Научная статья на тему 'Кейс-технологии в образовании'

Кейс-технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4318
726
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАВЫКИ / СИТУАЦИЯ / СРЕДСТВО / CASE TECHNOLOGY / PROBLEM TRAINING / SKILLS / SITUATION / MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабалиев Г. П., Нурмагомедова Н. Х.

В статье разобрана сущность кейс-технологий и рассмотрены вопросы использования кейс-технологий в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE TECHNOLOGY IN EDUCATION

In article the essence a case technologies is sorted and questions of use a case technologies in educational process are considered.

Текст научной работы на тему «Кейс-технологии в образовании»

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Раджабалиев Г. П., кандидат технических наук, доцент, Нурмагомедова Н. Х., кандидат педагогических наук, доцент. Дагестанский государственный педагогический университет.

Аннотация. В статье разобрана сущность кейс-технологий и рассмотрены вопросы использования кейс-технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова: кейс-технологии, проблемное обучение, навыки, ситуация, средство.

CASE TECHNOLOGY IN EDUCATION

Radzhabaliyev G. P., сandidate of technical Sciences, associate professor, Nurmagomedova N. H., eandidate of pedagogical sciences, associate professor.

Dagestan state pedagogical University

Abstract. In article the essence a case technologies is sorted and questions of use a case technologies in educational process are considered.

Keywords: case technology, problem training, skills, situation, means.

На сегодняшний день обучение направлено на развитие познавательного потенциала обучаемого, повышение его способности к обучению, овладение новыми системными знаниями, а также на расширение творческих возможностей и развитие его креативных способностей. В этом случае на плечи преподавателя ложится огромная ответственность. Преподаватель в таких условиях должен находить эффективные пути для совершенствования программы обучения, вместе с тем также определить оптимальные приемы и методы обучения.

Любое обучение основывается на получении и усвоении обучающимися учебных знаний, действий, овладев которыми они смогли бы получить знания самостоятельно, используя при этом различные источники учебной информации. Главной задачей деятельностного подхода к обучению - самостоятельно получать знания, понимать, изучать и надлежащим образом перерабатывать данную информацию.

Одной из новейших результативных технологий обучения является обучение с применением кейсов.[1,3,6] В настоящее время введение учебных кейсов в прак-

и /— и \j Т Г и

тику российского образования является очень актуальной задачей. Кейс-технологии - это технологии, которые основаны на комплектовании наборов (кей-

сов), учебно-методических материалов и предоставлении их обучающимся для самостоятельного изучения. Данная технология состоит в понимании, критическом рассмотрении и решении конкретных проблем, ситуаций, случаев (cases). Кейс - это отображение ситуации, касательно какой-то практике и содержащее в себе некую проблему, которая требует разрешения. Это своего рода средство, с помощью которого в учебную аудиторию представляется случай из действительного бытия, то есть конкретный случай, которого необходимо обсудить, проанализировать также, найти и предоставить определенное обоснованное решение.[2]

Обычно кейсы создаются в электронной форме и составляются, исходя из опыта известных людей в образовательной деятельности. Данную технологию можно отнести к проблемному обучению и игровым методам.

Идеи кейс-технологии весьма просты:

• технология предназначена для обучения дисциплинам, в которых нет единственного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько версий ответов, которые могут конкурировать между собой по степени точности; проблема преподавания направлена на получение не единственного ответа, а многих вариантов ответов и ориентацию их в проблемном поле. И с этих позиций, кейс-технология используется в образовательном процессе обучающихся технологическим дисциплинам, так как технологические решения многих производственных задач мно-говариантны;

• акцент обучения делается не на овладение готовыми знаниями, умениями, а на их поиск, анализ, на совместную деятельность обучающегося и преподавателя;

• результатом использования кейс-технологии выступают знания, умения и навыки, опыт деятельности, кроме того формирование системы ценностей, актуальных инструкций, взглядов, мироощущения и миропонимания;

• при использовании кейс-технологии преодолевается пассивное отношение обучающихся, происходит столкновение взглядов, защита своей точки зрения, отрабатываются умения высказывать, аргументировать, анализировать, доказывать, строить диалог.

Далее рассмотрим сущность данной технологии и приведем несколько распространенных определений кейса как дидактической категории:

• кейс - это описание реального случая, ситуации;

• кейс - это событие, которое реально произошло в той или иной сфере деятельности и описано автором с целью провоцирования дискуссии в учебной аудитории, стимулировать обучающихся к обсуждению, анализу ситуации и принятию верного решения;

• кейс - это практическая конкретная ситуация, в котором рассказывается о случае, событии, в ней можно обнаружить проблему, описывающую конкретных

людей в момент принятия важного решения, сталкивающихся с необходимостью предпринимать какие-то действия и нести ответственность за последствия.

В перечисленных выше определениях кейс рассматривается как ситуация, случай.

Ситуация (перевод от фр. situation- «обстановка, положение») - это совокупность обстоятельств, условий, противоречий развития какой-либо деятельности, которые требуют конкретного разрешения с учетом многовариантного выхода из создавшейся проблемы. [6]

Анализ ситуации - это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее, определения путей и способов ее оптимального и эффективного разрешения.

Кейс-технологию, таким образом, можно рассматривать как совокупность действий по созданию кейсов и их использованию в образовательном процессе, которые обеспечивают достижение намеченных целей обучения.

Суть данной технологии состоит в том, что получение знаний и формирование умений становится результатом предприимчивой автономной работы обучающихся в поиске способов, путей по разрешению противоречий, непосредственно, по этой причине и совершается креативное постижение профессиональными знаниями, навыками, умениями, а также развитие интеллектуальных способностей.

Кейс-технология причисляется к активным методам обучения. К его преимуществам можно отнести:

• применение принципов проблемного обучения;

• обретение навыков решения частных проблем, возможность работы группы в единой проблемной ситуации, в этом случае процесс изучения становится имитацией механизма принятия решения в жизни, он более идентичный жизненной ситуации, так как требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, высказывать и аргументировать свое мнение;

• развитие навыков работы в группе;

• развитие коммуникативных навыков (умения слушать, вести диалог, задавать вопросы, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, презентации и т.д.).

Данная технология способствует формированию у обучаемых независимого мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, с полным основанием высказывать свою. Этой технологией обучающимся предоставляется возможность проявить и усовершенствовать свои аналитические и оценочные навыки, научиться работать в группе, находить наиболее правильное решение поставленной проблемы.[5]

Вместе с этим, для эффективного использования кейс-технологии в образовательном процессе, необходим учет следующих двух условий:

• соответствующие требования кейсу;

• правильная методика его использования в образовательном процессе.

Что касается требований, предъявляемых к качественному кейсу, то к ним относятся:

• содержание в себе четких дидактических целей, которые должны соответствовать особенностям обучающихся;

• содержание ситуации и материалы, которые должны быть достоверными, актуальными, показывать различные аспекты реальной жизни, экономики, экологии, конкретного производства и т.д.;

• не устаревать слишком быстро;

• развитие аналитического мышления;

• провоцирование дискуссии.

Методика использования кейс-технологии в образовательном процессе заключается в следующем: разрабатывается структура конкретной ситуации по определенным правилам, которая произошла или возможна в реальной жизни, определяется комплекс знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить; преподаватель при этом выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли главного в процессе сотворчества.

Суть обучения с помощью данной технологии состоит в том, что каждая группа или каждый из участников, исходя из приобретенных знаний, практического опыта и интуиции предъявляют различные варианты разрешения ситуации. Так как любая ситуация, случай имеет несколько вариантов решения, в группе участников происходят поиск, обсуждение, анализ оптимального и эффективного варианта разрешения данной ситуации.

Кейс-технология, будучи интерактивным методом обучения, завоевывает со стороны обучающихся позитивное отношение, обеспечивая при этом освоение и овладение теоретическим материалом, также практическим использованием материала, формирует у обучаемых интерес и позитивное мотивационное отношение к учебе[4]. Также одновременно данная технология выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, которая позволяет ему по-иному мыслить и действовать, совершенствовать свой творческий потенциал.

Как показывает практика, при использовании кейс-технологий в образовательном процессе, преодолевается классический дефект традиционного обучения, непосредственно связанный не эмоциональностью изложения учебного материала. [7,8]

От профессиональной компетентности преподавателей зависят дидактические возможности применения кейс-технологий и его использование в образова-

тельном процессе. Изучение и внедрение кейс-технологий в образовательный процесс позволяет не только стимулировать обучаемых на получение необходимых знаний и умений, также учит использовать эти знания и умения в своей жизнедеятельности.

Литература:

1. Аргунова, Т.Г. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ССУЗА / Т.Г. Аргунова, В.Н. Андреева, В.А. Подвойский: науч. -метод, пособие. - М., 2007. - 104 с.

2. Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман / Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). -Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.

3. Долгоруков, A. Case-study как способ (стратегия) понимания / А. Долгоруков. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий / под ред. А.Долгорукова. - М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. - С. 22-44.

4. Логунова, Н. Обучение как общение и сотворчество / Н. Логунова / Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С. 108-110.

5. Раджабалиев Г.П. Внедрение прогрессивных технологий обучения/ «Актуальные проблемы науки». Международная заочная научно-практическая конференция 27 сентября 2011 г.: ч.2. - Тамбов:ООО «Консалтинговая компания Юком» 2011, с. 106 -107.

6. Раджабалиев Г.П., Гаджикурбанова Г.М. Кейс-технологии в учебном процессе вуза/ «Модернизация образования в профессиональных и общеобразовательных организациях». Межвузовская научно-практическая конференция 27-28 апреля 2014 г. - Махачкала: ДГПУ, 2014. - С. 176-184.

7. Раджабалиев Г.П., Гаджикурбанова Г.М. Обзор классификаций кейсов/ «Информационные технологии в профессиональном образовании». I Международная заочная научно-практическая конференция/ Под общей редакцией Хайбулаева М.Х, Раджабалие-ва Г.П. - Махачкала: ДГПУ, 2014. - С. 106-114.

8. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. -Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.

Literature:

1. Argunova, TG The use of case-method in the educational process and methodical work of colleges / TG Argunova, VN Andreev, VA Podvoisky: scientific-method benefit. - M., 2007. - 104 p.

2. Geikhman LK Distance education in light of the interactive approach / LK Geikhman / Mater. II the International. Nauch.- Pract. Conf. (Perm, 6-8 February 2007). - Perm: Publishing House of Perm State Technical University, 2006. - S.25-32.

3. Dolgorukov, A. Case-study as a way to (strategy) understanding / A. Dolgoruky. A Practical Guide for the tutor system of open education based on remote technology / ed. A.Dolgorukova. - M .: Education Center intensive technologies, 2002. - P. 22-44.

4. Logunov, N. Education as communication and co-creation / N. Logunov / Higher education in Russia. - 2000. - № 3. - S. 108-110.

5. Radzhabaliev GP Implementation of advanced learning technologies / "Actual problems of science." International extramural scientific-practical conference on 27 September 2011 .: Part 2. - Tambov LLC "Consulting company Ucom" 2011, p. 106-107.

6. Radzhabaliev GP, GM Gadzhikurbanova Case technology in the educational process of high school / "Modernization of education in the professional and educational organization." Interuniversity Scientific Conference 27-28 April 2014 - Makhachkala Dagestan State Pedagogical University, 2014. - S. 176-184.

7. Radzhabaliev GP, GM Gadzhikurbanova Case classification review / "Information technologies in education". I International extramural scientific-practical conference / Under the general editorship Haybulaeva MH, Radzhabalieva GP - Makhachkala Dagestan State Pedagogical University, 2014. - S. 106-114.

8. Situational analysis or anatomy of case-method / Ed. YP Surmin. - Kiev Center for Innovation and Development, 2002. - 286 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.