Научная статья на тему 'Кейс-технология как средство формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения'

Кейс-технология как средство формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2440
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кредитная технология / кейс-метод / кейс-стади / познавательная деятельность / практические навыки / традиционные методы / особенности технологии кейс-метода

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. В. Ладыгин, Жданова Т. С.

С изменением парадигмы образования меняются и требования к системе высшего профессионального образования. В связи с вступлением нашей республики в систему «Болонского процесса» по всем вузам РК вводится кредитная система образования. При этой системе имеются свои методы и методики преподавания для того, чтобы сформировать комплекс компетенций у выпускников вузов. Одним из методов является кейс-технология как средство формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения. В статье показаны методы использования кейс-технологии и результаты и ее использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Кейс-технология білім алу барысында студенттердің танымдық дербестігін қалыптастыру қҧралы

Білім беру парадигмасының ӛзгеруімен жоғары кәсібі білім жүйесіне талап та ӛзгереді. Біздің республикамыздың «Болония процесі» жүйесіне қосылуына байланысты еліміздің барлық жоғары оқу орындарында кредиттік оқыту жүйесі енгізілуде. Кредиттік оқыту жүйесі бойынша болашақ түлектердің құзыреттіліктер кешенін қалыптастыру мақсатында оқытудың ӛзіндік әдістері орын алған. Мұндай әдістердің бірі студенттің танымдық дербестігін қалыптастыруға ықпал ететін кейс-технология әдісі болып табылады. Мақалада кейс-технология әдісін қолдану нәтижелері кӛрсетілген.

Текст научной работы на тему «Кейс-технология как средство формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения»

Список литературы:

1. Монахов В.М. Технологические основы конструирования и проектирования учебного процесса: монография. Волгоград, «Перемена», 1995 - 260 с.

2. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий. Монография, Волгоград : «Перемена» 2006.

Кэаби эзiрлiк ретшде студенттердщ компетенциялык к^растыруыныц мэселелерi

Тасмаганбетова А.А.

Б^л макалада студенттердi окыту YPДiсiнде колданатын компетенттiк катынастын непзп утымды жактары карастырылган. Автор педагогикалык тэж1рибеде колданатын компетенттiк катынасты жузеге асыруга кажетп к¥ралдыктар негiздедi. Мралшге комтепенттiк катынастарды н^скаульщ жузеге асырудын мэселелерi белгiленген.

Problems of formation of competence of students during vocational training

Tasmagambetova A.A.

The basic advantages of competentive approach during training of students. The author proves necessary toolkit for realization of competentive approach of the teacher experts. Come to light the problems of the methodical realization of competence approach by teacher.

УДК 378.14.016.026.7:51:005.963.1(574)

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

А.В. Ладыгин, Жданова Т. С.

Национальный университет обороны, г. Алматы, Казахская академия труда и социальных отношений, г. Алматы,

С изменением парадигмы образования меняются и требования к системе высшего профессионального образования. В связи с вступлением нашей республики в систему «Болонского процесса» по всем вузам РК вводится кредитная система образования. При этой системе имеются свои методы и методики преподавания для того, чтобы сформировать комплекс компетенций у выпускников вузов. Одним из методов является кейс-технология как средство формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения. В статье показаны методы использования кейс-технологии и результаты и ее использования.

Ключевые слова: кредитная технология, кейс-метод, кейс-стади, познавательная деятельность, практические навыки, традиционные методы, особенности технологии кейс-метода.

В тоже время переход на новые образовательные технологии обусловлен необходимостью улучшения качества подготовки специалистов, разработки нового поколения учебных планов и программ, качественно иных характеристик специалиста с высшим образованием.

Внедрение кредитной технологии ставит перед собой задачу не только усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, но и создать качественно новую систему развития личности обучаемого, а также необходимые условия для реализации его творческого потенциала, следовательно, преподавание на современном этапе должно быть основано на:

- интерактивных методах обучения;

- богатом багаже методических и дидактических материалов;

- постоянном личностном и в профессиональном росте преподавателя;

- на высоком уровне самодисциплины, точном соблюдении политики курса и политики академического поведения и этики.

Важнейшая задача преподавателя в процессе управления познавательной деятельностью - формирование у студента мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Внимание студента необходимо сконцентрировать на самостоятельном обучении. Именно индивидуализация обучения с развитием навыков самостоятельности является основополагающим образовательным принципом кредитной технологии.

Самостоятельности в широком смысле, включая самоуправление, самоконтроль, самооценку, самоорганизацию, самомотивацию, уверенность в себе, в самореализации и др. Считается, что современного человека необходимо научить следующим вещам: уметь чувствовать, уметь мыслить (что наиболее трудно), уметь входить в контакт и взаимодействие с другими людьми, уметь добывать и использовать полученную информацию [1].

Рассмотрим подробнее интерактивные методы и их влияние на процесс формирования познавательной самостоятельности студентов, а также на повышение качества знаний в условиях кредитной технологии обуче-

ния [2] (рисунок 1).

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс-методом или case-study. Данный метод ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых студентами приобретаются коммуникативные умения. В основе кейс-технологии лежит case-study - кейс-метод («рабочий портфель») - основой которого является работа с практическими ситуациями, включающая:

- Персональные задания.

- Цель: (метод работы над проблемой).

- Альтернативные решения - (поэтапное моделирование для решения проблем).

Таблица 1. Интерактивные методы обучения в условиях кредитной технологии

Интерактивные методы обучения: Влияние, оказываемое интерактивными методами обучения на студентов:

- Дискуссия. - Работа в малых группах. - Кейс-стади. - Презентация. - Деловая игра. - - Упражнения (логические задачи). - Групповая мозаика. - Короткий доклад. - Метод «66». - Опрос с помощью метаплан-карт. - Сеть. - Интервью в парах. - - Структурированное занятие. - Техника составления структур. - Групповой турнир. - Построение дерева целей. - Метод выявления ошибок. Формировать собственное мнение и высказывать его. Уважать чужое мнение. Тщательно изучать учебный материал. Вырабатывать творческий подход к учебному материалу. Выступать перед большой аудиторией и аргументировать свою точку зрения. Анализировать полученную информацию. Развивать навыки самостоятельной и плодотворной работы. Уметь показать свою индивидуальность. Обогащать жизненный опыт путем постановки различных ситуаций.

Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.

Метод case-study (кейс-метод) наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес наукам за рубежом [3]. Впервые он был применён в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчётах Гарвардского университета о бизнесе [4].

Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране ещё в 20-е годы. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам в совпартшколах, где рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе метод проектов или метод казусов.

В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, культурологи, политологии, экономике, бизнес образовании [5].

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к активным неигровым имитационным методам обучения [6].

Проблема внедрения метода case-study в практику высшего образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями [7]:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты [8, с. 2-4]:

- Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам.

- Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик - демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

- Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

- Технология метода заключается в следующем:

1) по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить;

2) при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, профессионального своеобразного мироощущения и миропреобразования.

В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала - эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Суть метода case-study в том, что студенту предлагается для изучения описание решения, т.е. рефлексивного контура, включающего следующую информацию: «почему принято именно это решение», «как это решение реализовано на практике», «какие были результаты». Увязывая теорию с практикой, case-study эффективно развивает способность обоснованно принимать решения в условиях ограниченного времени [7, с. 122-130].

Основные признаки, отличающие кейсы от традиционных методов обучения, таких, как лекции, семинары, решение проблем и групповые проекты:

- реальные ситуации (кейсы) объединяют теорию и реальность с ее уникальной природой;

- кейсы предлагают студентам свободу поиска нетрадиционных путей анализа ситуации, определения и решения проблем;

- в процессе работы над кейсом студенты создают процесс изучения и через взаимоотношения друг с другом они имитируют реальную коммуникативную зависимость;

- во время проведения анализа ситуации студенты создают общие и концептуальные знания.

Изучив публикации по кейс-технологии обучения [7-37], выделим признаки и технологические особенности case-study.

Признаки метода case-study:

- Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.

- Коллективная выработка решений.

- Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.

- Единая цель при выработке решений.

- Наличие системы группового оценивания деятельности.

- Наличие управляемого эмоционального напряжения у студентов.

Технологические особенности метода case-study:

- Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

- Метод case-study выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

- Метод case-study в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.

- Метод case-study интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

- Метод case-study выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идёт процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности студентов, тогда как в методе case-study идёт формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

- Метод case-study концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нём предусматривается деятельность по активизации студентов, стимулирование их успеха, подчёркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.

В тоже время кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны [9, с. 205]. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи

имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

В тоже время, к преимуществам метода case-study или кейс метода можно отнести [10, с. 3]:

- использование принципов проблемного обучения,

- получение навыков решения реальных проблем,

- возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение;

- получение навыков работы в команде (Team Job Skills);

- выработка навыков простейших обобщений;

- получение навыков презентации;

- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Следовательно, метод case-study или кейс метод способствует формированию у студентов навыков познавательной самостоятельности. В тоже время недостаточный уровень развития познавательной самостоятельности, теоретическая неподготовленность студентов по ранее пройденным темам, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса, следствием чего будет некачественное овладение теоретическими и практическими знаниями и навыками.

В тоже время мы пришли к выводу, что воздействие метода case-study на формирование личности студента нуждается в дополнительных исследованиях, следовательно, применение данного метода возможно и для формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения дисциплин математического цикла.

Технология создания кейсов включает две модели: модель М. Мюнтера [11] и модель, предложенная М. Линдерсом и Дж. Эскиным. В нашем исследовании мы считаем оптимальным использование первой модели, так как она более приближена к созданию кейсов для педагогических дисциплин. Модель же М. Линдерсома и Дж. Эскина будет более продуктивна для экономических дисциплин [12]. При создании кейсов по математике мы учитывали существующие классификации данного понятия. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Классификация кейсов по у чебным ситуациям

Тип кейса Специфика кейса Цель кейса

Иллюстративные учебные ситуации -кейсы Описывается ситуация реально приближенная к будущей профессиональной деятельности студентов На определённом практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации

Учебные ситуации -кейсы с формированием проблемы Описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и чётко формулируются проблемы Диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме

Учебные ситуации -кейсы без формирования проблемы Описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема чётко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д. Самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути её решения с анализом наличных ресурсов

Прикладные упражнения Описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из неё Поиск путей решения проблемы

Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная Н.Федяниным и В.Давиденко [13,С.53], хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования метода case-study. Данную классификацию для удобства восприятия мы сгруппировали в таблицу 3.

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения [157,С. 109]. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

- обучающие анализу и оценке;

- обучающие решению проблем и принятию решений;

- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Весьма интересные подходы к классифицированию кейсов приведены в книге «Бухгалтерский учёт. Сборник кейсов» [8, с. 5]. По мнению авторов, классификацию кейсов, возможно, проводить также по следующим признакам:

- по степени новизны ситуации и применяемым в зависимости от этого методам решений;

- по этапам принятия решений, для отработки которых применяется рассмотрение конкретных ситуаций;

- по иерархическому уровню принятия решений, поскольку конкретная ситуация рассматривается и оценивается по-разному руководителями различного уровня;

- по специализации, когда одна и та же ситуация может рассматриваться с позиций различных специальностей по-разному.

Классификация кейсов по жанрам [12] представлена в предлагаемой ниже таблице 4.

Таблица 3. Классификация кейсов по Н. Федянину и В. Давиденко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тип кейса Специфика кейса

Структурированный (highly structured) «кейс» В кейсе даётся минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним студент должен применить определённую модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение

«Маленькие наброски» (short vignetts) Содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе студент должен опираться ещё и на собственные знания

Большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured cases) Объёмом до 50 страниц - самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них даётся очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; студент должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними

Первооткрывательские «кейсы» (ground breaking cases) При разборе кейсов от студентов требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом студенты и преподаватели выступают в роли исследователей

Таблица 4. Классификация кейсов по жанрам

Основание классификации Виды кейсов

Наличие сюжета Сюжетный кейс Бессюжетный кейс

Временная последовательность материала Кейс в режиме от прошлого к настоящему Кейс-воспоминание с прокруткой времени назад Прогностический кейс

Субъект кейса Личностный кейс Организационно -институциональный кейс Многосубъектный кейс

Способ представления материала Рассказ Эссе Аналитическая записка Журналистское расследование Отчёт Очерк Совокупность фактов Совокупность статистических материалов Совокупность документов и производственных образцов

Объём Краткий (мини) кейс Кейс средних размеров Объёмный кейс

Наличие приложений Кейс без приложений Кейс со специальными приложениями

Тип методической части Вопросный кейс Кейс-задание

С учетом анализа классификации кейсом, отметим, что кейсы отличаются не только по структуре, но и по стилю написания и представления. Все это дает возможность адаптации и использования кейс технологии в процессе изучения дисциплин математического цикла.

В тоже время по наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные.

Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций.

Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что чёткое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчётов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса.

Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются естественной временной последовательностью событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи.

Кейсы-воспоминания характеризуются тем. Что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что создаёт затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, её осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы

Наконец, прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант поведения «героя» в будущем.

Величина кейса прямо зависит от его назначения.

Мини-кейс, занимающий по объёму от одной до нескольких страниц, может быть рассчитан на то, что он займёт часть двухчасового практического занятия.

Кейс средних размеров занимает обычно двухчасовое занятие.

Объёмный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц, может использоваться в течение нескольких практических занятий.

По типу методической части кейсы можно также подразделять на:

- вопросные, при их разрешении студентам нужно дать ответы на поставленные вопросы,

- кейсы-задания, которые формулируют задачу или задание.

Деление кейсов в зависимости от субъекта действия представлено в виде таблицы 5.

Таблица 5. Классификация кейсов по субъекту действия

Тип кейса Специфика кейса

Личностные кейсы В кейсах действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители

Организацио нно -институциональные кейсы В кейсах действуют организации, предприятия, их подразделения

Многосубъектный кейсы Кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов

С учетом того, что кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники, которые можно представить следующим образом [15]:

- общественная жизнь во всём своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;

- образование - определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в метод case-study или кейс- метод;

- наука - третий источник кейса, как отражательного комплекса; она задаёт ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

Кейсы могут быть классифицированы по степени их воздействия на студента при использовании их в учебном процессе (таблица 6).

Таблица 6. Классификация кейсов по степени их воздействия на студентов

Тип кейса Специфика кейса

Практические кейсы Отражают абсолютно реальные жизненные ситуации

Обучающие кейсы Основной задачей выступает обучение

Научно-исследовательские кейсы Ориентированные на осуществление исследовательской деятельности

При этом учебное назначение любого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Отметим, что, так как существует множество разнообразия кейсов, жанров написания, поэтому не нет определённого стандарта представления кейсов.

Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для студентов. С печатной информацией или с информацией на электронных носителях легче работать и анализировать её, чем информацию, представленную, например, в аудио- или видео- вариантах; ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению первичной информации и ошибкам.

В последнее время всё популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения [17, с. 27].

Обобщая выше изложенное, мы пришли к выводу, что для того, чтобы учебный процесс, организованный

на основе кейс - технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определённая методика его использования в учебном процессе [18, с. 2-3].

Список литературы

1. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / отв. ред. В.И. Солдаткин. - М.: Высш. шк., 2003. - 792

с.

2. Джон Найт, Раисова А., Муравьев Н. Образование на основе системы кредитных часов. - Алматы: Education Network, 2004 - 56 с.

3. Гостомыслов Л. Образовательный кредит // Высш. образование в России. - 1998. - № 1. - С. 25-27.

4. http ://ulvu. ru/education/technologies/

5. Подгребельная Н.И. Педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционного обучения: автореф. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2001. - 23 с.

6. Рыблова А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов: пути интенсификации и руководства: автореф. ... канд. пед. наук. - Саратов, 1997. - 23 с.

7. Вербицкий А.А., Кругликов В.А. Контекстное обучение: формирование мотиваций // Высш. образование в России. - 1998. - № 1. - С. 101-107.

8. Смолянинова О. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. -http://www.lan.krasu.ru

9. Errskine J.A., Leenders M.R. Technigs with cases // School of Business Administration, The University of Western Ontario London.-Canada,1981. - 305с.

10. Бухгалтерский учёт: сб. кейсов / под общ. ред. Н. Каморджановой. - М.: Питер. - http://shop.piter.com

11. Munter M. Cross-Cultural Communication for Managers // Business Horizons. - 1993, May-June. - P. 69-78.

12. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М.,2002- 305c.

13. Урбан М.А. Обучение с помощью конкретных ситуаций. - http://www.p-shkola.by

14. Агафонова Т.Г. Использование кейс-технологий на уроках обществознания. -http://festival.1september.ru

15. Захарова С. Активизация учебного процесса по экономическим предметам // Высш. образование в России. - 1997. - № 2. - С. 94-96.

16. Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). - http://www.casemethod.ru.

17. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? // Обучение за рубежом. - 2000. - № 7. - С. 52-55.

18. Логунова Н. Обучение как общение и сотворчество // Высш. образование в России. - 2000. - № 3. - С. 108-110.

19. Метод кейс решений (case-study) - создание кейсов, обсуждение кейсов, анализ, проблема. - 2005, май http://www.cases.ru.

20. Case-study. - http://koshechkin.narod.ru

21. Case-study как способ (стратегия) понимания // Практ. руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанц. технологий / под ред. А. Долгорукова. - М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. - С. 22-44.

22. Терновская Е.А. Использование новых образовательных технологий (case-study) в обучении. - Петрозаводск: Петрозавод. гос. ун-т. http://www.ci.ru.

23. Виханский О., Наумов А., Зобов А. Российский менеджмент: учеб. пособие для вузов. Ситуационное обучение менеджменту (учебные конкретные ситуации). - М.: ГАУ, 1997. - Кн. 1. - 148 с.

24. Козырева Л. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения студентов-социономов. -www.nwags.ru.

25. Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика. -http://festival.1september.ru/2003_2004/

26. Написание кейсов: краткие рекомендации. - http:// www.unilib.neva.ru/ dl/quality/Keisi/napkeis.html#3

27. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE-технологий, Компьютера. - 2000. - № 13-15. - С. 28-33.

28. Derek Abell, What Makes a Good Case? // ECCH AUTUMN/FALL.- 1997. - 165 с.

29. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. - 1999. - № 1. - С. 12-15.

30. Смолянинова О.Г. Информационные технологии и методика Case Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза // II Всерос. науч.-метод. конф. «Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации»: тр. - Красноярск, 2000. - С. 25-28.

31. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в рос. образовании: сб. - M.: ВПО, 2000. - С. 32-35.

32. Демеуов. Особенности планирования, организации и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Высш. шк. Казахстана. - 2004. - С. 52-54.

33. Экспансия кейсов. Эпизод III // Платное образование. - 2005. - № 6. -С. 42-44.

34. Сангадиева И., Новолодская Г. Методические указания по составлению «кейс-стади» по курсу экономики / Восточно-сибир. гос. технолог. ун-т. - http://referat.cis2000.ru

35. Форум «Педагогическая Сортавала» // Сообщение в конф.: «Обучение на основе ситуаций» / Карел. виртуал. педвуз. - http://sortavala.dax.ru.

36. Саханова А.Н. Исследование и развитие кейс-метода-Алматы, 1999 -73 с.

37. Leenders M.R., Erskine J.A. Disc Research: The Case Writing Process. - Ontario: School of Business Administration the University of Western Ontario, 1989. - Р. 54.

38. Жданова Т.С. Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения математике с использованием кейс-технологии , дисс. канд. .пед..наук - Алматы, 2007.-125

Кейс-технология бШм алу барысында студенттердщ танымдык дербесгМн калыптастыру к¥ралы

ретшде А.В. Ладыгин, Жданова Т. С.

Бшм беру парадигмасыньщ взгеруiмен жогары K9ri6i бiлiм жYЙесiне талап та езгередг Бiздiн республикамыздын «Болония процеа» жYЙесiне косылуына байланысты елiмiздiн барлык жогары оку орындарында кредиттiк окыту жYЙесi енгiзiлуде. Кредиттiк окыту жYЙесi бойынша болашак тYлектердiн к^зыреттшктер кешенiн калыптастыру максатында окытудын взiндiк эдiстерi орын алган. М^ндай эдiстердiн бiрi студенттщ танымдык дербестiгiн калыптастыруга ыкпал ететш кейс-технология эдiсi болып табылады. Макалада кейс-технология эдiсiн колдану нэтижелерi керсетшген.

Case-technology as a form of cognitive independence of students in the learning process

Ladygin A.V., Zhdanova T.S.

With the changing paradigm of education and changing demands on higher education system. In connection with the entry of our country into the "Bologna process" in all universities of Kazakhstan introduced a credit system of education. Under this system has its own methods and teaching techniques in order to form a complex competencies in graduates. One method is the case with technology as a form of cognitive independence of students in the learning process. The article describes methods of using the case-technologies and results and its use.

УДК 61-057.875:378.144/.146

КЕЙС-ЭД1СШ ИНТЕРАКТИВТ1 ОКЫТУ ЭД1С1 РЕТ1НДЕ ПАЙДАЛАНУ АРЦЫЛЫОЦУ УРД1С1НДЕ

ЖЕТ1ЛД1РУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¥. Э. Н^ралиева, Е. в. Куандыков

С.Ж. Асфендияров атындагы Казак ^лттык медицина университет^ Алматы

Оцытудыц бастащы сатыларында тэжгрбиелж дагдылар мен дэрггерлгц ойлауды цалыптастырудыц уазгргг кездегi эд1стер1н1ц 6ipi дэрггер тэжгрбиестен алынган клиникалыц жагдайларды талдауга неггзделген оцытудыц кейс-эдШ болып табылады. Медициналыц бшм беруде болашац дэрiгерлерге тэжiрбие жузтде кездесетт жагдайларды иммитациялау арцылы бiлiмдерiн iс жузтде пайдалануга Yйретуде кейс-эдШ вте тиiмдi интерактивтi оцыту эдiсi болып табылады.

ТYйiндi свздер: кейс-эдШ, дамудыц туа бткен ацаулыцтары, ерiн жэне тацдай жырыгы.

К^рп кездеп бшм берудщ приоритета онын парадигмдершщ езгерту: окыту парадигмасынан оку парадигмасына ауысу болып табылады. Б^л жогары оку орындарында окыту эдютерш езгертудi жэне студенттердi кеп келемдеп акпараттык материалмен (оларды белуге, ен манызды материалды табуга, бшмдерш белгш бiр тапсырмаларды шешуге пайдалануга) ж^мыс iстеуге Yйрететiн жана технологияларды пайдалануды кажет етедi. Медициналык бiлiм беруде болашак дэрiгерлерге тэжрбие жYзiнде кездесетiн жагдайларды иммитациялау ете манызды екендiгiн ескере отырып, жана белсендi окыту эдiстерiнiн iшiнде белгш бiр жагдайды (ситуация) талдау эдга немесе кейс- эдiсiн молекулалык биология жэне медициналык генетика пэнш окытудагы тэжiрбиенi ^сынгалы отырмыз.

Кейс-а^С (case-study) - б^л эдiс шын вмiрдегi кездесетiн жагдайды талдауды кажет ететш, тек белгш бiр мэселенi гана шешiп коймай, сипаттау барысында сонымен бiрге осы мэселенi шешуге кажетп бiлiм кешенiн кайта еске туируге, пайдалануга мYмкiндiк бередi [1]. Тагы бiр ерекшелiгi б^л эдiсте алынган жагдай бiр шешiмдi емес бiрнеше шешiмi болуы тиiс. Б^л эаресе болашак дэрiгерлерге дифферциальды диагноз коюды Yйретуде утымды эдiс болып табылады.

Кейс-эдютш интерактивтi окыту эдiсi ретшде пайдалану студенттер тарапынан позитивтi кабылданумен ерекшеленедi, онын себебi окыту барысында теория жYзiнде алынган бiлiмдi ю жYзiне пайдалануга мYмкiндiк беретiн ойын ретiнде кабылдауына байланысты. Сонымен бiрге жагдайды талдау студенттерге кэсiби кызыгушылыкты арттыруга, есеюге, окуга деген позитивп мотивациянын калыптасуына квмектеседi. 1с жYзiндегi iс-эрекеттiн моделi студенттiн кэсiби сапаларын калыптастыруды тиiмдi эдiс болып табылады[2].

Б^л эдiстi оку YPДiсiнде пайдалану студентке аналитикалык (кажеттi жэне кажетаз акпаратты ажыатуга, жiктеуге, талдауга, баяндап беруге), тэжiрбиелiк (бiлiмдi iс жYзiнде пайдалануга), творчестволык (жагдайды шешуге творчестволык т^ргыдан карауга), коммуникативтiк (пiкiрталас жYргiзуге, ез ойын жеткiзуге жэне ез кезкарасын коргауга жэне дэлелдеуге, топта бiрлесiп ж^мыс iстеуге, кыска, негiздi есеп жасауга), элеуметтiк (баскалардын ю-эрекетш багалауга, бiрiн-бiрi тындап Yйренуге, пшрталаска белсендi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.