Научная статья на тему 'Кейс-метод в инновационной практике интерактивных технологий в обучении истории'

Кейс-метод в инновационной практике интерактивных технологий в обучении истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / ОБУЧЕНИЕ / ДИСКУССИЯ / ПЕДАГОГ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ГРУППЫ / КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА / УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ / CASE METHOD / TRAINING / DISCUSSION / TEACHER / EDUCATIONAL PROCESS / GROUPS / TEAMWORK / LEARNING SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черных Антон Владимирович

В статье рассматривается один из распространенных современных методов обучения кейс-метод в системе обучения истории; проводится анализ данной технологии в рамках формирования ключевых компетенций, обучающихся; систематизируются основные методологически подходы к апробации данной технологии в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case-method in innovative practice of interactive technologies in history teaching

The article deals with one of the most common modern methods of teaching case method in the system of teaching history; the analysis of this technology in the framework of the formation of key competencies of students; systematizes the main methodological approaches to the approbation of this technology in the educational process.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод в инновационной практике интерактивных технологий в обучении истории»

Кейс-метод в инновационной практике интерактивных технологий в обучении истории Case-method in innovative practice of interactive technologies in history teaching

Черных Антон Владимирович

Студент 3 курса, институт истории и культуры, Елецкий государственный университет им. Бунина, ул. Коммунаров, д.28 г. Елец, Липецкая область e-mail: [email protected]

Chernykh Anton Vladimirovich

3rd year student, faculty of history and culture , Bunin Yelets State University, st. Kommunarov, 28, Yelets, Lipetsk region Bunin Yelets State University, YelSU.

Russia, Yelets. e-mail: [email protected]

Научный руководитель Котлярова О.А.

кандидат исторических наук, доцент ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец e-mail: okotlyarova_ 78@mail. ru

Scientific adviser Kotlyarova O.A.

Candidate of Historical Sciences, assistant professor Bunin Yelets State University, YelSU.

Russia, Yelets e-mail: okotlyarova_ 78@mail. ru

Аннотация.

В статье рассматривается один из распространенных современных методов обучения - кейс-метод - в системе обучения истории; проводится анализ данной технологии в рамках формирования ключевых компетенций, обучающихся; систематизируются основные методологически подходы к апробации данной технологии в учебно-воспитательном процессе.

Annotation.

The article deals with one of the most common modern methods of teaching - case method - in the system of teaching history; the analysis of this technology in the framework of the formation of key competencies of students; systematizes the main methodological approaches to the approbation of this technology in the educational process.

Ключевые слова: кейс-метод, обучение, дискуссия, педагог, учебный процесс, группы, коллективная работа, учебная ситуация.

Key words: case method, training, discussion, teacher, educational process, groups, teamwork, learning

situation.

На сегодняшний день изменилась рабочая составляющая преподавателя - сейчас недостаточно только учить в традиционном понимании, реалии современности требуют от выпускников - сформированных глубоких убеждений, устойчивых профессиональных навыков, умения постоянного самосовершенствования, гибкости мышления, умения принятия адекватных решений.

Формирование необходимых условий для перехода от категории «знание» к категории «профессиональные навыки» являетсяодной из главных методических задач всовременной образовательной

системе. Этот существенный признак модернизациироссийского образования создает условия для превращения процесса обучения в особый интерактив, в котором доминирующую роль играет опосредованная деятельность обучающихся. В таких условиях учителю необходимо вести систематический поиск новых путей активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации деятельностного подхода к обучению и воспитанию. В этой связи наряду с традиционными методами и приемами все большую популярность приобретает интерактивное обучение. Понятие «интерактив» по отношению к психолого-педагогическому процессу несет в себе ключевое значение - умение взаимодействовать, вести продуктивную коллективную работу, находить общие точки соприкосновения в условиях единой учебно-методической ситуации. Именно ситуативный анализ способствует эффективному усвоению знаний и одновременному формированию навыков действия в подобной ситуации на практике. Одним из распространенных интерактивных методов является кейс-метод (case-study). По мнению Л.Г. Логиновой кейс- метод это: «Метод case-study - это метод получения нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблем» [5,С. 9].

Данный метод был впервые использован в Гарварде (США) в начале XX века на кафедре преподавания основбизнеса. Во время проведения работы преподаватели поняли, что нет учебников, которые бы смогли подойти для аспирантской программы в области бизнеса. Они решили провести интервью с практиками бизнеса и написание подробных отчетов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на ихтрудовую активность. Для этого учащимся давались описания какой-то жизненной ситуации, для того чтобы ознакомиться с проблемой, а затем найти ее самостоятельнои в ходе коллективного обсуждения выявить решение этой проблемы. Кейс-метод - это метод основанный на участии и обсуждении, способ обучения при котором учащиеся приобретают навыки критического мышления, общения и групповой динамики. Это один из видов проблемного обучения. Главная задача методики - это смоделироватьили подтолкнуть учащихся к нестандартному мышлению, выслушать мнения каждого на какой-либо вопрос и затем прийти к общему решению проблемы. Задача работы учителя заключается в том, чтобы работать не индивидуально, а работать со всем классом, чтобы все ученики в классе были заняты и заинтересованы заданием. Мнение о проблеме каждого ученика весьма важно, попробовать понять, как он понял информацию и задания, и какой способ решения наиболее верен. Необходимо подтолкнуть учащихся не бояться высказывать свои мысли о проблеме вслух. Несомненно, учебный процесс развивает коммуникацию и социализацию учащихся. Учащиеся могут работать над кейсом во время занятий в целом или в небольших группах. Данная технология является ведущей в мировой педагогике, так как она развивает личность. Задействует аналитические данные, самоанализ, творческий подход, коммуникацию и социализацию.

Наиболее полно структуру кейс-метода и методику работы с ней предложил Добротин Д.Ю. Им были выделены следующие дидактические компоненты метода.

1. «Предисловие» — Это вводная часть, дающая общую информацию о кейсе. Существуют следующие способы представления предисловия: резюме, исходные данные исследования, глоссарий терминов, ключевые моменты.

2. «Основная часть» Включает контекст (значимые данные об окружающих внешних факторах), случай (это определенная проблема, которая нас интересует), факты и решения (объективная информация — статистика, отрывки из документов).

3. «Послесловие» — Это завершающая часть кейса, имеющая вариативный характер и представляющая собой дополнительную информацию, которая позволит участникам работы в группах лучше разобраться в кейсе [8, С. 48].

Таким образом, данный метод доказывает свою эффективность с точки зрения практической стороны организации учебного процесса; возможности адаптировать ситуацию к реальной ситуации; безопасности деятельность обучающихся; мотивирующей обстановки, позволяющей участникам использовать свой жизненный опыт и креативность; позитивной работы во взаимодействии «учитель-ученик». Подобный метод дает возможность почувствовать обучающимся, что они смогут справиться с такой же ситуацией в реальности. Это способствует появлению мотивированного поля успешности для многих учеников, которые прежде имели психолого-педагогические проблемы в освоении материала и нуждались в существенной коррекции. Данный подход нивелирует понятие «ошибки» как диагностического механизма и позволяет ее рассматривать в новом дидактическом ключе. Возможность сделать ошибки в учебной ситуации, приближенной к реальности, провоцирует запуск аналитических и синтезирующих механизмов мышления. Метод ситуационного анализа заключается в том, что обучающийся, знакомиться с описанием данной проблемы, самостоятельно должен провести анализ ситуации, затем выделяет проблему и демонстрирует свои идеи и решения в рассуждении с другими учащимися [3].

Таки исследователи, как Н. Федянин и В. Давиденко, разработали собственную классификациюкейс-технологий, опираясь на зарубежный опыт. Они выделили разновидности кейсов:

1. Структурированный кейс тот, в котором минимальное количество дополнительной информации; при работе с кейсом ученик должен использовать определенную модель или формулу;

2. «Маленькие наброски», содержащие, как следует, до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; кейс с ключевыми понятиями и ученик должен делать упор только на собственный опыт;

3. Большие неструктурированные кейсы объемом менее 50 страниц - это самый сложный вид кейса; информация очень подробная, даже в какой-то мере ненужная;

4. Первооткрывательские кейсы, в работе с которыми от учеников необходимо использовать теоретические знания и практические навыки, а так же предоставить новое, в тоже время, дети и учителя выступают в роли исследователей [6, С.24].

Не существует полноценного представления кейса. Они могут быть показаны в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. По правилам, он представляется в печатном виде, однако включение в текст фотографий, схем и таблиц делает его более наглядным для учащихся. В последнее время мультимедиа презентации считаются самыми современным и передовым решением. Однако фильм, видео, аудио могут создавать некоторые трудности. Ограниченные возможности интерактивного просмотра могут привести к ошибочной информации ситуации. Допустимость мультимедиа представления кейсов позволяют миновать вышеупомянутых трудностей и совмещают в себе достижения текстовой информации и интерактивного видео

[4].

Какова ценность кейс-метода:

1. Эффективен: он использует активное обучение, предполагает самопознание, где учитель выступает в качестве посредника.

2. Развивает способность к критическому мышлению: использует навыки постановки вопросов по образцу преподавателя и использует дискуссии и дебаты.

3. Упражнения с административной точки зрения: студенты должны разработать рамки для принятия решений.

4. Моделирует среду обучения: она предлагает обмен и поток идей от одного человека к другому и обеспечивает доверие, уважение и принятие риска.

5. Моделирует процесс индуктивного обучения на основе опыта: это ценно в содействии обучению на протяжении всей жизни. Это также способствует более эффективному контекстному обучению и долгосрочному удержанию.

6. Имитирует реальный мир: решения иногда основываются не на абсолютных значениях правильного и неправильного, а на относительных значениях и неопределенности.

В школьной практике технология кейс-метода используется на таких уроках как история и обществознание, экономика и право. Например, на уроке истории реализация проблемного метода требует постоянного расширения и обновления дидактического инструментария применительно в зависимости от атрибутивных характеристик изучаемого периода.

Применяя адаптированный кейс, преподаватель обеспечивает решение следующих задач:

1. Введение в проблемную ситуацию - педагог создает ситуацию, знакомит учащихся с дополнительными информационными материалами, определяет место урока в структуре предмета, задачи урока;

2. Описание обстановки какого-либо периода истории;

3. Анализ проблемной ситуации, предоставление отрывков документов или иллюстраций;

4. Вступительное слово преподавателя;

5. Распределить учеников по группам (3-5 человек в каждой);

6. Провести организацию работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их дальнейшее обсуждение, и так же выявление главных проблемных моментов.

7. Первый раунд дискуссии - на этом этапе происходит привлечение обучающихся в дискуссию реальной ситуации, обсуждение проблемных моментов в каждой отдельной группе, проводя одновременно поиск аргументов и решений проблемы;

8. Второй раунд дискуссии - оглашаются результатыпроведенного анализа, проводится обще групповая дискуссия; Так же происходит этап критического анализа, и оценки информации требует реализации умений выявлять в нескольких источниках факты, данные и сведения, дополняющие или противоречащие друг другу, вызывающие неоднозначную реакцию, предусматривающие их интерпретацию и комментирование. Данные умения актуальны при анализе выполнения проверочных работ, составлении отчётов по результатам оценивания работы классов в целом [9, С. 46].

9. Подведение итогов дискуссии и найденных решений проблемы;

10. Заключительная презентация результатов аналитической работы;

11. Мнение и оценка преподавателя о проведенной работе учеников;

Для эффективной работы в классе преподаватель должен установить основные правила со своими учащимися и предложить следующее:

1. Внимательно слушайте обсуждение, но не ждите слишком долго, чтобы принять участие.

2. Сотрудничество и уважение должны присутствовать всегда.

3. Предоставьте дополнительные комментарии, предложения или вопросы. Старайтесь думать о цели класса, поддерживая дискуссию в направлении конструктивного исследования и решения.

Во-первых, данный метод - это тип исследовательских технологий, который занимаетособое место в изучении истории; онбазируется в первую очередь на работе с источниками; источниками для создания кейсов являются не только проблемные реальные ситуации, но и исторические факты и произведения литературы разных видов; этапы работы по данной технологии, форматы дискуссии, структура и формы представления кейса должны соответствовать современным подходам к школьному историческому образованию.

Во-вторых, так как проблема строится на реальной жизни, следует учитывать при разработке кейсов по истории атрибутику времени и пространства, а также историческую психологию и особый способ мышления. Поэтому в исторический кейс необходимо включение «ролевых» методов, что не всегда бывает легкой задачей. Кейсы готовятся в письменной или печатной форме, затем они читаются, обсуждаются и изучаются. Эти кейсы и есть основа беседы класса под руководством преподавателя. Эта методика включает в себя особый тип информации, и особые способы овладения этого материала в образовательном процессе.

Нелегкой задачей, является создание кейса, так как его разработка требует особого мастерства и смекалки. Педагог должен самостоятельно подбирать учебный материал. Кейсы и есть основа беседы класса под руководством преподавателя. Эта методика включает в себя особый тип информации, и особые способы овладения этого материала в образовательном процессе.

Во время работы с кейсом развиваются такие компетенции учащихся как:

1. Аналитика (Умение анализировать проблемную ситуацию);

2. Практика (Работа с методом с взаимодействием с теорией исключительно на практике);

3. Творчество (Заменить логику альтернативой, попытаться думать нестандартным мышлением);

4. Коммуникация (Взаимодействовать с оппонентами в споре, уметь отстаивать свои взгляды и предоставить краткий содержательный отсчет по проблемной ситуации);

5. Социализация (Умение работать в группе, поддерживать свою команду);

6. Самоанализ (Умение находить спорные моменты, способствует развитию моральных качеств).

Пример задания кейса по истории. Тематика задания кейса «Экономическая политика СССР в 1953-1964

гг.». Задача учащиеся состоит в том, что они должны проанализировать отрывок доклада в Президиум ЦК КПСС Хрущева Н.С., затем ответить на вопросы, связанные с данным документом. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году - лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны...Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна...Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири.Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».

Вопросы к данному документу:

1. В чем заключается проблема?

2. Какие причины ее возникновения?

3. Как вы можете объяснить возникшие трудности?

4. Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?

5. Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите лучший вариант.

Учащиеся делятся на группы. Преподаватель объявляет, что на задание дается определенное количество времени. По окончании времени ученики предлагают свои ответы на предложенные вопросы, все это проводится в форме дискуссии.

Таким образом, кейс-технологии способствуют росту результативности учебно-воспитательного процесса, развивают в ребенке личность путем самоанализа, развивают коммуникацию и социализацию с помощью работы в группах. Для учащихся важно, чтобы работа была позитивной и интересной, так как это способствует лучшей результативности на уроке. Но для того, чтобы включить кейс метод в учебный процесс, придется каждый день работать над творческой задачей урока, тем самым анализировать учебный материал. Поэтому можно сказать, что это огромная работа в классе и за его пределами.

Список используемой литературы:

1. Агафонова Т. Г.Использование кейс-технологий на уроках обществознания [Электронный ресурс] Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/311907/ (дата обращения: 11.11.2019).

2. Вагина М.В.Использование метода кейс-стади как образовательной технологии [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.gup.ru/events/smi/detaü.php?ГО=166Ш(дата обращения: 11.11.2019).

3. Савинова О.В. [Электронный ресурс] Режим доступа:tiuu.ru/upload/kurokam.doc (дата обращения: 11.11.2019).

4. Планкин К.А. Обучающие возможности кейс-метода в профессиональном образовании /К.А.Планкин, В.А. Ченобытов //Молодой ученый. 2013.- №1.- С. 354-355.

5. С.Ю. Попова (Смолик) Е.В. Пронина. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. /С.Ю. Попова (Смолик), Е.В. Пронина. //- Тверь: Изд-во «СКФ-офис». 2015. - С. 114.

6. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? /Федянин Н., Давиденко В. // Обучение за рубежом. - 2000. - №7. - С. 24.

7. Капустин, С. Н. Успешный менеджер. Кейс-стади по принятию решений. Учебно-методическое пособие / С.Н. Капустин, А.С. Сенин, Ю.М. Казаринов. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2017. - 140 с.

8. Добротин Д. Ю., Добротино И. Н. Использование кейсов для подготовки педагогов к организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.-М.: «Вестник Московского городского педагогического университета», 2015. - №4 (34), - С. 47-53.

9. Гац И. Ю. Деятельностное формирование компетенций магистрантов педагогического образования // Aktualnipedagogika, 2017. -№ 1. -С. 45-49.

10. Vega, G. The case writing workbook: a self-guided workshop / by Gina Vega. - 2013: M.E. Sharpe, Inc.

11. Bernard H. R. Research Methods in Anthropology: Qualitative and Quantitative Approaches. — 6th edition. — Lanham: Rowman & Littlefield Publisher, 2017. — 725 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.