Кейс-метод в инновационной практике интерактивных технологий в обучении истории Case-method in innovative practice of interactive technologies in history teaching
Черных Антон Владимирович
Студент 3 курса, институт истории и культуры, Елецкий государственный университет им. Бунина, ул. Коммунаров, д.28 г. Елец, Липецкая область e-mail: [email protected]
Chernykh Anton Vladimirovich
3rd year student, faculty of history and culture , Bunin Yelets State University, st. Kommunarov, 28, Yelets, Lipetsk region Bunin Yelets State University, YelSU.
Russia, Yelets. e-mail: [email protected]
Научный руководитель Котлярова О.А.
кандидат исторических наук, доцент ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец e-mail: okotlyarova_ 78@mail. ru
Scientific adviser Kotlyarova O.A.
Candidate of Historical Sciences, assistant professor Bunin Yelets State University, YelSU.
Russia, Yelets e-mail: okotlyarova_ 78@mail. ru
Аннотация.
В статье рассматривается один из распространенных современных методов обучения - кейс-метод - в системе обучения истории; проводится анализ данной технологии в рамках формирования ключевых компетенций, обучающихся; систематизируются основные методологически подходы к апробации данной технологии в учебно-воспитательном процессе.
Annotation.
The article deals with one of the most common modern methods of teaching - case method - in the system of teaching history; the analysis of this technology in the framework of the formation of key competencies of students; systematizes the main methodological approaches to the approbation of this technology in the educational process.
Ключевые слова: кейс-метод, обучение, дискуссия, педагог, учебный процесс, группы, коллективная работа, учебная ситуация.
Key words: case method, training, discussion, teacher, educational process, groups, teamwork, learning
situation.
На сегодняшний день изменилась рабочая составляющая преподавателя - сейчас недостаточно только учить в традиционном понимании, реалии современности требуют от выпускников - сформированных глубоких убеждений, устойчивых профессиональных навыков, умения постоянного самосовершенствования, гибкости мышления, умения принятия адекватных решений.
Формирование необходимых условий для перехода от категории «знание» к категории «профессиональные навыки» являетсяодной из главных методических задач всовременной образовательной
системе. Этот существенный признак модернизациироссийского образования создает условия для превращения процесса обучения в особый интерактив, в котором доминирующую роль играет опосредованная деятельность обучающихся. В таких условиях учителю необходимо вести систематический поиск новых путей активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации деятельностного подхода к обучению и воспитанию. В этой связи наряду с традиционными методами и приемами все большую популярность приобретает интерактивное обучение. Понятие «интерактив» по отношению к психолого-педагогическому процессу несет в себе ключевое значение - умение взаимодействовать, вести продуктивную коллективную работу, находить общие точки соприкосновения в условиях единой учебно-методической ситуации. Именно ситуативный анализ способствует эффективному усвоению знаний и одновременному формированию навыков действия в подобной ситуации на практике. Одним из распространенных интерактивных методов является кейс-метод (case-study). По мнению Л.Г. Логиновой кейс- метод это: «Метод case-study - это метод получения нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблем» [5,С. 9].
Данный метод был впервые использован в Гарварде (США) в начале XX века на кафедре преподавания основбизнеса. Во время проведения работы преподаватели поняли, что нет учебников, которые бы смогли подойти для аспирантской программы в области бизнеса. Они решили провести интервью с практиками бизнеса и написание подробных отчетов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на ихтрудовую активность. Для этого учащимся давались описания какой-то жизненной ситуации, для того чтобы ознакомиться с проблемой, а затем найти ее самостоятельнои в ходе коллективного обсуждения выявить решение этой проблемы. Кейс-метод - это метод основанный на участии и обсуждении, способ обучения при котором учащиеся приобретают навыки критического мышления, общения и групповой динамики. Это один из видов проблемного обучения. Главная задача методики - это смоделироватьили подтолкнуть учащихся к нестандартному мышлению, выслушать мнения каждого на какой-либо вопрос и затем прийти к общему решению проблемы. Задача работы учителя заключается в том, чтобы работать не индивидуально, а работать со всем классом, чтобы все ученики в классе были заняты и заинтересованы заданием. Мнение о проблеме каждого ученика весьма важно, попробовать понять, как он понял информацию и задания, и какой способ решения наиболее верен. Необходимо подтолкнуть учащихся не бояться высказывать свои мысли о проблеме вслух. Несомненно, учебный процесс развивает коммуникацию и социализацию учащихся. Учащиеся могут работать над кейсом во время занятий в целом или в небольших группах. Данная технология является ведущей в мировой педагогике, так как она развивает личность. Задействует аналитические данные, самоанализ, творческий подход, коммуникацию и социализацию.
Наиболее полно структуру кейс-метода и методику работы с ней предложил Добротин Д.Ю. Им были выделены следующие дидактические компоненты метода.
1. «Предисловие» — Это вводная часть, дающая общую информацию о кейсе. Существуют следующие способы представления предисловия: резюме, исходные данные исследования, глоссарий терминов, ключевые моменты.
2. «Основная часть» Включает контекст (значимые данные об окружающих внешних факторах), случай (это определенная проблема, которая нас интересует), факты и решения (объективная информация — статистика, отрывки из документов).
3. «Послесловие» — Это завершающая часть кейса, имеющая вариативный характер и представляющая собой дополнительную информацию, которая позволит участникам работы в группах лучше разобраться в кейсе [8, С. 48].
Таким образом, данный метод доказывает свою эффективность с точки зрения практической стороны организации учебного процесса; возможности адаптировать ситуацию к реальной ситуации; безопасности деятельность обучающихся; мотивирующей обстановки, позволяющей участникам использовать свой жизненный опыт и креативность; позитивной работы во взаимодействии «учитель-ученик». Подобный метод дает возможность почувствовать обучающимся, что они смогут справиться с такой же ситуацией в реальности. Это способствует появлению мотивированного поля успешности для многих учеников, которые прежде имели психолого-педагогические проблемы в освоении материала и нуждались в существенной коррекции. Данный подход нивелирует понятие «ошибки» как диагностического механизма и позволяет ее рассматривать в новом дидактическом ключе. Возможность сделать ошибки в учебной ситуации, приближенной к реальности, провоцирует запуск аналитических и синтезирующих механизмов мышления. Метод ситуационного анализа заключается в том, что обучающийся, знакомиться с описанием данной проблемы, самостоятельно должен провести анализ ситуации, затем выделяет проблему и демонстрирует свои идеи и решения в рассуждении с другими учащимися [3].
Таки исследователи, как Н. Федянин и В. Давиденко, разработали собственную классификациюкейс-технологий, опираясь на зарубежный опыт. Они выделили разновидности кейсов:
1. Структурированный кейс тот, в котором минимальное количество дополнительной информации; при работе с кейсом ученик должен использовать определенную модель или формулу;
2. «Маленькие наброски», содержащие, как следует, до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; кейс с ключевыми понятиями и ученик должен делать упор только на собственный опыт;
3. Большие неструктурированные кейсы объемом менее 50 страниц - это самый сложный вид кейса; информация очень подробная, даже в какой-то мере ненужная;
4. Первооткрывательские кейсы, в работе с которыми от учеников необходимо использовать теоретические знания и практические навыки, а так же предоставить новое, в тоже время, дети и учителя выступают в роли исследователей [6, С.24].
Не существует полноценного представления кейса. Они могут быть показаны в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. По правилам, он представляется в печатном виде, однако включение в текст фотографий, схем и таблиц делает его более наглядным для учащихся. В последнее время мультимедиа презентации считаются самыми современным и передовым решением. Однако фильм, видео, аудио могут создавать некоторые трудности. Ограниченные возможности интерактивного просмотра могут привести к ошибочной информации ситуации. Допустимость мультимедиа представления кейсов позволяют миновать вышеупомянутых трудностей и совмещают в себе достижения текстовой информации и интерактивного видео
[4].
Какова ценность кейс-метода:
1. Эффективен: он использует активное обучение, предполагает самопознание, где учитель выступает в качестве посредника.
2. Развивает способность к критическому мышлению: использует навыки постановки вопросов по образцу преподавателя и использует дискуссии и дебаты.
3. Упражнения с административной точки зрения: студенты должны разработать рамки для принятия решений.
4. Моделирует среду обучения: она предлагает обмен и поток идей от одного человека к другому и обеспечивает доверие, уважение и принятие риска.
5. Моделирует процесс индуктивного обучения на основе опыта: это ценно в содействии обучению на протяжении всей жизни. Это также способствует более эффективному контекстному обучению и долгосрочному удержанию.
6. Имитирует реальный мир: решения иногда основываются не на абсолютных значениях правильного и неправильного, а на относительных значениях и неопределенности.
В школьной практике технология кейс-метода используется на таких уроках как история и обществознание, экономика и право. Например, на уроке истории реализация проблемного метода требует постоянного расширения и обновления дидактического инструментария применительно в зависимости от атрибутивных характеристик изучаемого периода.
Применяя адаптированный кейс, преподаватель обеспечивает решение следующих задач:
1. Введение в проблемную ситуацию - педагог создает ситуацию, знакомит учащихся с дополнительными информационными материалами, определяет место урока в структуре предмета, задачи урока;
2. Описание обстановки какого-либо периода истории;
3. Анализ проблемной ситуации, предоставление отрывков документов или иллюстраций;
4. Вступительное слово преподавателя;
5. Распределить учеников по группам (3-5 человек в каждой);
6. Провести организацию работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их дальнейшее обсуждение, и так же выявление главных проблемных моментов.
7. Первый раунд дискуссии - на этом этапе происходит привлечение обучающихся в дискуссию реальной ситуации, обсуждение проблемных моментов в каждой отдельной группе, проводя одновременно поиск аргументов и решений проблемы;
8. Второй раунд дискуссии - оглашаются результатыпроведенного анализа, проводится обще групповая дискуссия; Так же происходит этап критического анализа, и оценки информации требует реализации умений выявлять в нескольких источниках факты, данные и сведения, дополняющие или противоречащие друг другу, вызывающие неоднозначную реакцию, предусматривающие их интерпретацию и комментирование. Данные умения актуальны при анализе выполнения проверочных работ, составлении отчётов по результатам оценивания работы классов в целом [9, С. 46].
9. Подведение итогов дискуссии и найденных решений проблемы;
10. Заключительная презентация результатов аналитической работы;
11. Мнение и оценка преподавателя о проведенной работе учеников;
Для эффективной работы в классе преподаватель должен установить основные правила со своими учащимися и предложить следующее:
1. Внимательно слушайте обсуждение, но не ждите слишком долго, чтобы принять участие.
2. Сотрудничество и уважение должны присутствовать всегда.
3. Предоставьте дополнительные комментарии, предложения или вопросы. Старайтесь думать о цели класса, поддерживая дискуссию в направлении конструктивного исследования и решения.
Во-первых, данный метод - это тип исследовательских технологий, который занимаетособое место в изучении истории; онбазируется в первую очередь на работе с источниками; источниками для создания кейсов являются не только проблемные реальные ситуации, но и исторические факты и произведения литературы разных видов; этапы работы по данной технологии, форматы дискуссии, структура и формы представления кейса должны соответствовать современным подходам к школьному историческому образованию.
Во-вторых, так как проблема строится на реальной жизни, следует учитывать при разработке кейсов по истории атрибутику времени и пространства, а также историческую психологию и особый способ мышления. Поэтому в исторический кейс необходимо включение «ролевых» методов, что не всегда бывает легкой задачей. Кейсы готовятся в письменной или печатной форме, затем они читаются, обсуждаются и изучаются. Эти кейсы и есть основа беседы класса под руководством преподавателя. Эта методика включает в себя особый тип информации, и особые способы овладения этого материала в образовательном процессе.
Нелегкой задачей, является создание кейса, так как его разработка требует особого мастерства и смекалки. Педагог должен самостоятельно подбирать учебный материал. Кейсы и есть основа беседы класса под руководством преподавателя. Эта методика включает в себя особый тип информации, и особые способы овладения этого материала в образовательном процессе.
Во время работы с кейсом развиваются такие компетенции учащихся как:
1. Аналитика (Умение анализировать проблемную ситуацию);
2. Практика (Работа с методом с взаимодействием с теорией исключительно на практике);
3. Творчество (Заменить логику альтернативой, попытаться думать нестандартным мышлением);
4. Коммуникация (Взаимодействовать с оппонентами в споре, уметь отстаивать свои взгляды и предоставить краткий содержательный отсчет по проблемной ситуации);
5. Социализация (Умение работать в группе, поддерживать свою команду);
6. Самоанализ (Умение находить спорные моменты, способствует развитию моральных качеств).
Пример задания кейса по истории. Тематика задания кейса «Экономическая политика СССР в 1953-1964
гг.». Задача учащиеся состоит в том, что они должны проанализировать отрывок доклада в Президиум ЦК КПСС Хрущева Н.С., затем ответить на вопросы, связанные с данным документом. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году - лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны...Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна...Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири.Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».
Вопросы к данному документу:
1. В чем заключается проблема?
2. Какие причины ее возникновения?
3. Как вы можете объяснить возникшие трудности?
4. Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?
5. Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите лучший вариант.
Учащиеся делятся на группы. Преподаватель объявляет, что на задание дается определенное количество времени. По окончании времени ученики предлагают свои ответы на предложенные вопросы, все это проводится в форме дискуссии.
Таким образом, кейс-технологии способствуют росту результативности учебно-воспитательного процесса, развивают в ребенке личность путем самоанализа, развивают коммуникацию и социализацию с помощью работы в группах. Для учащихся важно, чтобы работа была позитивной и интересной, так как это способствует лучшей результативности на уроке. Но для того, чтобы включить кейс метод в учебный процесс, придется каждый день работать над творческой задачей урока, тем самым анализировать учебный материал. Поэтому можно сказать, что это огромная работа в классе и за его пределами.
Список используемой литературы:
1. Агафонова Т. Г.Использование кейс-технологий на уроках обществознания [Электронный ресурс] Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/311907/ (дата обращения: 11.11.2019).
2. Вагина М.В.Использование метода кейс-стади как образовательной технологии [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.gup.ru/events/smi/detaü.php?ГО=166Ш(дата обращения: 11.11.2019).
3. Савинова О.В. [Электронный ресурс] Режим доступа:tiuu.ru/upload/kurokam.doc (дата обращения: 11.11.2019).
4. Планкин К.А. Обучающие возможности кейс-метода в профессиональном образовании /К.А.Планкин, В.А. Ченобытов //Молодой ученый. 2013.- №1.- С. 354-355.
5. С.Ю. Попова (Смолик) Е.В. Пронина. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. /С.Ю. Попова (Смолик), Е.В. Пронина. //- Тверь: Изд-во «СКФ-офис». 2015. - С. 114.
6. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? /Федянин Н., Давиденко В. // Обучение за рубежом. - 2000. - №7. - С. 24.
7. Капустин, С. Н. Успешный менеджер. Кейс-стади по принятию решений. Учебно-методическое пособие / С.Н. Капустин, А.С. Сенин, Ю.М. Казаринов. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2017. - 140 с.
8. Добротин Д. Ю., Добротино И. Н. Использование кейсов для подготовки педагогов к организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.-М.: «Вестник Московского городского педагогического университета», 2015. - №4 (34), - С. 47-53.
9. Гац И. Ю. Деятельностное формирование компетенций магистрантов педагогического образования // Aktualnipedagogika, 2017. -№ 1. -С. 45-49.
10. Vega, G. The case writing workbook: a self-guided workshop / by Gina Vega. - 2013: M.E. Sharpe, Inc.
11. Bernard H. R. Research Methods in Anthropology: Qualitative and Quantitative Approaches. — 6th edition. — Lanham: Rowman & Littlefield Publisher, 2017. — 725 с.