Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 1(11) АЛИЕВА Людмила Владимировна и другие ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_научно-методическое сопровождение ...
ТТПР 47? I _L li^N /7*11^ l©2021 Контент достъпен според щщензияга СС BY-NC 4.0
иJ IZ.l-t |(сс) CXJ CaJ This is an open access article uiMei the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 34671/SCH HBR 2021 0501 0001 >w»TMT»https://cieativecommons.oig/hcenses/by-nc/4.0/)
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 658477 SPIN-код: 3486-1740 ORCID: 0000-0002-1464-5593
АЛИЕВА Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор,
научный редактор Журнал «Техническое творчество молодежи» (127055, Россия, Москва, ул. Тихвинская, дом 39, лит. 25, e-mail: [email protected]) AuthorlD: 1101062 SPIN-код: 8319-0981 ORCID: 0000-0002-0071-2695
НЕФЕДОВА Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология», методист Первый Московский образовательный комплекс (127282, Россия, Москва, ул. Тихомирова 10-1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цели исследования: в работе научно - методическое сопровождение практической деятельности студентов представить комплекс специальных условий, которые направлены на подготовку будущих педагогов, освоение студентами средств и методов профессиональной деятельности, формирование специальных навыков, которые влияют в конечном итоге на повышение качества их образования в современных условиях. Обосновать значение практической подготовки будущих педагогов как условие успешного освоения учебной, профессиональной и коммуникативной деятельности. Методы: на основе исследования психолого-педагогической литературы, дано описание и проектирование модели научно - методического сопровождения профессиональной подготовки будущих педагогов выявлены и охарактеризованы ее основные компоненты: ценностно - смысловой, проектно -технологический, диагностический. Достигнутые результаты: Модель научно-методического обеспечения практической подготовки многообразна и многозначна, в том числе она позволяет выявить у студента индивидуальные возможности, закрепить полученные навыки и апробировать их в будущей профессии. В работе представлена научная организация основной профессиональной педагогической деятельности, приоритетами которой являются воспитание и общественная составляющая, через вовлечение в многообразную деятельность в качестве активных заинтересованных субъектов всех участников и партнеров образовательного процесса. Это коллективная и индивидуальная деятельность по созданию комплекса условий эффективного функционирования модели научно - методического сопровождения профессиональной деятельности студентов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическое образование, проектирование, практическая подготовка, проектные умения, модель, научно - методическое сопровождение, субъект педагогической деятельности, личность, студент.
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS
© The Author(s) 2021
ALIEVA Ludmila Vladimirovna, doctor of pedagogical sciences, professor, Scientific editor Journal "Technical Creativity of Youth" (127055, Russia, Moscow, Tikhvinskaya str., 39, lit. 25, e-mail: [email protected]) NEFEDOVA Natalia Anatolevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, methodologist First Moscow Educational Complex (127282, Russia, Moscow, Tikhomirova str., 10-1 e-mail: [email protected]) Abstract. Research objectives: in the work of scientific and methodological support of practical activities of students to present a set of special conditions that are aimed at training future teachers, students ' development of tools and methods of professional activity, the formation of special skills that ultimately affect the improvement of the quality of their education in modern conditions. To justify the importance of practical training of future teachers as a condition for the successful development of educational, professional and communicative activities. Methods: based on the research of psychological and pedagogical literature, the description and design of the model of scientific and methodological support of professional training of future teachers are given, its main components are identified and characterized: value - semantic, design - technological, diagnostic. Achieved results: The model of scientific and methodological support for practical training is diverse and multi-valued, including it allows you to identify individual opportunities for the student, consolidate the acquired skills and test them in the future profession. The paper presents the scientific organization of the main professional pedagogical activity, the priorities of which are education and the social component, through the involvement of all participants and partners of the educational process in various activities as active stakeholders. This is a collective and individual activity to create a set of conditions for the effective functioning of the model of scientific and methodological support of students' professional activities.
Keywords: professional training, pedagogical training, design, practical training, design skills, model, scientific and methodological support, subject of pedagogical activity, personality, student.
ВВЕДЕНИЕ Качественная профессиональная подготовка сту-
Подготовка педагогических работников нового по- дентов педагогических учебных заведений - одно из
коления - актуальная задача современного государства. направлений модернизации системы образования. На
Образовательная деятельность педагогического направ- первый план перед будущими педагогами выходят за-
ления - особое пространство: социальный, и обществен- дачи не только получение эффективного результата пе-
ный заказ развития человека-профессионала конкретно- дагогической деятельности, но и изменение отношения
го времени, мобильного, конкурентоспособного, умею- студента - педагога к своей профессиональной деятель-
щего принимать и внедрять обоснованные решения. ности; вооружение студентов практическим опытом ов-
ALIEVA Ludmila Vladimirovna and others scientific and methodological support ...
Humanitarian Balkan Research. 2021. Vol. 5. № 1(11)
ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090
ладения получаемыми общими и профессиональными компетенциями в организации реальной образовательной и общественной значимой деятельности с детьми и подростками. Поэтому обновление структуры и содержания научно - методического сопровождения, должно способствовать формированию у студентов целостного мировоззрения, гибкого способа мышления, способности к творчеству в процессе практической деятельности [1], [2].
Центральной фигурой в образовательном учреждении становится педагог и задача вузов в стенах учебного учреждения - не только усвоение теоретических знаний (система основных общих и учебных знаний учителя-предметника), а прежде всего - практическая педагогическая подготовка по организации специфической образовательной деятельности [2].
Педагог как субъект образовательной деятельности это:
- учитель-профессионал и педагог -воспитатель -пример, образец «подражания взрослому» (потребность подростков к взрослению) по его личным качествам, характеру отношений, оцениванию Детства, по увлечениям, жизненному опыту (семья, родные, друзья), общественной деятельности в социуме, по отношению к профессии, багажу знаний, увлеченности, эмоциональному, оптимистическому настрою, человеческим качествам;
- организатор и отдельных мероприятий, и многогранной системной деятельности (взаимодействия ученика и учителя, старших и младших школьников): учебной, внеучебной, разнообразной по целям, содержанию и формам, методам организации (проектная, соревнование, игра, трудовая, исследовательская и т.д.);
- он гражданин, реализующий запрос государства, общества, конкретного исторического времени, активный участник и преобразователь окружающего социума.
Такая позиция педагога как воспитателя формируется в основе практической составляющей на протяжении всего времени обучения, не ограничиваясь учебной практикой.
Исследователи, определяя сущность понятия научно-методического сопровождения, подчеркивают его научную сторону, что показывает готовность педагогических работников решать профессиональные задачи на основе научных достижений, а не только с позиции личного или обобщенного опыта [2, 3]. Приоритетами профессиональной педагогической деятельности, становятся учебная и научная составляющая, воспитание и общественная работа, через вовлечение в многообразную деятельность множества субъектов и объектов. Комплекс условий для эффективного функционирования модели научно - методического сопровождения профессиональной деятельности студентов включает в себя коллективную и индивидуальную деятельность студентов, преподавателей и социальных партнеров [2].
Эффективность функционирования модели научно-методического сопровождения включает следующие задачи:
- вооружение студентов современными междисциплинарными знаниями об инновационных технологиях;
- знания о личности современного обучающегося;
- социально-педагогическую рефлексию профессиональной деятельности будущего педагога;
- творческое осмысление традиций (отечественных и самого учреждения) и инноваций воспитания;
- разработку основ воспитательной системы - среды личностного роста, обучающегося;
- организацию сетевого взаимодействия со структурами социума [4].
В Государственном образовательном стандарте 2000 определены требования к уровню подготовки выпускников, поэтому на передний план выдвигается задача обновления содержания научно - методического сопровождения практической деятельности студентов.
Во-первых, в процессе общеобразовательной и про-
фессиональной подготовки будущих педагогов создается обоснованная взаимосвязь учебного, воспитательного и практических процессов.
Во-вторых, построение образовательного процесса становится цикличным, на каждом новом цикле студент выходит на более высокий уровень квалификации [5].
Именно перед образовательными организациями высшего звена поставлена задача на всех уровнях образования расширить роль практической подготовки студентов. Практическая подготовка определяется как новый вид образовательной деятельности, которая выделяется «особой спецификой цели, содержания, методами ее организации придающий ей социальный характер, направленность на формирование комплекса специальных умений и навыков, необходимых для становления активной субъектной позиции гражданина-профессионала» [2]. Участие студентов в практической профессиональной деятельности в процессе обучения направленно на формирование, развитие и закрепление практических компетенций профессионального образования.
Качественная практическая подготовка становиться неотъемлемой частью общих, теоретических, учебных занятий на всех ступенях образования, как процесс осознанного приобретения новых современных знаний будущими педагогами. Результатом практической подготовки становиться активное включение студентов в реальную жизнь общества, что «позволяет будущему педагогу почувствовать себя нужным членом государства, оценить все достоинства окружающего социума, что и формирует у него гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине» [2].
Таким образом, мы делаем вывод, что роль практической подготовки студентов в системе высшего педагогического образования на современном этапе возрастает не только в формировании студента как профессионала-предметника, но и как профессионала широкого профиля - педагога-воспитателя. Этому способствует разработка инновационных программ научно - методического сопровождения практической подготовки будущих профессионалов [6, 7]. В них активно отражается взаимодействие с социальными партнерами, где в разнообразных видах трудовой и общественной жизни студенты реализуют полученные навыки.
Разработка и эффективная реализация современных, программ, моделей практико - ориентированной педагогической подготовки студентов требует продуманной и научно обоснованной системы их реализации и определения перспективности их совершенствования.
Исследователи предлагают различные психолого - педагогические подходы к научно - методическому сопровождению практической деятельности студентов, как необходимому условию развития его личности.
В научно - педагогической литературе ученые уделяют большое внимание формам профессиональной подготовки студентов (В.И. Загвязинский, Г.Н. Сериков, В.П. Шувалов и др.) профессиональному становлению личности (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Якиманская и др.) [8]. Личность как «продукт самостроительства» (Э.В. Ильенков) и педагогические механизмы сопровождения профессионального роста будущего педагога в работах Н.Б. Крыловой, С.Д. Полякова и др. стали основой для разработки модели научно-методического сопровождения деятельности будущего педагога [2]. Работы по познавательной активности студентов (Г.И. Щукина и др.), и творческому подходу в решении поставленных задач (Т.В. Кудрявцев, Д.Б. Эльконин и др.) нашли свое отражение в нашем исследовании [3, 9].
Зависимость в изменении личности от результата участия в проектной деятельности, направленной на повышение качества образования и воспитания представлена рядом исследователей: В.В. Давыдов, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, Л.И. Новикова, В.И. Слободчиков и др.
Современные подходы к организации научно-методической работы как специально организованной
Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 1(11)
ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_
АЛИЕВА Людмила Владимировна и другие научно-методическое сопровождение ...
деятельности широко представлены в педагогической литературе (Е.И. Казакова, С.В. Кульневич, B.C. Лазарев, П.И. Третьяков, Л.И. Филатова и др.); как основы управления процессами развития личности студента и педагога в (B.C. Лазарев, А.П. Тряпицина); как базы для выражения творческой активности педагога (М.М. Поташник) [4]. В работах С.Я. Батышева, А.М. Новикова, Е.В. Ткаченко освещаются различные варианты методических аспектов профессионального образования. Апробация и внедрение в практику новых эффективных методик через научно - методическую деятельность обоснована в исследованиях А.Т. Бойцова, Е.В. Титова, Н.Н. Кузина и др. [10].
Анализ специальной литературы показал, что проблемы научно - методического сопровождения практической деятельности студентов разработаны недостаточно полно для обеспечения профессиональной подготовки специалиста в современных условиях. Поэтому цель нашей работы: представить модель научно - методического сопровождения практической подготовки в вузе для студентов педагогических специальностей.
МЕТОДОЛОГИЯ
Мы видим, что качественная профессиональная подготовка студентов педагогических заведений - одно из важных направлений системы образования. Поэтому возникает необходимость в предложении построения процесса научно - методического процесса практической деятельности будущих педагогов в виде моделирования.
При создании модели научно-методического сопровождения профессиональной подготовки будущих педагогов выполнялись следующие задачи:
- проектирование на основе существующих данных современного процесса научно-методического сопровождения;
- представление этапами процесса научно-методического сопровождения, характеризующегося согласованностью задач, содержания, методов и результатов;
- выявление методов и формы, которые формируют специальные навыки и приводят будущего студента к формированию своей профессионально - личностной позиции;
- отслеживание изменений в деятельности студентов - педагогов через диагностические процедуры;
- выявление организационно-педагогических условий научно-методического сопровождения.
Выстраивание процесса научно-методического обеспечения будущих педагогов проходило с помощью: моделирования как комплексного научного метода познания педагогической реальности; современных научных подходов к проблемам профессионального высшего образования; современных методов и технологий, способствующих формированию специальных практических педагогических навыков, умений будущего профессионала - личности - индивидуальности.
РЕЗУЛЬТАТ
На основе современных научных подходов к организации профессиональной подготовки, анализа инновационного опыта представляем опытную модель научно-методического сопровождения практической профессиональной подготовки студентов педагогического образовательного учреждения, включающую коллективную и индивидуальную деятельность студентов, преподавателей и социальных партнеров [2].
Рассмотрим модель научно-методического сопровождения практической деятельности студента как специальную организацию системных взаимосвязанных компонентов непрерывного поэтапного, организованного взаимодействия субъектов деятельности, сопровождающуюся количественными, качественными и содержательными преобразованиями личности студента - педагога [5].
Модель включает в себя: содержание, принципы, этапы, формы, методы ее осуществления и др._
В нашей работе мы использовали подходы Кореневой Л.Б. к определению некоторых этапов научно - методического сопровождения на каждом из которых, обеспечивается развитие компетенций будущих педагогов.
Раскрывая этапы, исследователь представляет их содержание.
1.Основным содержанием ценностно-смыслового этапа является включение студентов в работу по исследованию передового педагогического опыта и основ педагогической деятельности.
2.В ходе познавательно-моделирующего этапа создаются условия для освоения процесса моделирования, для последующего включения в реальную педагогическую деятельность, где студенты могут применить средства, методы и технологии, которые приводят к формированию новой профессиональной позиции.
3.Проектно-технологический этап направлен на разработку педагогических проектов, диагностических исследований, анализ опыта практической деятельности [6].
Содержанием научно-методического сопровождения выступает - педагогическое проектирование как процесс освоения студентами средств и методов профессиональной деятельности. Через комплекс взаимообусловленных рефлексивных умений происходит формирование специальных навыков, новых способов профессионального мышления в процессе практической деятельности.
Организационно - педагогическими условиями проектируемой модели становятся: организация взаимодействия «педагог - обучающийся» в микро-образователь-ных средах (учебных и внеучебных) структурах и субъектах модели; разработка коллективного проекта; программа и организация коллективного дела; организация сетевого взаимодействия с родственными учреждениями и общественными структурами; разработка системы мониторинга и диагностирования.
Ядром системы научно-методического сопровождения становятся опытные наставники: тьюторы, методисты, педагоги и другие специалисты [11]. Профессиональные сотрудники организуют практическую деятельность студентов при взаимодействии множества внешних и внутренних субъектов, включая в программу научно - методического сопровождения воспитательные ценности традиций и инноваций образовательного учреждения. Основные структуры, реализующие содержание научно-методического сопровождения: научно-методические советы из числа опытных педагогов; сетевые творческие объединения, методические объединения, Школы педагогического мастерства, экспертные советы, создаваемые на основе приказов руководителя, решений педагогических советов и др. [2, 12].
Назначение научно-методического обеспечения -создание условий для реализации воспитательного потенциала образовательной деятельности учреждения, основных ее субъектов; окружающей среды на основе:
- оснащения процесса воспитания новейшими научными данными (а не рекомендациями на все случаи жизни) педагогики, психологии, социологии о ребенке, социуме, адаптированными к специфике основной деятельности учреждения;
- изучения и творческого осмысления инновационного опыта педагогов и создания системы профессионального роста студента - качественного показателя модели;
- подготовки научно-методических публикаций -базы творческого роста будущего педагога, пропаганды позитивного педагогического опыта - изучения и коллективной рефлексии опыта;
- разработки критериев-показателей качества эффективности модели системы диагностирования качественных результатов.
Базовые принципы для профессиональной подготовки студентов - это системность, итеративность, преемственность и непрерывность в развитии структуры и
ALIEVA Ludmila Vladimirovna and others scientific and methodological support ..
Humanitarian Balkan Research. 2021. Vol. 5. № 1(11)
ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090
содержания процесса научно-методического сопровождения [7].
Студент как субъект научно-методического сопровождения может принимать участие в различных видах педагогических проектов: локальном, модульном и системном при обеспечении наиболее приемлемых средств. Необходимым условием включения студентов в проекты является добровольность, коллективное рассмотрение, эмоциональное подкрепление, фиксация достижения успеха, что стимулирует его дальнейшую работу по развитию профессиональных компетенций [13].
Развитие педагогической деятельности будущего педагога сопровождается самостоятельным овладением проектными умениями выявляющих их потенциал в реализации развивающей функции образовательного процесса и позволяющих творчески включиться в самостоятельную профессиональную деятельность. Выстраивание траектории педагогического проектирования в практической деятельности включает в себя следующие проектные умения будущего педагога:
- проблематизация и анализ существующего педагогического опыта;
- осуществление правильного подбора технологического и методического обеспечения;
- моделирование новых форм педагогической деятельности;
- мониторинг развития проекта в образовательном процессе;
- обоснование решений проблемы с точки зрения развития учащихся;
- подбор педагогических форм и методов для реализации программ;
- рефлексия результатов, анализ собственной профессиональной деятельности.
В ходе научно-методического сопровождения происходит развитие будущих педагогов как коллективного субъекта проектной деятельности. В связи с этим в нем происходит значительные изменения на профессиональном и личностном уровне: изменении личностной позиции на личностно-профессиональное развитие, развитие коммуникативных навыков, складывание эффективного взаимообучения проектных групп. Для выработки профессиональных ценностей будущих педагогов в процессе профессиональной практики необходима организация совместной деятельности с коллегами в которой происходит осознанный выбор наиболее значимых форм содержания и способов деятельности [8].
Формы, практической деятельности будущих педагогов, которые сопровождаются научно - методическим процессом в отечественном опыте и которые можно использовать в модели, многообразны:
• Введение при поступлении абитуриентов в высшее образовательное учреждение педагогической направленности профессиональных характеристик», отражающих педагогическую направленность личности поступающего, его «начальный «педагогический опыт» (работа в качестве вожатого в летнем лагере, руководителя детского творческого объединения, клуба, организатора похода, трудовых бригад, шефа младших школьников, учеба в педагогических классах, членство в ДОО и т.д.) с приложением личных и коллективных грамот и наград. Эти данные важны не столько для поступления (дополнительные балы), сколько для более активного (практического) включения будущего студента в жизнь вуза, виды, направления практической подготовки (как закрепление начального опыта, его развития, использования на теоретических занятиях в качестве подтверждения, важности теоретических знаний. А для самого начинающего студента оценка его опыта важна для закрепления сделанного профессионального выбора. Введение таких профессионально ориентированных характеристик должно стать важным предложением при обсуждении новых правил поступления в вузы;
• Встречи первокурсников с педагогическими кол-
лективами окружающих школ, партнерами, руководителями организаций, объединений и выбор форм сотрудничества;
• Ведение студентами «Педагогических дневников» (портфолио) с фиксацией результатов своей практической педагогической деятельности;
• Учебные практикумы в основной учебной деятельности, проводимые студентами по результатам своего начального опыта;
• Эффективные формы практической подготовки -«открытые занятия» (учебные, внеучебные), проводимые студентами в разных детских организациях, структурах;
• Летняя лагерная практика;
• Туристско-краеведческие походы, экспедиции с учащимися в период каникул;
• Занятия студентов в различных творческих объединениях (раскрытие новых качеств человеческих, творческих способностей, важных для педагога - примера-образца для учащихся), под руководством специалиста или самих студентов (студенческий хор, театр, художественная студия, «технопарк», туристический клуб, СМИ и т.д.). Значение этих занятий, форм практической подготовки в студенческие годы, в будущей педагогической деятельности как воспитательной высоко оценивается самими педагогами и учащимися (влияние творческой личности взрослого) [14]. Часто именно эта внеучебная практическая творческая работа педагога с учащимися оказывает позитивное влияние на отношение учащихся к учебному предмету, который ведет руководитель кружка, студии и т.д.;
• Форма практической подготовки - разработка студентами новых учебных пособий, программ, практико-ориентированных проектов (с наглядными практическими результатами на выходе) оформление учебных кабинетов, обновление новыми стендами, наглядными пособиями и т.д.
Для педагога-воспитателя важен опыт практического освоения окружающего социума, расширение деловых контактов с представителями разных профессий, их особенностями (для ранней профессиональной ориентаций своих будущих учащихся), знакомство с культурными, природными, промышленными, научными и другими объектами [15].
В качестве форм научно - методического сопровождения практической работы так же могут выступать: модераторские семинары, переговорные площадки, педагогические форумы, тренинги профессионального роста, рефлексивные диалоги и др. [7].
В процессе диагностики выявляется технологичность и результативность развития компетенций, приобретаемых и реализуемых в педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями к качеству образования. Формы диагностики предполагают использование системы вызовов и рейтинговую накопительную систему оценки достижений. Система вызовов — выглядит как комплекс общественно и личност-но значимых дел и мероприятий. С помощью системы критериев и показателей осуществляется мониторинг профессиональной деятельности студентов. Методы диагностики могут включать: метод самооценки; метод контрольных работ, технологии проблемно-ориентированного анализа в практической работе будущих педагогов. Система мониторинговых процедур, предполагает постоянное отслеживание результатов деятельности по определенным научно-обоснованным показателям [9].
ВЫВОДЫ
Практическая подготовка будущих педагогов - условие успешного освоения учебной, профессиональной и общественной деятельности, которые направлены на получение студентами средств и методов педагогической деятельности, формирование специальных навыков, которые влияют в конечном итоге на повышение качества их образования в современных условиях. Приоритетами
Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 1(11)
ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_
научной организации основной профессиональной педагогической деятельности, являются воспитание и общественная составляющая, через вовлечение в многообразную деятельность в качестве активных заинтересованных субъектов всех участников и партнеров образовательного процесса.
Моделирование научно-методического сопровождения профессиональной деятельности будущих педагогов предполагает использование комплекса специальных условий, направленных на:
- развитие познавательно-моделирующих умений, которые обеспечиваются личным опытом студентов при включение их в активную индивидуальную и групповую моделирующую деятельностью;
- развитие рефлексивно-управленческих проектных умений, которые предполагают изучение передового педагогического опыта, изучение требований к качеству образования, рефлексию и саморефлексию студентами собственных изменений в процессе проектной деятельности;
- организацию научно-исследовательской работы студентов, которая будет способствовать не только повышению качества их обучения, а также обеспечит развитие у них инициативности и самостоятельности, учитывающих индивидуальные возможности студентов [6].
Таким образом, научно - методическое сопровождение практической деятельности студентов в институтах педагогического направления, включенное в программы образовательной деятельности - это специально организованный системный процесс взаимодействия студента с образовательной средой образовательного учреждения и социума в целом [10]. Он должен учитывать не только требования государственного образовательного стандарта, но и индивидуальные особенности личности студентов. В ходе выполнения ими различных видов практической работы (учебной, научно - исследовательской, практической, общественной и др.) будущий педагог под руководством наставников осознанно осуществляет решение проблем методического характера в своей профессиональной деятельности.
REFERENCES:
1. Petrova D.G. Methodological support of students' research activities // Humanization of technological education in the conditions of a pedagogical university: theory and practice. Intercaf. Sat. scientific. articles / Ed. S.F. Ehova. - SPb: Publishing house of the Russian State Pedagogical University im. A.I. Herzen, 2007, p. 159
2. Alieva L.V., Kruglov V.V. Practical training of a teacher-educator in the system of higher professional education. / Education of a person in the era of global education. Materials of the 2nd International Scientific and Practical Conference. October 2020 Ed. V. Kiseleva, A. V. Shcherbakova. -Chelyabinsk, CHIPPKRO. - 2020. - P.14-22.
3. Rudenko I.V., Gruzdova I.V., Emelyanova T.V., Oshkina A.A., Nefedova N.A., Pisarenko D.A. Theoretical and methodological foundations for constructing a posteriori models of educational activities of the university: scientific report, 2020.-77s.
4. Voronin A.S. Organizational and methodological support of professional training of students in the system "college - university": abstract of thesis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01, 13.00.08/Lv. state acad. physical culture. - Chelyabinsk, 2003 .-- 24 p.
5. Davlyatshina, O. V. The essence, structure and content of scientific and methodological support in modern conditions of the development of a general educational organization. / O.V. Davlyatshina // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Ser .: Humanities. - 2017. - No. 3. - S. 35-47
6. Nefedova N.A. Modeling is an integrated method of improving the system ofprofessional training of students // Technical creativity ofyouth, 2020 №3. P.47-50
7. Koreneva LB Scientific and methodological support for the development of design skills of teachers in the context of educational institutions: abstract dis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Vyat. state humanitarian. un-t. - Kirov, 2007 .-- 20 p.
8. Kirdyankina S.V. Motivation of personal and professional self-development of a teacher as a resource for the implementation of the federal state educational standard of general education // https://cyberleninka.ru/ article/n/motivatsiya-lichnostno-professionalnogo-samorazvitiya-uchitel-ya-kak-resurs-realizatsii-fgos-obschego-obrazovaniya/viewer
9. Artemyeva O.A. Scientific and methodological support of a teacher in the modern conditions of the development of the secondary vocational education system // https://core.ac.uk/download/pdf/81697325.pdf
10. Larina V.P. Scientific and methodological support of innovative activity of educational institutions as a means of development of the regional education system: dissertation... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01
АЛИЕВА Людмила Владимировна и другие научно-методическое сопровождение ...
/ Larina Valentina Petrovna; [Place of protection: Himself. state ped. un-t] .- Samara, 2008.- 398p.
11. Ichetovkina N.M. The system of pedagogical mentoring and support of the process of adaptation ofgraduates of the pedagogical university / N. M. Ichetovkina // Teacher XXI century. P.37-40.
12. Korotaeva E.V. On the role of scientific and methodological support in the development of the theory and practice of education // Pedagogical education in Russia 2015 №4. S. 38-44.
13. Artemyeva E.V., Shubnyakova V.A. Problems of the formation of ICT competence of a teacher in the modern system of advanced training // Information technologies for the New school. Materials of the VI International Conference. Volume 4. - SPb .: GBOU DPO CPKS SPb "Regional center for assessing the quality of education and information technology", 2015. P.54-59.
14. Kontoboytseva M.G., Shalina E.P. Methodological support of professional training of students of electric power specialties in the system "technical school - university" // https://elar.rsvpu.ru/bit-stream/123456789/5384/1/poisk_2003_3_2_35.pdfpp.189-192
15. Alexandrova T.K. Organization and methodological support of research activities of students in the process of mastering the course of pedagogy // Internet Forum within the framework of the All-Russian scientific conference with international participation "Pedagogy in the modern world" 35
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01300126 А в рамках научного проекта № 20-013-00126 А «Проектирование и научно-методическое обеспечение апостериорных моделей образовательной деятельности вуза по совершенствованию профессиональной подготовки педагогических кадров»
Received date: 13.12.2020
Revised date: 24.01.2021
Accepted date: 27.02.2021