Научная статья на тему 'Использование метода анализа конкретных ситуаций в процессе преподавания информационного дизайна студентам в вузе на примере художественного конструирования книги'

Использование метода анализа конкретных ситуаций в процессе преподавания информационного дизайна студентам в вузе на примере художественного конструирования книги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД СИТУАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН / ПЕЧАТНАЯ КНИГА / NNOVATIVE TEACHING METHODS / CASE TECHNOLOGIES / SITUATIONAL LEARNING METHOD / INFORMATION DESIGN / PRINTED BOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ксения Владимировна

В статье рассматривается использование метода ситуационного обучения (кейс-метод) на занятиях по дисциплине «Проектирование печатной продукции» у студентов-дизайнеров высшей школы. Метод кейс-стади является неотъемлемой частью коммуникативной методики преподавания дизан-проектирования книги, с использованием элементов инфографики в печатной продукции. Автором описывается создание учебного кейса и его дальнейшее использование в учебном процессе. Представлены методические принципы, направленные на формирование у студентов профессиональных компетенций: коммуникабельности, умения анализировать в сжатые сроки массивы данных и принимать компетентные решения в условиях, максимально приближенных к производственным ситуациям, требующим быстрого и эффективного решения задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the method of analysis of specific situations in the process of teaching information design to students at a university using the art of book design

The article discusses the use of the method of situational training (case method) in the classroom of the discipline "Designing of printed products" among students of high school designers. The case study method is an integral part of the communicative methodology of teaching the design of book design using infographic elements in printed materials. The author describes the creation of a training case and its further use in the educational process. The methodological principles aimed at the formation of students' professional competencies are presented: interpersonal skills, the ability to analyze data arrays in a short time and make competent decisions in conditions as close as possible to production situations that require quick and effective problem solving.

Текст научной работы на тему «Использование метода анализа конкретных ситуаций в процессе преподавания информационного дизайна студентам в вузе на примере художественного конструирования книги»

Использование метода анализа конкретных ситуаций в процессе преподавания информационного дизайна студентам в вузе на примере художественного конструирования книги

Зотова Ксения Владимировна

старший преподаватель Института изящных искусств, кафедры дизайна и медиатехнологий в искусстве Московского педагогического государственного университета, [email protected]

В статье рассматривается использование метода ситуационного обучения (кейс-метод) на занятиях по дисциплине «Проектирование печатной продукции» у студентов-дизайнеров высшей школы. Метод кейс-стади является неотъемлемой частью коммуникативной методики преподавания дизан-проектирования книги, с использованием элементов инфографики в печатной продукции. Автором описывается создание учебного кейса и его дальнейшее использование в учебном процессе. Представлены методические принципы, направленные на формирование у студентов профессиональных компетенций: коммуникабельности, умения анализировать в сжатые сроки массивы данных и принимать компетентные решения в условиях, максимально приближенных к производственным ситуациям, требующим быстрого и эффективного решения задач.

Ключевые слова: инновационные методы обучения, кейс-технологии, метод ситуационного обучения, информационный дизайн, печатная книга.

В современном мире приоритетной задачей системы профессионального образования является организация образовательного процесса, основанного на формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся. Приоритетным направлением в образовании является воспитание специалиста, максимально адаптированного к условиям современного производственного процесса, т.е. человека, обладающего всеми навыками профессиональной деятельности в новых условиях стремительного развития общества инновационных и коммуникативных технологий. В связи с этим актуально рассмотреть кейс-метод в процессе преподавания графического дизайна студентам, его использование с учетом с специфики этого предмета. В данной статье метод кейсов рассматривается как неотъемлемая часть коммуникативной методики преподавания дизан-проектирования книги в высшей школе, с использованием элементов инфографики в печатной продукции.

Метод кейсов (метод конкретных ситуаций) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов) [11, с. 54]. Для студентов- дизайнеров он актуален тем, что является одним из методов активизации творческого мышления. В связи с выше изложенным, метод кейсов можно считать одним из целесообразных и актуальных в процессе осуществления компетент-ностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, который несомненно требует поиска новых организационных форм представления учебного материала.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов) [6].

Для реализации обучения, основанного на использовании кейс-метода целесообразно разделить процесс на этапы, которым будут соответствовать определенные действия преподавателя и студентов (табл. 1).

Метод кейсов дает возможность студентам научиться:

- проектировать процесс (алгоритм), на основе которого отбрасываются менее удачные пути решения проблемы и выбирается один, наиболее актуальный;

о о и и m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

о с

СП ^

о

сч

- овладевать навыками исследования различных ситуаций, возникающих в процессе реализации проекта;

- проектировать последовательный план деятельности;

- использовать знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, в практическом проектировании;

- умению работать в команде, сопоставлять в процессе выполнения проекта точки зрения всех его участников.

- выбирать верные и наиболее актуальные пути решения проблем при наличии нескольких допустимых вариантов, предлагаемых преподавателем.

Таблица 1

План работы преподавателя и студентов в процессе осуществления дизайн-проектирования внешнего оформления многостраничного издания на основе использования кейс-метода

Этапы работы

Действий преподаватели

Действий студентов

До занятия 1. Разрабатывает сценарий

занятия по проектирований внешнего оформления многостраничного издании | книги) 2 Определяет основные и вспомогательные материалы для осуществления проектирования переплета

КМП1.

Во вреия 1. Распределяет участников за кит и н процессе на ми н и ■ групп ы

2 Организует дискуссию

студентов. 3. Проводит «мозговой штурм» 4 Управляет ходом обсуждения кейса, задавая наводящие вопросы и озвучивая дополнительные сведений о проекте

После 1. Анализирует проведенную

занятий на занятиях работу, задачи.

поставленные перед студентами и методы их реализации принятые е процессе работы решения по вопросам художественно-технического оформления многостраничного издания

1 Получают материалы кейса и список рекомендуемой литературы

2 В индивидуальном порядке собирают подготовительные материалы для дизайн проекта будущего издания

1. Задают вопросы, которые способствуют пониманию целей и щм. заложенных в чейсе по разработке внешнего оформления многостраничного издания

2. Предлагает свои варианты художественно-конструктивного решения

3. По итогам обсуждения выбирают наиболее перспективный вариант внешнего оформлечтя многостраничного издания

1. Готовят письменный отчет по работе над дизаин-проектом

При реализации задач выбора путей решения внешнего оформления многостраничного издания, проектирование которого рассматривается в данной статье, мы предлагаем студентам проанализировать три проекта, в которых представлены несколько допустимых вариантов оформления обложки, различающихся по конструкции, способу полиграфического воспроизведения, выбору материалов, художественному образу. Проанализировав и осмыслив предложенные пути решения проблемы, студенты должны выбрать наиболее актуальной для их собственного проекта.

Первый вариант представляет собой издание в швейцарском переплёте, бумага типографская № 1, печать высокая в одну краску. Художественное оформление простое - типографическое, текст разделен линейками, без иллюстративных элементов. В целом издание оформлено качественно, но по стилю стандартно.

Второй вариант выше по качеству полиграфического исполнения - книга в твёрдом переплёте с покрытием под кожу, переплёт с золотым тиснением фольгой, издание снабжено ляссе. Художественное оформление простое - типографическое. Издание в целом классическое, практически подарочное.

Третий вариант - книга в твёрдом переплёте тип 7 БЦ, с цветной иллюстрацией, бумага плотная с припрессованой пленкой, печать многоцветная офсетная. Этот вариант издания ярко оформленный, является подарочным, издание вполне классическое, но при этом привлекает внимание покупателя. Шрифтовое оформление обложки сложное, используемые иллюстрации подчёркивают типографическое решение переплета.

Деятельность студентов в рамках разработанной методики осуществляется на основе использования метода проектов и кейс-технологий, в результате чего, в процессе практической деятельности формируются профессиональные компетенции обучающихся. Использование метода кейс-стади позволяет формировать ключевые профессиональные компетенции: коммуникабельность, умение анализировать в сжатые сроки массивы данных, принимать компетентное решение в условиях, максимально приближенных к производственным ситуациям, которые требуют быстрого и максимально эффективного выполнения задачи.

Применение метода конкретных ситуаций в учебном процессе позволяет уменьшить разрыв между теорией и практикой. Студенты-дизайнеры получают опыт решения профессиональных задач, возможность соотносить теоретический материал с реальным проектом.

Создавая программу учебного курса в условиях использования кейс-технологий, способствующих развитию творческой активности студентов, актуально разработать психолого-педагогические условия формирования их профессиональных компетенций, направленных на активизацию мотиваци-онной, волевой, интеллектуальной сфер личности, привлечение чувственного опыта и интуиции. Обучение целесообразно осуществлять на основе интенсивной творческой деятельности.

Результативность применения методов дизайн-проектирования, таких как кейс-стади, метод «мозгового штурма», мини-исследование, дискуссия, определяет в дальнейшем уровень квалификации будущего специалиста. Современные методы дизайн-проектирования требуют от преподавателя, чтобы он был не только носителем знания, но и руководителем, а также инициатором творческой работы обучающихся.

В представленном исследовании нами рассмотрен процесс проектирования обложки книжного издания студентами, специализирующимися в области графического дизайна. На вводном занятии им актуально предложить для рассмотрения учебный кейс, разработанный преподавателем, а затем приступить к поэтапному дизайн-проектированию макета переплета книги с использованием инфогра-фики.

Выбор задания обусловлен тем, что в современном мире книгоиздания внешнее оформление играет все возрастающую роль, переплет выполняет не только защитную функцию, но и рекламную. Так же, в настоящее время вследствие избытка информации и недостатка времени на ее осмысление, ин-фографика стала эффективным способом решения задачи передачи и восприятия данных. Основываясь на данных тенденциях в мире графического дизайна, нами было сформулировано задание для проекта по созданию макета переплета книги с применением инфографики.

Использование кейс-метода как педагогической технологии обучения представляет собой сложный процесс, который можно разделить на несколько этапов: ознакомление обучающихся с материалами кейса, проведение анализа полученной информации, организация обсуждения кейса (дискуссии), подведение итогов дискуссии.

При разработке кейса, преподавателю следует помнить, что в учебном кейсе на первом месте стоят учебные задачи. В описании кейса должна присутствовать проблема или ряд (прямых или косвенных) затруднений, противоречий, скрытых задач для решенияпроблемы [1, с. 61].

Студентам-дизайнерам для работы над предложенным проектом по разработке печатной продукции предлагается кейс, содержащий материалы по разработке твердого шитого переплета тип 7 БЦ. В процессе реализации вышеизложенного проекта, студентами должен быть разработан проект своего оформления обложки сувенирного печатного издания.

Для осуществления учебного процесса автором этой статьи был создан учебный кейс, разработанный на базе дизайн-проекта внешнего оформления альбома «Победившие время». Переплет этого издания был создан автором данной статьи, который имеет многолетний опыт работы в одном из ведущих московских издательств. Книга посвящена героям-пограничникам, чьими именами названы заставы, целью альбома является военно-патриотическое воспитание молодежи, издание относится к категории парадных.

Дизайн переплетной крышки сдержан в оформлении, вся композиция переплета строится вокруг наклонных осей, рассекающих его пополам. Текст с именами героев, чьи подвиги описаны в альбоме, скомпонован в шрифтовую композицию, которая в инфографическом дизайне носит название «облако слов», выбранное типографическое оформление отражает концепцию данного издания. Монументальность тома подкрепляет колористическое оформление: использовано только три цвета.

Для осуществления учебного процесса с использованием вышеуказанных педагогических технологий, преподавателем был разработан кейс, в котором представлено описание проблемной ситуации и поставлены конкретные задачи. Проблемная ситуация состоит в том, что студентам в процессе занятий предлагается разработать внешнее оформление многостраничного печатного издания. При

этом в своей работе им необходимо придерживаться основополагающих факторов, определяющих концепцию оформления переплета, а именно: все элементы содержания и формы (художественно-конструктивное исполнение,литературный текст, полиграфия, иллюстративный материал, типографическое решение) должны быть объединены единым замыслом и представлять цельную композицию. Так же, работая над проектом, обучающие должны осознавать, что дизайн разрабатывается с учетом функционального назначения книги, так как задача книгоиздания заключается в распространении информации с коммерческими, рекламными, образовательными, воспитательными и другими целями.

При работе над проектом студенты столкива-ются с рядом проблем, которые им необходимо решить. Преподаватель должен предоставить обучающимся подробное описание ключевых элементов проблемной ситуации.

Первая проблема, которая стоит перед студентами - проанализировать издания, вышедшие в предыдущие десятилетия, определить пути решения задач, которые ставили перед собой дизайнеры прошлого, создавая свои проекты.

Целесообразно показать студентам ряд изданий, в которых использование инфографики в оформлении переплета имеет глубокие исторические корни. Одной из интересных эпох, с точки зрения поиска инновационных форм художественного конструирования внешнего оформления издания, можно считать начало ХХ века в СССР. Актуально предложить студентам рассмотреть и проанализировать использование инфографики в оформлении переплетов книг данного периода на примере нескольких изданий:

1. «Занимательная геометрия» А.Н. Перель-мана, 1935 года, оформленная художником Б.И. Пя-туниным. Данный проект интересен тем, что художник при создании иллюстративного оформления воспользовался самим собой в качестве эрганома для многочисленной инфографики, опубликованной в книге. (рис. 1).

2. Суперобложка книги Б. Великина «Петербург-Москва: из истории Октябрьской железной дороги», увидевшая свет в 1934 году. На ней размещена схема целой железной дороги, названия конечных пунктов переходят в заголовки (рис.2).

3. Туристический справочник «Куда поехать», выпущенный в 1937 году издательством «Профиз-дат», художник-оформитель на переплете разместил карту СССР, с наложенным на ней компасом (рис. 3) [10, с. 100-105].

Вторая проблема, которая может содержаться в кейсе и создавать проблемную ситуацию для студентов - это художественно-техническое, композиционно-пластическое, колористическое, типографическое оформление переплета с точки зрения В.А. Фаворского. Создавая проект, студенты должны понимать, что композиционно-пластическое, колористическое, типографическое решение всех элементов книги должно представлять единое целое [5, с. 58].

о о и и т

О т э т Д А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о с

СП ^

о

сч

Рис. 1. Переплёт книги А.Н.Перельмана «Занимательная геометрия»

Рис. 2. Переплёт книги Б. Великина «Петербург-Москва: из истории Октябрьской железной дороги»

Рис. 3. Переплёт книги «Куда поехать»

Третья проблемная ситуация может возникнуть в процессе проектирования инфографических структур переплета. Студенты должны изучить исторические аспекты инфографики, современные особенности инфографического дизайна и использовать методы их проектирования в своих работах.

Также одна из значимых проблем в данном проекте заключается в процессе выбора способа полиграфического воспроизведения. Студенты должны изучить системный подход к анализу концепции переплета, основанный на предположении, что все элементы содержания, формы, художественного оформления, полиграфического воспроизведения связаны единым замыслом и образуют качественно новое единство.

Исходя из выявленных проблемных ситуаций кейс должен содержать следующие задачи, которые должны решить студенты:

1. Изучить работы В.А. Фаворского, обратить внимание на теорию культуры издания в целом.

2. Проанализировать работы А.Н. Перельмана, Б. Великина, справочник «Куда поехать», выявить графические способы решения обложки, осознать, что все элементы оформления должны подчи-

няться специфике произведения и учитывать полиграфические особенности воспроизведения издания.

3. Рассмотреть исторические аспекты инфогра-фического дизайна и проектирование современных инфографических структур на их основе.

4. Сделать анализ современных тенденций в проектировании книжной инфографики, на его основе создать собственный проект переплета и подготовить к печати (отредактировать, вычитать, сверстать, проиллюстрировать и пр.).

5. Изучить технологии полиграфического исполнение издания, для получения переплета высокого качества.

Проблемы, заложенные в кейсе не имеют однозначного решения, что требует от студентов разработки собственных критериев оценки при работе с представленными в кейсе материалами и проектирования своего алгоритма действий для поиска и реализации оптимального решения проблемы.

Использование кейс технологий на занятиях по проектированию печатной продукции требует от преподавателя предварительной подготовки учебных материалов. Работа проходит по пяти стадиям: поиск проекта для создания кейса; сбор и структурирование информации; создание макета кейса; апробация на обучающихся; внесение изменений, по итогам апробации. В метод исследования ситуаций могут быть интегрированы различные методы организации образовательного процесса: «мозговой штурм», дискуссии, презентации, коллективное решение творческих задач, моделирование производственных процессов, проблемный метод. Материалы кейса, которые предлагаются студентам для обсуждения обычно готовятся в письменном виде.

Качественно разработанный кейс должен отвечать следующим требованиям:

• содержать в себе описание ситуации и ее основные характеристики;

• тема кейса должна соответствовать программе учебного курса;

• рассматриваемая в кейсе ситуация может предполагать несколько вариантов решения;

• в кейсе учитываются цели обучения и возрастные особенности студентов.

Источником для разработки кейса служит первичная и вторичная информация, обрабатываемая преподавателем для решения конкретных дидактических задач. Можно выделить три способа разработки кейса:

1. За основу кейса могут быть взяты фрагменты реального дизайн-проекта, полученные автором кейса: либо в процессе его непосредственной работы над данным проектом, либо ситуация может быть заимствована у разработчиков какого-то проекта. В нашем случае кейс составлен на основе опыта автора данной статьи, который на протяжении нескольких лет является преподавателем вуза и осуществляет педагогическую деятельность с использованием изложенных в этой статье технологий. Такой подход в вопросе сбора информации по проекту наиболее полон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Второй вариант создания кейса - использование вторичных источников информации, когда информация по проекту размещаются разработчиками в сети и в средствах массовой информации. Но данные, собранные таким образом, могут быть не достаточно полными, либо искажёнными.

Третий вариант - это разработка вымышленной ситуации. Такой способ не совсем корректен, так как не может в полной мере отразить особенности профессиональной работы.

Несмотря на то, что разработка кейса процесс трудоемкий и ресурсозатратный, этот метод крайне эффективен в практико-ориентированном обучении.

Подготовительный макет кейса, по данному предмету, включает в себя:

1. Технологическую карту на изготовление переплета;

2. Аннотацию с кратким описанием концепции издания: «В книге отражена история зарождения и развития в России традиции увековечения имен и геройских подвигов пограничников, особо отличившихся при выполнении служебных обязанностей, описаны наиболее яркие примеры личного и коллективного мужества защитников рубежей Родины, показаны наши современники, сохранившие верность героическим традициям пограничников старших поколений».

3. Графические материалы, используемые в работе; поисковые эскизы.

4. Итоговый проект, принятый в производство.

Учебно-методическое обеспечение занятия

должно включать в себя:

1. Наглядный материал:

а) Графический (таблицы, содержащие сведения о выбранной теме).

в) Изобразительный (картины, фотографии, зарисовки, соответствующие тематике издания).

2. Рекомендации по работе с кейсом:

• студент (совместно с преподавателем) определяет вид будущего издания и оптимальную форму представления произведения: материальную конструкцию и способ печати, макет художественного оформления и пр.;

• анализирует концепции эскизов иллюстраций и шрифта, учитывая законы композиции, верстку и ее технические особенности;

• отбирает совместно с преподавателем наиболее удачные варианты, исходя из специфики произведения, а также с учётом технических возможностей полиграфии.

3. Оценку проекта по этапам работы:

• оценку конструкции издания, способа скрепления переплета и книжного блока, вида печати, качества используемых материалов;

• оценку художественного оформления переплёта, композиционного и цветового решения, наличия или отсутствие цветных графических материалов, содержания иллюстраций;

• оценку шрифтового дизайна издания: используемых гарнитур, их начертания, кегля.

Далее, после разработки учебного кейса, педагогу в рамках инновационной модели обучения отводится роль руководителя проектной деятельностью студентов. При этом на занятиях рекомендуется применять метод дискуссии, работы в группах, метод «мозгового штурма», критического мышления, деловые игры.

Работая с кейсом, студенты-дизайнеры в первую очередь выявляют ключевые проблемы, заложенные в кейсе. Для этого они проводят анализ полученных данных, в результате которого отсеивают ненужную информацию, и основываясь на оставшихся данных, выявляют способы эффективного решения поставленных задач.

В процессе работы над проектом используется модель издательского звена «художественный редактор - дизайнер», в роли художественного редактора выступает преподаватель, а в роли дизайнера - обучающийся. Данный подход к обучению стимулирует студентов грамотно обосновывать и доказывать актуальность своей концепции, осуществлять эскизный поиск и предоставлять итоговый проект в виде издательского оригинала, готового к полиграфическому воспроизведению.

В процессе работы на занятиях целесообразно формировать малые группы для совместного анализа конкретной ситуации. Оптимальное количество учащихся в группе 2-4 человека. Работа строится так, что участники каждой группы проектируют самостоятельно, консультируясь с преподавателем, но не обсуждая свою работу с участниками других групп. Это необходимо для того, чтобы группа сконцентрировалась на одном решении.

Для достижения положительного результата при работе в группах, существует ряд рекомендаций. Следует распределять функции участников, внутри группы, студенты сами выбирают организатора, эксперта, генератора идей, критика, исполнителя, при этом каждый участник должен быть активен. Для того, чтобы донести до аудитории решение, которое приняла группа выбирается один ее участник, он и становится спикером.

Одним из эффективных средств развития творческой активности который можно внедрить в кейс-технологии является «мозговой штурм». В работе над разработкой дизайн-оформления обложки издания преподавателю следует ориентировать студентов на изживание инерции мышления. В кейс технологиях «мозговой штурм» используется тогда, когда у группы возникают затруднения в осмыслении поставленной перед ними задачи, в таком ракурсе данный метод предстает как способ развития познавательной активности.

Работу над проектом целесообразно разделить на несколько стадий.

На подготовительном этапе необходимо, чтобы учащиеся вошли в состояние психологической раскованности, избавились от стереотипности в мышлении. Следует учитывать, что наиболее благоприятная психологическая обстановка возникает тогда, когда высказываемые идеи не критикуются.

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о

Е

СП

о

На второй стадии происходит непосредственно сам «мозговой штурм». Цель данного этапа породить как можно больше идей, концепции могут быть самые разнообразные. Все высказанные идеи записываются.

На третьем этапе производится творческий анализ идей, цель которого найти конструктивное решение поставленной задачи.

Также один из методов, который имеет широкое распространение - это дискуссия. Данный метод наиболее эффективно применять на старших курсах, когда студенты уже обладают самостоятельностью мышления и могут аргументировано доказать свою точку зрения.

Студенты в ходе дискуссии анализируют ситуацию, обозначают суть проблемы, предлагают различные способы решения и выбирают наиболее подходящее [3, с. 278-280]. Во время работы обучающихся преподавателю отводится роль ведущего, регулирующего ход дискуссии, он зачастую ставит вопросы и фиксирует ответы, задает ритм дискуссии, выступает со вступительным словом и подводит итоги. Важнейшим критерием оценки характеристики дискуссии является уровень ее компетентности.

После проведения под руководством педагога дискуссионного обсуждения, студентам целесообразно предложить выполнить собственные аналогичные проекты. Преподаватель ставит перед студентами задачу разработать художественно-конструктивное решение внешнего оформления издания.

До того как обучающийся приступит к проектной деятельности преподавателю необходимо обратить внимание студента на информацию, изложенную в техническом задании проекта: какова конструкция переплетной крышки, будет ли использована ламинация, либо тиснение фольгой, слепой блинт, конгрев. Так в традиционном понимании на протяжении десятилетий переплетной крышкой являлась лишь крышка. изготовленная из сравнительно плотных материалов: картон, ткань и т.д. [2, с. 61]. С развитием производства синтетических материалов, в качестве сырья для изготовления переплетов начали использоваться полимеры. Так же на сегодняшний день активно развивается цифровая печать, расширяется линейка красителей, лаков и запечатываемых материалов.

Композиционное решение переплета неразрывно связано с конструкцией книги, ее форматом, объемом, эстетикой и функцией [7, с. 153-156]. Яркий переплет способен восполнить отсутствие картинок и цвета внутри книги, по пластическому решению он ближе к жанру плаката. Но все не так однозначно, ряд графических дизайнеров, например, Ирма Бом, занимают противоположную позицию и считают, что переплет не должен уподобляться постеру и должен строиться не по принципу рекламного плаката, а исходя из внутреннего принципа самой книги [9, с. 45]. Разные подходы к оценке роли обложки издания могут стать темой дискуссии, ко-

торая может создать различные направления в работе над проектом в группах студентов, или они придут к единому решению проблемы.

Важным средством выявления и утверждения целостности образа служит шрифт надписей, в современном книгоиздании крупнокегельные заголовки вновь входят в моду, хотя совсем недавно была актуальна «швейцаристская» мелкокегель-ность [9, с. 45].

В результате выполнения данного проекта студенты должны осознавать, что книга является таким продуктом графического дизайна, который представляет собой сложный ансамбль. На внешний облик издания влияет множество факторов, которые формируют книжное оформление в целом: от спроса читательской аудитории до технических требований конкретной типографии.

Исходя из вышеизложенного возможно заключить, что методику организации занятий по проектированию печатной продукции и созданию дизайна внешнего оформления книги актуально осуществлять на основе деятельностного подхода с использованием кейс-технологий. Применение метода кейс-стади позволяет формировать ключевые профессиональные компетенции: коммуникабельность, творческую активность, умение анализировать в сжатые сроки большие объемы разрозненных данных, принимать компетентное решение в условиях профессиональной деятельности непосредственно на производстве.

Метод кейсов не может целиком заменить традиционные методы обучения, но на основе использования кейс-технологий возможно активизировать обучение студентов, адаптировать их к будущей профессиональной деятельности. Кейс-метод может быть интегрирован в программу подготовки студентов-дизайнеров по дисциплине «Проектирование печатной продукции» и использоваться совместно с традиционными методами обучения, являясь эффективным способом соединения учебного и исследовательского содержания в обучении.

Литература

1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей//Директор школы. №4. 2010. - С.61

2. Атабеков Н.А. Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги / Н.А. Атабеков

- М.: Книга-1974 284 с. - С.159

3. Власов Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов//Теория и практика образования в современном мире: материалы международ. Заоч.науч.конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - С. 278-280

4. Герчук Ю.Я. Искусство печатной книги в России ХУ!-ХХ! веков / Ю. Я. Герчук. - СПб. : Коло, 2014.

- 511 с.

5. Герчук Ю.Я. Фаворский. / Ю.Я. Герчук - М.: РИП-Холдинг, 2018 — 272 с., илл.- С. 58.

6. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессиональноориентиро-ванного обучения. URL: http://w w w . v s h u . r u / l e c t i o n s . p h p ? t a b _ i d =3&a=info&id=2600.

7. Ляхов В.Н. Искусство книги / В.Н. Ляхов -М.:Советский художник, 1978 — 367 с. - С 153-156.

8. Корытов О.В. Иллюстрированная книга. Конструкция и композиция / О.В. Корытов. - М.: Галарт, 2014 — 224 с., илл.

9. Кричевский В. О книгах (моих) для дизайнеров/ В. Кричевский. - М.: БуксМАрт, 2018— 64 с., илл.- С. 45

10.Кричевский В. 1933-37. Проблески «формализма» в оформлении советской книги / В. Кричевский. - М.: Кучково поле, 2017 — 120 с., илл.- С. 100-105.

11.Трапезникова Т.Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод системного ана-лиза)//Территория науки. 2015. №5, С. 52-59. - С. 54

12.Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В.А. Фаворский- М.: Книга, 1986. — 238 с., илл. - С. 96.

Using the method of analysis of specific situations in the process of teaching information design to students at a university using the art of book design Zotova K.V.

Moscow State Pedagogical University

The article discusses the use of the method of situational training (case method) in the classroom of the discipline "Designing of printed products" among students of high school designers. The case study method is an integral part of the communicative methodology of teaching the design of book design using infographic elements in printed materials. The author describes the creation of a training case and its further use in the educational process. The methodological principles aimed at the formation of students' professional competencies are presented: interpersonal skills, the ability to analyze data arrays in a short time and make competent decisions in conditions as close as possible to production situations that require quick and effective problem solving.

Keywords: innovative teaching methods, case technologies, situational learning method, information design, printed book.

References

1. Andyusev B.E. The case-method as a tool for the formation of

competencies // School Director. Number 4. 2010. - P.61

2. Atabekov N.A. Dictionary-reference book illustrator of a scientific

and technical book / N.A. Atabekov - M .: Book-1974 284 p. -S.159

3. Vlasov N.V. Modern educational technologies in the context of new

federal state educational standards // Theory and practice of education in the modern world: international materials. Dist.conf. (St. Petersburg, February 2012). - St. Petersburg: Renome, 2012 .-- S. 278-280

4. Gerchuk Yu.Ya. The Art of the Printed Book in Russia of the 16th-

21st Centuries / Yu. Y. Gerchuk. - SPb. : Kolo, 2014 .-- 511 s.

5. Gerchuk Yu.Ya. Tabor. / Yu.Ya. Gerchuk - M .: RIP-Holding, 2018

- 272 p., Ill. - P. 58.

6. Dolgorukov A.M. Case-study method as a modern technology of

professionally oriented training. URL: http: // w w w. v s h u. r u / l e c t i o n s. p h p? t a b _ i d = 3 & a = info & id = 2600.

7. Lyakhov V.N. The art of the book / V.N. Lyakhov - M.: Soviet artist,

1978 - 367 p. - From 153-156.

8. Korytov OV Illustrated book. Design and composition / O.V. Korytov. - M .: Galart, 2014 - 224 p., Ill.

9. Krichevsky V. About books (mine) for designers / V. Krichevsky. -

M.: BuksMArt, 2018—64 p., Ill. - S. 45

10. Krichevsky V. 1933-37. Glimpses of "formalism" in the design of the Soviet book / V. Krichevsky. - M .: Kuchkovo field, 2017 - 120 p., Ill. - S. 100-105.

11. Trapeznikova T.N. The latest pedagogical technologies: case method (system analysis method) // Territory of science. 2015. No. 5, S. 52-59. - S. 54

12. Favorsky V.A. About art, about a book, about engraving / V.A. Favorsky- M .: Book, 1986. - 238 p., Ill. - S. 96.

о

о

и

n

m

5

m

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

о

m

m

й

А

-i

О

X

£

m

О

X

О

m

О

01

n

А

ы

О

и

А

X

X

m

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.