Научная статья на тему 'Роль средств массовой информации в реализации государственной национальной политики Российской Федерации'

Роль средств массовой информации в реализации государственной национальной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2126
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО / СМИ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дрожжин Алексей Борисович

В формировании политических и духовно-нравственных ценностей современного многонационального российского общества одну из важных ролей играют средства массовой информации. Они могут как способствовать гармонизации межэтнических отношений, развитию национальной культуры, так и становиться катализатором межнационального противостояния, этнополитической напряженности. Российские средства массовой информации должны играть активную роль в реализации государственной национальной политики. Для ее реализации необходимы усилия всего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль средств массовой информации в реализации государственной национальной политики Российской Федерации»

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автор: ДРОЖЖИН А.Б.

ДРОЖЖИН Алексей Борисович - магистрант программы «Общественные

связи и медиаполитика» по направлению «Государственное и

муниципальное управление» факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС.

Адрес: 119571, Россия, Москва, проспект Вернадского, 84.

Е-шаИ: а.Ь.ёго7Ь7Ып@еша11 .сот.

В формировании политических и духовно-нравственных ценностей современного многонационального российского общества одну из важных ролей играют средства массовой информации. Они могут как способствовать гармонизации межэтнических отношений, развитию национальной культуры, так и становиться катализатором межнационального противостояния, этнополитической напряженности. Российские средства массовой информации должны играть активную роль в реализации государственной национальной политики. Для ее реализации необходимы усилия всего общества. В современных условиях, когда общественное мнение во многом формируется под влиянием теле-и радиопередач, публикаций в газетах и журналах, неизмеримо возрастает роль и ответственность средств массовой информации (СМИ) за создание атмосферы гражданского мира и согласия. СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно-политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий [1].

Роль современных СМИ, как одного из инструментов этнокультурного просвещения, состоит в формировании конструктивного общественного сознания граждан, укреплении и сохранении национального единства, осуществлении грамотной национальной политики, сохранении гражданского мира и согласия. Для укрепления межэтнического взаимодействия необходима не только грамотная информационная политика со стороны государства, но и совместная деятельность независимых средств массовой информации и гражданского общества. Поскольку СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности то они в той же степени, что и творцы политики несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства [2].

19 декабря 2012 г. Указом Президента Российской Федерации в целях координации деятельности федеральных и иных государственных органов, и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики была принята Стратегия государственной национальной политики

для обеспечения взаимодействия государственной власти с институтами гражданского общества [3]. Стратегия акцентировала инновационные ресурсы упрочения российской гражданской идентичности и стала важнейшим концептуальным документом, влияющим на всю систему общественно-политических отношений. Этот документ находится в одном ряду с концептуальной статьей В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» и Концепцией миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [4]. Таким образом, в 2012 г. была разработана триада доктринальных документов, которые позволяют наметить дорожные карты достижения внутриполитической стабильности в обществе.

Цель Стратегии - укрепление единства российского народа, достижение межнационального мира и согласия, формирование общероссийской гражданской идентичности. Стратегия - система своевременных приоритетов, целей, задач, механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации [5]. Принятие Стратегии свидетельствует о готовности власти, ориентируясь на обозначенные в документе приоритеты, цели и принципы, проводить результативную государственную политику в области межнациональных отношений в России, учитывая исторический опыт страны в целом и народов, традиционно проживающих на ее территории. Таким образом, серия мер, осуществленных Президентом и правительством страны, свидетельствует о возрастании уровня доверия населения к власти в части решения и профилактики межнациональных проблем и конфликтов.

Среди ключевых вопросов, которым в Стратегии уделено особое внимание, можно выделить сохранение языков и культуры народов РФ, обеспечение прав коренных малочисленных народов, создание дополнительных условий для поддержания мира на Северном Кавказе, взаимодействие с соотечественниками, проживающими за рубежом. Важнейшим условием поддержания стабильности и обеспечения устойчивого развития нашего государства является минимизация основных конфликтогенных факторов, оказывающих непосредственное воздействие на возникновение и развитие конфликтной ситуации, в том числе в сфере межэтнических отношений. В их числу можно отнести и информационный фактор, предполагающий большую степень вовлеченности в потенциальный конфликт средств массовой информации, создающих негативный образ представителей той или иной этнической группы, или проводимой государством политики [6].

Следует отметить, что одним из субъектов реализации Стратегии являются институты гражданского общества, в том числе средства массовой информации. При этом государство и гражданское общество формируют информационные поводы для СМИ. В Стратегии существует ряд задач по информационному обеспечению, и ее реализация возможна при объединении усилий государственных и муниципальных органов, институтов гражданского общества и СМИ. С учетом нового качества отношений власти и гражданского общества важно отражение в СМИ позиции органов власти и управления в отношении проблем межэтнических отношений, популяризация принципов, направлений, форм и методов государственной национальной (в том числе

региональной) политики Российской Федерации, а также политики в сфере межэтнических отношений субъектов РФ. Более того, реализация государственной национальной политики в нашей стране возможна лишь при объединении усилий государственных и муниципальных органов, институтов гражданского общества и СМИ [7].

В частности, в целях реализации поставленных задач по обеспечению межнационального мира и согласия, информационному сопровождению реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации было высказано предложение создать государственные и муниципальные системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, обеспечивающие возможность быстрого разрешения и/или предупреждения конфликтов, возникающих в связи с этноконфессиональным фактором. Система мониторинга до конца 2014 г. запущена в тестовом режиме в восьми субъектах Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Крым, Республика Татарстан, Пермский край, Волгоградская, Воронежская и Иркутская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра). Необходимо подчеркнуть, что в развитии системы мониторинга значимую роль играют средства массовой информации, которые позволяют отслеживать тенденции развития межнациональных отношений в том или ином регионе, выявлять актуальные проблемы, волнующие общество.

Возрастает роль региональных средств массовой информации в обеспечении гармонизации межнациональных отношений, укреплении единства россиян всех национальностей, развитии межкультурного диалога. В полной мере это касается Москвы. 6 июня 2016 г. была принята Стратегия национальной политики города Москвы на период до 2025 года, которая является основополагающим документом, регулирующим сферу межнациональных отношений в столичном мегаполисе. К ее реализации привлекаются институты гражданского общества, в частности, средства массовой информации, в том числе этнические. Основная задача этнических СМИ в столице - освещать жизнь представителей разных национальностей в московских газетах. Несмотря на все эти проблемы, этнические газеты, журналы, телеканалы постепенно выходят из корпоративной замкнутости, становясь активными игроками в российском информационном пространстве. Остается актуальной проблема создания интернационального этнопортала, где представителю каждой национальности будет дана возможность публиковать на русском языке актуальную информацию. Другой важный вопрос -подготовка профессиональных журналистов, т.к. их отсутствие делает работу этнических СМИ крайне непродуктивной [8].

Таким образом, современный этап развития системы государственной национальной политики в Российской Федерации обозначил новые принципы взаимодействия государства, общества и средств массовой информации. СМИ являются активным субъектом общественно-политических отношений за счет реализации новых ресурсов. Данные ресурсы обоснованы новациями российских политики, права, управления, в которых СМИ обретают роль

организатора общественного дискурса, модератора общественного мнения. Информационное развитие и продвижение в медийном пространстве положительных образов Российской Федерации и населяющих ее народов во многом является залогом успешной работы органов государственной власти в условиях современной «информационной эры». Формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению ксенофобских и экстремистских идей, а также к непрофессионализму в печатной сфере, сможет стать одной из опор построения единой российской гражданской нации.

Активное вовлечение российских федеральных и региональных (в том числе, московских) СМИ в регулирование межэтнических отношений, бесспорно, будет способствовать модернизации государственной национальной политики в рамках реализации Стратегии и выработке новых продуктивных подходов. СМИ сегодня являются инструментом реализации национальной политики государством. В связи с этим на журналистов, выпускающих информационный продукт, накладывается большая персональная ответственность, при этом улучшению имиджа российской журналистики могут поспособствовать нравственные ориентиры прошлого и настоящего.

Список литературы

1. Роль СМИ в освещении национальной политики и межэтнических отношений. URL: http://allrefs.net/c17/1y1ln/p1/.

2. Чичановский А.А. Средства массовой информации и власть // Диалог №№ 5-6. М., 1995. С.124.

3. РИА Новости газета «Аргументы и факты». 31 марта 2015 года. URL: http://www.aif.ru/politics/russia/1479567.

4. Путин В.В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс]. URL: terlegrad.ru/politics/22141-statya-putina.-rossiya-nacionalnyy-vopros.html.

5. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 года №1666).

6. Стенограмма заседания Комиссии по мониторингу и разрешению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям от 11.12.12 из архива ГБУ «МДН».

7. Тучков С.М. Связи с общественностью в политических, государственных и муниципальных организациях. М.: Макс-Пресс, 2011. С. 29-30.

8. Круглый стол «Роль СМИ Москвы в современном мире» // http: //mdn.ru/report/kruglyj - stol-rol-smi-mo skvy-v-sovremennom-mire-v-ramkah-proekta-gbu-mdn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.