трибуня молодого ученого
УДК 343
Иванов Владимир Валерьевич Ivanov Vladimir Valerievich
преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
lecturer of the department of activity of internal affairs bodies in special terms
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Актуальные вопросы деятельности полиции по предупреждению межнациональных конфликтов как факторов возникновения массовых беспорядков на примере Нижегородской области
Topical issues of police activities for the prevention of interethnic conflicts as causes of the riots on the example of Nizhny Novgorod region
Статья посвящена проблеме профилактики и предупреждения межнациональных конфликтов на примере работы сотрудников Главного управления МВД РФ по Нижегородской области. Раскрываются предпосылки возникновения межнациональных конфликтов. Предлагается алгоритм действий сотрудников полиции по недопущению эскалации межэтнических конфликтов в массовые беспорядки.
Ключевые слова: этнос, иностранные граждане, миграция, межэтнический конфликт, групповые нарушения общественного порядка, массовые беспорядки, предупреждение, оперативная обстановка.
The article is devoted to the problem of prevention interethnic conflicts on the example of the Main department of the MIA of Russia in Nizhny Novgorod region work. Describes the preconditions of the ethnic conflicts. Suggested the police officers algorithm of actions to prevent the escalation of ethnic conflicts in the riots.
Keywords: ethnic group, foreigner, migration, ethnic conflict, group violations of public order, riots, warning, operative situation.
Нижегородская область является типичным для центральной части Российской Федерации территориальным образованием. Согласно данным переписи населения 2010 года, этнический состав региона довольно разнообразен и насчитывает более 100 национальностей. Однако русские составляют 3 109 661 человека, что соответствует 95% от всего коренного состава населения Нижегородской области, другие национальности — 5%, среди которых: 44 103 — татары, 19 138 — мордва, 17 657 — украинцы, 13 294 — армяне, 9 768 — чуваши, 8 494 — азербайджанцы, 6 415 — марийцы и др. [1].
Значительное влияние на демографическую ситуацию в регионе оказывают миграционные процессы (как внутренняя, так и внешняя миграция). Нижегородская область всегда была и остается привлекательным регионом для бизнесменов, дипломатов, туристов, иностранцев, занимая одну из лидирующих позиций в При-
волжском федеральном округе по количеству принимаемых мигрантов, что объясняется высокой развитостью инфраструктуры, многонациональным составом населения, а также значительным экономическим и промышленным потенциалом.
Анализ динамики перемещения и пребывания иностранных граждан в Нижегородской области за последние десять лет показывает, что количество въезжающих на территорию области иностранных граждан ежегодно увеличивалось в среднем на 20%, однако в 2014 году этот показатель начал неуклонно снижаться.
Миграционный прирост населения в Нижегородской области в январе — мае 2015 года снизился на 1 772 человека по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отрицательное сальдо миграции составляет 1 440 человек, из которых 432 или 30% — убыль международной миграции [2].
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
257
Иванов В.В. Актуальные вопросы деятельности полиции по предупреждению межнациональных конфликтов как факторов возникновения...
Иванов В.В. Актуальные вопросы деятельности полиции по предупреждению межнациональных конфликтов как факторов возникновения...
трибуня молодого ученого
Основной причиной такого снижения можно назвать изменение миграционного законодательства Российской Федерации в сторону усиления ответственности за нарушения правил пребывания иностранных граждан на территории РФ, организацию незаконного пересечения государственной границы, нелегальной миграции, фиктивную постановку на миграционный учет и фиктивную регистрацию. В определенной степени это помогло решить проблему так называемых «резиновых квартир» (когда собственник за плату предоставляет регистрацию десяткам иностранных граждан). Кроме того, значительно расширены полномочия ФМС при вынесении решений о запрете въезда в отношении иностранцев-нарушителей [3].
Немалую роль сыграли и изменения на международной экономической арене, а именно падение курса рубля по отношению к американской и европейской валюте, в связи с чем трудовым мигрантам стало невыгодно конвертировать российскую валюту, заработанную на территории России, в национальную.
Проблема возникновения межэтнических (межнациональных) конфликтов особенно актуальна для светских многоконфессиональных государств с федеративным устройством и многонациональным составом населения, так как изначально создается почва для зарождения идей сепаратизма и ксенофобии. В большей степени подвержены таким конфликтам регионы с высоким коэффициентом миграции населения, каким и является Нижегородская область. Как правило, иностранные граждане не учитывают культурные и социальные особенности коренного населения и этим вызывают резко негативное отношение к себе.
Этнос (греч. — народ, племя) — исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящая на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов [4, с. 472].
Защита своих ценностей и традиций — ключевая потребность каждого этноса, поэтому наиболее драматичны конфликты, возникающие в результате выражения пренебрежения к традициям или ущемления ценности этноса.
Межэтнический конфликт представляет собой сложное явление, состоящее из нескольких элементов. В широком смысле межэтнический конфликт — это разновидность социального конфликта, который выражается в противоре-
чии интересов одного или нескольких этносов по отношению к другому или другим этносам, эмоциональной вражде, взаимной неприязни, и может принимать форму гражданского, политического или вооруженного противостояния.
Межэтнический конфликт может быть вызван множеством причин, как и любое другое сложное комплексное явление. Однако конфликты исключительно на национальной почве в реальной жизни практически не встречаются. Чаще всего они обусловлены рядом социальнопсихологических факторов, в частности неприязнью представителями одного этноса другого, заложенной на подсознательном уровне. На стадии возникновения конфликт может иметь любую бытовую причину (например, оскорбление словом или действием, пьяная драка, ссора из-за работы или девушки и др.). Однако какими бы не были первопричины, если конфликт имеет место между представителями разных этносов, так или иначе он приобретет экстремистскую окраску, а личная неприязнь без должного внимания со стороны правоохранительных органов выльется в массовые беспорядки.
Значительную роль в раздувании межэтнических конфликтов в групповые нарушения общественного порядка играет героизация «своих» и недооценка «чужих». При возникновении конфликтной ситуации происходит сплочение по национальному признаку перед лицом мнимого врага и индивидуальный спор быстро переходит в «массовые разборки».
Групповое нарушение общественного порядка — это хулиганские действия, которые нарушают общественный порядок и выражаются в явном неуважении к обществу, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. В конкретной ситуации при наличии достаточных оснований, а также в зависимости от тяжести наступивших последствий такие деяния квалифицируются как административное правонарушение по статье 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» [5], либо в соответствии с частью 2 статьи 213 Уголовного кодекса РФ «Хулиганство» [6].
Массовые беспорядки — это преступления против общественной безопасности, предусмотренные диспозицией статьи 212 Уголовного кодекса РФ, сопровождающиеся насилием, погромами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти [6].
258
Юридическая наука и практика
трибуня молодого ученого
Важную роль в вопросе профилактики возникновения межнациональных конфликтов и их эскалации в массовые беспорядки играет недопущение организации мест компактного проживания лиц некоренной национальности на территории того или иного муниципального образования. Так, по подсчетам региональной национально-культурной организации «Езиды», в Нижегородской области проживают до 8 тысяч человек этой национальности [7]. Езиды — это этноконфессиональная группа курдов, исповедующих культ поклонения Солнцу. При этом в Княгининском районе их насчитывается около 500 человек.
В конце июня 2011 года между двумя молодыми людьми (русским и езидом по национальности) на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений произошла ссора, переросшая в драку, в которой приняли участие по два человека с каждой стороны. Позже к драке присоединились еще порядка 15 человек с каждой стороны, участники конфликта высказывали в адрес друг друга оскорбления и угрозы физической расправой. В результате двум русским молодым людям причинен тяжкий вред здоровью, по данному факту возбуждено уголовное дело по статье 111 УК РФ.
Следует отметить высокий профессионализм сотрудников полиции, которые в целях недопущения роста межнациональной напряженности и эскалации конфликта между русскоязычным населением Княгининского района и езидской диаспорой провели оперативно-профилактическую операцию «Правопорядок» с привлечением сил и средств Главного управления МВД России по Нижегородской области, организовали рабочую встречу с участием представителей полиции, администрации Княгининского района, езидской диаспоры и русскоязычного коренного населения района. В ходе работы обсуждались вопросы недопущения разжигания межнациональной розни, групповых нарушений общественного порядка и незаконного вмешательства в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
В целом благодаря четко скоординированной совместной работе органов исполнительной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов в Нижегородской области сохраняется спокойная и толерантная обстановка. За 2014 год и истекший период текущего года на территории региона не зафиксировано межконфессиональных и межнациональных конфликтов, тенденций к их возникновению также выявлено не было.
Сотрудниками Главного управления МВД России в тесном взаимодействии с региональным Управлением ФСБ России и другими правоохранительными органами, атакже органами исполнительной власти и местного самоуправления на постоянной основе ведется работа по выявлению и нейтрализации угрозообразующих факторов.
В конце 2013 года органам исполнительной власти Нижегородского региона пришлось в экстренном режиме на практике проработать вопросы взаимодействия при обострении оперативной обстановки в связи с эскалацией межнациональной напряженности на территории г. Арзамаса. В результате совместных мер, предпринятых областным Главком МВД России, УФСБ, администрациями г. Арзамаса и области, удалось стабилизировать оперативную обстановку и не допустить разрастания конфликта, несмотря на активные попытки представителей различных деструктивных сил.
7 декабря 2013 года в г. Арзамасе Нижегородской области произошел межэтнический конфликт на бытовой почве между двумя гражданами РФ и гражданами Республики Армения, в результате которого одному гражданину славянской национальности причинено смертельное ножевое ранение, второму — телесные повреждения. Лица, совершившие преступление, были задержаны в этот же день.
Данный конфликт вызвал широкий общественный резонанс и недовольства среди коренного населения города, которые 9 декабря переросли в митинг против этнопреступности, а затем вылились в беспорядки, заключающиеся в повреждении имущества, принадлежащего лицам армянской национальности. В беспорядках приняли участие около 200 человек.
Примечательно, что чиновники предпочитают отрицать наличие межнациональных конфликтов даже тогда, когда они угрожают безопасности граждан. Так, губернатор области В.П. Шанцев относительно конфликта в г. Арзамасе сделал следующее заявление газете «Известия»: «Это бытовой скандал, который закончился трагедией... Кому-то хочется на этом выстроить какие-то трудности. Нет там никакого межнационального конфликта. Это обычная пьяная ссора. Просто люди оказались разной национальности. Таких ссор в день бывает очень много» [8]. В то время как социальные сети и тематические сайты сети «Интернет» пестрили яркими заголовками и фотографиями с места событий, побуждая молодежь присоединиться к погромам и под-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
259
Иванов В.В. Актуальные вопросы деятельности полиции по предупреждению межнациональных конфликтов как факторов возникновения...
Иванов В.В. Актуальные вопросы деятельности полиции по предупреждению межнациональных конфликтов как факторов возникновения...
трибуня молодого ученого
жогам имущества иностранцев. Подобное противоречие вызывает у населения недоверие к власти и правоохранительным органам, заставляет усомниться в их объективности и встать на сторону толпы, чтобы взять «правосудие» в свои руки.
Наиболее опасной является ситуация, когда руководство правоохранительных органов на местах пытается скрыть назревающий межнациональный конфликт, чтобы избежать проверок со стороны надзорных и контролирующих органов и возможных дисциплинарных взысканий. Это особенно актуально после событий в г. Пугачеве Саратовской области, где в 2013 году после убийства русского молодого человека чеченским подростком начались массовые беспорядки. Тогда по результатам проверки к строгой дисциплинарной ответственности были привлечены 11 руководителей и сотрудников отдела полиции; от занимаемой должности отстранен начальник отдела полиции, его заместители уволены; уволены прокурор города и участковый уполномоченный.
На наш взгляд, отрицание самого факта возникновения конфликта на национальной почве приводит к затягиванию процедуры его урегулирования, так какзадействуются не все имеющиеся резервы и механизмы, недооценивается вся серьезность складывающейся оперативной обстановки и недовольство населения может перейти в массовые беспорядки за считанные часы от начала мирной манифестации.
В целях недопущения массовых беспорядков и урегулирования межэтнических конфликтов на стадии их зарождения необходимо выработать последовательный алгоритм реагирования на факторы, способные вызвать обострение межнациональных и межконфессиональных отношений на территории обслуживания. При поступлении информации о возможном осложнении оперативной обстановки весь круг правоохранительных органов областного и районного уровня, а также Правительство области и органы местного самоуправления должны быть незамедлительно проинформированы и проинструктированы о ходе дальнейших действий. При этом в каждом структурном подразделении должно быть назначено лицо, ответственное за осуществление взаимодействия и своевременный обмен информацией.
В 2014 году в правоохранительные органы Нижегородской области неоднократно поступали сигналы об инцидентах между представителями различных национальностей из Павловского, Кстовского, Пильнинского
районов области. В результате принятия мер упреждающего характера не допущена массовая драка несовершеннолетних (русских и выходцев из Северо-Кавказского региона) в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода. По всем фактам проведены проверки, в ходе которых установлен бытовой характер инцидентов. В апреле текущего года имел место бытовой конфликт между гражданами Армении и местными жителями Воротынского района, который перешел в массовую драку с участием десятков человек.
Серьезных последствий удалось избежать только благодаря своевременному информированию территориальных органов прокуратуры, полиции и местного самоуправления в целях организации и проведения совместных профилактических мероприятий.
В заключение следует отметить, что подобные факты в настоящее время вызывают широкий общественный резонанс и используются ангажированными СМИ, лидерами и идеологами различных деструктивных антиправительственных организаций в своих интересах. В эпоху развития глобальной сети «Интернет» и мобильной связи практически невозможно скрыть негативную информацию, поэтому очень важно при возникновении конфликтных ситуаций незамедлительно осуществлять взаимный обмен информацией и в случае дальнейшей эскалации напряженности создавать оперативный штаб по урегулированию ситуации. В рамках деятельности созданного штаба все органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные структуры обязаны принять неотложные меры в рамках имеющейся компетенции:
— обеспечить охрану порядка и общественной безопасности, недопущение нарушений закона и оперативное разбирательство по выявленным противоправным фактам;
— провести рабочие встречи слидерами национальных диаспор, активистами общественных движений и политических партий, духовенством;
— организовать информационную и пропагандистскую работу в средствах массовой информации и сети «Интернет» с целью своевременного размещения официальных комментариев, пресечения распространения слухов и лживой информации;
— незамедлительно и объективно разобраться в ситуации и информировать население о результатах, обеспечить участие общественности в данном процессе.
260
Юридическая наука и практика
трибуня молодого ученого
Проработка вопросов взаимодействия и обратной связи полиции с органами местного самоуправления особенно актуальна в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года, одним из городов-организаторов которого выступает Нижний Новгород. Своевременное и адекватное реагирование всех органов власти и местного самоуправления позволит обеспечить должный общественный порядок и не допустить возникновения угроз общественной безопасности в нашем регионе.
Примечания
1. Информационные материалы об окончательных итогах ВПН 2010 г. Нижегородстата. URL: http://nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ nizhstat/ru/census_and_researching/census/national_ census_2010/score_2010/
2. Демографические и миграционные процессы в Нижегородской области за январь—май 2015 года. URL: http://nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/nizhstat/ ru/news/rss/9149c5004904a52e9936f9f96bd95409
3. Аналитический обзор миграционной ситуации и реализации государственной политики в сфере миграции за 2014 год. URL: https://docviewer.yandex. ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fwww.fmsnnov.ru%2F%3F id%3D9362&name=%3Fid%3D9362&c=55faac5f987d
4. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.09.2015).
6. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г. // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2015).
7. Лысов А. Без конфликтов, но не без проблем // Нижегородская правда. 18 декабря. URL: http://www. pravda-nn.ru/archive/number:464/article:6998/
8. Губернатор Нижегородской области исключает этническую подоплеку в событиях в Арзамасе. URL: http://izvestia.ru/news/562445
Notes
1. Information materials on the final outcome of the VPN 2010 Nizhegorodstata. URL: http://nizhstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/nizhstat/ru/census_and_re-searching/census/national_census_2010/score_2010/
2. Demographic and migration processes in the Nizhny Novgorod region in January—May 2015. URL: http:// nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/nizhstat/ru/ news/rss/9149c5004904a52e9936f9f96bd95409
3. Analytical review migratory situation and implementation of the state policy in the field of migration for 2014. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fwww.fmsnnov.ru%2F%3Fid%3D9362 &name=%3Fid%3D9362&c=55faac5f987d
4. Kononenko B.I. The Great dictionary of cultural studies. Moscow, 2003.
5. The Russian Federation code of administrative offences № 195-FZ of 30.12.2001 // ATP «ConsultantPlus» (date of access: 15.09.2015).
6. The Criminal code of the Russian Federation № 63-FZ of 13.06.1996 // ATP «ConsultantPlus» (date of access: 15.09.2015).
7. Lysov A. Without conflict, but not without prob-
lems // Nizhegorodskaya pravda. 2008. December 18. URL: http://www.pravda-nn.ru/archive/number464/ar-
ticle:6998/
8. The Governor of the Nizhny Novgorod region excludes the ethnic background of the events in Arzamas. URL: http://izvestia.ru/news/562445
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
261
Иванов В.В. Актуальные вопросы деятельности полиции по предупреждению межнациональных конфликтов как факторов возникновения...