УДК 373.25+376
DOI 10.38163/978-5-6045317-3-0_2021_63
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО
Смородина Анастасия Игоревна.
Россия, г. Новосибирск, МКДОУ «Детский сад № 428 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников», воспитатель комбинированной группы, queen_mart@mail.ru.
Боровец Елена Николаевна.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, elenaborovec@mail.ru.
Аннотация. В данной статье представлены материалы о возможности формирования культуры здоровья и безопасного поведения у детей с ОВЗ в условия детского сада компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Показано, что реализация дополнительной образовательной программы, которая включает физкультурно-оздоровительную, образовательную и профилактическую работу, способствует формированию оптимальной коррекционно-развивающей среды, а также навыков безопасного поведения и укрепления здоровья воспитанников, снижению травматизма и уменьшению случаев ухудшения здоровья, обеспечивает успешное развитие личности воспитанников, их социализацию.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, коррекционно-развивающая среда, культура здоровья и безопасного поведения, дополнительная образовательная программа.
FORMATION OF HEALTH AND SAFE BEHAVIOR CULTURE OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE CHILDREN EDUCATION
CONDITIONS
Smorodina Anastasia Igorevna.
Russia, Novosibirsk, MSPEI of the Novosibirsk city "Kindergarten No. 428 of a compensating type with priority implementation of deviations' qualified correction in the physical and mental development of pupils", educator of the combined group, queen_mart@mail .ru.
Borovets Elena Nikolaevna.
Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Associate Professor of the Anatomy, Physiology and Life Safety Department, elenaborovec@mail.ru.
Abstract. This paper presents materials on the possibility of a culture of health and safe behavior forming in children with disabilities in a compensatory kindergarten with the priority implementation of deviations' qualified correction in the physical and mental development of pupils. It is shown that the implementation of an additional educational program, which includes physical culture, health-improving, educational and preventive work, contributes to the formation of an optimal correctional and developmental environment, as well as the skills of safe behavior and health promotion of pupils, reducing injuries and reducing cases of deterioration in health, ensures the successful development of the of pupils personality, their socialization.
Key words: children with disabilities, correctional and developmental environment, culture health and safety behavior, additional educational program.
Специалисты разных сфер деятельности: медицинские работники, педагоги, психологи указывают на то, что доля детей с ОВЗ среди дошкольников увеличивается. В связи этим одним из важнейших направлений инклюзивного воспитания и сопровождения дошкольников является создание специальных условий многофункциональной здоровьесберегающей и развивающей образовательной среды ДОО. Согласно одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей воспитанников. Коррекционно-развивающая среда в ДОО должно стать социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ, которое обеспечит их успешное развитие, возможную коррекцию их состояния, будет способствовать формированию культуры здоровья и безопасного поведения и определит дальнейшую социализацию [1; 2].
Данное исследование было выполнено на МКДОУ д/с № 428 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. По данным логопедического кабинета у воспитанников определены следующие статусы: тяжелые нарушения речи (ТНР), задержка психического развития (ЗПР); умственная отсталость (олигофрения), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). В МКДОУ, наряду с основной образовательной программой, реализуются дополнительные образовательные программы (ДОП), в том числе, «Здоровейка» (далее Программа), включающая комплекс по профилактике травматизма и формированию безопасного поведения детей с ОВЗ.
Программа включает физкультурно-оздоровительную работу, которая наряду с развитием физических качеств воспитанников и укрепление их здоровья, предполагает формирование навыков безопасного движения в различных ситуациях и, соответственно, профилактику травматизма, что весьма актуально для детей с ОВЗ. Данная работа предполагает формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, обучение новым видам движений, соблюдение техники безопасности при двигательной активности с учетом индивидуальных психофизических особенностей; развитие потребностей в двигательной активности; совершенствование физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, координация, общая и силовая выносливость); формирование правильной осанки и физической работоспособности. Эти навыки, умения и возможности воспитанников формируются по средствам обязательной утренней гимнастики (комплекс побирается с учетом диагноза, возможностей, состояния и интересов ребенка), занятий ЛФК, профилактической гимнастики, гимнастики после сна, прогулок, физминуток, а также проведения совместно с родителями спортивных праздников, подвижных игр и развлечений. Любая двигательная активность включает инструктаж по технике безопасности и контроль правильного и безопасного выполнения упражнений и действий воспитанников.
Образовательная работа ДОП «Здоровейка» направлена на:
1. Формирование у детей ценностного отношения как к собственному здоровью и безопасности, так и к здоровью и безопасности другого человека.
2. Формирование у детей знаний о правилах здорового образа жизни.
3. Формирование у детей знаний о технике безопасности, безопасном поведении при двигательной активности.
4. Освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации здорового образа жизни, безопасного поведения.
Этому посвящены: тематические проекты («Здоровье моей семьи», «Я знаю, как чистить зубы» «Здоровая и полезная еда» «Моя безопасная дорога в детский сад» и др.), чтение художественной литературы (педагоги подбирают произведения, сюжеты и герои которых позволяют обсуждать с детьми вопросы безопасного поведения и сохранения здоровья, делать соответствующие выводы), театрализованные игры («Малыши знают ПДД», «Утренний туалет», «Великаны и гномы» и пр.), игры инсценировки («У зайки заболела лапка», «Мы переходим дорогу», «А у нас сегодня на обед»), викторины («Безопасный двор», «Мое здоровье» «Полезные и вредные привычки»), конкурсы. Воспитатели практикуют изготовление детьми книжек-малышек, создание коллажей, стенгазет, создание агитационных плакатов по различным аспектам безопасного поведения и культуры здоровья.
Важным элементом данной программы является профилактическая работа, которая включает:
1. Освоение детьми правил гигиенической культуры (умывание, мытье рук, игры с водой).
2. Повышение (иммунитета) уровня сопротивляемости организма внешним патогенным факторам окружающей среды (проветривание помещений, сон при открытых фрамугах, прогулки на свежем воздухе, солнечные ванны, рециркулятор воздуха, босохождение, дыхательную гимнастику, сон без маечек, гимнастику после сна, аромо- и фитотерапию (чесночные медальоны, фиточай (шиповник), спелеопещеру).
3. Психофизическую коррекцию (сенсорную комнату, логоритмику, психогимнастика, музыкальное сопровождение в режимных моментах).
4. Стимулирующую терапию (кислородный коктейль; лук/чеснок, биовестин, витаминизацию третьего блюда).
Проводится большая работа с родителями в плане создания единого коррекционно-развивающего пространства, где реализованы принципы безопасности и сохранения здоровья всех его субъектов. Педагоги осуществляют просвещение родителей в вопросах физического развития и укрепления здоровья детей, обучение конкретным методам и приемам оздоровления детей. Проводят целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного сбалансированного питания, закаливания и т.д. Специалисты прикладывают множество усилий для повышения ответственности родителей в деле сохранения и укрепления здоровья детей, побуждения родителей вести здоровый и безопасный образ жизни, быть примером этого для своих детей. На это направлены тренинги, беседы, индивидуальные консультации, родительские встречи, встречи со специалистами (логопедами, дефектологами, педиатрами, детскими психологами), совместные спектакли, праздники, концерты, фестивали семейного творчества, фотогразеты («Спортивные достижения моей семьи», «Мы на даче отдыхали и здоровье укрепляли» и пр.).
Повышению профессиональных компетенций педагогов в вопросах формирования культуры здоровья детей, их безопасного поведения, приобретению педагогами практических навыков в методиках и технологиях оздоровления детей, формированию жизненных приоритетов и ценностных установок на здоровый образ жизни и самореализацию личности педагога способствуют: участие в теоретических и практических семинарах, тренингах; индивидуальные и групповые консультации старшей медсестры, педиатра; обмен практическим опытом и впечатлениями о проделанной работе, повышение квалификации.
Выполненное исследование показало эффективность реализуемой Программы. Так, сравнение показателей заболеваний детей и случаев их травматизации показало, что за период сентябрь - декабрь 2020 г. (по сравнению с аналогичным за 2019 г.) у воспитанников не было случаев переломов, вывихов и растяжений, дети реже жаловались на головные боли и боли в животе, стало меньше случаев простудных заболеваний.
Результаты анкетирования детей и беседы с ними свидетельствовали о том, что значительно возросло число воспитанников, которые знают правила безопасного поведения в быту, на улице, в детском саду. Так, было установлено, что дети спускаются по лестнице, держась за перила, не толкаются, не бегают (81,5% - начальный период) и (89,1% - в завершении исследования); правильно открывают водопроводный кран во время проведения водных процедур (71,1% и 74,1%, соответственно). Пользуются спортивным уголком в соответствии с правилами группы (в начале исследования - 66,6% и в конце исследования - 66,8%). Во время приема пищи не ведут оживленную беседу, когда пережёвывают пищу (44,4%) и (45,2%), соответственно. Воспитатели отмечали, что стало больше воспитанников, которые соблюдают правила поведения в группе и умеют пользоваться спортивным инвентарем.
Таким образом, комплексная систематическая работа со всеми субъектами коррекционно-развивающей среды по формированию культуры здоровья и безопасного поведения детей с ОВЗ способствует не только снижению травматизма и случаев ухудшения их здоровья, но и обеспечивает успешное развитие личности воспитанников, их социализацию.
Библиографический список.
1. Zavyalova Y.L., Borovec E.N. Relationship of indicators of psychophysiological development and awareness of the safe behavior of preschoolers of different gender // Вестник психофизиологии. - 2020. - № 1. - С. 145-147.
2. Zavyalova Ya.L., Borovets E.N. The formation of safety awareness among 5-6 year-old children, attending municipal preschool educational establishments in the Novosibirsk region. Safe communities are an essential need for a modern-day society Book of Abstracts. Editors: Dragana Zaric, Mila Radovanovic, Marina Fodor; chief editor: Mirjana Milankov; National Center for Injury Prevention and Safety Promotion. - 2017. - С. 175-176.