Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СМИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
303
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ЖУРНАЛИСТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Овасафян Евгения Авриковна

В условиях многонациональности государства средства массовой информации играют важную интеграционную роль. Однако законодательное регулирование освещения этнических конфликтов, межнациональных и международных отношений в средствах массовой информации находится на этапе развития. В рамках работы рассматриваются нормативно-правовые документы, регулирующие государственную национальную политику Российской Федерации, в частности - Концепция государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года, Указ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденный в 2012 году, выявляются сходства и отличия в их содержании, также рассматриваются основы правового регулирования межнациональных отношений в средствах массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE NATIONAL POLICY AND LEGAL FRAMEWORK FOR THE REGULATION OF INTERETHNIC RELATIONS IN THE MEDIA

In a multi-ethnic State environment, the media play an important integration role. However, the legislative regulation of coverage of ethnic conflicts, inter-ethnic and international relations in the media is at a stage of development. Within the framework of the work, regulatory documents regulating the State national policy of the Russian Federation are considered, in particular, the Concept of State National Policy of the Russian Federation of 1996, the Decree «On the Strategy of State National Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025», approved in 2012, similarities and differences in their content are identified, and the foundations of legal regulation of interethnic relations in the media are also considered.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СМИ»

Государственная национальная политика и правовые основы регулирования межнациональных отношений в СМИ

State national policy and legal framework for the regulation of interethnic relations in the

media

Овасафян Евгения Авриковна

Студент 2 курса Факультет журналистики Московский государственный университет

Россия, Москва e-mail: evgenia. ovasafyan@yandex. ru

Ovasafyan Evgenia Avrikovna

Student 2 term Faculty of journalism Lomonosov Moscow State University Russia, Moscow e-mail: evgenia. ovasafyan@yandex. ru

Аннотация

В условиях многонациональности государства средства массовой информации играют важную интеграционную роль. Однако законодательное регулирование освещения этнических конфликтов, межнациональных и международных отношений в средствах массовой информации находится на этапе развития. В рамках работы рассматриваются нормативно-правовые документы, регулирующие государственную национальную политику Российской Федерации, в частности - Концепция государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года, Указ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденный в 2012 году, выявляются сходства и отличия в их содержании, также рассматриваются основы правового регулирования межнациональных отношений в средствах массовой информации.

Annotation

In a multi-ethnic State environment, the media play an important integration role. However, the legislative regulation of coverage of ethnic conflicts, inter-ethnic and international relations in the media is at a stage of development. Within the framework of the work, regulatory documents regulating the State national policy of the Russian Federation are considered, in particular, the Concept of State National Policy of the Russian Federation of 1996, the Decree «On the Strategy of State National Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025», approved in 2012, similarities and differences in their content are identified, and the foundations of legal regulation of interethnic relations in the media are also considered.

Ключевые слова: СМИ, журналистика, национальная политика, межнациональные отношения, право.

Key words: Media, journalism, national politics, interethnic relations, law.

Государственное регулирование свободы СМИ должно быть направлено на создание условий для беспрепятственной трансляции информации о том или ином конфликте, но, в то же время, на предотвращение интолерантного анализа проблемы (с использованием в том числе «языка вражды»), вызывающего новый виток развития конфликта. Нужно не только не ущемить журналиста в его праве на свободу журналистской деятельности, но и не позволить автору своими работами повысить уровень межнациональной напряженности.

Государственная национальная политика — это совокупность мер, которые направлены на поддержку национальностей, проживающих в полиэтнической России, на охрану прав представителей народов России, на создание условий для мирного сосуществования представителей всех этносов, на решение межнациональных проблем и генерацию путей гармонизации межэтнических отношений.

В 1996 году Президент РФ утвердил Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации [7]. Обозначилась новая цель — создание многонационального и многоконфессионального

государства с сохранением культур и обычаев народа, но с общегосударственными межнациональными ценностями. Основная задача Концепции государственной национальной политики Российской Федерации — сохранение целостности страны после развала СССР, предотвращение конфликтов между представителями разных народов. Постепенно в статьях расходов субъектов РФ стал появляться пункт «осуществление национальной политики» и нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу жизни. Тем не менее четкого понимания того, что же есть национальная политика России, ни у кого не было. Соответственно, риску подвергалась целостность страны, которая на сегодняшний день включает 22 республики, созданные по территориально-этническому принципу. Опорой в реализации государственной национальной политики были и есть национально-культурные автономии — добровольные объединения людей, относящих себя к определенному этносу, стремящихся к автономному принятию решений по вопросам сохранения национальной идентичности, языка, культуры, межкультурной коммуникации и адаптации мигрантов.

19 декабря 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [8]. Это настольная книга основных государственных приоритетов и направлений деятельности в области национальной политики, гармонизации межнациональных отношений, а также механизмов ее реализации внутри Российской Федерации. В основу Стратегии легли нормы международного права и Основной закон РФ, при составлении Стратегии был учтен опыта реализации Концепции государственной национальной политики 1996 года. Новый документ должен был соответствовать всем действующим федеральным законам и документам, регламентирующим государственную национальную политику, национальную безопасность, социально-экономическое развитие страны, внешнюю и миграционную политику.

Чем же отличается Стратегия государственной национальной политики от своей предшественницы? Она имеет более прикладной характер и, что очень важно, делает упор на координацию в вопросе гармонизации межнациональных отношений между властями разного уровня: федеральной, региональной, муниципальной. Основная цель Стратегии — сохранение общекультурного многообразия полиэтнического Российского государства, объединение страны на основе общности интересов всех народов, поддержка конституционных прав, свобод человека и гражданина в условиях становления гражданского общества.

Проблема освещения межнациональных конфликтов и конфликтов без этнического содержания, участниками которых являются представители народов России, а также грамотной подготовки материалов для СМИ с содержанием этнической информации о культуре, истории народа, была и есть одной из самых обсуждаемых на федеральных и региональных конференциях и круглых столах для журналистов.

На протяжении десятилетий органами законодательной власти прорабатываются меры, направленные на стимулирование журналистов к толерантному подходу по освещению межнациональных отношений в средствах массовой информации, вносятся поправки в нормативно-правовые документы.

Россия — федеративное государство по форме государственного устройства. Первоочередное значение в области предоставления равных прав представителям разных национальностей внутри международного государства имеют международные документы, среди которых Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и другие. Хочется отметить Декларацию ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне [1], принятую в ноябре 1978 года, согласно

положениям которой одна из задач СМИ — распространение информации о культуре, традициях, обычаях, идеалах, проблемах и потребностях. Решение этой задачи поможет преодолеть невежество, выстроить диалог с учетом прав и обязанностей всех наций, народов, лиц вне зависимости от пола, расы, религии и этнической принадлежности.

Одним из основных гарантов равенства представителей всех народов, проживающих в России, является основной закон нашей страны — Конституция РФ, которая принята многонациональным народом государства и начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...» [2].

Главный и единственный источник власти и носитель суверенитета в России, о чем знают немногие, — многонациональный народ (часть 1 статьи 3 Конституции РФ). Согласно 5 части 13 статьи Основного закона РФ запрещается работа организаций, направленная на нарушение целостности государства и разжигание в том числе расовой, национальной и религиозной розни. Часть 2 статьи 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка.». Таким образом, запрещены любого рода ограничения свободы людей по расовой, этнической, конфессиональной, языковой или другой принадлежности. Также запрещено разжигание вражды по этническому или конфессиональному признаку и провозглашение превосходства какой-то этнической группы (часть 2 статьи 29 Конституции РФ). Все люди равны в своих правах и свободах вне зависимости от расы, вероисповедания, национальности, своего происхождения.

Что касается особенностей создания СМИ на национальных языках, то часть 2 статьи 26 говорит о том, каждый имеет право не только пользования родным языком, но и выбора языка для воспитания, получения знаний и занятия творчеством.

Если мы обратимся к Гражданскому кодексу Российской Федерации [3], то нормы гражданского права встают на нашу защиту с момента нарушения прав в области личных неимущественных отношений. Согласно статье 152 Гражданского кодекса РФ, существует специальный порядок по созданию опровержений публикаций, содержащих порочащих сведения: опровержение должно содержаться в тех же средствах массовой информации и быть по объему соответствующим исходному материалу. По Закону РФ «О средствах массовой информации» тоже предусматривается возможность получения опровержения порочащих сведений (статья 43).

По Уголовному кодексу РФ [4] ответственность за действия, которые квалифицируются как разжигание межнациональной розни, регулируется статьей 282. В силу рассмотренных статей Основного закона РФ гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Статья 282 УК РФ представляет собой пример проведения в жизнь конституционного принципа запрета экстремизма как деятельности, возбуждающей неприязнь и ненависть и представляющей угрозу жизни людей и целостности государства.

Основной закон, регулирующий работу средств массовой информации, — Закон РФ «О средствах массовой информации» [5], обнародованный в 1991 году. Статья 51 гласит: «Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями». В статье подчеркивается недопустимость использования прав журналиста для распространения ложных сообщений на общественно значимые темы. Получается, что упоминание в негативном ключе национальности, оскорбления по конфессиональному и расовому признаку могут повлечь юридическую ответственность по Закону РФ «О

средствах массовой информации». Кроме того, статья 4 запрещает использование СМИ «для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань» [5].

Если журналисты в своих материалах будут продвигать экстремистские идеи, то средство массовой информации понесет ответственность по Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» (статьи 8, 11, 17) [6]. По отношению к работе СМИ экстремизмом можно считать журналистскую деятельность, прямо или опосредованно направленную на разжигание межнациональной, межконфессиональной розни, ущемление прав национальных и иных меньшинств, пропаганду ненависти к конкретным социальным группам. Нельзя также публиковать материалы любых форматов от имени запрещенных в стране террористических и экстремистских организаций.

23 июня 1994 года был принят Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России [2], который на уровне морали, а не закона регулирует работу средств массовой информации. В нем содержатся в том числе положения, направленные на ограничение использования «языка вражды» в материалах. Он гласит: «Выполняя свои профессиональные обязанности, журналист противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека». Многие средства массовой информации разрабатывают собственные кодексы профессиональной этики, которых должны придерживаться журналисты, работающие в издании. В частности, в третьей главе работы мы рассмотрим этический кодекс журналистов, освещающих межэтническую тематику в Российской Федерации, составленный Гильдией межэтнической журналистики.

Законотворческая деятельность Российской Федерации направлена на создание условий для мирного сосуществования представителей разных национальностей внутри государства. Представители национальных меньшинств имеют равные права со всеми гражданами РФ и возможность реализации своих гражданских прав и свобод в полной мере, могут вносить вклад в социально-экономическое развитие страны. Работа СМИ, в том числе этнических, не должна быть направлена на ущемление прав конкретных национальных и религиозных групп, что контролируется как федеральными нормативно-правовыми актами, так и этическими кодексами.

Список используемой литературы

1. «Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне» (Париж, 28.11.1978) [Электронный ресурс] // Норма — Режим доступа: https://nrm.uz/contentf?doc= 173674_deklaraciya_ob_osnovnyh_principah, свободный.

2. «Конституция Российской Федерации» (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/, свободный.

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/, свободный.

4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 20.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс — Режим

доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/, свободный. (Дата обращения: 13.03.2020).

5. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N2124-1 (ред. от 18.04.2018) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/, свободный.

6. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867, свободный.

7. «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» Указ Президента РФ от 15.06.1996 N 909 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98489/, свободный.

8. «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 (ред. от 06.12.2018) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/, свободный.

9. «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» [Электронный ресурс] // КонсорциумКодекс — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901854413, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.