анализ предложений на слова и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез, а также фонематический анализ и синтез.
Таким образом, языковая организация детей дошкольного возраста представляет собой сложный структурно- и системноорганизованный процесс, функциональные нарушения которого ведут в дальнейшем к дисфункциям ЦНС.
Список литературы / References
1. Алексеева А.Е. Формирование готовности к овладению чтением и письмом // Дошкольное воспитание, 2007. № 2. С.128. С. 72-78.
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. // Школьный психолог, 2001. № 15.
3. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997.
4. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972. 206 с.
5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
6. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М., 2004.
7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2004. С. 112-129.
8. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Ростов н/Д: Феникс. СПб.: Союз, 2004. 224 с.
9. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. М.: АПН РСФСР, 1950.
10. Спирова Л.Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
11. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ, 2005.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ Куксенко М.А. Email: [email protected]
Куксенко Мария Александровна — магистрант, психолого-педагогический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск
Аннотация: данная статья посвящена обзору путей формирования ценностных ориентаций в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов. Данная проблематика имеет многогранный характер. Новая образовательная концепция востребовала новый тип общеобразовательного учреждения, сочетающего в себе комплексный подход в единстве всех сфер педагогической деятельности, направленных на формирование ценностно-патриотических ориентаций юношества, путем воспитания Гражданина и Патриота своего Отечества. К таким новообразованиям, успешно сочетающим в своей работе высокий уровень предлагаемого образования, соответствующего современным стандартам, и воспитательную патриотическую деятельность, способствующую становлению Гражданина и Патриота, в самом высоком смысле этого слова, готового служить своему Отечеству на любом достойном поприще, относятся кадетские классы.
Ключевые слова: ценность ценностные ориентации, патриотическое воспитание, кадетские классы.
FORMATION OF THE VALUE-PATRIOTIC ORIENTATIONS OF THE STUDENTS OF THE CADET CLASSES Kuksenko M.A.
Kuksenko Maria Alexandrovna — Master, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACULTY,
FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION BLAGOVESHCHENSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, BLAGOVESHCHENSK
Abstract: this article is devoted to the review of ways of formation of value orientations in patriotic education of students of cadet classes. This problem is multifaceted. The new educational concept called for a new type of general education institution combining a comprehensive approach in the unity of all spheres of pedagogical activity aimed at the formation of value-patriotic orientations of youth, by educating the Citizen and Patriot of his Fatherland.
To such new formations, successfully combining in their work a high level of the proposed education that meets modern standards and educational patriotic activity contributing to the formation of a Citizen and a Patriot, in the highest sense of the word, ready to serve their Fatherland in any worthy field, belong to the Cadet classes.
Keywords: value, value orientations, patriotic education, cadet classes.
УДК 373.1
Новая образовательная концепция востребовала новый тип общеобразовательного учреждения, сочетающего в себе комплексный подход в единстве всех сфер педагогической деятельности, направленных на формирование ценностно-патриотических ориентаций юношества, путем воспитания Гражданина и Патриота своего Отечества.
К таким новообразованиям, успешно сочетающим в своей работе высокий уровень предлагаемого образования, соответствующего современным стандартам, и воспитательную патриотическую деятельность, способствующую становлению Гражданина и Патриота, в самом высоком смысле этого слова, готового служить своему Отечеству на любом достойном поприще, относятся кадетские классы, которые стремятся взять все лучшее из опыта работы кадетских корпусов России XVII -XX веков и, переосмыслив и переработав его, дополнив новым содержанием, перенести в XXI век [3].
После изучения и анализа научно-методической литературы по проблеме, нами была сформулирована гипотеза - формирование ценностных ориентаций в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов общеобразовательных учреждений будет проходить наиболее эффективно при следующих педагогических условиях: если
- в кадетских классах будут целенаправленно осуществляться патриотическое воспитание и обучение в процессе освоения интегрированного курса «Патриот», объединяющего учебный материал из разных дисциплин, формирующих систему знаний о патриотизме. и представлений об истинных и ложных общечеловеческих ценностях, отражающихся на их поведении и отношении к миру;
- учащиеся кадетских классов будут включены в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно-досуговой деятельности.
Исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 6 г. Благовещенска». Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение одного года.
В исследовании приняли участие 50 детей двух классов, в возрасте 8 - 10 лет. Дети охотно участвовали в проведении эксперимента, были заинтересованы и сосредоточены.
В ходе теоретического исследования было установлено, что между ценностно-патриотическими ориентациями и знаниями о ценностно-патриотической тематике существует взаимозависимость и взаимосвязь, следовательно, диагностирование конкретных знаний и представлений о патриотизме у кадетов позволяет определить степень сформированности их ценностно-патриотических ориентаций. Таким образом, с целью изучения ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских классов знания и представления о ценностях и патриотизме могут выступать в роли их показателей.
Также была разработана система критериев оценки ценностно-патриотических ориентаций, включающая в себя следующие позиции: прочные и глубокие знания, верные представления о ценностно-патриотической тематике (что проявляется в полном широко развернутом и аргументированном ответе); неполные, неглубокие знания, поверхностные
представления о ценностно-патриотической тематике (конспективный ответ, слабая аргументация); случайные, отрывочные, разрозненные знания, размытые, приблизительные представления (альтернативные суждения, типа: «может быть», «я слышал, что», «мне кажется»); неверные знания и представления (неправильные ответы); отсутствие знаний и представлений (прочерк, или ответы типа: «не знаю», «не имею понятия») [1].
В рамках проведения анкетирования, были заданы следующие вопросы: Что такое в твоем понимании общечеловеческая ценность? Что для тебя означает слово «Ценность», вне его отношения к деньгам и богатству? Что такое любовь к Родине? Что значит труд во имя Родины? Почему люди совершают подвиги во имя Родины?
В соответствии с целью экспериментальной методики, которая заключалась в формировании ценностно-патриотических ориентаций учащихся в процессе патриотического воспитания и обучения посредством углубления и расширения знаний и представлений о патриотизме, было разработано экспериментальное тематическое планирование. В основу Программы эксперимента был положен интегрированный курс «Патриот», объединяющий гуманитарный цикл предметов, раскрывающий смысл и содержание понятия патриотизма, куда включались исторические знания о ценностно-патриотических ориентациях кадет царской России, основанных на представлениях тех лет о любви к Богу, царю и Отечеству, воинском долге, товариществе и братстве, достоинстве и чести [2].
В процессе исследования были выработаны подходы к определению тематики занятий по формированию глубоких и всесторонних знаний и верных представлений о патриотизме, расстановке акцентов и выбору конкретных тем. Были определены оптимальные формы методов и средств подачи материала, отобраны темы и вопросы, соответствующие возрастным особенностям и потребностям воспитанников, где внимание кадетов сосредотачивалось на знаниях патриотической тематики, способствующей формированию ценностно-ориентированной личности кадета.
Содержание экспериментальной программы включало в себя три основных блока знаний и представлений о патриотических ценностях: Любовь к Родине; Служение Отечеству, понятие подвига и героизма; патриотизм. Каждый блок был рассчитан на один из триместров школьного учебного года. В процессе преподавания курса «Патриот» теоретические знания и представления совмещались с практическими заданиями с целью лучшего закрепления пройденного материала, его осмысления и осознания у учащихся, преломления основополагающих моментов через собственное мировоззрение кадетов.
На конец опытно-экспериментальной работы нами была прослежена ярко выраженная динамика в повышении уровня формированиях ценностно-патриотических ориентаций. Это подтверждает гипотезу исследования.
Список литературы / References
1. АроновA.A. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.
2. Живейнова Ю.А. Патриотическое воспитание: цели, задачи, перспективы // Патриотическое воспитание в учебных заведениях отрасли культуры. М.: МГУКИ, 2004.
3. Солодухин А.Н. Особенности организации учебного процесса в кадетских корпусах // Бомбардир. СПб., 1995. № 1.
ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ К УРОКУ ИСТОРИИ Калугин А.М. Email: [email protected]
Калугин Анатолий Михайлович — студент магистратуры, специальность: инновационные процессы в образовании и гуманитарных науках, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
Аннотация: в статье раскрывается когнитивный потенциал мемов, которые способствуют формированию интереса у учащихся к уроку истории в средней школе. Мем - новое явление, подобно вирусу проникающее во все сферы деятельности современного общества, педагогику в том числе. В статье раскрывается понятие мема в теории коммуникации, выясняется необходимость его использования на уроках истории в средней школе, обосновывается выбор мемов для фокусировки внимания, выявляется степень их влияния на формирование мотивации обучающихся.