педагогически науки
Пичугина Галина Антоновна УЧЕБНЫЙ КЕЙС В РАЗВИТИИ ...
UDC 372.854
DOI: 10.34671/SCH.HBR.2020.0403.0007
УЧЕБНЫЙ КЕЙС В РАЗВИТИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
© 2020
AuthorID: 409274
SPIN: 2963-8706
Пичугина Галина Антоновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и неорганическая химия» Саратовский государственный университет
(410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail:[email protected])
Аннотация. Изменения в образовательной системе предполагают переход на новую модель обучения, направленную на формирование ключевых компетенций и личностных качеств обучающихся, необходимых для организации дальнейшей самостоятельной деятельности. Таким образом, образовательная парадигма приобретает статус личностно-ориентированной, приоритетной целью которой является развитие личности, мотивированной к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации своего творческого и интеллектуального потенциала. Заявленные направления образовательной системы предполагают использование определенных педагогических условий в организации обучения, связанных с применением инновационных педагогических подходов, приёмов и интерактивных форм обучения в учебно-воспитательном процессе. Одной из технологий, направленных на развитие личностных качеств обучающихся и его самореализацию является кейс-технология. Однако анализ научно-методической литературы показал, что представленные разработки учебных кейсов, в том числе и по химии, в большей степени направлены на развитие познавательного интереса и углубление знаний по предмету и в меньшей степени на формирование ключевых компетенций. Поэтому вопрос о разработке обучающих кейсов, ориентированных на развитие смыслообразования, саморазвития, самосовершенствования обучающегося является актуальным. Данное направление предполагает дальнейшую исследовательскую работу. Анализ педагогических источников позволил выявить методические требования и основополагающие структурные единицы учебного кейса. На основе полученных информационных данных была разработана структура учебного кейса, включающая три раздела: методический (представлен дидактическим материалом, содержащим описание работы с кейсом, основные задачи и направления в организации самостоятельной работы обучающихся); теоретический (включает тематическую и целеполагающую части учебной работы) и организационно-исследовательский (содержит описание организации кульминационной, поисковой и результативной частей). В статье представлена структура учебного кейса по химии, направленного на развитие ключевых компетенций учащегося и результаты проведенного педагогического эксперимента, организованного на базе общеобразовательных школ г. Саратова, с целью определения влияния учебного кейса на уровень сформированности ключевых компетенций в процессе изучения школьного курса химии. По окончании проведенного педагогического эксперимента сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова: кейс-технология, кейс-стади, ключевые компетенции, ситуационный метод, ситуационные задачи, анализ, метод ситуационного обучения, метод инцидента, проблемная ситуация, проблемное обучение, самостоятельная работа, групповая работа, самоорганизация, самообучение.
TRAINING CASE IN DEVELOPING KEY COMPETENCIES
© 2020
Pichugina Galina Antonovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of chemistry and teaching methods Saratov State University (410012, Russia, Saratov, street Astrakhan, 83, e-mail: [email protected])
Abstract. Changes in the educational system imply a transition to a new teaching model aimed at the formation of key competencies and personal qualities of students, necessary for organizing further independent activities. Thus, the educational paradigm acquires the status of personality-oriented, the priority goal of which is the development of a personality, motivated to self-development, self-improvement and self-realization of one's creative and intellectual potential. The declared directions of the educational system imply the use of certain pedagogical conditions in the organization of training, associated with the use of innovative pedagogical approaches, techniques and interactive forms of education in the educational process. One of the technologies aimed at developing the personal qualities of students and their self-realization is case technology. However, an analysis of the scientific and methodological literature showed that the presented development of educational cases, including in chemistry, is more aimed at developing cognitive interest and deepening knowledge of the subject and, to a lesser extent, at the formation of key competencies. Therefore, the question of the development of training cases focused on the development of meaning formation, self-development, self-improvement of the student is relevant. This direction assumes further research work. The analysis of pedagogical sources made it possible to identify methodological requirements and fundamental structural units of the educational case. Based on the information obtained, the structure of the educational case was developed, which includes three sections: methodical (presented by didactic material containing a description of working with the case, the main tasks and directions in the organization of independent work of students); theoretical (includes thematic and goal-setting parts of educational work) and organizational and research (contains a description of the organization of the culminating, search and effective parts). The article presents the structure of an educational case in chemistry, aimed at developing the key competencies of a student and the results of a pedagogical experiment organized on the basis of secondary schools in Saratov, in order to determine the impact of the educational case on the level of formation of key competencies in the process of studying a school chemistry course. At the end of the pedagogical experiment, the corresponding conclusions were drawn.
Keywords: case technology, case studies, key competencies, situational method, situational tasks, analysis, situational learning method, incident method, problem situation, problem learning, independent work, group work, self-organization, self-study.
В связи с преобразованием современной системы образования изменились требования к выпускникам общеобразовательных школ. Одним из них является овладение обучающимися ключевыми компетенциями, со-
ставляющими основу дальнейшего успешного выбора в мире профессий.
Наиболее важным направлением современного образования является проблемно-ситуативное обучение,
Pichugina Galina Antonovna pedagogical
TRAINING CASE IN DEVELOPING ... sciences
направленное на развитие личностных качеств ученика. Это позволяет сформировать у обучающихся качества, которые необходимы для организации дальнейшей самостоятельной деятельности ученика и построения траектории его личностного роста.
Отсюда реорганизация образовательной системы предполагает постепенное совершенствование модели обучения и переход к личностно-ориентированному и проблемно-ситуативному обучению. Приоритетом организации образовательного процесса становится воспитание личности, мотивированной и готовой к саморазвитию и самореализации своего творческого и интеллектуального потенциала. Поэтому разработка педагогических приемов и методов, направленных на реализацию модернизации современного образования, является первостепенной задачей педагогического исследования.
Среди технологий, направленных на развитие и формирование личностных качеств ученика и его ключевых компетенций, особую роль имеет кейс-технология. Суть последней, по исследованиям И. Н. Тащияна [1], заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решение проблемной ситуации, которая основана на реальных событиях и отражает практическую задачу. Также отмечено, что основной особенностью данной технологии является создание проблемной ситуации на основе произошедших эпизодов.
Аналогичный подход к трактованию кейс-метода встречаем в работах Г.К. Селевко [2], где отмечается, что «кейс-стади» является методом, отличительной особенностью которого является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной действительности. Процесс решения поставленных проблем связан с усвоением знаний и с развитием самостоятельной продуктивной деятельностью ученика.
Как метод активного, проблемно-ситуационного анализа, определение «кейс-стади» представлено в работах А.М. Долгорукова [4]. Данный метод относится к неигровым имитационным методам и подразумевает под собой обучение, основанное на решении противоречий.
Вариантом использования поискового метода и активного проблемно-ситуационного анализа в обучении рассматривается в работах С.Ю. Ильиной [5]. С.Ю. Ильина подчеркивает, что «кейс-стади» представляет подход, основанный на ситуационном обучении.
Как интерактивная технология «кейс-стади» представлена в работах Т.Н. Поповой [6], отмечающей, что данная технология направлена не только на усвоение знаний, но и на формирование у учащихся умения в решении практических задач.
По мнению Н.В Зубовой [7] ядром кейс-технологии является наличие проблемной ситуации и проблемных вопросов, на которые учащиеся самостоятельно должны найти ответ в процессе изучения теоретического материала и выполнения практических работ исследовательского характера.
Анализ методической и информационной литературы показал, что кейс-технология в основном ориентирована на использование обучения бизнесу (М.М. Бирншейн, Г. А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов и др. [9-28]) и в меньшей степени адаптирован как метод обучения.
В настоящее время практически отсутствует разработка структуры учебного кейса, направленного на развитие ценностно-смысловых, коммуникативных, общекультурных, социально-трудовых, учебно-познавательных, информационных компетенций обучающегося [8]. Отсюда данная проблема требует тщательной разработки в области образования, что и обусловливает актуальность предпринятого исследования.
На основе проведённого анализа педагогических и методических источников приходим к выводу, что структура учебного кейса должна содержать не только описание ситуации, но и учебные и дидактические материалы, связанные с усвоением новых понятий и методи-32
ческие разработки, направленные на развитие самоорганизации, самосовершенствование ученика.
На основе вышеперечисленных требований к структуре кейса и его содержанию мы разработали структуру учебного кейса с учетом его значимости в формировании ключевых компетенций. Структура кейса включает следующие разделы:
1.Вводный раздел. Он содержит дидактический материал в виде описательных текстов, заданий различного уровня сложности, инструктивные карточки, список рекомендованной учебной литературы.
Содержание дидактического материала представлено так, чтобы не было подмены ситуационной задачи проблемной ситуацией. В кейсе не должно быть проблемных вопросов открытого характера. Ученикам предоставляется описание ситуационной картины из повседневной жизни. Задача учащихся заключается в том, чтобы самостоятельно увидеть проблему, поднять ключевые вопросы и предложить план их решения. Обучающимся предлагается в индивидуальной или групповой форме самостоятельно провести идентификацию проблемы, определить ключевые альтернативы, предложить пути решения и составить план определенных действий.
Работа над анализом поставленной задачи способствует развитию ценностно-смысловых, общекультурных и компетенций личного самосовершенствования учащихся.
2. Теоретический раздел учебного кейса содержит две части:
а) информационно-теоретическую часть, которая предполагает изучение и усвоение определенного теоретического материала из школьного курса химии. Тематика и содержание кейса в этом случае должны быть построены так, чтобы ученик видел для себя необходимость в получении новых знаний. Ситуационные задачи кейса должны способствовать развитию внутреннего потенциала ученика и его стремлению к самообучению. Поэтому данная часть раздела кейса должна включать увлекательно-поисковую информацию, связанную с теоретическими понятиями.
б) стратегическую часть раздела, которая направлена на переформулировку темы в цель и создание ситуации целеполагания. Здесь ученики обсуждают вопросы, углубляющие понимание кейса, и выдвигают проблемы. Учитывая, что «кейс» не всегда предполагает единичный путь решения, и дает возможность существования альтернативных решений, это и позволяет рассматривать проблему с различных точек зрения. Учащимся дается возможность проанализировать весь спектр идей и выбрать те, которые наиболее точно отвечают оптимальным условиям решения проблемы. Помимо этого, участники процесса вносят свои предположения выбранного ими решения, приводят пути их предотвращения.
Выполнение заданий этой части кейса ориентировано на формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций и компетенций личного совершенствования.
3. Организационно-исследовательский раздел учебного кейса предполагает работу учащихся, направленную на решение проблемы с помощью эксперимента. Организационно-исследовательский раздел, предполагает проведение исследования в группах. Каждая группа получает задание, анализирует его и разрабатывает ход решения ситуационную задачу.
Задания должны быть направлены на актуализацию знаний, на получение новой информации, на организацию работы с коллекционным материалом, на самостоятельное проведение исследования.
Исследовательский раздел содержит три этапа.
а) Поисковый этап должен быть согласован с теоретическим разделом кейса и представлен соответствующими таблицами, схемами, рисунками, методикой описания эксперимента. Данный этап в целом связан с Humanitarian Balkan Research. 2020. Т. 4. № 3(9)
педагогически науки
Пичугина Галина Антоновна УЧЕБНЫЙ КЕЙС В РАЗВИТИИ ...
поиском решения поставленной задачи и проведением исследования.
б) Кульминационный этап ориентирован на обработку результатов и подведение итогов.
в) Результативный этап работы с кейсом направлен на разрешение основной проблемы и подготовку выступления.
Использование учебного кейса в обучении осуществлялось на базе школ г. Саратова и Саратовской области. Всего в эксперименте приняло 183 учащихся.
Педагогическое исследование было направлено на проверку изменения уровня сформированности ключевых компетенций учащихся в процессе систематического использования учебного кейса.
С целью проверки влияния кейс-технологии на уровень сформированности ключевых компетенций учащихся было проведено педагогическое исследование на базе МОУ «Гимназии №34», МАОУ «Медико-биологический лицей», МОУ «СОШ №84», МОУ «СОШ № 23» г. Саратова. Основной целью педагогического исследования являлось определение эффективности влияния кейс-технологии на развитие ключевых компетенций в процессе изучения школьного курса химии.
В результате систематичного проведения уроков с использованием кейс-технологии была проведена количественная оценка уровня познавательной активности по методике Е. В. Титовой в контрольном классе, где уроки велись с использованием традиционных методов и средств обучения и в экспериментальном классе, где уроки проводились с использованием кейс-технологии до начала педагогического эксперимента и по его окончании. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что уровень познавательной активности в экспериментальном классе по окончании эксперимента повысился на 37%, в то время как в контрольном классе уровень познавательной активности наоборот понизился на 5 %.
По окончании исследования было отмечено, что у обучающихся развивается умение выслушивать собеседника и высказывать свое мнение при выборе конкретного практического решения проблемы. В ходе дискуссии ученикам создавались условия развития понимания и осознания своих слабых сторон. Данные действия оказывают влияние на уровень мотивационной деятельности и уровень самоорганизации.
Таким образом, использование кейс-технологии в обучении способствует развитию не только познавательного интереса к предмету, умения работать с информацией, проводить исследование, вести наблюдения, принимать решения, обсуждать результаты, но и тех компетенций, которым не учат в школе, которые развиваются параллельно в процессе работы над кейсом. В ходе педагогического эксперимента особо повысился показатель самоорганизованноти среди учащихся (на 34%), показатель составления плана решений (на 23%), критическое оценивание приобретенного опыты (на 31%). В целом учебный кейс способствует преодолению позитивного отношения учащихся к обучению. Его систематическое использование в учебном процессе направлено на развитие у обучающихся умения принимать альтернативную точку зрения, аргументировано защищать собственное мнение, развивает возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы, что в целом способствует развитию ключевых компетенций.
Кейс технологии в обучении могут быть использованы не только в процессе изучения нового материала, но и как средство для проверки знаний учащихся. С помощью кейса можно изменить традиционные подходы в проверке уровня усвоения изученного материала учащимися, создать нестандартные условия и направить ученика не только на воспроизведение полученных знаний, но и на практическое их применение в деятельности.
При таком подходе кейс позволяет оценить объем теоретического потенциала ученика, его уровень умственных действий, самоорганизованности и потенциальные возможности.
Обучение с использованием анализа ситуаций учит ученика поиску, умению применять полученные знания в практической действительности и в условиях динамичной ситуации, развивая нестандартизацию мышления, его гибкость, диалектичность. Однако чрезмерное увлечение использованием кейс технологии в обучении может привести к знанию ученика множества ситуаций, но без определенного методологического принципа или системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хиггинс Р., Боковикова А., Колегова А. Методы анализа клинических случаев: пер. с англ. М.: «Когито-Центр». 2003. 168 с.
2. Грузкова С. Ю., Камалеева А. Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Современные исследования научных проблем. 2013. №6(26). С. 65-73.
3. Власова М. Г. Кейс-стади в исследованиях международных отношений: методология и исследовательская практика // Теория и практика общественного развития. 2012. №11. С. 255-257.
4. Даутова О. Б., ИваньшинаЕ. В., Ивашедкина О. А. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС: методическое пособие. СПб.: КАРО. 2015. 176 с.
5. Гаджикурбанова Г. М. Методика использования кейс-метода (CASE-STUDY) в учебном процессе ВУЗа // Вестник университета. 2013. С. 263-267.
6. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения // Российское право в Интернете. 2009. № 10. С. 37-38.
7. Варганова Г. В. Кейс-стадис как метод научного исследования //БИБЛИОСФЕРА. 2006. № 2. С. 36 — 42.
8. Попова Т.Н., Голикова Т. В Методические особенности кейс-технологии на уроках биологии // Современное естественнонаучное образование. 2013. С. 230-233.
9. Стрельникова Т. Д. Обучение с помощью кейс-технологий // Справочник заместителя директора школы. 2009. № 4. С. 59-71.
10. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов /Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008.
- 368 с.
11. Бондарчук А. И., Пичугина Г. А. Кейс-технология на уроках химии как средство достижения метапредметных и личностных результатов обучения // Сборник научных статей. 2018. №20. С. 80-82.
12. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / под ред. В. Кукушина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н\Д.: Издательский центр «Мар»; Феникс, 2010
13. Алексеев А. С. Информационные ресурсы и технологии начала XXIвека//ЭКО. 2000.- № 6. - с. 84-100.
14. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. - 150 с.
15. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. 158 с.
16. Ахметова М.Н. Педагогические теории и системы: аспект технологий. Учебное пособие. Часть II Чита: Изд-во Заб. ГПУ им. Н.Г.Чернышевского, 1998. - 254 с.
17. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Максимова К.А. Применение идей технологического подхода в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 108-110.
18. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. М.: Просвещение, 1982. - 268 с.
19. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. 3-е изд. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003. -128 с.
20. Чирва А.Н. Современные проблемы внедрения ситуационной методики обучения в учреждениях высшего образования Украины // Jurnalul UmanitarModern. 2019. № 1. С. 5-8.
21. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентиро-ванного образования. Ростов-на-Дону, 2000. - 351с.
22. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985. -267 с.
23. Остапенко И.А. Интерактивные формы обучения в преподавании конфликтологии студентам технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 153-156.
24. Рейнгольд JLB. За пределами CASE технологий. № 13, 2000г.
- с. 68-71.
25. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-47.
26. Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 272-274/
27. Никитина, М.А. Кейс—метод в структуре предмета «Информатика» в условиях компетентностного подхода в высшей школе / М.А. Никитина // Ломоносовские чтения на Алтае: сборник статей международной школы-семинара. - Барнаул: АлтГПА, 2011.
- С. 84-87.
Pichugina Galina Antonovna TRAINING CASE IN DEVELOPING ...
pedagogical sciences
28. Никитина, М.А. Сравнительный анализ педагогических возможностей активных методов обучения /М.А. Никитина //Мир гуманитарного и естественного знания: матер. IVмеждународной научно-практической конференции. — Краснодар: Изд-во «Академия знаний», 2013. — С. 113-114.
The article was received by the editors 30.05.2020
The article was accepted for publication 27.08.2020
34
Humanitarian Balkan Research. 2020. Т. 4. № 3(9)