Научная статья на тему 'Формирование культуры межнационального общения у курсантов Московского университета МВД РФ им. В. Я. Кикотя'

Формирование культуры межнационального общения у курсантов Московского университета МВД РФ им. В. Я. Кикотя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КСЕНОФОБИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ / ЭТНОСТЕРЕОТИПЫ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕЛИГИЯ / CULTURE / XENOPHOBIA / TOLERANCE / NATIONAL POLICY / NATIONAL PRIDE / ETHNIC STEREOTYPES / INTERETHNIC COMMUNICATION / RELIGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горохова Виолетта Венидиктовна

В статье обосновывается важность формирования культуры межнационального общения, которая оказывает влияние на развитие коммуникативной компетентности сотрудников. От уровня сформированности культуры межнационального общения у сотрудника полиции зависит качество взаимодействия полиции с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Culture of Interethnic Communication of the Students of the Moscow University of the Interior Ministry to Them. V.J. Kikot

The article substantiates the importance of the formation of a culture of interethnic communication, which has an impact on the development of communicative competence of employees. The quality of police interaction with the population depends on the level of interethnic communication culture of the police officer.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры межнационального общения у курсантов Московского университета МВД РФ им. В. Я. Кикотя»

УДК 378 ББК 74

@ B.B. ГОРОХОВА. 2019

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У КУРСАНТОВ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РФ ИМ. В.Я. КИКОТЯ

FORMATION OF CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION OF THE STUDENTS OF THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE INTERIOR MINISTRY TO THEM. V.J. KIKOT

ВИОЛЕТТА ВЕНИДИКТОВНА ГОРОХОВА,

доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук, полковник полиции Email: vetta72@mail.ru

VIOLETTA VENEDIKTOVNA GOROKHOVA,

associate Professor of philosophy Moscow University of the Ministry of internal Affairs.V.J. Kikot, candidate of history, police colonel Email: vetta72@mail.ru

Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования Для цитирования: В.В. ГОРОХОВА. Формирование культуры межнационального общения у курсантов Московского университета МВД РФ им. В.Я. Кикотя. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 1/2019. С. 10—12.

Аннотация. В статье обосновывается важность формирования культуры межнационального общения, которая оказывает влияние на развитие коммуникативной компетентности сотрудников. От уровня сформированности культуры межнационального общения у сотрудника полиции зависит качество взаимодействия полиции с населением.

Ключевые слова: культура, ксенофобия, толерантность, национальная политика, национальная гордость, этностереотипы, межнациональное общение, религия

Annotation. The article substantiates the importance of the formation of a culture of interethnic communication, which has an impact on the development of communicative competence of employees. The quality of police interaction with the population depends on the level of interethnic communication culture of the police officer.

Key words: culture, xenophobia, tolerance, national policy, national pride, ethnic stereotypes, interethnic communication, religion

Формирование культуры межнационального общения влияет на развитие коммуникативной компетентности сотрудников, без которой невозможно позитивное взаимодействие полиции с населением. В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя особое внимание уделяется формированию культуры личности курсантов и слушателей. Общая культура человека включает два уровня: во-первых, уровень социального, интеллектуального, духовного развития индивида; во-вторых, овладение нравственно-этическим и художественно-эстетическим опытом межлич-

ностного общения и социального взаимодействия. Данный процесс осуществляется на всех уровнях высшей школы, включая воспитательный, образовательный и научный потенциал.

Все дисциплины, преподаваемые на кафедре Философии, направлены на решение образовательных и воспитательных задач. В процессе обучения происходит формирование мировоззрения курсанта и слушателя, а также происходит развитие и становление коммуникативной компетентности [1].

Особенно хотелось бы выделить дисциплины: Религиоведение и Религиоведение и основы

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

противодействия религиозному экстремизму. Знания, полученные в процессе изучения данных дисциплин, направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В числе наиболее значимых, хотелось бы отметить общекультурные компетенции, направленные на обучение способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности. В процессе изучения дисциплин, обучаемые знакомятся с социальными, культурными, конфессиональными и иными различиями людей, учатся использовать эти знания, работая в коллективе, толерантно воспринимать социальные, культурные, конфессиональные и иные различия людей, приобретают навыки предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности в области межрелигиозных и межнациональных отношений. Следующая общекультурная компетенция направлена на формирование способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее места и роли в современном мире. Полученные знания способствуют формированию умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, позволяют овладеть навыками формирования гражданской позиции и развития патриотизма.

Хотелось бы отметить важность формирования культуры межнационального общения. В Российской Федерации в национальной политике, с учетом изменения национальной и религиозной ситуации одной из первоочередных задач обозначены «мероприятия по формированию у молодого поколения общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны», которые заключаются «в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России»[2].

При формировании толерантости и культуры межнационального общения у сотрудника полиции необходимо помнить о том, что, фундаментом должно быть уважение

Конституции РФ. В соответствии со ст. 3 п. 1. Конституции Российской Федерации все граждане России обладают равными конституционными правами. В статье 3 п. 1 Конституции РФ указывается на многонациональный характер российского народа, ст. 5. п. 3 указывает на равноправие народов Российской Федерации, ст. 6. п. 2 говорит о равенстве прав и обязанностей каждого гражданина Российской Федерации, в с. 13 п. 5 содержится запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. ФЗ «О полиции», показывает важность для полицейского соблюдения «принципа уважения к национальным обычаям и традициям граждан, на необходимость учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию» (гл. 3, ст. 7) [3].

Однако, несмотря на действующие в России конституционные запреты, в ряде регионов растет социальная напряженность, которая проявляется в ксенофобии, ненависти и вражде, национальной и религиозной нетерпимости и становится острейшей проблемой, угрожающей основам российского государства. Взаимодействие сотрудников полиции с гражданами, в ситуациях, связанных с осуществлением прав на свободу вероисповедания или этнического самоопределения, находится под пристальным вниманием общественности. Представители СМИ не всегда способствуют нейтрализации конфликта, часто для поднятия рейтинга придают национальную или религиозную окраску событиям, увеличивая значимость этнического или конфессионального фактора в ситуациях, спокойно решаемых на основании гражданского или административного права.

В условиях правового демократического государства от представителей исполнительной власти требуется сформированность навыков — толерантного взаимодействия и умения переводить конфликтные ситуации в правовое поле. При формировании основ культуры межнационального общения будущих сотрудников полиции важно: во-первых, знакомить с основными понятиями религии; во-вторых, с особенностями других национальных культур. Изучение мировых религий и других культурных традиций, которое происходит на

№ 1/2019

11

учебных занятиях способствует повышению уровня знаний, росту уважения к своей истории, культуре и традициям. Очень важно в процессе преподавания дисциплин, а также в процессе воспитательной работы преподавателям и воспитателям, при изложении основ знаний о религиозных и культурно-национальных традициях, руководствоваться положительным опытом; помогать разрушать сложившиеся стереотипы по вопросам религии, религиозных традиций и воспитания, это оказывает важнейшее значение в формировании толерантности [4]. Существует понятие противоположное толерантности. Это греческое слово «ксенофобия», где «ксено» означает «чужой», а «фобия» страх. Исследователи выделяют несколько видов ксенофобии: расовые и этнические фобии (этнофобии); религиозные; фобии по отношению к группам, отличающимися культурными, физическими, возрастными признаками. Опасность ксенофобии заключается в том, что может послужить основой для формирования фашизма, шовинизма (шовинизм-крайняя, опасная форма национализма, выражающаяся в безудержном возвеличивании своей нации) и других форм ненависти и выливаться в противоправное поведение. При подготовке будущих сотрудников полиции необходимо формировать правильное понимание национальной гордости. Национальная гордость-это патриотическое чувство любви к своей Родине и народу, осознание принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка, религии. В обществе существуют стойкие негативные стереотипы относительно различных религий и национальностей. Национальные стереотипы — это особый вид социальных стереотипов, представляют собой устойчивые и эмоционально окрашенные представления людей, которые формируются под влиянием определенных условий общественной жизни и деятельности, под воздействием культуры и языка. Появление любых стереотипов вызвано незнанием, они закрепляются в результате акцентирования в сознания людей негативных явлений или событий. Содержание этнического стереотипа во многом зависит от психологических характеристик, от уровня развития, интеллекта, образования, воспитания человека. Поэтому, в процессе подготовки будущего сотрудника полиции важно формировать по-

ложительные стереотипы по отношению к представителям других культур, так как возникающая при этом стереотипизация может формировать неблагоприятную атмосферу с националистической окраской. Самым эффективным способом воспитания в сфере межрелигиозных и межнациональных отношений является образование и просвещение, систематическое информирование, знакомство с основами религиозной культуры и истории [5].

Для курсанта, будущего сотрудника полиции, важным показателем сформированности толерантности и культуры межнационального общения является: способность анализировать необходимую этнокультурную информацию; осознанность и принятие собственной этнической принадлежности; ценностным отношением к другому; наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной.

В заключении необходимо отметить, что основным компонентом профессионального поведения полицейского является строгое соблюдение принципа равенства граждан перед законом вне зависимости от их этнической, конфессиональной принадлежности, иных особенностей. При возникновении конфликтных ситуаций, в которых граждане демонстрируют этническую или конфессиональную сплоченность, в первую очередь, необходимо действовать, исходя из норм права, при этом демонстрируя навыки сформированного толерантного поведения и культуры межнационального общения.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL:.//htt://www/ consultant.ru.

2. Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ (ред. от 2018) «О полиции».

3. Горохова В.В. Проблема религиозной безопасности в современной России // Вестник Московского университета МВД. 2013. № 8. С. 253.

4. Мишкина В.А. Ретроспективный анализ работы с детьми семей мигрантов. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):317—20.

5. Религиоведение и основы противодействия религиозному экстремизму: учебник для студентов вузов / А.В. Щеглов, В.В. Горохова, Н. Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.