Научная статья на тему 'Формирование личности сотрудника уголовно-исполнительной системы -гражданина и патриота своей Родины'

Формирование личности сотрудника уголовно-исполнительной системы -гражданина и патриота своей Родины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / СОТРУДНИК / EMPLOYEE / РОДИНА / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ПАТРИОТ / PATRIOT / ЭТИКА / ETHICS / NATIVE COUNTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Елена Вячеславовна, Аксенова Анна Владимировна

Верность присяге, служебному долгу, личная ответственность за судьбу Отечества, самоотверженность, готовность к самопожертвованию, справедливость, неподкупность, честность профессионально значимые качества, которые стоят в центре внимания патриотического воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Важно, каким будет сотрудник будущего, в какой мере он освоит важнейшие духовно-нравственные понятия и обязанности по отношению к своему Отечеству -гражданина и патриота!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the identity of a penal system employee as a citizen and a patriot of his native country

In this article the authors claim that fidelity to the oath, an office debt, a personal responsibility for destiny of the Fatherland, dedication, readiness for self-sacrifice, justice, integrity, honesty to be professionally significant qualities which stand in the center of attention of patriotic education of FPS of Russia. They also find important the future image of the employees, i.e. in what measure they will master the major spiritual and moral concepts and obligations for the relation to the Fatherland the citizen and the patriot!

Текст научной работы на тему «Формирование личности сотрудника уголовно-исполнительной системы -гражданина и патриота своей Родины»

е. в. ПАВЛОВА Е. V. PAVLOVA

старшии научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, подполковник внутренней службы

А. В. АКСЕНОВА A. V. AKSENOVA

научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, капитан внутренней службы

Формирование личности сотрудника уголовно-исполнительной системы -гражданина и патриота своей Родины

Formation of the identity of a penal system employee as a citizen and a patriot of his native country

Аннотация. Верность присяге, служебному долгу, личная ответственность за судьбу Отечества, самоотверженность, готовность к самопожертвованию, справедливость, неподкупность, честность - профессионально значимые качества, которые стоят в центре внимания патриотического воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Важно, каким будет сотрудник будущего, в какой мере он освоит важнейшие духовно-нравственные понятия и обязанности по отношению к своему Отечеству -гражданина и патриота!

Ключевые слова: воспитательная работа, сотрудник, Родина, гражданин, патриот, этика.

Abstract. In this article the authors claim that fidelity to the oath, an office debt, a personal responsibility for destiny of the Fatherland, dedication, readiness for self-sacrifice, justice, integrity, honesty to be professionally significant qualities which stand in the center of attention of patriotic education of FPS of Russia. They also find important the future image of the employees, i.e. in what measure they will master the major spiritual and moral concepts and obligations for the relation to the Fatherland - the citizen and the patriot!

Key words: educational work, employee, native country, citizen, patriot, ethics.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, в том числе процесс нивелирования прежних духовно-нравственных идеалов и рождения новых, оказывают влияние на жизнь россиян. На службу в уголовно-исполнительную систему (УИС) приходят молодые люди

Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Н. М. Карамзин

с высоким уровнем общеобразовательной подготовки и с разнообразными запросами, наклонностями, интересами. Стало очевидным, что в процессе становления личности молодого сотрудника важно, чтобы он осознал себя гражданином и патриотом своей Родины.

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Процессы реформирования УИС тесно сопряжены с совершенствованием процесса воспитания кадров и ростом профессионализма, его методов и приемов, органично сочетающих формы массовой и индивидуальной работы, а также направляющих всю воспитательную деятельность на формирование у сотрудников высоких морально-этических, патриотических качеств, активной жизненной позиции, на сознательное, примерное выполнение служебного долга, служение народу, обществу, Родине.

Слово «патриотизм» происходит от греческого раМз, означает «родина» и «отечество». Патриотизм выступает фактором консолидации, сплочения различных социальных, национальных, религиозных и других групп соотечественников [1]. Необходимо отметить, что это явление историческое. Впервые слово «патриот» появилось в период французской буржуазной революции 1789-1794 годов. Патриотами тогда называли себя защитники республики в противовес сторонникам монархии. Ленин назвал патриотизмом одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств [2]. В России это понятие всегда рассматривалось как символ доблести, мужества и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства величия и могущества Российского государства. Сущность патриотизма - любовь человека к своему народу, его обычаям и традициям, к своей Родине, готовность всеми силами служить ее интересам. То есть как социальное явление патриотизм всегда выражал лучшие, благородные устремления членов общества.

Человек не рождается патриотом, любовь к Родине и многонациональному народу Российской Федерации воспитывается у наших граждан с детства - в семье, школе, в средних и высших учебных заведениях. Затем эти чувства закрепляются в трудовых коллективах под воздействием руководителей, всего уклада жизни нашей страны. Также любовь к Родине формируется знанием ее истории и умением использовать эти знания в качестве аргумента для анализа тех или иных исторических событий.

В этой связи важно отметить, что и для решения кардинальных задач УИС патриотизм - это необходимое для сотрудника качество, которое, как уже было отмечено, формируется посредством применения различных форм и методов воспитательной работы, проводимой

с личным составом в нескольких направлениях: духовно-нравственном, историко-культурном, гражданско-патриотическом, военно-патриотическом, спортивно-патриотическом.

Духовно-нравственное этическое воспитание охватывает все сферы деятельности сотрудника УИС, результатом чего должно быть не только усвоение морально-этических норм, но и формирование особого типа личности -сотрудника УИС, его морального облика со своей спецификой, имеющей профессиональную значимость. Иначе говоря, работа выстраивается вокруг группы морально-этических принципов, связующих служение интересам общества и задачи, стоящие перед УИС.

В последние годы в учреждениях и органах УИС расширяется и укрепляется сотрудничество с Русской православной церковью, другими традиционными для России конфессиями. Поскольку на смену атеизму пришло религиозное воспитание, необходимо учитывать специфику религии, ее место как в групповом, так и в индивидуальном сознании. При воспитании патриотизма у сотрудников УИС нельзя не учитывать наличие различных конфессий. Например, в мае 2015 года в городском Дворце культуры города Мелеуза (Башкирия) прошла фотовыставка, организованная в рамках сотрудничества УФСИН России по Республике Башкортостан и Соборной мечети города Салавата по инициативе Салаватской епархии и при поддержке администрации города Мелеуза, на которой были представлены фотоработы аналитика пресс-службы УФСИН России по Республике Башкортостан Михаила Новикова из цикла «Вернуть потерянные души». Героями фотографий стали священнослужители и сотрудники УИС. Первыми фотовыставку посетили учащиеся кадетских классов и сотрудники УФСИН России по Республике Башкортостан.

Духовно-нравственное этическое воспитание неразрывно связано с изучением и познанием историко-культурных корней, способствующих развитию у сотрудника УИС чувства сопричастности к прошлому, осознания величия и неповторимости Родины, ее судьбы, гордости за причастность к подвигам, жизни и деятельности предков.

В ходе данного направления работы, проводимой с личным составом, практически во всех учреждениях и органах УИС были созданы уголки (комнаты) истории, организованы

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

22

выставочные экспозиции по истории УИС. В них сосредоточены документы и реликвии, характеризующие историю УИС, боевой путь и героические подвиги фронтовиков - сотрудников УИС и др. В 2011 году началась активная деятельность по сбору экспонатов и созданию Центрального музея УИС.

Большой патриотический заряд несут в себе мероприятия по презентации Книги памяти, в которой отражены достоверные материалы из биографий сотрудников УИС, внесших большой вклад в ее развитие и укрепление. Положительное влияние на воспитание личного состава оказывает соблюдение ритуалов - вынос знамени ФСИН России, торжественное принятие присяги и др. Важным направлением служит формирование личности Гражданина, заключающей в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения [3].

В целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания налаживается сотрудничество с региональными и местными органами власти, силовыми структурами. Совместно с ними проводятся общественно-значимые мероприятия городского, республиканского, государственного уровней (концерты, выставки, спортивные соревнования и т. д.). Такие мероприятия позволяют сформировать восприятие личным составом УИС как собственных идеалов, так и общества, что дает возможность оценивать все происходящее вокруг, в том числе и свои поступки, с позиции интересов общества, что особенно актуально для сотрудников УИС в силу специфики службы.

Одним из важных направлений в патриотическом воспитании является военно-патриотическое, которое направлено на формирование высокого патриотического сознания, идей служения Родине, ее защиты, привитие гордости за свое Отечество, знание и уважение истории страны и УИС, а также сохранение и приумножение славных традиций службы.

Следует отметить, что в 2015 году большое количество сотрудников УИС приняли участие в основных ежегодных мероприятиях по празднованию дня Великой Победы, во всерос-

сийской Вахте Памяти, а также в масштабной патриотической акции по увековечению памяти павших в боях в годы Великой Отечественной войны «Бессмертный полк». Так, на примере Республики Башкортостан во всех ведомственных учреждениях были разработаны и размещены плакаты о ходе основных сражений и полководцах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, также силами сотрудников созданы и размещены стенды «Бессмертный полк» с фотографиями фронтовиков - родственников сотрудников подразделений.

Широкое распространение в 2015 году получило спортивно-патриотическое воспитание, способствующее осознанию сотрудником непосредственной связи между уровнем физической культуры и результатами службы в УИС, при этом уровень физической подготовки не оценивается лишь спортивными показателями (количеством медалей, достижений и др.), речь идет о повышении внимания и участии сотрудников в спортивных мероприятиях. Очевидно, что физическое развитие нужно всем и каждому не только для поддержания работоспособности, но и для поддержания единства, сплоченности и общей воли коллектива. В данном направлении следовало бы рассмотреть необходимость проведения мероприятия по проверке сотрудников на соответствие требованиям к физической подготовке «Готов к труду и обороне» (ГТО), тем самым выполнить государственные задачи по физическому воспитанию различных групп населения Российской Федерации.

Из всего сказанного следует, что только при условии комплексного подхода к патриотическому воспитанию сотрудников УИС возможно эффективное выполнение ими служебно-боевых задач. Это предполагает дальнейшее совершенствование воспитательной работы с личным составом во всех звеньях УИС. ^

1. Военный энциклопедический словарь России / под ред. А. М. Прохорова. М., 2002.

2. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 37. М. : Издательство политической литературы, 1969. С. 190.

3. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации : учебник / под общ. ред. докт. пед. наук и докт. юрид. наук, проф. В. Я. Кикотя. М. : ЦОКР МВД России, 2009. 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.