Научная статья на тему 'Проблемы реализации инновационных интерактивных технологий в начальном образовании'

Проблемы реализации инновационных интерактивных технологий в начальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ELEMENTARY EDUCATION / INNOVATIVE INTERACTIVE TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS / JUNIOR SCHOOLCHILD / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларских Зинаида Петровна, Алмазова Ирина Геннадьевна, Числова Светлана Николаевна, Швекова Ольга Сергеевна

Данная статья посвящена выявлению и анализу проблем реализации инновационных интерактивных технологий в начальном образовании. Авторы статьи акцентируют внимание на ряде технологий, использование которых в учебно-воспитательном процессе начальной школы с одной стороны рассматривается как актуальное и продуктивное, а с другой стороны вызывает определенные сложности организационного и содержательного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларских Зинаида Петровна, Алмазова Ирина Геннадьевна, Числова Светлана Николаевна, Швекова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации инновационных интерактивных технологий в начальном образовании»

УДК 371

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ

ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

З.П. Ларских, И.Г. Алмазова, С.Н. Числова, О.С. Швекова

Аннотация. Данная статья посвящена выявлению и анализу проблем реализации инновационных интерактивных технологий в начальном образовании. Авторы статьи акцентируют внимание на ряде технологий, использование которых в учебно-воспитательном процессе начальной школы с одной стороны рассматривается как актуальное и продуктивное, а с другой стороны вызывает определенные сложности организационного и содержательного характера.

Ключевые слова: начальное образование, инновационные интерактивные технологии, учебно -воспитательный процесс, младший школьник, универсальные учебные действия.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION INNOVATIVE INTERACTIVE

TECHNOLOGIES IN ELEMENTARY EDUCATION

Z. Larskikh, I. Almazova, S. Chislova, O. Shvekova

Abstract. This article is devoted to revealing and analyzing problems of implementation innovative interactive technologies in elementary education. The authors focus on a number of technologies whose using in educational process in elementary school, on the one hand, is considered as actual and productive, but, on the other hand, it causes certain difficulties of organizational and informative nature.

Keywords: elementary education, innovative interactive technologies, educational process, junior schoolchild, universal educational actions.

Реформирование и модернизация образования вообще и начального образования в частности предопределены на современном этапе рядом документов, к которым относим Концепцию долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации до 2020 года, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» (2008 г.), Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно этим документам, к наиболее значимым целям образования современности можно отнести сформированные умения учиться и сотрудничать. Достижению этих целей способствует реализация в учебно-воспитательном процессе школы образовательных технологий.

По мнению Ф. Персивала и Г. Эллингтона, образовательная технология - это синтез всех аспектов построения ситуаций обучения (1еасЫ^-leamingsituations), включающая методы и техники обучения, необходимые для достижения поставленных перед обучающимися целей.

В.А. Сластенин в педагогической технологии видел «... последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» [4, с.407].

По мнению ряда исследователей, педагогическая технология представляет собой продуманную «модель совместной

педагогической деятельности по

проектированию, организации и проведению учебного процесса» с обеспечением комфортных условий для всех ее участников [3, с.4].

Таким образом, отметим, что традиционно педагогические технологии, в том числе и в начальном образовании, рассматриваются в контексте технологий обучения и воспитания. Анализ различных информационных источников показал, что в настоящее время еще не сложилась единая точка зрения на классификацию педагогических технологий. О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская выделяют ряд педагогических технологий «...технология организации самостоятельной деятельности школьников; технология организации проектной деятельности школьников; технология развития критического мышления; технология диалогового взаимодействия; технология «Педагогическая мастерская»; технология кейсов» [5, с.4]. Эти виды педагогических технологий исследователи определяют на сегодняшний день как инновационные.

Кроме того, Л.С. Виситова к инновационным технологиям обучения относит: интерактивные

технологии обучения; технологию проектной деятельности; компьютерные технологии [2].

На наш взгляд, к инновационным интерактивным технологиям, реализуемым в начальном образовании, следует отнести в первую очередь интерактивные технологии, направленные на формирование внутренней активности личности младшего школьника, умений сотрудничать со сверстниками и взрослыми: технологию обучения в сотрудничестве, информационно-

коммуникационные технологии, технологию коллективной творческой деятельности. Они способствуют повышению качества освоения обучающимися образовательных программ в формате формирования универсальных учебных действий (далее УУД) у младших школьников.

Интерактивные технологии и их использование педагогами начальной школы способствуют организации благоприятных условий обучения и воспитания, при которых младшие школьники учатся активно взаимодействовать друг с другом и учителем, что, безусловно, ведет к успешному формированию коммуникативных УУД. Именно реализация этих технологий учителем начальных классов, свидетельствует о его инновационной деятельности. Реализация инновационных интерактивных технологий в начальном образовании помогает моделировать жизненные ситуации, использовать ролевые игры, коллективные творческие дела для решения важных проблем обучающимися на основе анализа ситуаций и обстоятельств, способствует проникновению информационных потоков в сознание ребенка, вызывающих его активную деятельность.

Технология обучения в сотрудничестве (Р. Джонсон, Д. Джонсон; Г. Ксензова, В. Лаптев, А. Тряпицина) рассчитана на активную совместную деятельность обучающихся в различных учебных ситуациях. В процессе использования данной технологии обучающиеся объединяются в микрогруппы и получают общее задание с определением роли каждого в его выполнении. В процессе активного сотрудничества более успевающие помогают менее успевающим, что ведет к успешной интеракции, кооперации, интериоризации; развивает умения

договариваться, находить правильное общее решение, осуществлять рефлексию своих действий и т.п. Технология обучения в сотрудничестве используется на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности младших школьников.

Как показывает анализ опыта практической деятельности учителей начальных классов,

реализация инновационных интерактивных технологий в начальном образовании имеет ряд проблем, среди которых проблемы, связанные с:

- организацией (с объединением) обучающихся в микрогруппы;

- содержанием технологий, подчеркивающим недостаток методического и дидактического интерактивного материала по всем учебным предметам и внеурочной деятельности обучающихся;

- с организацией образовательного пространства, побуждающего к активному диалогу;

- развитием межличностных отношений анализа и самоанализа в микрогруппе и коллективе обучающихся;

- с обоснованием критериев оценивания прогнозируемой и реальной эффективности реализации заявленных технологий.

Использование учителем инновационных интерактивных технологий на уроке предусматривает алгоритм, включающий действия: предварительная подготовка (рекомендовать прочитать необходимую литературу, продумать ответы на предложенные вопросы, выполнить специальные задания); формирование микрогрупп для выполнения интерактивного задания (далее ИАЗ); задания -«ключи» по теме урока; обсуждение выполненного задания; экспресс - опрос по вопросам темы.

В начальных классах мы рекомендуем к использованию такие виды интерактивных заданий (далее ИАЗ) как работа в парах; ротационные сменные тройки; карусель; работа в малых группах; аквариум; незаконченное предложение; броуновское движение; АМО «Дерево решений»; ролевая (деловая) игра. Все они требуют содержательной разработки с учетом специфики каждого учебного предмета. Приведем ряд примеров, из серии разработанных нами ИАЗ для младших школьников по математике.

Тема «Табличное умножение и деление» (3 класс, программа «Школа России»). ИАЗ «Карусель». Цель: закрепить знание табличных случаев умножения и деления. Обучающиеся образуют два круга (внешний и внутренний). Обучающиеся, образующие внутренний круг, выступают в роли учеников. Они стоят неподвижно. Обучающиеся, образующие внешний круг, выступают в роли учителей. При этом они, двигаясь по кругу по часовой стрелке, задают по очереди вопросы «ученикам». Тот, кто из «учеников» ответил на вопрос, занимает место «учителя» во внешнем круге. Предполагаемые вопросы: 7х8; 5х9; 4х8; 9х6; 49:7; 63:6; 24:3 и т.д.

Тема: «Задачи на встречное движение и движение в противоположные стороны» (4 класс, программа «Школа России»). ИАЗ «Броуновское движение». Цель: выявить сформированность умения решать задачи на движение. Каждый обучающийся (группа обучающихся) получает от учителя карточки с текстами задач данного вида. Учитель поясняет, как необходимо решить задачи и найти карточки с решением; решение задач должно быть записано на карточках, которые расположены на территории класса (например, на столе учителя, на стенде, на подоконнике и т.д.).

Пример предлагаемой арифметической задачи: Задача на движение в противоположные стороны. Два катера отошли от причала в противоположных направлениях. Один из них прошел 40 км, а другой - на 3 км больше. На каком расстоянии оказались катера один от другого?

Качество усвоения дидактического материала в ходе выполнения ИАЗ определяется многообразием и характером видов УУД.

К инновационным интерактивным технологиям относятся информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ). П.В. Афанасьева, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Т.В. Стрыгина рассматривают их, как эффективные в плане решения проблем начального образования.

Для разрешения проблем содержательного и методического характера при реализации ИКТ как средства формирования УУД младших школьников необходимо выполнять

определенные педагогические условия:

- формирование у младших школьников информационно-коммуникационной компетентности и способности к саморазвитию;

- опора на компьютеризированных уроках русского языка на принцип деятельности, что предполагает освоение грамматико-орфографических компетенций преимущественно в форме активной деятельности с дидактическим материалом, заложенным в программно-педагогические средства;

- обеспечение каждому обучающемуся свободы выбора компьютерной программы, которая соответствует индивидуальным мыслительным и познавательным особенностям того или иного школьника;

- реализация принципа открытости процесса обучения;

- установление оперативной обратной связи для регулярного контроля результатов обучения;

- обеспечение электронных продуктов методическим сопровождением.

В настоящее время в качестве интерактивной поддержки процесса обучения русскому языку

используются такие мультимедиа-продукты, как «Программа 1С образование»; «Библиотека наглядных пособий»; «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»; «Уроки-медиа (Начальные классы)». Как показывают исследования, хорошо зарекомендовала себя программа Intel «Обучение для будущего», которая синтезирует преимущества и возможности компьютерных технологий в начальной школе.

Наиболее распространенными средствами использования ИКТ при обучении русскому языку являются демонстрационно-

тренировочные, контрольно-тренировочные компьютерные программы, которые могут включать игровые элементы. Применение этих программных средств способствует не только отработке основных пользовательских навыков работы с компьютерной техникой и навыков самостоятельной познавательной деятельности, но и повышению уровня компетенций по различным разделам русского языка. Важным элементом предъявления дидактического языкового материала с помощью компьютера является презентация, подготовить которую невозможно без использования ресурсов Интернет.

Можно сказать, что применение ИКТ как одной из видов инновационных интерактивных технологий содействует формированию УУД в тех объемах и качественных показателях, которые очерчены ФГОС НОО.

Технология коллективной творческой деятельности (далее КТД) рассматривается нами как инновационная интерактивная технология, успешно реализуемая в пространстве внеурочной деятельности младших школьников. Сама коллективная творческая деятельность предполагает такую организацию деятельности обучающихся и педагогов, при которой они все вместе участвуют в организации, планировании, реализации общих целей, общем анализе и рефлексии сделанного. Эта совместная деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на улучшение окружающего мира, взаимоотношений, развитие умений сохранять доброжелательное отношение к членам микрогруппы в ситуации конфликта интересов, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе коллективных творческих дел самой разной направленности. Так, например, «Уроки творчества» для начальной школы, разработанные и проведенные на основе технологии коллективной творческой деятельности в форме внеурочных занятий, ориентированы на выполнение творческих заданий (далее ТЗ): КТД «Путешествие в страну Вообразилию» - ТЗ «Волшебное яйцо».

Участники КТД, получив шаблон в виде яйца, обводят его на цветной заготовке. Далее они должны дорисовать овал так, чтобы получился новый объект окружающего мира. Из полученных творческих работ составляется общая композиция-реклама «Приглашает страна Вообразилия!». КТД «Устный журнал» - ТЗ «Зимняя сказка». Микрогруппа сочиняет и рассказывает Зимнюю сказку по опорным словам. Количество опорных слов соответствует количеству членов микрогруппы. Каждый ребенок составляет свое предложение, включающее опорное слово, в общую сказку последовательно, друг за другом. КТД «Ромашка» - ТЗ - сочинить историю про наш класс, начав ее со слов «Жили-были...»; составить рассказ, сделанный по иллюстрации на тему: «Ты и я - вместе - дружная семья!»; сочинить стихотворение о нашем классе по принципу «буриме». Кроме того, на основании проведённого нами исследования, мы определили, «.что осуществление рефлексии на каждом этапе КТД педагогами и младшими школьниками возможно при: воспитании у них в ходе коллективной творческой деятельности внимания к другому, без которого любое взаимодействие невозможно, внимания, при

котором ребёнок умеет смотреть и видеть всё прекрасное в мире, человеке, отношениях; эмоциональной окраске объектов окружающего мира, партнёров по общению, в ходе их восприятия; развитию эмоционального отношения младших школьников к окружающему миру; проявлении инициативных актов, направленных на привлечение внимания к себе» [1, с.107].

Таким образом, решение проблем реализации инновационных интерактивных технологий в начальном образовании сопряжено с развитием педагогического мастерства учителя начальных классов и выражается в его умениях совмещать коллективное, групповое и личностное, рациональное и чувственное и требует полного овладения алгоритмом осуществления интерактивного общения, который включает функционально связанные этапы: мотивации, рефлексии, интеракции, саморефлексии.

Использование инновационных

интерактивных технологий, согласно ФГОС НОО, ведет к формированию учебных умений и УУД учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, сотрудничать, устанавливать коммуникации.

Литература:

1. Алмазова И.Г. Педагогические условия формирования эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности: монография / И.Г. Алмазова. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. - 242 с.

2. Виситова Л.С. Инновационные методы преподавания в начальной школе / Л.С. Виситова // Образование и воспитание. - 2016. - № 1. - С. 16-19.

3. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: методическое пособие / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриев, О.Н.

Егорова, Т.А. Калянова, М.Ю. Мамонтова, С.П. Старцева, В.С. Фомин. - Томск: В-Спектр, 2010. - 212 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

5. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 176 с.

Сведения об авторах:

Ларских Зинаида Петровна (г. Елец, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», e-mail: [email protected]

Алмазова Ирина Геннадьевна (г. Елец, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой начального образования и социальных технологий института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», email: almazofa@mail. ru

Числова Светлана Николаевна (г. Елец, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования и социальных технологий института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», e-mail: [email protected]

Швекова Ольга Сергеевна (г. Елец, Россия), ассистент кафедры начального образования и социальных технологий института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

Z. Larskikh (Yelets, Russia), doctor of pedagogical Sciences, Professor, FSBEI he Bunin Yelets state University, e-mail: [email protected]

I. Almazova (Yelets, Russia), candidate of pedagogical Sciences, the head of the Department of elementary education and social technologies of the Institute of psychology and pedagogy, FSBEI HE Bunin Yelets state University, e-mail: [email protected]

S. Chislova (Yelets, Russia), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of elementary education and social technologies of the Institute of psychology and pedagogy, FSBEI HE Bunin Yelets state University, e-mail: [email protected]

O. Shvekova (Yelets, Russia), assistant of the Department of elementary education and social technologies of the Institute of psychology and pedagogy, FSBEI HE Bunin Yelets state University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.