Научная статья на тему 'Структура обучающего кейса в организации учебного процесса'

Структура обучающего кейса в организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1064
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙС-СТАДИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / СИТУАЦИЯ / АНАЛИЗ / МЕТОД СИТУАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ИНЦИДЕНТА / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ГРУППОВАЯ РАБОТА / CASE-TECHNOLOGY / CASE-STUDY / KEY COMPETENCES / SITUATIONAL METHOD / SITUATIONAL TASKS / SITUATION / ANALYSIS / METHOD OF SITUATIONAL TRAINING / INCIDENT METHOD / PROBLEM SITUATION / PROBLEM TRAINING / INDEPENDENT WORK / GROUP WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугина Галина Антоновна, Бондарчук Анастасия Игоревна

Особую роль в развитии ценностных, социальных, образовательных, познавательных, коммуникативных и информационных компетенций играет кейс-технология. В статье рассматривается введение кейс-технологии в образовательный процесс, подходы к интерпретации термина, а также подходы к её содержанию. Существование разных точек зрения на трактование понятия кейс-стади различными авторами явилось основой для выяснения классификации кейс-стади. В результате анализа научно-методической литературы установлено, что кейс-стади относится к педагогическим технологиям, при чем в результате работы над кейсом и преподаватель, и учащиеся становятся активными участниками обучения. Раскрыты возможности применения кейса в рамках требований ФГОС к устройству современного педагогического процесса. В результате перехода на личностно-ориентированное обучение. Основной целью обучения является не только формирование у учащихся знаний, но и ключевых компетенций. В целях более эффективного использования данной технологии существует необходимость в следовании особым методическим требованиям, которые включают в себя требования к структуре и организации процесса работы учащихся с кейсом. Таким образом, в статье отражены основные части обучающего кейса: сюжетная, информационная и методическая. Описано влияние кейс-технологии на формирование ключевых компетенций учащихся, выделены основные этапы организации учебной деятельности учеников на уроке в ходе работы с кейсом. Деятельность разделена на пять основных этапов: знакомство с ситуацией, выделение основной проблемы, поиск и отбор информации, выполнение заданий и решение проблем кейса. Результатом использования кейс-технологии является прогресс в развитии ключевых компетенций обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION-ORIENTED MODEL OF TRAINING UNDERGRADUATES

Case technology plays a special role in the development of value, social, educational, cognitive, communicative and informational competencies. The article discusses the introduction of case technology in the educational process, approaches to the interpretation of the term, as well as approaches to its content. The existence of different points of view on the interpretation of the concept of case study by various authors was the basis for clarifying the classification of case study. As a result of the analysis of scientific and methodological literature, it was established that the case study relates to pedagogical technologies, and as a result of the work on the case, both the teacher and students become active participants in the training. The possibilities of applying the case within the framework of the requirements of the Federal State Educational Standards to the device of the modern pedagogical process are revealed. As a result of the transition to student-centered learning. The main purpose of training is not only the formation of knowledge in students, but also key competencies. In order to more effectively use this technology, there is a need to follow special methodological requirements, which include requirements for the structure and organization of the process of students' work with a case. Thus, the article reflects the main parts of the learning case: the plot, information and methodical. The influence of case technology on the formation of key competencies of students is described, the main stages of organizing student learning activities in class during work with the case are highlighted. The activity is divided into five main stages: familiarity with the situation, highlighting the main problem, searching and selecting information, completing assignments and solving case problems. The result of the use of case-based technology is progress in the development of students' core competencies.

Текст научной работы на тему «Структура обучающего кейса в организации учебного процесса»

педагогически науки

Пичугина Галина Антоновна, Бондарчук Анастасия Игоревна СТРУКТУРА ОБУЧАЮЩЕГО КЕЙСА ...

UDC 372.854

СТРУКТУРА ОБУЧАЮЩЕГО КЕЙСА В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

© 2019

Пичугина Галина Антоновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Химия и методика обучения»

Бондарчук Анастасия Игоревна, студент Саратовский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected])

Аннотация. Особую роль в развитии ценностных, социальных, образовательных, познавательных, коммуникативных и информационных компетенций играет кейс-технология. В статье рассматривается введение кейс-технологии в образовательный процесс, подходы к интерпретации термина, а также подходы к её содержанию. Существование разных точек зрения на трактование понятия кейс-стади различными авторами явилось основой для выяснения классификации кейс-стади. В результате анализа научно-методической литературы установлено, что кейс-стади относится к педагогическим технологиям, при чем в результате работы над кейсом и преподаватель, и учащиеся становятся активными участниками обучения. Раскрыты возможности применения кейса в рамках требований ФГОС к устройству современного педагогического процесса. В результате перехода на личностно-ориен-тированное обучение. Основной целью обучения является не только формирование у учащихся знаний, но и ключевых компетенций. В целях более эффективного использования данной технологии существует необходимость в следовании особым методическим требованиям, которые включают в себя требования к структуре и организации процесса работы учащихся с кейсом. Таким образом, в статье отражены основные части обучающего кейса: сюжетная, информационная и методическая. Описано влияние кейс-технологии на формирование ключевых компетенций учащихся, выделены основные этапы организации учебной деятельности учеников на уроке в ходе работы с кейсом. Деятельность разделена на пять основных этапов: знакомство с ситуацией, выделение основной проблемы, поиск и отбор информации, выполнение заданий и решение проблем кейса. Результатом использования кейс-технологии является прогресс в развитии ключевых компетенций обучающихся.

Ключевые слова: кейс-технология, кейс-стади, ключевые компетенции, ситуационный метод, ситуационные задачи, ситуация, анализ, метод ситуационного обучения, метод инцидента, проблемная ситуация, проблемное обучение, самостоятельная работа, групповая работа.

INNOVATION-ORIENTED MODEL OF TRAINING UNDERGRADUATES

© 2019

Pichugina Galina Antonovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of «Chemistry and teaching methods» Bondarchuk Anastasia Igorevna, student Saratov state University (410012, Russia, Saratov, street Astrakhan, 83, e-mail: [email protected])

Abstract. Case technology plays a special role in the development of value, social, educational, cognitive, communicative and informational competencies. The article discusses the introduction of case technology in the educational process, approaches to the interpretation of the term, as well as approaches to its content. The existence of different points of view on the interpretation of the concept of case study by various authors was the basis for clarifying the classification of case study. As a result of the analysis of scientific and methodological literature, it was established that the case study relates to pedagogical technologies, and as a result of the work on the case, both the teacher and students become active participants in the training. The possibilities of applying the case within the framework of the requirements of the Federal State Educational Standards to the device of the modern pedagogical process are revealed. As a result of the transition to student-centered learning. The main purpose of training is not only the formation of knowledge in students, but also key competencies. In order to more effectively use this technology, there is a need to follow special methodological requirements, which include requirements for the structure and organization of the process of students' work with a case. Thus, the article reflects the main parts of the learning case: the plot, information and methodical. The influence of case technology on the formation of key competencies of students is described, the main stages of organizing student learning activities in class during work with the case are highlighted. The activity is divided into five main stages: familiarity with the situation, highlighting the main problem, searching and selecting information, completing assignments and solving case problems. The result of the use of case-based technology is progress in the development of students' core competencies.

Keywords: case-technology, case-study, key competences, situational method, situational tasks, situation, analysis, method of situational training, incident method, problem situation, problem training, independent work, group work.

Введение инновационных методов в сферу образования связано с переходом на личностно-ориентированное обучение, которое направлено на развитие личностных качеств обучающихся. В следствии этого возникает необходимость в совершенствовании учебного процесса.

В целом образовательный процесс должен быть нацелен не только на усвоение знаний учащимися, но и на формирование базовых компетенций. Для развития компетенций рекомендуется использование различных технологий и приемов, среди которых особое место занимает кейс-технология.

Анализируя значение слова «кейс», Р. Хиггинс [1] подчеркивает, что оно имеет разные латинские корни. Во-первых, «кейс» определяется как «событие или происшествие», оно происходит от латинского «casus», первоисточником которого является глагол «cadere» означающий «падать». Во-вторых, «кейс» трактуется как «что-то, содержащее в себе что-то еще», в данном

случае используется другой латинский корень «capsa», что в переводе означает «вместилище, склад». В целом «case» - это сложная ситуация или событие, включающее в себя подмножество небольших ситуаций, которые необходимо разрешить. В зарубежной литературе «case» подразумевает под собой «пакет документов». В переводе с английского этот термин означает «чемодан» или «дипломат» [2].

Несколько иной подход к понятию «кейс-метод» встречаем в работах М. Г. Власовой [3]. По мнению М. Г. Власовой нельзя использовать такие термины, как «ситуационный анализ» или «исследование ситуаций» и русскоязычного аналога нет, однако есть возможность использовать название «кейс-стади», так, как и в исследовательской деятельности и в преподавании именно оно является наиболее распространенным и привычным.

В исследованиях Т. С. Терновской кейс (case) определяется как конкретная практическая ситуация, связан-

Pichugina Galina Antonovna, Bondarchuk Anastasia Igorevna pedagogical

INNOVATION-ORIENTED MODEL ... sciences

ная с описанием конкретного события, содержащего ряд проблем [4].

Кейс-стади интерпретируется Г. М. Гаджикурбановой [5] как интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных фактов. Отсюда, кейс-технологии должны включать в себя методы анализа ситуаций и его подвиды, такие как анализ конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс- метод.

На основе полученной информации и анализа научно-методической литературы можно сделать вывод, что в области педагогических технологий, одни ученые относят «кейс-стади» к методам обучения (Н. В. Сорокина, А. М. Долгоруков, С.Ю. Ильина, Г. В. Варганова) [6, 7]. Другие ученые придерживаются мнения, что «кейс-стади» отвечает более узкому понятию интерактивной технологии (Г. М. Гаджикурбанова, Т. Н. Поповой) [8, 9].

Если учесть, что метод обучения — это способ теоретического и практического овладения учебным материалом, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности, а педагогическая технология это - комплект операций по конструированию, формированию и контролю познаний, умений, способностей и отношений в согласовании с поставленными целями, то следует считать, что «кейс-стади» это педагогическая технология.

Следует отметить, что в одних источниках кейс-технологию связывают с решением вымышленных задач, исследованием единичного случая, а в других предлагается проблемная ситуация, связанная с реальной действительностью, с наличием исследовательской составляющей [10-14]. Учитывая требования общеобразовательного стандарта, приходим к выводу, что в кейсе должна иметь место реальная ситуация, в решение которой будет способствовать развитию ключевых компетенций ученика.

Учитывая вышеизложенное, приходим к выводу, что использование кейс-технологии должно быть связано с решением ситуации из окружающей действительности на основе теоретических решений и расчетов. Вследствие этого была разработана структура кейса и определена деятельность обучающихся, направленная на развитие их ключевых компетенций учащегося. Для более эффективного использования кейс-технологии в обучении мы предлагаем разделить структуру кейса на три составные части [15]:

- сюжетная часть (ситуация, проблема, история из реальной действительности);

- информационная часть (таблицы, схемы, рисунки, фотографии, модели, ссылки на ресурсы, учебники);

- методическая часть (вопросы, задания к кейсу, постановка проблемы).

Сюжетная часть кейса должна описывать реальную ситуацию, являющейся основой кейса и, включающую в себя одну или несколько проблем, которые необходимо выделить и решить ученикам. Для более полного понимания ситуации и представления её дальнейшего развития в ней могут присутствовать названия компаний, организаций, продукции, услуг, имена и должности главных персонажей, отношение персонажей к ситуации, различные аспекты деятельности организации или отдельного персонажа. Выполнение заданий сюжетной части ориентировано на развитие аналитических умений, умений определять последовательность действий, выявлять цели, функции и способы взаимодействия с участниками учебного процесса, идентифицировать проблему и находить пути ее решения, объяснять свой выбор достижении поставленной цели с аргументированным ответом.

Следующая, информационная часть кейса, является ключом к правильному пониманию событий, а также к решению поставленных проблем и задач. Она представляет собой сборник различных форм информации: схемы, диаграммы, рисунки, графики, таблицы, кол-6

лекции материалов и т.д. Информационные материалы предоставляются учителем и используются учениками в ходе решения поставленных задач. В процессе работы с дополнительными источниками расширяется теоретическая база знаний, происходит закрепление ранее усвоенного материала и открытие новых знаний, развитие коммуникативных качеств и творческих идей.

Результатом деятельности учащихся является совершенствование исследовательских учебных действий, развитие смыслового чтения, навыков самоконтроля, самооценки, самонаблюдения, навыков прогнозирования, умений грамотно и логично выстраивать речь.

Итоговая часть кейса является методической, которая готовится учителем до начала урока. Данная составляющая включает в себя набор проблемных вопросов, заданий, расчетные задачи, упражнения, тесты, творческие задания, информационные тексты, адреса сайтов, ролики видеофильмов, список оборудования для эксперимента и методику его проведения. В методической части также могут иметь место задания для самоконтроля учащихся и инструментарий самооценки ученика

Учащиеся в итоге активной деятельности над этой частью постигают умения использовать полученную информацию в решении поставленных вопросов, выявлять необходимую информацию, разрабатывать алгоритмы решения практических заданий, взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной деятельности, преодолевать трудности и находить альтернативные пути решения возникающих проблем, проявлять целеустремленность.

Работа учеников над кейсом должна осуществляться поэтапно, это позволяет им осознавать последовательность действий и выполнять деятельность, направленную на достижение основной цели посредством решения побочных задач.

Первый этап работы с кейсом, связан с процессом знакомства с ситуацией в целом и ее особенностями. Подразумевает ознакомление с содержанием кейса, с представленной ситуацией, выделение основных проблем. Сюжетная часть должна быть представлена в различных контекстах (хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации) и способствовать формированию аналитических способностей, развитию навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Второй этап в работе с кейсом направлен на выделение основной проблемы (основных проблем), факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать на события в ситуации. Анализируя и находя проблемы, которые описаны в кейсе, а также определяя факторы, влияющие на развитие событий, учащиеся приобретают умения работать с текстом, анализировать информацию, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы, определять деятельность, направленную на решение проблем и достижение поставленных целей.

Организация поиска и отбора информации имеет место в третьем этапе работы с кейсом. Сведения могут быть представлены в различной форме, поэтому данный этап включает также анализ представленных таблиц, схем, диаграмм, рисунков, сюжетов видеофильмов и т.д.

Ученики в процессе поиска материала усваивают навыки работы с информацией, развивают способности находить необходимые данные, что содействует формированию умений использовать их в учебных целях, а также способствует развитию аналитических навыков.

Четвертый этап в работе с обучающим кейсом, направлен на выполнение заданий по анализу кейса и предложение концепций или тем для «мозгового штурма». В методическую часть входят задания обязательные для выполнения учащимися, которые направляют деятельность в процессе поиска разрешения ситуации и не позволяют ученикам зайти в тупик. Процесс работы на данном этапе заключается в конструировании различных путей достижения цели и поиске различных Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

педагогически науки

Пичугина Галина Антоновна, Бондарчук Анастасия Игоревна СТРУКТУРА ОБУЧАЮЩЕГО КЕЙСА ...

вариантов решения проблемы. Далее учащимся предоставляется возможность обсудить предложенные решения и предоставить краткий отчет в рамках условий представленной ситуации. Множество альтернатив позволяет ученикам не «зацикливаться» и дает возможность существованию различных точек зрения. У каждого из них возникает возможность высказать свой путь решения и аргументировать его конкретными фактами. Не исключается возможность объединения учащихся в группы ввиду схожести взглядов и подходов к решению поставленной задачи. Предположение вариантов решений, осуществляемое на данном этапе работы может быть организовано в виде «мозгового штурма».

Организация «мозгового штурма» создает условия приобретения опыта нахождения нестандартных путей в решении и применении поставленных проблем. Исходя из того, что учащиеся обсуждают возможные решения проблемы.

Данная педагогическая технология сопутствует развитию умений выражать и отстаивать личную точку зрения, аргументировать ее или поддерживать точку зрения собеседника. Учащиеся развивают умение выступать перед аудиторией, владеть ораторской речью.

Решение проблем кейса и подведение итогов осуществляется на пятом этапе. На данном этапе подводятся итоги. Учащиеся производят анализ выдвинутых решений и выделяют их положительные и отрицательные стороны. Затем осуществляется обсуждение и выбор наиболее выгодного решения (последовательности действий) из предложенных вариантов, указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Учитывая, что обучающий «кейс» не всегда предполагает единичный путь решения, и дает возможность существования альтернативы решений, это и позволяет рассматривать проблему с различных точек зрения. Учащимся дается возможность проанализировать весь спектр идей и выбрать те, которые наиболее точно отвечают более оптимальным условиям решения проблемы.

В процессе подготовки вывода, заключительного мнения по решению кейса вырабатываются умения анализировать последствия принятия того или иного решения, рассматриваются варианты влияния принятого решения на данную ситуацию.

Содержание обучающего кейса позволяет определить его значение в решении проблемы взаимосвязи теоретических знаний и окружающей действительности. Исходя из того, что в основе кейса заложена реальная ситуация, учащиеся получают возможность использовать теоретические данные в конкретной жизненной ситуации и осознавать практическую значимость полученных знаний.

Таким образом, основными целями использования кейс-технологии в обучении заключаются в достижении метапредметных и личностных результатов. Вовлечение кейс-технологий в учебный процесс позволяет раскрыть особенности профессиональной деятельности, однако и не исключает возможность усвоения необходимых теоретических знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хиггинс Р., Боковикова А., Колегова А. Методы анализа клинических случаев: пер. с англ. М.: «Когито-Центр». 2003. 168 с.

2. Грузкова С. Ю., Камалеева А. Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Современные исследования научных проблем. 2013. №6(26). С. 65-73.

3. Власова М. Г. Кейс-стади в исследованиях международных отношений: методология и исследовательская практика // Теория и практика общественного развития. 2012. №11. С. 255-257.

4. Даутова О. Б., ИваньшинаЕ. В., Ивашедкина О. А. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС: методическое пособие. СПб.: КАРО. 2015. 176 с.

5. Гаджикурбанова Г. М. Методика использования кейс-метода (CASE-STUDY) в учебном процессе ВУЗа // Вестник университета. 2013. С. 263-267.

6. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения // Российское право в Интернете. 2009. № 10. С. 37-38.

7. Варганова Г. В. Кейс-стадис как метод научного исследования //БИБЛИОСФЕРА. 2006. № 2. С. 36 - 42.

8. Попова Т.Н., Голикова Т. В Методические особенности кейс-технологии на уроках биологии // Современное естественнонаучное образование. 2013. С. 230-233.

9. Стрельникова Т. Д. Обучение с помощью кейс-технологий // Справочник заместителя директора школы. 2009. № 4. С. 59-71.

10. Абаева Ф.Б. Использование технологии case study в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 177-180.

11. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-47.

12. Арнаут М.Н., Штыков В.П. Исследование проблемы дифференциации оценки знаний студентов и разработка рейтинга топ -студентов по знаниям специальных дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 73-76.

13. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Использование кейс-технологий в образовательном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 22-26.

14. Толикина Е.А. Формирование коммуникативной компетенции студентов посредством интегративного курса литературы // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 71-74.

15. Бондарчук А. И., Пичугина Г. А. Кейс-технология на уроках химии как средство достижения метапредметных и личностных результатов обучения // Сборник научных статей. 2018. №20. С. 80-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.