Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
полиция / межнациональное общение / стереотипы / законодательство / толерантность / объективность / беспристрастность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дадова З.И., Курашинова А.Х.

В данной статье содержится анализ нормативных актов Российской Федерации, а также учебно-научной литературы в целях определения состояния уровня регулирования межнационального общения как в целом, так и в полиции, в частности. Авторы указывают на необходимость соблюдать беспристрастность и объективность при выполнении служебных обязанностей, стараться избавиться от предрассудков, поскольку полиция защищает интересы всех граждан без исключения. Этому способствует осознание значимости культуры межнационального общения и целенаправленное её формирование. Даже пресечение поступков, противоречащих законодательству, следует осуществлять, не ущемляя национальную гордость представителя того или иного народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дадова З.И., Курашинова А.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ДАДОВА Залина Исмеловна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета

МВД России, e-mail: dazali@inbox.ru SPIN-код: 4123-2027, AuthorlD: 307832

КУРАШИНОВА Анжела Хафановна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, e-mail: miss.kurashinova2011@yandex.ru SPIN-код: 2606-9786, AuthorlD: 882757

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В данной статье содержится анализ нормативных актов Российской Федерации, а также учебно-научной литературы в целях определения состояния уровня регулирования межнационального общения как в целом, так и в полиции, в частности. Авторы указывают на необходимость соблюдать беспристрастность и объективность при выполнении служебных обязанностей, стараться избавиться от предрассудков, поскольку полиция защищает интересы всех граждан без исключения. Этому способствует осознание значимости культуры межнационального общения и целенаправленное её формирование. Даже пресечение поступков, противоречащих законодательству, следует осуществлять, не ущемляя национальную гордость представителя того или иного народа.

Ключевые слова: полиция, межнациональное общение, стереотипы, законодательство, толерантность, объективность, беспристрастность.

DADOVA Zalina Ismelovna,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

KURASHINOVA Angela Khafanovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, senior lecturer, Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

INTER-ETHNIC COMMUNICATION CULTURE FORMATION AMONG INTERNAL AFFAIRS OFFICERS

Annotation. This article contains an analysis of the regulations of the Russian Federation, as well as educational and scientific literature in order to determine the state of the interethnic communication regulation level, both in general and in the police in particular. The authors point out the need to observe impartiality and objectivity in the official duties performance, to try to get rid of prejudices,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-331-334 NIION: 2018-0076-3/22-563 MOSURED: 77/27-023-2022-3-762

since the police protect the interests of all citizens without exception. This is facilitated by the awareness of the importance of the culture of interethnic communication and its purposeful formation. Even the suppression of acts contrary to the law should be carried out without infringing on the national pride of a particular people representative.

Key words: police, interethnic communication, stereotypes, legislation, tolerance, objectivity, impartiality.

Россия с давних времён представляла собой многонациональное государство. И сейчас на её территории проживают представители более 190 национальностей. Поэтому вопрос о межнациональном взаимодействии для нашей страны и сейчас является достаточно актуальным. К тому же, в последнее время значительно ухудшилась геополитическая обстановка: переселение мигрантов, совершающих большое количество правонарушений, участившиеся антироссийские провокации со стороны стран Запада. В результате всего этого у людей возникает негативное отношение к представителям определённых национальностей.

Прежде всего, целесообразно рассмотреть позицию законодателя относительно особенностей межкультурного, межэтнического взаимодействия. Учитывая то, что в России высшим фундаментальным законодательным актом является Конституция РФ [1], проанализируем сначала её положения.

Так, в ст. 3 Конституции РФимеется упоминание о том, что власть принадлежит многонациональному народу, что означает - в России демократические положения распространяют свою законную силу в одинаковой степени на представителей всех проживающих на её территории национальностей, будь то русские, татары или якуты.

В ст. 5 указывается на равноправие и самоопределение народов, а также на то, что все субъекты РФ равны в своих правах. Очевидно, что возможности разных регионов сильно разнятся, однако на официальном, законодательном уровне признаётся полное равноправие.

Статья 6 гласит, что каждый гражданин имеет на территории Российской Федерации равные права, свободы, а также несёт равные обязанности, что также имеет отношение абсолютно ко всем национальностям в нашем государстве.

В ст. 13 говорится, что на территории Российской Федерации законодательно запрещается существование общественных объединений, равно как и организаций, политических партий и т.д., деятельность которых сопровождается соответствующими действиями, а также имеет своей целью насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение государственной целостности, подрыв безопасности государства, создание незаконных вооружённых банд-форми-

рований, а вместе с этим - разжигание розни между социальными группами на фоне расовой, национальной, социальной и религиозной принадлежности.

И здесь мы видим, что запрещена деятельность по дискредитации, унижению чести и достоинства каких-либо национальностей, а также разжиганию конфликтов на национальной почве.

В соответствии с Федеральным законом № 3 «О полиции» [2] сотрудник полиции обязан защищать права и свободы человека и гражданина независимо от его принадлежности к какой-либо конфессии, национальности, расе, а также социального, имущественного положения и других характеристик, в т.ч. по причине закрепления в Конституции РФ всеобщего равенства прав человека и гражданина. То есть эта часть указывает на то, что назначение полиции по защите общества и государства от противоправных посягательств распространяется в равной степени на каждого человека, поскольку государством гарантируется и реализуется право абсолютно всех граждан на защиту, в т.ч. от преступлений и административных правонарушений.

Законодатель запрещает сотруднику ОВД входить в состав участников какой бы то ни было политической партии, вносить членские взносы или иным способом осуществлять материальные вложения в подобные организации, а также запрещается принимать участие - непосредственное или непрямое - в деятельности различных общественных объединений. Данное решение законодателя обусловлено необходимостью сохранения сотрудником объективности и беспристрастности в любой ситуации, даже когда конкретный сотрудник имеет предрасположенность к определённому мировоззрению. Так же это связано с тем, что не все партии могут иметь исключительно толерантную направленность, если сотрудник будет связан с подобной партией, то возникает вероятность зависимости от решений такой партии и общественной организации, что нарушает принцип объективности и беспристрастности по отношению к каким-либо конкретным национальностям. Хотя, с другой стороны, Конституцией РФ запрещено действие общественных групп, деятельность которых направлена или порождает разжигание национальных конфликтов, а потому сотрудники должны не только соблюдать запрет и сохранять нейтралитет к любым социальным группам и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

объединениям, но и обязаны выявлять деструктивные, опасные сообщества и объединения людей, а также принимать все возможные с его стороны меры к нейтрализации их пагубного влияния на людей (например, выявление признаков административных правонарушений или уголовно наказуемых деяний, возбуждение конкретного административного или уголовного дела, а уже по решению суда возможно применение санкций в отношении таких групп - временное приостановление деятельности, ликвидация и т.д.).

Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. В России в полиции применяются все возможные меры по укреплению межнационального взаимодействия не только внутри самого коллектива, который также представлен большим количеством сотрудников абсолютно разнообразных национальностей, но и по отношению к другим людям и социальным группам. Если провести сравнение с иностранными государствами, то одни из самых острых межнациональных конфликтных отношений наблюдаются в США между представителями негроидной расы и европеоидной, что выражается, например, в более частых случаях применения сотрудниками полиции в отношении лиц негроидной расы огнестрельного оружия, в т.ч. с летальным исходом [4].

Сотрудник правоохранительных органов «должен быть носителем высокой профессиональной культуры, быть компетентным работником» [6, с. 146]. Ему необходимо соблюдать законность, а также принимать любые меры к сохранению объективности, беспристрастности и толерантности по отношению к различным национальностям, поскольку это необходимо для поддержания законности и правопорядка на контролируемой территории [3]. Для этого справедливо и правильно использовать опыт зарубежных стран, показывающий, что при отсутствии или ослабленном контроле за сохранением данных пунктов происходят различные массовые негодования конкретных социальных структур, что может серьёзно дестабилизировать оперативную обстановку в регионе или государстве в целом, как это периодически происходит в США.

Для того чтобы сотрудники полиции постепенно формировали терпимость, уважение к представителям других национальностей, целесообразно регулярно проводить с ними мероприятия, позволяющие познакомиться с культурными традициями разных народов, поскольку в каждом

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

коллективе работают представители разных культур и национальностей.

При этом, как показала практика, конфликты между народностями - процесс не объективный, поскольку ни один народ изначально не настроен враждебно против другого, однако существуют различные инструменты, с помощью которых легко можно перепрограммировать и заменить положительное отношение представителей одной национальности к другой на диаметрально противоположное.

В ранние годы люди редко задумываются, кто какой национальности, они не обращают особого внимания на какие-либо расовые и национальные различия. Но в более поздний период развития, когда формируются зачатки самосознания, отождествление себя носителями определённой культуры, формируется представление о представителях другой национальности как о «других», т.е. национальная неприязнь не является врождённой. Она формируется под влиянием социума и других средовых воздействий. На формирование этого качества влияют как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных могут быть территориальные притязания, недостаток ресурсов и т.п., а к субъективным -личностные, сформированные под воздействием определённых социальных факторов (воспитание и т.д.).

Полиция должна сохранять позицию объективности и беспристрастности к этому вопросу, вместо дистанцирования от проблемы должна пресекать распространение подобного рода контента либо проводить собственную работу по пропаганде толерантного отношения к представителям других национальностей.

Так же стоит постепенно отходить от разделения людей на социальные группы, расы и национальности, поскольку такие различия - скорее условность, которая объясняется исключительно территориальным механизмом приспособления к природно-климатическим особенностям, тогда как речи об умственных способностях, неполноценности, превосходства какой-либо конкретной национальности по определённым характеристикам и т.д. идти не может ввиду безосновательности таких идей.

Таким образом, можно сделать вывод, что межнациональные конфликты - дело рук людей, намеренно желающих ухудшения отношений между народами, в то же время в руках полиции сохраняется инициатива по формированию человеческого отношения не только внутри коллектива сотрудников, но и между гражданами, чьи интересы защищают ОВД, что достигается активной пропагандой толерантности с помощью СМИ, культурно-массовых мероприятий, культурно-про-

светительских акций и других инструментов. К тому же сотрудники полиции при принятии решений и формировании своего мировоззрения должны быть независимы от решений каких-либо политических партий, организаций и общественных объединений.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.03.2022).

[2] Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 15.03.2022).

[3] О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ff3 0f91360f2917b325d507685fd90353895d2bd/ (дата обращения: 15.03.2022).

[4] Бунты в США и мире после убийства негра Джорджа Флойда // Политическая война. ИА Красная Весна. 7 июня 2021. URL: https:// rossaprimavera.ru/news/d83dddc1 (дата обращения: 15.03.2022).

[5] Горохова В.В. Формирование толерантного поведения и культуры межнационального общения у сотрудников полиции // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. -2015. - № 6. - С. 100 - 103.

[6] Дадова З.И. К вопросу о поддержании престижа профессии полицейского // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 2. -№ 5. - С. 146 - 148.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020). URL: http://www.consult-ant.ru/docume nt/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 15.03.2022).

[2] Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 N 3-FZ (red. ot 21.12.2021) «O policii». URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (data obrashcheniya: 15.03.2022).

[3] O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 19.12.2012 N 1666 (red. ot 06.12.2018). URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_139350/

ff30f91360f2917b325d507685fd90353895d2bd/ (data obrashcheniya: 15.03.2022).

[4] Bunty v SSHA i mire posle ubijstva negra DzhordzhaFlojda // Politicheskaya vojna. IA Krasnaya Vesna. 7 iyunya 2021. URL: https://rossaprimavera. ru/news/d83dddc1 (data obrashcheniya: 15.03.2022).

[5] Gorohova V. V. Formirovanie tolerantnogo povedeniya i kul'tury mezhnacional'nogo obsh-cheniya u sotrudnikov policii // Vestnik Akademii eko-nomicheskoj bezopasnosti MVD Rossii. - 2015. - № 6. - S. 100 - 103.

[6] Dadova Z.I. K voprosu o podderzhanii pres-tizha professii policejskogo // Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya. - 2017. - T. 2. - № 5. - S. 146 -148.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.