Научная статья на тему 'Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения'

Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2357
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / КЕЙС / ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ КЕЙСА / ТИПОЛОГИЯ КЕЙСОВ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чулова Ю.С.

Существующие правила для подготовки обучающихся подводят образование к состоянию, когда параметры традиционного образования не способны решить поставленные задачи. Для реализации образовательных программ в настоящее время выдвигается требование активного использования интерактивных форм обучения, с учетом системности и комплексности учебного процесса. Преподаватели различный учебных заведений активно работают над использованием в процессе обучения неигровых имитационных технологий, имеющих одновременно личностную и профессионально-практическую направленность. К ним относится использование и кейс-метода. Проблема внедрения его в практику образовательного процесса вытекает из развития требований к качествам личности специалиста, способного ориентироваться в различных ситуациях и в наличии общей направленности в развитии образования, специфической ориентации формирование мыслительной деятельности, развитие способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения»

ние связей между производными и производящими словами. Мы отмечаем, что дети особенно быстро улавливают словообразовательную связь слов с «прозрачной» мотивацией и что словообразовательный анализ производного слова оказывается наиболее уместен, если он тесно связан с лексическим анализом, то есть с анализом семантических признаков слова.

Список литературы:

1. Земская Е.Е. Словообразование. Современный русский язык. - М., 2007.

2. Львова С.И. Занимательное словообразование. - М., 2010.

3. Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. Справочник служебных морфем. - Л., 1974.

4. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., 1996.

5. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М., 1973.

6. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. - М., 1968.

КЕЙС-МЕТОД КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

© Чулова Ю.С.1

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Существующие правила для подготовки обучающихся подводят образование к состоянию, когда параметры традиционного образования не способны решить поставленные задачи. Для реализации образовательных программ в настоящее время выдвигается требование активного использования интерактивных форм обучения, с учетом системности и комплексности учебного процесса.

Преподаватели различный учебных заведений активно работают над использованием в процессе обучения неигровых имитационных технологий, имеющих одновременно личностную и профессионально-практическую направленность. К ним относится использование и кейс-метода. Проблема внедрения его в практику образовательного процесса вытекает из развития требований к качествам личности специалиста, способного ориентироваться в различных ситуациях и в наличии общей направленности в развитии образования, специфической ориентации -формирование мыслительной деятельности, развитие способностей.

Ключевые слова: кейс-метод, кейс, этапы создания кейса, типология кейсов, технологические особенности кейс-метода.

1 Магистрант кафедры «Гражданского и международного частного права (базовая кафедра Южного научного центра Российской академии наук)».

Среди интерактивных методов обучения выделяют метод получивший название кейс-метод (case-study) или метод конкретных ситуаций, или метод ситуационного анализа [3, с. 196].

Рассматриваемый метод был создан в Соединённых Штатах Америки. Впервые был применен в школе права Гарвардского университета в 1870 г., однако активное использование началось с 1920 г. в Harvard Business School (Гарвардской школе бизнеса) и в 1925 г. опубликованы первые подборки кейсов. В последнее время этот метод используется не только в изучении экономических наук, но и естественных, медицинских, юридических и др.

Кейс-метод - это педагогическая технология проблемно-ситуационного типа, которая предполагает использование в процессе обучения реальных или близких к ним ситуаций экономического, производственного, управленческого характера с дальнейшим анализом и принятием обоснованных решений. В общем виде его сущностью является определение и решение важных реальных проблем в ситуациях неопределенности, не имеющих однозначного правильного решения [1, с. 94-95].

Само понятие кейс представляет собой учебные конкретные ситуации, разработанные на основе фактического материала для последующего разбора на занятиях. Метод конкретных ситуаций принадлежит к неигровым имитационным активным методам обучения [2, с. 19]. Основная его функция - учить студентов принимать сложные неструктурированные проблемы, не возможных решить аналитическим способом.

Для эффективного использования кейса в учебном процессе необходимо соблюсти два условия: качество кейса (соответствие цели, быть актуальным, провоцировать дискуссии, наличие нескольких решений, развитие аналитического мышления и т.д.) и специальная методика его использования.

В отличии от традиционных методов образования, направленные на изучение чего-либо, кейс-метод направлен на научение чему-либо, на применение имеющихся знаний к определенной ситуации, на решение практических проблем, имеющих на первый взгляд однозначное решение. Его результатом является не только получение знания, но и практические умения и навыки.

Существует две классические школы метода конкретных ситуаций:

1. Американская (Гарвардская) - принятие единственного правильного решения, где объем кейсов составляет 20-25 страниц основного текста и 8-10 страниц приложения.

2. Европейская (Манчестерская) - многовариантность решения с объемом в 2 раза меньше американской, но они имеют большую структурированность.

Кейс-метод обладает такими педагогическими характеристиками как: наличие модели социально-экономической, производственной ситуации в конкретный период времени; присутствие управляемого эмоционального

напряжения; необходимость поиска и формулировки проблемы; взаимосвязь с реальными жизненными ситуациями; многвариантность решения; принятие решения коллективно [1, с. 95], минимальная степень зависимости у участников друг от друга.

Образовательная роль этого метода проявляется в том, что он позволяет проявить теорию с позиции реальных событий. С его помощью можно заинтересовать студентов в изучении предмета, повысить активность в усвоении знаний, навыков самостоятельной проработки информации для дальнейшего разрешения и обсуждения конкретной ситуации. Абсолютно любой кейс преподаватель может использовать на различных этапах обучения. Заполучить кейс можно путем: его покупки и самостоятельное составление (как правило опытными преподавателями).

По сбору и распространению кейсов лидирует созданный в 1973 г. European Case Clearing House, в которую входят примерно 340 организаций.

В методике разработки кейсов выделяют следующие этапы:

1) определение раздела учебной программы, посвященного проблеме;

2) формирование целей и задач, необходимых в работе с кейсом;

3) поиск, знакомство с ситуацией, выявление особенностей;

4) определение необходимых источников и методов сбора информации;

5) выявление техник работы с кейсом;

6) определение желаемого результата, то есть листа оценки;

7) подготовка первичного материала в кейсе и его экспертиза;

8) подготовка окончательного варианта кейса;

9) внедрение его в практику обучения;

10) подготовка методических рекомендаций по использованию кейса.

Работа с готовым кейсом состоит из: введение в изучаемую проблему; анализ ситуации; презентация; обсуждение; подведение итогов. Стадия обсуждения обычно основывается на двух методах: открытая дискуссия и индивидуальный или групповой опрос (студенты дают формальную устную оценку ситуации и предлагают свои решения). Но дискуссия занимает центральное место и при анализе кейса может использоваться метод генерации идей - «мозговой штурм» или «мозговая атака», применяемые в основном когда в группе возникают реальные затруднения.

Типология кейсов очень разнообразна:

1) по объему материала: объемный, средний и мини-кейс;

2) по наличию сюжета: сюжетные и бессюжетные;

3) по способу отчетности: рассказ, эссе, отчет, совокупность документов и д.р.;

4) по типу методической продукции: кейс-задание, кейс-задача, кейс-вопрос;

5) по степени воздействий их основных источников: практические (отображают реальные жизненные ситуации), обучающие (главная зада-

ча - обучение), научно-исследовательские (осуществление исследовательской деятельности).

Федянин Н. и Давиденко В. предложили свою классификацию кейсов, которую разработали в результате анализа применения этого метода за рубежом: структурный кейс (минимум информации и оптимальное решение); маленькие наброски (объем текста - 1-10 стр. плюс 1, 2 стр. приложений, содержат основные положения, при разборе упор на собственные знания); неструктурированные большие кейсы (сложные, до 50 стр. очень много информации, в частности и ненужной); первооткрывательский кейс (разбирающий, предлагает новое решение) [4, с. 52-53].

Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских занятий прежде всего целями применения. Задачи обеспечивают материал, предоставляя студентам возможность изучения и применения методов, признаков, теорий. Кейсы помогают приобрести большой спектр навыков. Задачи имеют одно решение, а кейсы много альтернативных путей решения.

Кейс-метод имеет свои технологические особенности, такие как:

- наличие исследовательского процесса и аналитических процедур;

- коллективное обучение, что предполагает и обмен информации;

- является синергетической технологией, происходит погружение в ситуацию, повышение качества и количество знаний и т.д.;

- выступает как развивающее обучение, то есть индивидуальное, групповое, коллективное развитие, а также личностное развитие;

- специфическая разновидность проектной технологии, где проблема разрешается на основе кейса, который является и техническим заданием, и источником информации;

- активизация студентов, стимулирование к успеху.

Итак, выделим преимущества рассматриваемого метода:

- использование принципов проблемного обучения - получения навыков решения реальных жизненных проблем;

- выработка навыков простейших обобщений;

- получение навыков работы в команде;

- повышения навыков презентации;

- умение сформулировать вопрос и аргументировать ответ.

Также достоинства кейс-метода можно выявить через навыки, которые он развивает:

- практические - сформированные проблемы и вопросы в кейсе способствуют более легкому применению теории на практике;

- аналитические - способность поиска, фильтрации информации на нужную и ненужную, существенную и несущественную;

- творческие - так как логикой невозможно разрешить поставленные вопросы;

- коммуникативные - способность вести дискуссии, убеждать, отстаивать свою позицию;

- социальные - достойно предоставлять оппоненту возможность выступить, контролировать себя;

- самоанализ.

Кейс-метод демонстрирует большую эффективность в проведении практических занятий, так как способствует закреплению теоретических знаний и созданию устойчивых практических навыков. Однако, он должен использоваться в единстве с другими методами обучения, в частности с традиционными. Злоупотребление им может привести к тому, что у специалиста будет отсутствовать нормативный «каркас».

Наблюдая сегодняшнюю практику применение такого интерактивного метода в России, к сожалению, можно заметить, что преподаватели, в частности на кафедрах юридических факультетов, пытаются всячески упростить технологию кейсов. Несмотря на это, российские кейсы все же отличаются от западных насыщенностью исследовательской деятельности.

Список литературы:

1. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология / Д.А. Махотин // Вестник РМАТ. - 2014. - № 1 (10). -С. 94-95.

2. Раджабова П.А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете // Юридическое образование и наука. -2014. - № 1. - С. 19-20.

3. Сосипатров Н.Е. СаБе-метод как способ интерактивного обучения гражданскому праву / Н.Е. Сосипатров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 3 (4). - С. 196-199.

4. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. - 2000. - № 7. - С. 52-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.