Научная статья на тему 'Воспитание гражданственности и патриотизма как фактор формирования духовно-нравственных ценностей военного офицера'

Воспитание гражданственности и патриотизма как фактор формирования духовно-нравственных ценностей военного офицера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
294
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ОТЕЧЕСТВО / ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шагардинова Е.

В статье рассматривается проблема воспитания патриотического и гражданского самосознания как духовной ценности военнослужащего. Автор приходит к заключению, что система аксиологических ценностей является важным фактором создания современных войск и сил, характеризующихся высоким морально-психологическим состоянием, боевой выучкой, мобильностью, готовностью к выполнению сложных и ответственных задач по защите Отечества в условиях реформирования российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF CITIZENSHIP AND PATRIOTISM AS A FACTOR OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF MILITARY OFFICER

The article discusses the problem of education of patriotic and civic consciousness as a spiritual value of a military man. The author comes to conclusion that axiological value system is an important factor in сreation of modern troops and forces characterized by a high moral and psychological state, combat training, mobility, and willingness to perform complex and crucial tasks to protect Fatherland in context of Russian society reform.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданственности и патриотизма как фактор формирования духовно-нравственных ценностей военного офицера»

13. Свистунова Ю.Н. Современная вербальная коммуникация // Молодой ученый. - 2016. - №12. -С. 1030-1032.

14. Тищенко В.А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал, 2008. Режим

доступа:

https://cyberleninka.ru/artide/n/kommunikativnye-umeniya-k-voprosu-klassifikatsii.

15. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС. - 544 с.

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОЕННОГО ОФИЦЕРА

Шагардинова Е.

Военный университет Министерства обороны РФ преподаватель кафедры иностранных языков ВУМО РФ, канд. пед. наук МГИМО (У) МИД России

EDUCATION OF CITIZENSHIP AND PATRIOTISM AS A FACTOR OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF MILITARY OFFICER

Shagardinova E.

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Foreign Language Chair Teacher Military University of Ministry of Defence of the RF Candidate of Pedagogic sciences of Moscow State Institution of International Relations,

Аннотация

В статье рассматривается проблема воспитания патриотического и гражданского самосознания как духовной ценности военнослужащего. Автор приходит к заключению, что система аксиологических ценностей является важным фактором создания современных войск и сил, характеризующихся высоким морально-психологическим состоянием, боевой выучкой, мобильностью, готовностью к выполнению сложных и ответственных задач по защите Отечества в условиях реформирования российского общества.

Abstract

The article discusses the problem of education of patriotic and civic consciousness as a spiritual value of a military man. The author comes to conclusion that axiological value system is an important factor in CTeation of modern troops and forces characterized by a high moral and psychological state, combat training, mobility, and willingness to perform complex and crucial tasks to protect Fatherland in context of Russian society reform.

Ключевые слова: аксиология, воспитание, гражданственность, отечество, патриотизм, духовность, нравственность, ценности.

Keywords: axiology, education, citizenship, fatherland, patriotism, spirituality, morality, values.

Источником жизнедеятельности армии и эффективной профессиональной военной службы офицера является его гражданская позиция, а также наличие в его психике и в глубине души особого чувства - патриотизма, «краеугольного камня», базового этического принципа для военнослужащих различных сфер, специальностей и подразделений. Проблема воспитания патриотического и гражданского самосознания военнослужащего являлась предметом постоянного внимания мыслителей, ученых, педагогов. Н.И. Болдырев, Л.И. Мищенко, Н.Е. Щуркова и др. трактовали патриотическое воспитание как часть духовно-нравственного воспитания, тогда как Л.И. Аманбаева, А.С. Гаязов, Н.А. Савотина, И.В. Суколенов, М.В. Чельцов и другие ученые рассматривали идею патриотизма как часть гражданско-патриотического воспитания. Патриотизм и гражданственность, духовность и нравственность - это два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимосвязанных феномена. Нельзя не согласиться с тем, что военно-патриотическое воспитание основывается на системе сформировавшихся на протяжении многих веков

духовно-нравственных ценностей. Эти ценности, такие как: преданность Отечеству, воинская честь, храбрость, стойкость, взаимовыручка, верность воинскому долгу являлись важнейшим мотивом действий российских войск, отличавшихся на полях сражений самоотверженностью, доблестью и мужеством.

В своей статье «Роль семьи в формировании гражданственности и патриотизма» в качестве приоритетных М.Г. Волков выделил следующие ценности военно-патриотического воспитания молодежи:

- преданность своему Отечеству;

- развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

- самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

- гуманизм и нравственность;

социальная активность, приоритет общественно-государственных интересов над личными;

- гражданственность и патриотизм [4; С. 6364].

В свою очередь необходимо более подробно раскрыть суть и содержание понятий «гражданственность» и «патриотизм». Слова «патриотизм» и «патриот» пришли в Россию в эпоху Петра I из французского языка, где patriote означало «соотечественник». Поколения русских военных деятелей видели в идее патриотизма нравственное начало жизни русского народа, защиты родной земли, идею ответственности за судьбу Отечества в целом. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие компоненты. Патриотизм есть нравственный принцип национальной и народной психологии, что предполагает любовь к Отечеству. Патриотичность является отличительной чертой военной культуры, что подразумевает уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа. Патриотизм должен проявляется в активной позиции личности, его готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм военного офицера должен проявляться в его гордости за достижения Родины, в сохранении культурных особенностей, а также самоидентификацию, то есть эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям с другими членами народа, защита интересов Родины и своего народа. Патриотизм военнослужащего должен проявляться в позитивном отношении к таким понятиям, как стойкость и мужество, героизм, гордость и достоинство, созидательный труд.

В статье «Формирование патриотизма и гражданственности в контексте становления национального самосознания» С.С. Иванов пишет, что «подлинный русский патриотизм - это пробуждение воли русского народа, с целью раскрытия творческих сил русской народной души, что способствует возрождению настоящей русской культуры, духовному оздоровлению и демографическому подъему нации. Это преобразует Россию в современное свободное и демократическое, сильное и справедливое национально-федеративное государство». [5; С.40-41].

Патриотичность является отличительной чертой военной культуры. Патриотизм человека-воина был совестью всех русских солдат. Героизм и патриотизм должны быть присущи не только военнослужащим, но им, тем не менее, эти качества необходимы гораздо более, чем представителям других слоев населения и профессий еще и потому, что в современных условиях их деятельность объективно связана с усилением меры ответственности за судьбу страны. Этическую сторону патриотизма отмечал В.С. Соловьев. Истинный патриотизм находит у него выражение в чувстве долга перед Родиной, а наивысшим проявлением этого долга -военная служба: «Издревле, - отмечал В.С. Соловьев, - всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному, почетному, которому всегда служили самые

лучшие, первейшие люди, вожди народов, герои». [6; С. 378].

Настоящий патриот всегда относился к своей Родине, как достойный сын к своей родной матери. Да, у неё (матери) бывает много недостатков. Она может не всегда правильно вести себя, поступать, как не следовало бы. Но она мать! Автор приходит к заключению, что у нашего народа, в силу его многотрудной исторической судьбы, патриотические чувства особенные. В них - источник трудолюбия, героизма, веры и долготерпения, скромности, верности и преданности, ответственности, то есть всего того, что на протяжении многих столетий воспринимается как национальный характер и душа российского народа.

Рассуждая о понятиях «гражданин» и «гражданственность» в своей монографии «Национальные традиции и обычаи офицерского корпуса России» Б.Л. Беляков отмечает, что гражданственность определяется как нравственно-политическое качество, важной составляющей которого является патриотизм. Это означает, что гражданственность должна всегда рассматриваться в её соотношении с патриотизмом. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к её историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, с его политической активностью. Патриот преисполнен любовью к своей Родине, гражданин же знает свои обязанности перед ней [2; С.156-158].

Достойным гражданином быть непросто, это отмечал ещё в XIX в. Н. Некрасов:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств. Гражданин (греч. polities, лат. civis, англ. citizen) - лицо, способное иметь гражданские права и обязанности и добросовестно исполнять их. Человек не станет достойным гражданином до тех пор, пока не поймёт, что гражданственность - это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого идеала. Способность быть гражданином - это осознанная способность поднять себя до мнения (воззрения), интересов всей страны. Военнослужащий должен осознавать себя гражданином своей страны, быть готовым к активному содействию и процветанию общества. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему духовными ценностями, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы. Ученый В.М. Азаров выделил следующие компоненты, которые подразумеваются под понятием «гражданственность»:

- чувство собственного достоинства;

- внутренняя свобода, превращённая в самостоятельную дисциплину;

- способность быть истинным субъектом права;

- уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти;

- способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права [1; С.36-38].

Таким образом, идеи гражданственности и патриотизма формируют духовную основу и нравственную позицию личности военнослужащего. Патриотизм коренится не столько в разуме, сколько в сердце как духовном средоточии жизни человека. Анализируя содержание понятия «духовность», можно прийти к выводу, что категория духовности представляет определенную сложность в связи своей многозначности, неопределенности и разнонаправленности. По мнению Е. Шагардино-вой, духовность - это проявление высших психических способностей человеческого сознания, заложенных природой, но требующих определенного старания и нравственных усилий воли личности. В результате данного процесса, происходит расширение границ сознания и осознанного восприятие жизни. Когда человек работает над своим характером и воспитывает в себе добродетели, его духовная воля становится сильнее и крепче. Когда речь, мысли и поступки человека направлены во вред, качества духовности человека ослабевают. Духовность и нравственность - это не просто слова, не просто практики, а то состояние сознания и настроение человека, которое находиться в его душе [7; С. 147-153].

Духовность берёт своё начало от природного стремления человека к счастью. Отсюда тяга к знанию, совершенствованию, самореализации. Все религии и учения призывают к почитанию таких принципов, как истина, сострадание, доброжелательность, преданность возвышенному, стойкость и всепрощение. Однако для того, чтобы применять эти благородные принципы, чтобы реально обретать духовные качества, человеку необходимы практические методы. Одно только понимание таких идеалов отнюдь не делает человека духовным.

В статье «Генезис феномена духовности в философском и психологическом аспектах воспитания личности» Е. Шагардинова трактует духовность как целенаправленные усилия и устремления к совершенствованию духа и сущности. Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота страны требует целенаправленной организации образа жизни, целью которой является возможность изменения характера и преображения внутренних свойств и качеств души человека. По мнению автора, необходимо поднимать уровень сознания, который дает понимание эволюции смысла жизни человечества - таково главное предназначение человека, путь к которому лежит в ведении определенного образа жизни. Его составными являются: чистота помыслов, чистота сознания, утверждение общего блага. Из этого следует, что

духовность и нравственность - это не просто слова, не просто практики, а то состояние сознания и настроение человека, которое находиться в его душе. Духовность берёт своё начало от природного стремления человека к счастью. Отсюда тяга к знанию, совершенствованию, самореализации. Для того, чтобы повышать духовность нужно изменить себя и окружающих в лучшую сторону, что является важной духовно-нравственной проблемой современной теории и практики воспитания патриотизма и гражданственности [8; С.349].

В связи с вышеизложенным, решение проблемы патриотического воспитания возможно благодаря восприятию духовных ценностей, которые являются альтернативными по отношению к потребительским. Работа по формированию, восстановлению и коррекциии духовных сил личности военнослужащего, его нравственнных ценностей должна носить комплексный, междисциплинарный характер. Для профессиональных военных, в силу специфического характера деятельности, патриотическое воспитание связано с формированием патриотически ориентированного смысла жизни, базирующегося на патриотических духовных ценностях.

В своей статье «Этическая концепция духовно-нравственного воспитания» Н.М. Борытко подчеркивает, что «... у военнослужащего не может быть другого Отечества, кроме России, интересами которой он должен руководствоваться и жить. Суть его деятельности состоит в служении Отечеству. Такой она была во все века, такой будет всегда» [3; С.29-32]. Нельзя не согласиться с тем, что гражданственность, патриотизм, преданность Отечеству, любовь к Родине - одно из необходимых элементов формирования новых поколений российских граждан. Однако с сожалением приходится констатировать факт отсутствия в отечественной педагогике не только достаточно апробированных эмпирических моделей исследований духовно-патриотических ценностей кадровых военнослужащих современной армии, но даже их методологических основ. Место должных теоретических моделей структуры ценностных основ личности пока заменяют расплывчатые и далекие от смысловой однозначности рассуждения о духовных ценностях и смысложизненных ориентациях личности, грешащие (одни в большей, другие в меньшей мере) путаницей духовного и душевного в человеке.

Список литературы

1. Азаров В.М. Патриотическое воспитание военнослужащих: проблемы и пути их решения / Военная мысль. - 2003. - № 1. - С. 64.

2. Беляков Б.Л. Национальные традиции и обычаи офицерского корпуса России / Монография. М.: ВА РВСН, 2009. - 196 с

3. Борытко Н.М. Этическая концепция духовно-нравственного воспитания / Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». Волгоград, 2012. - №3(17). - С. 29-32.

4. Волков М.Г. Роль семьи в формировании гражданственности и патриотизма (воспоминания

«детей» Великой Отечественной войны) / Материалы Международной научной конференции. Война и повседневная жизнь населения ХУП-ХХ ВВ. России Издательство: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) 2014. - С. 508-513.

5. Иванов С.С. «Формирование патриотизма и гражданственности в контексте становления национального самосознания» / Сборник научных трудов. - Издательство: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (Саратов). - 2015. - С. 3542.

6. Соловьев В.С. Оправдание добра / Сочинения: в 2 т. М., 1988.Т.1.

7. Шагардинова Е. Генезис феномена духовности в педагогическом и психологическом аспектах воспитания личности / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т 24. № 26 (197). Выпуск 24, 2014. - С. 147-153.

8. Шагардинова Е. Генезис феномена духовности в философском и психологическом аспектах воспитания личности / Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. №17. - С. 347-351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.