5. Блинов, В.М. Эффективность обучения / В.М. Блинов. - Москва : Педагогика, 1986. - 191 с.
6. Романова, О.В. Эффективность преемственного обучения бакалавров, магистров и аспирантов / О.В. Романова, А.И. Калинников, О.Б. Калинникова // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 5-1 (45). - С. 79-81.
7. О преемственности формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры / Э.Б. Калиниченко, О.В. Романова, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 4 (24). - С. 104-107.
8. Гижов, В.А. Традиции и инновации в среде российского студенчества / В.А. Гижов, А.И. Капичников // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2016. - С. 31-37.
REFERENCES
1. Federal Law on Education in the Russian Federation, 29.12.2012 N 273-Fz, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
2. The concept of modernization of domestic education for the period up to 2020, available at: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.
3. Babansky, Yu.K. (1982), Optimization of educational process, Education, Moscow.
4. Bespalko V. P. (1989), Components of pedagogical technologies, Pedagogy, Moscow.
5. Blinov, V. M. (1986), Effectiveness of training, Pedagogy, Moscow.
6. Romanova, O.V. Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2015), "Efficiency of succession training of bachelors, masters and postgraduates", Humanitarian scientific researches, Vol. 5-1 (45), pp. 79-81.
7. Kalinichenko, E.B., Romanova, O.V., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2016), "On the continuity of the formation of competencies of undergraduate, graduate and postgraduate students", Professional education in Russia and abroad, Vol. 4 (24), pp. 104-107.
8. Gizhov, V.A. and Kapichnikov, A.I. (2016), "Of tradition and innovations in the environment of the Russian students", Current problems of education in educational process of higher education institution: collection of articles of the all-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 31-37.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.11.2019
УДК 378
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
Светлана Васильевна Рослякова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Михайловна Харланова, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Павловна Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Геннадьевна Черникова, кандидат социологических наук, доцент, Ирина Георгиевна Рябых, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
университет, г. Челябинск
Аннотация
В статье раскрывается сущность понятия конфликтологическая готовность педагога, представлена ее модель как профессионально-личностного образования, включающего личностно-аксио-логический, когнитивный и технологический компоненты. Для реализации конфликтологической подготовки будущих педагогов в вузе разработана модель, в которой используется потенциал учебных дисциплин, производственной практики и внеучебной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, модель конфликтологической готовности, процесс конфликтологической подготовки в вузе, диагностика, профилактика и разрешение конфликтов.
CONFLICTOLOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS AT THE UNIVERSITY
Svetlana Vasilievna Roslyakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Elena Mikhailovna Harlanova, the doctor of pedagogical sciences, professor; Natalya Pavlovna Ar-temyeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Elena Gennadiyevna
Chernikova, the candidate of sociological sciences, senior lecturer; Irina Georgievna Ryabykh, the senior teacher, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk
Annotation
The article reveals the essence of the concept of the teacher's conflictological readiness; it presents its model as a professional-personal education, including personal axiological, cognitive and technological components. To implement the conflict management training of future teachers at the university, a model has been developed that uses the potential of academic disciplines, work experience and extracurricular activities.
Keywords: professional activities, the model of conflict preparedness, process of conflict training at the university, diagnosis, prevention and resolution of conflicts.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из характеристик современного общества является его высокая конфликтность, что сказывается на людях, в том числе и детях. Растущие в условиях низких воспитательных требований, нередко вседозволенности, приоритета материальных ценностей над духовными [7], они не сдерживают себя, грубят, легко идут на конфликт как со сверстниками, так и педагогами, не всегда понимая, как найти выход из затруднительного положения. В такой ситуации к педагогу предъявляются дополнительные требования: наличие умений диагностировать, предупреждать и разрешать конфликты.
Актуальность проблемы подготовки будущего педагога в вузе к работе с конфликтом отразилась в социальном заказе государства системе высшего образования и профессиональной сфере. В образовательном стандарте по направлению подготовки «Педагогическое образование» [7], профессиональном стандарте «Педагог» [5] определены компетенции, указывающие на необходимость конфликтологической подготовки будущих педагогов: умение взаимодействовать с участниками учебно-воспитательного процесса, защищать достоинство и интересы обучающихся; помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; создавать комфортную образовательную среду.
Об особой актуальности проблемы конфликтологической подготовки будущих педагогов свидетельствует не снижающаяся научная активность в ее изучении. В начале XXI века появились крупные исследования, в которых были предприняты попытки раскрыть сущность конфликтологической компетентности педагога; разработаны теоретические, методологические, практические основы организации процесса подготовки учителей к работе с конфликтами в школе (В .В. Базелюк [1], Г.В. Бережная [2] и др.). В этом десятилетии обсуждаются проблемные аспекты подготовки педагогов [8], вопросы сущности и структуры конфликтологической готовности и близких ей по содержанию понятий [4], содержания, практической реализации процесса подготовки педагога к работе с конфликтом (А.К. Бисембаева, Н.В. Сиврикова, Н.А. Соколова [9] и
др.).
Анализ ситуации в образовании, нормативно-правовых документов и научной литературы позволил нам выделить причины актуальности проблемы конфликтологической подготовки будущих педагогов. Они связаны с высокой конфликтогенностью образовательной среды, низкой степенью готовности педагога к работе с конфликтом и отсутствием целенаправленного процесса подготовки к этому в вузе.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сказанное определило цели нашего исследования - разработать модель конфликтологической готовности будущих педагогов и структуру процесса их подготовки
в вузе. Для достижения цели использовались методы историко-педагогического, теоретического анализа научных источников и нормативно-правовых документов, методы сравнения и обобщения научных данных по проблеме конфликтологической подготовки. С помощью метода педагогического моделирования были разработаны модель конфликтологической готовности будущего педагога и структура и содержание процесса ее формирования у будущих педагогов в вузе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для того чтобы разработать процесс конфликтологической подготовки будущих педагогов в вузе, прежде всего мы создали модель конфликтологической готовности. Изучив работы В.В. Базелюка [1], Г.С. Бережной [2], А.К. Бисембаевой [9] и других авторов, мы отметили, что ученые, указывая на связь конфликтологической готовности с такими понятиями, как конфликтологическая компетентность, грамотность, культура, все же видят в ней особенное: интегративное образование, характеризующееся личностными качествами и установками (установка на осознание конфликтологической задачи, конструктивная конфликтологическая позиция) (Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин) [Цит. по: 4], готовность к решению конфликтологических задач [4, с. 274], способность преобразовывать образовательную среду, делая ее комфортной и безопасной для детей [1; 2 и др.]. Из сказанного мы заключили, что конфликтологическую готовность нужно рассматривать в совокупности личностных и деятельностных характеристик.
Ссылаясь на исследования вышеназванных авторов [1; 2; 4; 9 и др.], мы разработали модель конфликтологической готовности будущего педагога, состоящую из трех взаимосвязанных компонентов.
1. Личностно-аксиологический компонент включает установки, ценности, мотивы мирного сосуществования с окружающими, стремление к конструктивному взаимодействию в жизни и в профессиональной деятельности; личностные качества, такие как вежливость, толерантность, внимательность, тактичность и др. Этот компонент не только характеризует направленность личности педагога, но и определяет выбор инструментов педагогической деятельности, т.е наполнение когнитивного и технологического компонентов конфликтологической готовности.
2. Когнитивный компонент включает знания о конфликте, поведении в нем, способах и инструментах конструктивного выхода из него или профессионального управления им. Он обеспечивает успешность реализации технологического компонента исследуемой готовности.
3. Технологический компонент характеризуется умениями диагностировать, предупреждать и разрешать конфликт, опытом деятельности в конфликтной ситуации в качестве посредника (медиатора) или участника. Его сформированность зависит от созданных в образовательном процессе вуза условий для практической отработки умений и навыков работы с конфликтом.
В целом все компоненты модели конфликтологической готовности неразрывно связаны между собой и взаимообусловлены. Они представляют единство, отражающее успешное завершение процесса профессиональной педагогической подготовки и сформированную установку, и способность к решению профессиональных задач по диагностике, профилактике и разрешению конфликтов.
Конфликтологическую подготовку мы рассматриваем как процесс формирования конфликтологической готовности будущего педагога. Он имеет свою цель, структуру и логику развития в период получения будущим педагогом профессионального образования.
Целью конфликтологической подготовки будущего педагога является организация целостного процесса, в рамках которого формируются компоненты конфликтологической готовности. Учитывая мнение ученых о том, что процесс конфликтологической подготовки чаще всего стихиен и фрагментарен и др. [2], мы разработали его структуру,
руководствуясь принципами целостности, развития его во времени, усложнения содержания по мере повышения уровня профессионального образования.
Разработанная модель включает четыре блока, содержание которых реализуется на протяжении всего периода обучения в вузе.
Первый блок подготовки включает изучение дисциплин психолого-педагогического модуля учебного плана («Психология» и «Педагогика) на 1-2 курсах обучения. Здесь формируются базовые профессиональные педагогические компетенции, освоение дисциплин опосредованно влияет на формирование конфликтологической готовности будущего педагога, поскольку некоторые разделы («Педагогическая психология», «Психология общения» «Управленческие аспекты педагогической деятельности», «Психолого-педагогический практикум» и др.) прямо и косвенно затрагивают проблемы конфликта, поведения учителя в конфликтной ситуации, выбора стратегии поведения. У будущих педагогов формируется готовность не только к управлению учебно-познавательной деятельностью учеников и воспитательной работой с ними, но и к выполнению профессиональных функций в ситуации конфликта.
Второй блок включает дисциплину «Педагогическая конфликтология», реализуемую на 3 курсе, специально направленную на формирование готовности будущего педагога к работе с конфликтом в образовательной среде. Исследователями отмечено, что часто разрешение конфликта педагогом идет на обыденно-житейском уровне [3], поэтому в рамках данной дисциплины формируется конфликтологическая грамотность педагога, научная основа его поведения в конфликте. Для этого обсуждаются проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, формируются способы поведения в них, умения разрешать ученические конфликты и ситуации между другими участниками образовательного процесса.
Третий блок конфликтологической подготовки использует возможности производственных практик (на 3-5 курсах) для наблюдения, диагностики, профилактики и разрешения конфликтных ситуаций. Работая в детских оздоровительных лагерях, студенты, выполняют специальные задания по изучению причин конфликтов, путей их развития и разрабатывают альтернативные способы разрешения конфликтной ситуации. В период практик в общеобразовательных организациях (на 4 и 5 курсе обучения) будущие педагоги приобретают умения взаимодействовать с детьми в учебно-воспитательном процессе. В качестве заданий им предлагается изучение ученического коллектива методами наблюдения и социометрии; определение отношений, сложившихся в нем, выявление конфликтных, выбор способов их урегулирования.
Четвертый блок - внеучебная деятельность - представляет студентам возможность участия в работе «Школы медиации» (на протяжении всех лет обучения). Это площадка для отработки позиции посредника в конфликтных школьных ситуациях. Для этого студенты во время встреч с опытными медиаторами, школьными психологами перенимают опыт работы с конфликтами; участвуют в коммуникативных тренингах, деловых и ролевых играх школьной тематики. Посредством интерактивных форм работы у студентов формируются профессиональные умения и установки, способствующие конструктивному разрешению конфликтов.
ВЫВОДЫ
Изложенное позволило сделать два вывода в соответствии с поставленными целями:
1. Конфликтологическая готовность как профессионально-личностное образование выражается в сформированной установке и способности к решению профессиональных задач по диагностике, профилактике и разрешению конфликтов. Структура модели конфликтологической готовности определяется тремя взаимосвязанными компонентами: личностно-аксиологическим, который отражает установку будущего педагога на работу с конфликтом; когнитивным и технологическим, в
совокупности обеспечивающими высокий профессиональный уровень владения конфликтологическими умениями.
2. Конфликтологическая подготовка как неотъемлемая часть процесса профессиональной подготовки реализуется с использованием ресурсов, во-первых, дисциплин учебного плана, опосредованно и непосредственно влияющих на формирование конфликтологической готовности, во-вторых, производственной практики и, в-третьих, внеучебной деятельности. Каждый элемент конфликтологической подготовки имеет приоритетную задачу по формированию конфликтологической готовности, что обеспечивает последовательность и целостность в ее реализации.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Мордовского государственного педагогического университета, грант № 28-05/2019 4.06.2019 г. «Формирование конфликтологической готовности студентов педагогических вузов»
ЛИТЕРАТУРА
1. Базелюк, В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе: методология, теория, практика : дис. ... д-ра пед. наук / Базелюк В.В. - Челябинск, 2005. - 402 с.
2. Бережная, Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы : дис. ... д-ра пед. наук / Бережная Г.С. - Калининград, 2009. - 341 с.
3. Ишкова, Ю.С. Конфликтологическая компетентность современного педагога / Ю.С. Иш-кова // Образование и воспитание. - 2018. - № 1. - С. 11-12. - URL : https://moluch.ru/th/4/archive/81/3034/ (дата обращения: 16.10.2019).
4. Митяева, А. М. Конфликтологическая компетентно сть будущего специалиста как предмет научного исследования / А.М. Митяева // Ученые записки Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева. Серия : Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 2 (46). - С. 273-280.
5. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
- URL : https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 16.10.2019).
6. Рослякова, С.В. Особенности социализации современных подростков / С.В. Рослякова, Т.Г. Пташко, Е.Г. Черникова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7, № 4 (25). - С. 292296.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). - URL : https:// http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245782/ (дата обращения: 15.10.2019).
8. Черникова, Е.Г. Профессионально-значимые качества глазами молодых учителей (по материалам социологического исследования) / Е.Г. Черникова, С.В. Рослякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 5. - С. 107-112.
9. ^e formation of conflict logical readiness of the future teachers-psychologists / A. Bisemba-yev, N. Sivrikova, S. Roslyakova, E. Kharlanov, N. Sokolova, E. Moiseeva, V. Zherebkina // Opcion. - 2018.
- Т. 34, № Special Issue 15. - P. 1350-1377.
REFERENCES
1. Bazelyuk, V.V. (2005), Conflictological training of a future teacher in a pedagogical university: methodology, theory, practice, dissertation, Ekaterinburg.
2. Berezhnaya, G.S. (2009), Formation of conflictological competence of teachers of a comprehensive school, dissertation, Kaliningrad.
3. Ishkova, Yu.S. (2018), "Conflictological competence of a modern teacher", Education and upbringing, No. 1, pp. 11-12, available at: https://moluch.ru/th74/archive/81/3034.
4. Mityaev, A.M. (2012), "Conflict competence of a future specialist as a subject of scientific research", Uchenye zapiski of Orel State University im. I.S. Turgenev. Series: Humanities and Social Sciences, No. 2 (46), pp. 273-280.
5. Professional standard "Teacher" (pedagogical activity in the field ofpreschool, primary general, basic general, secondary general education) (teacher, teacher), available at: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok. html.
6. Roslyakova, S.V., Ptashko, T.G. and Chernikova, E.G. (2018), "Features of socialization of modern adolescents", Baltic Humanitarian Journal, Vol. 7, No. 4 (25), pp. 292-296.
7. Federal state educational standard of higher education - undergraduate in the field ofpreparation 44.03.05 Pedagogical education (with two specialization profiles), available at: https: // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245782.
8. Chernikova, E.G. and Roslyakova, S.V. (2016) "Professionally significant qualities through the eyes of young teachers (based on materials from a sociological study)", Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 5, pp. 107-112.
9. Bisembayeva, A., Sivrikova, N., Roslyakova, S., Kharlanova, E., Sokolova, N., Moiseeva, E. and Zherebkina, V. (2018), "The formation of conflict logical readiness of the future teachers-psychologists", Opcion, Vol. 34, № Special Issue 15, pp. 1350-1377.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2019
УДК 37.037.1
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Наталия Анатольевна Рыбачук, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар; Анастасия Петровна Романова, преподаватель, Наталья Геннадьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Несложно представить профессиональную деятельность как труд, выполненный в рамках определенной профессии со специфическими способами и средствами специальности на определенном уровне квалификации. По нашему представлению профессия не делится на отдельные специальности, а базируется на них как части процесса реализации и достижения конечных целей. Каждая область профессиональной деятельности имеет свою цель, задачи, условия их решения, объекты воздействия. Этим и отличается одна профессия от другой.
Ключевые слова: физическая подготовленность, адаптационный потенциал, физическая работоспособность, физическая культура.
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF THE PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL EDUCATION FOR STUDENTS OF
PEDAGOGICAL SPECIALTIES
Nataliya Anatolyevna Rybachuk, the doctor of education, professor, Kuban State University, Russia, Krasnodar; Anastasia Petrovna Romanova, the teacher, Natalia Gennadyevna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
It is not difficult to imagine the professional activity as work performed within a certain profession with specific ways and means of specialization at a certain level of qualification. In our opinion, the profession is not divided into separate specialties, but is based on them as part of the process of implementation and achievement of the final goals. Each field of professional activity has its own goal, tasks, conditions of their solution, objects of influence. This is what distinguishes one profession from another.
Keywords: physical fitness, adaptive capacity, physical performance, physical education.
Построение учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» должно строиться на профессионально-прикладной физической подготовке для успешной профессиональной деятельности студента [1, 2]. Проблема как получить престижную специальность и при этом сохранить собственное здоровье существовала всегда. Поэтому