Реутова М.Н., Шавырина И.В., Турьянский А.А. Самоорганизация в локальных сообществах: практики и механизмы// Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 4. С. 145—164. DOI: 10.14515/monitoring.2017.4.10
22. Тищенко В.О. Характеристика системного подхода в контексте исследования системы подготовки будущих преподавателей в учреждениях высшего образования // Jurnalul Umanitar Modern.
2019. № 1. С. 38-41.
23. Прiма ДА. Координати формування професшно! позицп май-бутнього вчителя: цттсно-смислове ставлення до професН //Revistä ¡tiin{ificäprogresivä. 2018. № 1. С. 35-37.
24. Zorochkina T.S. Features of pedagogical practice of primary school teachers in the Great Britain //Balkan Scientific Review. 2018. № 1. С. 80-84.
25. Klinkov G.T. Organizational behavior and its relationship to constructive labor // Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 32-35
The article was received by the editors 29.09.2020 The article was accepted for publication 27.11.2020