DOI 10.25588/CSPU.2020.157.4.010
УДК 151.8: 378 ББК 88.40: 74.48
Н. А. Соколова1, Е. М. Харланова2, С. В. Рослякова3 ^
^RCID № 0000-0003-2110-8320 4
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной -
g
работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный е
s
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. g
и
E-mail: [email protected] S
о §
2ORCID № 0000-0002-7126-2134 е
о
S
о
педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно- §
ж g
E-mail: [email protected] е
д
3ORCID № 0000-0001-8305-0051 §
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, агогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманита] педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный
С КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ среде вуза
низмы реагирования на вновь возникающие обстоятельства, опираясь на базовые знания о работе с конфликтами. Такая подготовка
о
№
К
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. д
E-mail: [email protected]
л
о
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ч
ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ S
а
о
Аннотация
Введение. Конфликты являются естественным, объективно существующим явлением жизни общества. Глобализация, цифро-визация экономики и системы образования, динамичные изменения общества, высокая степень неопределенности имеет тенденцию к росту. Это влияет на систему образования и ставит новые задачи в подготовке будущих педагогов. Возникает необходимость обяза- >§ тельной конфликтологической подготовки будущих педагогов. Подготовка будущих педагогов к работе с конфликтами должна строиться на принципе проактивности, предполагающем способность
§ ж
К
К *
о* н о к.
будущего педагога осознанно выбирать варианты, способы, меха- е
л д
S
Is
а
должна быть гибкой, вариативной, носить «упреждающий», ориентированный на будущее характер.
Материалы и методы. В ходе работы применялись метод дуальных оппозиций, структурно-функциональный анализ, моделирование (гипотетико-индуктивный метод). Был осуществлен обзор статей, раскрывающих проблемы конфликтологической подготовки будущих педагогов и ее научно-методического обеспечения.
Результаты. Результаты обзора и анализа научной литературы по проблеме свидетельствуют о потребности системы образования в разработке проактивной модели конфликтологической подготовки будущих педагогов и ее научно-методического обеспечения. Это актуализировало разработку подобной модели с обоснованием ее методологии, содержания образования и методического сопровождения (технологий, методов, форм, средств) подготовки будущих педагогов к эффективной работе по прогнозированию, диагностике, профилактике, разрешению и управлению конфликтами.
Обсуждение. Модель-конструктор строится на основе сис-темно-синергетического, процессного, субъектно-средового, конст-руктивно-компетентностного и партисипативного подходов. Сама модель состоит из прогностического, целевого, содержательно-процессуального, методико-технологического, критериально-результатив-
а
§ ного компонентов с наличием инвариантной и вариативной части. | Заключение. Конфликтологическая подготовка будущих пе-
о
^ дагогов и ее научно-методическое обеспечение должны быть про-и активны. Это обеспечивает возможность адекватного ответа на вы-
«о
о ж а
зовы будущего, разработку стратегических ориентиров системы образования. Конфликтологическая подготовка будущих педагогов позволяет обеспечить формирование системы теоретических и практических знаний о работе с конфликтами, научно-исследовательскую деятельность студентов в сфере конфликтов, практику
а
«о
о
5
§ конфликтологической деятельности студента. Результатом является
готовность будущего педагога к работе с конфликтами в условиях
N
^ быстро меняющейся образовательной среды.
Ключевые слова: конфликтологическая подготовка; научно-методическое обеспечение; конфликтологическая подготовки будущих педагогов; конфликтологическая готовность, конфликтологические компетенции.
а
Основные положения: ч
но
- рассмотрены категориально-понятийный аппарат, структу- | ра, содержание конфликтологической подготовки будущих педагогов, методологические подходы и принципы построения модели-конструктора, ее компоненты, организация научно-методического обеспечения конфликтологической подготовки будущих педагогов.
о д и ч е с
О
е о
е с
выявлено, что модель носит проактивный характер и стро- е
ч
е
ится на основе системно-синергетического, процессного, субъектно- ни
е
средового, конструктивно-компетентностного и партисипативного по
дг
подходов; состоит из прогностического, целевого, содержательно- о
о
в к и
д ду
ганизационно-педагогических условий: сетевое проактивное вза- ^
е
го у
ч и
процессуального, методико-технологического, критериально-результативного компонентов; предполагает создание определенных ор-
модействие образовательных организаций и организаций высшего образования, создание насыщенной образовательной среды, сопровождение личностного развития студента.
а
1 Введение (Introduction) §
Конфликты являются естественным, объективно существующим явлением жизни общества, поскольку идет постоянное столкновение интересов отдельных людей, малых и больших социальных групп. Более того, конфликтность общества в силу объективных причин (глобализация и потребность в сохранении тради-
§ ж
и
и я
к
№
ционных национальных культур, цифровизация экономики и ^
8 о № а
системы образования, динамичные изменения общества, высокая степень неопределенности и т. п.) постоянно возрастает, что, естественно, распространяется и на систему образования и ставит но- но вые задачи в подготовке будущих педагогов. Это касается необхо- р димости введения обязательной конфликтологической подготовки де будущих педагогов, позволяющей вооружить их необходимыми а
компетенциями для работы в постоянно меняющейся образовательной среде, адекватно и своевременно реагировать на проблемные ситуации. Причем, важно понимать, что эта подготовка должна осуществляться исходя из того, что динамика развития общества, неопределенность, порождаемая этим, высоки, поэтому сама подготовка должна строиться на принципе проактивности, предполагающем способность будущего педагога осознанно выбирать варианты, способы, механизмы реагирования на вновь возникающие обстоятельства, опираясь на базовые знания о работе с конфликтами. Конфликтологическая подготовка, исходя из вышесказанного, должна быть гибкой, вариативной, носить «упреждающий», ориентированный на будущее характер [1-5].
В рамках данной статьи определимся с используемой терминологией. Конфликтологическая подготовка рассматривается нами как процесс конструктивного взаимодействия преподавателя и студента, реализуемый поэтапно в рамках профессиональной подготовки в вузе в соответствии с образовательным и профессиональным стандартами с целью формирования готовности к диагностике, профилактике и разрешению конфликтов. Конфликтологическая подготовка предполагает в результате формирование конфликтологической компетентности и готовности к работе с конфликтами [6-8].
Конфликтологическая компетентность рассматривается как транспрофессиональная способность для реализации профессий типа человек-человек, позволяющая осуществлять профессиональную деятельность в этом направлении и способствующая формированию конфликтологической готовности [1; 9; 10; 11; 12].
Под конфликтологической готовностью мы понимаем инте-^ гративное личностное качество, содержательно представленное ьЗ взаимосвязанными когнитивным, инструментальным, социально-коммуникативным и личностным компонентами, обеспечивающи-
а
«о
о
I
о
йн
сц
и
а
«о
о
н
а
а
«о
о
5
* ми профессиональную деятельность будущих педагогов по диагно-
стике, профилактике и разрешению конфликтов с субъектами обра-^ зовательного процесса [6; 7, 8].
2 Материалы и методы (Materials and methods)
В ходе работы применялись метод дуальных оппозиций, структурно-функциональный анализ, моделирование (гипотетико-индуктивный метод). Был осуществлен обзор статей опубликованных в международных базах цитирования Scopus и Web of Science, РИНЦ за 2016-2020 гг., раскрывающих разные составляющие научно-методического обеспечения конфликтологической подготовки будущих педагогов [8; 11-18].
3 Результаты (Results) Анализ исследований проблемы учеными и результат собст- ЛЛ
о
венных исследовании позволили нам выделить следующие компо- Ч
л ж к л S
о д
г о
ч
ч ж о
о д
и ч л с
о л
о
ненты структуры конфликтологической готовности: знания о сущности конфликтов, их классификации, причинах возникновения, стратегиях и тактиках разрешения (когнитивный компонент); методики и технологии диагностики, профилактики и разрешения конфликтов (инструментальный компонент); ценности, цели, мотивы, ^ способы коммуникации, саморегуляция и регуляция взаимодействий, влияющие на возникновение конфликтов, стратегии совла- V дающего поведения и личностные профессионально значимые качества, способствующие разрешению конфликтов (личностный компонент); опыт социального взаимодействия, построение конструктивных отношений, понимания других людей (социально-коммуникативный компонент) [4; 6; 7; 8; 10; 11; 13; 19; 20].
Исходя из структуры конфликтологической готовности (когнитивный, инструментальный, личностный, социально-личностный компоненты), выделяем компоненты научно-методического обеспечения конфликтологической подготовки бу- рр
дущих педагогов: теоретико-методологический компонент, предпо- §
а
лагающий обоснование и разработку содержания конфликтологической подготовки; инструментально-технологический компонент — обоснование и разработка технологий, методик, определение форм, средств, условий; личностный — обоснование и разработка техно-
о
№
к
*
3 а
о
о ж
к
к
*
о* ж
о
Й 3
л д л
и
логий и методик, ориентированных на осознание студентом индиви- s
дуальных особенностей, влияющих на собственное конфликтное поведение, его коррекцию и выработку индивидуального стиля работы по прогнозированию, диагностике, профилактике, разрешению, управлению конфликтами, социальный — обеспечение доступности механизмов взаимодействия с образовательными организациями для освоения опыта конструктивного взаимодействия с его субъектами. Критериями эффективности научно-методического обеспечения конфликтологической подготовки будущих педагогов, соответственно, будут выступать теоретическая подготовка в области конфликтологии, владение технологиями прогнозирования, диагностики, профилактики, разрешения, управления конфликтами, личностная готовность к работе с конфликтами и опыт продуктивного взаимодействия.
Выявив компоненты научно-методического обеспечения конфликтологической подготовки, выделим следующие его модули:
1) Базовый теоретический модуль, включающий знания о природе, причинах, функциях конфликтов, их классификации, стратегиях и тактиках разрешения, технологиях диагностики, прогнозирования, профилактики, разрешения, управления конфликтами. Освоение этого модуля должно быть сопряжено с личным опытом студента, подключением рефлексии, эмпатии, самосознания, самопознания. Поэтому формой реализации этого модуля могут быть лекции с элементами дискуссии, беседы, практические занятия, включающие тренинги, ролевые, деловые игры и т. п.
2) Базовый инструментальный, предполагающий овладение
и технологиями прогнозирования, диагностики, профилактики, раз-
,а в
о
н
а лар
а
а в
о
к
I
о
йн
решения, управления конфликтами.
3) Модуль личностного развития, обеспечивающий овладение студентом внутренними ресурсами, самоосознание, самооценка. Саморегулирование, обеспечение самоэффективности, включающий тьютерское сопровождение, тренинги личностных
а в
о
л
ко коммуникативных навыков, самодиагностики.
4) Модуль субъектной конфликтологической деятельности
N
^ предполагает вариативную деятельность студента в сфере конфлик-
тологии. Это может быть разработка социальных проектов, помощь в работе школьных служб примирения, в научной студенческой лаборатории и т. п., т. е. внеаудиторная работа студента. 4 Обсуждение (Discussion)
Определение содержания привело нас к необходимости разработки модели-конструктора конфликтологической подготовки
л
будущего педагога, позволяющей в зависимости от основных обра- §
ии
зовательных программ, установок, возможностей вуза строить со- I
0 §
1
наличие инвариантном и вариативном части.
Прогностический компонент модели-конструктора включает анализ вызовов будущего, социального заказа и стратегических ориентиров конфликтологической подготовки на основе прогнозирования, форсайта, метода дуальных оппозиций, позволяющих
Ч
ж о
держание и процесс подготовки будущих педагогов к работе с конфликтами в образовательной среде. е
Модель строилась нами на основе системно-синергетичес-кого, процессного, субъектно-средового, конструктивно-компетент-ностного и партисипативного подходов. Каждый из подходов задает ракурс, определяющий содержание компонентов конфликтоло-
в
гической подготовки, создавая поле вариантов его построения, что | объясняет целесообразность опоры на несколько подходов при его ^ концептуальной разработке.
О
Все вышесказанное позволило определиться с компонентами V модели-конструктора: прогностический, целевой, содержательно-
процессуальный, методико-технологический, критериально-резуль- №
й
тативный. Сущность самой модели-конструктора подразумевает
§ ж
и
и s
8 №
определить содержание и технологии конфликтологической подго- ^
товки будущих педагогов, т. е., по существу, содержательно опреде- в
й
ляет остальные компоненты модели [6; 7].
Целевой компонент обусловлен таким инвариантом, как це- |
й
левые установки конфликтологической подготовки педагогов сол
гласно образовательным и профессиональным стандартам, а имен- в но: овладение целостной системы знаний о конфликтах и работе с а
ними, спектром технологий прогнозирования, диагностики, профилактики, разрешения и управления конфликтами, сформированными профессионально-личностными качествами и сложившимися ценностными ориентирами в отношении конфликтологической деятельности.
Содержательно-процессуальный компонент конфликтологической подготовки представляет собой взаимосвязанную совокупность содержательных блоков и педагогического инструментария: теоретико-методологический блок включает обоснование и разработку содержания конфликтологической подготовки; инструментально-технологический — обоснование и разработку технологий, методик; определение форм, средств, условий подготовки; личностный — инструментов, ориентированных на осознание студентом индивидуальных особенностей, влияющих на собственное конфликтное поведение, его коррекцию и выработку индивидуального стиля работы по прогнозированию, диагностике, профилактике, разрешению, управлению конфликтами; социальный — планирование сетевого взаимодействия педагогического вуза с образовательными учреждениями, где будет организована практическая подготовка и исследовательская работа студентов по подготовке к конфликтологической деятельности.
Педагогический инструментарий состоит из: - нормативно-методического обеспечения: рабочие программы дисциплин, методические рекомендации по организации и самостоятельной работы и фонды оценочных средств; вариативные
«о
о ж
а ^
а
«о
0
1
о
йн
программы индивидуальной работы со студентами (индивидуальные образовательные траектории, разрабатываемые во взаимодействии со студентом), программы практик и сетевого взаимодействия «вуз-школа», дополнительного и неформального образования;
- информационно-методического обеспечения: учебная ли-
а
«о
о
5
§ тература, периодические издания в библиотечном фонде, электрон-
ные библиотеки и базы; кейсы, кино-, аудио-, видеоматериалы, он-
N
^ лайн-тренажеры, самообразовательные пособия и т. п.;
- интерактивно-методического обеспечения: соглашения, регулирующие взаимодействие с партнерами (например, реализация научных исследований; проектов по апробации технологий конфликтологической деятельности и т. п.); механизмы взаимодействия и алгоритмы по их реализации и др.;
- инструментально-методического обеспечения: комплекс методик и технологий по разрешению конфликтов (системный анализ конфликта, переговоры, посредничество, медиация, «совместное отражение и действие» и др.); психолого-педагогических технологий (диагностика, тренинги, консультирование, модерация, е фасилитация, коучинг и др.); технологий, обучающих продуктивному взаимодействию (партнерство, добровольчество, выполнение заказа, совместный проект и т.п.), реализуемых в реальной школьной среде [15; 16; 17; 21; 22];
- сопровождения личностного развития студента (программа тьюторского сопровождения, наставничества, стратегическое планирование, индивидуальный образовательный маршрут,
о
электронное портфолио и т. п.). ч
Процесс научно-методического обеспечения конфликтоло-
л о а е ч е н
и е
а
о
д
г о
3
о
в
к и
д
у
гической подготовки включает как минимум три этапа: проектиро- к
а
вочный, организационно-деятельностный и аналитико-корректи- ^ рующий, их последовательная и цикличная реализация необходима для своевременного обновления и поддержания инновационности, о
опережающего характера подготовки. и
к
Результативный компонент конфликтологической подготовки включает критерии и методы его оценки. Результативность в проявляется в двух аспектах: конфликтологической готовности бу- р дущего педагога (критерии: теоретический, технологический, лич- ов ностный, продуктивный); качестве обеспечения конфликтологической подготовки (варианты критериев: системность, актуальность о
й
используемых технологий обучения с позиций стратегических ори- р
д
ентиров, адекватность реализуемых инструментов запросам прак- в тики, инновационность, конструктивность). Инструментами оценки а
выступают экспертные оценки продуктов деятельности, самооценки субъектов образовательного взаимодействия и оценка удовлетворенностью конфликтологической подготовкой самих студентов и их работодателей.
Реализация конфликтологической подготовки требует создания определенных организационно-педагогических условий:
1. Сетевое проактивное взамодействие образовательных организаций и организаций высшего образования, создающее реальную возможность освоения студентом на практике компетенций по работе с конфликтами, получение опыта исследования, поиска, разработки и внедрения технологий диагностики, профилактики и разрешения конфликтов на основе сотрудничества по развитию образовательной организации.
2. Создание насыщенной образовательной среды, включающей материально-техническое, информационно-методическое, технологическое оснащение образовательного процесса. Материально-техническое оснащение конфликтологической подготовки включает аудитории, оснащенные для проведения тренингов, ролевых игр, те-ле-видео-аппаратура, доступность баз, электронных библиотек для изучения данных современных исследований, открытость площадок непрерывного и цифрового образования [23]. Информационно-методическое оснащение предполагает разработку рабочих программ дисциплин и методических материалов к ним, позволяющих сформировать у студентов теоретические знания по конфликтологии. Эле-
и менты конфликтологической подготовки включаются в дисциплины:
,а в о н а лар
а
а в о к
I
о
йн
«Введение в педагогическую специальность», «Педагогика», «Психология», в педагогическую практику (1, 2 курсы). Они являются базой для дисциплины «Педагогическая конфликтология» (3 курс). Программы работы факультативов, научной студенческой лаборатории, ориентированные на углубленное освоение и исследование техноло-
а в о
л
§ гий разрешения конфликтов, таких, как переговоры и медиация. Это
могут быть проекты «Конфликтологическая скорая помощь в школе»,
N
^ «Служба примирения в образовательном учреждении» и т. п.
Технологическое оснащение включает не только сами технологии (ролевые игры, тренинги, кейс-технологии, коучинг, коммуникативные технологии, проблемные технологии и т. п.), но и процесс технологического обеспечения, включающий изучение, апробацию, трансляцию продуктивных технологий.
3. Сопровождение личностного развития. Процесс подготовки к работе с конфликтами предполагает личностное включение студента в учебный материал, введение практики прогнозирования будущего, построения образовательной траектории с учетом возможностей образовательной программы, дополнительного и не- е формального образования; освоения электронного партфолио как инструмента планирования, самоанализа, фиксации достижений; тьютерское сопровождение в образовательном процессе в вузе и наставничество на площадке практики, в реализации проектов.
5 Заключение (Conclusion)
о
в «
и
Высокий уровень конфликтности современного общества, д
затрагивающий систему образования, диктует необходимость про-
§
фессиональной подготовки будущих педагогов к работе с конфлик- V тами, что, в свою очередь, актуализирует проблему разработки научно обоснованного, практико-ориентированного, динамично обновляемого обеспечения такой подготовки.
Конфликтологическая подготовка будущих педагогов должна носить проактивный характер, позволяющий адекватно отвечать § на постоянно изменяющуюся социальную ситуацию, эффективно реагировать на вызовы будущего. Это предопределило разработку нами модели-конструктора, позволяющей использовать ее в ситуа-
« р
а
о
ж
и и
«
8 №
циях постоянно меняющихся условий и возможностей системы об- ^
8
разования. о
а
Направленность вектора конфликтологической подготовки
следующая: обеспечение формирования системы теоретических и §
к.
практических знаний о работе с конфликтами — обеспечение науч- ^
л
но-исследовательской деятельности студента в сфере конфликтов — о обеспечение практики конфликтологической деятельности студента а
во взаимодействии с партнерами — обеспечение самопознания, саморазвития повышения субъектности студента через интериориза-цию конфликтологического знания и экстериоризацию опыта конфликтологической деятельности.
Библиографический список
1. Борисова Е. С. Проблема конфликтологической компетентности в пространстве общеобразовательной организации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19. № 2. С. 28-32.
2. Гридчин А. А. Цыганкова Е. Н. Неотложные вопросы урегулирования конфликтов в школьной общине // Теория и практика социального развития. 2018. № 3 (121). С. 19-23. DOI: 10.24158/tipor.2018.3.3.
3. Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф., Шевченко В. Я. Научно-образовательная панорама модернизации подготовки педагогов непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 1. С. 63-81. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-63 81.
4. Лубков А. В. Современные проблемы педагогического образования // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 34-54. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-36-54.
5. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития Е. В. Фролова [и др.] // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 227-239. DOI: 10.32744/pse.2019.3.17.
6. Конфликтологическая подготовка будущих педагогов в вузе / С. В. Рослякова [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 1 (177). С. 375-380.
7. Взаимодействие формального и неформального образования в форми-§ ровании конфликтной готовности будущих учителей Е. М. Харланова [и др.] // § ЦИТИСЭ. 2019. № 5 (22). С. 118-128. DOI: 10.15350/24097616.2019.5.11.
8. Bissembayeva A., Sivrikova N., Roslyakova S., Kharlanova E., Sokolova N.,Moiseeva E. & Zherebkina V. (2018), "The formation of con-flictological readiness of the future teachers - psychologists", OPCION Jornal, vol. 34, special issue 15, 1350-1377.
9. Васянина О. Л. Об условиях формирования конфликтологической
I
о
йн
И5
U
а
«о
0 ж
s компетентности преподавателей военного вуза при работе с иностранными воен
01
^ нослужащими // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 66-69.
10. Никулина И. В. Управление конфликтами в образовательной органи-
^ зации // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология.
§ 2019. Т 25. № 1. С. 76-81. DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-1-76-81
I 11. Alpysbayeva M.B., Karmanova Z.A., Bobrova V.V., Sharzadin
tj A.M. &Mazhenova R.B. (2019), "Development of conflict management com-
^ petency in social work undergraduate students", Science for Education To-
day, no. 3 (9), pp. 58-80.
12. Romanova E.S., Rychikhina E.N.,Bershedova L.I., Nabatnikova L.P. & Akhtyan A.G. (2019), "Conflictological competence of a teacher as a condition of positive interaction in the educational environment", Espacios, no. 31 (40), pp. 1-10.
13. Iranzo-García P. Camarero-Figuerola M., Barrios-Arós C., Tierno - . García J. M. & Gilabert-Medina S. (2018), "What do teachers think about 45 school leadership competences and their pre-service training?", REICE. Re- g vista Iberoamericana Sobre Calidad, Eficacia y Cambio en Educación, no. 3 | (16), pp. 29-48.
14. García Gómez T. & Vicente Hernando C. (2020), "De The forum-theatre as a didactic tool for the educational change", Educacion XXI, no. 1 (23), pp. 437-458.
15. Camacho Sojo Y. del C. (2018), "Mediation in conflicts: chal- ^ lenges in the on-going education of elementary school teachers", Revista de
о a л л
Mediación, no. 2 (11). §
к л a о д г о
16. Costa E. P. & Sá S. (2019), "Teacher Narratives on the Practice of Conflict", Mediation Springer Verlag, pp. 156-169.
17. Ciuladiene G. & Raudeliunaite R. (2016), "Peer mediation as tool to resolve school based conflitcs: the opinion of an school staff (case к study)", 8th International Conference on Education and New Learning Tech- ^ nologies, Barcelona, Spain, pp. 8915-8923. у
18. Peñalva A. & Leiva J. (2019), "La interculturalidad en el contex- л
0
to universitario: necesidades en la formación inicial de los futuros profesion- у
4
ales de la educación", Educar, no. 1 (55). pp. 141-158. §
19. Алейников А. В, Огребков А. И. Междисциплинарность как методологическая основа для анализа конфликтного явления и образовательной про- * граммы "Конфликтология" // Интеграция образования. 2017. № 1 (21). О. 138- ^ 151.. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.138-151. §
20. Зинченко Ю. П., Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального обра- § зования: векторы развития // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. О. 11- к 35.DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-11-35. §
21. Байнова М., Масликов В., Полякова О., Палехова П., Сулягина Ю. Использование арт-терапии в конфликтологии в образовании // Универсальный журнал образовательных исследований. 2020. № 2 (8). О. 410-416. DOI: р 10.13189/ujer.2020.080211 00
22. Леонов Н. И., Главацких М. М. Изменение образа конфликтной ситу- § ации при обучении учащихся школ навыкам посредничества // Психология в России: состояние техники. 2017. № 2 (10). О.165-178.
23. Никулина Н. В., Данакин Н. О., Ченцова М. М., Козлов В. Ю. Кон-
0* §
о Й
фликтная компетентность сотрудников органов внутренних дел в социологиче- р ском измерении // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 117-127. ^ DOI: 10.32744^е.2019.6.10. а
24. Смолянинова О. Г., Попова Ю. В. Недостатки в квалификации преподавателей в области использования посреднической технологии в сфере образования // Образование и саморазвитие. 2019. № 3 (14). С. 127-139. DOI: 10.26907/esd14.3.12.
N. A. Sokolova1, Ye. M. Harlanova2, S. V. Roslyakova3
^RCID No. 0000-0003-2110-8320 Doctor of Pedagogic Sciences, professor, Head of the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0002-7126-2134 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
3ORCID No. 0000-0001-8305-0051 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE PREPARATION OF THE FUTURE
« TEACHER FOR WORKING WITH CONFLICTS
Ü
a
о fi
§ Introduction. Conflicts are a natural, objectively existing
phenomenon of society life. Globalization, digitalization of econo-
IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
Abstract
^ my and education system, dynamic changes in society, high degree of uncertainty tend to grow. It affects the education system and sets new tasks in training future teachers. There is a need for mandatory conflict prevention training for future educators. The training of future teachers to work with conflict should be based on the principle
N
^ of proactivity, which implies the ability of the future teacher to con-
sciously choose options, methods, and mechanisms to respond to newly emerging circumstances, based on basic knowledge about working with conflict. Such training should be flexible, variable and 'anticipatory' and future-oriented.
Materials and methods. The method of dual opposition, structural-functional analysis, modeling (hypothetical-inductive method) were used in the course of work. The review of articles
a
revealing the problems of conflictological training of future °
£
teachers and its scientific and methodological support was caro
ried out. ^
Results. The results of the review and analysis of scientific literature on the problem indicate the need for the education system to develop a proactive model of conflict prevention training for future teachers and its scientific and methodological support. This actualized the development of such a model with a rationale
support (technologies, methods, forms, and tools) for training future teachers to effectively work on forecasting, diagnostics, prevention, conflict resolution and management.
Discussion. The model designer is built on the basis of system-synergy, process, subject - environmental, constructive -competent and participative approaches. The model itself consists of prognostic, target, content-procedural, method-technological, and criterion-resulting components with invariant and variative parts.
c
a
s
ID
c
o
°S c
a
<—i s
te
o ft
Oo
ft £
for its methodology, educational content and methodological a
I
^
o' s
ft
ft
I
E
£
£ a ft
£ ft
ft ft
O à
Conclusion. Conflictological training of future teachers ^
and its scientific and methodological support should be proactive. §
~ g
This provides an opportunity to adequately respond to the chal-
s a
s &
lenges of the future and to develop strategic guidelines for the education system. Conflictology training of future teachers allows for the formation of a system of theoretical and practical E °
s E
ft ^ ^ e
knowledge about conflict management, research activities of stu- e a
ft S' a s
a
dents in the field of conflicts, and the practice of conflict studies
a
ü
a
to o
öi
^
fi
*£ >
o
R
-S £
O
of the student. The result is a future educator's readiness to work with conflicts in a rapidly changing educational environment.
Keywords: Conflict training; Conflict readiness; Conflict competence; Scientific and methodological support for future teachers' conflict training.
Highlights:
The article considers the categorical and conceptual apparatus, structure, content of conflict training of future teachers, methodological approaches and principles of building a model -constructor, its components, and the organization of scientific and methodological support for conflict training of future teachers.
It is revealed that the model has a proactive character and is based on system-synergetic, process, subject-environment, constructive-competence and participatory approaches; it consists of predictive, target, content-procedural, methodological-technologi -cal, criteria-effective components; it involves the creation of certain organizational and pedagogical conditions: network proactive interaction of educational organizations and higher education organizations, creating a rich educational environment, supporting the student's personal development.
References
1.Borisova E.S.(2017), Problema konfliktologicheskoy kompetentnos-ti v prostranstve obshcheobrazovatel'noy organizatsii [The problem of con-flictological competence in the space of a General education organization]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. Sotsi-al'nyye, gumanitarnyye, mediko-biologicheskiye nauki, 2, 28-32. (In Russian).
2. Gridchin A.A. & Tsygankova E.N. (2018), Neotlozhnyye voprosy uregulirovaniya konfliktov v shkol'noy obshchine [Urgent issues of conflict resolution in the school community]. Teoriya i praktika sotsial'nogo razviti-ya, 3 (121), 19-23. DOI: 10.24158/tipor.2018.3.3. (In Russian).
3. Dorozhkin E.M., Zeer E.F. & Shevchenko V.Ya. (2017), Nauchno-obrazovatel'naya panorama modernizatsii podgotovki pedagogov nepreryv-nogo professional'nogo obrazovaniya [Scientific and educational panorama of modernization of training of teachers of continuous professional education]. Obrazovaniye i nauka, 1, 63-81. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1 -63 81. (In Russian).
4. Lubkov A.V. (2020), Sovremennyye problemy pedagogicheskogo obrazovaniya [Modern problems of pedagogical education]. Obrazovaniye i nauka, 3, P. 34-54. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-36-54. (In Russian).
5. Frolova E.V., Ryabova T.M., Rogach O.V. & Zuikina A.V. (2019), Konflikty v sisteme shkol'nogo obrazovaniya: klyuchevyye problemy, spetsifi-ka i faktory razvitiya [Conflicts in the school education system: key problems, specifics and development factors]. Perspektivy nauki i obrazovaniya, $$ 3 (39). 227-239. DOI: 10.32744/pse.2019.3.17. (In Russian) $
6. Roslyakova S.V., Kharlanova E.M., Artemyeva N.P., Chernikova
E.G. & Ryabykh I.G. (2019), Konfliktologicheskaya podgotovka budushchikh ^
pedagogov v vuze [Conflictological training of future teachers in higher edu- ^
cation]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 1 (177), pp. 375-380.
7. Kharlanova E. M., Sivrikova N. V., Bisembayeva A. K., Moiseeva ^ E. V. (2019), Vzaimodeystviye formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya v $
Russian).
10. Nikulina I.V. (2019), Upravleniye konfliktami v obrazovatel'noy
formirovanii konfliktnoy gotovnosti budushchikh uchiteley [Interaction of l
formal and non-formal education in the formation of conflict readiness of 3 future teachers]. TSITISE, 5 (22), 118-128. DOI: 10.15350/24097616.2019.5. °
a
11. (In Russian). 3
8. Bissembayeva A., Sivrikova N., Roslyakova S., Kharlanova E., ^
Sokolova N.,Moiseeva E. & Zherebkina V. (2018), "The formation of con- p
3
a
S
flictological readiness of the future teachers - psychologists", OPCION Jornal, vol. 34, special issue 15, 1350-1377.
9. Vasyanina O.L. (2015), Ob usloviyakh formirovaniya konfliktolog- 3
icheskoy kompetentnosti prepodavateley voyennogo vuza pri rabote s in- 4
ostrannymi voyennosluzhashchimi [On the conditions of formation of con flictological competence of military University teachers when working with ^ foreign military personnel]. Obrazovaniye i samorazvitiye, (46), 66-69. (In |
S a
c ^
to
organizatsii [Conflict Management in an educational organization]. Vestnik O Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya, 76-81. DOI: ^
10.18287/2542 -0445-2019-25-1 -76-81. (In Russian).
11. Alpysbayeva M.B., Karmanova Z.A., Bobrova V.V., Sharzadin g A.M. &Mazhenova R.B. (2019), "Development of conflict management competency in social work undergraduate students", Science for Education To- | day, no. 3 (9), pp. 58-80. 3 4
12. Romanova E.S., Rychikhina E.N.,Bershedova L.I., Nabatnikova L.P. & Akhtyan A.G. (2019), "Conflictological competence of a teacher as a condition of positive interaction in the educational environment", Espacios,
ft 3
S °
3 3 3 i s a
ft ^ ^ e
no. 31 (40), pp. 1-10. £ |
13. Iranzo-Garcia P. Camarero-Figuerola M., Barrios-Aros C., Tierno- §
Garcia J. M. & Gilabert-Medina S. (2018), "What do teachers think about | §
school leadership competences and their pre-service training?", REICE. Re- ^ ^
a
ü
a
o ^
fi
*£ >
o
R
-S £
O
vista Iberoamericana Sobre Calidad, Eficacia y Cambio en Educación, no. 3 (16), pp. 29-48.
14. García Gómez T. & Vicente Hernando C. (2020), "De The forum-theatre as a didactic tool for the educational change", Educación XXI, no. 1 (23), pp. 437-458.
15. Camacho Sojo Y. del C. (2018), "Mediation in conflicts: challenges in the on-going education of elementary school teachers", Revista de Mediación, no. 2 (11).
16. Costa E. P. & Sá S. (2019), "Teacher Narratives on the Practice of Conflict", Mediation Springer Verlag, pp. 156-169.
16. Ciuladiene G. & Raudeliunaite R. (2016), "Peer mediation as tool to resolve school based conflitcs: the opinion of an school staff (case study)", 8th International Conference on Education and New Learning Technologies, Barcelona, Spain, pp. 8915-8923.
18. Peñalva A. & Leiva J. (2019), "La interculturalidad en el contexto universitario: necesidades en la formación inicial de los futuros profesionales de la educación", Educar, no. 1 (55). pp. 141-158.
19. Aleynikov A.V. & Strebkov A.I. (2017), Mezhdistsiplinarnost' kak metodologicheskaya osnova dlya analiza konfliktnogo yavleniya i obra-zovatel'noy programmy "Konfliktologiya" [Interdisciplinarity as a methodological basis for analyzing the conflict phenomenon and the educational program "Conflictology"]. Integratsiya obrazovaniya, 1 (21), 138-151. DOI: 10.15507/1991 -9468.086.021.201701.138-151. (In Russian).
20. Zinchenko Yu.P., Dorozhkin E.M. & Zeer E.F. (2020), Psikhologo -pedagogicheskiye osnovaniya prognozirovaniya budushchego professional'nogo obrazovaniya: vektory razvitiya [Psychological and pedagogical grounds for forecasting the future of professional education: vectors of development]. Obrazovaniye i nauka, 3, 11-35. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-11-35. (In Russian).
21. Baynova M., Maslikov V., Polyakova S., Palekhova P. & Sulyagina Yu. (2020), Ispol'zovaniye art-terapii v konfliktologii v obrazovanii [The use of art therapy in conflict resolution in education]. Universal'nyy zhurnal obra-zovatel'nykh issledovaniy, 2 (8), 410-416. DOI: 10.13189/ujer.2020.080211. (In Russian).
22. Leonov N.I., Glavatskikh M.M. (2017), Izmeneniye obraza kon-fliktnoy situatsii pri obuchenii uchashchikhsya shkol navykam posrednichest-va [Changing the image of a conflict situation when teaching mediation skills to school students]. Psikhologiya v Rossii: sostoyaniye tekhniki, 2 (10), 165-178. (In Russian).
23. Nikulina N.V., Danakin N.S., Chentsova M.M. & Kozlov V.Yu. (2019), Konfliktnaya kompetentnost' sotrudnikov organov vnutrennikh del v sotsiologicheskom izmerenii [Conflict competence of employees of internal
Affairs bodies in the sociological dimension]. Perspektivy nauki i obra-zovaniya, 6 (42), 117-127. DOI: 10.32744/pse.2019.6.10. (In Russian).
24. Smolyaninova O.G. & Popova Yu.V. (2019), Nedostatki v kvalif-ikatsii prepodavateley v oblasti ispol'zovaniya posrednicheskoy tekhnologii v sfere obrazovaniya [Shortcomings in the qualification of teachers in the use of intermediary technology in the field of education]. Obrazovaniye i samo-razvitiye, 3 (14). 127-139. (In Russian). S
s
S ft
a s d
K
£
0
1
<—i o
S ft' a
<—i
s u
p p
0 r
r
r
£
ft
K
kiS p
a ft
s o
s
ft £ ft
ft u K
K a
ft
£
K r
r r
r
S s
g
1
K £ s
iro os
s S
S ft'
s s
ft s
ft £
£ K K
ft u
a
K i ro
S s l