Научная статья на тему 'Проблемы освещения межнациональных отношений в СМИ'

Проблемы освещения межнациональных отношений в СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
974
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартыненко М. В.

В статье рассматриваются проблемы освещения средствами массовой информации межнациональных отношений, анализируется положительный и отрицательный опыт работы современных российских СМИ в этой области, предлагается ряд рекомендаций для повышения эффективности информации, направленной на стабилизацию ситуации в государстве и улучшение межнациональных отношений внутри Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы освещения межнациональных отношений в СМИ»

Источники:

1. КП - Комсомольская правда.

2. НТВ - Независимое телевидение.

3. ОРТ - Общественное российское телевидение.

Список литературы:

1. Едличка А. Типы норм языковой коммуникации // Новое в зарубежной лингвистики. - М.: Наука, 1987. - С. 200-224.

2. Ермакова С.П., Земская Е.А. К построению типологии коммуникативных неудач (на материал естественного русского диалога) // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. -М.: Наука, 1993. - С. 314-388.

ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СМИ

© Мартыненко М.В.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

В статье рассматриваются проблемы освещения средствами массовой информации межнациональных отношений, анализируется положительный и отрицательный опыт работы современных российских СМИ в этой области, предлагается ряд рекомендаций для повышения эффективности информации, направленной на стабилизацию ситуации в государстве и улучшение межнациональных отношений внутри Российской Федерации.

После распада Советского Союза в российском обществе произошел ряд социокультурных сдвигов. Противоречивость социально-экономической политики России в постперестроечный период повлекла за собой кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной. Разрушение старой системы ценностей создало духовный вакуум. Эрозии подверглись традиционные ценности народной жизни, отечественной истории и культуры, особенно остро встала проблема межнациональных отношений, как на территории СНГ, так и внутри Российской Федерации. Межнациональные отношения в большой степени лежат в сфере культуры, поэтому при рассмотрении этой проблемы, целесообразно рассмотреть один из факторов, наиболее влияющий на формирование культурных ценностей общества.

Культура современного общества представляет собой коммуникативно-информационную систему. Ее специфика обусловлена новыми спосо-

* Аспирант кафедры Массовых коммуникаций филологического факультета

бами производства и передачи информации. В основе культурной эволюции, по мнению многих исследователей, в том числе С.А. Герасимовой, «лежит процесс передачи знаний из поколения в поколение» [1, с. 5].

«Научно-техническая революция в области коммуникаций на рубеже III тысячелетия подготовила смену мировоззрения. В современном обществе коммуникация становится еще более мощным моделирующим средством, формируя коллективное сознание и управляя поведением людей» [1, с. 6]. Таким образом, средства массовой информации играют существенную роль в управлении общественным сознанием, а значит, могут влиять на развитие межнациональных отношений как в рамках одной страны, так и за ее пределами.

Тема межнациональных отношений для многих государств вообще, и для Российской Федерации в частности, является одной из основополагающих в формировании общегосударственной политики и, так называемой, национальной идеи. В этом отношении состояние отношений и культурных связей между различными народами, населяющими страну, может стать консолидирующим фактором или, напротив, привести к государственной нестабильности и даже вооруженным конфликтам, как это случилось на территории пост-совесткого пространства в девяностые годы прошлого века.

Каждый гражданин сегодня может рассматриваться как представитель определенной общности - нации, этнической общины. Связи внутри этих общностей очень сильны, поэтому необходимо обращать пристальное внимание на внешние коммуникативные процессы между ними. В советское время межкультурные различия старались минимизировать. Между членами всего государства существовало признание возможности проявления инокультур-ных ценностей и норм. В девяностые годы в России произошло резкое снижение уровня восприятия межкультурных различий. Основная причина -установление новых принципов общественных отношений, основанных на экономической рациональности, индивидуализме и конкуренции.

Средства массовой информации, выполняя функцию формирования общественного мнения, могут сглаживать межкультурные различия или, наоборот, обострять их. Для Российской Федерации эта тема особенно актуальна, учитывая многонациональный состав населения, приток мигрантов из бывших советских республик, а также представителей стран Азии, Африки, Латинской Америки и Арабского Востока.

С точки зрения объективности (одного из главных критериев качества информации) материалы СМИ должны непредвзято и справедливо относится ко всем представителям общества, основным принципом освещения темы межкультурных различий каждый журналист должен считать принцип толерантности. Он должен учить своих читателей, слушателей и зрителей осознавать многообразие общества и видеть положительные моменты в существовании разных рас, национальностей, конфессий, культур и традиций. Человек, живущий по принципам толерантности, объективно

воспринимает это многообразие, уважает в рамках закона права и свободы других людей. Именно от того, как представлена информация в средствах массовой информации, во многом, зависят представления и взгляды людей на совместное мирное проживание или на межнациональные конфликты.

Для российского общества одной из важных проблем является правильное освещение межэтнических и межконфессиональных отношений в СМИ. Разделение в прессе бывших союзных народов на «своих» и «чужих» привело к обострению и без того непростых отношений между отдельными национальными общностями. Характерным в девяностые годы стал тот факт, что значительная часть материалов в российской прессе подчеркивала только негативные стороны той или иной нации. Это только один аспект существующей проблемы. Дело в том, что, создавая отрицательный образ, к примеру, кавказских независимых государств, журналисты отрицательно подают образ всех представителей Кавказа, забывая (а в некоторых случаях делая это сознательно), что население республик Северного Кавказа является российскими гражданами. Таким образом, журналисты способствуют разжиганию межнациональной розни и обострению внутренних конфликтов.

Конфликтные заголовки и лексемы, употребляемые в российских СМИ, в постсоветский период стали визитной карточкой многих изданий, например, «Дурная слава: как чеченские группировки завоевывают Россию»... «Враг ты мой кавказский», «Чеченцы шагают по Москве», «На кавказцев охотится милиция и Счетная Палата», «Чеченцы оккупируют Сибирь»... «чеченские бандиты», «лица кавказской национальности». В свете событий последнего десятилетия подобные заголовки в сознании простых граждан становятся лозунгами, усугубляют и без того сложную ситуацию в определенных регионах нашего государства. Конфликтная лексика - это неприемлемая для журналиста форма передачи информации в массовое сознание. Ведь часто читатель не читает статьи полностью, а составляет свое мнение о тех или иных событиях, лишь бегло просматривая публикации. Так что вполне естественно, что провокационные заголовки способствуют негативному отношению к людям определенных национальностей. Такие необоснованные обвинения в адрес целых народов, вынесенные в заголовок, вызывают гнев у их представителей. В конечном итоге мы имеем взаимную ненависть на этнической основе. Необходимо отметить тот факт, что на телевидении и радио подобные факты встречаются гораздо реже, нежели в печатных средствах массовой информации. По сравнению с девяностыми годами, сегодня использование негативных определений и эпитетов в СМИ по отношению к определенным национальностям заметно снизилось. Неоднократно лидеры государства заявляли с телеэкранов, что преступники не имеют расы, национальности и религии. Однако в настоящее время появились новые формы материалов СМИ, прежде всего электронных, которые так или иначе нарушают баланс в освещении межкультурных отношений. Например, существование на телевидении таких программ как «Наша Раша» и ее аналогов, также может негативно сказывать-

ся на состоянии межкультурных отношений, так как в подобных передачах эксплуатируется стереотипный образ трудовых мигрантов из определенного ряда стран. Эксплуатация этого образа может вызвать обострение отношений между представителями различных национальностей.

Но даже отсутствие отрицательных факторов в освещении межкультурных отношений не решает задач, которые должны выполнять СМИ в этом направлении. Ведь положительная информация, связанная с межкультурными различиями, появляется в последнее время лишь от случая к случаю. На российском телевидении существует достаточно программ, показывающих культуру и обычаи других народов. Но на федеральных каналах, которые доступны всем, как правило, есть рассказы о народах дальнего зарубежья. Конечно, такие программы нужны, но рядовой зритель, как правило, очень мало знает даже о народах, населяющих Российскую Федерацию. Увидеть программы о российских гражданах можно только на местных телеканалах, которые в условиях кризиса все чаще снимают такие материалы с эфира, руководствуясь рейтинговой политикой. Кроме того, видеть программы «с национльным колоритом» можно только в пределах одного конкретного региона, а не в масштабе страны. Особенно важно, на наш взгляд, создавать такие материалы, прежде всего для молодежи. Ведь воспитание молодежи в духе уважения культуры всех народов, входящих в состав России, в конечном счете, есть воспитание чувства патриотизма к своему многонациональному государству. Это должна быть одна из составляющих национальной политики страны. И проводниками этой национальной политики могут и должны стать средства массовой информации.

По словам доктора исторических наук, профессора В.А. Михайлова, национальная политика - не только искусство соединения национальных интересов, но обеспечение «торжества прав человека для всех народов, вне зависимости от их численности. Удовлетворение жизненных нужд, специфических социальных культурных потребностей населения всех субъектов Федерации должно при этом осуществляться на основе глубокого знания истории, каждого конкретного региона, традиций и верований его населения.

Национальная политика в сегодняшних условиях - это политика конкретного решения вопросов в конкретном регионе, в конкретной республике, в конкретном месте» [3, с. 5].

Таким образом, при правильной подаче информации в сфере межнациональных отношений, можно немного смягчить взрывоопасную межэтническую ситуацию, которая до сих пор существует в ряде наших регионов.

Для правильного освещения различий между нациями, конфессиями, субкультурами нужно придерживаться, прежде всего, элементарных этических норм, которые предписывают объективно рассказывать о любом общественном и социальном явлении. Кроме того, необходимо, чтобы тема межкультурных различий появлялась не только в специализированных СМИ, но и общероссийских изданиях, на национальных радиостанциях и

центральных каналах. При этом необходимо показывать положительные моменты той или иной культуры, ее многообразие, красоту. Всегда нужно помнить, что журналист - не судья, и у него нет права казнить и миловать. Любой факт должен освещаться объективно, без личных оценок автора.

Общественная позиция журналиста должна заключаться в том, чтобы вести разговор на границе разных культурных групп. И его цель как посредника в межкультурной коммуникации должна проявляться в демонстрации толерантного отношения к представителям разных групп, разных культур в современном обществе.

Решением проблемы недостаточного количества материалов в СМИ, направленных на воспитание толерантности, могут стать циклы радио и телепередач для детей и молодежи, рассказывающих о народах России и зарубежья, культурных особенностях, традициях и достижениях в доступной форме, а также специализированные общенациональные издания на тему межнациональных и межкультурных связей. Для повышения эффективности материалов необходимо выработать новые подходы к изложению информации, максимально использовать изобразительно-выразительные средства конкретного вида СМИ, сделать информацию интересной для широких слоев читателей, зрителей, слушателей. На наш взгляд, это направление развития средств массовыой информации является перспективным в современных условиях, и решить поставленные задачи можно совместными усилиями государства, общественных организаций и работников СМИ.

Список литературы:

1. Герасимова С. А. Культурология и теория телекоммуникаций: элементарный курс: учеб. пособие / С. А. Герасимова. - М.: Гардарики, 2007.

2. Грабельников А.А. СМИ постсоветской России. - М., 1997.

3. Михайлов В.А. Понятие национальной (этнической) политики: метод, пособие. - М., 1995.

4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие. -М., 1995.

ЦЕНЗУРА - НЕОБХОДИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИСТОРИИ ИЛИ ПЕРЕЖИТОК ПРОШЛОГО?

© Нестеров А.А.*

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Статья поднимает актуальный вопрос на сегодняшний день - вопрос о контроле над информационным потоком общества с целью сохранения здорового климата в обществе. Рассматривается исторический ас-

* Аспирант

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.